Новое в аудиторской деятельности. В аудиторской деятельности – новые правила. Консультации с налоговыми экспертами и юристами

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.

В частности, предусмотрены следующие изменения:

Аудиторские организации и реестр ЦБ

  • Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты - от 12.
  • При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
  • Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
  • Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
  • Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
  • Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Аудиторы

  • Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности - от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ.
  • Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат старого образца, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО).
  • Вводится понятие «руководитель аудита».

Стандарты и отчетность

  • Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России.
  • К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Организации, попадающие под обязательный аудит

Новый перечень случаев обязательного аудита выглядит следующим образом:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

    1. объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты - более 800 млн (сейчас этот показатель - 400 млн);

    2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, далее - более 400 млн (сейчас критерий по активам - 60 млн).

    Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Несмотря на то, что из ч. 1 ст. 5 будет убран ряд пунктов - АО, кредитные и страховые организации - этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен п. 5 ст. 67.1 ГК и п. 3 ст. 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов - ст. 41 отраслевого закона, в отношении страховщиков - ст. 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Аудит ОЗО

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Аудиторское заключение

  • Упраздняется п. 2 ст. 6 об обязательном содержимом аудиторского заключения (АЗ).
  • Остается п. 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания).
  • Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.
  • В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.
  • Вводятся правила подписания АЗ - если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

Саморегулируемые организации (СРО)

  • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
  • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.

Сфера влияния Банка России

  • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.
  • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
  • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом

Вносится еще и огромное количество других поправок.

03 сентября 2019

  • 11:05

    PricewaterhouseCoopers (PwC), аудиторская компания из «Большой четверки», запустила свое аудиторское решение для клиентов, которые работают с криптовалютами. Об этом компания сообщила в своем пресс-релизе. Решение для аудита под названием Halo... 819

Сейчас под аудитом понимают любую независимую проверку какого-либо объекта или проекта. Наша тема - финансовый аудит, или аудит в том смысле, как он определен Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Согласно закону, аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. То есть финансовый аудит неразрывно связан с проверкой бухгалтерской отчетности, контролем над корректностью ее составления. Основной целью мероприятия является установление факта достоверности финансовой отчетности организаций, в отношении которых проводится аудит.

В связи с этим, аудиторские новости могут заинтересовать широкий круг лиц и специалистов, в числе которых не только инвесторы и предприниматели, но и специалисты различных экономических и финансовых специальностей. Несмотря на то, что в России аудит считается достаточно молодым видом деятельности, возник с переходом к рыночной экономике, новости в аудите появляются регулярно, как положительные, так и не очень радостные, их отслеживание является неотъемлемой частью работы профессионала.

Новейшие изменения в правилах и стандартах аудита, степени ответственности специалистов в данной отрасли, события в аудиторском бизнесе - все новости аудита вы можете узнать на нашем сайте!

Минфин России проинформировал всех заинтересованных лиц об изменениях в сфере проведения аудита, вступающих в силу в мае 2018 года. Такая информация будет полезна для бухгалтеров и руководителей организаций.

Минфин России опубликовал информационное сообщение от 12 мая 2018 г. N ИС-аудит-17 , в котром рассказал всем заинтересованным лицам о предстоящих и уже утвержденных новшествах в нормативном регулировании аудиторской деятельности. Так, приказом Минфина от 9 марта 2018 г. 33н , который должен вступить в силу 22 мая 2018 года, были определены виды аудиторских услуг, а также перечень сопутствующих им услуг. Кроме того, Федеральным законом от 1 мая 2018 г. N 96-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", предусматривающие введение в действие на территории РФ международных стандартов аудита (МСА).

Чиновники напомнили, что по нормам ФЗ об аудиторской деятельности аудиторские услуги представляют собой проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг. При этом аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для составления и выражения компетентного мнения о достоверности такой отчетности. Минфин пояснил, что с 1 мая 2018 года МСА подлежат применению аудиторами, но только в сроки, установленные в соответствующих документах. Обычно они начинают с действовать года, следующего за тем, в котором они признаны для применения на территории РФ. Значит, в 2018 году многие МСА станут обязательными.

Также, с 1 мая 2018 года уточнен порядок проведения Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций. Законом установлены:

  • периодичность плановых проверок;
  • основания назначения внеплановой проверки;
  • сроки проведения проверок;
  • основания продления сроков проверок;
  • сроки информирования саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, о результатах проверки и принятом решении;
  • способы направления предписания о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов или исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Для улучшения учета этим же законом введена процедура регистрации аудиторских организаций, которые обслуживают общественно значимых клиентов. Аудиторы теперь обязаны уведомлять Федеральное казначейство о начале оказания таких услуг организациям, которые признаны общественно значимыми. Такое уведомление должно быть представлено однократно в письменном или электронном виде для включения в реестр. Срок для этого определен в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора с такой организацией. Форму документа должен разработать Минфин.

Законопроект № 273179-7
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» (далее – законопроект) разработан в целях создания условий для повышения эффективности функционирования аудиторской отрасли в Российской Федерации.
Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон
от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»), а также в ряд иных федеральных законов.
Законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Так, с учетом изменений критериев малого предпринимательства, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предлагается увеличить порог обязательного аудита по значению объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) до 800 миллионов рублей, активов бухгалтерского баланса – до 400 миллионов рублей, ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году. Законопроектом предусматривается, что отчетность фондов будет подлежать обязательному аудиту в случае, если за каждый из двух последовательных лет, предшествующих отчетному году, поступление имущества и денежных средств превысит 3 миллиона рублей.
Законопроект уточняет определение бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводится аудит, включая в нее консолидированную финансовую отчетность и финансовую отчетность, которые предусмотрены Федеральным законом от 27 июля 2010 года
№ 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги наиболее значимым для финансового рынка организациям (в том числе публичным акционерным обществам, организациям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам или бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг), организациям государственного сектора экономики (государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям, организациям, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов), а также организациям, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность. Вводится категория «общественно значимая организация», объединяющая указанных аудируемых лиц.
Аудиторские услуги общественно значимым организациям будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ведение которого будет осуществляться Банком России. Для включения в указанный реестр аудиторские организации должны соответствовать определяемым законопроектом требованиям, в том числе в части количества аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы (не менее трех таких аудиторов должны иметь «единый» квалификационный аттестат аудитора и опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение не менее трех последовательных лет), деловой репутации аудиторской организации и опыта осуществления аудиторской деятельности, ведения аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и раскрытия на нем информации о деятельности аудиторской организации.
Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к руководителю аудита общественно значимой организации, в том числе предусматривающие наличие опыта участия в течение не менее трех лет в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, осуществляющих экономический вид деятельности, соответствующий экономическому виду деятельности аудируемого лица, а также прохождение обучения по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности соответствующих общественно значимых организаций, минимальная продолжительность которого составляет 40 часов за три последовательных года. Кроме того, вводится запрет на назначение руководителем аудита общественно значимой организации аудитора, который не соответствует устанавливаемым требованиям к деловой репутации.
Законопроектом вводятся нормы, направленные на исключение ситуаций, когда квалификационный аттестат одного и того же аудитора используется для создания нескольких аудиторских организаций.
В целях повышения информативности и объективности аудиторского заключения, составляемого по результатам аудита общественно значимой организации, к нему предъявляются дополнительные требования в части раскрытия обстоятельств, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе существенных рисков, принятых на себя аудируемым лицом, событий и (или) условий, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность. Закрепляется обязательное подписание указанного аудиторского заключения руководителем аудита общественно значимой организации.
В связи с переходом Российской Федерации на международные стандарты аудиторской деятельности законопроект актуализирует соответствующие положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в том числе в части определения содержания аудиторского заключения.
В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. За саморегулируемыми организациями аудиторов в полной мере сохраняются полномочия по осуществлению внешнего контроля качества работы своих членов. Вместе с тем предусматривается право саморегулируемой организации аудиторов признать плановую проверку качества работы аудиторской организации, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и являющейся членом такой саморегулируемой организации аудиторов, проведенной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации осуществлен контроль и надзор Банком России.
Законопроект предусматривает внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях». Законопроект содержит также переходные положения на период между вступлением законопроекта в силу и принятием Банком России предусмотренных законопроектом нормативных актов и (или) передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению доверия пользователей к результатам аудиторской деятельности за счет повышения эффективности ее регулирования, взаимодействия аудиторских организаций, саморегулируемых организации аудиторов и Банка России, что является одним из факторов стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.

Принято постановление Президента от 19.09.2018 г. «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан». Его текст без прилиожений опубликован на УзА.

В сфере аудита вводится ряд новых правил.

Требования к аудиторским организациям

С 1.01.2019 года смягчаются требования к аудиторским организациям.

Во-первых , для них установлен 3-месячный срок с момента госрегистрации для получения лицензии на аудиторскую деятельность. Если этого не сделать, юридическому лицу запрещено использовать в своем наименовании слова «аудиторская организация».

Во-вторых , лицензии аудиторских организаций станут универсальными - им разрешат проводить все виды аудиторских проверок. Сейчас лицензии выдаются отдельно на следующие виды аудиторских проверок:

  • инициативные аудиторские проверки;
  • инициативные и обязательные аудиторские проверки хозсубъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций;
  • аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов (см. Положение о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности) .

В-третьих , отменяются минимальные размеры уставного капитала аудиторских организаций. Сейчас для получения права на проведение различных проверок требуется сформировать следующие размеры «уставника»:

  • инициативные аудиторские проверки - 1 500 ;
  • инициативные и обязательные аудиторские проверке хозсубъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций - 3 000 ;
  • аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов - 5 000 .

Кроме того, уставный фонд разрешат формировать любым имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности аудиторской организации. Сегодня действует правило, что 50% от размера уставного фонда аудиторской организации должно быть внесено денежными средствами.

В-четвертых , минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация должна являеться основным местом работы, составит не менее 4-х штатных аудиторов. Сейчас в зависимости от вида проверок это число составляет от 2-х до 6-ти штатных аудиторов. При этом для проведения обязательных аудиторских проверок хозсубъектов один из них должен иметь международный сертификат бухгалтера (о новых требованиях к квалификации аудиторов см. ) . Также отменяются требования об обязательной аттестации руководителей аудиторских организаций 1 раз в 3 года.

Действующие аудиторские организации должны привести свой штат в соответствие с новыми требованиями до 1.04.2019 г.

В-пятых , Минфин совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов не реже 1-го раза в 3 года начнет проводить внешний контроль качества работы аудиторских организаций. Результаты внешнего контроля организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку, опубликуют на веб-сайте Минфина.

Аудиторские фирмы также станут публиковать на своих веб-сайтах или веб-сайтах общественных объединений аудиторов информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках с указанием идентифицирующих данных хозсубъекта и аудиторского заключения. Аналогичные данные ежегодно до 1 июля будут размещаться на сайте ГНК.

Важно! Для действующих аудиторских организаций предусмотрено переоформление лицензий в срок до 1.01.2019 года.

Требования к аудиторам

Квалификационный сертификат аудитора будет:

  • выдаваться на первоначальный 5-летний срок - после сдачи квалификационного экзамена, а при наличии международного сертификата бухгалтера - без него;
  • продлеваться на очередной 10-летний срок - после сдачи квалификационного экзамена, а при наличии международного сертификата бухгалтера - без него;
  • продлеваться в последующем на бессрочный период - при наличии непрерывного стажа работы аудитора не менее 10-ти лет без сдачи квалификационного экзамена (наличие международного сертификата бухгалтера в данном случае не является условием освобождения от экзамена).

А претенденты на получение квалификационного сертификата аудитора, имеющие диплом магистра по специальностям «бухгалтерский учет» или «аудит» будут допущены к квалификационному экзамену при наличии стажа практической работы (в т.ч. по совместительству) в аудиторской организации не менее 1-го года. Сейчас в зависимости от направления полученного высшего образоования требуется стаж работы от 3-х до 5 лет (см. Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора) .

Требования к проведению аудиторских проверок

С 1.01.2019 г. больше аудиторских организаций получат доступ к проверке государственных предприятий. С этой даты для предприятий с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50% отменяется порядок выбора аудиторской организации для внешнего аудита на конкурсной основе из перечня, определяемого Госкомконкуренции и Минфином.

Однако проверку хозяйствующего субъекта (государственного и негосударственного) той же аудиторской организацией более 7-ми лет подряд запретят.

А с 1.01.2020 года расширяется перечень организаций , подпадающих под обязательные аудиторские проверки. К ним добавят коммерческие организации при одновременном выполнении по итогам отчетного года 2-х из 3-х нижеприведенных условий:

  • балансовая стоимость активов свыше 100 тыс. ;
  • выручка от реализации продукции (работ, услуг) более 200 тыс. ;
  • среднегодовая численность работников свыше 100 человек.

Сами аудиторские проверки станут проводиться исключительно на основе международных стандартов аудита, издаваемых Международной федерацией бухгалтеров.

Самир Латыпов.