"честное слово": крестное знамение. почему люди осеняют себя крестом, когда это появилось и что означает. Какой рукой и как правильно креститься

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн - небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного - теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Казалось бы, что может быть проще, нежели перекреститься? Складываем пальцы и… Так. А как, собственно, пальцы складывать правильно?
И почему именно так? А можно ли складывать пальцы по-другому? И что все это означает?

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа
Осенение рукотворным крестом себя или других людей называется "крестным знамением". Слово "знамение" означает "знак". То есть крестное знамение - знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение (крестятся), прося помощи у Бога, для исповедания или свидетельства своей веры в Иисуса Христа, в Его смерть на Кресте и Его воскресение. По тому, как крестится тот или иной человек, можно определить, какого он вероисповедания.

В наше время в большинстве православных церквей принято совершать крестное знамение в следующей последовательности. Пальцы правой руки складываются так: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец (также сложенные вместе) прижаты к ладони. Первые три пальца, сложенные вместе, символизируют единство Пресвятой Троицы, нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Два других пальца указывают на две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую, соединенные во Христе неизменно, нераздельно, неразлучно.

Сложенные таким образом пальцы сначала поставляются на лоб (освящение ума), потом на живот (а вовсе не на грудь!) - это освящение чувств, затем на правое и на левое плечо. Это освящение сил телесных.

При совершении крестного знамения принято произносить про себя: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь" (если при этом не произносится других молитв). Креститься следует, избегая слишком быстрых, резких, отрывистых или круговых движений. Крестное знамение предполагает неспешность и чувство. Поясной или земной поклон совершается после крестного знамения, а не одновременно с ним. Сначала мы изображаем на себе Крест Господень, а затем поклоняемся ему.
Если незнакомые люди крестятся по-другому (например, слева направо) - не следует спешить делать им замечание: возможно, что они воспитаны в другой богослужебной культуре. Иначе крестятся старообрядцы, верующие армяно-григорианского исповедания, католики (они крестятся открытой ладонью и в иной последовательности: с левого плеча на правое) и те из протестантов, кто в принципе не отрицает крестное знамение.

По-славянски пальцы называют "персты", поэтому складывание пальцев определенным образом для совершения крестного знамения называется перстосложением. Способ сложения пальцев, принятый в Православной Церкви, называют троеперстием.
До XVII века в Русской Церкви использовали двоеперстие: указательный и средний пальцы складывали вместе, а большой, безымянный и мизинец, сложив, прижимали к ладони, символизируя веру в Пресвятую Троицу. В наше время так крестятся старообрядцы. Троеперстие и двоеперстие - разные способы крестного знамения, поэтому считать один из них единственно возможным или, напротив, ошибочным нельзя.

Тем не менее нередко можно увидеть ошибочный вариант крестного знамения, который встречается во многих старых учебниках: вместо живота пальцы поставляются на грудь. Даже в недавно изданной книге В. Артемова "Православное богослужение" говорится: крестятся лоб, грудь, правое и левое плечо". Искаженным этот метод является потому, что если крест, построенный путем мысленного соединения точек на лбу, груди и плечах, получается перевернутым: нижний его конец короче верхнего.
Осенять себя крестным знамением христиане стали уже с I века - это передавалось от апостолов. До V века крестное знамение вообще совершалось одним пальцем, скорее всего - указательным. Наложение полного (лоб - живот - плечи) крестного знамения впервые упоминается в грузинских источниках - в "Житии святой равноапостольной Нины". Крестное знамение в виде двоеперстия стали использовать после V века в связи с борьбой с ересью монофизитства. Такой способ крестного знамения был принят для того, чтобы подтвердить единство Божественной и человеческой природы Христа. Позже появилось и троеперстие.

Знамение на всю жизнь
Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью помощь и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо. Церковь употребляет начертание креста во всех богослужениях и таинствах. В Византии в особо важных документах вместо имени ставили три креста, считая, что поручиться крестной силой ответственнее, чем именем. Крест Христов освящает собой самые разнообразные действия и предметы, поэтому крестное знамение сопровождает верующего человека всю жизнь.

Когда необходимо креститься? Это принято делать в начале и в конце молитвы. При приближении к той или иной святыне. При входе в храм и выходе из него - крестное знамение в этом случае совершают трижды. Перед тем как поцеловать крест или икону. В тот или иной момент богослужения. В частности, во время ектении: после пения "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи" крестятся один раз. Один раз крестятся и при малом славословии: "Слава Отцу и Сыну…".

Один раз совершается крестное знамение при возгласах "Примите, ядите…", "Пийте от нея вси…", "Твоя от Твоих…", а также "Слава Тебе, Христе Боже…". Один раз следует креститься при чтении или пении "Честнейшую Херувим…". Три раза совершается крестное знамение во время чтения либо пения "аллилуйя", Трисвятого, "Придите, поклонимся…", а также при возгласе "Слава Тебе, Христе Боже наш…". При каждом оглашении слов "поклонимся", "поклонение, "припадем" крестное знамение совершается один раз. Один раз совершается крестное знамение и при взывании к Господу, Божией Матери и святым во время канона на утрене. По окончании чтения или пения каждого молитвословия или песнопения также совершается крестное знамение. Во всех этих случаях крестное знамение совершается с поясным поклоном.

Троекратное крестное знамение с земным поклоном совершается во время поста при входе или выходе из храма. Кроме этого есть еще множество случаев, когда в храме нужно обязательно совершать крестное знамение. Знание этого приходит к верующим с опытом. Есть определенные правила, не допускающие в том или ином случае крестного знамения.

Креститься не положено во время пения псалмов. Не допускаются земные поклоны в дни Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, в дни Преображения и Воздвижения. Правда, в последнем случае три земных поклона отдаются Кресту.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или Чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не надо, но только кланяться.

Конечно, этим перечнем все не ограничивается. Допустимо креститься во всех значимых случаях жизни: в опасности и испытании, в радости, в горе, в труде.
Крестное знамение используют не только по отношению к себе, но и к окружающим. Крестным знамением священник благословляет верующих. Вот только осеняет он склоненную голову верующего крестом слева направо, а не справа налево, как человек, осеняющий себя сам. Мать осеняет крестным знамением своего ребенка, супруги - друг друга, один родной человек - другого (например, когда близкий человек отправляется в путь). Такое крестное знамение называется благословением.
Крестным знамением принято осенять пищу перед ее употреблением, а в некоторых случаях и другие предметы личного или домашнего обихода (например, кровать перед сном).

Крест - охрана моя
Крестное знамение имеет несколько значений. Вероисповедальное, освятительное, и, наконец, охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу побеждать зло и творить добро, преодолевать искушение и страсти. Правда, необходимо отбросить суеверные представления, будто само по себе крестное знамение или ношение крестика является "защитой от злых сил". Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

История знает множество примеров, когда Господь по вере людей через крестное знамение творил чудеса. Апостол Иоанн Богослов, как повествует его ученик святой Прохор, знамением Креста исцелил лежащего по пути больного. А благочестивый Ир, по наставлениям апостола Филиппа, начертал рукой образ Креста Христова на поврежденных частях тела недужного Аристарха - и тотчас усохшая рука окрепла, око прозрело, слух открылся и больной стал здоровым. Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого, страдала грудной болезнью, просила свою мать осенить больное место Крестом и сразу получила исцеление.

Чудодейственный Крест Христов не только исцелял недуги, но и воскрешал мертвых и делал человеческое тело невредимым. Так, первомученица Фекла осенила Крестом дрова и хворост, собранные для ее сожжения, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Мученица Василиса Никомедийская оградила себя знамением Креста, и посреди пламени в разожженной печи стояла долгое время в огне безо всякого вреда. Обреченные на растерзание зверями мученики Авдон, Синнис, великомученик Пантелеймон и многие другие мученики осеняли себя крестным знамением, и лютые звери, как кроткие ягнята, целовали ноги Божьих людей. При всемогущей силе Креста Христова оказывались безвредными и смертоносные яды, как это видно из жития святителя Ювеналия и преподобного Бенедикта.

В наши дни часто говорят, что теперь чудес не бывает. Дескать, чудеса случались только в древности. Но вот совсем недавно в России свершилось одно из таких чудес, в котором явно проявилась животворящая и спасающая сила крестного знамения.
Один из священников въехал в небольшую гостиницу, где уже жили несколько человек. Всем им был предложен обед. И когда они собрались к столу, священник, как пастырь Церкви, предложил: "Братья, прежде всего станем на молитву. Помолимся перед тем, как принять пищу". Все встали, священник прочитал молитву Господню "Отче наш" и, заканчивая ее, обратившись к столу, осенил все крестообразным пастырским благословением.

И в эту же секунду большой графин с квасом, стоявший на столе, безо всякой видимой причины и безо всякого удара со стороны, разлетелся вдребезги. Квас разлился, все ахнули. Хозяйка гостиницы схватилась за голову, бросилась в соседнее помещение, откуда донесся ее крик. Тут же она вбежала обратно, бросилась к священнику в ноги и призналась, что этот графин поставила на стол по ошибке. В нем был отравленный квас, приготовленный для убийства мужа. На стол она хотела поставить другой графин с хорошим квасом, но перепутала, поскольку оба графина были совершенно одинаковы. И если бы не молитва Господня, если бы пастырь не осенил своим благословением стол для трапезы - то погибло бы множество людей.

Подобных историй в наши дни случается немало. Крест укрепляет и спасает искренне верующего человека. Даже умирая, в последний момент, христианин холодеющей рукой осеняет себя крестным знамением, ограждая и освящая себя на свой последний путь. И на могиле христианина ставят крест, чтобы все знали, что под этим крестом покоится верующий.

Очищение, просветление и преображение
От рассказа о крестном знамении так естественно перейти к разговору о самом кресте. В нашем случае - о кресте, на котором был распят Иисус Христос. Все мы знаем, что такой вид смертной казни существовал в Римской империи, но едва ли кто-то помимо богословов и профессиональных историков представляет себе весь ужас распятия.
Крест был в Римской империи способом казни, предназначенным для рабов и для тех случаев, когда смертную казнь хотели усилить бесчестием. Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей смертной казнью Как говорил Цицерон, "само название креста противно римскому уху, взору и слуху".

Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки к дереву гвоздями. Ноги часто тоже прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию, на высоте ног, для их опоры, приколачивали горизонтальную дощечку или устраивали посередине перекладину (отсюда выражение "сидеть на кресте", которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями, и тело не опускалось бы вниз.

Ф. Феррар в книге "Жизнь Иисуса Христа" пишет: "Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах, - все это, вместе взятое и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неестественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии - в особенности в голове и животе - распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делал приятным, мечту о ней - усладительной".

"Жестокая особенность смертной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить в страшных муках три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов. Распятые на кресте, если они обладали крепким телосложением, могли даже спать и умирали только от голода. Основной мыслью этой жестокой казни было не непосредственное умерщвление осужденного с помощью определенных повреждений его тела, а выставление паба с пригвожденными руками, из которых он не сумел сделать хорошего употребления, к позорному столбу, где его и представляли гниению", - писал Ренан.

Крест, на котором был распят Иисус Христос, по преданию, был обнаружен еще во времена правления римского императора Тиберия (14 - 37 года). Тогда епископом Иерусалима был святой Иаков. Затем этот крест был надолго утерян и найден только супругой святого императора Константина святой Еленой в IV веке.

Размах организованных ею раскопок был велик, и в итоге святая Елена нашла три креста, но не знала, на котором из них страдал Иисус Христос. В конце концов, она велела принести тело мертвого мужчины и положила его на один из крестов. Соприкосновение не оказало на мертвого никакого действия. Елена велела положить тело на второй крест, затем на третий. При соприкосновении с третьим крестом мертвый тотчас воскрес. Так был обретен крест, на котором распяли Иисуса. Часть этого креста Елена отослала императору Константину, а тот, в свою очередь, папе Римскому. Фрагмент святыни до сих пор хранится в Риме в церкви Св. Креста Иерусалимского. Большую часть креста Елена вновь закопала в церкви, построенной на месте Голгофы.
Рядом с крестом была найдена табличка с надписью "Иисус Назарянин, Царь Иудейский", которую тоже отправили в Рим. С этого момента крест становится высшим символом христианства. А в первые века отношение христиан к кресту было двойственным. Поскольку казнь на кресте считалась в Римской империи позорной, поначалу христиане крест ненавидели. Понадобились усилия апостолов, чтобы изменить ситуацию.

Уже тогда представления о спасительном поклонении кресту сочетаются с идей несения креста. Евангелист Марк пишет про Христа: "И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною". Ученики Христа учили не только поклонению кресту, но и восхождению на крест. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: "И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним".

"Крест - небесных и земных соединение и преисподних попрание", - писал Иоанн Златоуст. Для христиан крест - это и очищение, и просветление, и преображение, и залог будущего века. Блаженный Августин писал в V веке: "Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно".

Крест - это и символ Христа. Две "руки" горизонтальной оси означают две основополагающие идеи христианства: прощения и искупления и Божью кару. Две пересекающиеся оси, из которых составлен крест, представляют двойную природу Спасителя: горизонтальная ось - Его земную природу, вертикальная - Божественную.
Крест - это явление духа и силы. Весь жизненный путь христианина есть познание Креста, и в конце такого пути человек может сказать: "Я сораспялся Христу, и я уже не живу, но живет во мне Христос" (Послание к галатам, II, 19-20). "И у Церкви свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", - говорит Ипполит Римский.

От него демоны бегают
Уже у первых христиан при обращении к Богу был свой молитвенный знак. Богослов II - III веков Тертуллиан писал: "При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-нибудь занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением".
Правда, в отличие от современных Христиан, в древности осеняли себя так называемыми малыми крестами, налагая их на различные части тела отдельно: на чело, на грудь, на очи и так далее. (Кстати, и сегодня некоторые люди, например, зевая, нередко крестят рот как бы ограждая себя от проникновения внутрь нечистой силы).
Происхождение русского слова "крест" теряется в глубине веков. Иногда его производят от немецкого Christ - Христос. На самом деле исконное значение слова "крест" не имеет отношения к христианству. Величайший знаток русской древности А. Афанасьев в книге "Поэтические воззрения славян на природу" доказал, что слово "крест" связано с понятиями "огонь" и "солнцестояние". Само древнерусское слово "крест" означает "оживление", отсюда - воскреснуть, то есть ожить. А вот слова "крестьянин" и "крестьянка", согласно В. Далю, означают "крещеный человек". Оба слова появились в русском языке относительно поздно, после крещения Руси. Очевидно, не последнюю роль в их изобретении сыграло созвучие слов "крест" и Христос.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: "Крест возносится, и демони прогоняются…". И дальше об этом говорится много раз: "…днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися". В святильне в конце канона говорится: "Крест, хранитель всея вселенные; Крест, красота Церкви; Крест верных в утверждение; Крест, ангелов слава и демонов язва".

Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на середину храма святого Креста. Это же происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. Существует благочестивая традиция, когда в Великий четверг верующий изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение.

Автор рискнет закончить эту статью отрывком из древнейшего русского письменного памятника "Повести временных лет" 1068 года. Почти тысячу лет назад наши предки так писали о силе Креста: "Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и; тем же наведе Бог поганья, сего ж Яве избави Крест честный в день бо Въздвижения Всеслав вздохнул рече: О Кресте Честный! Понеже к тобе верою избави мя от рва сего! Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают Честного Креста, целовавшие его; аще ли преступит кто, то и зде примет казнь, и на предущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежаемы бывают силы бесовьская, Креста бо князем в боанех пособит, в боанех Крестом сограждаеми верни люди побеждают супостатв протитвныя. Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою ничто, ничто же я боят беси, токмо Креста, аще бывают от бес мечтанья, знаменовавшие лице Крестом прогоними бывают".

Что можно добавить нашему современнику к такому древнерусскому гимну Кресту? Наверное, только одно: Аминь!

Александр Оконишников

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО" , 12 сентября 2007 г.

Крест в жизни православного человека имеет множество значений. С одной стороны, он символизирует те страдания, которые каждый христианин должен переносить со смирением и полностью, полагаяся на божью волю. Также провославный крест уже сам по себе свидетельствует о том, какую веру человек исповедует. Он же является воплощением той могущественной силы, которая может защитить от нападок и бесов и злых людей. Известно, что множество чудес совершилось одним только крестным знамением, накладываемым с огромной верой. И в завершение стоит сказать, что одно из основных таинств Православия - Евхаристия - невозможно без этого символа.

Впервые человек встречается с крестом в момент крещения. Во время его свершения на малыша одевается «тельник», который будет с ним всю жизнь. Но это только внешняя, формальная принадлежность к христианству. Православный человек не должен ограничиваться только этим обрядом. Однако это уже потом, а на первых порах на то, насколько сильна будет его вера в дальнейшем, влияют люди, окружающие ребенка, их личный пример. Форма не утверждена соборами канонически. Святые считали, что его следует почитать уже по самому Иисусу Христу, а не по количеству перекладин. Поэтому и существует в православной традиции множество крестов. Это и четырехконечные, восьми- и шестиконечные; лепестковые; имеющие внизу полукружие; клиновидные; каплевидные и другие. Католики используют только крест, имеющий четыре угла и удлиненную нижнюю часть. Но расхождения с крестом православным заключаются как раз не в форме, а в содержании. изображает Христа чересчур правдоподобно, руки и ноги Спасителя прибиты тремя гвоздями, а не четырьмя. Отличается также и надпись, сделанная на табличке.

Символическое изображение креста полностью повторяет его графический рисунок. Накладывая его, человек показывает тем самым святейшую православную веру. Только совершать это нужно точно, сосредоточенно, осмысленно и истово. Три перста правой руки сложить вместе и прикоснуться ими сначала ко лбу, затем к животу, а от него подняться сначала к правому плечу, а потом - к левому. При этом складываются вместе большой, средний и а к ладони крепко прижимаются мизинец и безымянный.

Крестное знамение играет огромную роль для верующего человека. Совершая его внимательно, с благоговением, трепетом и страхом Божиим, он освящает себя. Положение руки на чело очищает ум человека; положение на живот (или же на грудь) очищает желания сердца и плотские чувства, положение рук на плечи укрепляет телесные силы.

Первые три пальца (это большой, средний и указательный), слагаемые вместе, чтобы совершить крестное знамение, символизируют веру в Пресвятую Троицу, а безымянный и мизинец означают веру во Христа, являющегося одновременно человеком и Богом. Пресвятая Троица - это наш Господь. Бог существует в трех лицах, хотя Он и один: Отец, Сын и Святой Дух. Между собой Они все равны, так как нераздельно все три лица образуют единое Божество. Между ними нет ни старшего, ни меньшего. А Иисус Христос называется Господом, потому что он имеет Божественное происхождение и, не переставая быть Богом, жил на земле человеком.

Конечно, совершается крестное знамение не когда вздумается. Существуют определенные правила, которые указывают, в какие моменты его нужно наложить. Обязательно совершается крестное знамение перед любой молитвой и в конце ее, после того как священник воскликнет: «Благословен Бог» во время утренней службы. Также оно уместно, когда возносится имя Пресвятой Троицы или Пресвятой Богородицы во время чтения молитвы «Честнейшую…». Нужно не забывать накладывать крестное знамение и при назывании имени святого, почитаемого в тот день, в основные моменты службы (например, когда возглашается «Твоя от Твоих»).

Люди, только начавшие посещать церковь, поначалу не умеют правильно креститься, молиться, часто смущаются этого. Но не нужно расстраиваться и тем более унывать: и знания, и опыт обязательно придут со временем.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
  • Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  • При словах «Честнейшую Херувим...».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.
  • Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
  • По окончании пения «Тебе поем...».
  • После «Достойно есть...» или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
  • Не допускаются земные поклоны :
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
  • Кре́стное зна́мение (церковнослав. «знак креста») — в христианстве молитвенный жест, представляющий собой изображение на себе креста. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Действие человека, совершающего крестное знамение, называется обычно «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение» или «креститься» (это последнее следует отличать от слова «креститься» в значении «принять таинство Крещения»). Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, однако различается вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение»), и направлением движения руки.

    Католицизм

    На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и даже сейчас существуют различные его варианты. Достаточно сказать, что во многих католических молитвенниках, говоря о крестном знамении, приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев (ситуация, достаточно редкая для православных молитвенников и практически невозможная для старообрядческих). Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов.

    Нижеследующее описание крестного знамения приводится (в переводе на русский) именно с одного американского традиционалистского сайта.

    Крестное знамение совершается следующим образом:

    * Вариант A. На правой руке сложите вместе большой и безымянный пальцы, и держите вместе указательный и средний пальцы в указание двух природ Христа. Это наиболее типичная практика западных католиков.
    * Вариант B. Держите вместе большой и указательный пальцы вашей правой руки в обозначение двух природ Христа.
    * Вариант C. Держите вместе большой, указательный и средний пальцы вашей правой руки (обозначая Святую Троицу), при этом безымянный палец и мизинец (обозначающие две природы Христа) пригните к ладони. Это типичная практика восточных католиков.
    * Вариант D. Держите вашу правую руку открытой со всеми пятью пальцами — обозначающими 5 ран Христа — вместе и слегка согнутыми, и большой палец слегка пригнутым к ладони.

    * Прикоснитесь ко лбу, говоря (или молясь мысленно): «In nomine Patris» («Во имя Отца»).
    * Прикоснитесь к грудной клетке или верху живота, говоря: «et Filii» («и Сына»).
    * Прикоснитесь левого, затем правого плеча, говоря: «et Spiritus Sancti» («и Духа Святого»).

    Заметьте, что некоторые люди завершают крестное знамение тем, что перекрещивают большой и указательный пальцы и целуют большой палец, тем самым как бы «целуя Крест».

    Из данного описания легко заметить, что вариант A преставляет собой слегка изменённое двоеперстие, а вариант C, как там и указано — троеперстие. На практике, впрочем, по крайней мере, в России, большинство католиков используют вариант D.

    Что касается направления движения руки при изображении креста, то первоначально на Западе крестились так же, как на Востоке, то есть, сначала правое плечо, потом левое. Позднее, однако, на Западе сформировалась обратная практика, когда вначале касаются левого плеча, а уже потом правого. Символически это объясняется таким образом, что Христос, своим Крестом, перевёл верующих от смерти и осуждения (которые по-прежнему обозначаются левой стороной) к правой части спасаемых.

    Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

    Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.

    Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и груди.