Экологические проблемы - загрязнение воды. Источники загрязнения воды. Проблема загрязнения вод мирового океана. Познавательно-исследовательская деятельность (экология) для детей подготовительной группы. Тема: "Вода" Экология водного бассейна России

Вода — это самый ценный природный ресурс. Ее роль — участие в процессе обмена всех веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Невозможно представить себе деятельность промышленных, сельскохозяйственных предприятий без использования воды, незаменима она в бытовой жизни человека. Вода необходима всем: людям, животным, растениям. Для кого-то она является средой обитания.

Бурное развитие жизнедеятельности людей, нерачительное использование ресурсов привело к тому, что э кологические проблемы (загрязнение воды в том числе), стали слишком острыми. Их решение стоит у человечества на первом месте. Ученые, экологи всего мира бьют тревогу и пытаются найти решение мировой проблемы

Источники загрязнения воды

Причин загрязнения достаточно много, и не всегда виной этому человеческий фактор. Природные катаклизмы также наносят вред чистым водоемам, нарушают экологическое равновесие.

Самыми распространенными источниками загрязнения воды считаются:

    Промышленные, бытовые сточные воды. Не прошедшие систему очистки от химических вредных веществ, они, попадая в водоем, провоцируют экологическую катастрофу.

    Третичная очистка. Вода обрабатывается порошками, специальными составами, многоэтапно фильтруется, убивая вредные организмы и уничтожая другие вещества. Используется для бытовых нужд граждан, а также в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве.

    - радиоактивное загрязнение воды

    К основным источникам, которые загрязняют Мировой океан, относятся следующие радиоактивные факторы:

    • испытания ядерного оружия;

      сбросы радиоактивных отходов;

      крупные аварии (суда с атомными реакторами, ЧАЭС);

      захоронения на дне океанов, морей радиоактивных отходов.

    Экологические проблемы и загрязнение воды в том числе напрямую связаны с заражением радиоактивными отходами. Например, французские и английские атомные заводы заразили практически всю Северную Атлантику. Наша страна стала виновницей загрязнения Северного Ледовитого океана. Три атомных подземных реактора, а также производство Красноярск-26 засорили крупнейшую реку Енисей. Очевидно, что радиоактивные продукты попали в океан.

    Загрязнение мировых вод радионуклидами

    Остро стоит проблема загрязнения вод Мирового океана. Кратко перечислим самые опасные радионуклиды, попадающие в него: цезий-137; церий-144; стронций-90; ниобий-95; иттрий-91. Все они обладают высокой биоаккумулирующей способностью, переходят по пищевым цепочкам и концентрируются в морских организмах. При этом создается опасность как для человека, так и для гидробионтов.

    Акватории арктических морей подвергаются сильным загрязнениям различных источников поступления радионуклидов. Люди беспечно сбрасывают опасные отходы в океан, тем самым превращая его в мертвый. Человек, наверно забыл, что океан — это главное богатство земли. Он обладает мощными биологическими и минеральными ресурсами. И если мы хотим выжить, необходимо срочно принимать меры по его спасению.

    Пути решения

    Рациональное потребление воды, охрана от загрязнений — главные задачи человечества. Пути решения экологических проблем по загрязнению вод ведут к тому, что прежде всего большое внимание следует уделять сбросам опасных веществ в реки. В промышленных масштабах необходимо усовершенствовать технологии по очистке сточных вод. В России необходимо ввести закон, который бы повышал взимание платы за сбросы. Вырученные средства должны направляться на разработку и сооружение новых экологических технологий. За наименьшие выбросы плату нужно снижать, это будет служить мотивацией к сохранению здоровой экологической обстановки.

    Большую роль в решении экологических проблем играет воспитание подрастающего поколения. С ранних лет необходимо приучать детей к уважению, любви к природе. Внушать им, что Земля — наш большой дом, за порядок в котором ответственен каждый человек. Воду необходимо беречь, не лить ее бездумно, стараться, чтобы в канализацию не попадали посторонние предметы и вредные вещества.

    Заключение

    В заключение хочется сказать, что экологические проблемы России и загрязнение воды волнуют, пожалуй, каждого. Бездумное расточительство водных ресурсов, захламление рек различным мусором привело к тому, что в природе осталось совсем немного чистых, безопасных уголков. Экологи стали намного бдительнее, принимаются множественные меры по восстановлению порядка в окружающей среде. Если каждый из нас задумается о последствиях нашего варварского, потребительского отношения, положение можно исправить. Только сообща человечеству удастся спасти водоемы, Мировой океан и, возможно, жизнь будущих поколений.

В течение всей своей жизни человек потребляет воду, объем которой можно выразить в массе цифрой в 75 тонн. Согласно данным, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодные сбросы бытовых и промышленных отходов в реки мира достигают 450 миллиардов кубометров, поэтому не удивительно, что вода содержит, по подсчетам экспертов ВОЗ, не менее 13 000 токсичных элементов. Еще Луи Пастер высказал мнение, что 80% болезней попадают в человеческий организм с водой.

Вода – удивительный, бесценный и незаменимый дар природы. Возникает по этому поводу парадоксальный вопрос – «Почему мы не хотим замечать ее ценности и не бережем ее?». Возможно, мы заблуждаемся, подсчитывая ее объемы, что стало причиной такого пренебрежительного отношения. Или сиюминутное желание любыми способами достигнуть благ цивилизации, без учета законов Природы, заставляет забывать, что бумеранг бездумного расточительства водных ресурсов вернется в виде глобальных экологических катастроф?

Факты о воде:

  • На сегодняшний день более чем одному миллиарду человек недоступна качественная питьевая вода.
  • К наступлению 2025 года около половины населения планеты столкнется с серьезной проблемой острой нехватки воды.
  • 97,5% мировых запасов воды составляют соленые воды океанов и морей, а на пресноводные запасы приходится всего лишь 2,5%.
  • 75% всей пресной воды Земли сосредоточено в полярных шапках и горных ледниках, 24% составляют подземные грунтовые воды и всего лишь небольшая часть в 0,5% находится в почве. На наземные источники пресной воды в виде рек, озер и водоемов приходится самая малая доля – 0,01%, что наглядно подтверждает утверждение экологов – вода – драгоценное сокровище.
  • 1000 литров пресной воды используется для выращивания одного килограмма пшеницы. 15 000 литров воды расходуется для получения одного килограмма говядины. 2 400 литров воды требуется для производства одного гамбургера, если учесть расходы на выращивание КРС и пшеницы. Употребление мяса среднестатистическим жителем Европы и США приводит к расходу пресной воды в 5 000 литров в день.
  • Около 80% потребления пресной воды приходится на сельское хозяйство, причем такое расточительство присуще всем странам мира. Совершенство ирригационных систем позволило бы сэкономить расход пресной воды на 30%.
  • 500 миллионов жителей Земли проживают в пустынях, где за воду рассчитываются золотом, а употребление загрязненной питьевой воды приводит к ежедневному сокращению населения Земли на 5000 человек.

Этот список тревожных фактов далеко не полный, и это является наглядным показателем нашего противопоставления себя природе. Тешась иллюзией независимости от нее, мы неизбежно вступаем с ней в конфликт, и проблемы экологии воды ярче всего демонстрируют печальные результаты этого противостояния.

Экология питьевой воды

Качество питьевой воды – главная экологическая проблема человечества, которая напрямую влияет на здоровье населения и экологическую чистоту потребляемых продуктов.

Естественные источники пресной воды отличаются богатым разнообразием живых организмов, которые часто являются крайне опасными для здоровья. С понижением качества питьевой воды увеличивается количество разнообразных заболеваний, которые можно подразделить на четыре типа:

  • заболевания, возникающие по причине потребления зараженной воды (холера, тиф, полиомиелит, гепатит, гастроэнтерит);
  • заболевания слизистых оболочек и кожи, которые возникают при использовании воды в гигиенических целях в процессе умывания и купания (начиная трахомой и заканчивая проказой);
  • заболевания, причиной которых становятся моллюски, проживающие в воде (ришта, шистосоматоз);
  • болезни, вызываемые обитающими и размножающимися в водной среде насекомыми, являющимися переносчиками инфекций (желтая лихорадка, малярия и т. д.).

Хлорировать ли воду?

Множеством заболеваний объясняется вынужденный выбор метода очистки пресной воды – хлорирование. Можно смириться с присутствием в воде разнообразных бактерий, вызывающих серьезные заболевания, или хлорировать природные воды и допустить образование хлорсодержащих токсичных, мутагенных и канцерогенных веществ. По утверждению Центра по изучению исполнения законов в США, хлор, вступающий в реакцию с частицами угля и жирными кислотами, образует токсичные соединения, составляющие 30% объема обработанной хлором воды.

По утверждениям доктора Н. Уотера, газ хлор во времена второй мировой войны использовался, как орудие убийства и только позже хлор стал использоваться в целях уничтожения бактерий в воде. Между тем, соединения хлора и животных жиров становятся причиной атеросклероза, инфаркта и других сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Советом по качеству окружающей среды в США обнародованы результаты исследований, из которых следует, что у потребителей хлорированной воды на 93% выше риск заболеть раком.

Профессор Питсбургского университета, который занимается исследованиями в области химического состава воды, утверждает, что принятие душа или ванны подвергает организм человека воздействию испаряемых химических соединений в сто раз сильнее, чем вода для питья.

Растворенные в воде вещества в состоянии пара легко проникают в человеческий организм. Продолжительное принятие горячего душа является опасным, так как высокие концентрации токсических веществ вдыхаются человеком. Некачественная вода ускоряет процесс старения человеческого организма на 30%. Помимо пагубного влияния на человеческий организм, подобный метод очистки воды вредит экологии и тяжело отражается на состоянии любого живого организма.

Загрязнение воды – проблема экологии

Экология воды , которая страдает от деятельности человека, бумерангом отражается на состоянии всего живого на земле, ведь вода и есть сама жизнь. Все химические элементы и соединения, попадающие в воду, ведут к серьезным заболеваниям. Например, содержание свинца в воде является причиной изменений центральной нервной системы, крови, обмена веществ и вызывает поражение почек. Парализует иммунную и нервную системы алюминий, особенно пагубно отражаясь на детском организме. Повышенная концентрация меди в воде поражает слизистые оболочки печени и почек, никеля – приводит к поражениям кожи, цинка – отражается на почках, мышьяка – приводит к поражениям центральной нервной системы.

Экологический баланс природной воды не содержит такое убийственное количество химических элементов. Все это является результатом загрязнения промышленными стоками источников питьевой воды. Например, исследования девяти городов Сибирского региона наглядно показали, что загрязненная вода влияет на рост заболеваемости человека от 7 до 41%. Отмечается ежегодное возрастание эпидемических вспышек кишечных заболеваний, связанных с водой. Водная экология нарушена , и это подтверждают статистические данные многих Российских регионов, где качество питьевой воды очень низкое.

Экология водного бассейна России

Экология водных ресурсов Дагестана, Бурятии и Калмыкии, Приморского края, в Калининградской, Архангельской, Кемеровской, Томской, Ярославской, Курганской областях в критическом состоянии, что подтверждается данными Госсанэпиднадзора. Бактериологическая лаборатория города Ульяновска обнаружила в Заволжском водозаборе не менее сотни типов различных вирусов, что с большой долей вероятности может привести к экологической катастрофе.

Отмечается резкое ухудшение экологии водных ресурсов в Амурской области, что тесным образом связано с уровнем загрязнения водной среды. Его можно считать катастрофическим, т.к. он в 20 раз превышает норму. Катастрофа экологии водной среды грозит и Ярославлю, и Приволжским городам, где гудронные пруды у волжских берегов подпитывают воду реки.

Экология водного бассейна Астрахани находится в критическом состоянии, и это напрямую связано с огромным потоком грязи, стекающим к низовьям Волги, которая уже утратила способность к естественному самоочищению. Методом очищения воды опять выбрано глубокое хлорирование, от которого давно отказалось все цивилизованное человечество.

Экология пресных вод, среди 184 исследованных крупных городов России, в самом плачевном состоянии в Санкт-Петербурге - городе, занимающем первое место по серьезным заболеваниям обмена веществ и врожденным аномалиям, и второе - по онкологическим заболеваниям. Данные ужасающие и займут не одну страницу убористого текста, но и освещенные факты громко вопрошают – «До каких пор человечество будет самоуничтожаться?»

Самая чистая питьевая вода… Где она?

В России? Парадокс России в том, что в огромной стране, которая входит в десятку стран с самой чистой питьевой водой , каждый второй житель употребляет воду, которая не соответствует гигиеническим нормативам. Экспертами ООН в 2003 году был опубликован отчет исследования качества питьевой воды. Исследования проводились в 122 странах, и лидирующие позиции рейтинга заняла Финляндия.

В этом списке эксперты положительно оценили воду Канады, Новой Зеландии, Великобритании и Японии. России досталось седьмое место.

Странным для многих оказалось последнее место Бельгии, которую обошли даже Индия, Судан и Руанда. Подобное исследование необходимо и России, и самым важным для такой огромной страны является бережное отношение к .

Сохранение экологического баланса воды не должно только ограничиваться празднованием 22 марта Всемирного дня водных ресурсов. Больше нельзя игнорировать безрассудное и губительное вмешательство человека во все сферы природы.

Без решительных и конструктивных мер невозможно будет предсказать будущее человечества. Природа дает нам все блага для существования, и она требует разумного и бережного к себе отношения, к ее богатствам, которые не беспредельны.

Внеклассное занятие экологической направленности про воду - уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете - воде. На нашей прекрасной планете есть ВОДА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая,твёрдая и парящая, такая привычная и нераскрытая загадка природы. Вот какие мысли хочется передать детям и вместе с ними прикоснуться к её тайнам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

Тема экологического занятия:

«Вода – источник жизни и красоты»

Цель : формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль; способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ребята! Мы продолжаем проведение экологической недели. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и красоты.

Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и красоты».

Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём

Коммуникативное упражнение «Дождь».

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

2. Введение .

Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.

Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода самое распространенное вещество на нашей планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

Опыт «Вода на планете Земля».

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

(Демонстрирует учитель)

  1. Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
  2. Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  3. 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
  4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
  5. 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
  6. 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
  7. Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).

Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.

Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?

3. Моделирование воды в разных состояниях.

Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней - разные состояния воды.

Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)

Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

  • Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
  • Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
  • Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.

Молекулы! Разлетимся на свои места!

4. Мозговой штурм «Значение воды».

Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.

  1. Вода – источник энергии.
  2. Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
  3. Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
  4. На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
  5. Огромную роль имеет вода в быту.
  6. Для некоторых животных вода – место их жизни.
  7. По воде перевозят грузы, пассажиров.
  8. Вода может хранить и передавать информацию.

Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.

5. Презентация «Вода – источник жизни и красоты».

(Показ презентации сопровождается чтением текста о красоте воды)

Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее явление.

Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.

Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно стеклянные бусинки рассыпались на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.

Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.

Моря и океаны могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.

Без воды не было бы жизни на земле!

6. Эксперименты с водой.

1) Лаборатория «Исследовательская» (Работа в парах)

Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).

Настроим кран самовара так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.

Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.

Берегите чистую воду!

2) Лаборатория «Экспериментальная»

Человек использует чистую воду, а какая вода возвращается природе, вы сами можете увидеть.

Возьмите балончики на вашем столе, откройте их и высыпайте содержимое в стаканчики с чистой водой. Перемешайте стеклянной палочкой.

  • средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды);
  • щепотку почвы (такая вода остаётся после мытья обуви);
  • немного стирального порошка (вода после стирки);
  • гуашь (вода после рисования красками);
  • опилки (вода после мытья пола в прихожей);
  • капля мазута (вода после мытья машины)

Нравится ли вам такая вода?

Можно ли её снова использовать?

Можно ли сделать эту воду снова чистой?

Возьмите в руки кружок фильтра, сложите его кулёчком и опустите в воронку, попробуйте очистить воду, пропустив её через фильтр.

Хорошо ли очистилась вода?

Отчего воду труднее очистить?

Что легче: загрязнить воду или очистить её?

  1. Упражнение «Водный светофор». (Работа в парах)

Каждой паре выдаются по три карточки-знака и круги красного, жёлтого и зелёного цвета, согласно цветам светофора. Участники должны разложить карточки-знаки по назначению.

  • Красный круг – действия человека, приносящие вред воде;
  • Жёлтый круг – действия по рациональному использованию воды;
  • Зелёный круг – действия человека, которые направлены на охрану воды и её обитателей.

Красный круг (ответы А3, Б2, В1)

  • А3 – выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки городов.
  • Б2 – при мытье машины тратится много воды и загрязняются почва, водоёмы.
  • В1 – реки загрязняются бытовым мусором в местах отдыха.

Жёлтый круг (ответы А1, Б3, В3)

  • А1 – можно предотвратить потери воды, закрыв плотно кран.
  • Б3 – принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.
  • В2 – применение воды для полива растений из лейки экономнее.

Зелёный круг (ответы А2, Б1, В3)

  • А2 – наш родник – чистый, так как люди берегут его от загрязнения.
  • Б1 – мальков, которых выращивают искусственно, выпускают в чистую воду.
  • В3 - дождевая вода, которая собирается в ёмкостях, может использоваться на благо человека.
  1. Рефлексия «Капля настроения».

Составление синквейна о воде.

  1. Домашнее задание.

Коммунальное государственное учреждение « Областная специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения « Управление образования Алматинской области»

Клышбаева Асель Кайратовна

Открытое занятие

Тема: Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов.

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Развивающие:

развивать речь, наблюдательность, внимание, слуховое восприятие, умение общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом; умение сравнивать и делать выводы;

Коррекционные:

формировать интонационную сторону речи, работать над выразительном чтением;

Воспитательные;

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.

Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, пресная, соленая

Тип урока:

Урок формирования знаний и навыков.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.

Ход урока

    Орг момент

Вы пришли сюда ….. (учиться)

Не лениться, а …..(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать …(руку не забудь поднять)

Если спросят …. (надо встать, громко, четко отвечать)

II . Мотивация учебной деятельности.

У: Сегодня мы будем говорить о веществе, без которого мы жить не можем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент – Экзюпер, Послушайте внимательно и скажите о чем идет речь:

- «У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» (На доске написано).

У: - Как вы думаете о чем говорит писатель? Ответ вы можете сказать с помощью ребуса, который написан на доске.

ВО ДА

У: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? (На доске карточки со словами Вода – это)

Д: - Вода – это жидкость.

Вода бывает горячая и холодная.

В воде можно купаться.

У: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду говорят природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.

III . Работа по теме урока.

У: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.

Знакомство с понятием «исследователь»

У: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д : Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.

Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.

Слайд(Исследователь)

У: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

У: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.

Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя.

У: А как вы думаете, что будет предметом исследования?

Д: Вода

Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.

План работы нашего исследования (На доске)

    Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.

    Наблюдение за распространением воды в природе.

    Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

    Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа.

Опыт №1

1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.

У: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.(Дети демонстрируют)

У: Почему?

Д: Она текуча.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – жидкость.

Опыт №2

У: Всегда ли она жидкая?

Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт№3

Видео – сюжет.

Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь- это старший работник научной лаборатории Алма апай. Алма апай давайте проведём практическую работу поставив чайник с водой на плиту. Посмотрите наш чайник за кипел. Если он простоит на плите 10 мин, то что будет с чайником. Давайте по наблюдаем.

Вот посмотрите после десяти минут кипения чайника, в чайнике воды не осталось.

У: Куда делась вода?

Д: Вода превратилась в пар.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – это пар, газ.

У: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)

У: хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические работы. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. (Звучит музыка, ребята садятся на свои места)

У: Внимание на доске второй вопрос.

2) Распространение воды в природе

У: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.

Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …

Д: Ледники, снег, лёд, град.

У : Вода в природе в газообразном состоянии – это …

Д: Облака, туман, тучи.

(Слайд круговорот воды природы)

У: давайте перейдем к третьему вопросу.

3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

(Слайд земля)

У: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?

Д: Голубой

У: А почему?

Д: Потому что это вода.

У: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли. Но в морях и океанах вода какая?

Д: Соленая

У: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.

У: А где мы используем воду?

Д: Воду мы используем в хозяйстве- умываемся, стираемся, готовим обеды.

У: Хорошо. Посмотрите слайды. Обратите внимание, кроме хозяйственных нужд, вода нужна и растениям, и животным, на гидроэлектростанцию, если не будет гидроэлектростанции, то у нас не будет света, электричество, перевозку грузов по рекам, отдых на воде.

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(Слайд на доске Вода – это) диаграмма

У: Значит, вода – это…?

Д: Вода – это жизнь.

У: Зачем мы должны мыться, закаляться?

Д: Чтобы быть здоровыми.

У: Значит вода – это?

Д: Вода – это здоровье.

У: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Значит вода – это?

Д: Вода – это друг и помощник человека.

У: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.

Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

IV . Физ.минутка

У: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее нашим гостям. Ребята говорят пожелания гостям.

У: .Ребята возьмите стакан с водой в руки. Перед тем как выпить воду загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

V . Продолжение работы по теме урока.

У: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому уроку.

4 Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

У: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!

Сказка про рыбака.

Рыбак: Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Каратал поспешил

Леску в воду отпустил

Друг: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друг: Какую? Может, рыбку золотую?

Рыбак: Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь: В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак: Что же делать? Как нам быть?

Соберу- ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

У: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода?

(Слайд фабрики, заводы, бросают мусор, моют машины)

Д: Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

От грязной воды страдает всё живое.

Грязная вода вредна для здоровья человека.

У: Как ещё человек загрязняет воду?

Д: Бросает мусор, моет машины.

У: Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

Д: Не выбрасывать мусор в водоёмы.

Чистить берега рек и озёр.

Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.

Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.

Сажать деревья около водоёмов.

У: Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит

« Экономно»? Давайте посмотрим видео.

(Видео как правильно экономить воду)

У: Кто мне скажет где и как мы должны экономить воду?

    Д: Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкосте.

    Экономить воду при стирке.

    Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.

    Надо учить всех плотно закрывать краны.

У: Правильно. И я надеюсь, что вы так и будете поступать.

У: Давайте подведём итог.

VI . Рефлексия учебной деятельности.

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Для самопроверки мы заполним таблицу.

Что я знал (а)?

Что я узнал (а)?

Вода- это жидкость

Вода бывает горячая и холодная

В воде можно купаться и нырять

Лёд – это вода в твёрдом состоянии

Вода – это пар, газ

Облака, туман, тучи – это вода в газообразном состоянии

В морях и океанах вода солёная

В речках вода пресная

Вода- это жизнь

Вода- это здоровье

Вода – это друг человека

Пресной воды на земле мало

Мы должны экономить воду

Чистить берега рек и озёр

Не выбрасывать мусор в водоёмы

VII . Итоговое обобщение.

У: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить наше занятие призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть!

Пусть на земле не умирают реки,

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них на веки,

Студёная и чистая вода.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

У: На этом наш урок закончен. По прощайтесь.

Д: До свидание!

Экологический исследовательский проект «Вода – наша жизнь!».
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь»
Антуан Де-Сент Экзюпере
(французский писатель)

Актуальность проекта

Ни для кого не является секретом, что без воды не может существовать ничто живое. Именно поэтому на сегодняшний день очень остро стоит вопрос об экологической проблеме, связанной с высыханием пресных водоемов, и их огромными и серьезными загрязнениями.
Главная причина загрязнения воды – это сброс в водоемы промышленных и бытовых сточных вод. К сожалению, мало какие предприятия имеют достаточный фильтр, который смог бы очистить всю использованную воду, прежде чем слить её в водоем. В настоящее время практически все реки мира считаются опасно загрязненными, а для их очистки, к сожалению, не принимается практически никаких мер. Дело в том, что очистка пресного водоема от загрязнений – это очень длительный и дорогостоящий процесс, а потому предприятия редко идут на такие шаги. Загрязнения не означают, что вода имеет мутный и непонятный оттенок. Она может быть совершенно чистой на первый взгляд, однако иметь в себе множество небезопасных грибков, вирусов бактерий и химических веществ, которые никак не повлияют на её внешний вид. Самой главной причиной, как говорилось выше, являются бытовые и промышленные сбросы в водоем. Однако загрязнения также получаются в связи с осадками около промышленных предприятий, а также, нефтяных и топливных аварий на воде. Все эти факторы имеют огромное влияние на экологическую проблему воды в наше время.
Для того, чтобы избежать экологической катастрофы нужно запретить промышленным предприятиям использовать реки как сточные канавы. Кроме того, нужно донести до сознания людей то, что нельзя загрязнять водоемы и бытовыми отходами.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что необходимо изменять свое отношение к окружающей среде, природе. Для этого нужно самим научиться осмыслить свое отношение к природным объектам, и прививать эти навыки детям. Основные знания и умения закладываются у детей в дошкольном возрасте, поэтому необходимо в дошкольных учреждениях проводить мероприятия, посвященные экологическим проблемам современности.
Проект краткосрочный: с 28.01.13-10.02.13
Данный проект направлен на расширение и углубление представлений дошкольников о воде, ее свойствах, предназначении, влиянии на жизнь человека и загрязнении воды.
Цель проекта:
- Сформировать представления о воде, его свойствах и значимости.
Задачи проекта:
- Систематизировать и закрепить имеющиеся представления о воде, ее свойствах, вводить новые понятия.
- Познакомить детей с методами и приёмами простейших исследований воды.
-Формировать навыки коммуникативного общения, путем вовлечения детей в познавательные беседы.
-Создать условия для поисковой деятельности.
-Развивать образное мышление, воображение, фантазию.
-Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Проблемы проекта: Что нужно делать, что бы сохранить воду чистой?
Формы и методы работы: Беседа, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, наблюдение.
Для реализации проекта была организована команда из 8 детей под названием «Юные исследователи».
Девиз команды: «Отгадаем все на свете, очень умные мы дети».

Принципы реализации проекта
При реализации проекта учитывались следующие принципы:
 обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
 принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
 решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
 построению образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Ожидаемый результат
Дети:
- Сформированы представления о воде, его свойствах и значимости.
- Сформировано осмысленное желание заботиться о чистоте водоемов.
Педагог:
Повышение качества учебно-методического обеспечения для организации исследовательской деятельности дошкольников.
Родители:
- Осмысление значимости экологического воспитания для дошкольников.

Основные этапы проекта:
1 Подготовительный этап:
Беседа на тему «Вода – уникальный ресурс жизни на Земле».
Цель: Объяснить детям значимость воды для всего живого.
Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря.
Вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда».

Продуктивная деятельность на тему:
«Как мы используем воду».
Цель: Дать представление, что вода – один из главных факторов для жизнедеятельности человека. Объяснить, как человек использует воду в своем обиходе.

Опережающее задание к занятию.
Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.
На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду. Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим домашних животных и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как необходима вода. Без нее мы не можем прожить. Предложить детям представить ситуацию: «Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла» и провести беседу на данную тему.

Фотовыставка «Отдых на воде».
Цель: сформировать представления о том, что вода нужна не только для потребления, а что это еще и природный ландшафт.
«Носятся чайки кольцом вдалеке.
Этого нам все равно не понять.
Нам хорошо – мы пришли отдыхать.
Птички нам весело песни поют.
Рыбки у берега тихо снуют.
Хочется нам этих рыбак поймать.
Все разбегайтесь – пришли отдыхать»

Исследовательская деятельность:
Опыт «Окрашивание воды»
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материалы: стаканчики с водой (холодной и теплой), краска, кисточки.
Предлагается детям окрасить воду в стаканчиках с тёплой и холодной водой. Как можно окрасить воду? (добавить краску). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
2 этап – практический (исследовательский)
Исследование местных водоемов.

Чтение литературы: «Мой город-Первоуральск»
Цель: Познакомить детей с родным городом, с наличием водоемов и их расположением.
Рассматривание иллюстраций местных водоемов:

Беседа с детьми на тему: «Какое значение имеют водоемы в природе и в жизни людей?»
Велико значение водоемов в жизни людей. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоемов в природе очень велико. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это – единственный дом.
В результате изучения информационных источников ребята определили, что в нашем городе есть водоемы: река Чусовая, Нижний пруд и Верхний пруд.

Определение близости заводов около водоемов.
Рассматривание карт города Первоуральска. Город Первоуральск мощный промышленный узел. Здесь находятся разного рода промышленные предприятия, которые очень негативно влияют на жизнь человека. Эти предприятия делают выбросы, как в атмосферу, так и в местные водоемы.

Моделирование проблемной ситуации: «Влияние близости заводов на водоем»:
Цель: Объяснить, как губительно влияет близость завода на водоем.
Промышленные предприятия используют в своем производстве большое количество воды. Такая вода сильно загрязняется вредными веществами. После ее использования, она сливается в чистые водоемы, загрязняя и их. Такая вода не пригодна как для использования ее человеком в бытовых условиях, такую воду нельзя пить, в ней нельзя купаться и поливать растения.
Экспериментальная деятельность: «Загрязнение воды».
Цель: Сформировать представление о загрязнении воды в природе.
В процессе экспериментирования воспитанники выдвигают свои гипотезы, затем проверяет их на практике и в заключении делают выводы, обобщают полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями.
Итак, мы узнали, как промышленные предприятия загрязняют чистые водоемы. И решили проверить так ли это? Для опыта мы взяли баночку с грязной водой (перемешали мусор с водой) и влили ее в чистую воду, мы увидели, что чистая вода стала грязной. Таким образом, мы наглядно убедились, как вредны выбросы для наших водоемов.

Экспериментальная деятельность: «Очистка воды».
Цель: Сформировать представление о способах очистки воды.
Материалы: баночка с грязной водой, воронка, ватный диск, пустая баночка.

Мы
Для того чтобы очистить воду в домашних условиях, необходимо использовать фильтр, очищающий ее от загрязнений – песка, примесей. Постановка проблемного вопроса: Мы знаем, что воду можно очищать, но как?
Для проведения опыта, мы изготовили фильтр (в воронку положили ватный диск). Грязную воду наливали в фильтр, вода прошла очистку и стала чистой. Мы пришли к такому выводу, что если воду очищать сразу на предприятии, то она не будет загрязнять наши водоемы. В таких водоемах можно будет купаться, брать воду для питья. Такая вода будет безопасной для животных и растений.

3 этап – заключительный
Создание макета «Очистительные сооружения на заводе».
Создание проблемной ситуации: «Очистка водоемов». «Мы познакомились со способами и приемами очистки воды. Выяснили, как можно очистить воду, используя фильтры». Постановка проблемного вопроса: «Как очищать воду в большом объеме, например природном водоеме». Решение проблемного вопроса, дети предлагают свои варианты изменения ситуации, среди которых создание очистительных сооружений вблизи предприятий.
Детям предлагается спроектировать очистительные сооружения для нашего водоема.
В результате работы над проектом воспитанники создали макет очистительного сооружения закрытого типа, который состоят из двух блоков очистки воды: механической и биологической.
В итоге у детей в полном объеме сформировались представления важности воды для всего живого. Они узнали, что вода уникальна по своим свойствам. Дети познакомились с новыми способами экспериментирования и теперь могут повторить опыты в домашних условиях и объяснить, результаты.
У воспитанников сформировалось представления о том, как наши промышленные предприятия загрязняют водоемы. У детей появилось осмысленное желание заботиться о природе.

Ода воде.
Ты так податливо – упряма;
Ты так спокойна, но горда,
Шепча, веками точишь камни,
И побеждаешь их всегда!
Ты жизнь дала всему живому,
И без тебя никак нельзя…
Когда грустишь – ты тихий омут;
А в гневе – грозная река!
Ты – мощь и нежность,
Страсть и мягкость,
Уклончивая, как лоза,
Жизнь побеждает твоя кротость,
В тебе ж рождается она!
И даже смерть с тобой не спорит,
Когда на улице весна -
Увядший напоишь росток собою – он,
Рвя асфальт, протянет листья в небеса!