О чём говорят числа на вашем объективе. Что значат цифры на объективах фотоаппаратов

Выбирая объектив, важно знать все его характеристики. Для описания всего того огромного количества технологий, которые используются при создании современных объективов, существуют специальные обозначения. Их можно увидеть в Интернете и на коробке. Эта информация поможет вам в выборе объектива .

Итак, мы представляем вам расшифровку всех сокращений, которые использует компания Nikon в маркировке своих объективов.

Компания Nikon никогда не меняла свой байонет, это позволяет вам установить на свою цифровую камеру любой объектив, выпущенный компанией Никон.

ED (Extra-low Dispersion) – Использование в объективе линз со сверхнизкой дисперсией, что ведёт к получению резких изображений с качественной цветопередачей при минимальных хроматических аберрациях.

AF-S – В этих объективах для автофокуса используется ультразвуковой мотор SWM (Silent Wave Motor), который обеспечивает очень тихую, быструю и точную фокусировку. С этими объективами могут работать все новые камеры, включая младшие модели, в которых отсутствует “отвёртка”.

AF – Первое поколение автофокусных объективов. Для работы автофокуса требуется наличие “отвёртки”, без неё придётся фокусироваться вручную. В объективах работает электронный экспозамер и подтверждение фокуса.

IF (Internal Focusing) – Конструкция объектива, в которой при фокусировке перемещается внутренний блок линз. За счёт того, что объектив не меняет своего размера, он быстрее фокусируется и более удобен для работы со светофильтрами, для которых важно их расположение, например, с поляризационными и градиентными.

RF (Rear Focusing) — Схема объектива, при которой для фокусировки используются только задняя группа линз. Это ускоряет процесс фокусировки.

DX – Объективы с данной отметкой созданы для кропнутых камер. При установке объектива на камеру с полнокадровой матрицей она переключится в DX-режим.

VR (Vibration Reduction) – Система стабилизации даёт возможность снимать резкие кадры при недостаточном освещении без штатива. На практике позволяет снимать на выдержках на три ступени длиннее, чем обычно. Очень актуальная функция для телеобъектива.

Micro – Объектив для макросъёмки в масштабах до 1:1.

PC-E (Perspective Control) – Tilt-Shift объективы позволяют корректировать перспективу изображения с помощью сдвига либо наклона группы линз относительно оптической оси. Объективы применяются в основном в архитектурной и предметной съёмках. Не автофокусные, дорогие и очень классные.
В ближайшее время мы посвятим отдельную обзорную статью этим замечательным объективам и их возможностям.

24-70 mm – Диапазон фокусных расстояний.

f:2.8 – Максимально доступная диафрагма (светосила) объектива.

f:3.5-5.6 — Диапазон максимально доступных диафрагм для зум-объективов. Диапазон связан с фокусными расстояниями, данный диапазон указан для объектива 18-200 мм, для 18 мм максимальная диафрагма составляет f:3.5, для 200 мм соответственно f:5.6.

DC (Defocus Control) – Объективы, позволяющие управлять степенью и рисунком зоны нерезкости. То есть по сути управлять бокэ. Эта возможность реализована в нескольких портретных фикс-объективах, например, Nikkor 105 mm DC.

M/A — AF-S объективы оснащаются переключателем, который может выключать автофокус независимо от установок на камере.

G – Это обозначение указывает на поддержку электронного управления работой диафрагмы и, соответственно, отсутствие кольца управления диафрагмой. В каменном веке диафрагма устанавливалась вручную на самом объективе.

CRC (Close-range Correction) – Система коррекции фокусировки на близких дистанциях. Система CRC позволяет получить максимальное качество изображения за счёт того, что при фокусировке отдельные группы линз движутся независимо друг от друга. При этом также увеличивается фокусировочный диапазон. Система CRC используется в некоторых объективах “рыбий глаз”, широкоугольниках, макрообъективах и некоторых телеобъективах.

SIC (Super Integrated Coating) – Суперинтегрированное многослойное покрытие линз, уменьшает переотражения внутри объектива и блики. Это покрытие особенно важно для зум-объективов с большим количеством линз.

Обозначения старых объективов

AI/AI-s – Старые объективы Nikon без автофокуса и экспозамера. Редкие экземпляры можно встретить на барахолках в сети. При невысокой цене эти объективы дают вполне интересную картинку.

AI-P – Это аналог системы AI/AI-s, поддерживающий экспозамер. Без автофокуса.

AF-n – Выпустив первые AF-объективы, оснащённые автофокусом, в компании Nikon решили уменьшить кольцо фокусировки и убрать с него резиновое покрытие, ведь теперь есть автофокус. Достаточно быстро выяснилось, что ручная фокусировка всё-таки очень нужна. В итоге удобное кольцо фокусировки вернули.

AF-D, D – Оснащение объектива процессором, который передает камере информацию о дистанции до объекта съёмки. Благодаря этому реализуются современные возможности камер: матричный замер экспозиции и автоматическая съёмка со вспышкой в режиме i-TTL.
В настоящее время эта функция реализована во всех объективах и данное обозначение уже не используется.

AF-I – Первые объективы с встроенными моторами автофокуса. Большая редкость в наше время.

ASP — Объектив оснащён асферическими линзами, которые почти полностью решают проблему аббераций на открытых диафрагмах. Особенно полезны в широкоугольных объективах.

P.S.

В инструкции к камере есть список совместимых объективов, обязательно воспользуйтесь этим списком при выборе объектива.

Для обладателей техники Canon —

Если у вас есть фотоаппарат, не важно, какого уровня, любительского или профессионального, со сменными объективами или нет, то посмотрев на него внимательно, вы увидите странный набор цифр. Например: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 или 6.0-60.0мм 1:2.8-4.3

Так что же означают эти загадочные цифры? Все очень просто. Если не вдаваться в технические подробности, то группа, состоящая из самых маленьких цифровых значений (2.8-5.35 или 1:2.8-4.3), называется диафрагменное число и показывает максимальную величину диафрагмы, т.е. насколько широко может быть открыта диафрагма. А, как известно, чем шире открыта диафрагма, тем она пропускает больше количества света. Этот параметр называется . Это означает, что у вас появляется возможность снимать в более темных условиях. не увеличивая выдержку, а, следовательно, в результате вы получите больше резких и не смазанных кадров.

Вторая группа, больших цифровых значений, 5.35-21.4 или 6.0-60.0 описывают фокусное расстояние в миллиметрах. Если расшифровать приведенные в примере значения, то это звучит так: объектив с переменным фокусным расстоянием, в диапазоне от 5.35мм до 21.4 мм или от 6.0 мм до 70 мм. Эти значения показывают, насколько вы можете отодвинуть или приблизить снимаемый вами объект. Чем первое число меньше, тем больший угол охвата вашего объектива, чем второе число больше, тем ближе вы можете пододвинуть объект съемки, не двигаясь при этом с места.

Цифры на объективе

Но почему эти значения сгруппированы в один блок? Все очень просто. Просто ваш объектив не обладает постоянной значением светосилы (диафрагмы) на всех значениях фокусных расстояний и меняется а зависимости от этого. Т.е если вы не пользуетесь приближением (фокусное расстояние при этом принимает свое минимальное значение), то ваша диафрагма будет открыта больше (будет пропускать больше света), чем в случае, если вы воспользуетесь максимальным приближением.
На примере это выглядит так: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 . При фокусном расстоянии 5.35 мм объектив будет обладать светосилой 2.8, а при фокусном расстоянии 21.4 мм (вы максимально приблизили объект силами оптики, а не цифровыми возможностями аппарата) светосила будет уже 5.8 . Почему так происходит, я объяснять не буду. Чтобы это понять, надо хорошо разбираться в законах оптики. Практически можно сделать простой вывод. Чем цифры, означающие светосилу, меньше, тем лучше.
Идеальный вариант выглядит примерно так. 24-70 1:2.8 . Это означает что объектив обладает постоянным значением светосилы, т.е при любом значении фокусного расстояния есть возможность максимально открыть диафрагму. Но, к сожалению, объективы с переменным фокусным расстоянием и постоянным значением светосилы очень дороги, потому что сложны в изготовлении. Обычно ими пользуются профессионалы.

Как расшифровать цифры, написанные на объективе я когда-то рассказывал в статье Выбор фотоаппарата (Часть 1) . Вкратце напомню, как это делается на примере объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM .

Итак, сначала цифры.

  • 24-105mm - это диапазон фокусных расстояний. Если поделить большее на меньшее, получим кратность зума - примерно 4.4.
  • f/4 - светосила. Число 4 показывает, что при любом фокусном расстоянии не получится открыть диафрагму шире 4. В данном случае светосила у объектива не меняется с ростом фокусного расстояния. У большинства объективов с ростом фокусного расстояния светосила падает. В таком случае в "знаменателе" пишутся 2 числа - [светосила на коротком конце]-[светосила на длинном конце]. Китовый объектив большинства цифрозеркалок имеет маркировку 18-55mm/F3,5-5,6. То есть, на коротком конце максимальная диафрагма может быть f/3,5, а на длинном конце - f/5,6.

С буквами сложнее. У каждого производителя оптики своя система маркировок. Постараюсь привести наиболее часто используемые аббревиатуры для наиболее популярных марок оптики.

Canon

AL (Aspherical Lens) - оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аббераций.

DO (Diffractive Optics) - объективы с дифракционными элементами (линзой Френеля). Объективы отличаются компактными размерами. Отличительный внешний признак - зеленое кольцо.

EF (Electronic Focus) - автофокусный объектив для пленочных (и полнокадровых цифровых) фотокамер. Также может быть использован с кропнутыми зеркалками.

EF-S (Electronic Focus – Short) - автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C. Буква S (от слова Short – короткий) в маркировке означает "короткий задний рабочий отрезок". Задняя линза объектива расположена ближе к матрице. Как правило, объективы имеют уменьшенное фокусное расстояние (чтобы обеспечить широкий угол на кропе). Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно.

FT-M (Full Time Manual) - не нужно переключать в ручной режим фокусировки, она доступна постоянно. Очень удобно для репортажа.

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка. При наводке резкости перемещение линз осуществляется внутри объектива, при этом из него ничего не выезжает. Как правило, такая оптика дороже, но пылезащищенность у нее очень хорошая.

IS (Image Stabilizer) - оптическая стабилизация изображения, позволяет снимать с рук с относительно длинными выдержками.

L (Luxury) - профессиональная серия объективов Canon. При изготовлении этих объективов используется оптическое стекло высшего качества. Объективы дорогие, но дают очень качественную картинку. Выбор профессионала или увлеченного любителя. Отличительный внешний признак - красное кольцо.

TS-E (Tilt-Shift-EOS) - объектив с коррекцией перспективных искажений. Подходит для профессиональной съемки архитектуры, так как позволяет избежать "падающих стен" при низкой точке съемки.

USM (Ultra Sonic Motor) - ультразвуковой привод фокусировки. Достоинства - высокая скорость фокусировки и относительная бесшумность. Недостаток - повышенная цена. Наиболее актуален для репортажников и любителей фотоохоты.

Macro - объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме.

FE (FishEye) - фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который делает изображение "выпуклым".

SF (Soft Focus) - объектив с "мягким фокусом". Как правило используется для съемки портретов и натюрмортов. Дает очень интересный эффект - картинка как бы резкая и размытая одновременно.

MF - manual focus - неавтофокусные объективы

AF - автофокусные объективы.

Никон свой байонет вообще не менял, поэтому можно на современную цифровую зеркальную камеру Никон установить объектив, которому 50 лет отроду. Но есть некоторые ньюансы:

  • ai/ais - тип связи, пришедший на смену самому первому. Эти объективы без проблем устанавливаются на любые современные Никоны.
  • non-ai - самые первые объективы Никон, не предназначены для установки на современные аппараты.

В инструкции к аппарату, где-то на последних страницах есть табличка о совместимости объективов. Также следует упомянуть, что в младших моделях Никона не будет работать экспозамер с неавтофокусными объективами и работать с ними можно только в режиме M, выставляя выдержку и диафрагму вручную. Также в последних бюджетных Никонах нет так называемой "отвертки", т.е. пленочные автофокусные объективы (без встроенного мотора, с мотором обозначается AFS) будут работать только в неавтофокусном режиме.

Все остальные буквы символизируют о технологиях, использованных при производстве.

D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой.

G – в отличие от объективов D-типа, у объективов Nikkor серии G нет кольца управления диафрагмой, и, соответственно, механически не передается значение диафрагмы в камеру. Поэтому объективы серии G не могут эксплуатироваться с аппаратами с ручной фокусировой, а с автофокусными аппаратами более ранних выпусков (F501, F601, F801/801s, F70, F90/90x) объективы серии G могут быть использованы лишь в программных режимах и режиме приоритета выдержки. Дистанция фокусировки передается.

AF-S – в объективах Nikkor типа AF-S используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка. Каждый мотор разрабатывается под конкретный объектив, что позволяет наилучшим образом обеспечить быструю и точную автофокусировку.

M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.

VR – система подавления вибрации - одна из последних новинок в объективах Nikkor, с ее помощью вы сможете снимать с рук без “шевеленки” сюжеты, в которых ранее нельзя было обойтись без штатива.

DC (Defocus-image Control) – в этих объективах используется уникальная система управления дефокусированием изображения. Она позволяет фотографам контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки.

IF – система внутренней фокусировки, благодаря ей фокусировка осуществляется за счет перемещения внутренних групп линз. Это позволяет уменьшить габариты и вес объектива, а также производить съемку на более коротких дистанциях фокусировки. Скорость автофокусировки также возрастает.

RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Это тоже ускоряет автофокусировку.

CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Эта система предполагает перемещение при фокусировке не только фокусирующего линзового компонента, но и независимое от него перемещение корректирующего компонента (обычно находящегося в в задней группе линз). Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты.

ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах Nikkor используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией.

SIC (Super Integrated Coating) – фирменное "суперинтегрированное" многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования.

N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное "нано-кристальное" покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает "сияние" ультра-широкоугольных объективов.

ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.

G - принадлежность объектива к элитной оптике Sony (Minolta).

D - (distance integrator) - наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.

ADI - современная система вспышечного замера, учитывающая расстояние до объекта.

SSM - (Supersonic motor) - автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.

Sigma

EX - принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства.

ASP - (Aspherical Lenses) - использование в оптической схеме объектива асферических линз для коррекции аберраций и улучшения качества картинки, уменьшения количества компонентов оптической схемы (линз) и уменьшения размеров и массы объектива.

APO - (Apochromatic Lenses) - использование низко-дисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.

OS - (Optical Stabilizer) - система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.

HSM - (Hyper-Sonic Motor) - авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего авто-фокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.

RF - (Rear Focus) - система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.

IF - (Inner Focus) - система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.

DG - светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами.

DC - объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.

PZ (Power Zoom) - механический привод зума

DA - объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы

FA - объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF

J - объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы

SMC (Super Multi-Coating) - многослойное просветление

SDM (Sonic Direct drive Motor) - ультразвуковой привод фокусировки

DA* - профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении

ED (Extra-Low Dispersion)

AL (Aspherical Lens) - асферические линзы

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

Limited - особо компактные объективы

Tamron

Di (Digitally Integrated) - для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер

Di II (Digitally Integrated II) - для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенной матрицей APS-C

SP (Super Performance) - улучшенная серия объективов

XR (Extra Refractive Index) - линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз

ASL (Aspherical Lenses) - Гибридные асферические элементы

LD (Low Dispersion)

XLD (eXtra Low Dispersion) - линзы со сверхнизким рассеиванием

AD (Anomal Dispersion) - линзы с аномально низким рассеиванием

HID (High Index Dispersion) - линзы с низким рассеиванием

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

SHM (Super-Hybrid Mount) - Супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом)

VC (Vibration Compensation) - cистема подавления вибраций (стабилизатор изображения)

USD (Ultrasonic Silent Drive) - бесшумный ультразвуковой привод фокусировки

ZL (Zoom Lock) - замок (блокировка) кольца зуммирования

AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) - переключение режима кольцом фокусировки

FEC (Filter Effect Control) - возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде

Macro - объектив с функцией макросъемки - допускает съемку в масштабе не менее 1:4 (0,25х); эта функция может и не быть основной

Tokina

AS (Aspherical Lens) - асферические линзы

F&R Aspherical (F&R Aspherical Lens) - асферические линзы F&R

SD (Super Low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

HLD (High Refraction, Low Dispersion) - линзы из стекла с высоким преломлением и низкой дисперсией

MC (Multi-Coating) - многослойное просветление

FE (Floating Element system) - система плавающих элементов. Уменьшает астигматизм во всем диапазоне дистанций фокусировки

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

IRF (Internal Rear Focusing) - фокусировка задней группой линз

FC (Focus Clutch Mechanism) - переключение ручной-автоматической фокусировки смешением кольца настройки

PRO (Professional) - профессиональная серия объективов

АТ-Х (Advanced Technology eXtra Pro) - серия высококачественных объективов

Olympus и Panasonic

ZD (Zuiko Digital) - для цифровых камер системы 4/3

M.Zuiko Digital - для цифровых камер системы Micro 4/3

Macro - для макросъемки

ED (Extra low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

SWD (Super Wave Drive) - ультразвуковой привод фокусировки (Olympus)

M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) - Оптическая стабилизация изображения (Panasonic)

Top Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой; маркировка - платиновое кольцо (Olympus)

Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus)

Standard - любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus)

Добрый день! На связи, Тимур Мустаев. Сегодня мы не будем разбираться в сложностях построения грамотного кадра или же специфики фототехники. Тема будет простой, но не менее важной, а конкретно: маркировка объективов nikon. Я постараюсь расшифровать все аббревиатуры на объективах Никон — как те, которые встречаются на каждом из них, так и некоторые другие, что можно увидеть лишь на “избранных”.

Сокращения для фотоаппаратов и объективов к ним обязательно видел каждый фотограф. Они присутствуют и в описаниях к товарам, и на самих устройствах.

За символами, как правило, скрыто два-три слова на английском языке, обозначающих определенное свойство или техническую характеристику. По таким кратким названиям очень легко ориентироваться и найти нужный вариант техники.

  • f и следующие за ним цифры – это параметры , на которые может рассчитывать пользователь, то есть насколько ее можно открыть. Соответственно, это говорит об общей светосиле объектива.
  • G , чаще идущее за f, означает то, что на оптическом устройстве отсутствует внешнее диафрагменное кольцо. Это естественно, так как величина f уже давно управляется через электронику, а не механическими действиями.
  • mm – это миллиметры, в которых измеряется фокусное расстояние оптики. Оно бывает разное. К слову, если его можно менять, то это уже зум-объективы, иногда поэтому приписывается “zoom”.
  • VR – встроенный для фотоизображения. Оптика с ним всегда дороже, но если есть этот отличный механизм, то придется меньше волноваться за минивибрации, влияющие на четкость картинки.
  • AF – встроенный моторчик для автоматической фокусировки, но здесь потребуется “ ”. Если же добавляется еще и буква S, т.е. AF-S , то объектив можно использовать с большим числом фотоаппаратов, даже без подобного внутреннего приспособления. Фокусировка обещает быть быстрой и точной и, что не менее важно, тихой.
  • ED : стекло усовершенствовано так, что различные и дисперсия сведены к минимуму. Получаются резкие и насыщенные изображения. Также бывает аббревиатура “SIC ” – покрытие из многих слоев высококачественного материала для тех же целей.
  • IF – задействована внутренняя часть линз, благодаря чему фокус более точен, его можно назвать ультразвуковым.
  • SWM ультразвуковой мотор для фокусировки.
  • RF : как и в предыдущем пункте, речь касается области линз. Только в данном случае используются те из них, что находятся сзади.
  • N – особая технология покрытия линз на основе нано-достижений, она избавит вас от засветки и так нежелательных бликов.
  • Micro – можно делать макрофотографии, то есть снимать с близкого расстояния и получать предмет на снимке в увеличенном масштабе.
  • DX – стандартное обозначение для , где матрица меньше и отлична от полного кадра 24 на 36 мм. Объективы с такой маркировкой подходят как для кропнутых, так и для . Символами FX , которые редко увидишь в полном названии, производители, соответственно, хотят сказать: используйте оптику только на полнокадровом фотоаппарате.
  • М и АF – возможность использовать ручной или автофокус.

Нечасто мне приходилось сталкиваться со следующими сокращениями, но они все же существуют:

  • DC – управление уровнем зоны размытия (эффект боке), плюс спецификой ее рисунка. Весьма интересная функция.
  • PC-E – изменение перспективных характеристик фотографии благодаря перемещению линз. Конечно, это профессиональные, дорогие объективы вида Tilt-Shift.
  • CRC – коррекция фокусирования при фотографировании объекта вблизи. Растет общее качество фото и диапазон расстояний для фокуса.

И напоследок разберем частный пример. Так, вы приобрели или планируете купить Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX. Смотрим по аббревиатуре: эта оптика с зумом широкого диапазона значений (18-105), средней светосилы (от 3,5), без кольца диафрагмы (G). Техника отличается наличием системы низкодисперсионных линз (ED), быстрой фокусировкой (IF), встроенным мотором (AF-S), а еще и ультразвуковым (SWM). А также имеется стабилизация (VR). По последним буквам (DX) заключаем, что объектив адекватно будет работать только и на кропнутых и на полнокадровых фотоаппаратах.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фотоаппарат CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат NIKON.

До свидания, читатели! Вся полезная информация только для вас, не медлите – подписывайтесь на блог! Поделитесь аббревиатурами с друзьями в социальных сетях, путь они тоже развиваются вместе с вами!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

© 2018 сайт

Байонет Nikon F, использующийся в зеркальных фотоаппаратах Nikon, был разработан в 1959 году. Несмотря на то, что само байонетное соединение практически не изменилось с момента своего появления, камеры и объективы за прошедшие десятилетия успели обрасти большим количеством конструкционных изменений и нововведений. В результате части системы, выпущенные в разные годы, далеко не всегда совместимы между собой, о чём можно прочесть в статье «Совместимость объективов Nikon ».

Байонет Nikon Z был представлен в 2018 году и используется в беззеркальных фотоаппаратах Nikon. Объективы Nikon Z абсолютно несовместимы с зеркальными фотоаппаратами, в то время как объективы Nikon F могут быть установлены на беззеркальные камеры с помощью переходника.

Здесь же я постараюсь помочь вам разобраться в обилии аббревиатур, изобретаемых Никоном последние более чем полвека для обозначения каждого технического новшества.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

Nikkor (1932) Торговая марка, под которой Nikon выпускает оптику, в частности – фотографические объективы.

Micro (1956) Макрообъективы Nikon промаркированы Micro-NIKKOR. Почему «микро», а не «макро»? Да потому, что в 50-х годах под макрофотографией понималась съёмка в масштабе большем, чем 1:1, т.е. с увеличением . Объективы Micro-NIKKOR давали изображение в масштабе ровно 1:1, т.е. в натуральную величину. Поскольку они ничего не увеличивали, их нельзя было назвать «макро». Сегодня масштаб 1:1 считается макросъёмкой , но Никону лень менять номенклатуру.

A (1959) Самые первые объективы для зеркальных камер Nikon. Известны также как Pre-AI, Non-AI, NAI или просто F (по названию байонета) объективы. A означает Automatic, но это относится не к фокусировке (фокус, естественно, ручной), а к механизму прыгающей диафрагмы. Суть его в том, что наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, и лишь при нажатии на спуск, диафрагма автоматически прикрывается до заранее заданного значения. Для корректной работы этого механизма требовалось вручную индексировать диафрагму при каждой установке объектива на камеру. С современными камерами (за исключением ретроспективной Nikon Df) A объективы в своём исходном виде несовместимы и нуждаются в т.н. конверсии.

ASP (1968) Aspherical. Введение асферических элементов в оптическую схему объектива используется для устранения сферических аберраций .

CRC (1967) Close Range Correction. В конструкции объектива присутствует плавающий элемент (часто это предняя линза), меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, что позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях, сохраняя при этом отменную резкость. Характерно для макрообъективов, а также для светосильных широкоугольных объективов.

PC (1968) Perspective Control. Объективы, позволяющие иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена, для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. PC объективы допускают только ручной фокус и только ручной экспозамер.

NIC (1970) Nikon Integrated Coating. Многослойное просветляющее покрытие представляет собой тончайшую плёнку, нанесённую на линзы объектива с целью повысить их светопропускающую способность и уменьшить интенсивность бликов. Все современные объективы имеют многослойное просветление.

SIC – Super Integrated Coating. Улучшенное по сравнению с NIC многослойное просветление, использующееся в зум-объективах с большим количеством элементов.

ED (1975) Extra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из сверхнизкодисперсионного стекла, призваны уменьшить вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации .

IF (1976) Internal Focusing – внутренняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

AI (1977) Aperture Indexing. Классические объективы с ручной фокусировкой и автоматическим индексированием диафрагмы. Совместимы со всеми камерами, но на многих современных аппаратах не будет работать матричный экспозамер, а также любые режимы определения экспозиции, кроме приоритета диафрагмы. Объективы , фабричным или кустарным способом переделанные в AI, называются AI-конвертированными (AI-converted).

ADR – Aperture Direct Readout. Дополнительная шкала значений диафрагмы, видимая непосредственно через видоискатель в специальном маленьком окошке. Позволяла устанавливать желаемое значение диафрагмы не отрывая глаз от окуляра. Присутствует на всех AI объективах.

E (1977) В 60-е и 70-е годы, когда Nikon доминировал на рынке профессиональной малоформатной фототехники, под маркой Nikkor выпускались только дорогие и сверхнадёжные профессиональные объективы. В погоне за любительским рынком Nikon начал выпускать сравнительно дешёвые объективы, и, чтобы не ронять престиж бренда Nikkor, обозначил их просто как объективы серии E. Качество изготовления E объективов по тогдашним меркам оставляло желать лучшего, но оптически они не уступали объективам профессионального уровня. Сегодня все, даже самые дешёвые объективы, маркируются как Nikkor, и даже в самых дорогих объективах есть пластмассовые детали, что в 70-х годах расценивалось как преступление.

В настоящее время (начиная с 2008 года) буква в названии объектива означает электронный привод диафрагмы.

AI-s (1982) Незначительно усовершенствованный вариант AI объективов, обеспечивающий более точное управление диафрагмой.

AF (1986) Autofocus. Автофокусные объективы первого поколения имели механический привод автофокуса т.н. «отвёрточного» типа. Фокусировочный мотор располагался в камере и передавал вращение элементам объектива с помощью устройства, напоминающего отвёртку. AF объективы совместимы практически со всеми фотоаппаратами Nikon, но автофокус не будет работать на камерах без встроенного мотора.

FL (2013) Fluorite. Флюорит (CaF 2), обладает исключительно низким коэффициентом рассеяния и устраняет вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло .

PF (2015) Phase Fresnel. Применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций .

HRI (2015) High Refractive Index. Оптическая схема объектива включает в себя элементы с показателем преломления выше 2.

AF-P (2016) Автофокусные объективы с шаговым фокусировочным мотором (Pulse motor). Шаговый мотор работает несколько тише, нежели ультразвуковой мотор AF-S объективов.

Z (2018) Объективы с байонетом Nikon Z для беззеркальных фотоаппаратов. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

S (2018) Объективы серии S. Относятся к Z объективам. Nikon уверяет, что буква S в данном случае означает «superior» – превосходный.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива видна надпись:

Nikon AF-S DX NIKKOR
18-55mm 1:3.5-5.6G VR II
∞-0.28m/0.92ft Ø52mm

Nikon – название компании-производителя. Расшифровка здесь, по всей видимости, не требуется.

AF-S – автофокусный объектив со встроенным фокусировочным мотором.

DX – код системы. Данный объектив предназначен для DX камер, имеющих уменьшенный сенсор с кроп-фактором 1,5.

NIKKOR – торговая марка, под которой Nikon выпускает свои объективы.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,5 дадут тот же угол изображения , что и 27-84 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

G – объектив не имеет кольца управления диафрагмой, но на современных камерах оно вам и не понадобится.

VR – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

II – это вторая версия объектива AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR, которая отличается от первой его версии большей компактностью (в силу складной конструкции корпуса) и незначительно усовершенствованной оптической схемой.

∞-0.28m/0.92ft – диапазон дистанций фокусировки в метрах и футах. Максимальная дистанция – бесконечность, минимальная – 0,28 метра или 0,92 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата.

Ø52 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 52 мм.

Сверху на объективе золотыми буквами написано:

Большая часть производственных мощностей Никона давно перемещена в Таиланд или Китай. В Японии производятся лишь самые дорогие модели камер и объективов.

Здесь же расположен серийный номер объектива.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Nikon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.