Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Речевое развитие". Тема: Составление рассказа по картине "Весна идет". Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составления рассказа по картине «Весна

Составление рассказов на тему «Весна»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Программные задачи:

  1. Учить детей составлять рассказы по сюжетным картинкам, пользуясь схемами.
  2. Развивать умения детей проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
  3. Формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
  4. Расширять и систематизировать знания о весне и её признаках.
  5. Упражнять детей в подборе определений к заданным словам.

Словарная работа: март, апрель, май, ранняя, поздняя, лучистое, голубое.

Методы и приёмы: беседа, самостоятельная работа детей.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Весна», мольберт, схемы.

Предварительная работа: сезонные наблюдения в природе, беседы о временах года, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Ход занятия

— Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся. Посмотрите все глазками на меня, давайте подойдём к окошку. Какой хороший сегодня день. Солнышка нет (есть), но давайте улыбнёмся хорошему деньку. Улыбнёмся как котик на солнышке, а теперь как хитрая лисичка. А сейчас как если бы вам подарили маленького хомячка; улыбнитесь от всей души.

На поляке, у тропинке
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит.

— О каком времени года эти стихи?
— Правильно ребята эти стихи о весне. А после какого времени года наступает весна? Давайте вспомним и назовём весенние месяцы: март, апрель, май.
— Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит.)
Небо голубое, высокое, чистое… Облака лёгкие, белые. Деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать. Снег тает, темнеет, появляются сосульки.
Днём с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель). Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче). Ночью ещё холодно, морозно.
Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у неё появляется детёныш. Заяц, лиса, белка, волк — линяют. Просыпаются ёж, барсук.) Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя весна)
Дети вы любите отгадывать загадки? Я сейчас проверю, готовы?
-Белое одеяло всю землю одевало. Весной солнце припекло. (снег)
— Бегут, звенят, в речку хотят. (ручьи)
— Жёлтый мяч на голубом платке катается, Людям улыбается. (солнце)
— Белая морковка вниз головой повисла. (сосулька)
— Домой прилетают, гнёзда свивают, песни распевают, лето поджидают. (птицы)
Молодцы ребята.

А теперь я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Скажи ласково.»
Ручей — ручеёк,
лужа — …………
солнце — …..,
дерево — ……….,
туча — …………,
проталина — …………. и т. д.
Молодцы.

Физкультминутка

На лужайке поутру (дети встают в круг)
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре (расходятся)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, (бегают)
Побежим наперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (снова встают в круг)
Будем в солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
— Ребята, а давайте придумаем красивые слова о весне. Какая она?
(тёплая, красивая, красная, горячая, разноцветная, яркая)
— Какое весной солнце?
(ласковое, лучистое, яркое, тёплое, золотое, горячее)
— А какое небо бывает весной?
(голубое, чистое, высокое, глубокое)

— А сейчас подойдите и выберите себе картинку. Рассмотрите внимательно картинки. На них отражены все приметы о которых мы говорили: прилёт птиц, животные просыпаются, деревья просыпаются, игры детей весной.
(Рассказ: Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе пушистые, лёгкие, перистые (как пёрышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зелёные, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнёзда, ищут корм. Просыпаются животные. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они одевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.)

Тема «Весна пришла»

«Составление рассказа по картине «Весна пришла»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.

Задачи:

    Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.

    Развивающие : Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

    Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

    Речевые:

    Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.

    Словарь:

предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.

качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.

глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.

    Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.

    Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.

Методы и приёмы:

    Практические : сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».

    Наглядные : рассматривание сюжетных картин по схеме.

    Словесные : ответы на вопросы.

Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.

Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.

Предварительная работа: рассматривание картин , разучивание стихотворений, загадок, , беседы , наблюдения.

Ход занятия

В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.

Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.

Дети здороваются.

Воспитатель: здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?

Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?

Ответы детей (да, мы согласны!).

Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.

Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.

Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.

Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.

Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?

Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).

Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!

Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.

Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?

Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.

На забор уселась галка.

Начинается считалка:

раз, два, три, четыре, пять!

Юлю, Мишу, Свету, Колю,

Петю Иру, Витю, Олю...

На минутку перестану.

Помолчу, передохну

Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.

Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?

Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).

Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?

Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).

Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?

Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).

Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?

Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).

Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?

Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).

Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?

Дети дают имя мальчику.

Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?

Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).

Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?

Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).

Весна: а какого цвета сапожки?

Ответы детей (сапожки розового цвета).

Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?

Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)

Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.

    Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);

    Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);

    А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);

    Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).

    А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);

    Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);

    Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);

    Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);

    Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);

    Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);

    Как мы её назовём?

Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь

(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть

(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из-под старой травки

(ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок

(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).

Раскрылся колокольчик

(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.

Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.

Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:

    Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)

    Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);

    Что он делает? (он протягивает руку к девочке);

    Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);

    Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);

    Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);

    Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);

    Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);

    Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);

    Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);

    Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);

    Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).

Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.

Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.

Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!

    Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);

    Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);

    Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);

    Как называются эти птицы (это скворцы);

    Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?

Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).

Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?

Ответы детей (Весна!).

Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.

Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

Ольга Андрюшова
Конспект НОД в средней группе Тема: Составление рассказа по картине «Весна идет»

Конспект НОД в средней группе

образовательная область "Речевое развитие".

Тема : "Весна идет "

Воспитатель : Андрюшова О. А.

Петропавловск – Камчатский

городской округ

Тема : Составление рассказа по картине "Весна идет ".

Цель : Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи :

Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна ".

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы.

Стимулировать активную речь детей. Ключевые слова (сосулька, скворечник, подснежник, таять, журчать)

Формировать способность к построению предложений по опорным словам, развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине .

Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе .

Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция : образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа : Проталины, перелётные птицы.

Оборудование : картина "Весна пришла "

Ход НОД:

1. Мотивационная часть. (Дети стоят в кругу, движения по тексту)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера (дети здороваются с гостями)

2. Основная часть.

Воспитатель :

Сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой, а кто это вы узнаете, отгадав загадку (чтение загадки)

Этот мальчик - коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

(Незнайка)

Воспитатель : Молодцы! Ответ детей : Незнайка.

Воспитатель :

Ребята, а вы, знаете, зачем к нам пришел Незнайка? Он не знает, какое сейчас наступает время года? И хотел бы у вас узнать. А вы знаете, какое сейчас время года?

Ответ детей : Весна .

Воспитатель : Правильно.

Я распускаю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна,

Зовут меня … (весна )

Воспитатель : Ребята, Незнайка с собой принес загадки. Давайте ему поможем ему отгадать. Я вам буду читать загадки, а вы будите поднимать руку и отгадывать (чтение загадок)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели,

И пахнет весной . (Сосулька)

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

В голубенькой рубашке,

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Дни погожие не редки,

Греют на солнце ветки.

И, как маленькие точки, набухают на деревьях… (Почки)

Воспитатель : Незнайка спрашивает, а как узнать, что наступила весна ? Давайте посмотрим на картину . Что происходит весной ?

Воспитатель :

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небо.

Какое небо весной ?

А солнце, весной какое ?

Что происходит с солнцем весной ?

Что происходит с деревьями весной ?

Снег растаял и появились первые цветы, как они называются?

А кто еще изображен на картине ?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Ответ детей :

Снег тает, на деревьях набухают почки, прилетаю птицы, солнышко теплое и яркое.

Воспитатель :

Ребята, вы так много знаете о весне .

А зиму с весной не перепутайте ?

- Давайте проверим :

Зима ушла, а весна - …пришла .

Зима холодная, а весна - …теплая .

Зимой солнце морозит, а весной - …греет .

Зимой сугробы высокие, а весной - …низкие .

Зимой надевают шубы, а весной - …куртки .

Все правильно ответили, молодцы.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Незнайка понял, что вы знаете много весенних признаков. Незнайка тоже знает. А значит любите весну , а хотите поиграть?

Ответ детей : (Да)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет !

Проведение Подвижной игры «Веснянка »

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) .

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Воспитатель : Ребята, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Кто хочет рассказать об этой картине . Вызываю ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает , затем еще двух-трех детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД (область «Познание» и «Речевое развитие») Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла» Тема: «Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла». Предварительное содержание. Развивать речевые способности детей, стимулируя.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Московского района Санкт- Петербурга.

Конспект НОД в средней группе «Составление описательного рассказа по картине «Зима» Задачи: -рассмотреть картины с изображением зимнего пейзажа. Ответы на вопросы воспитателя. Развивать творческое воображение детей. - Чтение.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Тема: Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Цель: -связная речь: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Цель: - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ.

Образовательные цели. Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда. Расширить и уточнить словарь.

Краткое описание

Программное содержание:
-связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указать место и время действия, используя имеющиеся у них знания.
-словарь и грамматика: формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
-звуковая культура речи: закреплять умение отчетливо произносить слова в словосочитаниях, словообразованиях.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Описание

Дидактическое обеспечение: кукла-заяц одевающаяся на руку, картина «Весна в лесу» художника Кудрякова Д., морковка. Предварительная работа: - беседа о времени года весна, о ее особенностях; - рассматривание картинок с изображением диких животных, перелетных птиц, деревьев, весенних цветов, беседа о них; -расширить представления детей о перелетных птицах (загадки, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи с голосами перелетных птиц); - дидактическая игра «Когда это бывает?»; - взаимодействие с родителями: изготовление масок с изображением перелетных птиц, лесных животных; - чтение стихотворений о весне. Методы и приемы: - беседа, загадки, вопросы, физкультминутка, игровые упражнения (« Отгадай и присядь», «Скажи одним словом», «Продолжи предложение, найди причину»).
Ход занятия Вводная часть Воспитатель. Ребятки, посмотрите пожалуйста, кто к нам пришел! Правильно, заяц. Заяц. Здравствуйте дети! Меня зовут Храбрец! Я пришел к вам с подарком. Но сначала отгадайте загадки! Готовы? Слушайте внимательно: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (ВЕСНА) Дети отгадывают. Заяц. Молодцы, правильно! Воспитатель. Как вы догадались, что это весна? Ответы детей. Объясните пожалуйста, что означают эти слова: «Она приходит с ласкою и со своею сказкою? (Весной ярче светит солнышко, становиться теплее. Журчат ручейки по асфальту. Птички по утрам громче поют, радуются теплу и свету. Деревья протягивают свои ветки к весеннему солнышку, чтобы раскрылись первые почки. День становиться длиннее, а ночь короче и т. п.). « Волшебной палочкой взмахнет?» (Только ранней весной появляются в лесу первые цветы - подснежники). Ответы детей. Воспитатель. Молодцы! Заяц. Ой, таким умницам и не жалко никакого подарка! Слушайте следующую загадку: Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель В гости к нам пришел… АПРЕЛЬ. Дети отгадывают. Почему вы думаете, что это апрель? Что значит: «Яростно река ревет и разламывает лед?», « В небе жаворонка трель?» Ответы детей. Воспитатель. Правильно. Молодцы дети. Заяц . Ребятки, я так рад, что к вам пришел! Я с удовольствием подарю вам то, что принес! Вы такие молодцы, так старались, правильно отвечали на вопросы! Мне очень понравилось! (Заяц-Храбрец дарит картину «Весна в лесу») . Воспитатель и дети благодарят Храбреца и предлагают ему присоединиться к ним для продолжения занятия. Основная часть Воспитатель выставляет картину «Весна в лесу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы: 1.Какое время года изображено на этой картине? 2.Как вы догадались, что это весна? 3.Где происходят события? 4. Что происходит на ближнем плане? 5. Что происходит вдалеке? 6.Как можно назвать эту картину? Ответы детей. Воспитатель. Молодцы ребятки! Заяц. Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Заяц весной меняет свою белую шубку на серую, потому что … /ему в лесу от хищников прятаться легче/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. Ежи после зимней спячки много едят, потому что…/они очень голодные, им нужно набираться сил/. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/. Проснулись медведи, потому что…/ им нужно воспитывать и кормить медвежат/. Проводится физкультминутка. (Автор Шадалиева Э.Р.) Дети выполняют соответствующие движения. Нужно нам всем дружно встать, Мы весну идем встречать. Все надели сапоги, В лес весенний мы пошли. Вот нам мишка помахал, А вот зайка поскакал. Ручеек дрожит, журчит, За весной быстрей бежит. Соловьи из гнезд запели, Мы послушать все присели. «Приходите к нам сюда, Будем рады мы всегда!» Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам составить рассказ по этой картине. Используйте в нем те словосочетания, которые вы только что говорили о весне в лесу, и его обитателях. Помогите мне вспомнить их и четко произнесите (тает снег, прилетели птицы, поет соловей, медведь зевает, проснулся ежик, первые подснежники, испуганный заяц, зеленеет травка, течет ручеек). Подумайте, как вы начнете свой рассказ, как продолжите и чем закончите. Не забудьте придумать к своему рассказу название. Предлагаю составить коллективный рассказ. Воспитатель вызывает троих детей, предлагает им договориться: кто будет начинать, продолжать и заканчивать. После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя. При этом отмечается содержание рассказа, ее форма и концовка. Вопросы: Понравился ли вам рассказ? Чем? Интересный ли получился рассказ? Какие предложения в этом рассказе понравились? Как начинался и чем закончился рассказ? Дети отвечают. После высказываний детей воспитатель подводит итог (рассказ интересный, полный, законченный). Дети отмечали все происходящие действия изображенные на картине, как на переднем плане, так и на заднем. Упражнение «Отгадай и присядь» Заяц. Ребята, я очень люблю играть, прыгать, бегать, приседать. Дети, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Хотите со мной поиграть? Дети. Да. / Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. / Заключительная часть. Анализ занятия: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Ответы детей. Воспитатель. Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят за интересный рассказ о весне и ее обитателях. А теперь, поблагодарим нашего гостя Храбреца и угостим его морковкой. Заяц. Спасибо большое и за интересные рассказы, игры и морковку, я это все люблю! А можно я к вам еще приду в гости!? Дети . Мы всегда рады! Заяц . Спасибо и до новых встреч!

Программное содержание:

Выявить уровень сформированности навыков связной речи, умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине о весне. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: ранняя, поздняя, весенний, весенняя, подснежник, проталина.

Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровой сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровьесберегающая (электронная физминутка).

Материал демонстрационный: картина о весне, письмо от весны, сундучок, изображения животных, презентация, схема.

Материал раздаточный: картинки о весне пейзажные и сюжетные.

Структура занятия:

1 часть – организационный момент.

Пальчиковая гимнастика.
Загадки.
Чистоговорка.
Чтение письма от Веснянки.
Беседа по теме.
Игровые упражнения.
Пословицы о весне.
Физминутка.

Составление предложений по индивидуальным картинкам.
Электронная физминутка для глаз.
Составление рассказа по картине.
Игра “Угадай кто?”

Ход занятия

1. Пальчиковая гимнастика:

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться,
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем.
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем.

2. Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь со всеми и на осетинском языке. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.

3. Детки послушайте загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет?
Кто знает?
Когда это бывает?

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

– Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?

4. Ребята, посмотрите какой интересный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Письмо. Прочитаем.

Дорогие ребята, Здравствуйте!

Пишет Вам Веснянка из весеннего леса. У нас случилась беда. Пока Весна проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок Весны, где находились волшебные слова о весне и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Весне собрать эти слова.

Веснянка.

Ребята поможем Веснянке собрать слова о Весне. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о Весне будем складывать в него.

5.

– Какое у нас сейчас время года? А как сказать на осетинском языке?

– После какого времени года наступает весна?

– Назовите весенние месяцы?

– Назовите месяц начала весны,– какая весна в этом месяце (ранняя)?

Назовите месяц середины весны.

Назовите месяц конца весны,– какая весна в этом месяце (поздняя)?

Чем отличается весна от другого времени года?

Какие птицы прилетают первыми?

Что происходит со снегом? (почками, природой, с животными)

Что одевают люди весной?

6. Игровое упражнение “Какая погода”

Какая погода бывает весной, если на улице:

идет дождь;
– светит солнце;
– дует ветер;
– туман?

Солнце весной какое?
Травка вырастает какая?
Сосульки весной что делают?
Снег что делает?
Ручьи что делают?
Птицы что делают?
Листочки что делают?

Скажите со словом весенний: – лес, солнце, трава, ручеек, ветер, проталинка, одежда, сад, месяцы, гроза, погода, день, настроение, дождь, небо, цветы.

7. Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок. А давайте сложим в сундучок пословицы о весне:

1.Вода с гор потекла – весну принесла.
2.Март с водой, апрель с весной.
3.Где в апреле река, там, в июле лужица.
4.Весна красна цветами, а осень – плодами.

8. Назовите слова ласково и во множественном числе (По схеме): ветер, ручей, снег, вода, облако, проталина, ветка, трава, небо, солнце, день.

Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок.

Поработали, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка.

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва.
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

9. Составление предложений по пейзажным картинкам.

Ребята пройдите за столы, посмотрите внимательно на свои картинки. И составьте по ним предложения (3-4 ребенка).

Молодцы ребята, постарались. А сейчас посмотрите на экран, понаблюдайте глазками за солнышком и цветочками. (Электронная физминутка для глаз).

Замечательно, а сейчас мы будем составлять рассказы по картине. Как можно ее назвать? Эту картину мы с вами уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите, какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинах, ручьях.(3-4 ребенка).

Молодцы вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Ваши рассказы очень понравились Веснянке, и она их тоже сложит в волшебный сундучок.

Весне рады все и животные тоже, давайте поиграем в игру “Угадай кто?”

Моделирование (используется интерактивная доска).

Это что за животное, как назвать его на осетинском языке:

Белка – тыртына;
Медведь – арш;
Лиса – руваш;
Заяц – таркуш;
Волк – бирах.

Молодцы ребята. Мы собрали полный сундучок красивых слов о весне. Закроем его, чтобы слова не вылетели и отправим его Весне. Вы справились со всеми заданиями, я вами горжусь.

Занятие окончено.