Легкая атлетика виды упражнений. Легкоатлетические упражнения - реферат. Основным средством повышения выносливости является бег на средние и длинные дистанции, где определяются функциональные возможности организма спортсмена. Общую выносливость развивают

Материалы для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений.

1. Написание рефератов по теме: «История развития легкой атлетики».

2. Заполнить таблицу 1: «Мировые рекорды, зарегистрированные ИААФ на 1.09.03г.

Таблица 1.

Литература: 9,17,19,21, 41.

Тема 2. Легкая атлетика в системе государственных образовательных учреждений.

1. Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.

2. Пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» и конспектами лекций вписать в соответствующие графы таблиц 2,3,4 легкоатлетические упражнения для учащихся 1 – 11 классов.

Таблица 2.

Легкоатлетические упражнения для учащихся начальных классов

Таблица 3.

Легкоатлетические упражнения для учащихся средних классов

Таблица 4.

Легкоатлетические упражнения для учащихся старших классов

Литература: 12,14,19,21,35,36,37,39

Тема 3. Развитие двигательных качеств на уроке по легкой атлетике.

1. Подобрать легкоатлетические упражнения, подвижные игры, посредством которых возможно целенаправленное воспитание физических качеств, отдельно для:

Примерная схема выполнения задания:

Определенное физическое качество, его определение ______________

Факторы, влияющие на развитие данного качества _________________

Сенситивный период воспитания _______________

Основные средства (легкоатлетические) и методы воспитания ________

Тесты, используемые для определения уровня развития физического качества _________________________

2. Заполнить таблицу 5 по степени значимости методов воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах.

Таблица 5.

Литература: 9,10,14,15,16,19,21, 35,36,37.

Тема 4. Основы техники легкоатлетических упражнений.

1. Определить свою индивидуальную максимальную скорость ходьбы и бега; определить границы, где прирост скорости будет происходить за счет длины шагов, сочетания длины и частоты шагов и преимущественно за счет частоты шагов (таблица 6).

Таблица 6.

2. Определить и дать полную характеристику факторам, влияющих на:

· дальность полета снаряда в легкоатлетических метаниях;

· соревновательный результат в прыжках.

3. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 10,14,15,19,22,24,34,41,43

Тема 5. Основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям

1. Составить схему доминирующих средств физического воспитания, используемых на уроках (занятиях) легкой атлетике в образовательных учреждениях для:

· дошкольных учреждений;

· младших классов общеобразовательных учреждений;

· средних классов общеобразовательных учреждений;

· старших классов общеобразовательных учреждений;

· учащихся (студентов) среднего и высшего образования.

2. Заполнить таблицу 7 по степени значимости методов обучения легкоатлетическим упражнениям.

Таблица 7.

Литература: 1,3,14,19,21,39

Тема 6. Анализ техники, методика обучения спортивной ходьбе и беговым видам легкой атлетики

1. Написание рефератов по темам: «История развития беговых видов легкой атлетики».

2. Составить таблицу «Методика обучения технике бега на короткие (средние, эстафетного, барьерного) дистанции (Таблица 8)

Таблица 8.

4. Дать характеристику бега на длинные дистанции (история, техника, обучение).

5. Дать характеристику бега на сверхдлинные дистанции (история, техника, обучение).

6. Дать характеристику бега на 3000 м с препятствиями (история, техника вида).

7. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,10,14,15,19,21,24,41,43.

Тема 7. Анализ техники и методика обучения прыжковым видам легкой атлетики.

1.Написание рефератов по темам: «История развития прыжковых видов легкой атлетики».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике прыжка в длину (в высоту) с разбега

Таблица 10.

4.Дать характеристику тройного прыжка с разбега. (история, техника, обучение).

5. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,5,9,10,13,14,15,41.

Тема 8. Анализ техники и методика обучения легкоатлетическим метаниям.

1.Написание рефератов по темам: «История развития легкоатлетических метаний».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике метания (толкания ядра) с разбега.

Таблица 12.

4.Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,4,5,9,10,14,15,19,21,35,36,37,39.

Тема 9. Организация и правила проведения соревнований по легкой атлетике.

1. Определить и записать в таблицу 14 права и обязанности

· главного судьи соревнования;

· главного секретаря;

· бригады судей по бегу (каждой бригады – отдельно);

· бригады судей по прыжкам;

· бригады судей по метаниям.

Таблица 14.

2. Составить положение о соревновании по схеме:

Цели и задачи соревнования;

Место и сроки проведения

Осуществление руководства;

Программа соревнования;

Состав участников;

Порядок определения личного и командного первенства;

Награждение победителей порядок;

Сроки подачи заявок

3. Составить программу и график соревнования (пример таблица 15).

Таблица 15.

График соревнований

Число участников

Число участников в забеге (серии)

Число забегов (серий)

Время на забег (серию), ч

Время на вид, мин

Бег: 100 м

(девушки) 100 м

Метание диска

(девушки)

Толкание ядра

4. Участие в судействе соревнований по легкой атлетике, проводимой Федерацией легкой атлетике г.Орла и Орловской области.

5. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 9,10,14,15,16,19, 17,18, 21,30.

Тема 9. Основы спортивной тренировки в легкой атлетике.

1. На основе изучения документов планирования учебно-тренировочной работы по легкой атлетике заполнить таблицу (документы перспективного, текущего и оперативного планирования) (табл.16).

Таблица 16

2. Проанализировать общепедагогические и практические средства и методы, используемые в легкой атлетике и записать их в таблицу:

Для освоения, совершенствования техники и тактики вида спорта;

Для воспитания физических способностей;

Для формирования нравственных качеств личности;

Для повышения интеллектуального потенциала воспитанников.

Таблица 17

2. Написание конспекта учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы НП – 1.

План-конспект

учебно-тренировочного занятия ____________________ (указать вид спорта)

для _____________________ (указать группу, год подготовки)

Разработал студент ___________ курс _____________ группа_____________

Дата ________________

Задачи занятия:

1) __________________________________

2) __________________________________

3) __________________________________

Необходимое оборудование и инвентарь: ______________________

Части занятия и их содержание

Дозировка

Методические указания

Примечание.

1. В первую графу «Части занятия и их содержание» запишите все упражнения в порядке их проведения в тренировочном занятии.

2. В графе «Дозировка» укажите число повторений, серий, подходов, время выполнения, метраж, скорость и т.п.

3. В графе «Методические указания» запишите методы выполнения упражнений, требования к выполнению двигательных действий, ключевые моменты техники выполнения и т.п.

Литература: 6,11,16,17,19,20,29,32,33,34.


Основная

1. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М., 2001.

2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. «Академия», 2003. – 464с.

3. Зелинчук В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. – М., 2000

4. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Под ред. Н.Г. Озолина. – М.,2002.

5. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-спорт, 2000.

6. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000.

Дополнительная

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.,1986.

8. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев, 1986.

9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

10. Комплексная программа физического воспитания учеников I-XI классов общеобразовательной школы. - Мн.: 1993.

11. Легкая атлетика / Под ред. А.Н. Макарова, П.Э. Сирис, В.П. Теннова. – М., 1987.

12. Легкая атлетика в школе / Под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1993.

13. Легкая атлетика. Учебное пособие. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. - М.: Высшая школа, 1979.

14. Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: ФИС.1989.

15. Легкая атлетика: Учебник для студентов институтов физической культуры. - /Под редакцией Озолина Н.Г., Воронина В.И., М.; Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

16. Легкая атлетика: Программа для ДЮСШ. – М.: ФиС,1986.

17. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова. - М., 1985.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

19. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М., 1989.

20. Правила соревнований по легкой атлетике / Всероссийская федерация легкой атлетики. - М., 1994.

21. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.Я.Головина, В.А.Мострякова, А.В.Коробкова. – М.:Высшая школа, 1983.

22. Азбука тренировки легкоатлета. /И.Вацула и др. - Мн., Пламя, 1986.

23. Балахничев В.В. Бег на 110м с барьерами. – М., 1987.

24. Бондарчук А.П. Метание молота. – М., 1985.

25. Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М., 1986.

26. Гайхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика, - М.: Физкультура и спорт, 1972.

27. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М., 1986

28. Легкая атлетика. Ежемесячный спортивный методический журнал.

29. Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., 1985.

30. Озолин Н.Г. Спринтерский бег. – М., 1986.

31. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Терра-спорт, 2000.

32. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливада Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

33. Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.И.Выставкина, З.П.Синицкого. – М.:ФиС, 1967.

34. Специальные упражнения юных легкоатлетов /Под ред. В.Г.Алабина, В.Н.Крупенио. - Минск, 1970.

35. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике/ Под ред. В-Г.Алабина, М. П. Кривоносова. - М., 1982.

36. Уроки физической культуры в IV-VI классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1979.

37. Уроки физической культуры в IX-X классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1982.

38. Уроки физической культуры в VII-VIII классах /Под ред. Г. П. Богданова.-М., 1981.

39. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб.пособие. – М., 1989.

40. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. /Под общей редакцией Г.П.Богданова. - М.: Просвещение, 1971.

41. Школа легкой атлетики: Учебное пособие/ Под общ. ред.А.В.Коробова. – М.:ФиС, 1968.

42. Шорец П.Г. Бег с препятствиями. – М., 1977.

43. Юный легкоатлет /В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Е.И.Лива-до.-М.,1984.

Легкая атлетика включает в себя 5 групп упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждая из этих групп разделяется на отдельные виды, имеющие свои особенности как по характеру выполнения основного соревновательного упражнения, так и по средствам и методам подготовки.

Правила соревнований определяют также особенности выполнения легкоатлетических упражнений в зависимости от пола и возраста занимающихся. Основные легкоатлетические упражнения включены в программу крупнейших соревнований, таких как Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы. Помимо основной программы в настоящее время получили широкое распространение легкоатлетические упражнения, имеющие оздоровительное и оздоровительно-массовое направление.

По всем видам легкоатлетических упражнений возможно проведение соревнований различного уровня. Практически все виды легкоатлетических упражнений включены в единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), что помогает ранжировать участников по уровню подготовленности, присваивать им разряды и звания и стимулировать индивидуальный рост результатов в избранных видах.

Помимо этого основные легкоатлетические виды включены в различные образовательные и профессионально-прикладные программы как тестовые упражнения, помогающие в определении уровня развития основных физических качеств: быстроты, силы и выносливости.

ходьба

Оздоровительная

Ускоренная

Спортивная

стадиону

По шоссе

Короткие дистанции (спринт)

С барьерами

Средние дистанции

По стадиону

Кроссовый

С препятствиями

ные дистан

По стадиону

Кроссовый

С препятствиями

По шоссе

Сверхдлинные дистанции

Марафонский

Сверхмарафон-

По расстоянию

По времени

По шоссе

По ста-диону

Эстафетный бег

По стадиону

По местности

прыжки

С разбега

Горизонтальные

Горизонтальные

Вертикальные

Однократ-

Много-кратные

В вы-соту

С шестом

метания

С прямолинейного разбега

Из круга

много-борья

Рис. 1. Классификация видов легкой атлетики

Бег является естественным способом передвижения человека, позволяющим преодолевать определенные расстояния с максимальной скоростью. Беговые дистанции делят по длине преодолеваемых дистанций: бег на короткие дистанции (30-400 м), бег на средние дистанции (500-2000 м), бег на длинные дистанции (3000-20000 м) и бег на сверхдлинные дистанции (более 30 км, в том числе марафонский бег (бег на дистанцию 42195 м), 100 км, полусуточный и суточный бег и т.п.). Состязания на этих различающихся по длине дистанциях связаны с различием в мощности и длительности выполняемой при этом мышечной работы, поэтому подготовка к ним и степень вовлечения в соревновательную деятельность различных физических способностей (силы, быстроты и выносливости) существенно различаются.

Являясь основным средством быстрого передвижения, бег является основной частью многих видов спорта. Своеобразной формой бега является оздоровительная его разновидность - трусца .

Легкая атлетика включает в себя 5 видов физических упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, национальных первенств, коммерческих стартов и других соревнований.

Спортивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. «Состязания по ходьбе проводятся как на дорожке стадиона, так и на обычных дорогах на дистанции 3, 5, 10, 15, 20, 30 и 50 км и на время - часовая и двухчасовая ходьба на стадионе. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых - постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами).

Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег становится центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту, с шестом и тройным, метание копья и др.

Бег условно подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с барьерами и другими искусственными препятствиями и эстафетный. «В свою очередь в гладком беге различают бег на короткие дистанции - от 30 до 400 м, средние - от 500 до 2000 м, длинные - от 3000 до 10000 м, сверхдлинные дистанции - 20, 25, 30 км, часовой, двухчасовой, марафонский бег (42 км 195 м), бег на 100 км. Кросс проводится до 14 км, а также по дорогам на самые разнообразные дистанции до 30 км. Барьерный бег проходит по дорожке стадиона на дистанции от 50 до 400 м. Бег с препятствиями (с прочно установленными барьерами и ямой с водой) на 1500, 2000 и 3000 м. Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов. Он может проводиться на короткие - 4х60 м, 4х100 м, 4х200 м, 4х300 м, 4х400 м. средние - 3х800 м, 4х800 м, 10х1000, 4х1500 м и на смешанные дистанции - 400+300+200+100 или 100+200+300+400 м или 800+400+200+100 и др.».

Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению на горизонтальные (в длину и тройным) и вертикальные (в высоту, с шестом).

Прыжки выполняют различными способами. «Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту - «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп».

Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка». Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры - шеста».

Метания - это упражнения преимущественно скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Они характеризуются мощными, кратковременными (взрывными) усилиями, в которые вовлекаются различные группы мышц и не только руки плечевого пояса, но и туловища и ног.

Многоборья состоят из нескольких видов легкой атлетики (троеборье, пятиборье и т.д.). Обычно в многоборья входят упражнения на силу, быстроту, ловкость и выносливость - бег, прыжки и метания. Этим определяется то разностороннее влияние, которое оказывает занятие многоборьями на спортсмена, требуя от него равномерного развития различных физических качеств. В настоящее время наибольшее распространение получили: семиборье у женщин, десятиборье у мужчин; троеборье, четырехборье и пятиборье для мальчиков, девочек, детей среднего школьного возраста; от троеборья до десятиборья для юношей старшего возраста; для старших девушек - различные многоборья, начиная с троеборья и кончая семиборьем. Результаты в многоборьях определяются по специальным таблицам очков.

Легкоатлетические упражнения оказывают довольно разностороннее влияние на организм человека. Они укрепляют его здоровье (особенно ускоренная ходьба, оздоровительный бег или бег «трусцой»), улучшают психические функции, при условии выполнения разнообразных по характеру и направленности упражнений развивают большинство физических способностей: все виды выносливости, силу, быстроту, координационные способности, гибкость, скоростно-силовые способности т.д.

Лёгкая атлетика делится на пять разделов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья, которые в свою очередь подразделяются на многие виды, разновидности и варианты. Рассмотрим их более подробно.

Ходьба. Самое простое и доступное упражнение для всех возрастов и категорий граждан, так как за её основу принят естественный способ передвижения человека. При продолжительной и равномерной ходьбе в работе участвуют практически все или большинство мышечных групп и суставов человека, что усиливает деятельность его сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем, а также органов человеческого организма.

Кроме обычной ходьбы существует и спортивная ходьба – довольно сложное по структуре и технике выполнения двигательное действие, но вместе с тем и самое эффективное, так как требует повышенных энергетических затрат вследствие более высокой интенсивности работы. Это в свою очередь улучшает работоспособность человека, развивает у него определённые физические способности, прежде всего силу и выносливость, воспитывает волевые качества. Главное отличие спортивной ходьбы от обычной в сохранении постоянного опорного положения. Поэтому на соревнованиях специально назначенные судьи следят за выполнением этого требования. В случае если у спортсмена во время прохождения дистанции появляется безопорное положение, то он сначала предупреждается, а при повторном случае снимается с соревнований. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся по дорожке стадиона, по дорогам и шоссе, а также на время:

Спортивная ходьба по беговой дорожке стадиона проводится на дистанцию 3, 5, 10, 15, 20 (М и Ж) и 50 км (М);

По дорогам и шоссе проводится на дистанцию 20, 30 (М и Ж) и 50 км (М) из них на 20 (М и Ж) и 50км (М) являются олимпийскими видами;

На время: часовая и двухчасовая (М и Ж).

Бег. Является наиболее массовым видом физических упражнений, так как тоже (как и ходьба) основан на естественном способе передвижения человека. Бег входит в содержание многих видов лёгкой атлетики, а также других видов спорта в сочетании с основными для них двигательными действиями: спортивных игр, прыжков, метаний и др.

При беге (особенно по пресечённой местности) также как и при ходьбе в работу вовлекается большинство мышечных групп туловища, верхних и нижних конечностей. За счёт этого усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что при систематическом их выполнении позволяет человеку противодействовать развитию у него утомления, а, следовательно, повышению работоспособности.


Кроме того, изменяя длину дистанции, темп и ритм бега можно дозировать нагрузку и таким образом влиять на развитие физических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей и др. Так длительный бег с невысокой скоростью в парках и особенно в лесу, имеет не только гигиеническое значение, но и является одним из лучших средств оздоровления. Бег в более высоком темпе сопровождается усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сопровождается повышением обмена веществ и т.д., что является необходимым и наиболее важным условием развития выносливости. Бег в максимальном темпе служит эффективным средством для развития силы и быстроты. В процессе занятий бегом воспитываются и многие морально волевые и нравственные качества человека: ответственность, самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, упорство и др.

В лёгкой атлетике выделяют четыре разновидности бега: гладкий бег, бег с препятствиями, эстафеты и кроссы (по пересечённой местности в естественных условиях).

Гладкий бег проводится по беговой дорожке стадиона (против часовой стрелки) на определённую дистанцию или на время. К разновидностям гладкого бега, как среди мужчин (М), так и среди женщин (Ж) относятся:

Бег на короткие дистанции: 30, 50, 60, 100, 200, 300 и 400 метров (М и Ж) из которых по первым трём дистанциям соревнования, как правило, проводятся только в залах;

Бег на средние дистанции: 500 (Дев.), 600, 800, 1000, 1500 (М и Ж) и 2000 метров (Ж);

Бег на длинные дистанции: 3000, 5000 и 10000 метров (М и Ж);

Бег на сверхдлинные дистанции: 20, 25 и 30 км (М);

Бег на время: часовой и двухчасовой (результаты такого бега определяются по длине дистанции в метрах, пройденной за указанное время – только для мужчин).

Бег с препятствиями проводится по дорожке, на которой установлены искусственные препятствия. Он имеет две разновидности:

Барьерный бег (преодолеваются однотипные препятствия на каждой дорожке, расставленные равномерно по дистанции, имеющую разную высоту барьера для юношей, девушек, мужчин и женщин и соответственно длину дистанции) проводится на расстояние 50, 55, 60, 80, 100, 110, 200, 300 и 400 метров;

Бег с препятствиями (проводится по беговой дорожке и одному из секторов, на котором расположена яма с водой) проводится на дистанцию 1500, 2000 и 3000 метров (М и Ж).

Эстафетный бег. Командный вид бега при котором дистанция делится по числу участников в команде на отдельные этапы. Целью эстафетного бега является передача эстафеты от одного участника другому от старта до финиша. При этом этапы могут состоять из коротких, средних и смешанных дистанций. В основном эстафетный бег проводится по дорожкам стадиона:

Эстафетный бег на короткие дистанции: 4Х60м (мальч.), 4Х100м, 4Х200м, 4Х400м (М и Ж);

Эстафетный бег на средние дистанции: 5Х500м (Дев.), 3Х800м (Ж), 4Х800м, 10Х1000м и 4Х1500м(М).

Эстафетный бег со смешанной дистанцией: 400-300-200-100м или 100-200-300-400м, 800-400-200-100м или 100-200-400-800м (М и Ж).

Бег в естественных условиях. Проводится по пресечённой местности (кросс) или по дорогам (шоссе, просёлочные дороги):

Бег по местности (кросс) на дистанции: 500м (Ж), 1, 2, 3, 5 (М и Ж), 8, 10, 12 и 14км (М);

По дорогам: 20-30км (М) и марафонский бег на расстояние 42км 195м (М и Ж).

Прыжки. Один из способов преодоления препятствий. Они характеризуются интенсивными и кратковременными мышечными усилиями, так называемой «взрывной» силой, и являются одним из эффективных средств укрепления мышц нижних конечностей и туловища, а также способствуют развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей человека. Прыжки подразделяются на прыжки с места и прыжки с разбега. Все виды прыжков культивируются как среди мужчин, так и среди женщин.

Прыжки с разбега – прыжки в высоту, в длину, с шестом и тройной.

Прыжки с места – прыжки в высоту, в длину и тройной.

Метания. Метания – это упражнения, связанные с определённым способом перемещения снарядов в пространстве. Все они выполняются на дальность и также как в прыжках характеризуются интенсивными и кратковременными мышечными усилиями. Однако в отличии от прыжков при метаниях в работу вовлекаются не только мышцы ног и туловища, но и мышцы рук и плечевого пояса. Чтобы показывать высокие результаты в метании необходим высокий уровень развития силы, быстроты и координированности. В зависимости от способа выполнения метания делятся на три вида: бросок из-за головы; с поворотом; толчком (толканием). Этими видами упражнений занимаются мужчины и женщины.

Броском из-за головы метаются: теннисный мяч, граната, копьё. С поворотом метаются диск и молот. Толчком осуществляется толкание ядра.

Многоборья. Включают в себя комплекс упражнений, состоящих из бега, прыжков и метаний. Поэтому многоборья предъявляют повышенные, по сравнению с другими легкоатлетическими упражнениями, требования к уровню подготовленности спортсмена. Помимо отменного технического мастерства, психологической подготовки, многоборцы должны обладать разносторонним и высоким уровнем развития быстроты, выносливости, силы, координации и гибкости, т.е. всех физических качеств и их разновидностей. Занятия многоборьем могут являться хорошей основой и для специальной тренировки в некоторых видах лёгкой атлетики. Многоборья включают в себя: троеборье, четырёхборье, пятиборье, шестиборье, семиборье, восьмиборье и десятиборье.

Троеборье представлено двумя видами: 1– ядро, прыжок в высоту или длину (по выбору), бег 300м (занимаются женщины, девушки и девочки); 2 – бег 300м, прыжок и метание (копьё, диск, ядро) по выбору (занимаются мужчины, юноши и мальчики). Здесь и далее все упражнения перечислены в той очерёдности, которая должна соблюдаться на соревнованиях.

Четырёхборье представлено тремя видами: 1 – бег 100м, прыжок в длину, метание диска и копья (занимаются мужчины, и юноши); 2 – бег 100м с/б, высота, бег 100м, ядро (занимаются женщины и девушки); 3 – школьное многоборье (только для девочек): бег 60м, метание мяча 150г, прыжок в длину и высоту.

Пятиборье бывает мужское, женское и для девушек. Мужское включает: прыжок в длину, метание копья, бег 200м, метание диска и бег 1500м. Женское проводится в 2 дня и включает: бег 100м с/б (60м – в залах), толкание ядра, прыжки в высоту и длину, бег 800м (600м – в залах). Для девушек: бег 100м с/б, толкание ядра 3кг, прыжки в высоту и длину, бег 800м.

Шестиборье предусмотрено только для юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 100м, прыжок в длину, метание диска 1,5кг, бег 110м с/б, толкание ядра 5кг, прыжки с шестом.

Семиборье предусмотрено только для мужчин и юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 60м, прыжок в длину, толкание ядра (7,257кг – мужчины и 6кг – юноши), прыжок в высоту, барьерный бег (60м – мужчины и 100м – юноши), прыжки с шестом, бег 1000м.

Восьмиборье предусмотрено только для юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 100м, прыжок в длину, метание копья, прыжок в высоту, бег 100м с/б, прыжок с шестом, метание диска 1,5 кг, бег 1500м.

Десятиборье предусмотрено только для мужчин и юношей, проводится в 2 дня и включает: мужчины – бег 100м, прыжок в длину, толкание ядра (7,257кг), прыжок в высоту, бег 400м и 100м с/б, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500м; юноши – бег 100м, прыжок в длину, толкание ядра (6кг), прыжок в высоту, бег 400м и 100м с/б, метание диска 1,5кг, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500м.

Необходимо отметить, что многие из перечисленных видов легкоатлетических упражнений входят не только в программу физического воспитания населения, но и в программу различных соревнований. В этом плане исключения составляют многоборья, которые входят только в содержание спортивной тренировки и программу соревнований, так как это самый длительный по времени выполнения, изнуряющий и тяжёлый по энергозатратам вид легкоатлетических упражнений.

В заключении хотелось бы отметить, что лёгкая атлетика является не толко важным и обязательным разделом физического воспитания населения, но и одним из популярных видов спорта. По ней проводятся соревнования от первенства школы до чемпионатов Европы, Мира, Олимпийских игр. Если говорить о программе Олимпийских игр по лёгкой атлетике, то она является самой ёмкой по количеству наград - по ней разыгрывается свыше 40 комплектов медалей, а точнее 46. Поэтому Международная федерация лёгкой атлетики является самым представительным по количеству стран, входящих в её состав, а также числу спортсменов, представляющих эти страны и завоёвывавших медали и кубки на крупных международных соревнованиях, включая и олимпийские.

Легкая атлетика - это олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды. Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним из самых массовых видов спорта и в её дисциплинах всегда разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх. Легкоатлеты — спортсмены, которые занимаются одним или несколькими видами легкой атлетики.

Федерации легкой атлетики

Международная ассоциация легкоатлетических федераций (англ. International Association of Athletics Federations; IAAF) основана в 1912 году и объединяет в себе национальные федерации. Штаб квартира ассоциации находится в Монако.

Всероссийская федерация лёгкой атлетики (ВФЛА) занимается развитием и популяризацией лёгкой атлетики в России, а также руководит проведением всероссийских соревнований.

Европейская легкоатлетическая ассоциация — европейский руководящий орган по легкоатлетическим видам спорта.

История возникновения и развития легкой атлетики (кратко)

Лёгкая атлетика считается очень древним видом спорта, об этом говорят повсеместные археологические находки (монеты, вазы, скульптуры и т.д.). Самым древним из легкоатлетических видов является бег. Кстати, бег осуществлялся на дистанцию, равную одному стадию — ста девяносто двум метрам. Именно от этого названия произошло слово стадион.

Древние греки называли все физические упражнения атлетикой, которую в свою очередь было принято делить на «легкую» и «тяжелую». К легкой атлетике они относили упражнения, развивающие ловкость и выносливость (бег, прыжки, стрельба из лука, плавание и т.д.). Соответственно, все упражнения, которые развивали силу, относились к «тяжелой» атлетике.

Первым олимпийским чемпионом по легкой атлетике принято считать Короибоса (776 г. до н.э.), именно эту дату принято считать началом истории легкой атлетики. Современная же история легкой атлетики берет начало с соревнований в беге на дистанцию около 2 км учащимися колледжа в г. Регби (Великобритания) в 1837 г. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, прыжки в длину и высоту с разбега.

В 1865 году основан Лондонский атлетический клуб, который занимался популяризацией легкой атлетики.

В 1880 году была организована любительская атлетическая ассоциация, объединившая в себе все легкоатлетические организации Британской империи.

Бурное развитие лёгкой атлетики связано с олимпийскими играми (1896 г.), в которых ей отвели наибольшее место.

Как появилась легкая атлетика?

Соревнования по легкой атлетике проводились на протяжении всего существования человечества. Изначально люди были заинтересованы исключительно в воспитании воинов, способных приносить победы в боях. Военный интерес к воспитанию физически развитых мужчин постепенно стал перерождаться в спортивные игры, основными состязаниями в которых были на выносливость и силу. С этого момента и началось зарождение легкой атлетики.

Правила легкой атлетики

Победителем в легкоатлетических соревнованиях считается спортсмен или команда, показавшие наилучший результат в финальных забегах или финальных попытках технических дисциплин.

Беговые виды лёгкой атлетики, как правило, разбиваются на несколько этапов:

  • квалификация;
  • ¼ финала;
  • ½ финала;
  • финал.

Количество участников соревнований определяется регламентом соревнований, при этом мужчины и женщины не участвуют в общих стартах.

Стадион для легкой атлетики

Легкоатлетические стадионы бывают открытыми или закрытыми. Обычно стадион совмещен с футбольным стадионом и полем. Открытый стадион состоит из овальной 400 метровой дорожки, которая в свою очередь поделена на 8 или 9 дорожек, а также секторов для технических дисциплин. Зачастую соревнования по метанию копья или молота выносят за пределы стадиона, делается это по соображениям безопасности.

Закрытые стадионы (манежи) отличаются от открытых, более короткой дорожкой (200 м.) и числом дорожек на которые она поделена (4-6 шт.).

Виды легкой атлетики

Давайте рассмотрим, какие виды спорта входят в легкую атлетику. Спортивная ходьба - легкоатлетическая дисциплина, которая отличается от беговых видов тем, что у спортсмена должен быть постоянный контакт ноги с землей. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке (10 000 м., 20 000 м., 30 000 м., 50 000 м.) или шоссе (20 000 м. и 50 000 м.).

Бег — один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года. Бег в легкой атлетике представлен следующими видами: спринт, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, барьерный бег, эстафета.

Виды бега в легкой атлетике:

  • Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м, 400 м), к нестандартным дистанциям можно отнести 30 м, 60 м, 300 м.
  • Бег на средние дистанции (800 м, 1500 м, 3000 м), дополнительно можно выделить 600, 1000, 1610 м (миля), 2000 м.
  • Бег на длинные дистанции (5000 м, 10000 м, 42195 м).
  • Бег с препятствиями (стипль-чез) 2000 м в манеже и 3000 м на открытом стадионе.
  • Бег с барьерами (женщины - 100 м, мужчины - 110 м, 400 м).
  • Эстафетный бег (4×100 метров, 4×400 метров).

Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).

  • Прыжок в высоту — дисциплина лёгкой атлетики, которая относится к вертикальным прыжкам технических видов. Прыжок состоит из разбега, подготовки к отталкиванию, отталкивания, перехода через планку и приземления.
  • Прыжок с шестом — техническая дисциплина, которая относится к вертикальным прыжкам. В данном прыжке легкоатлету нужно пройти над планкой (не опрокинув её), используя легкоатлетический шест.
  • Прыжок в длину относится к горизонтальным прыжкам и требует от спортсменов спринтерских качеств и прыгучести.
  • Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления.

Метания — это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий. Целью в данном виде является перемещение снаряда на максимальное расстояние от спортсмена. Виды метания в легкой атлетике:

  • Бросок гранаты или мяча, вес гранаты — 700 г для мужчин, женщины и юноши среднего возраста метают гранату весом 500 г. Мячи имеют вес 155-160 г.
  • Толкание ядра, мужское ядро весит 7,260 кг, а женское — 4 кг.
  • Метание молота, мужской молот весит 7,260 кг, а женский — 4 кг.
  • Метание диска, мужской диск весит 2 кг, женский — 1 кг.
  • Метание копья. Мужское копье весит 800 г и имеет длину 260-270 см, женское соответственно 600 г и 220-230 см.

Многоборья — спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.

Что включает в себя легкая атлетика?

Беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды.

На сегодняшний день в программу Олимпийских игр входит 24 вида у мужчин, и 23 вида у женщин. Спортсмены соревнуются в:

  • беге на 100, 200, 400, 800, 1500, 5000 и 10 000 метров,
  • марафонском беге (42,195 км),
  • барьерном беге на 110 м (для женщин 100 м),
  • беге на 400 м,
  • стипль-чезе — беге на 3000 м с препятствиями,
  • спортивной ходьбе на 20 и 50 км (только мужчины),
  • прыжках в высоту,
  • прыжках с шестом,
  • прыжках в длину,
  • тройном прыжке,
  • толкании ядра,
  • метании диска,
  • метании молота,
  • метании копья
  • многоборьях — десятиборье у мужчин и семиборье — у женщин,
  • эстафетах 4 по 100 и 4 по 400 метров.

К циклическим видам легкой атлетики относятся: спортивная ходьба, спринт, бег на средние и длинные дистанции. К техническим видам легкой атлетики относятся: метания, вертикальные и горизонтальные прыжки.