Почему нельзя построить крымский мост. Крымский мост. Главное. Новая транспортная система

Крымский мост в цифрах

Нынешний Крымский мост, который Керченским, — крупнейший в России. Его протяженность составляет 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильных и железнодорожных трасс (движение по железной дороге в 2019 году). Пропускная способность автомобильной части составит до 40 тыс. автомобилей в сутки, железнодорожной — до 47 пар поездов в сутки. Скорость автомобилей и пассажирских поездов не должна превышать 120 км/ч. Для пропуска судов организован высокий коридор — арки высотой 35 м и длиной 227 м, глубина судоходного канала — 10 м. На стройке моста работают 10 тыс. рабочих.

Заказчиком строительства выступил «Росавтодор», генподрядчиком — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Стоимость проекта составила 228,3 млрд руб. Строительство началось в феврале 2016 года, а завершиться должно к середине 2019 года.

Новая транспортная система

Предполагается, что переправа через Керченский пролив впишется в транспортную систему Крыма и Кубани. Крымский мост со стороны полуострова будет соединяться с автомобильной трассой «Таврида», которая пройдет по маршруту Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Эту трассу протяженностью 251 км начали строить в мае 2017 года, а завершить должны в 2020 году. дороги — 166 млрд руб.

Генподрядчик строительства «Тавриды» — компания «ВАД» — в январе 2018 года под санкции США, так же как и ее учредители — Валерий Абрамов и Виктор Перевалов.

Со стороны Кубани мост также соединится с новой автодорогой протяженностью 40 км.

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Проблемы с безопасностью

Правительство в начале 2017 года назначило управление вневедомственной охраны Минтранса исполнителем работ по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста и подходов к нему. Общая стоимость подрядов, полученных УВО Минтранса, превысила 12 млрд руб. Первоначальная версия документа от 26 января 2017 года предусматривала выполнение работ по обеспечению безопасности автодорожной части моста до 30 апреля 2018 года, по железнодорожной — до 1 декабря 2019 года.

Но структура Минтранса сроки: она должна была провести инженерные изыскания, проектирование и оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности моста, но к апрелю 2018 года даже не начала работы по автодорожной части. 3 мая стало известно, что премьер Дмитрий Медведев срок завершения всех работ ​по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста (и автодорожной, и железнодорожной части) на 1 декабря 2019 года.

Грузовики потом

20 марта Минтранс сообщил, что на первом этапе ограничит проезд грузовиков по Крымскому мосту. Как тогда глава «Росавтодора» Роман Старовойт, до сих пор не готовы развязки на подходах к мосту в части примыкания к региональным дорогам, поэтому, чтобы избежать коллапса, принято решение первоначально пустить только легковые автомобили и автобусы по мосту. В конце апреля министр транспорта Максим Соколов пообещал, что движение грузовых автомобилей по Крымскому мосту будет в октябре 2018 года.


Видео: RT на русском

Украинский бойкот

Украинские СМИ неоднократно сообщали о проблемах с Крымским мостом и даже называли его «фикцией» . Они также регулярно публиковали информацию о нарушениях технологий строительства. Например, в 2017 году издание «Диалог.ua» сообщало, что на первых этапах возведения Крымского моста «появились важные технические проблемы, которые не позволят завершить строительство» конструкции. Портал Кuresh.info писал, что 256-я опора моста «не выдержала нагрузки и треснула». По его данным, рабочие снова собрали каркас вокруг опоры, чтобы препятствовать ее дальнейшему разрушению. Но инфоцентр «Крымский мост» , называя их «мифами».

Убедившись в реальности моста, украинские националисты о возможности блокировки моста и проведении акций на нем. Поступали даже забрать мост у России в качестве контрибуции.

Мост под санкциями

Россия с 2014 года находится под европейскими и американскими санкциями, введенными после присоединения Крыма и конфликта на юго-востоке Украины. Компании «СГМ-Мост» («дочка» «Стройгазмонтажа») и «Мостотрест», строящие Крымский мост, также оказались под санкциями, как и их владелец бизнесмен Аркадий Ротенберг.

Европейским и американским компаниям запрещено принимать участие в этом строительстве. В 2018 году стало известно, что прокуратура Нидерландов начала о нарушении семью голландскими компаниями санкционного режима ЕС в отношении России. Эти компании в 2015-2017 годах поставляли тяжелую технику, которая использовалась при строительстве Крымского моста, обеспечивали ее обслуживание и ремонт. В заявлении прокуратуры указано, что строительство моста рассматривается судами Европейского союза как «подрыв территориальной целостности Украины».

https://www.сайт/2018-05-15/krymskiy_most_harakteristiki_stoimost_vliyanie_na_yug_rossii

Самый дорогой в Европе

Крымский мост: как мегапроект Путина должен изменить жизнь юга России

Сегодня, 15 мая, состоится торжественное открытие автомобильного моста через Керченский пролив, который свяжет Крым с материковой частью России. Ожидается, что на церемонию приедет президент Владимир Путин. Завтра по самому длинному путепроводу в России пустят частный транспорт. О том, как велась самая масштабная стройка последних лет, во сколько она обошлась бюджету и что изменится в жизни юга России после открытия Крымского моста — в материале сайт.

Зачем нужен мост

Разговоры о необходимости соединения берегов Крыма и Кубани велись еще во времена царской России. Но воплотить задумку в реальность впервые удалось только в 1944 году советским инженерам, которые в рекордные сроки построили железнодорожную переправу. По некоторым данным, работу начали еще немцы, оккупировавшие полуостров, и после освобождения Крыма советские строители использовали в работе брошенное немецкое оборудование и стройматериалы. Впрочем, переправа долго не простояла — мост разрушил сильный ледоход уже в начале 1945 года.

Строительство нового моста началось в феврале 2016 года — спустя почти два года после присоединения Крыма к России. Проект был обусловлен как экономическими, так и политическими причинами.

После потери Крыма Украина объявила о его полной блокаде. Фактически полуостров превратился в остров. И если раньше россияне наземным транспортом могли спокойно добираться до Крыма через Украину, то после 2014 года приходилось уповать на паромные переправы. Из-за непогоды паромы иногда приходится ждать часами, а при штормах переправы вовсе закрывают.

Чтобы обеспечить комфортный способ передвижения, особенно в туристический сезон, и было принято решение строить мост. Генподрядчиком строительства выступила компания «Стройгазмонтаж» приближенного к Путину миллиардера Аркадия Ротенберга.

Характеристики и стоимость Крымского моста

Длина нового сооружения — 19 километров, из которых по морю проходит 7,5 км. До этого самым протяженным считался Президентский мост в Ульяновске длиной чуть менее 13 км.

Крымский мост начинается на Таманском полуострове, переходит пятикилометровую дамбу, остров Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и доходит до крымского берега.

Скрин с карт Yandex

Путепровод состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной секций. Автодорога насчитывает четыре полосы (по две в каждую сторону) и рассчитана на 40 тысяч машин в сутки (это в четыре раза больше возможностей паромной переправы — прим. ред.). Максимальная скорость движения по автодороге составит 120 км/ч. От одного берега до другого можно доехать примерно за 15 минут.

Железнодорожная секция состоит из двух путей, пропускная способность — до 47 пар поездов в сутки. Ожидается, что ежегодно по Крымскому мосту поезда будут перевозить порядка 14 миллионов пассажиров. Морские суда будут проходить через специально предусмотренные арочные пролеты.

Официальная страница моста в Twitter

Строительство Крымского моста обошлось почти в 228 миллиардов рублей. Средства выделялись по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года». Согласно данным из открытых источников, Крымский мост стал самым дорогим подобным сооружением в Европе и входит в пятерку самых дорогих мостов мира (наряду с мостами Бей-Бридж в Калифорнии, путепроводом через залив Цзяочжоу в Китае и мостом Большой Бельт в Дании).

Как будет работать путепровод?

Автомобильный мост построили с опережением графика на полгода. Сегодня Владимир Путин должен осмотреть транспортный переход. По мосту должна будет проехать строительная техника. Вместе с инженерами и строителями глава государства проверит работу центра управления движением.

Движение по Крымскому мосту будет вводиться поэтапно. Легковые автомобили и общественный транспорт впервые пустят на путепровод утром 16 мая, с осени 2018 года по мосту должны начать ездить грузовые автомобили. Ввод в эксплуатацию строящихся железнодорожных путей запланирован на декабрь 2019 года.

официальный сайт строительства Крымского моста/most.life

Для тех, кто впервые отправится по Крымскому мосту, в одноименном информационном центре подготовили памятку с советами. Среди рекомендаций — заранее подготовить порцию креветок для кота Мостика, ставшего своеобразным хранителем стройки, «посидеть на дорожку» на скамейке, которую поставили на смотровой площадке с видом на мост.

Передвигаться по путепроводу советуют под хит «стройки века» «Я забиваю сваю», включенный на полную мощность. А под сводами арок, на которых по ночам будет включаться иллюминация, можно загадать желание.

официальный сайт строительства Крымского моста/most.life

Мост будет открыт круглосуточно. В районе путепровода в целях безопасности разместят посты охраны. По предварительным оценкам экспертов, содержание переправы ежегодно будет стоить порядка 480 миллионов рублей.

Сложности и ЧП при строительстве

Во время возведения путепровода не раз сообщалось о том, что сроки его запуска под угрозой срыва. В частности, сложности возникли с проектированием и строительством инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности моста. Проект не смог получить одобрение Главгосэкспертизы в назначенные сроки. В результате выполнение госконтракта по безопасности отложено до декабря 2019 года. В первую очередь это означает задержку начала движения грузового транспорта.

Кроме того, во время строительства была обнаружена ошибка с выбором грунта для земляной насыпи, по которой проложены железнодорожные подходы к мосту. На исправление ситуации, как писали СМИ, потребовалось около трех миллиардов рублей.

официальный сайт строительства Крымского моста/most.life

«Стройка века» не обошлась без происшествий. 19 марта 2016 года в опоры строящегося рабочего моста, предназначенного для доставки грузов на строительство моста через Керченский пролив, врезалось турецкое судно. В результате аварии была уничтожена одна из опор моста, соседние опоры сместились. Сумму ущерба оценили в 120 млн рублей. Но на сроки строительства моста этот инцидент не повлиял.

Некоторые ученые (в основном из Украины) ставят под сомнение долговечность Крымского моста. По их утверждениям, в районе путепровода надежные коренные почвы местами расположены на глубине 90 метров, и они сомневаются в том, что российские строители так глубоко забивали сваи. Вдобавок Керченский пролив расположен в районе тектонического разлома и глубоких грязевых вулканов. Когда они «дышат», происходят колебания почвы, что также может повлиять на прочность моста.

Что изменится с началом работы моста?

Согласно предварительным расчетам экспертов, благодаря мосту туристический поток в Крым увеличится на 40 процентов (до 10 млн человек). Одновременно с путепроводом была обновлена дорожная карта полуострова — появились новые развязки, придорожные кафе, отели, рынки и другие элементы придорожной инфраструктуры. В связи с этим упростится логистика, станет проще доставлять в Крым продукты, строительные материалы и другие необходимые товары. Кроме того, открытие моста повлечет снижение цены на нефтепродукты. Такой прогноз ранее озвучил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.


Чтобы осознать всю масштабность происходящего, это нужно видеть.

Казалось бы, мост и мост. Но на деле стройка Крымского моста - это гигантский живой механизм, который в прямом смысле слова гудит 24 часа в сутки практически при любой погоде. Почти 10 тысяч человек, более 500 единиц техники - от гигантских кранов до обычных самосвалов и асфальтоукладчиков. Тысячи тонн бетона, металла и арматуры, сотни тысяч огромных болтов, гаек и электродов. Это все Крымский мост, который в Крыму все называют стройкой века.


Итак, стройка моста во всех подробностях на фото ниже.

Источник aquatek-filipsЗнаете или нет, но Крымский мост будет самым длинным на данный момент в России - его общая длина составляет 19 км. Строительство ведется одновременно с двух сторон - со стороны Таманского полуострова и со стороны Керчи.

Большая часть моста пройдет по бетонным опорам, установленным в Керченском проливе, небольшая часть через остров Тузла и почти около самой Керчи располагается судоходный участок, над которым уже установили две гигантские металлические арки - железнодорожную и автомобильную. Одновременно это и самое высокое место моста.

Расположение судоходной части близ Керчи обусловлено особенностями Керченского пролива, который является очень мелким и проблемным для судоходства. Фарватер, по сути, здесь один и располагается он как раз почти около самой Керчи.

Итак, давайте пройдемся от самого начала моста со стороны Крыма и до самой верхней его точки.

2. Вот так выглядит «начало» моста со стороны Крыма на сегодняшний день. Первая опора береговой части еще только-только готовится: готов фундамент и арматурный каркас для заливки бетона.

3. Каждая последующая опора все выше и выше, причем достаточно заметно. Дело в том, что из-за близости судоходной части к Керчи будущая дорога должна довольно резко забирать вверх, чтобы подняться на 35-метровую высоты арочной части. Уже готовые бетонные опоры. Между ними видны временные вспомогательные опоры из металлоконструкций, которые используются для надвижки мостовых пролетов и последующего их монтажа.

4. А вдалеке виднеются недавно установленные арки судоходной части и частично смонтированный дорожный подход. На фото кажется, что подъем достаточно крутой. Может это из-за угла съемки?

5. Морские опоры готовы уже полностью.

6. И на них уже почти полностью смонтированы пролеты автомобильной части. Осталось установить лишь несколько пролетов, примыкающих непосредственно к судоходной арке и пролеты над береговой частью.

Железнодорожная часть, как и опоры для нее еще не установлены. Они будут строиться во вторую очередь на том месте, где сейчас установлен технический мост для обеспечения строительства (именно с него сделано большинство снимков, располагается вся техника, стройматериалы, бытовки рабочих и осуществляется перемещение технологического транспорта).

7. Взгляд снизу на автомобильный пролет.

8. Оставшиеся несколько пролетов. Опоры под них заканчивают отливать в надводной части. В верхнем левом углу - аванбек. Конструкция в виде скошенной лыжи, которая крепится впереди пролётного строения, чтобы облегчить при надвижке заползание на опоры.

9. Процесс сварки огромных труб, используемых в качестве свай для перемещения основной строительной платформы.

10. Процесс происходит довольно интересно. Над тем местом, где нужно сваривать трубы, устанавливают временную фанерную будку - «тепляк». Делается это для того, чтобы защитить сварщика место сварочного шва от непогоды.

11. Здесь же, рядом душевая из остатков огромных труб.

12. Чем дальше в море, тем массивнее бетонные опоры. Чтобы забраться наверх и спуститься вниз, используют временные закрытые лестницы. Спускаться по ним, конечно, не очень удобно, судя по тому, как это делает рабочий.

13. Подготовка к заливке последней опоры перед судоходной аркой. Щиты красного цвета - это опалубка, внутрь которой и заливается бетон.

14. Взгляд на технологический мост с основной строительной платформы.

15. А это взгляд в обратную сторону - как раз на судоходные пролеты. Слева - автомобильная часть, справа - железнодорожная. Обе арки весят более 6 тысяч тонн каждая, их собирали на берегу с керченской стороны и затем по морю сплавляли к месту установки, где с помощью специальных кранов поднимали на высоту 35 метров, установив на опоры. Снизу арки, кстати, отличаются.

17. На время монтажа арок судоходство по Керченскому проливу останавливали. На данный же момент суда уже проходят под мостом в обычном порядке. Справа на переднем плане видны временные сваи для строительной платформы. Она самопередвигающаяся и сама себя переносит по мере необходимости на предварительно забитые в дно пролива сваи.

18. Крайняя опора для арки с таманской стороны. Люди совсем крошечные на ее фоне... На заднем плане виднеется строительная платформа с таманской стороны. С керченской (откуда сделан снимок) такая же.

19. Арматура, которую используют для заливки опор, толщиной почти с руку взрослого человека.

20. Рабочий возвращается с заливки опоры.

21. Вид на строительную платформу почти от уровня моря.

22. Взгляд от уровня моря на опору арочной части. Ее высота 35 метров и, чтобы подняться наверх, нужно преодолеть продуваемую всеми ветрами металлическую лестницу. Буквально на днях здесь смонтировали лифт, но иногда приходится все еще подниматься по лестнице.

23. Взгляд вниз с верхней точки опоры арочной части.

24. Строительная платформа сверху. На ней установлено два огромных крана Liebher, которые поднимают и перемещают все необходимые материалы как на верхнюю часть платформы, так и в нижней части, где идут работы по заливке бетона.

25. Поверхность железнодорожной арки. Пока еще без шпал и рельсов.

26. Первый автомобиль на автомобильной арке.

27. Внизу идет заливка соединительной части опоры арочной части.

28. Арматурная сетка. Сколько же здесь металла?

29. Так выглядят временные леса для высотных работ на опорах.

30. Места крепления различных элементов арки. Надпись «30.09.2017» и подпись - отметка технического надзора о принятии данного болтового стыка. Каждый болтовой стык проверяется на усилие натяжения болтов, если всё нормально - представитель технадзора ставит свою подпись и дату приёмки (а также отмечает этот стык в имеющейся у него карте сборки и ставит свою подпись в акте).

31. Все соединения промазываются специальным антикоррозийным слоем, ведь на мост постоянно будет воздействовать агрессивная среда - Керченский пролив славится своими штормами и ураганными ветрами.

Строительского Крымского моста стало самой грандиозной российской стройкой современности, поэтому неудивительно, что к ней приковано столь пристальное внимание рядовых обывателей. Многим интересно, как идет строительный процесс, в каких условиях живут и работают рабочие, как они проводят свой досуг. Ответы на эти и многие другие вопросы попытался дать один известный блогер, который лично побывал на этой стройке.

Мне предложили съездить на стройку Крымского моста. Я согласился, так как мне интересны грандиозные "стройки века". НО! Я выдвинул два условия:

1. Меня пустят везде и ничего скрывать не будут. Куда пальцем покажу, то и покажут и дадут сфотографировать.
2. Я буду задавать неудобные вопросы и они ответят на них прямо, не уклоняясь.

Начнем с приятного. Если абстрагироваться от политики и говорить лишь о технической части - мост грандиозный. 19 километров - это самый большой мост в России, настоящая стройка века. Но что он собой представляет?
Во-первых, моста два - автомобильный и железнодорожный. Связаны они только там, где будут судоходные пролеты, в остальном совершенно независимы друг от друга. В приоритете сейчас автомобильный мост, его должны сдать в конце 18 года. Затем через год железнодорожный.
Первый этап строительства - это сваи, которые уходят под разными углами в землю на глубину до 90 метров. Такая глубина обусловлена так называемыми "слабыми грунтами", которые не могут должным образом держать опору моста. Второй этап - монтаж пролетных сооружений. Самые важные элементы здесь - опоры судоходного пролета. Мы видим, что у обоих мостов эти опоры соединены и огорожены железобетонными "островами", которые защитят от случайного или специального столкновения с судами.

Третий и четвертые этапы, по сути, косметические, про них говорить пока особенно нечего:

Часть трассы пройдет через остров Тузла, в виде точно такого же полноценного моста. Казалось бы, тут можно было просто проложить дорогу, а не вбивать сваи и строить над островом мост, но коса - очень ненадежное место. Если ее размоет через пару десятков лет, то мост останется:

Что такое слабый грунт? По большому счету - это ил, грязь и жидкая глина. Не твердая порода, а каша. Вбивать в нее сваи - бестолку. Это как вставить свечку в кремовый слой торта: на какое-то время она застынет, а потом начнет "гулять" по сторонам. Чтобы её зафиксировать, надо опуститься ниже, в плотный бисквитный корж. Так же и со сваями: для устойчивости конструкции необходимо добраться до плотного грунта:

Сваи - самое важное в постройке моста. Их несколько видов. У автомобильного моста на 288 опор будет более 2500 свай, а у железнодорожного - более 3000. Их забивают разными способами. Например, на земле устанавливают буронабивные сваи. Вначале сверлят дырку в земле и выгребают из нее "слабый грунт":

Пробурив отверстие, туда опускают металлический каркас и заливают его бетоном. На каждую опору уходит от 8 до 120 таких свай, в зависимости от геологии:

Сегодня основная проблема, с которой сталкиваются строители - погода. По статистике 10 дней в месяц штормит и в это время невозможно ничего делать с воды. Чтобы решить эту проблему, построили два рабочих моста (со стороны Тамани и Керчи). По ним ездит техника и забивает сваи:

Работа идет одновременно на нескольких участках, всего у компании 21 подрядчик:

На воде используют трубчатые сваи. Их вбивают под разными углами, чтобы мост мог выдержать девятибальное землетрясение:

Угол наклона у свай одинаковый, но разные направления:

Это одна из свай. Для масштаба внизу стоят люди:

Сваи покрашены в тех местах, где имеется соприкосновение с водой (во избежании ржавчины):

После того как часть сваи вбита, на неё наваривают следующий кусок и так далее. Тут уже видна отметка 77 метров. В среднем одну сваю забивают за полтора дня:

Вид на стройку на острове Тузла:



После того как вбиты все сваи, на них кладут ростверк - платформу, на которую затем ляжет пролет моста. Делают ростверк из металлоконструкции:

Собирают их прямо на месте, над сваями:

Так выглядит готовая конструкция:

Бетон набирает прочность за 28 дней, все это время ростверк "отдыхает":

На готовые ростверки начинают собирать пролеты моста. Кстати, на этой фотографии также видны и строящиеся опоры железнодорожного моста:

Мост собирают из металлических блоков, которые скручивают друг с другом:



Пролеты собирают на домкратах (красные конструкции). После того, как пролет будет готов, его опускают на ростверки:

Самый сложный и ответственный участок моста - это судоходный пролет. Каждая фарватерная опора будет стоять на 110 сваях диаметром почти полтора метра:

На месте будущего судоходного пролета уже идет работа. Что-то строят с барж, что-то с временных строительных платформ:

Рядом с местом будущих фарватерных опор строят высокие платформы на которые поставят огромные краны и будут ими поднимать и забивать сваи:



Подведу итог: я проехал вдоль практически всего строящегося моста со стороны Краснодарского края. Стройка похожа на муравьиную тропу, где вместо муравьев грузы таскают грузовики. Все кишит, движется, поднимается в воздух и опускается в землю. Стоя на стройке возникает ощущение, что несмотря на заявления скептиков, мост все-таки построят:

Неподалёку от моста тянут газопровод в Крым, он будет проходить по дну Черного моря:

Мне было интересно посмотреть не только на строительство моста, но и на быт рабочих. Трудятся тут вахтовым методом: 15 дней работают, 15 дней отдыхают. Средняя зарплата - 35 тысяч рублей, при этом строители бесплатно живут, питаются и раз в месяц им оплачивают проезд до дома и обратно. Утром и вечером кормят в строительном городке, а обед привозят прямо на мост:



Салат, горячее (в термосумках), суп и компот:

Строительный городок находится в 20 минутах от моста:

Блочные домики, где живут рабочие. В общей сложности около 2000 человек:

В комнате по 4 человека. Никакого досуга нет, впрочем, после 12-ти часовой смены вряд ли захочется чего-то кроме сна:

На здании администрации висит объявление о запрете нахождения в шортах. В буфете не обслуживают с оголенным торсом. Видимо, это весьма больная тема для местных:

Столовые:

Меню без цен, всё бесплатно:

Кроме горячего и холодного цехов есть отдельное помещение под названием "Яйцемойка". В принципе, если задуматься, неудивительно: 2000 рабочих потребляют как минимум 4000 яиц на завтрак:

Пляж в Тамани неподалеку от городка:

На стройке живет кот Мостик

Ну и, наконец, вопросы, которые я задал самому главному человеку на объекте - Леониду Рыженькину, директору по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»:

Леонид, первый вопрос самый очевидный: много писали, что Минтранс оценил Керченский мост в 50 млрд рублей. Почему его нынешняя цена более чем в 4 раза больше?

Мост, который мы сейчас строим, никогда не стоил 50 млрд рублей. Любые оценки, звучавшие до окончательного формирования проекта, не имели технологических и экономических обоснований. Сравнение с такими оценками - просто некорректно. Транспортный переход, включающий 2-путную железную дорогу и 4-полосную автодорогу, строительство которого сейчас ведётся в проливе согласно госконтракту изначально стоил 228,3 млрд рублей в ценах соответствующих лет. После прохождения Главгосэкспертизы в феврале 2016 года цена проекта даже снизилась - до 227,92 млрд рублей.

Известный советский и российский гидростроитель, бывший директор ЛенГЭС Юрий Севенард утверждает, что в проливе высокая сейсмика и мост просто может не выдержать землятресения.

Землетрясение до 8,6 баллов может произойти в Керченском проливе раз в 500 лет. До 9 баллов – раз в 1000 лет. До 9,3 баллов – раз в 2000 лет. Но Крымский мост не первый и далеко не последний мост в мире, который строится в условиях высокой сейсмичности. Что произойдет, если 9-балльное землетрясение все же случится? Во время мощных подземных толчков основную волну примут на себя опоры моста, а колебания, идущие от опор к пролетам моста, будут гаситься с помощью антисеймических устройств – они являются «прослойкой» между опорой и пролетом. Конечно, наверняка, потрескается дорожное полотно. Вероятно, будут деформированы рельсы. Но основной конструктив моста устоит. Он по проекту рассчитан на то, чтобы устоять даже в такое землетрясение. После 9-балльного землетрясения потребуются ремонтные восстановительные работы. Но мост не будет разрушен.

Ещё говорят, что слабые грунты не позволят построить мост должным образом...

Именно поэтому – из-за большой толщи илистых слабых грунтов – сваи Крымского моста уходят на значительную глубину – от 18 до более чем 70 метров. Под каждую опору – а их всего 595 – бурились геологические скважины, чтобы в каждом конкретном случае уточнить, где начинаются твердые грунты, которые послужат надежным основанием для опор. Ну и еще одна особенность – сваи погружаются не только вертикально, но и с наклоном, что придает опорам дополнительную устойчивость.

В 1944 году уже был построен железнодорожный мост через Керченский пролив. И как мы знаем, спустя 4 месяца после открытия его разбили льды с Азовского моря. Не ждет ли новый мост такая же судьба?

А как строят мосты за Полярным кругом? Опоры моста через Керченский пролив рассчитаны на ледовые нагрузки, возможные в проливе; да и между ними достаточно большие пролеты, так что никакой дополнительной помощи в борьбе со льдами мосту не потребуется. Тем не менее, для контроля ледовой обстановки во время эксплуатации моста будет идти мониторинг. И при необходимости суда ледокольного типа, расположенные в порту Новороссийска, в течении 8-10 часов готовы прибыть для дробления ледовых полей.

Почему выбрано именно это место для строительства моста? Есть более короткие участки.

Экспертный совет рассмотрел 74 варианта транспортного перехода через пролив и рекомендовал самый оптимальный через косу Тулза. Подробнее - на инфографике.

Экозащитники утверждают, что строительство повредит экологии Керченского пролива.

Любые действия человека по созданию чего-то нового, как правило, влияют на экологию. Это неизбежно. Другое дело: как это влияние минимизировать, а затем и устранить последствия своего вмешательства в экосистему. Ключевые риски для экологии при строительстве моста в проливе – шум от стройки и взмучивание воды при погружении свай (со дна поднимается песок). Это вредно для птиц и рыб. Поэтому птиц уже «переманили» на новые места – подальше от стройки создали новые места гнездования, чтобы птицам было куда перебраться. А во время нереста погружение свай на мелководье запретили вовсе, а после стройки предполагается еще и компенсация – вырастят и выпустят в воду выпустят миллионы мальков. Экосистему в Керченском проливе постоянно отслеживают десятки привлеченных специалистов. И на данный момент они констатируют: все в норме. А уж дельфины, которые не покинули пролив и остаются постоянными спутниками строителей, - явный показатель, что им стройка не помеха.

Хочу следить за стройкой в онлайн-режиме. Почему на стройке нет камер?

На самом деле на стройке работает более 120 камер наблюдения – и в онлайн-режиме, и в режиме записи с длительным хранением информации. Но мост через Керченский пролив – стратегический объект. Так что режим здесь чрезвычайно серьезный. А увидеть, что мост действительно строится, можно и с обоих берегов пролива.

Напоследок хочется узнать: получится ли построить такой сложный объект за такой короткий срок?

Баланс "качество - цена - срок" - неотъемлемое условие реализации проекта, достигнутое ещё на стадии проектирования. Строительство ведётся широком фронтом - сразу по всей трассе моста. Мы не идем от берега к берегу или с двух берегов навстречу друг другу. Трасса разделена на 8 участков. На каждом из участков работает по два-три мостоотряда. За каждым – свой фронт работ. Если схематично, то «сделал опоры – перешел к монтажу пролетов; сделал пролеты – перешел к мостовому полотну». Строительно-монтажные работы фактически начались только в феврале этого года, но уже сейчас, с началом монтажа пролетов, очертания моста начинают "прорисовываться" в реальности - их можно увидеть и со стороны Тамани, и со стороны Керчи.

P.S. На строительстве моста я был месяц назад, но только сейчас руки дошли до того, чтобы написать о нем. За это время, насколько я знаю, мост ушел дальше вперед.

Остро встал вопрос о том, кто строит мост через Керченский пролив, в тот период, когда произошли всем известные крымские события. Полуостров вернулся в пределы Российской Федерации и это может ускорить решение проблемы.

Страницы истории

Отклонившись от вопроса, какая компания строит мост через Керченский пролив, необходимо обернуться назад и заглянуть в историю. С давних времен существовали планы возведения переправы. Англичане в конце 19 века, немцы в период Великой Отечественной войны совершали попытки строительства, но они не увенчались успехом. Много раз в период СССР поднимался этот вопрос в правительстве, но не хватало времени и средств. В 1954 году появилась паромная переправа, которая действует до сих пор.

Возвращение Крыма

После возвращения Крыма в Россию с особой остротой встал вопрос, кто будет генподрядчик строительства моста через Керченский пролив. Такая ситуация возникла из-за сложностей проезда в Крым через территорию Украины. Экономика полуострова напрямую связана с потоком туристов, поэтому прочная переправа, призванная соединить два берега, должна быть возведена в короткие сроки и качественно. Мост через Керченский пролив, генподрядчик которого уже выбран, имеет важное туристическое и экономическое значение.

Соединить Кавказ и Крым

Компания, строящая мост через Керченский пролив, учитывает сложности и климатические условия района. Такие масштабные работы в мире проводятся не впервые, но в Крыму есть свои трудности.

  • Сейсмическая нестабильность;
  • Сильные штормовые ветры;
  • Ледовая ситуация в зимнее и весеннее время;
  • Необходимость создать удобный проход кораблям из одного моря в другое.

Генеральный подрядчик строительства моста через Керченский пролив сталкивается с данными особенностями региона.

Кто строит мост через Керченский пролив?

Управление дорог «Тамань» является заказчиком сооружения. Сейчас на вопрос, какая фирма строит мост через Керченский пролив, можно ответить, что это Стройгазмонтаж». Компания является главной над несколькими организациями. Они занимаются прокладкой тоннелей и крупных сооружений на воде. Подрядчик строительства моста через Керченский пролив заявляет о том, что все движется по запланированной схеме. Сейчас работы ведутся на всем протяжении трассы. Предположительно длинна моста будет составлять почти 20 километров.

До определенного времени решить вопрос, какие организации строят мост через Керченский пролив, было достаточно сложно. Проводились тендеры, в которых предпочтения отдавались нескольким компаниям. В расчет принимались не только предполагаемые сметы, но и масштабность проекта и особенность климатических условий.

Субподрядчики строительства моста через Керченский пролив были определены, и работа пошла полным ходом. На места доставлены необходимые материалы. Основными являются крупные металлоконструкции, составляющие основу сооружения. В работе задействовано около 1000 единиц техники. Организации, строящие мост через Керченский пролив, предполагают, что он будет установлен в определенные сроки. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. К этому моменту будет отремонтирована трасса на юге России.