Танк для ядерной войны. "ядерный танк" ссср даст фору современным Общие проблемы концепции

Иногда в фантазии проектировщиков танков рождались удивительные, но неприспособленные к военным реалиям монстры. Не стоит удивляться тому, что до их серийного выпуска дело не дошло. Давайте узнаем о 14 необычных танках, рождённых увлечёнными полетом мысли конструкторами.

Эксперты считают, что итальянское самоходное орудие использовалось для обстрела австрийских укреплений в Альпах в ходе Первой мировой войны

Итальянское самоходное орудие было изобретено примерно в то же время, что и Царь-танк. Но, в отличие от последнего, оно успешно использовалось в Первой мировой войне.

Итальянское самоходное орудие – один из самых загадочных танков в истории. Информации о нём сохранилось очень немного. Достоверно известно, что необычный танк имел большие размеры, на нём была установлена пушка, стрелявшая снарядами калибра 305 миллиметров. Дальность стрельбы достигала 17,5 километров. Предположительно, итальянское самоходное орудие применялось при обстреле австрийских укреплений, расположенных в Альпах. О дальнейшей судьбе этой машины, к сожалению, ничего не известно.


Гусеничная машина Tracklayer Best 75 (США) не была допущена к серийному производству из-за плохой управляемости

Дословно название этой модели переводится как «рельсоукладчик». Её американские военные разработали в 1916 году, узнав о масштабах использования танков в Первой мировой войне. Авторство проекта принадлежит компании C.L. Best, поэтому странную машину часто называют танком Беста.

По сути, она являлась трактором того же производства. Сверху на неё были наложены бронированный корпус, башня, пара пулемётов и пушка. Больше всего этот танк напоминает перевёрнутую вверх дном лодку. Жаль, но военная комиссия решила не допускать машину Беста к серийному производству. Экспертам не понравились малый угол обзора, тонкая броня и плохая управляемость. Последнее замечание справедливо, ведь ездить Tracklayer Best 75 мог только по прямой линии с незначительными отклонениями.


Для питания Chrysler TV-8 должен был использоваться малый ядерный реактор

Атомный танк TV-8 был спроектирован компанией Chrysler в 1955 году. Он имел сразу несколько отличительных особенностей. Мощная неподвижная башня была жёстко закреплена на облегчённом шасси цельным монолитом. Кроме того, инженеры решили, что танк будет питаться от маленького атомного реактора, находящегося прямо в башне. Наконец, в корпус планировалось вмонтировать телевизионные камеры, чтобы экипаж машины не ослеп при нахождении вблизи от эпицентра ядерного взрыва.

Танк TV-8 считался машиной, пригодной для ведения боевых действий в условиях атомной войны. Машина должна была быть оборудована парой пулемётов калибром 7,62 миллиметра и 90-миллиметровой пушкой. Понятно, что проект впечатлил руководство, но при ближайшем рассмотрении было выявлено несколько весомых недостатков. Во-первых, создание маленького атомного реактора было трудновыполнимой задачей. А во-вторых, в случае попадания врага в этот реактор последствия были бы плачевными как для членов экипажа, так и для военной техники, находящейся вблизи от TV-8, не говоря уже о солдатах. В итоге дело не дошло даже до создания прототипа, и проект был забыт.


39 метров в длину, 11 в ширину и 1000 тонн чистого веса - всё это танк

Это интересно: Масса в 1 тысячу тонн, 39 метров в длину и 11 метров в высоту. Если бы сверхмассивный танк Ratte в 40-х годах прошлого века таки был построен, он стал бы самым крупным в истории. Причём этот рекорд бы не был побит и до нашего времени. Немецкое военное руководство, однако, предпочло не развивать проект, для реализации которого потребовалось бы невероятное количество ресурсов. Дело в том, что «Крыса» не смогла бы обеспечить немецкой армии серьёзного превосходства на поле боя. Поэтому дальше чертежей и эскизов дело не дошло.

Планировалось вооружить танк парой корабельных орудий с калибром 280 миллиметров, 128-миллиметровой пушкой и 8–10 пулёметами. Отметим, что чёткого представления касательно типа двигателей для такого монстра на стадии проектирования не было. Рассматривались возможности установки 8 дизельных моторов или 2 судовых.


Бронированный квадроцикл имел мощность всего в 2 лошадиных силы

Если бы Голливуд начал снимать фильмы о несокрушимом Джеймсе Бонде в 1899 году, британский бронированный квадроцикл точно стал бы одним из средств передвижения агента 007. Мощность двигателя этого четырёхколёсного транспортного средства – менее 2 лошадиных сил. Водитель должен был сидеть на велосипедном седле. Из вооружения присутствовала пулемётная пушка.

Отметим, что броня квадроцикла защищала только торс и голову водителя, причём лишь спереди. Проходимость такой машины была крайне низкой, поэтому её так и не начали выпускать серийно.


Лазерный комплекс 1K17 «Сжатие» предназначался для выведения из строя оптических и электронных приборов противника

«Сжатие» – российский самоходный лазерный комплекс, предназначенный для противодействия оптическим и электронным приборам вражеской стороны. Конечно, он не мог стрелять из лазерных орудий, как в «Звёздных войнах», но значимость этой машины была очень высокой.

Это интересно: Комплекс 1К17 был оборудован системой поиска и автоматического наведения лазеров на вражеские ракеты, самолёты и бронированную технику. Другими словами, если бы во время войны любой из вышеперечисленных объектов оказался под прицелом 1К17, он не смог бы вести точный огонь в обратном направлении.

Танк также был оснащён зенитным орудием, которое позволяло бы ему уничтожать оказавшиеся поблизости вражеские силы.

Опытный образец военного комплекса был собран в конце 1990 года. После успешного прохождения государственных испытаний 1К17 был рекомендован к принятию на вооружение. К сожалению, до серийного производства дело не дошло. Высокая стоимость комплекса, распад Советского Союза и резкое сокращение финансирования оборонных программ заставили Минобороны РФ отказаться от его выпуска.


Венесуэльский танк

Этот танк был выпущен в 1934 году в Венесуэле. Цель создания машины была довольно странной – устрашение соседней Колумбии. Правда, устрашение вышло сомнительным. Достаточно упомянуть, что слово «tortuga» в переводе с испанского языка означает «черепаха». Броню танка в форме пирамиды закрепили на полноприводный шестиколёсный грузовик Ford. В башне же было установлено единственное орудие – 7-миллиметровый пулемёт серии Mark 4B. В общей сложности в Венесуэле было выпушено 7 «черепах».


Танк-шар сохранился в единственном экземпляре

Об этой машине, единственный экземпляр которой хранится в бронетанковом музее Кубинки, практически ничего не известно. Масса танка составляла 1,8 тонны, произведён он был в нацистской Германии фирмой Krupp. Машина была захвачена советской армией в 1945 году. По одной версии, это произошло в Маньчжурии, по другой – на немецком полигоне. В кабине находилась радиостанция, какое-либо вооружение отсутствовало. Корпус был цельным, попасть в него можно было через небольшой люк. Двигатель танка-шара – одноцилиндровый, мотоциклетный. Предполагается, что странная машина предназначалась для корректировки направления артиллерийских ударов.


Новая Зеландия, не имея достаточной производственной мощности, также захотела создать свой танк

Узнав о грандиозных танковых баталиях на полях Второй мировой войны, получить свой собственный танк захотела и Новая Зеландия. В сороковых годах прошлого века новозеландцы, не имевшие достаточной производственной базы, собрали небольшую бронированную машину. Она выглядела как трактор, облеплённый металлом, и имела 7 лёгких пулемётов Bren калибра 7,62 миллиметра. Получился, конечно, не самый эффективный танк в мире, однако он был рабочим. Боевую машину назвали в честь Боба Сэмпла, тогдашнего министра строительства страны.

Это интересно: Массовое производство танка так и не началось по причине множественных конструктивных недостатков. Тем не менее, поднять боевой дух новозеландцев он сумел.


Царь-танк при испытаниях увяз в грязи и остался там на 8 лет. А потом его разобрали на металлолом

Сначала были Царь-колокол и Царь-пушка, потом – Царь-танк и Царь-бомба. И если последняя попала в историю как мощнейший снаряд, когда-либо испытанный человеком, то Царь-танк оказался менее успешным изобретением. Он был очень громоздким и неэффективным на практике. Разработал машину инженер Николай Лебеденко незадолго до начала Первой мировой.

Примечательно, что этот агрегат являлся скорее даже не танком, а огромной колёсной боевой машиной. Её ходовая часть состояла из пары огромных передних колёс диаметром в 9 метров, которые были дополнены полутораметровым задним валиком. Центральная часть с неподвижной пулемётной рубкой была подвешена над поверхностью земли на 8-метровой высоте. Ширина Царь-танка достигала 12 метров, крайние точки планировалось усилить установкой пулемётов. Лебеденко собирался дополнить конструкцию ещё и мощной пулемётной башней.

В 1915 году инженер представил свой проект царю Николаю II. Тот был восхищён и, естественно, одобрил идею. К сожалению, во время лесных испытаний задний вал прототипа прочно увяз в грязи. Вытащить его оказалось непосильной задачей даже для мощнейших трофейных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Огромный танк оставили ржаветь в лесу. На 8 лет о нём забыли, а в 1923 году машину банально разобрали на металлолом.


Танк-амфибия на испытании успешно переплыл реку Гудзон

Построенная изобретателем Джоном Уолтером Кристи в 1921 году плавающая машина предназначалась для перевозки военных орудий или другого груза в местах боевых действий. Помимо этого, из установленного на ней орудия можно было вести прицельный огонь. С обеих сторон корпуса над гусеницами были закреплены поплавки из бальзы, спрятанные в кожухах из тонких стальных листов.

75-миллиметровое орудие размещалось на особой подвижной раме. Конструкция позволяла перемещать его вперёд, что обеспечивало равномерное распределение массы и отсутствие крена при плавании. В боевом же положении пушка сдвигалась назад, чтобы предоставить свободное пространство для отката и обслуживания орудия.

Танк-амфибия был выпущен в единственном экземпляре. 12 июня 1921 года состоялась демонстрация новой машины, на которой она успешно переплыла через реку Гудзон. Тем не менее, Департамент вооружений амфибией не заинтересовался.


A7V - танк, потерпевший поражение в первом танковом бою в истории

Танк A7V был спроектирован и выпущен малой партией в 20 машин в конце Первой мировой войны для противодействия британской армии. По сути, он представлял собой огромную стальную коробку, установленную поверх шасси тягача. Единственное преимущество А7V – достаточно хорошее вооружение (8 пулемётов). Жаль, но большинство танков этой серии так и не смогло побывать на поле боя. Экипажи некоторых из них теряли сознание от жары внутри корпуса, другие машины банально увязали в грязи. Низкая проходимость стала главным недостатком А7V.

Это интересно: Первое в истории танковое сражение произошло 21 марта 1918 года на берегу канала Сен-Кантен. Три A7V встретились с тремя английскими МK-IV, выехавшими из леса. Бой был внезапным для обеих сторон. По сути, его вело лишь по одному танку с каждой стороны (2 английских машины были пулемётными, а 2 немецких остановились в невыгодном положении). Пушечный британский танк успешно маневрировал и стрелял из разных позиций. После 3 точных попаданий в гусеницу A7V масляный радиатор немецкой машины вышел из строя. Экипаж увёл танк в сторону и покинул его. А англичане получили основание считать себя победителями первого танкового противостояния.


Летающий танк А-40 совершил один-единственный полёт, после чего проект был признан бесперспективным

Летающий танк А-40 (другое название – «крылатый танк») был создан известным советским авиаконструктором Антоновым. Базой для него послужила отлично себя зарекомендовавшая модель Т-60. Гибрид танка и планёра предназначался для быстрой доставки боевой машины в нужное место по воздуху с целью оказания помощи партизанам. Интересно, что экипаж имел возможность управлять полётом планера, находясь внутри машины. После совершения посадки планёр быстро отделялся, а А-40 трансформировался в стандартный Т-60.

Это интересно: Чтобы поднять над землёй 8-тонную махину, нужно было лишить танк большинства боеприпасов. Это делало А-40 бесполезным в условиях ведения реальных боевых действий. Дальше создания прототипа дело не пошло, а единственный полёт танк А-40 совершил в сентябре 1942 года.


43 мощные стальные цепи были закреплены на вращающемся барабане

Главной задачей «Краба» была очистка минных полей. На специальном вращающемся барабане (специально выдвинутом вперёд) были закреплены 43 толстые металлические цепи. Мины при контакте с цепями детонировали, не причиняя никакого вреда самому танку. По краям барабана конструкторы также установили острые диски. При вращении они разрезали ограждения из колючей проволоки. Специальный экран защищал переднюю часть машины от пыли и грязи.

Минный трал был очень широким, благодаря чему по проложенному им пути могли беспрепятственно следовать танки и грузовые автомобили. На более поздние аналоги «Краба» устанавливалось дополнительное устройство, позволявшее автоматически поддерживать заданную высоту трала над поверхностью при передвижении по ямам и выбоинам.

Некоторые из рассмотренных в статье танков считаются удачными экспериментами, некоторые – провальными. Но каждый из них по-своему уникален и имеет не так уж и много аналогов в истории военной техники. Из допущенных ошибок проектировщики извлекли ценный опыт, позволивший сделать следующие модели более совершенными.

После окончания Второй мировой войны мировые сверхдержавы были всерьез обеспокоены, как бы понаделать побольше ракет, чтобы в случае чего уж точно разбомбить военные заводы, базы, аэродромы и даже дровяные сараи противника. А только что изобретенные ядерные бомбы казались идеальным решением этой задачки. Вот только ракеты с ядерной начинкой нужно было как-то доставить до адресата. Баллистические ракеты были тогда еще в зачаточном состоянии, а вот бомбардировщики идеально подходили. Но даже самые мощные из них имели свой диапазон действия. И для того, чтобы увеличить дальность полетов, США прибегли к экзотическому способу. Они разрабатывали атомный бомбардировщик, достаточно мощный, чтобы нести на борту атомный реактор и при этом еще подняться в воздух.

В это время был создан самый большой бомбардировщик Convair B-36, получивший название «Миротворец». Он стал основой стратегических ядерных сил США во время холодной войны, так как мог доставлять ракеты к целям на территории СССР. Но, к счастью, в качестве бомбардировщика он ни разу не использовался, зато служил разведывательным самолетом. Его огромные размеры позволяли размещать на нем фотокамеры большого разрешения, а большая высота полета делала его недосягаемым для зенитной артиллерии.

22 июня 1957 года один такой бомбардировщик перевозил ядерную бомбу с авиабазы Биггс на базу Киртленд в Нью-Мексико. При подлете к конечной цели бомба выпала в 500 метрах от склада ядерного оружия, и только чудом не произошел мощный взрыв. Вскоре после этого «Миротворцы» были сняты с вооружения.

Атомный танк

Во время холодной войны руководство НАТО получило информацию, что СССР планирует использовать ядерное оружие для ведения наземной войны. Не желая ударить в грязь лицом, американцы приступили к разработкам. Концепция танка, способного отразить ядерный удар, была представлена компанией Chrysler в 1954 году на военной конференции в Детройте.

Первый проект, получивший обозначение TV-1, представлял собой 70-тонную боевую машину, вооруженную 105-мм пушкой T140 и защищенную 350-мм лобовой броней. Следующий прототип весил уже на 20 тонн меньше (всего 50!). Реактор обеспечивал танку расчетный запас хода почти 6500 км.

Несмотря на то что это направление считалось перспективным, ни один из проектов атомных танков не дошел даже до стадии постройки опытного образца, так как такие танки стоили очень дорого, к тому же в них нужно было очень часто менять экипажи, чтобы солдаты не получали чрезмерную дозу облучения от реактора.

Ядерная базука Davy Crockett

Один из самых наименьших по мощности серийных ядерных боеприпасов, разработанный во время холодной войны, получил название в честь героя американского фольклора Дэви Крокетта. Орудие было создано в 1949 году с целью защитить европейские страны (в частности, Западную Германию) от советского вторжения. Орудие можно было установить на треноге или джипе. А для его обслуживания требовалось всего три человека: один нес само орудие, второй - лафет, а третий, обливаясь ядерным потом, - ракету.

К сожалению для Америки и к счастью для всего мира, «Дэви Крокетт» был не очень эффективным оружием. Как и у любого другого безоткатного орудия, точность у него была очень маленькая, и, выстрелив в сторону врага, можно было только догадываться, какую цель поразила ракета. К тому же эти самые ракеты очень сильно фонили еще на складах, заражая солдат. Поэтому в 1970-е годы ядерную базуку сняли с вооружения.

Ядерный космический зонд

Исследователей очень интересуют спутники Юпитера Галилей и из-за содержащегося на них льда. Считается, что в подземных океанах под толщей льда может быть жизнь. Для исследования спутников НАСА и Лаборатория реактивного движения предложили использовать атомный космический зонд JIMO (Jupiter Icy Moons Orbiter).

Это был не первый подобный случай, атомные реакторы на космических кораблях уже устанавливались - например, на зондах Voyager, Galileo и Cassini. Но это были совсем небольшие радиоизотопные термоэлектрические генераторы. В случае с JIMO планировалось создать настоящего монстра, способного обеспечивать энергией разнообразную научную аппаратуру и, самое главное, систему связи. Но, когда дело дошло до практики, в НАСА осознали, что это слишком амбициозный проект и на его финансирование в настоящее время нет возможностей. Поэтому нашим братьям по разуму на Европе придется подождать еще какое-то время.

Ядерный автомобиль

Автомобиль, работающий от маленького ядерного реактора, был представлен компанией Ford в 1958 году и получил название Nucleon. Реактор и капсула с горючим располагались в задней части автомобиля, а для защиты пассажиров и водителя предполагалось использовать двойные стенки автомобиля. На одной капсуле с горючим автомобиль мог проехать около 8000 км.

Концепт-кар так и не был поставлен на производство, поскольку выяснилось, что конструкция машины не смогла бы выдержать столько свинца, сколько необходимо для защиты пассажиров и окружающей среды от радиации. К тому же малейшее ДТП с участием автомобиля с ядерным двигателем могло привести к непредсказуемым последствиям.

Ядерный реактивный двигатель (проект «Плутон»)

В конце 1950-х США начали разрабатывать межконтинентальные ракеты. Одним из первых проектов был «Плутон»: ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволявший запуcкать ракеты класса SLAM . Первый ядерный ПВРД, Тory-IIA, прошел два испытания на ядерном полигоне в Неваде в 1961 и 1964 годах. Но создатели быстро поняли, что он небезопасен даже для них самих. Поэтому «Плутон» не получил распространения.

Атомный ледокол

Ледокол с ядерной силовой установкой «Ленин», первый в своем роде в мире, был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Своим существованием он показывал, что мирный атом не миф. Ледокол имел прекрасные показатели: за первые шесть лет эксплуатации он прошел больше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации пройдено 654 тысяч миль, из них во льдах - 563,6 тысячи миль.

В 1989 году, проработав больше 30 лет, ледокол ушел на заслуженный отдых и сейчас находится на вечной стоянке в Мурманске.

Атомный рюкзак

В СССР и США были разработаны компактные ядерные заряды, получившие названия «специальный ядерный фугас» (MADM) и «ядерная мина» (SADM). Они могли быть использованы для создания зон разрушения, завалов, пожаров, наводнений и радиационного поражения местности. Заряды представляли собой рюкзаки, которые могли переносить два солдата или даже один. Фугасы весили около 170 кг (хотя самый первый обладал весом 770 кг!), а мины - 68 кг.

В 1960-е годы американцами была выдвинута идея создания по границе ГДР и ФРГ так называемого ядерно-минного пояса. Для этого США перевезли в Европу около сотни ядерных мин. Зная, насколько хрупки их механизмы, понимаешь, как сильно повезло тогда Европе.

Атомная пушка

Ее называли «Атомная Энни», и на тот момент она была самым тяжелым образцом мобильной артиллерии, использовавшейся армией США. 280-мм пушка M65 весила в походном положении почти 78,5 тонны. Под стать великанше были и боеприпасы: 272- и 364-килограммовые снаряды с возможностью установки ядерной боеголовки.

Всего с 1951 по 1953 год были изготовлены 20 пушек этого типа. При этом M65 была и остается единственным артиллерийским орудием, из которого стреляли снарядом с настоящей боеголовкой. Выстрел произвели 25 мая 1953 года во время операции Upshot-Knothole Grable. Снаряд мощностью 15 килотонн успешно улетел в горизонт и довольно красиво там сдетонировал.

Исполинскую пушку, образно говоря, уничтожили гаубицы и ракетные комплексы. Они были более мобильны и многочисленны. Поэтому уже в 1960 году Энни начали снимать с вооружения, а последний из вооруженных M65 артиллерийских батальонов был расформирован в декабре 1963 года.

Идея создания атомного танка, приводимого в движения ядерной силовой установкой, появилась в середине XX века, когда человечество наивно полагало, что найден идеальный источник энергии, безопасный, практически вечный и применимый даже в быту.

Кроме того, некоторые считают, что Объект 279 – это атомный танк СССР, хотя он обладал традиционным дизельным двигателем.

Американские разработки

Итак, концепция атомных танков начала развиваться в США на конференции Question Mark III в Детройте в июне 1954 года. Предполагалось, что ядерный реактор сделает запас хода практически неограниченным и позволит технике быть боеспособной даже после длительных маршей. Разрабатывалось два варианта, в первом предлагалась специальная машина, подающая питание другим во время длительной езды. Второй вариант предполагал создание танка с атомным реактором внутри, защищённым со всех сторон мощной бронёй.

TV-1 и TV-8

В результате проработки второго результата, появился проект TV-1 массой 70 тонн и лобовой бронёй 350 мм. Силовая установка состояла из реактора и турбины, и была способна работать более 500 часов без заправки. Вооружался танк 105-мм пушкой T140 и несколькими пулемётами.

В августе 1955 года провели конференцию под номером Question Mark IV, на которой появился усовершенствованный и облегчённый проект R32, отличающийся уменьшенной на 20 тонн массой, расположенной под большим углом 120 мм бронёй и 90 мм пушкой Т208. Танк был защищён на уровне современных ему средних танков, зато обладал запасом хода более 4000 без дозаправки. Как и в случае с предшественником, дело ограничилось проектом.

Планировалось переоборудовать М103 в ядерный танк для различных испытаний, но машину так и не построили.

Также в США создали интересный атомный танк Chrysler TV-8, предусматривающий размещение экипажа и большинства механизмов вместе с ядерным реактором внутри огромной башни, установленной на максимально уменьшенный корпус с приводящими в движение электродвигателями внутри. Справедливости ради стоит заметить, что первая версия танка оснащалась 300 сильным восьмицилиндровым дизельным двигателем, вращающим генератор. Помимо необычного внешнего вида, TV-8 должен был плавать благодаря водоизмещению башни. Вооружался он 90 мм пушкой Т208 и 2 7,62 пулемётами. Очень прогрессивным для своего времени решением стала установка камер внешнего вида, призванных спасти глаза экипажа от вспышек взрывов снаружи.

В СССР также велись работы, хоть и менее активно. Иногда считается, что на базе Т-10 был создан советский атомный танк, построенный в металле и прошедший испытания, но это неверно. В 1961 года построили и сдали в эксплуатацию ТЭС-3, являющуюся транспортабельной атомной электростанцией, передвигавшейся на удлинённом шасси тяжёлого танка и обеспечивающей питание самой себя вместе с питанием военных и гражданских объектов в районах Крайнего Севера и Сибири.

Стоит упомянуть ещё раз так называемый танк для атомной войны Объект 279, на деле вряд ли способный выдержать взрыв и защитить свой экипаж.

Также иногда вспоминаются некий танк с ядерными снарядами. Наверное, им можно назвать Т-64А, с установленной в башне пусковой установкой, способной стрелять как обычными ТУРС, так и тактическими ракетами с ядерным зарядом. Эта боевая машина получила название Таран, обладала массой 37 тонн, экипажем из 3 человек и предназначалась для выведения из строя вражеских сил с недосягаемой для них дистанции.

Несмотря на обилие проектов, атомный танк так и не был создан. Почему? Хотя бы потому, что малейшее повреждение в бою превращало его в небольшую ядерную бомбу, с гарантией уничтожавшую свой экипаж и союзников вокруг. Даже без повреждений приходилось постоянно менять экипаж, чтобы избежать чрезмерного облучения. Такие недостатки оказались критичными и даже в наше время нет возможности их преодолеть.

Мы уже писали о самых больших танках, пушках и кораблях. Но нам все мало. Оказывается, были танки, пушки и корабли еще больше самых больших, но они не пошли в производство. Что не помешает нам о них узнать.

Николай Поликарпов

Самый, самый, самый

Жил да был в XVII веке король Швеции Густав II Адольф. И повелел он построить военный корабль, да не простой, а самый большой и мощный на Балтике - на страх врагам. Кораблестроители взялись за дело, но король сам пожелал указать размеры будущего флагмана: «Выше корму, роскошнее резное убранство! Корпус сделать уже, мачты выше и парусов больше. Королевский корабль должен быть самым быстрым!»

С королями спорить опасно. «Да, ваше величество», - сказали строители. «И пушек, больше пушек!» «Да», - сказали строители.

Окончание этой истории все знают: роскошный огромный корабль по имени «Ваза» перевернулся и утонул 10 августа 1628 года на глазах у всего города. Утонул в своем первом плавании, сразу по выходе в гавань Стокгольма от пирса у королевского дворца. «Ваза» был прекрасен по всем статьям, а недостаток имел только один: неустойчивость.

Стальная крыса

Примерно так получается всегда, когда хочется сделать «самую-самую» боевую машину, а инженер идет на поводу у военного. Вот, к примеру, немцы. Ну, те самые, которые «вундерваффе» все строили, да так и не построили. После нападения Германии на СССР неприятным сюрпризом для гитлеровских генералов стали советские тяжелые танки КВ.

Проблема была в том, что орудия германских танков не пробивали их броню, противотанковые пушки - тоже. Единственным действенным средством против КВ оказались тяжелые зенитные пушки калибра 8,8 см, в то время как наши танки своей 76-мм пушкой могли легко расправиться с любым бронированным противником, какой только окажется в прицеле.

По результатам изучения трофейных КВ генералы Третьего рейха немедленно заявили: «Хотим такой же, только чтоб броня толще, а пушка - больше». Так в 1941 году началась история сверхтяжелого танка, названного Ratte, то есть «Крыса». Название перекликается с именем другого германского танка, тоже созданного под впечатлением от могучих советских машин, - всем известного Sd.Kfz. 205 Maus - «Мышь». «Мышка» весила почти 189 т, а «Крыса», как ей и положено, должна была быть несколько крупнее. Полное название этого гиганта - Landkreuzer P. 1000 (сухопутный крейсер массой 1000 т).

Забавно, что одним из создателей проекта «Крысы» в недрах концерна Krupp был инженер Эдвард Гротте, который с начала 1930-х годов работал в СССР над созданием проектов опытных танков, а потом вернулся домой и послужил фюреру. Правда, послужил специфически. Дело в том, что руководству нашей страны он тоже предлагал строить бронированных монстров, но отечественные технические специалисты здраво оценили их перспективы и от реализации таких сладких грез отказались.

Ну а вот Гитлер попался на удочку прожектера. Эскизные проработки гиганта были представлены Гитлеру 23 июня 1942 года и поразили его воображение настолько, что он разрешил готовить проект для воплощения в металле. Еще бы, танк длиной 35 м, шириной 14 м и высотой 11 м нес бы броню толщиной от 150 до 400 мм! Защита, достойная океанского линкора!

Вооружить танк тоже предполагалось по флотским стандартам: корабельная башня с парой 283-мм морских орудий Shiffs Rfnobe SK C/34 массой по 48 тонн и длиной стволов порядка 15 м. Такие пушки стояли на «карманных линкорах» типа «Шарнхорст». Бронебойный снаряд орудия весил 336 кг, а фугасный - 315 кг.

Попадание такого подарка в любой танк или даже полевое бетонное укрепление приводило бы к однозначному уничтожению цели. При максимальном угле возвышения ствола орудия и полном заряде снаряд летел на 40 км, так что танк мог бы обстреливать противника не то что не входя в зону ответного огня, а вообще из-за горизонта! Пушки SK C/34 давали возможность использовать «Крысу» даже в береговой обороне для стрельбы по тяжелым кораблям противника - с крейсерами и линкорами танк разговаривал бы почти на равных.

Но это еще не все. Если бы некий юркий вражеский танк подкрался близко к гиганту, то для отражения его немощных атак имелась в запасе еще и тяжелая противотанковая пушка KwK 44 L/55 калибром 12,8 см (рассматривался вариант вооружения и парой таких орудий). Ее более слабой 88-мм предшественницей вооружались известные немецкие истребители танков «Ягдпантера» и «Фердинанд».

От налетов авиации предполагалось отбиваться восемью 20-мм зенитными орудиями Flak 38, а от всякой механической мелюзги, бронетранспортеров разных и пехоты, если она каким-то чудом добежит до бронированной крепости, - двумя автоматическими авиационными 15-мм пушками Mauser MG151/15.

Не забыли конструкторы и о расплате за все упомянутые чудеса «сумрачного германского гения»: масса-то выходила в 1000 т! Поэтому, чтобы машина не проваливалась в землю, гусеницы должны были иметь ширину по 3,5 м каждая (сегодня такие можно видеть на огромных карьерных экскаваторах). Двигать танк предполагалось с помощью либо двух 24-цилиндровых морских дизелей MAN V12Z32/44 для подводных лодок мощностью 8400 л.с. каждый, либо аж восьми тоже морских 20-цилиндровых дизелей Daimler-Benz MB501 мощностью по 2000 л.с., которые использовались на торпедных катерах.

В любом случае суммарная мощность энергетической установки составила бы порядка 16 000 л.с., что позволило бы «Крысе» двигаться со скоростью до 40 км/ч. Представляете массу в 1000 тонн, прущую на такой скорости? Тут даже пушка не нужна - просто снесет по инерции любое препятствие и не заметит. Топлива в баках… Хотя в каких баках? В бортовых цистернах! Так вот, топлива должно было хватить на 190 км пути.

Ни один мост через реку не выдержал бы веса «Крысы». По этой причине водные преграды танк должен был преодолевать своим ходом по дну, ради чего конструкторы сделали его корпус герметизируемым, снабдили шноркелем для подачи воздуха с поверхности и средствами откачивания воды. Управлять махиной должен был экипаж из 21-36 человек, в распоряжении которых были бы санузел, помещения для отдыха и хранения припасов, да еще и «гараж» для пары связных и разведывательных мотоциклов BMW R12.

В конце декабря 1942 года проект был в целом готов и представлен на рассмотрение рейхсминистру Имперского министерства вооружений и боеприпасов Альберту Шпееру для принятия решения о постройке прототипа. Но в начале 1943 года он решил «Крысу» не строить. Причины понятны: во-первых, слишком дорого в условиях войны. Во-вторых, боевая эффективность крайне сомнительна.

Конечно, ни одна противотанковая пушка и даже ни одно тяжелое орудие танку, вероятно, не причинили бы вреда, но вот пара удачно сброшенных бронебойных бомб (а по малоподвижной цели таких размеров трудно промазать) уничтожила бы его гарантированно. Кроме того, ни одна дорога не уцелела бы после движения по ней «Крысы», а перемещение махины по пересеченной местности требовало бы предварительной инженерной подготовки его пути.

Задавить массой

Но вы думаете, фантазия конструкторов концерна «Крупп» остановилась на танке в 1000 т? Ничуть не бывало. В том же декабре 1942 года появился еще более амбициозный проект самоходной артиллерийской установки весом в 1500 т! Машина называлась Landkreuzer P. 1500 Monster и предназначалась для установки орудия калибром 807 мм от того же «Круппа».

Пушка эта сама по себе заслуживает внимания. Изначально ее разрабатывали с 1936 года по приказу Гитлера для разрушения французских укреплений линии Мажино, однако с Францией вермахт разобрался и так, а первое гигантское орудие «Дора» было построено в 1941 году. Тогда же собрали и второе, получившее название в честь хозяина фирмы и президента Фонда Адольфа Гитлера Густава фон Болена унд Гальбаха Круппа - «Толстый Густав» (Schwerer Gustav). Гиганты монтировались на огромных железнодорожных лафетах, которые передвигались локомотивами сразу по двум параллельным рельсовым путям, протяженность которых на позиции должна была составлять порядка пяти километров. В обслуживании гиганта участвовали 250 человек расчета и 2500 человек дополнительного персонала.

На подготовку выбранной позиции и сборку пушки после прибытия отдельными поездами его частей требовалось 54 часа. Для доставки разобранной пушки, персонала, боеприпасов и монтажных приспособлений на позицию нужны были пять поездов со 106 вагонами. Зенитное прикрытие осуществляли два батальона ПВО.

Стреляло орудие на дальность до 48 км, каждый его огромный снаряд весил более семи тонн и содержал до 700 кг взрывчатого вещества. Чтобы зарядить новый снаряд и заряд, а затем заново навести орудие на цель, уходило порядка 40 минут. В грунт снаряд проникал на глубину до 12 м, оставляя на поверхности трехметровую воронку, пробивал метровую стальную броню или семь метров железобетона.

Железнодорожное орудие в действии. 1943 год

Из «Доры» в 1942 году немцы стреляли по Севастополю, выпустив 48 снарядов. Огромные нагрузки на металл 32-метрового ствола приводили к увеличению его калибра по мере износа - с изначальных 807 мм до допустимых 813 мм. Ствол должен был выдержать 300 выстрелов.

Именно такое орудие и планировали теперь разместить не на железнодорожном, а на самоходном гусеничном шасси. «Монстр» - самое подходящее название для такой установки: длина 52 м, ширина 18 м и высота 8 м! Весила бы установка 1500 тонн, из которых около трети приходилось бы на само орудие. Снаряды и заряды к ним должны были подвозить следом караваном грузовиков.

От обстрела противника более сотни человек расчета должна была защищать 250-мм броня, а для самообороны предназначались две 150-мм гаубицы sFH18 и 15-мм автоматические пушки MG 151/15. Двигать «Монстра» должны были четыре морских дизеля MAN для подводных лодок, 6500 л.с. каждый, но даже мощь 26 тысяч «механических лошадей» не могла бы разогнать это чудовище быстрее 10-15 км/ч.

В итоге Альберт Шпеер в 1943 году похоронил и этот прожект. Причины те же: только одно орудие обходилось рейху в 7 млн марок, так что даже на железнодорожном лафете их построили лишь два. Городить под «золотую» пушку еще и «платиновый» танк было бы самоубийством экономики, а для уничтожения «Монстра», появись он во фронтовой зоне, хватило бы одного удачного вылета бомбардировщика или штурмовика. Но, если допустить, что один сумасшедший согласился выделить средства на постройку чудовища, а другой - послал его в бой, то до огневой позиции машина не доехала бы.

По железной дороге танк не мог бы транспортироваться - не прошел бы ни в тоннелях, ни по мостам. А даже чисто теоретическое предположение о движении своим ходом со скоростью 15 км/ч, неизбежным разрушением дороги и непрерывным потоком едущих сзади топливозаправщиков приводило генералов в ужас.

Ледяной авианосец

В прочем, перспективные на первый взгляд идеи посещали не только немцев. В годы Второй мировой войны Великобритания пребывала в некоторой изоляции и столкнулась с нехваткой стали для строительства кораблей. В 1942 году премьер-министр Уинстон Черчилль и его друг, командир 5-й флотилии эсминцев Королевского флота лорд Луис Маунтбеттен, по совместительству занимавшийся разработкой специальных операций, даже обсуждали использование айсбергов для обустройства на них аэродромов.

Предполагалось спиливать верхушку ледяной горы и сажать туда самолеты для прикрытия идущих в высоких широтах конвоев, а заодно приделать к айсбергу двигатель, поставить средства связи, обустроить помещения для команды и питание от дизельных электростанций. Получился бы практически непотопляемый авианосец. Ведь, чтобы расколоть такую массу льда, противнику пришлось бы истратить невероятное количество бомб или торпед.

Сам по себе айсберг живет в северных водах до двух лет. Однако по мере подтаивания нижней части он может перевернуться с катастрофическими последствиями для людей, да и мощность двигателей должна быть огромной для управления движением такой махины.

И тут очень кстати вспомнили о предложении английского инженера Джеффри Пайка, служившего разведчиком в ведомстве лорда Маунтбеттена. Пайк еще в 1940 году придумал удивительный композиционный материал - пайкерит. По сути, это смесь примерно из 20% деревянных опилок и 80% самого обычного водяного льда.

Замороженный «грязный лед» оказался в четыре раза прочнее обычного, благодаря низкой теплопровод­ности он медленно таял, не был хрупким (его даже можно было в известных пределах обрабатывать ковкой), а взрывную стойкость имел сопоставимую с бетоном.

Идею сначала высмеяли, но лорд Маунтбеттен в 1943 году притащил кубик пайкерита на конференцию союзников в канадском Квебеке. Демонстрация получилась впечатляющей: офицер поставил рядом пайкерит и такой же по размерам блок обычного льда, отошел подальше и расстрелял оба образца из револьвера. От первого же попадания водяной лед разлетелся вдребезги, а от пайкерита пуля рикошетировала без всякого вреда для образца, ранив одного из участников совещания. Так и американцы с канадцами согласились участвовать в проекте.

Заказ на разработку эскизного проекта ледяного авианосца был выдан британским адмиралтейством в конце 1942 года. Джеффри Пайк предполагал построить из своего фирменного материала корабль длиной 610 м и шириной 92 м. Его водоизмещение составило бы 1,8 млн т, и он был бы способен принять на борт до двух сотен самолетов. Стабильность корпуса обеспечивали бы холодильные установки с проложенной в бортах и днище сетью трубок для хладагента.

А в остальном это был бы вполне традиционный корабль с двигателем, винтами, зенитным вооружением и кубриками для экипажа. Проект получил кодовое название «Аввакум». Потом предполагалось построить целый флот таких кораблей, только уже намного крупнее: длина 1220 м, ширина 183 м, водоизмещение - несколько миллионов тонн. Это были бы настоящие гиганты, непотопляемые исполины океана.

Для начала в Канаде на озере Патриция-Лейк была построена модель судна: 18 м в длину, 9 м в ширину, а вес - жалких 1100 т. Модель строили летом, чтобы проверить поведение пайкерита в теплое время года. Маленький «Аввакум» тоже имел деревянный каркас, сеть трубок для охлаждения пайкеритовых блоков корпуса и двигатель. 15 человек сумели построить его за два месяца.

Эксперимент завершился успешно, доказав принципиальную реализуемость проекта. Но потом стали считать деньги. И вот тут оказалось, что пайкеритовые корабли получаются намного дороже стальных, к тому же для постройки даже одного авианосного соединения пришлось бы извести на опилки чуть ли не все леса Канады!

Кроме того, в конце 1943 года дефицит металла удалось преодолеть. Так что в декабре 1943-го проект «Аввакум» был закрыт, и сегодня о нем напоминают только деревянные и железные обломки модели на дне озера Патриция-Лейк, которые в 1970-х годах нашли аквалангисты.

Подземный корабль

«Змей Мидгарда»

Однако были в Германии проекты еще более экзотические, чем просто колоссальный танк. В 1934 году инженер Риттер разработал проект подземного корабля! Называлось устройство «Змей Мидгарда» - в честь мифологического огромного змея, окружающего населенный людьми мир Мидгард. Предполагалось, что «Змей» сможет передвигаться по земле, под землей и под водой, а нужен он был для доставки подрывных зарядов под вражеские долговременные укрепления, линии обороны и портовые сооружения. «Корабль» собирался из шарнирно соединенных отсеков длиной 6 м, шириной и высотой 6,8 и 3,5 м соответственно. В зависимости от задачи длина его могла изменяться от 399 до 524 м путем замены или добавления секций. Весить конструкция должна была около 60 000 т.

Представили подземного «червя» высотой с двухэтажный дом и длиной в полкилометра? Под землей «Змей Мидгарда» прокладывал бы себе дорогу с помощью четырех мощных буров диаметром полтора метра каждый, а вращали бы их девять электродвигателей по 1000 л.с. Буры на буровой головке можно менять в зависимости от типа грунта, ради чего «корабль» нес бы запасные комплекты для скальной породы, песка и грунта средней плотности. Движение вперед обеспечивали бы гусеницы с 14 электродвигателями общей мощностью 19 800 л.с.

Электродвигатели получали бы питание от четырех дизельных генераторов мощностью 10 000 л.с., для которых предполагалось везти с собой 960 000 л солярки. Под водой бы «корабль» управлялся 12 парами рулей и двигался со скоростью до 3 км/ч усилием еще 12 дополнительных двигателей мощностью в 3000 «лошадей». По проекту, «Змей» мог бы ехать по земле со скоростью 30 км/ч (еще раз вообразим: железнодорожный состав на гусеницах, весело несущийся по полю), под землей в каменистом грунте - 2 км/ч, а в мягком - до 10 км/ч.

Управлять «Змеем» должны были 30 человек, в распоряжении которых имелись бы бортовая электрическая кухня, отсек для отдыха с 20 кроватями и ремонтные мастерские. Для дыхания и питания дизелей предполагалось взять в путь 580 баллонов со сжатым воздухом, а связываться с миром можно было бы при помощи радиопередатчика.

Корабль, по мысли Риттера, нес бы тысячу 250-килограммовых мин и столько же 10-килограммовых. Для самообороны на земле экипаж имел бы 12 спаренных пулеметов калибра 7,92 мм. Но всего этого конструктору показалось мало, поэтому воображение военных он планировал поразить еще и специальным подземным оружием, которое должно было действовать на неких секретных принципах.

Дракон Фафнир дал свое имя подземной шестиметровой торпеде, «Молот Тора» предназначался для подрыва особо твердых скальных пород, хранящий золото нибелунгов гном Альберих стал одноименной разведывательной торпедой с микрофонами и перископом, а король цвергов Лаурин, любивший больше всего на свете свой розовый сад, пожертвовал свое имя спасательной капсуле для выхода экипажа «Змея» на поверхность земли в случае какой-либо аварийной ситуации.

Стоить каждый «Змей» должен был скромно: 30 м лн рейхсмарок. Этот прожект всерьез рассматривался, и по итогам обсуждения 28 февраля 1935 года был возвращен Риттеру для доработки. А уже по окончании Второй мировой в районе Кенигсберга даже были найдены штольни и остатки некой конструкции, которая напоминала этот подземный корабль. Видимо, немцы даже пытались вести опытные работы.

Тогда он казался источником дармовой энергии и зарей светлого завтра человечества, а все опасности предполагалось парировать по рецептам писателей-фантастов - парой обычных таблеток от радиации. Тогда в американских фантастических романах можно было прочесть о заслуженных механиках ракет в потертых комбинезонах, ворочающих кочергой в атомном котле двигателя бруски горящего синем пламенем ядерного топлива. Тогда же в СССР и США придумывали портативные атомные реакторы для транспортной и боевой техники. Сегодня кто-нибудь сядет в автомобиль с миниатюрным «чернобылем» под капотом? А тогда - запросто.

В июне 1954 года в американском Детройте прошла конференция Question Mark III, посвященная перспективам развития бронетехники. Там впервые была предложена концепция танка с ядерной энергетической установкой, который был бы способен действовать 500 часов на полной мощности турбодвигателя без замены топлива. Идею подхватила компания «Крайслер», в мае 1955 года предложившая Автобронетанковому управлению сухопутных сил США (ТАСОМ) свое видение перспективного танка для замены стоявшего на вооружении М48.

Сначала конструкторы собирались оснастить танк 300-сильным двигателем с электрогенератором, который питал бы пару электромоторов для перемотки гусениц, но в итоге решили, что электромоторы в условиях радиации могут работать ненадежно, да и автономность танка при движении по стеклянной пустыне будет играть важную роль. Из этих соображений танкисты получили в своей обитаемой башне… небольшой атомный реактор, который должен был вырабатывать тепловую энергию для питания паровой машины, создававшей вращающий момент уже непосредственно для гусеничного движителя танка. Внешние видеокамеры передавали танкистам на мониторы все происходящее снаружи, так что люди не рисковали ослепнуть от вспышек ядерных взрывов.

Масса машины должна была получиться порядка 23 т, бронирование предполагалось выполнить из катаной броневой стали и снабдить противокумулятивным экраном. Вооружение - 90-мм орудие Т208 и два 7,62-мм пулемета. TV-8 умел бы плавать: два водомета обеспечивали ему приемлемую скорость движения по воде.

Тема холодной войны и противостояния двух сверхдержав в последнее время стала одной из самых обсуждаемых в мировых СМИ. Сначала американцы объявили о перевооружении своих стратегических сил и создании маломощных ядерных зарядов. А затем Россия явила миру сразу несколько впечатляющих разработок, включая настоящее "оружие апокалипсиса" – беспилотный подводный аппарат на атомной установке.

Эксперты рассуждают о новом витке гонки вооружений, хотя в обеих странах ее и отрицают. Тем не менее проекты, задуманные в ожидании ядерной войны в середине прошлого века, приобретают просто какую-то зловещую актуальность.

Гиперзвуковой глайдер, атакующий противника из космоса, ракеты на ядерной установке – все это было задумано еще при СССР, когда военные ждали ракетную атаку в любой момент.

В это суровое время был задуман и испытан "Объект 279" – тяжелый советский танк, который должен был прорвать оборону противника после ядерных бомбардировок. В советском командовании справедливо полагали, что выиграть войну одними бомбами и ракетами не получится.

Машина, сохранившаяся в единственном экземпляре в музее в Кубинке, больше похожа на летающую тарелку на четырех гусеницах, чем на традиционный танк. И этому есть простое объяснение: эллипсообразная форма должна была уберечь машину от волны ядерного взрыва.

Уровень защиты танка поражает воображение: толщина некоторых участков литой брони достигает 319 миллиметров. Вдобавок машину оберегали противоосколочные и противофугасные экраны. "Двести семьдесят девятый" выдерживал попадание 122-миллиметрового бронебойного снаряда, не говоря уже о 90-миллиметровом кумулятивном.

Чтобы танк не превратился в глыбу железа, которую невозможно сдвинуть с места, толщину брони сделали разной. В некоторых местах она всего 50 мм, в других – в шесть раз больше. Вся броня состоит из четырех бронированных элементов. По оценке экспертов, "Объект 279" защищен в два раза лучше, чем тяжелый танк Т-10, и в пять раз лучше, чем Т-34.

При этом "ядерный танк" весит столько же, сколько тяжелый ИС-4 времен Великой Отечественной – 60 тонн. Тысячесильный дизельный двигатель разгоняет машину по шоссе до 55 км/час. А по проходимости машина благодаря четырем гусеницам может дать фору любому современному танку.


Удельный вес на грунт у "тарелки" всего 0,6 кг на сантиметр, как у легкого танка. Машина должна была проехать по воронке ядерного взрыва, через взрыхленный грунт, грязь, болота и завалы. Судя по испытаниям, "Объект 279" справлялся, но у него возникли проблемы с маневренностью из-за четырех гусениц. Чтобы повернуть, танкистам приходилось затрачивать массу усилий, и на это уходило колоссальное количество времени.

Предполагалось, что эти машины пройдут первыми, а уже за ними последуют более маневренные средние танки. "Объект 279" должен был появиться в пепле ядерного взрыва и добить уцелевшего противника, проложив дорогу остальным. Для прорыва обороны машину вооружили 130-миллиметровой пушкой с механизмом заряжания. Скорострельность орудия – до пяти выстрелов в минуту, приличный показатель и для современного танка. Система управления огнем также продвинутая по тем временам: оптический дальномер, комплекс автоматического наведения и ночного видения, инфракрасный прожектор. Настоящая "Армата" 1960-х.

В качестве второго оружия на "Объект 279" поставили 14,5-миллиметровый пулемет Владимирова с полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной укладкой и стереоскопическим прицелом. Вполне достойное усиление.

Поскольку действовать машине предстояло в условиях радиоактивного заражения, ее оснастили химической, биологической и противоядерной защитой экипажа. Специальная система создавала в танке избыточное давление и исключала попадание внутрь зараженного воздуха. Считалось, что танк мог пройти сразу после взрыва через эпицентр, особо там не задерживаясь.

Но проверить это на практике, к счастью, не удалось. Всего было построено три танка "Объект 279", после чего Никита Хрущев проект завернул, хотя машину успешно испытали. СССР окончательно сконцентрировался на средних танках, которые по своим характеристикам стали наступать на пятки тяжелым, а весили намного меньше. Вдобавок строить "ядерный танк" было слишком дорого из-за сложной брони и механики. Наконец, наступила "оттепель" и длительная разрядка в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

Но сейчас о машине просто грех не вспомнить, тем более что ничего подобного на вооружении России нет. Справятся ли с такими специфическими боевыми задачами Т-90 или "Армата"? Вряд ли, хотя в обычном бою они будут на порядок лучше.

Современная "Армата" весит 48 т при мощности двигателя 1 тыс. 500 лошадиных сил. Скорость по шоссе – порядка 80 км/час. Маневренность просто запредельная, судя по демонстрационным видео. Экипажу в Т-14 намного комфортнее, машина оснащена комплексами активной и динамической защиты. Но как все это будет работать в условиях ядерной войны? Возможно, 30-сантиметровая защита "двести семьдесят девятого" станет намного эффективнее всех этих продвинутых электронных комплексов, которые просто перестанут функционировать. После ядерного взрыва никто не будет бегать с "Джавелинами", летать на самолетах и вертолетах также станет крайне опасно. "Проект-279" в беспилотном варианте вполне мог быть стать своеобразной "машиной апокалипсиса", медленно и неуклонно продвигающейся на территорию обескровленного противника.