Развивающие игры Воскобовича и их влияние на интеллект ребёнка. песочные часы, на книге очки. заяц с белым передничком

  • Образы системы "Большой счет"
  • Образы цифр

    Тренировка представления образов цифр.

    Успешность запоминания чисел во многом зависит от того, насколько успешно кодируются соответствующие цифры в образы. Будет хорошо, если вам удастся довести этот навык до автоматизма. Для этого и предназначено данное упражнение.

    Выполнение упражнения

    Идея состоит в следующем: для каждой из десяти цифр заранее подготавливается образ, и дальнейшее запоминание чисел сводится к созданию ассоциаций с этими образами. Причем запоминание чисел в общем случае оказывается проще, чем слов: для списка слов приходится постоянно подбирать новые образы, для цифр же работаем с уже готовыми.

    Для начала необходимо подготовить набор образов, для кодирования цифр. Можно просто поставить каждой цифре в соответствие какой-либо предмет: животное, мебель, и т.д. Например: 1 - жираф, 2 - шкаф, и т.д. Проблема заключается в том, чтобы запомнить эту последовательность. Конечно 10 образов это немного, и если немного поднапрячься вполне возможно их запомнить

    Числовой список

    Описание упражнения

    Запоминание списка чисел очень похоже на запоминание списка слов: Для запоминания берется образ соответствующий первой цифре, создается ассоциация с образом соответствующим второй цифре. Затем соединяются второй и третий образы и так до конца списка. Данный метод можно использовать для запоминания телефонов, дат, цен и т.д. Рассмотрим применение этого приема на примере. Обратите внимание, что у вас при создании может использоваться своя система образов.

    Пример запоминания числового списка

    Пусть необходимо запомнить следующую последовательность цифр:

    9 - 2 - 8 - 6 - 2 - 5 - 3 - 6 - 8 - 1

    Для данной цепи можно составить следующую цепь ассоциаций.

    Слону преградил путь Гусь (2) рассматривавший в бинокль(8) навесной замок(6). Гусь побежал по дороге, пока не наткнулся на якорь, стоявший посреди дороги. Проходя мимо якоря гусь зацепился биноклем за замок, которым якорь был прикован к столбу.

    Действуя аналогичным образом, можно запоминанть ряды цифр.

    Образы системы "Большой счет"

    Цель данного упражнения: доведение до автоматизма умения кодировать двузначные числа в образы. Запоминание чисел будет происходить гораздо быстрее, если вам не придется тратить время на вызов образа соответствующего числа. После нескольких тренировок вы обнаружите, что вы гораздо меньше тратите времени на вспоминание того, какой же образ соотвествует заданному числу. Само это упражнение очень похоже на тренировку представления образов отдельных цифр. Если вы еще не натренировались в работе с образами отдельных цифр, то лучше начать тренировки с него.

    Прежде чем начать выполнять данное упражнение ознакомьтесь с системой "Большой счет". Дальнейшая работа по тренировке образов очень похожа на тренировку образов отдельных цифр.

    Выполнение упражнения

    Система "Большой счет"

    00 - кобра (напоминает рисунок на ее капюшоне); очки; полночь (на электронных часах);

    01 - пожарная машина (здесь можно увидеть ее ярко красный цвет, услышать оглушительный рев сирены); более компактные образы - это огнетушитель или пожарный шланг. Можно представить пожарного, а для усиления выразительности образа вообразите брандмейстера из XIX века, в медной каске и с такими же медными усами;

    02 - чтобы не злоупотреблять образами спецмашин с сиренами, представьте какую-нибудь милицейскую атрибутику: дубинка, жезл, наручники. Неплохо справляются с мнемоническими задачами образы «всенародных милиционеров»: дяди Степы, майора Томина или собственного участкового(если, конечно, Вам когда-нибудь приходилось его видеть);

    03 - медицинская аптечка, шприц и другая медицинская атрибутика. Можно представить врача в белом халате и фонендоскопом на шее. "Фактурный" и легко озвучиваемый образ - это бывший врач скорой помощи Александр Розенбаум;

    04 - газовый баллон (постарайтесь почувствовать запах, обнаружив который нужно звонить по этому номеру, услышать шипение вытекающего газа);

    05 - пол-литра; пол-литровая бутылка (ее содержание зависит от ваших предпочтений);

    06 - воспользуемся буквенным кодом - Ноль Шесть - Н Ш: Ноша ставьте какой-нибудь тяжелый груз (рюкзак, оттягивающий плечи или большой чемодан без ручки, который, как известно тяжело нести...);

    07 - Бонд. Джеймс Бонд... Представьте суперагента 007, а точнее любого исполнявшего эту роль актера: непревзойденный Шон Коннери, аристократичный Тимоти Далтон, иронично невозмутимый Роджер Мур или мрачноватый Пирс Броснан;

    08 - графическая ассоциация - вентилятор. Ассоциация от буквенного кода - НОль ВОСемь - НО ВОС: Новости (представьте наиболее «харизматичного ведущего какой-либо информационной программы);

    09 - телефонная справочная: "телефонная дама" в наушниках, сидящая у пульта с разноцветными лампочками;

    10 - тяжелый золотой червонец; две руки (десять пальцев);

    11 - лыжи, частокол, забор;

    12 - календарь (двенадцать месяцев); яркий месяц на темном небе;

    13 - Сатана (чертова дюжина); Воланд; Мефистофель;

    15 - ПЯТНадцать: Пятно - Кентервильское привидение; Пятница на острове Робинзона Крузо;

    16 - в таблице соответствий О. Степанова число 16 посвящаятся мужчинам, им предлагается представить пудовую гирю. От себя предлагаю образ специально для женщин - Ромео;

    17 - Штирлиц: у отечественных телезрителей число 17 вызывает мгновенную ассоциацию - "Семнадцать мгновений весны";

    18 - совершеннолетие; поскольку само по себе совершеннолетие представить трудно, то можно создать конкретные ассоциации, так или иначе связанные с этим событием: избирательная урна (избирательное право, приобретаемое с наступлением совершеннолетия); армейский плац (без комментариев);

    19 - ДЕвятьНадцатЬ: ДЕНь (можно увидеть восход Солнца или услышать крик петуха);

    20 - лебедь, плавающий в озере или пруду;

    21 - "очко", колода карт;

    22 - Двадцать Два - Д Д: ДиДжей; ДяДя (любой дядя, к примеру, Дядя Сэм);

    23 - Двадцать Три - Д Д Т (Юрий Шевчук);

    24 - ДиЧь; круглосуточный киоск (24 часа);

    25 - четверть; к примеру четверть года (зеленое лето, золотая осень и т. д.),

    26 - Двадцать Шесть - Д Ш: ДуШ, ДуШа;

    27 - ДоСка; Михаил Лермонтов;

    28 - графическая ассоциация - мясорубка: 2 -ручка, 8 - крестообразный нож;

    29 - ДВАдцать ДЕвять - ДВА ДЕда: Маркс и Энгельс;

    30 - ТридЦаТь - Т Ц Т: ТелеЦенТр (телевизионная вышка, Останкинская башня);

    31 - Тридцать Один -ТО: ТехОсмотр; впрочем, если это слишком тяжелая ассоциация, можно заменить на Техобслуживание (представьте запах и журчание отработанного масла, стекающего из картера; вспышки стробоскопа в процессе установки момента зажигания и т. д.). Женщины могут ассоциировать число ТРидцать ОдиН с прекрасным принцем, сидящим на ТРОНе;

    32 - зубы: если Вы бережно относитесь к своим зубам, то их количество должно совпадать с этим числом;

    33 - Иисус Христос; если Вы не считаете возможным использовать библсйские образы в мнемонических композициях (Джордано Бруно оказался на костре именно за это), то Тридцать Три - это пистолет ТТ, или ТоТоша из «Изумрудного города» Александра Волкова;

    34 - Тридцать Четыре - Т Ч: ТаЧка, ТуЧа, танк Т-34;

    35 - ТРидцАть Пять - ТРАП: для большей образности его можно представить вместе с самолетом или кораблем;

    36 - Тридцать Шесть - Т Ш: ТуШа (борец сумо);

    37 - Сталин или Берия (37 - год); если эти образы слишком неприятны, можно представить Пушкина (хотя при этом мрачное число 37 не теряет своего драматизма);

    38 - ТРидцАть Восемь - ТРАВа: копна свежескошенной травы; высокая, ярко-зеленая трава на лугу. Т В (Т V) - телевизор;

    39 - ТРИдцать ДЕВяТь: царь Кащей, чахнущий над златом в ТРИДЕВЯТом царстве. Т Д - ТоДес: балет Аллы Духовой;

    40 - Сорок: СОРОКа; СОК; Капуста (сорок одежек...);

    41 - авиабомба с крестом (год начала войны). СОрок одиН - СОН: спальный мешок, подушка. Картина Сальвадора Дали «Сон»;

    42 - СОрок ДвА - СОДА, содовая вода; виски с содовой;

    43 - СОрок Три - СОТы: свежий мед в сотах (ощутите его аромат!);

    44 - СОрок ЧЕтыре: СОЧЕльник (рождественская елка);

    45 - салют (Победа). Женщина, которая в этом возрасте (если верить известному шлягеру) вновь обретает привлекательность;

    46 - СОрок Шесть - СОШки: ручной пулемет. С Ш - СаШа (например, Александр Македонский);

    47 - СОрок СЕмь - СОСЕд: представьте своего соседа по лестничной клетке (по даче, по гаражу);

    48 - СОрок ВОсемь - СОВОк; СОВа;

    49 - СоРок Девять - С Р Д: СаРДелька, СаРДина, СаРДоникс;

    50 - полтинник; ПяТьДесяТ - П Т Д Т: ПТероДакТиль;

    51 - Пятьдесят ОдиН -ПТОН: ПиТОН, ПиОН;

    52 - самолет По-2 (биплан);

    53 - Пятьдесят ТРи -ПЕТР: ПЕТР - I, ПЕТаРда, ПЕТеРбург, ПЕТРушка, ПЕТух;

    54 - ПятьдЕсят ЧетырЕ - П Е Ч Е: ПЕЧЕнье; ПЕЧь (Емеля на печи);

    55 - Пятьдесят Пять - П П: ПоП, ПоПугай;

    56 - ПятьдЕсят Шесть - П Е Ш: ПЕШка, ПЕШеход (пешеходный переход),

    57 - ПятьдЕсят Семь -ПЕС: ПЁС; ПЕСец; ПЕСок;

    58 - Пятьдесят Восемь - П В: ПаВиан; ПаВлин; ПоВар;

    59 - Пятьдесят Девять - П Д Д: Па-Де-Де (классический балет); инструктор по вождению, обучающий ПДД (правилам дорожного движения);

    60 - ШЕСТьдесят: ШЕСТ; ШЕСТвие; ШЕСТеренка;

    61 - Шестьдесят ОДин - Ш О Д: ШокОлаД;

    62 - Шестьдесят двА - Ш Т А: ШТАнга; ШТАны; ШТАтив;

    63 - Шестьдесят ТРи - Ш Т Р: ШаТеР; ШТуРмовик; ШтуРм;

    64 - шахматы (64 клетки);

    65 - Шестьдесят Пять - Ш П: ШиП (кактус); ШаПка;

    66 - Шестьдесят Шесть - Ш Ш: ШиШка; ШиШ; ШуШун;

    67 - Шестьдесят СЕмь - Ш С Е: ШоССЕ; ШаССи;

    68 - Шестьдесят Восемь - Ш В: булгаковский ШВондер; ШаВка; ШиВа;

    69 - ШЕстьдесят ДЕВять - Ш Е Д Е В: шедевр (роденовский Мыслитель);

    70 - СЕМЬдесЯт: семья;

    71 - Семьдесят ОдиН: поскольку такой образ, как "сон" уже был использован при кодировке числа 41, здесь может быть ассоциация СалОН;

    72 - СЕмьдесят Два - СЕД: СЕДло (лошадь под седлом);

    73 - СЕмьдесят Три - СЕТ: СЕТь; СЕТ (в теннисе); СЕТтер;

    74 - Семьдесят Четыре - С Ч: СоЧи; СаЧок;

    75 - СЕмьдесят ПяТь - СЕПТ: СЕПараТор; СЕПараТист; СЕПТет (ли самбль из семи музыкантов);

    76 - СЕМьдЕсят шеСТь: СЕМЕСТр; СЕМиСТрунная гитара;

    77 - здесь можно использовать графическую ассоциацию - две косы (а вдоль дороги мертвецы с косами стоят...); покос;

    78 - СЕмьдесят Восемь - СЕВ: сев ("Сеятель" работы О. Бендера); СЕВер; СЕВрюга;СоВа;

    79 - Семьдесят Два - С Д: "CD-диск"; СаД; СаДоводство;

    80 - Московская олимпиада; олимпийский Мишка;

    81 - Восемьдесят ОДин -ВОД: ВОДопад; ВОДолаз; ВОДа; ВОДка;

    82 - ВОсемьДЕсят дВа - В О Д Е В: ВОДЕВиль;

    83 - ВосЕмьдесят ТРи - В Е Т Р: ВЕТеР; ветряная мельница;

    84 - ВосЕмьдесят ЧЕтыРе - ВЕЧЕР (вечерние сумерки, горящие свечи);

    85 - Восемьдесят Пять - В О П: ВОПиющий в пустыне; ВП: ВеПрь, Владимир Путин

    86 - ВосЕмьдесят Шесть - В Е Ш: ВЕШалка (можно представить начинающийся с нее театр);

    87 - Восемьдесят Семь - В С: ВеСы; Вестерн; ВоСток;

    88 - Восемьдесят Восемь - В В: Внутренние Войска (конвоир с карабином);

    89 - ВосЕмьдесят Девять -ВЕД: ВЕДьма (например, Маргарита, летящая на щетке над ночной Москвой);

    90 - графическая ассоциация - слон, пьющий воду из озера (9 - голова слона с хоботом, 0 - озеро);

    91 - Девяносто ОдиН -ДОН: донской казак в папахе, бурке и с серебрянной шашкой (в формируемые образы полезно помещать блестящие фрагменты);

    92 - Девяносто Два - Д О Д: Додж Крайслер (Dodge Chrysler) (мощный армейский джип с камуфляжной окраской);

    93 - Девяносто Три - Д Я Т: ДЯТел (для создания прочного образа постарайтесь не только увидеть, но и услышать эту симпатичную птицу);

    94 - Девяносто Четыре - Д Ч: Дежурная Часть; ДаЧа (можно представить собственную дачу);

    95 - ДЕвяносто ПяТь - Д Е П Т: ДЕПо, ДЕПуТат; Государственная дума (здесь можно найти большое количество ярких, колоритных образов, как комичных, так и откровенно страшных - это зависит от Ваших политических предпочтений и состояния нервной системы);

    96 - Девяность ШЕСть - Д Ш Е С: ДюШЕС (ощутите вкус и запах спелой сочной груши данного сорта);

    97 - ДЕвяность СЕмь - Д Е С Е: ДЕСЕрт (образ также создается исходя из индивидуальных предпочтений); ДоСье

    98 - Девяносто ВосЕмЬ - Д В Е Ь: ДВЕрЬ (к примеру, дверь собственной квартиры);

    99 - ДЕвяность Девять -ДЕД: Дед Мороз с мешком подарков (можно ли завершить "Большую систему" более приятным образом?).

    Уважаемый читатель, теперь Вам предстоит провести достаточно трудоемкую работу по освоению "БС - 100", состоящую из двух этапов.

    На первом этапе нужно вернуться к началу "Большой системы" и произвести «ревизию» представленных образов на предмет эффективности кодирования соответствующих им двузначных чисел с Вашей точки зрения. Приведенные здесь ассоциации - это всего лишь канва, примерные версии превращения чисел в образы. В идеальном варианте Вам нужно заново воспроизвести «БС - 100» (лично для себя), составив собственную систему соответствий. Чужие ("готовые") ассоциации далеко не всегда понятны и принимаемы. При этом разумеется не нужно отбрасывать те вышеприведенные примеры, которые Вам показались удачными. На мой взгляд, удобнее всего изготовить свою версию "БС-100" в виде отдельной книжечки (шпаргалки), где каждому двузначному числу от 00 до 99 будет "прописано" свое образное соответствие. Это позволит более эффективно работать с "БС - 100" в процессе тренировки.

    Секреты запоминания цифр и текстовой информации, обсуждаемые в этом разделе - ключи к многократному повышению эффективности обмена информацией в современном цифровом мире.

    СЕКРЕТ ЗАПОМИНАНИЯ ЦИФР

    Секрет запоминания цифр заключается в том, что каждой цифре от ноля до ста подбираются на основе "похожести" зрительные образы , которые отрабатываются при запоминании. Если появляется необходимость запомнить число, которое более ста, то мы образуем связку. Например, 101: 100 - старинная пушка, т.е. два колеса - два ноля и ствол - единица; единица - копье. Пушку протыкаем копьем и получаем 101.

    Запоминание дат, телефонов, формул и т.д. производится в виде мнемосхемы, т.е. когда запоминают информацию, которую сложно связать в рассказ, вы укладываете, т.е. связываете в соответствии с конкретными образами символы данной информации, прокручивая в воображении ленту образов от одного до ста. Когда отпадает необходимость держать эту информацию в таком виде, ее можно будет "стереть" (забыть).

    Не забывайте, что каждую цифру нужно воспринимать всеми пятью органами чувств одновременно, а также "оживлять" ее.

    Предлагаем вам самостоятельно, аналогично предложенному выше примеру, составить образы к цифрам. Это даст возможность прочувствовать этот процесс и затем, если не удастся к некоторым цифрам составить образы, очень легко и быстро воспринять образы, которые мы вам предлагаем к цифрам.

    К каждой цифре нужно иметь как можно больше образов (минимум 2-3). Это обусловлено необходимостью в конкретной жизненной ситуации быстро и неосознанно подбирать нужный образ-цифру для запоминания.

    ПРИМЕР СПИСКА ЦИФР-ОБРАЗОВ

    1. копье, стрела, гвоздь, карандаш, один рубль;
    2. утка, рыболовный крючок, абордажный крюк, оценка, лошадь;
    3. треугольник, трезубец, три рубля, оценка, сережка;
    4. четырехугольник, топор, солдат отдает честь, пионер отдает салют;
    5. девочка в белом фартучке (отличница), пять рублей, оценка;
    6. старушка сгорбленная, замок открытый навесной;
    7. коса, мужчина в кепке с усами, дракоша (обжора);
    8. очки, велосипед, две шестеренки, свадебные кольца;
    9. мужчина с красным лицом, Карлссон, человек в чалме, Али-Баба;
    10. зонтик, грибок, десять рублей, воздушный шар, колесо с палкой, десятка-мишень;
    11. барабанные палочки, Буратино, лыжи, рельсы;
    12. календарик, удочка;
    13. черт, черный кот;
    14. стул (спинка слева), совок;
    15. игра "пятнашки";
    16. паспорт, замок с ключом;
    17. аттестат, выпускной звонок;
    18. солдат, ножницы;
    19. человек с ружьем, булава, носорог;
    20. утка на озере, змея;
    21. всадник на лошади, бутылка водки (2 - плохие ощущения, 1 - бутылка);
    22. два веселых зажаренных гуся;
    23. царь-лебедь (2 - лебедь, 3 - корона);
    24. часы бьют 24 часа (Новый год), подумайте свой вариант - Дед Мороз, Снегурочка, елочка;
    25. улитка (2 - тело улитки, изогнутое двойкой, 5 - раковины, т.е. дом улитки);
    26. старушка на лебеде;
    27. монах (2 - черный цвет; 7 - профиль монаха);
    28. лебедь в очках;
    29. слон выгнул хребет в виде трубы, человек борется со змеей;
    30. вилы в луже, торт с тремя свечками, зеленый абажур (3 - зеленый, 0 - абажур);
    31. самолет, Змей Горыныч (три головы и один хвост);
    32. голова быка (треугольное лицо, два рога), нос (треугольный, две ноздри);
    33. плачущий человек (33 несчастья), Христос;
    34. вентилятор (три лопасти и четырехугольный корпус), зеленое знамя (3 - зеленое, 4 - знамя);
    35. красная лилия (3 - лилия, 5 - красная);
    36. зеленый кузнечик, градусник;
    37. Сталин;
    38. Берия;
    39. Нептун (3 - зеленый, 9 - крепкий, большой), фашистская свастика (начало войны);
    40. капуста (сорок одежек и все без застежек), на подносе стоит торт;
    41. огонь, взрыв;
    42. транспорт (прямоугольной формы - 4, две палки - 2);
    43. радуга, битва на Курской дуге;
    44. окно (четыре - прямоугольной формы, 4 - делится на четыре части);
    45. салют, рейхстаг;
    46. телефон (4 - корпус телефона, - трубка), барон со слугой;
    47. Екатерина (4 - толстая, квадратная, 7 - украшения);
    48. песочные часы, на книге очки;
    49. Карлсон с банкой варенья;
    50. собачья будка с круглым входом, красное солнышко, красная роза, помидор(5 - красный, 0 - круглая форма);
    51. поросенок с торчащей изо рта морковкой, дом с дымоходом справа;
    52. избушка на курьих ножках;
    53. Хрущев;
    54. девочка в белом фартучке (5), с синим бантом (4);
    55. красная звезда, две подруги-отличницы;
    56. красный мак с черной серединкой;
    57. горящее дерево (5 - огонь, 7 - дерево), семафор опущенный;
    58. вертолет (5 - форма вертолета, 8 - пропеллер);
    59. человек-морж (5 - красный, 9 - здоровый);
    60. Баба-Яга в ступе (6 - Баба-Яга, 0 - ступа), святой с нимбом;
    61. груша (6 - плод, 1 - хвостик), лампочка, ракета;
    62. шут (6 - согнутый, 2 - загнутые башмаки и колпак);
    63. коляска с тремя лошадьми;
    64. Брежнев;
    65. болото (застой);
    66. две вишни, силач;
    67. смерть с косой;
    68. лев, стоящий на задних лапах (герб Чехословакии, конфликт), старушка в очках;
    69. дружба (руки, которые тянутся друг к другу), дымящий паровоз (6 - дым, 9 - огромный паровоз);
    70. пылесос, Ленин;
    71. мушкетер, Дон-Кихот, две скрещенные шпаги (одна из них сломана);
    72. утка в кепке;
    73. крокодил зеленый;
    74. жираф;
    75. заяц с белым передничком;
    76. клюка из дерева;
    77. Шапокляк с Лариской; железнодорожный знак;
    78. петух поставил крылья, как руки в бок;
    79. комар на воздушном шарике;
    80. Мишка Олимпийский, Чебурашка;
    81. Снеговик с метлой, пенсне;
    82. черные очки;
    83. медицинский символ (чаша со змеей), брови с глазами;
    84. муравей;
    85. Горбачев;
    86. Чернобыль, йог;
    87. человек с усами в кепке с двумя дынями;
    88. крест (тысячелетие Крещения Руси), бабочка;
    89. настольная лампа, депутатский значок;
    90. медведь с бочонком, дедушка;
    91. обезьяна ест бананы, бегемот с хвостом;
    92. мужчина на костылях;
    93. Царевна-лягушка;
    94. колодец, бегемот на шкафу (боится уколов);
    95. мужик в белом переднике (отличник);
    96. собака или кот, которые гоняются за своим хвостом;
    97. дровосек с топором;
    98. мужик с бантиками;
    99. кавычка;
    100. пушка.

    ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.
    2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.
    3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).
    4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на другом листке.
    5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).
    6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

    Одни из самых сложных видов информации для запоминания это — числа.

    Обычный человек, не изучавший никакие техники запоминания обычно может запомнить 7-10 цифр, это примерно 1 номер телефона.

    В видео ниже я рассказал, как любой человек следуя методики, способен запоминать длинные последовательности цифр и чисел, например, 5-10 номеров телефонов за несколько минут.

    Методика запоминания чисел

    Запоминание цифр и чисел

    Для начала нужно создать и запомнить локации — это набор предметов в Вашей памяти, которые Вы можете выделить в своей комнате, в офисе, здании, на каком либо маршруте. Это должны быть разные предметы и в разной последовательности, например по часовой стрелке. К ним в воображении мы будем присоединять любую информацию в виде образов.

    Далее, нам нужен Буквенно-цифровой код (БЦК). Этот код позволит создавать нам из чисел определённые картинки. Так каждой цифре у нас будет ставится в соответствие нескольких букв. Из этих букв мы составляем картинки, картинки кодируют цифры. Цифры можно обратно преобразовать в слова.

    Для того, чтобы быстрее запоминать последовательности чисел, у Вас заранее должны быть подготовлены образные коды. Имея в голове образы для чисел от 0 до 99 (это можно придумать самим или найти готовые), можно быстро оперировать ими и запоминать информацию, которую Вы будете встречать в реальной жизни.

    Ранее я уже выкладывал на Ютуб канале видео про запоминание цифр, там я рассказывал что запоминание цифр от 0 до 9 — очень просто в освоении, достаточно просто подобрать образы-картинки визуально похожие на данные цифры: 0 — бублик, 3 — усы, 7 — коса.

    Запоминание чисел от запоминания цифр отличается тем, что простое запоминание цифр можно освоить быстро и легко, но запоминать этим методом всегда — это достаточно долго. Но если Вы освоите запоминание чисел методом из видео, используя образные коды на двузначные числа, то в дальнейшем Вы будете запоминать в 2-3 раза быстрее любую информацию, которая связана с числами.

    Например, это могут быть адреса, номера телефонов, пароли.

    Научиться всему этому на практике — запоминанию пин-кодов, паролей, адресов и т.д. можно записавшись на курс

    Если есть вопросы по запоминанию чисел — пишите.

    16 апреля 2012 в 11:08

    Оптимальный способ запоминания цифр

    • Учебный процесс в IT

    Итак, начнем.

    Ежедневно людям приходится запоминать большое количество информации. При этом одни типы данных запоминаются легко, другие - сложно. Так мы без труда можем запомнить известное нам слово, состоящее из большого количества букв, но сталкиваемся с трудностями, если буквы не образуют слово. Подобная проблема возникает и при запоминании цифр, так как это абстрактная информация.

    Освещу популярные способы запоминания цифр:

    Способ 1: Использование звуковой памяти:

    1) Подбирается фраза, в которой число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа:
    «Это я знаю и помню прекрасно,
    Пи многие знаки мне лишни, напрасны»
    Соответственно расшифровывается как 3,14159265358

    2) Или в которой рифмуются сами цифры:
    «Чтобы ПИ запомнить, братцы,
    Надо чаще повторять:
    Три, четырнадцать, пятнадцать,
    Девять, двадцать шесть и пять»

    Преимущество: легко подбирать слова и составлять из них предложения, а так же расшифровывать.

    Недостаток: при запоминании длинных цифровых комбинаций
    (например: 7-мизначный номер телефона) придется составлять длинные предложения. Даже при небольшом количестве длинных предложений можно запутаться, не говоря уже о большом.

    Способ 2: Использование образной памяти
    1) Одна цифра:
    Единица - кол, деревяшка в ошмётках коры, шершавая на ощупь. Двойка - лебедь, белоснежный и толстый и так далее для всех цифр.

    2)Две и более:
    После создания образного ряда запоминание цифр превращается в игру, похожую на рисование мультфильма.
    Например, для запоминания числа 21 можно представить себе лебедя, на которого упал кол, ушиб его и лебедь злобно шипит и щиплет кол. Таким образом, вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые легко и прочно в ней удерживаются.

    Преимущество: фантазия человека всегда найдет образное сравнение для любой комбинации цифр.

    Недостаток: тот же, что и в способе 1: при запоминании, к примеру, телефона получается длинный «мультик», а если телефонов несколько, то картинки из «мультиков» могут перепутаться между собой.

    Способ 3: Использование раскладки телефонной клавиатуры
    Цифры заменяются соответствующими буквами из телефонной клавиатуры, а из букв составляются слова. Например: Телефонный номер Яндекса: 8-800-333-96-39, для запоминания предложен текстовый вариант номера: 8-800-333-YNDX

    Преимущество: цифровой ряд запоминается легче, если заменить сложные для восприятия его части буквами, образующими некую фразу, либо слово.

    Недостаток: цифры 0 и 1 не имеют буквенных значений в телефонной клавиатуре, поэтому запоминать их с помощью этого способа не получится, что является большим недостатком, так как это 1/5 всех существующих цифр (речь идет о 10-тичной системе счисления, в которой считает большинство людей).

    Ну и наконец…

    Способ 4: Цифро-буквенный алфавит
    Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы, а из букв составляются слова. Алфавитов таких известно несколько.
    Вот один из них:

    0. Буквы Н и Л в слове «НоЛь».
    1. Р от слова «Раз».
    2. Д - «Два» и Г, так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.
    3. Т от «Три» и 3 - по внешнему сходству.
    4. Ч от слова «Четыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».
    5. П - «Пять» и Б, по схожести звучания (и по внешнему виду).
    6. Ш - «Шесть» и Ж, тоже по схожести звучания.
    7. С - «Семь», и, обычно этого хватает, так как С - очень распространённая буква.
    8. В - «Восемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф.
    9. Здесь сложнее. Можно М от слова «Много», так как 9 самая большая цифра.

    Например, число 3312 можно записать как «тетрадь».

    Преимущество: малый размер получающихся фраз, так как в одном слове может быть закодировано несколько цифр. Легкость расшифровки (зависит от кодировки: есть интуитивно-понятные, а есть те, что нужно заучивать как таблицу умножения).

    Недостаток: необходимо подбирать слова по получившимся буквам и предложения по словам, а это, иногда, бывает затруднительным. А так же запоминать «кодировку» - соответствие цифрам определенных букв.

    Подведем мини-итог:
    Наиболее эффективный способ – цифро-буквенный алфавит, потому что при его использовании получаются компактные фразы, что уменьшает риск перепутать слова из разных фраз. Так же достигается большая вариативность фраз, благодаря богатому русскому языку (в словаре Даля зафиксировано более 200"000 словарных единиц).
    Начнем творчество
    Стоит создать свою цифро-буквенную кодировку, понятную большинству людей и в то же время, что немаловажно, эффективную. В русском языке насчитывается 20 подходящих согласных. Гласные не используется, поскольку тогда почти не будет подходящих слов. 20 согласных. 10 цифр.

    Пусть будет 2 колонки букв, подходящих цифрам. Первая - интуитивно понятная, вторая будет компенсировать первую в плане эффективности.

    Первая колонка:

    0. Н от слова «Ноль»
    1. Р от слова «Раз»
    2. Д - «Два»
    3. Т - «Три»
    4. Ч - «Четыре
    5. П - «Пять»
    6. Ш - «Шесть»
    7. С - «Семь»
    8. В - «Восемь»
    9. З – так как буква Д уже занята, используем З, похожую на 9 внешне

    Эти буквы интуитивно-понятны.

    0. Ф
    1. Ц
    2. Б
    3. Щ
    4. К
    5. Г
    6. Л
    7. Ж
    8. Х
    9. М

    Почему именно так? Как была создана эта колонка?
    Так вот, каждой букве первой колонки подбиралась пара так, что бы среднее арифметическое от суммы частотности их использования в русском языке примерно равнялось остальным средним арифметическим. Это повысит вариативность возможных слов.

    Назовем ее ОЦБК – Оптимальная Цифро-Буквенная Кодировка.
    Теперь, к примеру, можно преобразовать число 412 в слово «очередь», 86-79 в «ваш союз» или «воля семьи» и так далее. Также возможно и обратное преобразование: «желтый картон» выглядит как 763-41-30, «поле для ввода» – 562-68-82.

    Актуальность и сферы применения

    В настоящее время люди стали слишком зависимы от электроники, интернета. Решение данной проблемы поможет снизить нашу зависимость от электронных устройств, ведь нам уже не придется записывать номера телефонов, даты и прочее в запоминающие электронные устройства. Так же это повысит эффективность обучения. К примеру: школьникам не придется зубрить даты, числа и т.п.
    Данную методику можно применять в повседневной жизни – запоминать номера телефонов, кредитных карт, Яндекс-денег…В обучении, для запоминания дат, констант и другой цифровой информации. При этом отпадает необходимость иметь с собой записанные данные, снижается риск их утери, что в свою очередь снижает риск использования ваших данных злоумышленниками.

    Программа

    Так же написал программу, которая сама подбирает слова по заданным цифрам и преобразует цифры в слова. В программе будут подбираться слова по заданным цифрам. Цифры, разделенные "-" считаются отдельными. Например: 1234 и 12-34, это не одно и то же. В первом случае будет произведен поиск по комбинации «1234», во втором - по двум комбинациям «12» и «34».

    Вы хотите запоминать телефонные номера с первого раза, как их услышите? Думаете, как хорошо было бы вбивать номер своей банковской карты во время онлайн-покупок, никуда не подсматривая? Мечтаете без проблем запоминать номера автобусов, страниц, почтовые индексы? Все это возможно, если подобрать для себя подходящую мнемотехнику по запоминанию чисел и цифр и как следует потренироваться в ее применении.

    Существует несколько приемов, как запоминать цифры быстро и без особых усилий. При этом многие способы строятся на преобразования цифр в слова или образы — запоминать конкретные (предметные) образы значительно проще, чем цифры. Мнемотехники такого рода можно разделить на несколько подвидов.

    Цифры — образы

    Один из самых простых приемов, как научиться быстро запоминать числа, — просто закрепить за каждой цифрой образ и для запоминания последовательности цифр связывать эти образы между собой последствием некоей цепочки действий. Связанный рассказ и образы запомнить намного проще, чем сухую последовательность цифр. Соответственно, при воспроизводстве, например, телефонного номера, вы вспоминаете свой рассказ и разворачиваете цепочку наоборот – от образов к цифрам.

    Есть несколько мнемотехник, как выстаивать подобные ассоциации. Некоторым проще ориентироваться на внешнюю схожесть цифр и предметов . Например, один может быть жирафом, подъемным краном, стелой, маяком… Двойка — лебедь, лекало, ноль — сушка-челнок, зеркало. Таким образом, 20 — это может быть лебедь, смотрящийся в зеркало. 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало. Сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало, увидел матрешку — 1208.

    Другая вариация этого метода — ассоциации с «содержимым» той или иной цифры, а не с ее внешним видом . Например, 2 — это палочки для суши (потому что их две), 7 — это радуга, 0 — фантик от конфеты (сама конфета уже съедена, остался только фантик). Тогда 27 — это палочки для суши, воткнутые в радугу. 270 — палочки от суши, которыми кто-то пытается положить на радугу фантик.

    Цифры — слова

    Основа этого метода быстрого запоминания чисел — присвоение каждой цифре буквенного эквивалента . Он может быть связан с формой (о — 0, з — 3), быть первой буквой названия цифры — (н — 0, т — 3), быть связанным с какой-либо вашей ассоциацией (5 — о, потому что пятерки получают только отличники) или быть смесью этих методов. Главное — запомните десять букв для десяти цифр. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв .

    Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать…»). Аналогичный принцип используется во фразах-запоминалках – приеме, который позволяет запоминать последовательность. Что касается чисел, то можно несколько усложнить задачу и для двузначных цифр взять слова, где первая и вторая или первая и третья буквы кодируют цифру . Если вспомнить примеры, с которых мы начинали описание метода, то 30 — это «зонт» или «тон». Здесь главное не запутаться, какое слово какими буквами и за какое число отвечает.

    Еще один интересный метод — подбор слов, где количество букв совпадает с цифрой, которую нужно запомнить . Например, это предложение поможет запомнить число 830795 («например» — 8 букв, «это» — 3 буквы и т.д., для обозначения нуля используется слово, в котором больше 10 букв). Данный метод требует определенного времени, так как вам надо будет подобрать слова на нужное количество букв и составить из них предложение. С другой стороны, он проще тем, что вам не придется запоминать какие-либо образы — только собственно предложение.

    Числа — числа

    Не все мнемотехники по запоминанию чисел базируются исключительно на преображении цифр в слова. Также можно использовать ассоциации и связи с хорошо знакомыми вам числами . Например, число 2302 легко превращается в 23 февраля. 8 сентября можно запомнить по связи — ровно через неделю посла начала учебного года или через полгода после 8 Марта. Также можно использовать номера автобусов и трамваев, пин-коды, которые вы точно не забудете, номера домов и прочее, и прочее, и прочее. Мы окружены цифрами, поэтому подобрать необходимые ассоциации, как правило, не составляет проблем.

    Помните: чтобы процесс запоминания цифр был более простым и эффективным, необходимо соблюдать общие правила применения мнемотехник по запоминанию цифр. Мы подробнее рассмотрим их в следующей статье.

    Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (