Как понять пословицу минута час бережет. Классный час Минута час бережёт. Подготовка классного часа

1. Вступительное слово.

Загадки о времени.

Что возвратить нельзя?

Что быстрее мысли?

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

2. Практическая работа с часами.

Что нам помогает узнавать время? (часы)

Какие вы знаете часы? (карманные, настенныеи т. д.)

Определите, сколько времени на модели часов?

Упражнение в определении времени .

Какие промежутки времени вы знаете?

(Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

Умеете ли вы правильно рассчитывать время?

Сколько минут занимает дорога от дома до школы?

От чего зависит это время?(от скорости и расстояния)

Сколько минут потребуется, чтобы сложить вещи в портфель? Приготовиться к уроку математики?

(соревнование на время)

Какой ряд быстрее построится в линейку?

Прочитайте пословицу: « Время не деньги, потеряешь – не найдёшь» Когда так говорят?

3.Работа по составлению режима дня

Отгадываем загадки и записываем первую букву

из отгадки:

1) Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расчёска.)

2) Исполнитель песни «Улыбка». (Енот)

3) Завязал глаза я Юрке –

Мы играем с братом в (жмурки.)

4) Птичка - невеличка носиком нырнёт,

Хвостиком вильнёт, дорожку проведёт. (Игла.)

5) Гладко. Душисто. Моет чисто. (Мыло.)

6) Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка мне на спину и бока.(Душ.)

7) Всю жизнь ходят рядом, а обогнать друг

друга не могут. (Ноги.)

8) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

Что получилось? РЕЖИМ ДНЯ

А что это такое? Распорядок жизни на день.

Как вы понимаете эту пословицу?

ПОРЯДОК ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ

Когда особенно важно соблюдать порядок?

Особенно важно соблюдение порядка для спортсменов, космонавтов, школьников, чтобы расти

здоровыми.

Как вы выполняете режим дня?

Стихи о человеке и его часах

С. Баруздин

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк!

Физкультминутка

Бьют часы на старой башне:

Тик – так, тик – так.

А стенные побыстрее:

Тики – таки, тики – таки.

А карманные стучат:

Тик – так, тик – так, тик –так.

Представьте, что на земле исчезли все часы.

Что тогда произойдёт?

А как мы бережём время?

Сколько минут продолжается урок? Перемена?

Сколько минут мы практически используем для работы?

Примеры потери времени и причины этого.

Коллективное обсуждение(опоздания, разговоры на уроке,которые отвлекают других, долго готовимся к уроку

и т. д.)

А что мы должны успеть сделать в перемену?

Стихотворение Б. Заходера « Перемена»

Читают дети.

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

5 минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним большая перемена.

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за 5 минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил 3 подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому –то сдачи;

Попросил списать задачи-

Словом, сделал всё, что мог!

Ну а тут опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

«- Ничего, - вздыхает Вова,-

На уроке отдохнём…»

Что можно успеть сделать за 1 минуту?

Повернитесь к часам и проговорите скороговорку:

На пригорке возле горки

Стоят 33 Егорки:

1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка …

Физкультминутка (релаксация)

За 1 минуту мы можем отправиться на берег реки загорать.

Положили голову на руки, закрыли глаза, Наслаждаемся

тёплым солнышком; слушаем, как жужжат пчёлы, стрекочут

кузнечики. Тебе на ладошку села бабочка. Рассмотри её.

Потом у неё затрепетали крылышки, чтобы помочь ей взлететь,

подуй на неё.

Реши задачи за 1 минуту.

1. 2 сардельки варятся 6 минут. Сколько минут варится 1 сарделька?

Как вы понимаете пословицу: Упустишь минуту-

Потеряешь час?

Наказ:

  1. Время идёт только вперёд.
  2. Выполняй режим дня.
  3. Вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки.
  4. Никуда и никогда не опаздывай, береги время других.
  5. Нельзя опаздывать на уроки, чтобы не отвлекать от работы учителя и учеников.
  6. Приходите в гости в назначенное время.
  7. Учись ценить своё время и время родителей.
  8. Время необходимо людям. Его не вернуть, поэтому и надо его ценить.

Как понимаете пословицу: Время дороже золота?

Л.Н. Толстой писал: «Имей цель для жизни, цель для известного времени, цель для года,

для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»

Вопрос: Есть ли у вас цель? Чего вам не хватает для ее достижения?

Предоставляется слово всем учащимся. Все чего не хватает для достижения цели, выписывается на доске

Терпения Времени Знаний Усидчивости Силы воли

Учитель: Да, чаще всего, почему-то нам не хватает времени. Именно поэтому мы и поговорим сегодня о времени и о том, как оно дорого для любого человека.

Один мудрец сказал: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».

Вопрос: Сколько же лет должен жить человек?

Все учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: Ученые утверждают, что в среднем продолжительность жизни человека составляет не менее 100 лет.

Вопрос: Почему же продолжительность жизни человека в 2 – 3 раза меньше?

Все учащиеся высказывают свое мнение. Причины, перечисленные учащимися, фиксируются на доске

Здоровье Неудачи Выбор профессии, связанный с риском для здоровья Разочарования

Вредные привычки

Учитель: Действительно, причин очень много. Одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, далеко не все достигают в ней мастерства. Отсюда неудовлетворенность трудом, различные заболевания.

Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного труда можно достичь многого. Однако даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь. Примером умения мобилизовать свои внутренние резервы является жизнь профессора А.А.Любищева. Он за свои 56 лет совершил много открытий в сфере зоологии, генетики, философии.

Однако немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут, как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на будущее многие важные дела. Не случайно римский философ Сенека заметил: «Пока мы собираемся жить; жизнь проходит».

Задание: Назовите главную причину, по которой теряется драгоценное время.

Выписываются на доску причины потери времени:

Неорганизованность Излишняя суета Неумение планировать свой труд Неправильное построение своей жизни

Учитель: Научиться беречь свое и чужое время надо уже сейчас, учась в школе. Это годы не только учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни. Ценность времени сейчас значительно возросла, т.к. увеличился поток информации. И скорее уже нужно говорить: время дороже денег, а не американское «время – деньги». Впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь, а потерянные деньги можно заработать.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области

Формирование понятия времени. Обучение измерению времени

План ознакомления:
1.Определить место и основные идеи изучения времени.
2.Формирование временных представлений у младших школьников.
3.Ознакомление с единицами времени.

Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время.
Время - одно из трудных для изучения величин. Временные представления у детей развиваются медленно в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.
Временные представления у первоклассников формируются, прежде всего, в процессе их практической деятельности: режим дня, ведение календаря природы.
Основной метод - беседа и практические действия детей.
Представления о единицах времени формируется через близкие понятия: час - это урок и перемены, сутки, выделяются основные части суток. Также знакомятся с часами и циферблатом, стрелкой, какая стрелка на что показывает.
Тема: «Время. Меры времени» - в силу своей абстрактности для восприятия учащихся начальных классов, наиболее трудная.
Первые представления о времени, об измерении времени учащиеся получают еще до школы. Уже в детском саду дети знают названия дней недели, месяцев в году, имеют представления о смене дня и ночи, некоторые умеют даже определять время по часам. Однако временная последовательность событий, понятие о продолжительности событий усваиваются детьми с трудом. Поэтому с первых дней обучения в школе необходимо приступить сравнению знакомых, часто встречающихся в практической деятельности учащихся, представление о времени.
В виду занятости родителей многие дети самостоятельно уходят в школу, после уроков к определенному времени идут на занятия в различные кружки, поэтому полезно дать учащимся первые представления о времени, научить их узнавать время по часам с точностью до часа. Для этого учитель использует модель циферблата часов с подвижными стрелками, объясняет устройство часов.
Конкретные представления о продолжительности времени в 1 час и учение определять время по часам формируется в процессе практической деятельности учащихся.
Кроме того, учитель может показать, как быстро подсчитать число дней, как помнить число дней в каждом месяце при помощи кисти руки.
Знакомя детей с месяцем и годом, учитель использует табель, календарь. По нему дети выписывают названия месяцев по порядку и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году - февраль (28 или 29 дней). По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца:
- Как называется 5 месяц в году?
- Которым по счету является июль?
Устанавливают день недели, если известно число и месяц, и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели.
- В какой день недели будет праздник 8 марта в этом году?
- На какие числа приходятся воскресенья в марте?
С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение продолжительности события (в пределах одного года). Например, сколько месяцев длятся летние каникулы?
Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представления временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Детям предлагают перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будет делать, начиная с сегодняшнего вечера и до завтрашнего вечера и т.д. «Такие промежутки времени, - сообщает учитель, - называют сутками».
Дети устанавливают, сколько суток прошло от начала недели (понедельника) до субботы, которые по счету сутки наступят, объясняют пословицу: «День и ночь - сутки прочь». Далее можно провести аналогичную работу по календарю «Что дольше длится: 5 суток или неделя» и т.п.
Следующими рассматриваются час и минуты. Конкретные представления о соответствующих промежутках времени, также формируются через практическую деятельность детей, через наблюдения. Так, час - это примерно время одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью 1 минута, включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно сделать за 1 минуту (до какого числа успеешь сосчитать, сколько можно решить примеров). Уместно здесь объяснить смысл пословицы: «Минута час бережет».
Дальше воспитательное значение имеют примеры из жизни нашей страны, числовые данные о том, сколько продукции заводы и фабрики выпускают за 1 мин., за 1 ч., за 1 рабочий день.
На первом же уроке по знакомству с часом и минутой сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут. Для закрепления выполняют упражнения по учебникам.
Важным моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы дети научились устанавливать время по часам, полезно заблаговременно изготовить с учащимися на уроках труда циферблат с подвижными стрелками. Учитель поясняет, что все часы устроены таким образом, что, пока большая стрелка движется от одного маленького деления до другого, проходит 1 минута, а пока маленькая стрелка движется от одного большого деления до другого, проходит 1 час. Счет времени ведется от полуночи до полудня и от полудня до полуночи. Затем предлагаются упражнения с использованием модели часов и назвать обозначенное время с обозначить время, которое называет учитель и сами ученики.
Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер.
На некоторое время, а также систематические упражнения в преобразовании величин, выраженных в единицах времени.
В 3 классе таблица единиц времени пополняется - учащиеся знакомятся с веком и секундой. Конкретное представление о продолжительности секунды дети получают на основе наблюдения.
Век - самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей, «возраст» нашего государства с веком.
Знания о системе единиц времени расширяются. Дети узнают на уроках природоведения, что сутки - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси, и год - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца.
Методические рекомендации
1.Основной метод - беседа практические действия детей, т.е. упражнения, которые выполняются с помощью календаря и циферблата. Вопросы для беседы в основном определены в учебниках.
2.Представления о единицах времени формируются через близкие понятия - час, сутки, основные части суток.
3.Представление о единицах - год, месяц, сутки расширяют.
4.В четвертом классе после введения 24-часового отсчета учим решать задачи на вычисление времени.
5.На уроках использовать такие средства как календарь, дополнительный материал из истории, загадки, ребусы, дидактический материал и др.

Источники:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985, - 208 с.
  2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985 г.
  3. Бантова М.А. Изучение величин в начальной школе. // Начальная школа. - 1979 г. № 8
  4. Газман О.С. В школу с игрой. М., 1991 г.
  5. Депман И.К. Меры и метрическая система.
  6. Ефимов В.Ф. Величины и их измерение. // Н.Ш. - 1990 г. № 6
  7. Истомина Н.Б. Знакомство с величинами. // Н.Ш. - 1983 г. № 3
  8. Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее измерения. // Начальная школа. - 2004 - № 3 - с. 96
  9. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 4 класса. // Н.Ш. - 1989 г. № 8

Дата: 12.09.16

Тема: Знай минутам цену, а секундам счет.

Цели и задачи:

1) научить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учебы;

2) развитие познавательного интереса, внимания, активности, культуры труда;

3) выработать чувство времени, умение использовать разумно для дела каждый час, каждую минуту.

Оборудование: конспект, тема занятия, часы, таблички с чувствами, распорядок дня.

Ход занятия:

    Орг. момент.

    Основная часть.

    Вступительное слово.

У. Каждый учитель, каждый родитель дает вам советы, о том как готовить уроки по тем или иным предметам. Как написать сочинение? Как читать книги?

Нашей стране нужны образованные люди. Значит учеба считается вашей главной задачей. И чтобы хорошо учиться, нам нужно правильно распределять время учебы и отдыха.

Но мы иногда не умеем правильно распределять время, поэтому получается, что мы не всегда успеваем что-то делать. Часто нам мешает «еще немножко». Его называют коварным хищником, ворующим время. Еще немножко может похитить у человека сразу несколько часов. Надо идти гулять, а ты еще немножко смотришь телевизор, надо садиться за уроки, а ты еще немножко гуляешь. И сегодня на занятии мы научимся избегать этого коварного хищника «еще немножко».

2. Беседа о чувствах

У. Природа дала человеку пять чувств. Но есть и шестое чувство – чувство времени. Человек должен его вырабатывать сам.

В. Дети, а что это такое чувство времени?

В. А как вы думаете, для чего нужно иметь чувство времени?

У. Ребята, вы все, конечно, правы. Не имея чувства времени, в мире будет царить хаос, беспорядок. И ничего хорошего не получится.

3. У. В наши дни без учета времени не прожить и минуты.

В. А что во времени более ценно, час или минута?

О. Минута.

У. Верно, ребята. Недаром есть старинная русская пословица: «Минута час бережет».

В. Как вы понимаете эту пословицу?

3. Минута

У. Хорошо. А давайте «послушаем» минуту и подумаем: минута – много это или мало? (дети сидят тихонько в течение минуты и размышляют над вопросом, затем выслушивание ответов).

Вот послушайте некоторые факты: за одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров, 11 новеньких холодильников, 4 новые автомашины и 2700 книг. Вот такая минутка! А если вдруг на одну минуту стали все заводы и фабрики в стране, то государство потеряло бы 50 миллионов рублей. Вот сколько стоит минута.

4. Что можно сделать за минуту?

Ребята на ваших партах лежат листочки. Напишите, что вы можете сделать за одну минуту? (дети работают самостоятельно в течение трех минут).

Проверка работ

5. Распорядок дня

Часы ведут секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год

Часы всегда идут вперед.

Все надо думать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек!

В. Ребята, о чем это стихотворение?

О. Это стихотворение о том, что нужно соблюдать распорядок дня и тогда, в течение дня успеешь все сделать.

У. Вы правы. А теперь давайте составим с вами распорядок дня.

Время

Что делать

Подъем, зарядка, гигиенические процедуры.

Прогулка на свежем воздухе

Приготовление уроков

Сборы в школу

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога домой

Отдых, ужин

Прогулка на свежем воздухе

Приготовление домашнего задания

Спокойные игры, помощь семье

Приготовление ко сну

    Заключительная часть.

    Контрольные вопросы:

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Почему необходимо беречь время?

Что должны делать школьники, для того, чтобы сберечь время?

    Заключительное слово:

У. В мире много интересного и удивительного, что человек, который не ценит свое и чужое время, подобен нищему, живущему среди сокровищ. Он живет как слепой или глухой. Ум и чувство времени нужно тренировать. Научитесь беречь свое и чужое время. Никогда не опаздывайте, проводите время с пользой, и вы станете достойными людьми. И самое главное, чем больше у вас дел и занятий, тем больше у вас будет свободного времени. Это подтвердит каждый умеющий правильно распределить дни, часы, минуты, секунды.

Форма проведения : устный журнал.

Ход мероприятия

Ведущий: Открываем наш классный час «Минута час бережёт».

Первая страничка озаглавлена «Цена Минутки». Ценность времени сейчас значительно возросла, т. к. увеличился поток информации.

Американцы часто употребляют выражение «Время – деньги». Впрочем, сегодня всё чаще приходится слышать: «Время дороже денег». В известном смысле это справедливо: ну, потерял человек, или у него украли некоторую сумму, конечно, ему обидно, но утраченное можно заработать вновь. А вот впустую утёкшее, впустую потраченное время уже не воротишь.

(Выходят два ученика.)

Ученик 1: Ведут часы секундам счёт.

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Ученик 2: Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам,

Будить по десять раз.

Ученик 3: И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать

Ученик 4: Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть

Ученик 5: С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книги не забывай!

Ученик 6: Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк!»

Ведущий: Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами.

Ученик 7: Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что раньше были водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний.

Ученик 8: В старину на морских судах использовались часы. Которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение «битый час».

Ведущий: Время нельзя убивать, т. е. проводить его без пользы. Важно выбирать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.

Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. Давайте послушаем, что говорили о времени известные люди.

· «Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо».

· «Кто не умеет с толком употреблять своё время, тот первым жалуется на его нехватку». (Ж. Лабрюйер)

· «Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным».

(Ж. –Ж Руссо)

· «Порядок освобождает мысли». (Р. Декарт)

· «Небрежный человек всё делает вдвойне». (А. Суворов)

· «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». (Н. Введенский)

Ведущий: Я надеюсь, что эти высказывания заставляют нас по новому отнестись ко времени. Работа часов ни на секунду не прекращается, время течёт непрерывно. Давайте минуту послушаем минуту (включает секундомер). Видите, как она длинна! А что же можно сделать за 60 секунд.

(Ребята приводят примеры).

Ведущий: Следующая страничка называется так: «Кто у Егорки время украл?»

Ученик 9: Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Ученик 10: Бывают у него застои.

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Ученик 11: Пусть равномерно промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Сценка «Про Егорку»

(Участвуют четыре девочки и мальчик.)

Мальчик . Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.

Девочка 1 . Плачет наш Егорка горько…

Девочка 2 . Недоволен наш Егорка:

«Чтоб уроки сделать,

Дня не хватает у меня!»

Девочка 3 . Был бы день, хотя б с неделю…

Мальчик . Вот тогда б другое дело!

Не смеялись бы друзья.

Сам тогда б всё делал я.

Девочка 4 . Пол подмёл…

Девочка 1 . Помыл посуду…

Мальчик . Сам бы я кровать стелил…

Девочка 3 . Кофе пил – не обжигался…

Девочка 4 . Из-за спешки, например,

Не решал сто раз примеры.

Мальчик. Покатался б я на горке…

Девочка 1 . Хорошо б жилось Егорке…

Мальчик. Ну хотя б на час

Был длиннее день у нас.

Девочка 2 . Рассмотрел бы все картинки…

Девочка 3 . Надевал бы сам ботинки…

Мальчик. Шнуровал бы тоже я,

А не бабушка моя.

Мне не трудно, я могу,

Только время берегу.

Ну, хотя бы на минутку

Подлиннее были сутки,

Я бы стал не хуже вас,

Не опаздывал бы в класс. (Ложится на диванчик.)

Девочка 4 . С тем согласны мы без спора:

Не хватает дня Егору!

Девочка 1 . Не закончил столько дел!

Девочка 2 . Но куда ж он время дел?

Девочка 3 . Вот смотри, Егор проснулся…

(Егорка прыгает на одной ноге, что-то ищет.)

Девочка 1 . Полчаса найти не мог

Затерявшийся носок.

Мальчик . Никогда их вместе нет!

Девочка 2 . Не кладёт носки он вместе.

Девочка 3 . Наконец нашёл носок.

Мальчик . Где ж ремень?

Девочка 4. В поисках он сбился с ног.

Девочка 1. Наш Егор искал тетрадки…

Девочка 2. Поиграл портфель с ним в прятки…

Девочка 3. А какая тут игра,

Если в класс бежать пора?

(Егорка убегает.)

Девочка 4. Вот, схватив подмышку книжку,

Наш Егор бежит вприпрыжку.

Девочка 1. Вдруг – назад…

(Егорка возвращается.)

Мальчик (плача).

Пенал не взя-а-ал…

Снова в школу опоздал…

(Егорка уходит.)

Девочка 2. Пусть ревет Егорка горько…

Девочка 3. Нам не жаль его ни сколько…

Девочка 4. Не ходил к Егору вор.

Девочки (вместе).

Время сам украл Егор!

Ведущий. А вы, ребята, сами умеете ценить время? Кто из вас сможет объяснить выражение «Время – наше богатство»?

(Дети объясняют.)

Ведущий. А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют такие созданные ими поговорки и пословицы.

(Группа детей перечисляет пословицы о времени.)

· Упустишь минуту – потеряешь час.

· Время – казна для знающего ему цену

· Делу время – потехе час.

· Потерянную вещь можно найти, а потерянное время – никогда.

· Время ушло – счастье ушло.

· Минута час бережёт.

· Порядок бережёт время.

· Начиная дело, о конце помышляй.

Ведущий. А кто из вас знает другие пословицы и поговорки о времени?

(Ребята называют их.)

Ведущий. В сутках, как известно, 24 часа. Из них 8 часов – на сон, еще 8 (с дорогой туда и обратно) – на школу. Остаётся 8 часов. Много ли за это время можно успеть? Много. За эти 480 минут вы успеете выучить уроки, погулять, почитать книгу, посмотреть немного телевизор. Вы успеете все, если захотите. А как же можно экономить время? Давайте ознакомимся со способами экономии времени.

Ученик 12. Утром очень не хочется вставать. Но подниматься-то все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который, чтобы скрыться от опасности, зарывает голову в песок. Вставайте сразу, не жалейте себя.

Ученик 13. Готовьтесь к утру с вечера. Самое не благодарное дело – утром в спешке собирать школьную сумку, разыскивать нужную тетрадку или соображать, какую надеть рубашку или блузку. Привыкайте накануне готовить всё, что может понадобиться утром. Неплохо каждый день перед сном хотя бы в общих чертах обдумывать завтрашний день.

Ученик 14. Масса времени уходит на поиск вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть своё место.

Ученик 15. Не теряйте время на длительные, пустые разговоры по телефону, с глазу на глаз или в компании. Особенно в то время, которое предназначено для выполнения домашних заданий. Сами посудите: только вы сосредоточитесь, чтобы обдумать задачу или тему сочинения, как вдруг телефонный звонок, 15 минут проговорили. Теперь необходимо всё начинать с нуля. Проще всего предупредить знакомых: «Звоните после 8 часов вечера, а до этого я буду занят».

Ученик 16. Заниматься 5-6 часов без перерыва вредно и малоэффективно. Через час полтора устраивайте себе переменки. Но отдыхать старайтесь, не валяясь на диване, а двигаясь. Сходите в булочную, вытрите пыль, помойте посуду, подметите пол. Сделайте несколько упражнений для исправления осанки или просто потанцуйте под ритмичную, но не очень громкую музыку.

Ученик 17. Вы, слышали, конечно, такое выражение «Точность – вежливость королей». Это означает, что мы должны всегда приходить вовремя в школу, институт, на работу, в гости, на свидание. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и впустую растрачивать своё.

Ведущий. Способов экономить время гораздо больше. Но даже те, Которые предложили ребята, помогут сэкономить в день час или полтора. Вот вам и свободное время для прогулки, рукоделия или чтения. Очень жаль, если вы будите убивать эти сэкономленные минуты и часы, уставившись в экран телевизора. 480 минут – это много, если, конечно, не растрачивать их попусту. Учитесь экономить время: не залёживайтесь поутру в постели, с вечера готовьте всё, что понадобиться вам утром, отведите каждой вещи своё постоянное место, не ведите бесконечных телефонных разговоров и отдыхайте активно. В этом случае вы заметите, что сутки станут гораздо длиннее.

Откроем следующую страницу классного часа «Сегодня у нас в гостях». Мы пригласили школьного врача для того, чтобы ещё раз напомнить нам о режиме дня школьника.

(Рассказ школьного врача.)

Ведущий. Спасибо за интересный и полезный рассказ. Будем надеяться, что ребята внимательно выслушали вас и сделали для себя выводы.

Откроем последнюю страничку нашего классного часа – «Организация труда».

Ученик 18. Мудрец сказал: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. Если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь». Во всех странах и во все времена стоял вопрос: «Как быстрее и лучше обучить человека профессии?» Для этого человек должен правильно выбирать профессию, учитывая свои способности, научиться ценить время, правильно его распределять, чередовать свой труд и отдых. Во многом человеку, если он хочет добиться успеха в труде, поможет правильная организация труда. Она предусматривает прежде всего правильное использование времени, умение ценить каждую минуту. Известно что, чем меньше времени и труда затрачивается на производство какой-либо вещи, тем она дешевле. Чтобы учебный труд, любая работа были успешными и не утомительными, необходимо выполнять следующие правила.

Правила успешности

(раздаются каждому ребёнку)

1. Настраивайте себя на работу

2. Подготовьте своё рабочее место

3. Установите определённый порядок работы

4. К работе приступайте сразу

5. Относитесь к ней с большей ответственностью

6. Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления

7. Чередуйте различные виды деятельности

8. Предупредите или устраните в работе возможные помехи

9. Не делайте частых перерывов в умственной работе

10. Работайте ежедневно, систематически, но не допускайте переутомления

11. Умело организуйте отдых в процессе работы

Ученик 19. Выполнение этих не сложных правил поможет вам, ребята, разумно расходовать своё время. избежать перегрузок и, в конечном счете, повысит вашу успеваемость.

Ведущий. Наш устный журнал закончен, но часы идут и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие мальчики и девочки откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды они обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, серо, тускло. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А ведь виноваты лишь они сами. Им всегда катастрофически не хватало времени, потому что они его не ценили, не экономили, не сумели толком употребить его, правильно организовать свою жизнь. Мы будем рады, если наш устный журнал заставит кого-то по-новому взглянуть на своё чуждое время.


Шахсуварян Анаит Мхитаровна

МОУ Гимназия №25

«Минута – час бережёт!»

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-5 классов

Толмачёва Т.Н.

Иркутск 2009г.

Место проведения: актовый зал МОУ Гимназия №25.

Цели:

    формирование умения планировать свой день;

    познакомить детей с видами часов;

    развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать;

    воспитание бережного отношения ко времени различными средствами (например: музыкального, кино – искусств и т. д.)

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, видео – фрагменты, тексты с заданиями для групп, метроном, фломастеры, листы А4, скамейка, будильник, одеяло, книги, сумка, медицинский халат.

Ход внеклассного мероприятия

Вход в актовый зал: «Утро» (из ТВ «Служебный роман).

1. Учитель: Добрый день уважаемые гости, коллеги, ребята. Я очень рада видеть всех вас. Никто не поспорит с тем, что прошедшая минута не вернётся к нам уже никогда. Сегодня мы поговорим о самом ценном, что помогает человеку в жизни - о времени, и тема звучит так: «Минута – час бережёт!» (слайд1).

А что же такое время, как вы думаете? Да, о времени можно говорить очень долго. Это и смена времён года, это и наш возраст – сегодня вам по 9, 10 и вы не заметите, как быстро пролетит время и будет уже 20. И самым кратким определением можно сказать, что время – это наше прошлое, настоящее и будущее.

2. - (Слайд2) Как называется этот прибор и для чего он предназначен? (показать метроном). Метроном отмеряет ровные удары (темп).

Давайте подвигаемся в такт с метрономом. Сейчас мы с вами живём в одном ритме! Молодцы!

А ритм как в жизни у каждого человека, так и в музыке бывает разный (Видео-фрагмент1).

3. В известном вам всем мультфильме (слайд3) измеряли длину удава разными способами, но больше всего самому удаву понравилось измерять себя в Попугаях – их получилось 38.

- А в чём измеряется время? (слайд4) Ответы детей.

    в часах – один час за другим (даже прибор, отмеряющий время, назвали ); - Учитель: А ещё?

    внутри часа – минутки (их 60), внутри каждой минутки – секундочки (тоже по 60);

    часы складываются в «день и ночь – сутки прочь»; - Почему так говорят?

Учитель:

    день за днём и неделя за неделей – месяц;

    12 месяцев – в целый год;

    год за годом – в столетие;

    столетия – в эры (1000-летия)…

4. Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи пользовались разными часами. И о их разновидностях вам приготовила презентацию ученица 7л класса Борисова Лиза (Видео – фрагмент2).

А какие вы ещё знаете?

5.ЗАДАНИЕ: А какими часами отмеряют время в этой сказке, если эта сказка музыкальная.

Слушание: ( Сцена «Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева) После ответа (слайд5)

6. Ценность времени сейчас значительно возросла. Даже американцы часто говорят: «Время дороже денег» (слайд6).

Почему? (ответы детей). Ведь утраченное можно заработать вновь, а вот впустую ушедшее время не вернуть. В течение каждой потраченной минуты можно сделать много добрых дел.

7. А теперь давайте посмотрим, что же происходит с людьми, которые проводят время впустую (Видео–фрагмент3) «Сказка о потерянном времени» - момент превращения.

Как называется эта сказка? А кто не видел, обязательно посмотрите.

Вы слышали такое выражение: (слайд7) «Точность – вежливость королей»? Как вы это понимаете? Попробуйте взять эти слова на вооружение.

Не злоупотребляйте чужим временем и не растрачивайте впустую своё.

8. В чём же здесь секрет, что кто-то успевает везде – и в школе учится хорошо, и кружки посещать различные, и спать вовремя лечь, а кто-то нет– ведь время для всех одно?!

А секрет прост! В умении планировать своё время. О режиме дня вам расскажет ученица 9г класса Белянина Анна.(слайд8)

Режим дня:

В 7.00 - подъём

С 7.00 до 7.30 - Убираешь постель, делаешь утреннюю гимнастику, умываешься, одеваешься, причёсываешься

С 7.30 до 7.50 – завтракаешь

С 8 до 8.30 – проводишь полчаса на воздухе, перед тем, как сесть за уроки

С 8.30 до 11.30 – делаешь уроки

С 11.30 до 12.00 – обед

После обеда, не спеша, отправляйся в школу, чтобы надышаться свежим воздухом, тогда будешь бодрым внимательным. Возвращаясь из школы, тоже иди не торопясь.

После ужина со своей семьёй у тебя есть время помочь маме по хозяйству и почитать книгу.

Спать ложись обязательно в 10 часов вечера. Не позднее! Хорошо высыпаться нужно каждому, а особенно тем, кто учится в школе.

(Слайд9) Главное:

    Ложись спать и вставай вовремя.

    Занимайся по утрам гимнастикой.

    Закаляйся.

    Строго следи за режимом дня.

    В свободное время занимайся спортом.

Учитель: (Слайд 10) Немецкий писатель И. Гёте сказал: Порядок учит время сберегать. А ты бережёшь своё время?

9. А вот о том, как ценили время наши предки, говорят пословицы и поговорки.

Работа в группах.

Предлагаю создать 2 группы.

Задание: Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о времени (один рассказывает).

Отчёт групп по работе.

Остальные в это время слушают и подпевают вместе с исполнителем песню В. Шаинского «Пока стучат часы». О чём эта песня?(Слайды 11,12,13). Закрыть проектор листочком.

10. А сейчас, со способами экономии времени вас познакомит ученица 11л класса Чеботарёва Лера.

Физкультминутка :

Чтобы утром проще встать,

Нужно в сумку всё собрать.

С вечера – тетрадки, ручки - всё в порядке!

Спать ложиться - не спеши,

План на завтра запиши.

Если день начать с зарядки,

Значит, будет всё в порядке,

(Слайд14) Время - зря ты не теряй!

Время - делом занимай!

11. ЗАДАНИЕ: Иногда, оказавшись без часов, уснув и проснувшись в пасмурную погоду, смотришь за окно – и не можешь понять: день, утро или вечер-ночь на дворе. Другое дело – музыка!

Какое сейчас время суток?

«Утро» - произведение Э.Грига, композитора из Норвегии.

Слушание (фрагмент). После ответа (Слайд15)

12. ЗАДАНИЕ: (Слайд16)А утро всей нашей страны начинает главная песня государства. Как она называется? (Гимн),напомните первую строчку: (Ответы детей) Закрыть проектор.

13. Сценка «Кто у Егорки время украл».

позволит проверить справедливость всех вышесказанных слов:

Ученик . Мы знаем, время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт,

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

4 девочки, 4 мальчика. Мальчик1 . Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.

Девочка1. Плачет наш Егорка горько.

Девочка2 . Недоволен наш Егорка.

Мальчик2. Чтоб уроки сделать, дня не хватит у меня.

Девочка3. Был бы день хотя б с неделю…

Мальчик3 . …Вот тогда б другое дело. Не смеялись бы друзья,

Сам тогда б всё сделал я.

Девочка4 . Пол подмёл?

Девочка1 . Посуду вымыл?

Мальчик4 . Сам бы я кровать стелил…

Мальчик1 . Сам бы в школу собирался.

Девочка3 . Кофе пил – не обжигался.

Девочка4 . Из-за спешки, например, не решал бы сто раз пример.

Мальчик2. Покатался б я на горке…

Девочка1 . Хорошо б жилось Егорке.

Мальчик3 . Ну, хотя б на час длиннее день у нас…

Девочка3 . …Надевал бы сам ботинки.

Мальчик4 . Шнуровал бы тоже я, а не бабушка моя.

Мне не трудно, я могу, только время берегу.

Ну хотя бы на минутку, подлиннее были б сутки.

Я бы стал не хуже вас, не опаздывал бы в класс.

(Ложится.)

Девочка4 . С тем согласны мы без спора, не хватает дня Егору.

Девочка1 . Не закончил столько дел!

Девочка2 . Ну, куда он время дел?

Девочка3 . Вот смотри, Егорка проснулся.

(Егорка прыгает на одной ноге, что-то ищет.)

Девочка4 . Полчаса найти не мог затерявшийся носок.

Мальчик1. Никогда их нет на месте!

Девочка1 . Не кладёт носки на место.

Девочка2. Наконец нашёл носок.

Мальчик2 . Где ж ремень?

Девочка3 . В поисках он сбился с ног.

Девочка4 . Наш Егор искал тетрадки.

Девочка1 . Поиграл портфель с ним в прятки.

Девочка2 . А, какая тут игра, ему в класс бежать пора.

(Егорка убегает.)

Девочка3. Вот, схватив под мышку книжку.

Наш Егор бежит вприпрыжку.

Девочка4. Вдруг назад. (Егорка возвращается.)

Мальчик3. (Плача.) Пенал не взя-а-л, снова в школу опоздал.

(Егорка уходит.)

Девочка1. Пусть ревёт Егорка горько.

Денвочка2 . Нам не жаль его нисколько.

Девочка3 . Не ходил к Егору вор.

Девочки (вместе). Время сам украл Егор. (Все уходят.)

Кто ведёт минутам счёт,

Время того не подведёт,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай.

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк».

14. (Слайды17-23), Песня «Колокола»

Очень важно в жизни успевать замечать прекрасное вокруг себя.

15. -Давайте подведём итог нашей встречи вместе.

- (Слайд 24) Ваша задача догадаться, какое слово спрятано в картине!?

Нам расскажет время

Обо всём на свете.

О белоснежных (облаках),

О (солнце) и о лете,

О том, как бурная (река )

В скалистый (берег) бьётся,

(Слайд 25)Как смотрят (горы) свысока,

(дорога) лентой вьётся…

(Клин) журавлиный улетает,

А на руке (снежинки) тают.

(Слайд 26) О том, как жёлтый (лист) кружит

И свет в (окне) всю ночь горит.

Как утром гаснут (фонари) ,

Уходят в море (корабли)

Как у (костра) друзья поют,

(Слайд 27) А на лугах (цветы) цветут…

Как шелестят страницы (книг),

Как дорог в жизни каждый миг!

Музыка: «Fear7SeaOfTime» грRoyalHunt

Замечай (прислушивайся, сочиняй, играй, пой )

и станешь замечательным человеком, живущим на Земле!

(Слайд 28) Но даже если ты не слышишь голос часов –

время всё равно идёт. Не теряй его!

Цените каждую минуту, чтобы будучи взрослыми, не жалеть о попусту растраченном времени.

Ну а время нашей встречи подошло к концу, (слайд 29) но часы идут и жизнь продолжается.

До новых встреч!