Самостоятельная работа студентов практических занятиях. Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже. Критерии оценки курсовой работы

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Типы самостоятельной работы студентов. По частно-дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.

1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.

В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.

2-й тип. Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых при этом заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания ус военной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения.

К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.

4-й тип. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

Организация самостоятельной работы студентов. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результата ми. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Непосредственная организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа. Первый этап – это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Последнее, как правило, включает программу работ (проведение наблюдений, изучение первоисточников и т. п.), вариантные задачи, нестандартные индивидуальные задания для каждого студента, инструментарий для их выполнения. Применяемые сейчас различные методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины. Следовательно, нужны принципиально новые методические разработки.

Принципы организации самостоятельной работы студентов . Анализируя сложившееся в вузах положение с самостоятельной работой студентов, В. А. Кан-Калик выдвигает свои соображения о принципах, на которых должна строиться такая деятельность студентов. Планируя самостоятельную работу по тому или иному курсу, прежде всего необходимо выделить его так называемое фундаментальное древо, включающее в себя ту основную систему методологического, теоретического знания, которую нужно вынести на обязательную лекционную проработку. Так, из 100-часово го курса фундаментальный объем его займет половину. Далее в качестве производных от этого «фундаментального древа» предлагается образовывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов, предусмотрев для них темы, характер изучения, формы, место проведения, вариативные способы реализации, систему контроля и учета, а также различные приемы отчетности. По убеждению Кан-Калика, вне такой системы ни один вид самостоятельной работы студентов не даст учебно-профессионального эффекта.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельности студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, пони мании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности.

Одним из условий регуляции активности человека как основной предпосылки успешности любого вида деятельности является психическая саморегуляция, представляющая собой замкнутый контур регулирования. Это информационный процесс, носителями которого служат различные психические формы отражения действительности. Общие закономерности саморегуляции в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характера нерв ной деятельности, личностных качеств человека и его системы организации своих действий, формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Создавая систему самостоятельной работы студентов, необходимо, во-первых, научить их учиться (это следует делать с первых занятий в вузе, например, в курсе введения в специальность) и, во-вторых, ознакомить с психофизиологическими основами умственного труда, техникой его научной организации.

Правила рациональной организации самостоятельной работы студентов. Напряженность учебного труда особенно возрастает в условиях быстрого переключения с одного вида учебной деятельности на другой, а также при неожиданных сменах учебных ситуаций (действий) в процессе проявления высокой эмоциональности и ее перемены в ходе обучения.

Высокая степень умственного напряжения при низкой двигательной активности может повлечь за собой своеобразную патологию – изменения вегетативных функций (усиление частоты сердечных сокращений), повышенное кровяное давление, гормональные сдвиги, а иногда и резкие изменения, доходящие до состояния стресса. Умственные перегрузки, особенно в ситуациях, когда студент занимается самостоятельно, без контроля преподавателя, могут привести к истощению нервной системы, ухудшению памяти и вни мания, потере интереса к учебе и общественной работе. Справить ся с умственными перегрузками помогают физические упражнения, рациональное питание, правильный режим учебного труда, использование рациональных приемов работы.

Применительно к организации самостоятельной работы как преподавателю, так и студентам полезно знать сформулированные крупнейшим русским ученым Н. А. Введенским (1852–1922) правила рациональной организации умственной работы.

1. Входить в работу нужно не сразу, не рывком, а постепенно втягиваясь в нее. Физиологически это обосновывается тем, что в основу всякой деятельности положено образование динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств.

2. Необходимо выработать ритм труда, равномерное распределение работы на протяжении всего дня, недели, месяца и года. Ритм служит средством психического побуждения человека и играет в его жизни исключительно высокую роль.

3. Нужно соблюдать последовательность в решении всяких дел.

4. Разумно сочетать чередование труда и отдыха.

5. Наконец, важным правилом плодотворной умственной деятельности является общественное значение труда.

Со временем навыки культуры умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Внутренняя собранность и организованность есть результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.

Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена индивидуальными психологическими различиями учащегося и личностными особенностями и требует высокого уровня самосознания, рефлективности. Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории), так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме.

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Организуется, обеспечивается и контролируется данный вид деятельности студентов соответствующими кафедрами.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников, с тем чтобы за весь период обучения достаточный уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и др.).

Главными особенностями организации обучения в вузе являются специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Преподаватель только направляет познавательную активность студента, который сам осуществляет познавательную деятельность. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Формы такой работы могут быть разными – это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Особенности групповой самостоятельной работы студентов. В высшем учебном заведении совмещаются различные виды индивидуальной самостоятельной работы, такие, как подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на последнем, завершающем, этапе – выполнение дипломного проекта. Самостоятельную работу преподавательский состав вуза может сделать более эффективной, если организовать студентов парно или в группы по три человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю и самоконтролю.

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Технология организации самостоятельной работы студентов. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. Такая пропорция основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. В соответствии с этим самостоятельная работа студентов становится одним из основных резервов повышения эффективности подготовки молодых специалистов в вузе.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. Современные требования к процессу преподавания предполагают, что коллективами кафедр своевременно разрабатываются: а) система заданий для самостоятельной работы; б) темы рефератов и докладов; в) инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т. д.; г) темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов; д) списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный (тренировочный); 2) реконструктивный; 3) творческий, поисковый.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы, во-первых, комплексный подход к организации такой деятельности по всем формам аудиторной работы, во-вторых, сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы, в-третьих, обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) и, наконец, формы контроля.

Активизация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа выполняется студентами в разных звеньях процесса обучения: при получении новых знаний, их закреплении, повторении и проверке. Систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя служит средством повышения творческой активности обучающихся.

Эффективность творческой деятельности студентов зависит от организации занятий и характера влияния преподавателя. В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них.

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы (временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки).

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Использование методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.

7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм; постепенное уменьшение разъяснительной части от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе – четкое ее распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы к лекционному потоку после каждой лекции.

13. Чтение студентами фрагмента лекции (15–20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.

14. Присвоение статуса студентов-консультантов наиболее продвинутым и способным из них; оказание таким студентам всесторонней помощи.

15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как:

› организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

› включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

› создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов;

› разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

› ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

› коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

› разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

› индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов;

› проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает, во-первых, увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов; во-вторых, организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно; в-третьих, создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину; в-четвертых, доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума; в-пятых организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов; в-пятых, отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.


Сущность и содержание самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.


Основные признаки самостоятельной работы наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение; проявление умственного напряжения мысли обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач; владение навыками самостоятельной работы; осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося.


Содержание самостоятельной работы обучающихся С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Это организационная форма учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.




При выполнении любого вида самостоятельной работы обучающийся должен пройти следующие этапы: определение цели самостоятельной работы; конкретизация познавательной задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи; планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи; реализация программы выполнения самостоятельной работы; осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок и их причины


Аудиторная самостоятельная работа Одним из важных условий развивающего обучения, обучения, направленного на привитие обучающимся навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой. Составление плана. Составление тезисов. Составление конспекта. Реферат. Аннотация. Рецензия. Справка по прочитанному. Тематический тезаурус. Сорбоннки. Структурно-логические схемы.


Самостоятельные внеаудиторные занятия Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию педагога, который инструктирует обучающихся и устанавливает срок выполнения задания


Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом; формирование общетрудовых и профессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления; формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.


Одним из видов самостоятельной внеаудиторной работы является выполнение обучающимися домашнего задания. Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Наряду с домашними заданиями, общими для всех, могут применяться индивидуальные задания. Такие задания даются с целью пробелов в знаниях или тем обучающимся, которые проявляют особый интерес к предмету. Это способствует развитию творческих способностей, содействует обмену знаниями, создает творческую атмосферу.


Принимая за основу перечень отчетных работ(разработанных преподавателем или приведенный в примерной программе) и их содержание, составляются задания на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу, уточняется вид отчетной работы студента, подтверждающий ее выполнение, определяется количество часов, планируемое на выполнение данной работы


Перечень отчетных работ темы раздела Вид, название и краткое содержание работы Кол-во часов на выполнен ие работы Форма отчетности и контроля 1.1Расчетная работа. Наименование. Краткое содержание задания… X часовЗащита работы, просмотр работы, оценка 1.2Графическая работа. Наименование. Краткое содержание… X часовПросмотр работы, оценка 1.3Курсовая работа. Наименование. Краткое содержание… X часовЗащита курсовой работы, оценка

«Организация самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

Углубления и расширения теоретических знаний;

    формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

    развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

    формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

    развития исследовательских умений.

Виды и формы самостоятельной работы

В учебном процессе организации образования выделяют два вида самостоятельной работы:

Аудиторная;

Внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа включает в себя:

Подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, лабораторным, семинарским занятиям) и выполнение соответствующих заданий;

Самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с перспективно-тематическими планами;

Подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

Выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;

Подготовку ко всем видам контрольных работ, экзаменам и зачетам;

Подготовку к итоговой государственной аттестации;

Работу в предметных кружках;

Участие в работе факультативов, семинаров и конференций и т.д.

Методы самостоятельной работы студентов:

Наблюдение за единичными объектами;

Сравнительно-аналитические наблюдения;

Учебное конструирование;

Решение учебных и профессиональных задач;

Работа с различными источниками информации;

Исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Направления самостоятельной работы студентов

1. Для овладения и углубления знаний:

Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет);

Составление различных видов планов и тезисов по тексту;

Конспектирование текста;

Ознакомление с нормативными документами;

Работа со словарями и справочниками;

Учебно-исследовательская работа;

Использование компьютерной техники, Интернета;

Создание презентации.

2. Для закрепления знаний:

Работа с конспектом лекции;

Повторная работа с учебным материалом;

Составление плана ответа;

Составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного материала:

Подготовка ответов на контрольные вопросы;

Аналитическая обработка текста;

Подготовка сообщения, доклада, реферата;

Тестирование;

Составление кроссворда;

Формирование плаката;

Составление памятки.

4. Для формирования практических и профессиональных умений.

Решение задач и упражнений по образцу;

Вычерчивание и описание схем;

Выполнение расчетно-графических схем;

Решение ситуационных и профессиональных задач;

Проведение анкетирования и исследования.

Типы самостоятельной работы:

Воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

Реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

Эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

Творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Средства обучения для организации самостоятельной работы

1. Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

2. Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);

3. Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.

Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов

1. Составить опорный конспект по теме…

2. Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать собственное мнение…

4. Продолжить фразу…

5. Дать определения следующим терминам…

6. Составить опорный конспект своего ответа.

7. Написать реферат.

8. Составить отчёт по теме…

9. Разработать алгоритм последовательности действий…

10. Составить таблицу с целью систематизации материала…

11. Заполнить таблицу, используя…

12. Заполнить блок-схему…

13. Смоделировать конспект урока по теме…

14. Смоделировать домашнее задание.

15. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.

16. Составить тематический кроссворд.

17. Составить план текста, конспект.

18. Решить ситуационные задачи.

19. Подготовиться к семинару, деловой игре.

Приёмы самостоятельной работы студентов

1. Работа с учебником.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей студентов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

Конспектирование;

Составление плана учебного текста;

Аннотирование;

Выделение проблемы и нахождение путей её решения;

Самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;

Определение алгоритма практических действий (план, схема).

2. Опорный конспект.

Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать студентам представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.

И тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.

Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении, при организации самостоятельной работы студентов.

Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

3. Тесты.

Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым

снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты 1 уровня

Требуют выбора одного или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов …;

На соотнесение: найдите общее и различия в изучаемых объектах;

На проверку рефлексии: установите соответствие …;

Тесты 2 уровня

Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)

Задания на решение конкретной ситуации.

Требования к тестам, предъявляемым студентам:

1. Задания должны быть типичными для данной дисциплины;

2. Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

3. Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;

4. Задание по содержанию должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

5. Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;

6. Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть.

4.Семинар.

Форма проведения семинара очень гибкая.

На семинарах решаются следующие задачи:

Углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;

Развитие навыков самостоятельной работы;

Профессиональное использование знаний в учебных условиях.

Типы проведения семинарских занятий:

Вопросно-ответный семинар;

Развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;

Заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;

Семинар – диспут;

Теоретическая конференция;

Семинар – имитационная игра;

Комментированное чтение первоисточников.

5. Задачное обучение.

Практико-ориентированные задачи: выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для данной профессии (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры, личностно-ориентированные ситуации (нахождение нестандартного способа решения);

Профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).

Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

6. Подготовка доклада.

Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Работа студента над докладом включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут. Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.

7. Подготовка мультимедиа-презентации.

Презентация – это устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление.

Студенту, опираясь на план выступления необходимо определить около 10 главных идей, выводов по выбранной теме, которые следует донести до слушателей, и на их основании составить компьютерную презентацию.

Дополнительная информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию.

После подборки информации студенту следует систематизировать материал.

Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:

1. Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, видеоролики.

2. Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.

3. Анимационный ряд.

4. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.

5. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием. Выбранные шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.

6. Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.

Правила организации материала в презентации:

1. Главную информацию - в начало.

2. Тезис слайда - в заголовок.

3. Анимация - не развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.

Компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов.

Время на выступление составляет 15 минут.

8. Подготовка и защита реферата.

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Его задача – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы.

Процесс работы над рефератом включает в себя следующие этапы:

1.Выбор тематики реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо проанализировать, насколько она освещена в имеющейся научной литературе.

Выбор темы должен быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы.

2.Изучение литературы.

3.Составление плана работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План обучающийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.

4.Процесс написания реферата. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата.

Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном исполнении) – разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок.

5.Оформление и защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми правилами и сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.

Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата студентом предусматривает

доклад по реферату не более 5-7 минут

ответы на вопросы оппонента.

На защите запрещено чтение текста реферата.

Организация самостоятельной работой студентов

При предъявлении видов заданий на самостоятель­ ную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к сту­дентам. Перед выполнением студентами самостоятельной рабо­ ты преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Полнота инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной
работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за
счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

Формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

Формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

Формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя техникума.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Организация контроля самостоятельной работы обучающихся

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:

1. Соотнесение содержания контроля с целями обучения;

2. Объективность контроля;

3. Дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формами контроля самостоятельной работы являются:

1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.

2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4. Проведение письменного опроса.

5. Проведение устного опроса.

6. Организация и проведение индивидуального собеседования.

7. Организация и проведение собеседования с группой.

8. Проведение семинаров

9. Защита отчетов о проделанной работе.

10. Организация конференций.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

Уровень освоения учебного материала;

Уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;

Уровень сформированности общеучебных умений;

Уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

Обоснованность и четкость изложения материала;

Уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

Уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

Уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

Уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее;

Оформление материала в соответствии с требованиями.

Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.

При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:

Фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;

Задания, направленные на формирование общеучебных умений;

Задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;

Формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).

В рабочей программе должны быть обозначены основные виды самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

Самостоятельную работу студентов СПО можно расценивать как базу для образования во всех формах обучения. Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения.

Цель для студентов при этом — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе. На самостоятельную работу приходится значимая доля времени изучения курса и от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Перед преподавателями и мастерами стоит другая цель — обеспечить эту деятельность на всех этапах соответствующей помощью: спланировать, организовать, проконтролировать. Ожидать положительные результаты от данного вида деятельности можно тогда, когда она является систематической, определённой по целям, планомерной.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов СПО

Внеаудиторная работа - совокупность труда преподавателей, библиотекарей, администраторов, методистов, собственно, самих студентов. Она представляет собой систему образовательно-воспитательной деятельности наряду с производственным, теоретическим и практическим обучением.

Процесс обучения в профессиональных образовательных организациях сегодня невозможно организовать без инициативной творческой активности обучающихся. Поэтому самостоятельная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, — скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Но что же ведёт к проявлению активности студентов? Ответ прост — мотивация. Вот лишь некоторые методы её повышения:

  1. Польза выполняемого труда.
  2. Активное использование результатов самостоятельной работы в образовательной деятельности.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов:

  • наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;
  • система слежения и оценки;
  • консультационная помощь преподавателя;
  • обеспеченность учебными и методическими пособиями;
  • готовность самих студентов.

Для дальнейшего успеха очень важную роль играет публичная демонстрация лучших работ студентов. Не лишними станут практические конференции на выбранные темы, систематически обновляемые работы на специализированном стенде, а также защита творческих проектов. Публикация работ станет стимулом для развития творческих способностей студентов, поспособствует развитию навыков самообразования, вызовет желание самосовершенствоваться. Это могут быть публикация научных, исследовательских, проектных или методических статей в студенческих журналах, участие в конференциях всероссийского или международного масштаба, либо в предметных олимпиадах.

Положение о самостоятельной работе студентов СПО

Самостоятельная работа осуществляется студентами по заданиям преподавателей и мастеров. При этом сами преподаватели и мастера не вмешиваются в непосредственный процесс.

Задания для самостоятельной образовательной деятельности должны быть направлены на развитие общих и профессиональных компетенций. Положение о планировании самостоятельной деятельности учеников должно разрабатывается профессиональной образовательной организацией. На его основе организуется выполнение студентами подготовленных заданий.

Когда преподаватель работает над созданием учебно-методических рекомендаций, он должен следовать определённому порядку действий:

  1. Для хорошего старта необходимо проанализировать рабочий и календарно-тематический планы, программу по дисциплине (для начала приблизительную). При этом нужно не забывать учитывать требования ФГОС.
  2. Сделать выбор темы в пользу рабочей учебной программы.
  1. Определить тип и структуру работы по заданной теме, назначить цели, задачи, а также определить объём и содержание.
  2. Придумать, как мотивировать студента.
  3. Определиться с видом занятий и временем, которое должен будет потратить обучающийся на их выполнение.
  4. Продумать, как осуществить системный контроль с оценкой планируемых заданий.
  5. Провести подготовительную работу по сбору рекомендаций к работе с учебно-методическим пособием.
  6. Провести подготовительную работу по сбору перечня основной и дополнительной литературы по теме.
  7. Оформить учебно-методические рекомендации, не забывая сверять их с ФГОС.


Цели

Для начала нужно определиться с целями самостоятельной работы студентов, которые будут представлять собой образ положительных последствий выполнения задач.

Основные цели (учитывать ФГОС, реальность выполнения, направленность на развитие, обучение, воспитание):

  • овладение профессиональными навыками деятельности по профилю и усвоение соответствующих знаний;
  • формирование стремления к самообразованию, ответственности, готовности действовать самостоятельно;
  • развитие творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач.

Как обращаться к студентам?

Необходимо предусмотреть и этот момент. Внимание следует сосредоточить на том, для чего студенту необходимо выполнить работу. Краткость, привлечение интереса и мотивация к выполнению самостоятельной работы — это основные векторы.

Как определить объём работ?

Важно помнить о сопоставлении намеченых задач с реальностью. По плану на работу отводится не более 30% от объёма времени по дисциплине.

Выбор форм, средств и методов внеаудиторной работы

На следующем этапе преподаватель должен понимать, с помощью чего студент сможет достигнуть целей: методы, средства, формы заданий (подробнее о них в последнем разделе статьи).

Вспомогательный список заданий, которые можно включить в положение о самостоятельной работе студентов СПО:


Критерии оценки выполненной работы

Опросы, контрольные работы, тестовые задания, сочинения, защита творческих проектов, эссе, рефераты и прочее — всё это можно использовать как инструменты проверки знаний и умений студентов при разработке критериев оценки выполненной работы.

К примеру, формой учёта внеаудиторной работы студента может стать отметка с оценкой преподавателя или сумма баллов, которые студент наберёт в процессе выполнения заданий. Следует обязательно уведомить студента о критериях оценки выполняемой работы. Подвести итоги СРС можно в виде отметки в журнале в разделе теоретических или практических занятий. Например, так:


После того, как будут составлены основные разделы учебно-методического плана, нужно подготовить советы для студентов по работе с материалом пособия. Необходимо также позаботиться о списке обязательной и необязательной литературы, веб-сайтах. Цель рекомендации — обеспечить студента полезной и актуальной информацией по теме занятия и поставить реальный срок сдачи работы.

В учебно-методическом пособии разумным решением будет расположить рекомендации для студента сразу после введения. Рекомендации можно подать в виде схемы или инструкции по работе с учебно-методическим пособием.

Организация самостоятельной работы студентов СПО

Обозначим ключевые моменты в организации, контроле и оценке самостоятельной работы:

  1. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить:
  • надлежащими учебно-методическими материалами;
  • свободным доступом к информации в сети Интернет;
  • контролем (тесты, задания с оценками и др.);
  • перечнем необходимой и дополнительной литературы.
  1. Студенты могут осуществлять СР как индивидуально, так и группами . Тут нужно обратить внимание на поставленные цели, тематику, уровень сложности работы для обучающихся, уровень знаний и умений.
  2. Мастера и преподаватели должны своевременно информировать студентов об основных требованиях к результатам работы, о целях, формах контроля, вспомогательных средствах, трудоёмкости и сроках выполнения работы.
  3. Колледж может планировать преподавательские консультации для студентов в счёт общего бюджета времени, отведённого на консультации (100 часов в год по ФГОС СПО). Преподаватель или мастер производственного обучения должен проводить инструктаж по выполнению задания, отталкиваясь от прописанных в этом задании данных (цели, сроки, требования к результату и прочее).
  4. Контролировать результаты можно в пределах времени, которое отведено на занятия по междисциплинарному курсу, внеаудиторную работу студентов в письменной, устной или смешанной форме и на обязательные занятия по учебной дисциплине. Для удобства можно использовать компьютерную технику и Интернет.
  5. Установление форм контроля должно производиться предметно-цикловой комиссией. При этом формы должны быть указаны в рабочей программе дисциплины основной образовательной программы:
  6. Текущий контроль:
  • устные ответы, творческая работа, доклады на лабораторных, практических, семинарских занятиях, сообщение, собеседование, предъявление таблиц, в которых приведено сопоставление анализа данных, схем процессов, обобщающих моделей и др.;
  • собственноручно составленные тексты;
  • решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
  • самоанализы, проекты, рефераты, рецензии, отчёты, справки, эссе, отзывы, заключения, задачи, программы, планы и др.;
  • конспекты по самостоятельно изучаемой теме;
  • контрольные, курсовые работы в текстовом формате и их защита;
  • самостоятельные исследования;
  • отчёты по пройденной практике;
  • статьи и иные публикации в научно-популярном, учебном и научном издании по результатам самостоятельной работы;
  • предоставление и презентация продукта или изделия творческой деятельности студента;
  • тестирование;
  • участие в Интернет-конференциях, защита электронных презентаций, обмен информационными файлами.
  1. Промежуточная аттестация по итогам семестра;
  2. Итоговая аттестация.
  3. Критерии оценки результатов:
  • степень овладения студентом учебного материала;
  • степень развитости навыков обучающегося использовать теоретический запас знаний на практике;
  • степень развитости навыков студента использовать электронные образовательные ресурсы, выискивать нужную информацию, осваивать её и применять на практике;
  • степень развития общих и профессиональных компетенций;
  • навыки формулирования проблемы, выдачи решений по ней, критической оценки собственных решений;
  • обоснованность изложения ответа;
  • навыки анализа и предъявления вариантов действий в ситуационных задачах;
  • навыки оформления материала в соответствии с требованиями;
  • навыки формирования собственной позиции, её оценки и аргументирования.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО

Отметим, что виды самостоятельной работы определяются требованиями ФГОС СПО, степенью подготовленности студентов, содержанием учебной дисциплины, профессионального или междисциплинарного модуля. Они должны быть утверждены на предметно-цикловой комиссии при составлении рабочей программы учебной дисциплины основной образовательной программы.

Виды заданий и их содержание могут иметь вариабельный и разграничивающий характер, учитывающий изучаемую дисциплину/междисциплинарный курс, специфику профессионального уклона и индивидуальных особенностей студента.

Уровни, для которых могут быть подготовлены задания:

  1. Ознакомительный (конспектирование);
  2. Продуктивный. Приобретение ранее не известного опыта и применение его в нестандартной ситуации. Такие задания помогут студентам развивать способность исследовательской и творческой деятельности.
  3. Репродуктивный. Предполагается деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий и теоретических знаний студентов в совокупности с частично изменёнными ситуациями.

Вот приблизительный список видов самостоятельной работы студентов:

  1. Написание реферата.
  2. Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним.
  3. Составление опорного конспекта.
  4. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм.
  5. Подготовка информационного сообщения.
  6. Составление графологической структуры.
  7. Формирование информационного блока.
  8. Написание конспекта первоисточника.
  9. Составление и решение ситуационных задач (кейсов).
  10. Создание презентаций.
  11. Составление глоссария.
  12. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним.
  13. Научно-исследовательская деятельность студента.
  14. Написание эссе.
  15. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Для современного мира характерна высокая скорость обновлений и изменений, требующая от человека гибкости, мобильности, умения адаптироваться в новых условиях, работать с разными источниками информации, повышать свой профессиональный уровень. В связи с этим одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу. Исходя из этого, отчетливо проявляется следующие тенденции:

а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов, применение педагогических технологий, активизирующих саморазвитие личности:
в) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Нельзя не согласиться с В.И.Загвязинским, что именно СРС “формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования”, дает возможность “быть сознательным и активным гражданином и созидателем” .

Образовательные цели СРС (воспитательные, развивающие, оранизационно-педагогические):

  • Развитие общеучебных навыков и познавательных способностей студентов: инициативы, самостоятельности и организованности;
  • Развитие исследовательских умений;
  • Развитие ответственности за собственное образование.
  • Повышение эффективности аудиторных занятий.

Дидактические цели СРС:

  • Расширение и углубление знаний;
  • Закрепление и систематизация знаний;
  • Формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
  • Перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание.

Типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная) , предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная , связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая) , которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая , направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной,

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении. Планирование ее осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы. Объем времени на внеаудиторную СРС, находится в пределах 29%-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Контроль результатов ВСР студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен). Нормативные требования к организации, содержанию и формам СРС закреплены отраслевыми и локальными документами .

Желаемый эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в образовательном учреждении.

Опыт работы показывает, что преподавателю самому важно определиться с объемом, видами и сроками СРС. Для этого в нашем педагогическом колледже составляются графики СРС, которые вывешиваются в аудитории для студентов. Студент должен знать, какой объем работы ему предстоит выполнить и рассчитать свои силы и время. График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы. Приведем пример такого графика внеаудиторной СРС.

График самостоятельной работы студентов

Учебный предмет “Коррекционная и специальная педагогика”

Группа Кол часов СРС

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
052 10 ДЗ-2 ТЛМ-4 Ди-3 СЗ-5 ИЗ-8 СИ-5 С-8 РЕФ-6 СИ-5 З-5
031 7 ТЛМ-2 ДЗ-9 СЗ-2 ДЗ-3 ДЗ-5 РЕФ-1 К-4
063, 7 ИЗ-6 СЗ-11 УИ-5 СЗ-1 УИ-4 РЕФ-1 К-5

Обозначение сокращений:

  • текущая работа с лекционным материалом (ТЛМ), предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
  • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса урока (ДИ – дополнительная информация);
  • индивидуальное задание (ИЗ);
  • самостоятельное изучение материала (СИ);
  • домашнее задание (ДЗ), предусматривающее решение задач, выполнение упражнений, перевод текста и т.п. – репродуктивный характер;
  • подготовка к практическим (П), семинарским занятиям (С), к контрольной работе (К), к зачету (З), экзамену (Э);
  • написание реферата по заданной проблеме (РЕФ);
  • задания на обобщение и систематизацию знаний: таблицы, опорные схемы, реконструктивный характер – применение знаний в новых условиях, моделирование, решение педагогическихситуаций (СЗ);
  • выполнение учебно-исследовательской работы (УИ);
  • цифрами в графике обозначены формы контроля СРС;
  • сдача выполненного задания на проверку преподавателю;
  • проверка преподавателем в ходе занятия;
  • устный или письменный опрос (на уроке, семинаре, зачете, экзамене);
  • зщита отчета на занятии;
  • Тестирование;
  • взаимопроверка;
  • проверка выполненного задания (задач, упражнений и т.п.) преподавателем;
  • доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);
  • оформление аннотированного каталога / аннотаций / рецензий (по дополнительным источникам информации);
  • презентация выполненного проекта (индивидуального или группового);
  • вопрос включен в зачет (семинар, контрольную работу);
  • сдача нормативов (спорт);
  • рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов и др.

Обязательно учитываются учебно-исследовательские и творческие задания по выбору студента:

  • участие в научных и научно-практических студенческих конференциях и семинарах;
  • аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;
  • лабораторное наблюдение, анализ статистических и фактический материалов, по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов и др.

Приведем примеры заданий для спортивных специальностей –

  • самостоятельное выполнение заданий по программе во время пребывания на спортивных сборах;
  • составление индивидуального плана тренировки;
  • ведение дневника тренировки и карточки самоконтроля;
  • анализ содержания и результатов тренировки по отдельным периодам;
  • самостоятельная работа (вне занятий) по повышению спортивного мастерства, развитию необходимых качеств и совершенствованию элементов техники.

Преподавателю необходимо обеспечить условия успешного выполнения самостоятельной работы. К ним относятся:

  • Четкая постановка целей, задач;
  • Определение алгоритма выполнения СРС;
  • Определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
  • Вид контроля и критерии оценки выполнения задания.

Приведем примеры заданий для СРС, составленные преподавателями ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж по разным дисциплинам.

Практика устной речи: английский язык, преп. Волкова Н.А.

Тема: писатели Великобритании и США

Цель: повторение и обобщение темы.

1) На карточках пишутся имена 3-4 писателей США и Великобритании (в зависимости от количества студентов)

2) Каждый студент выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Формируются группы из 3-4 человек. За 15-20 минут необходимо обсудить выбранный праздник, стараясь обобщить всю собранную информацию о нем.

Кроме того, команда придумывает вопросы о других праздниках.

3) Обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своём празднике.

Критерии оценки:

Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 – за каждый правильный ответ.

Вычитаются баллы, если студенты переходят на родной язык.

Информатика, преп. Лебединский Г.В.

Цель: обобщение темы “Технология обработки текстовой информации”

Тема СРС: “Создание документа в текстовом процессоре Word”.

В качестве отчетного документа разработать и оформить рекламу какого-либо продукта, услуги.

Методика русского языка, преп. Степучева Т.Д. задания на выбор

Тема: русский язык как предмет преподавания в начальных классах

1) анализ одного из учебников русского языка с точки зрения содержания (разделы языка, объём знаний) или

2) подобрать и охарактеризовать 10 понятий (научно-методических, теоретических, технологии обучения) из словаря-справочника по методике русского языка.

Детская литература, преп. Степучева Т. Д.

Тема: русские народные сказки

1) сообщение по теме “Художники-иллюстраторы русских сказок” (на выбор: Маврина, Конашевич, Сутеев и др.);

2) сопоставление односюжетных сказок в разной обработке;

3) Выписать из книги “Библиотека мировой литературы. Сказки” художественное своеобразие волшебных сказок в трактовке Проппа Е.А.

Методика преподавания начального курса математики, преп. Карабанова Н.В.

Самостоятельная лабораторная работа.

Цель: закрепление теоретического материала

Тема: Устные приёмы арифметических действий

Показательный урок в школе – Тема урока: “Среднее число”.

Цель наблюдения: анализ приемов формирования у учащихся устных вычислительных навыков

Результаты наблюдения оформить письменно.

Сделать анализ урока с точки зрения поставленной цели.

Разработать фрагмент урока по математике для 3 класса по программе “Школа России”