Звук щ как произносится. Постановка звука «Ш», «Щ» — артикуляционная гимнастика на шипящие. Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»

Существительные:

кошка, собака,корова,коза,лошадь,свинья,овца,кот, котята,щенки,телята,жеребята,ягнята,поросята,

крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.

Глаголы:

мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать, кормить,сторожить,охранять,играть,пасти,плавать,

кормиться,визжать,доить,ласкаться,кусаться,пастись, облизывать, подковать, объездить.

Прилагательные:

пушистый,гладкий,рогатый,ласковый,упрямый, копытные,молочные,бодливый,ловкий,неуклюжий,

шустрый, игривый, заботливый.

Пальчиковаягимнастика

ПОЧЕМУ НЕ СПЯТ КОТЯТА?

Что случилось у котят? (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Почему они не спят?

Почему буфет открыли, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

Сначала на правой, а затем на левой руке)

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку. (Пальцами изображают коготки - «ловят мышку».)

В. Степанов

Пальчиковая гимнастика

ВОСКРЕСНАЯ ПРОГУЛКА

Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши,

Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой,

Да три собачонки без тёплой попонки

Пошли на прогулку и встретили свинок,

Двух свинок в шелках с головы до ботинок.

Но скоро ударил раскатистый гром

И все по домам побежали бегом.

С. Маршак

(Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках

одновременно на каждое название животного.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением «Пыльная песенка»

Цели: координация речи с движением. Развитиетворческого воображения.

Пополюдорожка кружит.

По дорожке лошадка бежит.

За лошадкой тележка звенит,

А в тележке собачка лежит.

Дорожка скрипит: скрип- скрип.

Лошадка бежит: цок-цок.

Тележка звенит: дзынь- дзынь.

А собачка с тележки: гав- гав.

А за ними дорожка пылится.

А за ними пылища клубится.

И несётся за ними песок

Через поле и наискосок.

И дорожка исчезла в пыли.

И лошадка пропала в пыли,

И тележки с собачкой не видно,

Только слышно, как где-то вдали...

Дорожка скрипит: скрип- скрип.

Лошадка бежит: цок-цок.

Тележка звенит: дзынь- дзынь.

А собачка с тележки... не лает,

Потому что собачка чихает: - АПЧХИ!

А. Усачёв

(Делают « моталочку» перед грудью.)

(Высоко поднимают колени.)

(Ударяют ладонями по бокам.)

(Укладывают ладони под щёку.)

(Ладони скользят друг о дружку.)

(Кулаками - тук-тук.)

(Потряхивают кистями рук.)

(Делают хватательные движения ладонями.)

(Приседают и медленно поднимаются, делая вращательные движения руками.)

(Делают «моталочку».)

(Высоко поднимают колени.)

(Ударяют ладонями по бокам.)

(Прикладываютруки к уху.)

(Ладони скользят друг о дружку.)

(Кулаками - тук-тук.)

(Потряхивают кистями рук.)

(Удивляются, пожимают плечами.)

(« Чихают».)

Диалог

Цели:развиватьобщиеречевыенавыки,интонационную выразительность речи.

КОШКИ-МЫШКИ

Сказала Кошка Мышке:

Давай с тобой дружить!

И будем этой дружбой

До смерти дорожить.

Боюсь, - сказала Мышка, -

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка!

Ну что ж! - сказала Кошка. -

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалки

У мышек не отнять!

С. Михалков

Игра «Путаница» («Кто где живет?»)

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.

Например:

Кошка живет в конуре. - Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. - Лошадь живет в конюшне.

Игра «У кого пропал детеныш?»

Цели: развивать зрительное внимание,зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.

Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам.Затем воспитатель одну

картинкуубирает.Детидолжныдогадаться,какойдетеныш «потерялся».

Игра « Чтозабылраскраситьхудожник?»

Цели: развиватьграмматическийстройречи(образование притяжательныхприлагательных);развиватьзрительное

внимание и наблюдательность.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямрассмотреть картинку,накоторойизображеныдомашниеживотные,и

спрашивает,когонарисовалхудожник.Затемвоспитатель обращаетвниманиедетей нато,что укаждого животногоне

раскрашенаоднадеталь.Чтонераскрашеноукаждого животного?

Например:

Укоровынераскрашеныкоровьирога.Укошкине раскрашена кошачья лапа. И т. д.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели : развиватьзрительноевнимание.

Игра « Ктолишний?»

Цели: развиватьлогическоемышление,учитьсвязному монологическомувысказыванию,закреплятьобобщающие

понятия «дикие животные» и «домашние животные».

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди

животных лишнее и объясняет свой выбор.

Например:

Лиса лишняя, т.к. она - дикое животное, все остальные - домашние.

Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе.Вконцеигрывоспитательпредлагаетдетямсосчитать

количество слогов в названии лишнего животного на картинке.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи,учить согласовывать имена существительные с числительными.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпосчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

Игра «Праздник у животных»

Цели: уточнятьпредставлениядетей отом,чем питаются домашние животные, развивать связную речь.

Ходигры.Настолепредметныекартинкисизображением угощенийдляразных животных.У детей-изображенияэтих

домашнихживотных.Детидолжнынайтиугощениедлясвоих животных.

Например:

У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

Игра «Расставь по загонам»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ходигры. Воспитательпомещаетнамагнитнуюдоску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первыйзагонможно«загнать»животных,названиякоторых состоят из одного слога,во второй загон - из двух слогов,в третий-изтрёхслогов.Детипоодномувыходяткдоске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и

ставят рисунки в соответствующие «загоны».

Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова, лошадь.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово

задуманопопервомуипоследнемузвуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается

результат.

Например: Первый звук [с], последний - [а] (собака).

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствоватьфонематическиепроцессы,учить определятьколичество и последовательностьгласных звуков в

слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов собозначенныминанихгласнымизвуками,детиотгадывают

название животного по схеме.

О____А - кошка

О _ А _ - лошадь

Ы- бык

А _ А _ - баран

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОТЁНОК

Котёнок был такой прекрасный!

Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста...

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси».

Он всхлипнул заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

В. Лунин

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Пёсик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой тёплой спинкой

Жмётся ласково к ногам...

Не игрушку, не картинку -

Другаподарилинам!

М. Стрёмин

Игра « Ктосамыйнужный?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по лексической теме «Домашние животные».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить,для чего то или иное животное нужно человеку.

Однаждынаскотномдвореразразилсяспор.Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.

Я - самая нужная, - мычала корова, - потому что...

Нет я, - блеяла овца, - я...

А я, - визжала свинья, - ...

Вы про меня забыли! - заржал конь. - Без меня человек не сможет...

Спорь, не спорь, - вставила собака. - Я всё же нужнее...

А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)

С. Чешева

Текстдляпересказа

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице.У него была перебита лапа.Мальчики вместе

ухаживали за собакой. Жук поправился.Каждому из мальчиков хотелосьбытьегохозяином.Они многоспорили,ктохозяин.

Спор всегда кончался ссорой.

Однажды шли мальчики с собакой лесом.Вдругвыскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его

на землю. Ванябыстровлезнадерево,аКолясхватилпалкуи

бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.

Моя, - сказал Коля.

Ваня промолчал.

По В. Осеевой

Вопросы:

Как звали собаку? Какая она была?

Где Коля и Ваня подобрали Жука?

Что с ним случилось?

Чего хотелось каждому из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Что сделал Ваня? А Коля?

Кто прибежал на шум?

О чём спросил лесник?

Что ответил Коля?

Почему Ваня промолчал?

Текст для пересказа с дополнительным заданием

КРОЛИК

Папа купил кролика.Кролик очень красивый.У него мягкая сераяшерсть,длинныеушки,короткийхвост.Онсидити

быстро-быстро грызет морковку.

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Вопросы:

Кого купил папа?

Как выглядит кролик?

Что делает кролик?

Задание:Пересказать,употребляяслово«кролик»во множественномчисле.

Седых Ольга Петровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №97 "Незабудка"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи
Тема: Лексическая тема "Домашние животные"
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по формированию лексико-граммматических

средств языка и развитию связной речи в подготовительной

группе по теме: "Домашние животные"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97 «Незабудка»

Подготовила : воспитатель Седых Ольга Петровна

Коррекционно-образовательные задачи : закрепить и уточнить знания детей

о домашних животных и их детенышах, упражнять в согласовании слов по

падежам: активизировать и расширить словарь по теме «Домашние

Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами.

Коррекционно-развивающие задачи : развитие зрительного (игра «Дорисуй

животного»,) и слухового внимания (прослушивание стихотворения),

логического мышления (угощение для гостей), развитие мимики,

артикуляционной, мелкой и общей моторики, развитие связной речи,

совершенствование грамматического строя речи (образование

притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражания,

употребление существительных во множественном числе).

Коррекционно-воспитательные задачи : воспитывать любовь и заботу к

домашним животным, умение внимательно слушать; формирование

самостоятельности и активности.

Оборудование : магнитная доска, предметные картинки с изображением

животных, цифры, животные без отдельных частей тела, картинки

домашних животных и их детенышей, мягкая игрушка "Кошка", карточки с

Ход занятия.

Организационный момент .

Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними

поздороваемся. Я очень рада всех вас видеть сегодня.

А какое настроение у вас?

Мимическая гимнастика.

Сейчас мы с вами проведем гимнастику для лица. Посмотрите на смайлики

(на доске) и покажите, какое настроение изображено на каждом из них.

Веселое, сердитое, удивленное, печальное.

Какое настроение вам хотелось бы взять с собой? (радостное, веселое).

Я с вами согласна

Построение диалога "Домашние животные"

О ком мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь, отгадав загадки

(на каждую отгадку на доске помещается изображение)

Что известно нам о нем?

Стережет хозяйский дом,

То рычит, то лает,

То хвостом виляет(собака)

По каким словам в загадке вы догадались, что это СОБАКА?(стережет

дом, хвостом виляет, рычит, лает)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

По каким словам в загадке вы догадались, что это КОРОВА?(молокозавод-

перерабатывают молоко и делают разные молочные продукты, жует

траву, дает молоко)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

По каким словам в загадке вы догадались, что это ЛОШАДЬ?(быстро

бегает, возит телегу, конюх, питается овсом и сеном)

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка.(Свинья)

По каким словам в загадке вы догадались, что это СВИНЬЯ?(нос пятачком,

хвост крючком, щетина)

Я знаком давно тебе,

Говорю я: "Бе-бе-бе!"

У меня крутые рожки,

В башмачках-копытцах ножки. (Баран)

По каким словам в загадке вы догадались, что это БАРАН?(говорит "Бееее",

рожки, копытца-ножки)

Я скажу вам: «Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!» (Коза)

По каким словам в загадке вы догадались, что это КОЗА?(говорит "Мееее",

из шерсти носки)

Как одним словом назвать? Это кто? (домашние животные).

Почему мы их называем домашними?

Какую пользу приносят домашние животные?

Как человек заботится о них?Молодцы. Все эти животные нужны человеку и

без них он не сможет обойтись.

Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка.

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днём спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кошка)

Правильно, это кошка. Она пришла к нам сегодня в гости. Посмотрите, какая

она красивая, нарядная. У нее сегодня день Рождения и она решила

пригласить к себе друзей. Но забыла, как их зовут, помнит только их голоса и

просит помочь ей.

Чтобы правильно и четко проговаривать звуки и слова, выполним сначала

зарядку для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика.

Кошка

На скамейке у окошка

Разлеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает

Кошка спинку выгибает

Образование глаголов от звукоподражаний .

А теперь, внимательно послушайте и ответьте, кто так подает голос.

Дети: корова.

Что она делает? (мычит)

Иго-го – лошадь (она ржет)

Хрю-хрю – свинья (она хрюкает)

Ме-е – коза (она мекает)

Бе-е – овца (она блеет)

Гав-гав – собака (она гавкает, лает)

Мяу – кошка (она мяукает)

Молодцы, всех животных угадали.

А теперь посмотрите на свои картинки и скажите, кого же пригласила в

гости Кошечка?(Под стульчиками картинки)

Полным ответом отвечайте (Кошечка пригласила в гости собаку и т. д.)

А сколько таких гостей пришло к Кошечке вам подскажут цифры.

Играем в игру "Есть и нет" (Один ребенок говорит: "У меня три собаки", а

другой ему отвечает: "У меня нет трех собак, но зато есть пять

кошек".Дети говорят по цепочке)

И так, гости все собрались. На дне Рождения принято гостей угощать.

Давайте вспомним, чем питаются животные?

У меня на тарелочке лежат угощения для животных. Выберите себе карточку

и накормите животных. Отвечайте полным ответом (я угощу кролика

морковкой и т. д.). Молодцы. Накормили животных.

Игра «Накорми животных».

Ответы детей.

Физминутка.

День Рождения с самом разгаре, пришло время поиграть. Я приглашаю вас

на ковер и сейчас с помощью волшебных заклинаний вы превратитесь в

кошек. Я произнесу волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в кошечку

превратись»! Теперь вы – кошки.

Села кошка под кусточек (приседают)

Сыра скушала кусочек. (имитируют откусывание сыра)

Встала кошка, (встают) потянулась (потянулись высоко на носочках)

Спинка кошечки прогнулась (прогнуть спинку)

Ее шерстка развернулась (поглаживают себя руками).

А теперь «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись»! Сейчас вы дети,

пройдите на свои места.

Ребята, пока мы с вами играли, детеныши животных потерялись и не могут

найти свою маму. Помогите им отыскать своих мам. (На магнитной доске

дети располагают детенышей к своей матери).

Игра «Найди маму».

Чей это детеныш?

Как он называется?

Молодцы, ребята, помогли детенышам найти своих мам.

Конечно, все взрослые животные, когда-то были маленькими...

Д/у "Кто кем был"

Собака была...

Лошадь была...

Свинья была...

Корова была...

Коза была...

Овца была..

Кошка была...

Кролик был...

Баран был...

Козел был...

Детеныши животных так обрадовались, что нашли своих родителей, что

решили с вами поиграть.

Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов, игра с мячом)

Я буду кидать мяч и говорить слово, а вы – наоборот?

Грусный-веселый

Много-мало

Полный-пустой

Высокий -низкий

Смелый-трусливый

Горячий-холодный

Длинный-короткий

Широкий-узкий

Далеко-близко

Молодцы. Справились с заданием.

Наша Кошечка решила проверить, все ли гости на месте и придумала

считалочку, послушайте ее очень внимательно.

Игра на развитие слухового внимания.

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Перечислите, каких животных вы услышали в считалочке?

Кто из вас был самым внимательным и запомнил, как звали собаку?

А как корову?

Молодцы.

Игра «Дорисуй животного».

Ребята, Кошечке так понравился день Рождения, что она решила сделать

подарок своим друзьям. Она их нарисовала, но так торопилась, что забыла

нарисовать некоторые части тел животных.

Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного.

А перед тем, как рисовать, разомнем наши пальчики.

Достаньте из ящика прищепку.

«Пальчиковая гимнастика» (с использованием бельевой прищепки).

Движения, сочетаемые с речью “Прищепки”. (Бельевой прищепкой

поочередно “кусаем” кончики пальцев от большого пальца к мизинцу и

обратно, затем – на другой руке).

Кусается сильно кошка-глупышка,

Думает, что это не палец, а мышка.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Дети дорисовывают недостающие части тел животных и говорят, чего у

каждого из них не хватает (у кошки не хватает хвоста – это кошачий хвост, у

коровы не хватает копыт – это коровьи копыта и т. д.).

Домашним заданием для вас будет – раскрасить этих животных.

Итог занятия.

Чем вам было интересно заниматься сегодня?

Что больше всего запомнилось? Ответы детей.

Вы все молодцы, очень хорошо поработали. Я вами довольна и Кошечке

тоже очень понравилось. А так как вы тоже были ее гостями, она и вам

приготовила угощение.

  1. Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
  2. Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
  3. Зубы смыкаем либо сближаем.
  4. Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
  5. Звук щ глухой, мягкий .Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют.

К постановке звука щ приступаем лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, переходим к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносим так же, как звук ш, только более удлинённо и напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение. Открываем рот. Необходимо присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец прижимает язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхаем, стараемся произносить длительный звук ш. Будет слышать звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулирует логопед за счёт давления пальцем. Добиваемся долгого звучания. Для наглядности при произнесении звука щ логопед произносит вместе с ребёнком.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться от детей правильного произношения звука щ. Учить определять положение языка при произнесении звука щ.

Предшествующая работа. Умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отра­ботке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направленная воздушная струя - со звуками ф, в, с, з, ш, ж.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук щ.
Игра «Кто наблюдательный?»
Краткое описание
Дети сидят полукругом или за столами. Логопед спрашивает: «Дети, вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит:
«щщ...» Как оно шипит?.. А кто видел в зоопарке змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: «щщщ...»
Повторим теперь все вместе, как шипят змеи... Дети выполняют задание сначала все вместе, потом индивидуально.

«Когда мы говорим звук щ, где находится кончик язы­ка?» - спрашивает воспитатель. («Кончик языка находится за верхними зубами»;) «Покажите, куда, поднимается кончик языка». Во время показа логопед проверяет, как выполняет упражнение каждый ребенок.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук щ, необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Если у ребенка звук щ не получается, надо предложить ему при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская, слитно произносить сочетание звуков шьтыиь, тогда получится звук щ. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить шч. Следует обратить внимание детей на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

III этап работы (проводится как часть занятия и вне занятия)

Тема. щ
в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении
звука щ в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука щ.
Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых имеется звук щ, например: щетка, щенок, щепка, ящик, плащ, клещи и др.

Игра «Разведчики» Краткое описание

Воспитатель прячет предметы в разных местах комнаты. Пригласив детей и усадив их полукругом, педагог говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо найти спрятанные предметы. (Называет какие.) Для поисков выделяют группу разведчиков: каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Тот, кто отыскал и назвал предмет, получает «значок разведчика».

Методические указания. Следить, чтобы при назывании предмета дети выделяли звук щ, произнося его чуть длительнее других звуков. Когда ребенок принесет предмет и назовет его, можно предложить детям повторить название предмета всем вместе, а потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в словах.



IV этап работы (проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука щ при ответах на вопросы по рассказу «Товарищи».
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука щ изолированного и в словах.
Подготовительная работа. Подобрать вопросы по содержанию рассказа.

Рассказ «Товарищи»

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи.



Методические указания. Следить за правильным произношением звука щ.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука щ

***
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливый рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!
***
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка - щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
***
Плавниками трепеща
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
***
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Кто это? Кот-котище!
***
Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем мы щавель на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
***
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
***
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.

Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно . Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.

Тренируем органы речевого аппарата

Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения :

«Широкий язычок»

Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.

«Спрячь конфетку»

Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.

Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.

«Гриб-невеличка»

Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.

Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.

«Фокус-покус»

Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».

Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.

Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».

Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.

Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.

По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько .

Учимся произносить «Ш»

Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.

Шаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.

Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.

Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».

Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».

Результат:

В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:

  • Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд.
  • Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм.
  • Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель.
  • Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов.
  • Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая.

Учимся произносить «Щ»

Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».

Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?

Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»

Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.

«Ш»

Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.

Мы давали Даше кашу,

Даша, Даша, кушай, кашу!

У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.

«Щ»

Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Что мы знаем о щеглах?

Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.

Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?

Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Постановка звука «Ч» и «Щ»

Постановка звука «Ш»

Тема: Постановка звука [ Щ ]

Цель:

1.Образовательные:

Закреплять умение правильно произносит звук [щ];

2. Коррекционные:

Развитие фонематического слуха;

Развитие навыков фонематического анализа;

3.Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к занятию;

Оборудование: картинка (слон), профиль артикуляции звука [щ].

План:

I .Орг.момент

Приветствие. Сообщение темы занятия.

II .Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

3.Пальчиковая гимнастика

4. Упражнение на развитие речевого дыхания

5. Упражнения по развитию мимической выразительности

6.Объявление темы занятия.

8.Постановка звука.

9. Физминутка.

11.Развитие фонематического слуха.

III .Итог

Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия

I .Орг. момент.

Приветствие

Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?

II . Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

-Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.

«Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит,
-Я теперь - лягушка!

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

« Накажи непослушный язычок»

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние

«Большой и маленький»

3.Пальчиковая гимнастика

Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.

«Заморозим подбородок»

Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Дождик»

Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

6.Объявление темы занятия.

Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.

7. Анализ артикуляции по плану.

При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

8.Постановка звука.

Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!(Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:

1.Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.

Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.

2.Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

9. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

10.Закрепление изолированного звука.

Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...

-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»

Давай с тобой проговорим скороговорку:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

11.Развитие фонематического слуха .

-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

III . Итог занятия.

Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла.Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?Можешь быть свободна.