Национальная одежда коренных малочисленных народов севера. Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты Национальный костюм манси

Первое,
что привлекает взгляд – национальная одежда. Для любой культуры это одно из
самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт». В одежде ханты и
манси некоторые виды были одинаковыми у муж­чин, женщин и детей. Вместе с тем
здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были
межгрупповые различия. Так, у се­верных групп в верхней мужской одежде
преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и
восточных - распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была
трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и
парку - мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу
поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины
повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой.
Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не
отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка,
двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду
шили по большей ча­сти из оленьих шкур, а южнее - из сборного меха в сочетании с
тканями. В старину использовали еще один оригинальный материал - рыбьи кож». Из
них шили штаны, рубахи, кафтаны. Мужчины летом носили верхнюю одежду из тканей
(шабур, кафтан, халат) либо выношенную зимнюю из меха -глухого покроя.

Обувь была разных покроев: для лета - поршневидная (с загнутой по­дошвой,
присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем
из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – "ненецкая обувь") длиной выше колен
шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна.
Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую
обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а
верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих
"щеток" и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок
(вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу
коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом
мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из
лосиной кожи.

Головным
убором служили капор, платок или капюшон малицы и гу­ся. Своеобразны были так
называемые ложные косы - пучки волос, пере­витые цветным шнурком. В некоторых
районах было принято стричь воло­сы особым образом либо их носили нестрижеными.
Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины
носили также нагрудные и особые накосные украшения.

Крапивное полотно. Южные ханты умели изготовлять
нитки и из заме­нителя конопли - крапивы. Гр. Новицкий еще в
XVIII в. писал: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостаточество свое
удоволяють полным зелием от кропивы бо зелныя хитростные истягають нити, из коих
холсты утворають»63. Крапиву заготовляли осенью, вя­зали в пучки и подвешивали
для просушки. При обра­ботке стебли размачивали и деревянной либо костяной
пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и
разминали, затем толк­ли в деревянной ступе или расколачивали деревянной
колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скру­чивали в нити просто руками,
то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряс­лицем из
дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в
берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жи­лища. Напряденные
нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили
и по­лучали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий - на
белье. Ткали холст на самодель­ных станках. Станок имел весьма совершенную
конст­рукцию - более сложную, чем у алтайских и средне­азиатских станков.
Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и
теперь прекрасные образцы их выши­тых рубах, штанов, кафтанов, платьев из
самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для
окрашивания пряжи, а также тканей при­меняли отвары ягод, трав и корней
деревьев. Из шерстя­ных нитей, покупных или самодельных, руками плели опояски и
подвязки к обуви, а на иглах - носки.

Одно из
древнейших женских искусств - мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со
светлой оленьей замшей - сейчас уже утрачено. Лучше сохра­нилась традиция
изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и
сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на ру­кавицах, в которых
плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая
высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из
смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из од­ного отвара и
оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали
сухожиль­ной нитью.

Если кожу для выполнения
орнаментов приходилось красить, то мех оленя в светлые и темные тона был окрашен
самой природой. Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого
плотного меха на камусах - шкуры с ног копытных животных. А он всег­да был
«дефицитом», его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная
технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга, для точности
сшивали между собой и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную
полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полоска­ми цветного сукна, а в
старину – белым подшейным волосом оленя. Получались контрастные зеркальные
орнаменты, обычно с равенством фона и узора. Они как бы бежали по нарядным
женским шубам (сах), оттого и поется в песне: «Зверем избеганный стал узорный
сах, оленем избеганный стал узорный сах».

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста. При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки.

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колеи. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии.

P.S. В настоящее время численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Это якуты (более 430 тыс. чел), а также малочисленные народы - эвенки (чуть более 21 тыс. чел.), эвены (почти 15 тыс. чел), долганы (около 2 тыс. чел.), юкагиры (1,3 тыс. чел), чукчи (0,66 тыс. чел.) и другие.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю - из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой - эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение - считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

"...неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки..."
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния
и быта населения. - СПб.: Типография императорской АН, 1896. - С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX - начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган - небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

"Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке".

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ларьякская общеобразовательная средняя школа»

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Составители:

учитель Я.В.Машунина,

редактор М.А.Прасина.

Ларьяк

Нижневартовский район

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2.

3. Зимняя обувь.

4.Заключение

5.Список литературы

Малая Родина...

У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое,

если не сказать - всё.

Введение

Ханты (остяки) - один из многочисленных народов Сибири, насе ляющий большую территорию бассейна р. Оби и ее притоков. Грани цами их расселения на севере является устье Оби, на юге - р. Алимка, приток Иртыша, и на юго-востоке - р. Васьюган. Основная масса хан тов сосредоточена в пределах Ханты-Мансийского национального округа, Тюменской области, но, кроме того, они живут на севере - в Ямало- Ненецком национальном округе и на юго-востоке в Нарымском округе.

Огромная территория расселения хантов и разные исторические условия создали разобщенность отдельных групп этой народности.

В лингвистических исследованиях ханты, по диалектной особенности их языка, обычно подразделяются на три группы: 1) северную, 2) южную и 3) восточную. В северную группу входят: обдорские, шурышкар ские и казымские ханты; в южную - ханты Самаровского и Кондин ского районов (среднее и нижнее течение р. Конды), низовья Иртыша и р. Назым; к восточной группе относятся сургутские ханты (р. Обь, Юган, р Пим; р. Тром-Юган, р. Аган) и ваховские. Промежуточное положение занимает диалект так называемых среднеобских хантов, живущих южнее Березова и севернее границ Самаровского района (Чемаши, Мулигорт, Нарыкары и т. д.).

По роду хозяйственной деятельности ханты - рыболовы, охотники и частично оленеводы.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда хантов складывалась веками.

Традиционная зимняя мужская одежда народа ханты.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге.

Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).

По покрою верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов. Имелись различные варианты покроя.

В мужской одежде хантов к. XIX – нач. XX в. Большую роль играла глухая одежда 2 –х видов – малица и кумыш.

Малицу шили из шкур оленей мехом внутрь. На переднюю часть шла тонкая шкура с груди и шивота оленя. Капюшон делали из шкуры молодого оленя или из шкуры выдры, обладающей водоотталкивающими свойствами. Капюшон шили мехом наружу. По подолу пришивали широкую опушку. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха. Длинной она была ниже колен, но подпоясывалась так, чтобы достигать длины лишь до колена. При этом образовывался большой напуск – пазуха, куда складывали трубку, кисет с табаком и другие вещи, а также продукты. Чтобы достать что либо из этого хранилища, необходимо было энергичным движением стряхнуть рукав с руки втянув под мышку.

Пояс был особой деталью одежды. На нем висел нож, сумочка с оселком, огнивом или спичками, сюда же подвешивалась или затыкалась добытая пушнина. Малица подпоясывалась только поясом с пряжкой. На пояс помимо металлических подвесок, цепочек, подвешивались клыки медведя. Для хантов это имело не столько эстетическое, сколько сакральное и функциональное значение: клык медведя, как и упряжь, сделанная из шкуры этого животного, способна отпугивать злых духов; а если поскоблить зуб медведя на глубокую рану, то она быстрее заживет.

Для защиты от сырости на малицу обычно надевали рубаху из сатина, ситца или другого прочного материала. В холодное же время года при поездках на оленях поверх малицы мужчины надевали глухую одежду мехом наружу – кумыш. Характерным его украшением были кисточки из полосок меха и сукна, пришитые в ряд на спине. Особенно нарядным считалься белый кумыш.

У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок.

Меховые шубы северные ханты украшали узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру. Узорные полосы располагали вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивали широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.

Восточные ханты украшали шубы ажурными, оловянными бляшками собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах, причем левая пола украшалась беднее правой или совсем не украшалась, так как при надевании шубы она закрывалась правой полой; затем одежда подпоясывалась.

Зимняя обувь.

Зимнюю обувь в основном шили из камысов. Лосиные камусы ценились особо: они прочнее, на них не налипает снег. Местное русское название зимней обуви – «кисы». На Вахе голенище кисов соединялось с подошвой 3 союзок и составляло из 7 камусов. Вверху оно имело косой срез и обшивалось полоской сукна, здесь же пришивали бечевки для привязывания к поясу. Суконные полоски ярких тонов вшивались для украшения в швы на головке. Под коленом вшивали несколько поперечных полосок меха и сукна. Особенно нарядным считалься белый камус.

Особо следует отметить некоторые приемы пошива обуви. Это касается заготовок. Их предварительно развешивают над очагом так, чтобы они постоянно окуривались дымом. Прокопченная кожа долгое время сохраняет водонепроницаемость.

Подошву обуви, делали из щеток, камуса или шкур со лба оленя. Заметим, что последний материал использовался только в мужской обуви, а в женской был запрещен обычаем.

Чтобы утеплить ногу во время сильных морозов, коренные жители Сибири прибегают к принципу многослойности. Сначала на ногу мехом внутрь надевают длинные до паха меховые чулки – чижи. Поверх чижей – кисы. Между подошвой кисов и чижами обязательно прокладывают сухую траву, благодаря чему между ступней и снегом сохраняется необходимость теплозащитных зазор.

Мужчины отдельными повязками закрепляли обувь под коленом. Принято было завязывать подвязки спереди. Подвязки, как правило, были кистями.

У восточных хантов самый простой способ использования естественных материалов для защиты ног – привязывание к подошвам крыльев птиц. На Вахе подошвы обуви делали из шкур гагары, снятой чулком и обращенной перьями наружу.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Заключение

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра - одна из национальных округов Тюменской области , где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Народы Севера делили сь на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. Все детали оттачивались годами.

Одежда выполняла три основных требования:

Многофункциональность

Выражала статус человека

Подчеркивала красоту фигуры

Народы Севера любили использовать яркие цвета: сатин, сукно, шкуры животных, бисер. Это соответствовало их духу и обычаям.

Национальная одежда выражала вкус её создателей, их эстетические идеалы. Она представляла собой ценное культурное наследие.

Список литературы

    «Вахосвкие остяки» - М.Б.Шатилов

    «Путешествие к хантам» - У.Т.Сирелиус

    «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)» - В.И. Сподина

Министерство образования Республики Мордовия

Ичалковский педагогический колледж им.

Утверждаю:

«___» _____________ 2006г.

Курсовой проект

Костюм народа Ханты, как художественный источник

Научный руководитель: , преподаватель ХГО

Рождествено 2006

Пояснительная записка

Введение

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений и, в частности, хантыйского народа, особенно актуально в наш суетной век. Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее. На протяжении многих веков по крупицам собирались и передавались по наследству секреты народного художественного мастерства.

То, что создавалось хантыйским народом столетиями, интересно для рассмотрения и детального изучения. Художественная культура хантыйского народа имеет свои своеобразные черты. Это отразилось в ярких колоритах одежды, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах , многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.

Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край, - это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.

Считаю, что сегодня особенно необходимо сохранять и приумножать национальное культурное наследие хантыйского народа. Находясь на северной земле мне было очень приятно видеть, что сами ханты не забывают свою культуру, быт и национальную одежду. Особенно зимой заметно в толпе хантыйские одеяния, так как хантам свойственны яркие природные цвета - зеленые, желтые и другие, которые они используют при украшении одежды, вышитой бисером. Их яркие одежды выделяются на фоне современных зимних костюмов, которые чаще всего темные и от этого кажутся мрачными.

Может возникнуть вопрос, почему я заинтересовалась культурой этого народа? Я с гордостью могу ответить, что я коренная жительница ХМАО, родилась там и жила все время там, до поступления в Ичалковский педагогический колледж. Хотя я не являюсь хантыйкой, но с рождения впитывала в себя национальную культуру этого народа.

Считаю, что изучение культуры этого малочисленного народа особенно актуальным в наши дни. Модернизация образа жизни таежных аборигенов не только поставила под угрозу исчезновения эти самобытные культуры, но и довели их до грани физической деградации.

Самобытные и яркие культуры этих народов давно привлекают внимание ученых. Более полное исследование хантыйской культуры было сделано участником экспедиции г. г. .

Территория. Быт. Культура хантов

В состав Тюменской области входят два автономных округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. В первом округе живут преимущественно ненцы, во втором - ханты и манси.

Ненцы, ханты и манси - хорошие охотники, рыболовы. Кроме того, ненцы занимаются кочевым оленеводством, это их основное хозяйственное занятие. Оленеводство было развито и у северных хантов. Южные ханты и манси, кроме охоты на пушного зверя, занимаются также рыболовством, звероводством и немного скотоводством.

В народном декоративно-прикладном искусстве ненцев, хантов и манси имеется много общего, что определяется их хозяйственной деятельностью, историко-культурными факторами и художественными взглядами.

Особенно много сходных черт можно наблюдать в культуре ненцев и северных хантов, в культуре южных хантов и манси.

Ханты занимают большую часть территории Ханты-Мансийского автономного округа, они расселены в бассейне реки Оби и ее многочисленных притоков, а также в Ямало-Ненецком округе и на севере Томской области . Западные территории Ханты-Мансийского округа, главным образом, по рекам Сосьве и Ляпину, занимают манси. Наиболее крупные коллекции предметов быта хантов и манси хранятся в Ленинграде, в Музее этнографии народов СССР и в Музее антропологии и этнографии. Довольно полные собрания имеются также в Тобольском государственном музее-заповеднике, в Томском областном краеведческом музее.

Первые сведения о хантах (остяках) и манси (вогулах) мы встречаем в записках голландца Н. Витсена во второй половине XVII века.

У хантов и манси в недавнем прошлом хозяйство было натуральным. Они изготовляли себе все необходимое в быту и для промыслов: одежду, обувь, посуду, орудия труда. Существовало разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева , металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты, металлические украшения путем литья в формы.

Даже при первом ознакомлении с народным прикладным искусством хантов и манси невольно отмечаешь его красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов. Помимо широко распространенных на севере дерева, бересты, олова и свинца, шкур оленя и пушных зверей, тут мы встречаемся с изделиями из рыбьей кожи, циновками из травы и камыша, полотном из крапивного волокна, сосудами, сплетенными из корней кедра, вышивками, выполненными с большим мастерством, и покрывающими почти сплошь рубахи и кафтаны. Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты и манси любят яркие цвета в своей одежде. Поэтому она так нарядна. Головы женщины обычно покрывают покупными шерстяными и хлопчатобумажными платками с крупными, броскими рисунками. Повязывают их нередко за передние углы квадрата, так что все поле платка свободно свисает сзади.

Ткачество

По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15-20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.

Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Рубахи. Отделка вышивкой

Из крапивного полотна кроили и шили рубахи, мужские и женские. Их красиво украшали аппликацией и вышивкой.

Рубахи с отложным воротником, с прямым разрезом на груди - наиболее древняя по типу мужская нательная одежда. У ворота такая рубаха имела большое количество сборок; низ подшивался поперечным полотном. Рубахи подпоясывали. Второй тип рубах, более поздний, напоминает русскую косо­воротку. У нее делают боковой разрез у шеи и воротник стойкой. Обшлага, воротник, обшивку разреза на груди украшают аппликацией. Такие рубахи носят и сегодня южные и восточные ханты.

На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.

Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи - это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине.

Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.

Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Вышивки были нескольких типов. Наиболее старинной была вышивка «керем-ханч»: мелкие параллельные стежки красными нитками следовали почти вплотную друг к другу, внутри выполненного таким образом контура оставалась незаполненная вышивкой белая фигура - поле ткани. Другая вышивка - «ханда-ханч» - имеет как отличительную черту черный контур, которым обрамлены вышитые цветные орнаментальные фигуры. Позднейшая вышивка, наиболее сложная, «севем-ханч» выполняется крестиком. Все эти виды вышивок существуют и поныне.

Бисерное шитьё

Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага - все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.

Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

В бисерной вышивке предпочтение всегда отдавалось непрозрачному крупному бисеру ярких сочных цветов (синий, белый, черный и красный).

В настоящее время мастерицы не только искусно вышивают бисером, но и плетут из него небольшие салфеточки, кошельки, украшения. Путем нанизывания на две тонкие капроновые лески плетется узор в простую неширокую ленту. Иногда усложняется плетение, тогда выплетается часть изделия. Отдельные элементы изделия затем соединяются.

Украшения из полосок-аппликаций

Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций. Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков. Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Затем верхний край надрезают на две трети высоты, края образовавшегося таким образом квадратика подгибают с двух сторон, благодаря чему получается треугольник. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам». В декоративной кайме обычно через несколько прямых цветных полосок следует полоска из треугольничков и все вместе образует яркую цветовую кайму. Аппликацией украшают и рукавицы. Обычно для платьев и халатов употребляют цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные. По красному полю платья аппликация выполняется из синей и белой ткани, редко с применением желтых полосок, а по синему полю идут красная и белая полосы, желтый цвет также применяется редко. Зеленый цвет практически не встречается в традиционной одежде хантов и манси.

Вязание

Ханты и манси раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги - чижи, которые надевали подмеховые кисы. А теперь вместо чижей вяжут шерстяные чулки из овечьей шерсти. Вяжут и красивые рукавицы. Узоры делают самые разные, они удивляют своей яркостью, красочностью, декоративностью орнамента. Преобладают четкие геометрические фигуры, выполненные из цветной шерсти на белом фоне. Геометрические орнаменты образуют полосы рисунка, которые чередуются в изделии.

Этот вид ремесла в достаточной степени самостоятелен, и имеются все возможности для его дальнейшего развития.

Верхняя одежда. Обувь

Одежда юганских ханты, как и у многих народностей севера, определяется резко меняющимися климатическими условиями. В отличие от своих соседей, более северных жителей, у здешних следует выделить одну особенность в одежде - она распашная. Но не надо думать, что это было заимствовано у татар или русских, поскольку соседи взаимно подвергались такому же влиянию. Наверняка это произошло потому, что территория обитания юганских ханты в основном лесная, урманная, менее продуваемая ветрами. А распашная одежда удобнее в пользовании.

У здешних оленных ханты имелась и имеется верхняя одежда из меха оленя. Называют ее «гусь», и надевается она через голову. Такая одежда незаменима в поездках на оленях и собаках. В ней можно даже спать, лежа на снегу.

При дальних поездках используется специальная обувь - кисы. Их шьют сухожильными нитями из специально заготовленных оленьих лап. Лапы после выделки обрабатывают дымом, чтобы уберечь от порчи насекомыми. Полосы на кисах делают различной ширины из меха разного цвета. Здесь сказывается фантазия мастерицы. Голенища - по длине ног, верх лямками крепится за пояс, под коленкой перевязывается шнурком с кистями. В такой обуви, да еще с меховыми чулками-чижами, можно ехать в любой мороз.

Кроме зимней верхней меховой одежды изготавливают легкую нижнюю. Прежде летом мужчины носили кожаные штаны и рубахи, причем рубахи были ниже колен. Они напоминали женское платье, но шкурку выделывали так, что она превращалась в ровдугу - мягкую и эластичную, похожую на замшу.

Ханты часто в летнее время ходили босиком и круглый год - без головного убора. Такая закалка с детства уберегала от всевозможных простудных заболеваний.

Они хорошо научились готовить непромокаемую обувь. Без такой обуви рыбалка в зимнее время просто невозможна.

В настоящее время верхняя одежда охотника состоит из обыкновенной русской шапки, зимних «ныриков» и «сака», подпоясанного полотняным поясом, на котором всегда висит нож. Сак - верхняя распашная одежда, подбитая легким мехом, чаще зайца. Верх покрывается прочным белым полотном, воротник - из меха ценных зверьков: выдры, лап лисы, соболя, беличьих голов и других. Подпоясываются белым поясом. На шею надевают белый платок. Нырики изнутри меховые, голенища покрыты белым полотном. Такая охотничья одежда в целом приобретает белый маскировочный вид.

Летний сак у мужчин чаще меховой. Верх покрыт сукном. Цвет сукна, как и у женщин, зеленый или синий, реже - желтый и черный. У мужчин имеется праздничная обувь, изящно украшенная сложным орнаментом. На фоне естественного белого цвета выделанной кожи эффектно смотрится коричневый цвет вырезанного и вшитого орнамента.

Все сшито сухожильными нитями - удивительно мелким и частым стежком, иногда измеряемым в миллиметрах. Так искусно могут шить только женщины-северянки. Они сами готовят краску. «Вечную» - как её можно назвать. В основу берется кора лиственницы. Один раз раскрашенная деталь обуви или одежды сохраняет цвет до полного износа. Ни одна современная краска не может выдержать таких условий: дождь, ветер, мороз, солнце и т. п.

У женщин-ханты одежда тоже делится на зимнюю и летнюю. Зимняя из сукна, летняя - из сатина или другого материала. Женский сак искусно оформляется орнаментом из бисера, которым украшают почти все виды женской одежды. Орнаменты готовят также из пуговиц, меха. Оторачивают воротник, запашную полу по вертикали, низ сака и рукавов. Чаще всего для этой цели используют мех выдры, как самый стойкий при носке.

Пальто-сак или платье обязательно подпоясывают широким поясом, длинные концы которого свешиваются сзади. Зимний пояс - из сукна, летний - из легких тканей. Цвет преимущественно красный или желтый.

Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Обувь женщины носили тоже под стать мужской, с небольшим различием. Детей одевали точно так же, только детский костюм украшали еще и набором всевозможных пуговиц, бисера, бус, бубенчиков и других мелких вещиц. Все это нашивалось на специальную ткань, подшивалось к воротнику сзади, иногда спереди. Набор всевозможных украшений и цепочек крепился и к детскому поясу.

Постоянный атрибут одежды женщины - нож на поясе в деревянных ножнах, иногда отделанных металлической чеканкой. Нож служит необходимым инструментом в быту, а поэтому всегда должен быть под рукой.

Нож, правда, детский, носит и ребенок. Он постоянно висит у него на поясе, как у мальчиков, так и у девочек.

Вдобавок к ножу ханты в большинстве случае имеют за пазухой табакерку. В отличие от русских, ханты в табакерке хранят не нюхательный табак, а специально приготовленную массу с табаком, которую они закладывают за губу (это делают, кстати, многие другие народы мира). Возможно, поэтому ханты редко мучаются зубной болью.

В прошлом многие мужчины и женщины курили трубки. То, что заменяло им табак, готовили из березового капа, а за неимением спичек пользовались огнивом. Все это укладывалось в специальный кисет с кармашками, искусно украшенный мехом, бисером. Так как на одежде ханты не предусмотрено карманов, то все вещи хранили за пазухой. Отсюда и необходимость всегда подпоясываться.

Вместо панталонов женщины до недавнего времени носили специальные пояса. Этот вид одежды они скрывали не только от постороннего глаза, но даже и от мужа.

Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.

Этапы разработки национального хантыйского костюма

Свое изучение культуры и быта народа ханты я начала с того, что просмотрела то небольшое количество информации, которое удалось найти. Сразу скажу, что этого для меня было очень мало. Вторым моим шагом было то, что во время каникул и поездки на Север, я сразу же посетила хантыйский этнографический музей в г. Лянторе.

Меня там очень хорошо приняли. Узнав, что я готовлю курсовой проект по данной проблеме, работники музея дали мне более глубокую информацию по костюму и различным видам украшений. Они мне помогли приобрести книгу «Юганские ханты», подарили буклет музея. Эти источники мне очень пригодились при выполнении работы . По совету работников музея я встретилась с мастером, которая – одна из немногих, кто занимается профессионально изготовлением одежды обских хантов. Она сама – хантыйка, коренная жительница и ее помощь для меня была не заменимой. Она помогла мне в приобретении характерной для костюма хантов ткани. Ее помощь для меня была и в выкройках, и в схемах узоров, за что ей огромное спасибо. Что, особенно хочется подчеркнуть, она поделилась секретами технического мастерства, т. е. показала приемы вышивания бисером.

Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх - прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника.

Характерной особенностью цветовой гаммы костюма является ее многоцветность, даже пестрота.

Главная отделка платья – вышивка бисером. Изучая цветовые особенности вышивки бисером, я определила, что основные цвета – это природные цвета. Зеленый – цвет растительности, синий – цвет неба, красный – цвет огня, желтый – цвет солнца. Для Хант очень важны эти символы.

Как вы можете заметить, в костюме использованы чисто геометрические орнаменты. В прошлом для хант они являлись своеобразным паспортом, по которому можно было определить родословную, например, сколько человек имел детей, сколько животных убил и т. д. Встретившись, ханты долго рассматривали костюмы друг друга, которые были для них как бы визитной карточкой . Своеобразны и названия орнаментов - «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».

Кроме платья, мной были выполнены украшения из бисера: ремень, нагрудное украшение, головная повязка. В них также я старалась использовать характерные для хантов орнаменты, выдержать цветовую гамму, свойственную этому народу.

Занимаясь исследованием этой темы, я также побывала в центральной библиотеке имени г. Саранска. Там информации много я не нашла, но смогла подобрать музыку народов Севера.

Коллекционные собрания предметов быта хантов в музеях

Школой художественного мастерства для начинающих являются музеи. Наиболее крупные коллекции предметов быта хантов и манси хранятся в Ленинграде, в музее этнографии народов СССР и в музее антропологии и этнографии. Довольно полные собрания имеются также в Тобольском государственном музее-заповеднике, в Томском областном краеведческом музее. Собрания предметов прикладного искусства полезно иметь при школах. Так, например, небольшой, но очень интересный музей создан в Салехарде при национальном педагогическом училище.

Интересные коллекции имеются в салехардском и ханты-мансийском Домах народного творчества.

Регулярно проводятся семинары с народными мастерами и учащимися в окружных научно-методических центрах народного творчества и культпросветработы при окружных отделах культуры. Молодежь стремится овладеть традициями мастерства. Умелыми мастерицами стали сестры Тибичи, Сэротетто, Хэно, Янтик, Салиндер, Ана-гуричи, Окотетто и другие девушки, которые не только освоили секреты старого искусства, но и принесли в это искусство новые современные черты, продиктованные окружающей жизнью. Они имеют возможность сегодня на семинарах заниматься любимым делом рядом с опытными мастерицами, такими как из Салехарда, из Питляра, В. X. Салиндер из Аксарки, из Овгорта, Е. X. Тибичи из Салехарда, резчик, работами которого восторгаются посетители.

Ненецкое и ханты-мансийское прикладное искусство, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

Заключение

Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков.

«Художественное ремесло представляет ценность духовную, художественно-историческую, это важный фактор художественного воспитания масс и приобщения их к подлинным эстетическим ценностям», - писал В. Толстой.

Большую роль в этом важном деле играет школа, которая воспитывает у детей любовь и уважение к своему родному искусству, обучает их мастерству.

Как же осуществлять на практике приобщение учащихся сельских школ к художественным ремеслам своего края, области, района, родного села? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни? Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. Прежде всего, это уроки изобразительного искусства и технологии, факультативные занятия, школьные кружки декоративного творчества. Здесь учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное. Очень много дают ребятам занятия на отделениях декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы. Познакомиться с изделиями мастеров помогут экскурсии в местные краеведческие музеи, где имеются коллекции или отдельные образцы художественных ремесел.

В своем курсовом проекте я попыталась взглянуть на ремесло хантов их глазами, понять некоторые секреты и донести до зрителя их так, как я сумела сама понять культуру этого народа.

Считаю, что молодежь обязательно нужно воспитывать на национальных традициях. Потому что народное искусство не поддается моде, не зависит от нее, оно традиционно. Искусство хантов открыто и ярко выражает идеалы красоты, живущие в душах хантыйского народа.

Надеюсь, что костюм, созданный мной, станет хорошим подарком для музея ХГО и оставит обо мне добрую память.

Список использованных источников

1. , // Сельскому учителю о народных художественных ремёслах Сибири и Дальнего Востока.- 1983г.

2. // Юганские ханты.- 1996г.

Вострикова О. Изготовление декоративного браслета // Юный художник// - 2005г.- №7. с.16 Зубаирова с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28 Ильина -мастерская «Рукоделия Поморья». //Школа и производство - 2003 г.- №4. С.43. Клюева Н. Возрождаем ремесла. // Юный художник. -1997г. - №5-6.-С.4. Макарова из бисера // Школа и производство// -2004.- №6. с.41 Макаров картина // Школа и производство//- 2004.- №6. с.41 Медведчикова бисерных росинок // Школа и производство// - 2005г.- №3. с.52 Попова учащихся к народному искусству. //Школа и производство - 2003 г.- №8. С.37 Чудецкая А. Бисерный бум // Юный художник // 2003г. №3. с.42 , Шабалина орнаменты // - 1994г.