На протяжении 20 века. Политические идеологии XIX-XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Методические рекомендации по курсам "Политология", "Глобальные конфликты нового и новейшего времени", "Отечественная история". Вот такая штука прогресс

  • Только что в «Новом литературном обозрении» вышел заключительный, третий том «Истории тела», посвященный тому, как минувший век радикально изменил его восприятие в Европе и США. На протяжении столетия человеческое тело было многократно унижено и возвеличено, обезличено и выделено. Общество все гуманнее относилось к телесным недостаткам — вплоть до утверждения полного равноправия здорового тела и инвалидного — и в то же время миллионы людей жестоко уничтожались во время многочисленных войн. Разумеется, важные изменения в отношении к телу происходили и вне трагических аспектов. Большое влияние на представления об идеальном теле оказало развитие спорта. В XX веке из аристократического досуга он превратился в массовую и сверхприбыльную индустрию, выковывающую экстремальных рекордсменов и жестокую к проигравшим. Каноны человеческой красоты стремительно меняются под натиском образов моды и кино, свобода сексуальных отношений влечет за собой небывалое раскрепощение и одновременно увеличивает опасность тяжелых заболеваний, а медицина, по праву гордясь победой над одними недугами, десятилетиями буксует в попытке одолеть другие. Следуя логике авторов «Истории тела», мы покажем эволюцию отношения к телу в разных аспектах.

    Медицина XX века

    Вакцинация от таких заболеваний, как полиомиелит и оспа, позволила практически искоренить их. Если раньше риск умереть был примерно равным для любого возраста, то в XX столетии он стал увеличиваться только к старости. Тем не менее, история медицины XX века оказалась далека от мечтаний о полной победе над болезнями.

    Фото: John Vachon/United States Farm Security Administration Вакцинация от брюшного тифа в американской школе, 1943 год
    Фото: Stop Transmission of Polio Teams Вакцинация от полиомиелита в Индии, 2002

    XX век благодаря развитию медицинских технологий позволил совершать немыслимые ранее операции — например, пересадку органов. Трансплантация почек начинается с 1930-х, далее следуют поджелудочная железа, печень, сердце, легкие, конечности. Такие смельчаки, как итальянский врач Серджо Канаверо, утверждают, что возможна даже пересадка головы.


    Фото: Pavol Podolay Первая пересадка сердца в Чехословакии, 1968

    Первый в истории рентгеновский снимок — рука жены Вильгельма Рентгена Анны Берты Людвиг, 1895. Новые технологии поначалу вызывали испуг. Посмотрев на снимок, жена Рентгена воскликнула: «Я увидела мою смерть!»


    Томография, эхография — новые, появившиеся в XX веке методы медицинского обследования. Недоверие к ним сменилось их вхождением в моду.


    Фото: Hellerhoff МРТ-снимок головного мозга

    Сегодня при беременности УЗИ не просто сообщает родителям о состоянии плода, но является важным событием в жизни семьи, потому что позволяет заранее определить пол ребенка.


    Нагота, секс, гендер

    Пляж в XX веке превращается из места, где люди кратковременно купаются в полном облачении, прикрывающем все «неприличные» места, в место одновременной естественной открытости и приватности: границы устанавливаются сами, принимая все более откровенную пляжную моду.


    Фото: Joachim Spremberg/Bundesarchiv Пляж в Германии, 1975
    Фото: Miguel Discart Пляж в Доминиканской Республике, 2015

    В течение XX века порог толерантности к порнографии постоянно повышался. В 1970-е в области порнографического кино, до того остававшегося маргинальным жанром, наступил свой «Золотой век».

    Фильм 1972 года «Глубокая глотка» — один из главных представителей «золотого века» порно 1970-х.


    Саша Грей и Стоя — порнозвезды 2010-х, задавшие тренд на образ порноактрисы-интеллектуалки и успешно легитимизировавшие свою профессию в публичном поле



    Обнажение может быть формой протеста.


    Фото: Joseph Paris Акция международной организации FEMEN перед Министерством юстиции Франции, 2012

    Гей-парады начинаются как акции немногочисленных смелых геев и лесбиянок, протестующих против дискриминации, и сталкиваются с негативной реакцией окружающих. К рубежу веков они превращаются в Европе и Америке в красочные и многолюдные шествия, в которых в знак солидарности принимают участие и гетеросексуалы.



    В целом западное общество, по-прежнему живущее сообразно маскулинным стереотипам, терпимее относится к лесбиянкам, чем к геям. В 1956 году любовный роман Ги Де Кара с характерным названием «Проклятая» рассказывает о «странной», но подлинной страсти женщины к женщине.


    XX век позволил людям, всю жизнь ощущавшим психологическое несоответствие своему биологическому полу, исправить «ошибку природы»: операции по смене пола стали обычным делом. Самый известный транссексуал начала XXI века — бывший олимпийский чемпион Брюс Дженнер, ставший Кейтлин Дженнер.


    Фото: Wikimedia Брюс Дженнер с президентом Либерии Уильямом Толбертом и президентом США Джеральдом Фордом после Олимпийских игр 1976 года
    Фото: Mike Mozart Кейтлин Дженнер на обложке Vanity Fair, 2015

    Эстетика тела

    Развившаяся в XX веке эстетическая пластическая хирургия не служит никаким иным целям, кроме достижения (в глазах пациента) телесного совершенства, соответствия идеальному образу себя. Сегодня пластическая хирургия — многомиллиардный бизнес, прочно вошедший в повседневность: операции вроде лифтинга или увеличения груди стали рутиной


    Еще один способ достижения желанного телесного облика — физические упражнения, доходящие до крайности в практике бодибилдинга, в которой читается желание довести тело до состояния идеального и мощного механизма.


    Татуировки выходят из маргинальной зоны и становятся явлением поп-культуры в 1970-е годы. Ремесло татуировщика все больше претендует на статус самостоятельного искусства.


    Некоторые в погоне за совершенством стремятся покрыть татуировками как можно большую площадь тела — как, например, Лаки Даймонд Рич, включенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый татуированный человек в мире.


Мне показалось что участники дискусии в основном обращали внимание на довольно частные вещи, и макроскопической картины так и не получилось.

Ниже я предлагаю свой вариант - около 15 важнейших изменений в образе жизни, мышлении, культуре, которые произошли в течении прошлого века. Несколько пунктов подробно, остальные - тезисно, будут развёрнуты в следующем посте.

Итак, предыдущий, XX век:

1. Радикальное сокращение детской смертности и увеличение продолжительности жизни
Смерть, её ожидание и вероятность, и связанные с ней ритуалы занимают центральное место в любой культуре. В XX веке произошли невероятные изменения в этой области. Впервые в истории человек с большой вероятностью может дожить до возраста биологической старости (60-80 лет).

Ещё в Древней Греции V века до н.э. мужчина, доживший до 30 лет, имел хороший шанс дожить и до 60. Но при этом 2/3 людей не доживали до 30 лет, и 30-40% умирали в младенчестве и раннем детстве. Эта ситуация, с флуктуациями и небольшими улучшениями, продолжалась до XIX века, и тогда продолжительность жизни начала необратимо расти. Но основные изменения произошли в течении XX века, и навряд ли такие же радикальные изменения повторятся в нынешнем столетии.

Основные изменения продолжительности жизни связаны с уменьшением детской смертности почти до нуля (в развитых странах), а так же радикальным сокращением смертности от инфекционных заболеваний. Поскольку это происходило очень быстро в историческом смысле, но всё-таки в течении нескольких поколений, трудно осознать огромный культурный шок явившийся результатом этого: обычный человек может вполне рассчитывать что доживёт до зрелого возраста (до 50 лет с вероятностью около 90%). Нам совсем непросто осознать ситуацию 100-летней давности когда этого ещё не было.

2. Демографический взрыв
XX век стал центральным периодом большого демографического скачка начавшегося в конце XVIII века и, видимо, в основном завершающегося в XXI веке. Как и предыдущие "великие демографические взрывы" (неолитической революции, начала бронзового века, и "осевого времени" VI-I веков до н.э.) численность населения Земли за время такого скачка возрастала примерно в 10 раз, в то время как между скачками изменения были во много раз меньше. В последнем случае - от 1 миллиарда около 1800 до примерно 10 млрд. ожидающихся к концу XXI века. Основной скачок (несмотря на самые кровопролитные войны в истории) приходится именно на XX век.

Этот скачок нельзя сводить только к простому следствию пункта (1). Предыдущие великие демографические взрывы происходили несмотря на то что детская смертность оставалась практически постоянной. На этот раз именно радикальное сокращение детской (и инфекционной) смертности стало главной составной частью этого структурного скачка.

3. Исчезновение голода, выход из "мальтузианской ловушки"
На протяжении всей истории популяция населения изменялась по законам близким к экологическим: периоды роста достигали насыщения "ёмкости среды" (carrying capacity), и после этого начинался голод, эпидемии, затяжные войны и население данного региона существенно уменьшалось. Голод постоянно присутствовал в человеческой истории, но распределялся очень неравномерно: иногда целые десятилетия на большой территории проходили в относительном продовольственном достатке, но в другие периоды голодные годы следовали один за другим.

Один раз в истории человечества, в зрелой Римской Империи, I-II века н.э. (и ещё в IV веке) общество подошло устойчивому продовольственному достатку: для большинства жителей империи голод остался в прошлом, диета стала разнообразной и насыщенной, и даже появилась проблема ожирения. С падением империи традиционное состояние отсутствия продовольственной безопасности и бедности диеты вернулось, до XVIII века.

В XIX веке наконец голод почти исчез из самых развитых стран, а XX - почти у всего человечества. Основные количественные изменения пришлись именно на прошлый век. Трудно переоценить культурное значение этой революции - когда вдруг забота о "хлебе насущином" отступила на второй план и более важной стала проблема ожирения, потери веса и "правильной" диеты.

4. Электрификация, круглосуточный образ жизни
Если бы инопланетяне в тарелочках на протяжении тысяч лет наблюдали за Землёй из космоса, они бы заметили что макроскопические изменения, за исключением сезонных колебаний, происходят довольно постепенно: немного смещаются климатические зоны, варьируется цвет растительности, кое-где заметны результаты человеческой деятельности. Но с конца XIX века можно было увидеть нечто поразительное: в тёмной, ночной половине Земли вдруг начали разрастаться огромные пятна света. Вокруг больших пятен появлялись маленькие точки, они разрастались, соединялись линиями, и целые большие территории покрывались сплошным световым фоном.

Если механизация, радикальное уменьшение доли мускульной энергии человека и животных - явление ХIX века, то массовая, доступная электрификация - важнейшее технологическое достижение XX века. Она привела к радикальному изменению образа жизни, "отступлению темноты" и возможности фактически 24-часового функционирования общества.

5. Исчезновение сословных привилегий
аристократия, рабство, сословия

6. Политическая эмансипация
Всеобщее избирательное право

7. Сокращение расстояний
1800: вокруг света - 500 дней
1900: 80 дней
2000: 2 дня

8. Резкое возрастание роли государства в экономике

9. Новый тип политической элиты
"Партия нового типа" зародившаяся в СССР, как альтернатива традиционной аристократии, партийной демократии англо-саксонского типа или колониальной администрации

10 Диетическая революция:
холодильники и морозильники, фаст-фуд, полуфабрикаты, пластиковые упаковки, микроволновые печи, круглогодичная доступность всех видов еды.

11. "Закат Европы"
В 1900 году мировая политика - на 80% это европейская политика. 65% мировой экономики сосредоточено в Западной Европе. 2000 год - подчинённое положение к сверхдержаве США, наиболее быстрорастущий регион - Азия.

12. "Общество потребления"

13. Новый вид массовой культуры
Традиционная массовая культура - карнавалы, ярмарки, шествия, "крёстные ходы" и т.д.
Новая масскультура - командный спорт на стадионах, рок-концерты, "рэйвы", "тусовки".

14. Мгновенные, массово доступные новости
Радио, телевизор в каждом доме, в каждом баре.

15. Массовые совместные ощущения (shared experience)

16. Революция вертикали
Это не то что вы думаете, не о "вертикали власти" или общественной стратификации.
Речь идёт об этажности, о высоких домах, "росте в 3-м измерении", о роли лестниц, лифтов, этажей, балконов в бытовой культуре.

Все мы знаем, какую важную роль в жизни любого человека играет внешность. И так было во все времена в любом месте на планете. В этой подборке мы расскажем вам о том, как менялись представления о физической привлекательности на протяжении 20-го века. В зависимости от десятилетия идеальный мужчина и идеальная женщина выглядели по-разному. Просто помните: красота - в глазах смотрящего.

1. В начале 1900-х годов в моде были аппетитные формы и стильные костюмы

На протяжении начала 1900-х годов женщины носили S-образные корсеты, которые подчёркивали их фигуру. Цель состояла в том, чтобы сделать акцент на пышных бёдрах и подтянуть грудь. Иллюстратор Чарльз Гибсон популяризировал этот образ, который известен, как «девушка Гибсона». Женщины носили объёмные блузки, украшенные кружевом и лентами. Их головы покрывали большие широкополые шляпы, волосы были разделены пробором по центру.

Молодые люди предпочитали сбривать усы и коротко стричь волосы. Более взрослые джентльмены в начале 1900-х и в 1910-е годы носили бороды. Были распространены костюмы их трёх предметов, а также узкие жакеты и накрахмаленные воротники. После начала Первой мировой войны мужчины часто позировали в военной форме.

2. Пышные формы вышли из моды в 1920-е годы


В 1920-е годы в моду вошли платья в стиле «флэппер» с прямыми силуэтами и более коротким подолом. Женщины выбирали более повседневную одежду. Цель состояла в том, чтобы приблизить фигуру к мальчишеской. Самые отважные женщины также начали носить короткие стрижки. Это была эпоха джаза и вечеринок. В женском образе приветствовалось больше обнажённой кожи и непосредственности.

Мужчины той эпохи носили брюки с манжетами. Обувь той эпохи украшала бахрома. Так же, как и женщины, мужчины той эпохи стремились быть худыми.

Шляпы были безумно популярны в 1920-е годы


В начале 1900-х годов женщины предпочитали широкополые шляпы. К 20-м годам они начали носить шляпки-клош («колокол»), которые идеально подходили для женщин с короткими волосами. Они часто сочетали эти шляпки с шикарными платьями в стиле «флэппер». Мужчины в 1920-е годы носили разные шляпы в зависимости от случая: соломенные шляпы, панамы и котелки и федоры. Шляпки-котелки были особенно популярны. К концу десятилетия мужские шляпы стали ярче.

3. В 1930-е годы в моде был гламур, несмотря на Великую Депрессию


4. В 40-х годах в моду вошли широкие плечи и грудь


В 1940-е годы женщины начали носить платья длиной по колено и надевать подплечники под платья, блузки и куртки, создавая мужественный образ. Женщинам нередко приходилось переделывать мужские костюмы в женскую одежду в то время, пока мужчины сражались с противником во время Второй мировой войны. Разрезы на юбках не приветствовались, но от красивых вырезов на одежде никто не отказался. Одежда той эпохи была меньше ориентирована на моду и больше на долговечность. В течение 40-х годов мужчины обычно носили костюмы, спортивные пальто, брюки и свитера. Типичный наряд состоял из штанов и рубашки. Мужчины также часто носили жилеты. Одежда должна была подчёркивать их фигуру. Актёры, например, Кларк Гейбл и Чарльз Атлас вдохновляли мужчин на занятия спортом и построение красивого мускулистого тела.

5. В 1950-е годы идеалом женского тела считалась фигура «песочные часы»


Звёзды Голливуда, такие, как Мэрилин Монро, оказали большое влияние на женские стандарты красоты в 1950-е годы. В моде были фигуры типа «песочные часы» и идеальная кожа. После строгих правил военного времени пошла повальная мода на гиперсексуальность и женственность. Женщины носили платья, свитера и юбки. Платья были с широкими юбками с кринолином и воротниками с рисунками на них. Платья более облегающих фасонов стали более популярны в этом десятилетии. Мужчины в 1950-е годы предпочитали более свободный стиль. Они носили гавайские рубашки, брюки и лоферы. Рубашки поло носили не только на поле для гольфа, но и в обычной жизни. Молодые люди носили свитера и бейсбольные куртки. Стильный образ «плохого парня», который воплотил Джеймс Дин – кожаная куртка, белая футболка и джинсы – был очень популярен.

6. Андрогинный образ был наиболее популярен в начале 60-х годов


В начале 1960-х годы в США был экономический подъём, и многие женщины стремились покупать одежду, а не шить её сами. Одежда, которую носили люди, часто указывала на их социальный класс. В моду вошла одежда в стиле «casual». Женщины стремились быть худыми, как модель Twiggi. В моде была андрогинность. Женщины носили мини-юбки и стремились подражать стилю британской молодёжной субкультуры «моды». И мужчины и женщины выбирали яркие цвета и одежду с геометрическими узорами. Мужчины носили расклешённые брюки, трикотажные рубашки и свитера.

7. Хиппи нарушили все модные правила в поздние 60-е


Районы Хейт-Эшбери в Сан-Франциско и Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке были населены хиппи в 1960-е годы, которые носили одежду, которая полностью контрастировала с тем, что было в моде в то время. Женщины отказывались от макияжа и утягивающих предметов гардероба, таких, как пояса, бюстгальтеры и чулки. Вместо этого они надевали крестьянские рубашки, расклешенные джинсы и юбки-макси. И мужчины и женщины предпочитали носить сандалии и отращивать волосы. Мужчины также отращивали бороды.

8. Индивидуализм победил в 70-е годы


К 1970-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

9. Идеал 80-х: супермодели и накаченные парни


К 1980-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

11. Все стремились быть худыми в 90-е


В начале 90-х в моде была чрезмерная худоба. Очень стройные модели покоряли подиумы. Женщины носили тонкие платья и более свободные фасоны, были популярны расклешённые джинсы. Мужчины стремились выглядеть как обычные парни – не слишком толстые и не слишком худые. Был очень популярен узор шотландка, повседневные силуэты, свитера, комбинезоны и брюки.

План.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века.

1. Педагогические течения 20 века на Западе и в России.

2. Вклад русских ученых в педагогику начала 20 века. (Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, Василий Порфирьевич Вахтеров и др.)

3. Педагогическая система Селестена Френе, Вольдорфская школа Рудольфа Штейнера, гуманистическая педагогика Януша Корчака.

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.



Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. – М., 1994. - 239 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192 с.

8. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 408 с.

9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.

ИСТОРИЯ МОДЫ 20 ВЕКА. На протяжении веков мода имела разные направления, обусловленные национальными особенностями, местными обычаями, культурным уровнем. Мода делилась на французскую, итальянскую, английскую и молодую американскую. Одежда из дорогих тканей, часто украшенная драгоценными камнями, стоила целое состояние и передавалась из поколения в поколение. Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю, или исчезали, потому что у королевы была невыразительная грудь. На протяжении веков мода имела разные направления, обусловленные национальными особенностями, местными обычаями, культурным уровнем. Мода делилась на французскую, итальянскую, английскую и молодую американскую. Одежда из дорогих тканей, часто украшенная драгоценными камнями, стоила целое состояние и передавалась из поколения в поколение. Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю, или исчезали, потому что у королевы была невыразительная грудь.


С чего же начиналась мода? Во все времена во всех Во все времена во всех странах мода предназначалась странах мода предназначалась лишь для высших слоёв общества. лишь для высших слоёв общества. Одежда создавалась для праздности. Одежда создавалась для праздности. Модницы на пороге ХХ века не только Модницы на пороге ХХ века не только не могли самостоятельно сделать не могли самостоятельно сделать свою ежедневную причёску, но даже свою ежедневную причёску, но даже самостоятельно одеться. В конце ХIХ века самостоятельно одеться. В конце ХIХ века изготовление одежды стало своего рода изготовление одежды стало своего рода искусством Высокой моды Houte couture. искусством Высокой моды Houte couture. Кутюрье почитались как художники моды. Кутюрье почитались как художники моды.


Интересные факты сообщают искусствоведы… На всемирной выставке в Париже в 1900 г. На всемирной выставке в Париже в 1900 г. французская мода доказала своё бесспорное превосходство. Отдел мод возглавила Мадам Пакен - первая женщина среди модельеров высшего класса, получившая модельеров высшего класса, получившая орден Почётного легиона. орден Почётного легиона. В 1903 г. балерина Айседора Дункан В 1903 г. балерина Айседора Дункан произвела сенсацию, танцуя в свободном произвела сенсацию, танцуя в свободном просвечивающем платье, называемом пеплос, просвечивающем платье, называемом пеплос, без корсета из китового уса. без корсета из китового уса.


Интересно, что… В этом же году Поль Пуаре открыл В этом же году Поль Пуаре открыл собственный Дом моды - началась собственный Дом моды - началась эпоха Пуаре. Совершив революцию эпоха Пуаре. Совершив революцию силуэтов, Пуаре избавил женщин от силуэтов, Пуаре избавил женщин от жёсткого корсета. Его господство жёсткого корсета. Его господство продолжалось до Первой мировой продолжалось до Первой мировой войны. Его "Секреты хорошо одетой войны. Его "Секреты хорошо одетой женщины" и сегодня актуальны: женщины" и сегодня актуальны: "...Женщина с истинным вкусом подбирает "...Женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и украшения, чтобы чувствовать себе платья и украшения, чтобы чувствовать себя красивой. А вовсе не потому, что так себя красивой. А вовсе не потому, что так одевается кто-то ещё...". одевается кто-то ещё...".


Непостижимая Коко… Период между двумя войнами можно Период между двумя войнами можно смело назвать "Эпохой Шанель". смело назвать "Эпохой Шанель". Непостижимая Шанель совершила Непостижимая Шанель совершила революцию в моде, придав женщине революцию в моде, придав женщине современный облик. В разгар войны в современный облик. В разгар войны в 1916 г. Коко Шанель ввела в моду джерси. Трикотаж машинной вязки бежевого цвета, считавшийся "бедняцким", стал новым революционным материалом. Одежда от Шанель поражала чистотой и строгостью линий и была не просто чуждой, но даже враждебной украшательству. Стиль "от Шанель" кардинально изменил весь облик современниц. Коко ввела в моду короткую стрижку для женщин. Даже самые богатые дамы носили искусственный жемчуг "от Шанель" г. Коко Шанель ввела в моду джерси. Трикотаж машинной вязки бежевого цвета, считавшийся "бедняцким", стал новым революционным материалом. Одежда от Шанель поражала чистотой и строгостью линий и была не просто чуждой, но даже враждебной украшательству. Стиль "от Шанель" кардинально изменил весь облик современниц. Коко ввела в моду короткую стрижку для женщин. Даже самые богатые дамы носили искусственный жемчуг "от Шанель".


Итак, 20-е годы… В 1922 г вышла в свет повесть В 1922 г вышла в свет повесть Виктора Маргетта "Le garcon", Виктора Маргетта "Le garcon", по названию которой - "гарсон" было названо новое направление в моде, возникшее в 20-е годы. в моде, возникшее в 20-е годы. Воплощением этой моды стала Воплощением этой моды стала Грета Гарбо. Коротко остриженные волосы, ярко накрашенный маленький волосы, ярко накрашенный маленький рот, чёткие брови, прямые платья- рот, чёткие брови, прямые платья- рубашки, открытые ноги в шёлковых прозрачных чулках и остроносых прозрачных чулках и остроносых туфлях лодочках. Высокая, стройная туфлях лодочках. Высокая, стройная без ярко выраженных бёдер и груди, без ярко выраженных бёдер и груди, женщина-мальчик прилежно занимается женщина-мальчик прилежно занимается спортом, загорает, обожает спортом, загорает, обожает джаз, танцует фокстрот и: РАБОТАЕТ.


«Маленькое чёрное платье» В 1924 г. - резко сокращается В 1924 г. - резко сокращается длина юбки. Коко Шанель изобретает "маленькое чёрное платье". Журнал "Vogue" провидчески предсказывает, "Vogue" провидчески предсказывает, что это простое чёрное платье станет что это простое чёрное платье станет универсальной моделью, универсальной моделью, которую будут носить все которую будут носить все женщины. женщины. Уникальное изобретение Уникальное изобретение Шанель вот уже многие десятилетия остаётся в арсенале арсенале современной моды. современной моды.


Английский стиль Шанель. Во время поездки в США Пату с помощью редактора журнала "Vogue" отобрал шесть американских девушек из высшего общества с идеальной, по представлениям того времени, фигурой, обучил их и привёз в Париж для демонстрации моделей. Моделями в Доме Chanel работали русские красавицы из знатных семей, бежавшие от революции в России. В 1928 г. юбка едва прикрывает колени. Габриэль Шанель вводит в моду английский стиль и предлагает носить к нему драгоценности. Во время поездки в США Пату с помощью редактора журнала "Vogue" отобрал шесть американских девушек из высшего общества с идеальной, по представлениям того времени, фигурой, обучил их и привёз в Париж для демонстрации моделей. Моделями в Доме Chanel работали русские красавицы из знатных семей, бежавшие от революции в России. В 1928 г. юбка едва прикрывает колени. Габриэль Шанель вводит в моду английский стиль и предлагает носить к нему драгоценности.


30-е годы 20 века… Многие предметы современного Многие предметы современного гардероба, кажущиеся нам гардероба, кажущиеся нам совершенно естественными и как бы совершенно естественными и как бы присутствующими всегда, придумала присутствующими всегда, придумала Коко Шанель: сумочку через плечо, Коко Шанель: сумочку через плечо, металлическую бижутерию, цепочки. металлическую бижутерию, цепочки. Поворотные исторические события, Поворотные исторические события, безусловно, оказывают влияние на моду. безусловно, оказывают влияние на моду. Ещё в 1932 г. начальник парижской полиции Ещё в 1932 г. начальник парижской полиции запрещал Марлен Дитрих выходить в брюках запрещал Марлен Дитрих выходить в брюках на улицу, после того как она попыталась на улицу, после того как она попыталась пройтись в таком виде вдоль Сены. А во пройтись в таком виде вдоль Сены. А во время II мировой войны брюки стали привычной одеждой для женщин, заменивших мужчин на работе в тылу. время II мировой войны брюки стали привычной одеждой для женщин, заменивших мужчин на работе в тылу.


40-е годы 20 века… Война окончилась, и общество ожидал Война окончилась, и общество ожидал новый взрыв моды появление новый взрыв моды появление первых купальников-бикини: В 1947 г. Кристиан Диор создал новый стиль Кристиан Диор создал новый стиль "New Look". В книге "Я дамский портной" он писал: "... Мы оставили за собой эпоху войны, форменной за собой эпоху войны, форменной одежды. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся к низу, как чашечка цветка, расходящиеся к низу, как чашечка цветка, юбку..." Уже в 1948 г. "новый стиль" Диора приняла не только вся Европа, но и Америка. приняла не только вся Европа, но и Америка.


50-е годы 20 века… В 50-е гг. наряду с первой линией предназначенной исключительно предназначенной исключительно для молодёжи Диор создаёт несколько линий стилизации одежды_ под линий стилизации одежды_ под "Н", "Х", "У" "А" и т.д. Само собой "Н", "Х", "У" "А" и т.д. Само собой разумеется, что мода 50-х годов создавалась не одним Диором. создавалась не одним Диором. 50-тые - время высшего расцвета и славы парижского "от кутюр". и славы парижского "от кутюр". Один из процветавших в то время домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. Этот идеальный стилистический дуэт отразил Этот идеальный стилистический дуэт отразил эталон элегантности 50-х. В 1957 г. ушёл из жизни пятидесятидвухлетний Кристиан Диор. В следующем году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. А в 1962 г. был создан Дом Yves Saint Laurent. эталон элегантности 50-х. В 1957 г. ушёл из жизни пятидесятидвухлетний Кристиан Диор. В следующем году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. А в 1962 г. был создан Дом Yves Saint Laurent.


Привет, Твигги!… В конце 50 - начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир Высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной - pret-a-porter. Моду 60-х стоит определить, как моду вышедшую на улицу. Бунтующее молодое поколение стремилось освободиться от "буржуазных ценностей" своих родителей. Дети 60-х продемонстрировали это в одежде, выбрав основным предметом туалета голубые джинсы. Джинсы - самая универсальная и демократичная одежда нашего века - становится униформой для поколения Вудстока. В конце 50 - начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир Высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной - pret-a-porter. Моду 60-х стоит определить, как моду вышедшую на улицу. Бунтующее молодое поколение стремилось освободиться от "буржуазных ценностей" своих родителей. Дети 60-х продемонстрировали это в одежде, выбрав основным предметом туалета голубые джинсы. Джинсы - самая универсальная и демократичная одежда нашего века - становится униформой для поколения Вудстока.


Направления 60-х годов… Сексуальная революция также нашла своё недвусмысленное выражение в моде. В 1966 г. американке Мэри Куант в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте за то, что она изобрела: МИНИЮБКУ. Консервативная Англия оказалась родиной не только Битлз, но и мини. Ив Сен Лоран и Эммануэль Унгаро стали авторами второй волны "обнажённой, или нагой моды" (первая была в гг. в эпоху Французской революции). Космическая эпоха вдохновила Пако Рабана и с первого дефиле в 1966 г. он начал создавать платья из металлических пластин, кусков стекла, колец и обручей. Сексуальная революция также нашла своё недвусмысленное выражение в моде. В 1966 г. американке Мэри Куант в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте за то, что она изобрела: МИНИЮБКУ. Консервативная Англия оказалась родиной не только Битлз, но и мини. Ив Сен Лоран и Эммануэль Унгаро стали авторами второй волны "обнажённой, или нагой моды" (первая была в гг. в эпоху Французской революции). Космическая эпоха вдохновила Пако Рабана и с первого дефиле в 1966 г. он начал создавать платья из металлических пластин, кусков стекла, колец и обручей.


Ода итальянской моде. Мир высокой моды не только Мир высокой моды не только отражает окружающую действительность, но и развивается по своим внутренним но и развивается по своим внутренним законам. Выпустив свою первую законам. Выпустив свою первую коллекцию в 1965 г., итальянец Валентино Гаравани сразу становится Валентино Гаравани сразу становится звездой на небосклоне моды. Валентино звездой на небосклоне моды. Валентино совершил прорыв итальянцев в мир совершил прорыв итальянцев в мир Houte couture, монополизированный Houte couture, монополизированный французами. французами. Это позволило в 70-е годы утвердится итальянской моде во всём мире. итальянской моде во всём мире. Милан становится второй после Парижа столицей мировой моды.


Романтизм народного фольклора. В конце 60 - начале 70-х годов В конце 60 - начале 70-х годов появляется новый появляется новый романтический стиль романтический стиль (непосредственным импульсом (непосредственным импульсом для этого стал мюзикл для этого стал мюзикл Бернстайна "Волосы"). Но на Бернстайна "Волосы"). Но на этот раз речь идёт не о этот раз речь идёт не о романтизме диоровских романтизме диоровских салонов, а о романтизме, салонов, а о романтизме, вдохновлённом народным вдохновлённом народным фольклором. фольклором.


Восточные мотивы. В 70-е гг. с "вторжением" восточного В 70-е гг. с "вторжением" восточного мира в европейский стиль одежды, мира в европейский стиль одежды, начинается успешная деятельность японцев Кензо Такада, Митсухиро японцев Кензо Такада, Митсухиро Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Кавакубо и Иссей Мияке. Они Кавакубо и Иссей Мияке. Они создают оригинальную европейскую Моду и работают с элементами традиционной восточной одежды. Кензо вносит в европейскую моду Кензо вносит в европейскую моду даже элементы сельского восточно даже элементы сельского восточно -европейского костюма.


80-е годы… Для одних 80-е определяются эстетикой Для одних 80-е определяются эстетикой Джорджио Армани. Для других это эпоха Джорджио Армани. Для других это эпоха восхождения Джанни Версаче, восхождения Джанни Версаче, создавшего свою первую коллекцию – создавшего свою первую коллекцию – pret-a-porter в 1978 г. Одежда дома pret-a-porter в 1978 г. Одежда дома Versace соответствовала духу 80-х, с их страстью Versace соответствовала духу 80-х, с их страстью к экзальтированному шику и сногшибательному к экзальтированному шику и сногшибательному блеску. Как не один кутюрье, Джанни Версаче блеску. Как не один кутюрье, Джанни Версаче много вкладывал средств в рекламную деятельность. много вкладывал средств в рекламную деятельность. Его шоу славились итальянским шиком и Его шоу славились итальянским шиком и американским размахом. Впервые, благодаря американским размахом. Впервые, благодаря средствам массовой информации, модельер стал средствам массовой информации, модельер стал культовой фигурой. Став одной из всемирно культовой фигурой. Став одной из всемирно известных звёзд, Джанни Версаче сумел соединить известных звёзд, Джанни Версаче сумел соединить Super Star System с модой. Super Star System с модой.


Интересно, что… Модели из "ходячих вешалок для одежды" окончательно Модели из "ходячих вешалок для одежды" окончательно превратились в звёзд шоу-бизнеса. Появилась категория "топ". Топ-модели стали не менее культовыми фигурами, чем поп-звёзды Топ-модели стали не менее культовыми фигурами, чем поп-звёзды и актрисы. И, если в 60-е годы имена Твигги или Верушки фон Лендорф были хорошо известны почитательницам моды, то, например, были хорошо известны почитательницам моды, то, например, Синди Кроумфорд сегодня известна всем. Синди Кроумфорд сегодня известна всем. В 1983 г. Карл Лагерфельд стал модельером В 1983 г. Карл Лагерфельд стал модельером Дома Chanel, наступило третье пришествие Дома Chanel, наступило третье пришествие "стиля Шанель", ставшего не проходящей классикой. В 80-е женщины завоёвывали своё место В 80-е женщины завоёвывали своё место в бизнесе, и им казалось, что добиться успеха в суровом мире жестоких мужчин можно лишь во всём им подражая. И это в полной мере относилось к одежде. Женщины 80-х И это в полной мере относилось к одежде. Женщины 80-х начинают задумываться: являются ли брюки на женщине начинают задумываться: являются ли брюки на женщине нарушением делового этикета? Многие модели для деловых леди взяты из запасников мужской, деловой моды. из запасников мужской, деловой моды. Не только строгие костюмы и рубашки Не только строгие костюмы и рубашки в мужском стиле, но и галстуки или портфели в мужском стиле, но и галстуки или портфели прижились в женском гардеробе. прижились в женском гардеробе.


И ещё… В 1983 г. Джейн Фонда выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду. В 1988 г. Карл Лагерфельд выводит легинсы на подиум парижского показа Дома Chanel. В 1983 г. Джейн Фонда выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду. В 1988 г. Карл Лагерфельд выводит легинсы на подиум парижского показа Дома Chanel. 80-е годы период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. 80-тые - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону (цены от $ за повседневное платье до $ за свадебное). 80-е годы период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. 80-тые - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону (цены от $ за повседневное платье до $ за свадебное).


Уже ближе: 90-е годы… В прагматичные 90-е философия создания В прагматичные 90-е философия создания одежды во главе угла ставит целесообразность одежды во главе угла ставит целесообразность и естественные потребности. А это значит, что, во-первых, мы должны быть что, во-первых, мы должны быть защищены, во-вторых, нам защищены, во-вторых, нам должно быть удобно. Персональные мифологии и сиюминутные смены мифологии и сиюминутные смены настроений, которыми живёт и движется мода, признаются вторичными. Современные модельеры постоянно Современные модельеры постоянно подчёркивают отсутствие диктата моды и право каждой женщины на выбор. Но нельзя не заметить, что в моде 90-х гг. главенствуют два направления, которые весьма условно можно назвать пуризм и романтизм. можно назвать пуризм и романтизм.


Эстетика прагматизма. Пуризм, как стиль в моде, отрицает использование украшающих деталей. Для него характерны чистота линий, наивысшее качество тканей и материалов, превосходный покрой и идеальный уровень исполнения. Минималистические модели, которые подчёркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей характерны для молодых модельеров. Эстетика прагматизма как нельзя более естественна для американцев. Нью Йорк становится третей столицей моды после Парижа и Милана. Пуризм, как стиль в моде, отрицает использование украшающих деталей. Для него характерны чистота линий, наивысшее качество тканей и материалов, превосходный покрой и идеальный уровень исполнения. Минималистические модели, которые подчёркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей характерны для молодых модельеров. Эстетика прагматизма как нельзя более естественна для американцев. Нью Йорк становится третей столицей моды после Парижа и Милана. Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна. Основатель направления унисекс вывел на подиум "обычную девчонку" Кейт Мосс и широко распропагандировал стиль "героиновый шик". Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна. Основатель направления унисекс вывел на подиум "обычную девчонку" Кейт Мосс и широко распропагандировал стиль "героиновый шик".


Новая волна в романтической теме. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или элитарного Валентино. Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче и Стефано Габбана в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или элитарного Валентино. Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче и Стефано Габбана в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность.


Молодые дизайнеры. "Молодые бунтари", "плохие английские мальчишки" от моды начала 90-х становятся признанными и титулованными кутюрье. Джон Гальяно провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. А через 5 лет его коллекция весна-лето 1995 г. принесла автору третью награду Дизайнера года (впервые в истории моды!). Именно Гальяно будет воплощать стиль Дома Dior в следующем тысячелетии. Александр МакКуин выступает в роли главного модельера Givench. Могикане кутюрного искусства, такие как Кензо и Иссе Мияки, передают Великие Дома моды молодым дизайнерам. "Молодые бунтари", "плохие английские мальчишки" от моды начала 90-х становятся признанными и титулованными кутюрье. Джон Гальяно провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. А через 5 лет его коллекция весна-лето 1995 г. принесла автору третью награду Дизайнера года (впервые в истории моды!). Именно Гальяно будет воплощать стиль Дома Dior в следующем тысячелетии. Александр МакКуин выступает в роли главного модельера Givench. Могикане кутюрного искусства, такие как Кензо и Иссе Мияки, передают Великие Дома моды молодым дизайнерам.


Тернистый путь моды. В ХХ веке мир моды прошёл путь от искусства до бизнеса. В хрустальные стены сказочного дворца Высокой моды проник ветер улицы, умеющий быть жестоким. 15 июля 1997 г. был убит Джанни Версаче, король pret-a-porter, с которым связана мировая мода последней четверти ушедшего столетия. В ХХ веке мир моды прошёл путь от искусства до бизнеса. В хрустальные стены сказочного дворца Высокой моды проник ветер улицы, умеющий быть жестоким. 15 июля 1997 г. был убит Джанни Версаче, король pret-a-porter, с которым связана мировая мода последней четверти ушедшего столетия.


И в заключении… На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век. На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век.