Перепутья эрика клэптона. Эрик клэптон, биография Eric clapton биография

По влиянию на «белый» блюз с ним не сравнится ни один другой музыкант. С его именем связаны основные вехи в истории рока. Вот уже 50 лет Эрик Клэптон — суперзвезда, перед которой преклоняется мир музыки.

Фраза «Люди искусства питаются эмоциями страданий» тоже принадлежит этому знаменитому гитаристу и в разъяснениях не нуждается. Именно опыт болезненных переживаний постоянно давал ему импульс для взлета к творческим вершинам в музыке. В этой статье мы расскажем биографию Эрика Клэптона.

Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в доме бабушки и дедушки в английском графстве Суррей. Его матери Патриции Клэптон на тот момент было всего 16 лет. Отец мальчика Эдвард Фрайер, 24-летний канадский солдат, проходил службу в Великобритании, но еще до рождения Эрика вернулся к жене в Канаду. В сороковые годы незамужней 16-летней девушке было бы крайне трудно растить ребенка в одиночку, поэтому мать Патриции и ее отчим оформили опеку над внуком. Эрик долгое время оставался в неведении относительно обстоятельств своего появления на свет, считая бабушку и дедушку своими родителями, а мать — старшей сестрой. В детстве он был очень тихим и замкнутым. Впрочем, от учителей не укрылась его одаренность — и особо они отмечали художественные способности мальчика. Когда же на девятом году жизни ему суждено было узнать правду о своих настоящих родителях, Клэптон испытал шок. Он до сих пор называет это «глубоким потрясением». Эрик начал чуждаться родных, стал своенравным, прекратил усердно заниматься, несколько раз проваливался на экзаменах и переходил из школы в школу.

Однако способностей к творчеству он не утратил, более того — открыл для себя музыку, а именно — американский блюз. В 13 лет Клэптону подарили его первую гитару. Всю свою энергию он вложил в изучение музыки аутсайдеров, как и они, находя в ней отдушину. Интерес Клэптона к блюзу стремительно перерастал в основное занятие. Он легко узнает себя в текстах песен, которые звучат сурово и печально и говорят об одиночестве. Эрик пробует подражать им, тренируясь в игре на своей первой гитаре.

Несчастная любовь и пристрастие к наркотикам

Музыка занимает все больше места в его жизни. К 20 годам Клэптон уже известен как одаренный гитарист. Некоторое время спустя он без памяти влюбляется в жену своего лучшего друга, третьего вокалиста и соло-гитариста Джорджа Харрисона — Патти. Чтобы добиться взаимности, он шантажирует ее, заявляя: «Я приму сверхдозу героина, если ты не оставишь Джорджа ради меня ». Но на тот момент его чувство остается без ответа.

Клэптон читает историю «Лейла и Меджнун» персидского поэта Низами и отождествляет себя с Меджнуном, который любит Лейлу (Патти). Легенда вдохновляет его на запись двойного альбома «Layla and Other Assorted Love Songs», посвященного жене Харрисона. Сила чувств, выраженная в песнях, пугает Патти и она полностью прекращает общение с Клэптоном. Но зато этот блестящий альбом подарил миру одну из известнейших рок-песен о любви, которая так и называется: «Layla». В последующие годы чувства к Патти дадут повод для многих самых личных и проникновенных песен Клэптона.

Безответное чувство ознаменовало начало периода сильнейшей наркотической зависимости. Клэптон принимает кокаин и героин, организм требует всё больших доз лучшего качества, что чуть не приводит к разорению музыканта: еженедельно он потребляет героина на 18 тысяч долларов (!). И только благодаря близкому другу Питу Таунсенду и лечению электроакупунктурой ему удается вырваться из наркотического дурмана. На тот момент многие критики уже списали Клэптона-музыканта со счетов. Однако в апреле 1974 года он предстает перед мировой прессой выздоровевшим, посвежевшим и коротко подстриженным, чтобы объявить о своем возвращении и начале сольной карьеры. Однако физически Клэптону еще было не под силу справиться с навалившимся грузом работы и трудностями гастрольной жизни. На смену героину приходит алкоголь. К его удивлению, Патти приезжает в США, чтобы сопровождать его в турне.

Как-то раз Эрик проигрывает в бильярд значительную сумму своему новому гастрольному менеджеру Роджеру Форрестеру. Но Эрик не хочет выплачивать долг и заключает пари, что Форрестеру не удастся до следующего вторника заставить прессу говорить о нем. Форрестер звонит в редакцию «Дейли мейл» и заявляет, что Эрик и Патти намерены пожениться в США. Вначале Клэптон впадает в ярость, но, получая все больше поздравлений, входит во вкус этой авантюры. Он звонит Патти и просит ее стать его женой. Поколебавшись, она соглашается. Однако из-за алкоголизма Клэптона и его фанатичной увлеченности работой их последующую семейную жизнь никак нельзя назвать гармоничной.

«Лейла и Меджнун»: без надежды на будущее

Трения в отношениях между Эриком и Патти возникают постоянно — еще и потому, что их брак остается бездетным. Во время записи пластинки на острове Монтсеррат Клэптон заводит мимолетную интрижку, результатом которой становится рождение в 1985 году его первой дочери Рут. Этот факт не получает огласки и мать девочки в дальнейшем воспитывает ее одна.

В том же 1985 году, осенью, происходит поворотное событие в жизни Клэптона: на вечеринке он знакомится с итальянкой Лори дель Санто. Эта связь и повторное расставание с Патти дают ему достаточно материала для новой пластинки. Песни «Miss you», «Tearing us apart» и «Hold on» обращены к Патти. Но когда 21 августа 1986 года они с Лори становятся родителями мальчика, который появляется на свет в присутствии отца, альбом по желанию Клэптона получает новое название — «August», в честь месяца рождения малыша. Патти очень страдает, а для Эрика рождение сына означает конец романтической истории «Лейлы и Меджнуна».

Самый тяжкий удар судьбы

Эрик хотел стать для своего сына Конора таким отцом, какого он сам никогда не имел. Но судьба отняла у него этот шанс. Не дожив даже до 5 лет, единственный сын Эрика Клэптона погибает 20 марта 1991 года в результате трагической случайности, выпав из открытого окна квартиры своей матери Лори дель Санто, расположенной на 53-м этаже нью-йоркского небоскреба. Это становится, несомненно, глубочайшим потрясением в жизни музыканта. Последующие недели Эрик проводит, словно в трансе. Близкие опасаются, что он опять будет искать утешения в алкоголе. Но тех, кто уже изучил Клэптона, не удивит, что после периода жесточайшей депрессии он найдет отдушину в творчестве, выплеснув свои чувства и покорив очередную музыкальную вершину. Эрик сочиняет множество проникновенных, печальных песен о своем сыне, используя только акустические инструменты, чтобы подчеркнуть чистоту голосов. «Tears in heaven» становится одним из его величайших хитов.

Эрик Клэптон — один из лучших примеров того, насколько тесно гениальные свершения связаны с ударами судьбы. Для него музыка всегда была возможностью излить душу, пропустив через себя страдание. Его жизнь и перенесенные несчастья подарили миру прекраснейшие музыкальные произведения. Упрочив свое положение колоссальным коммерческим успехом пластинки «Unplugged», Клэптон воплощает давнюю мечту и выпускает блюзовый трибьют-альбом «From the Cradle» как дань уважения музыкантам, которые служили ему примером.

Лучший документальный фильм о концертах Эрика Клэптона и блюзе в его творчестве под названием «Nothing but the Blues», снятый Мартином Скорсезе, зрители, к сожалению, не увидели до сих пор.

Блюз или поп: раскол в сердцах

Когда Клэптон начинает работать с новым продюсером Саймоном Клайми, это вызывает далеко не однозначную реакцию среди ценителей его музыки. Песни альбома «TDF — Retail Therapy» получают почетное право сопровождать показы моды Джорджо Армани, но при этом имя Клэптона на компакт-диске не упоминается вообще. Кстати, именно на одном из шоу Армани Эрик знакомится со своей нынешней женой американкой Мелией Макинери.

Вышедший в марте 1998 года «Pilgrim» Клэптона получает «Грэмми» как лучший поп-альбом года. Основными темами этой LP-пластинки вновь стали потеря сына (сингл «Circus») и поиски отца («Му fathers eyes»), которого он не знал. Альбом дает начало принципиально новому музыкальному направлению в творчестве Клэптона.

Отшлифованный звук с избытком ударных и басов идея Саймона Клайми — в будущем расколет поклонников Клэптона на два лагеря. В том же году Клэптон открывает свой Crossroad Center, клинику для пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью. 2000-й год возвращает Эрика к блюзу: вместе с одним из своих кумиров, Би Би Кингом, он записывает диск «Riding with the King».

В 2001 году следует новый студийный альбом «Reptile», в музыкальном плане продолжающий «Pilgrim»; Клэптон посвятил его своему умершему дяде. В конце 2002 года музыкант выпускает концертный альбом «One more car, one more rider». Блюзовый диск «Me & Mr. Johnson» 2003 года становится данью памяти одному из величайших предшественников Эрика Клэптона — легендарному певцу Роберту Джонсону.

В конце 2004 года вниманию публики предложены записи репетиций к альбому «Session for Robert J.». На DVD можно увидеть и услышать компанию, которая в непринужденной атмосфере с удовольствием и энтузиазмом устраивает праздник блюза.

Осенью 2004 года начинают ходить упорные слухи, что CREAM намерены вновь собраться для выступления в Альберт-холле. В мае 2005 года это становится явью: спустя 37 лет CREAM воссоединились на том самом месте, где в 1968 году прошел их прощальный концерт, — в знаменитом зале Альберт-холл — и дали четыре впечатляющих концерта. Ошеломительный успех — повод для еще трех дополнительных выступлений в октябре в Медисон-сквер-гарден.

Возвращение домой

За это время в личной жизни Клэптона многое изменилось. С новой спутницей жизни, в брак с которой он вступил 1 января 2002 года по случаю крещения своей дочери Джули Роуз, родившейся 15 июня 2001 года, Эрик Клэптон наконец обрел постоянную семейную гавань, где он счастлив и черпает новые силы. 14 января 2003 года появляется на свет его вторая дочь Элла Мэй. 1 февраля 2005 года, с рождением третьей дочери Софи, семейное счастье становится еще полнее. Последние, более спокойные студийные работы, такие как «Back Ноте», «Clapton» или «Old Sock», замыкают цикл альбомов, начатый в 1989 году с пластинки «Journeyman». Гордый и моложавый папаша с большим чувством знакомит нас с радостями и заботами отцовства и своими юношескими воспоминаниями. Эрик Клэптон счастлив и чувствует себя в кругу семьи действительно дома. Он наконец нашел то, чего лишился когда-то с потерей любимой приемной матери Розы и о чем так долго тосковал. Для нас, любителей его творчества, это обстоятельство, собственно, самое важное, потому что настоящие поклонники музыканта знают: Эрик Клэптон был и остается выдающимся мастером живого звука, и он вновь убедительно доказал это на фестивале Baloise Sessions в Базеле.

В то время игравшего в трио Cream, украшали все доступные поверхности. Но вскоре «божественный» Эрик чуть не отдал душу дьяволу, попав в зависимость от тяжелых наркотиков и алкоголя, с которым он дружил еще с 14 лет. Судьба не единожды проверяла музыканта на стойкость характера, посылая ему все новые и новые испытания, которые многим были бы просто не по плечу. Однако Клэптон сумел не только выстоять под жестокими ударами, но и стал ангелом-спасителем для тысяч собратьев по несчастью.

Собственно говоря, с самого рождения Эрику был уготован путь обычного забулдыги. Мать от него отказалась, чтобы скрыть позорный факт – ребенок был незаконнорожденным, плодом ее любовной связи с женатым канадским солдатом, который отправился домой по окончании войны. Воспитывали будущую звезду бабушка и дедушка, которых он считал своими родителями до 9-летнего возраста, когда узнал, что старшая сестра Патрисия – на самом деле и есть его настоящая мама. Но правда добавила еще больше горечи в жизнь мальчика – Патрисия жила в Германии и воспитывала другого сына, на этот раз желанного и вновь от канадского военнослужащего.

Подростком Клэптон познакомился с алкоголем. Впоследствии музыкант вспоминал: «Думаю, я один из тех алкоголиков, кто пил именно для того, чтобы напиться. После четырнадцати я стал выпивать с приятелями, как это считалось нормальным в таком возрасте. В пятнадцать я поехал на джазовый фестиваль в Беллью, где я с увлечением смотрел на сцену и слушал отличную музыку. С компанией сверстников я там напился до неприличия. В итоге у меня сперли спальный мешок и все деньги».

Увидев выступление на Британском телевидении, Эрик навсегда влюбился в блюз и рок-н-ролл. А после того, как его выгнали из колледжа искусств, где Клэптон учился на отделении дизайна, дорога на сцену оказалась единственной возможностью для самореализации. Он устроился рабочим, и все свободное время посвящал игре на электрогитаре, которую ему купили бабушка с дедушкой. «В начале шестидесятых я стал отъявленным битником, хиппи, отлично чувствовал себя на сцене. В какой то момент музыка захватила меня полностью, и я стал профессионалом в семнадцать лет».

Около шести лет Клэптону, по его собственному признанию, удавалось оставаться «сухим». Нет, он, конечно, выпивал с друзьями - дармовой выпивки для музыкантов в кабаках не жалели, но оставался стоек к наркотикам, лишь изредка покуривая марихуану. Но, подружившись с ребятами из группы Дилейни Брамлетта, круто игравшими блюз, увидел, что старшие товарищи ежедневно отдают дань миксу из виски, героина и кокаина. В итоге Клэптон начал и сам постепенно погружаться в эту трясину.

В 70-м году Эрик организовал собственный музыкальный проект «Derek and the Dominos», куда перешла часть коллектива Дилейни. И первый же альбом этой группы потерпел коммерческий провал, что напрочь выбило Эрика из колеи. Публика и критики буквально пропустили мимо ушей «Лейлу» - песню, впоследствии ставшую одной из визитных карточек гитариста! Эту композицию Клэптон посвятил Патти Бойд – фотомодели и по роковой случайности супруги его близкого друга . Название песни Клэптон взял из древнеперсидской поэмы «Лейла и Меджнун», в которой рассказывается о молодом человеке, влюбившемся в принцессу и сошедшем с ума. Героиновое сумасшествие Клэптона продлилось три года. «С 1969 по 1972 год вообще ничего толком не помню. Работать перестал совсем! Такого раньше со мной не случалось. Я пил немного - торчал на героине, а этот наркотик отлично изолирует от мира»,- вспоминает Эрик.

В 1973-м ему удалось вылезти из наркотического болота. Он вернулся к концертной деятельности, возобновил выпуск студийных работ, однако теперь передним возникла другая проблема – алкоголизм. Увлечение спиртным и сопутствующие ему радости в виде супружеских измен сопровождали музыканта все время брака с Патти, которая все-таки развелась с Харрисоном и вышла замуж за Клэптона. Почти десять лет совместной жизни не принесли паре счастья. Клэптон все чаще скандалил с женой. И все больше пил, пытаясь забыться. Музыкант стал очень плохо выглядеть: он потерял в весе, его лицо и глаза пожелтели, кожа покрылась воспалениями. Популярность артиста стала сходить на нет. Наконец, Эрик понял, что оказался на крючке у зеленого змия и пришел в общество Анонимных Алкоголиков. Побороть недуг оказалось непросто, ведь пить Клэптон любил. «Депрессию, суициды и всякое прочее с алкоголем не связывал, поскольку алкоголь оставался все эти годы моим лучшим другом. Отрицание алкоголизма оказалось настолько значительным, что я говорил в оправдание: «Я - артист, и просто мы так живем». В юности я провел много времени, изучая великую музыку и великую живопись, и знал, как жили многие из творцов. Хорошо об этом читать или смотреть по телевизору, но когда похожее случается с тобой - и это не поддается контролю - ты не сможешь это одеть или снять, как плащ! - и это не поза, и это уже вовсе не весело...», - с горечью признавался уже ставший трезвенником Клэптон.

В конце 80-х, обретя свободу от алкоголя и давления Патти, Эрик записывает свои самые успешные альбомы (например, ретроспективный бокс-сет «Crossroads» - «Перепутья») и становится настоящим рок-гуру. И вдруг спокойная, размеренная, только-только налаженная жизнь вновь превратилась в кошмар. В авиакатастрофе погибают его друзья, агент и музыканты, а спустя три месяца, едва Эрик пришел в себя, судьба сбивает его с ног еще более жестоким ударом. Его четырехлетний сын от итальянской модели Лори дель Санто выпал с 53-го этажа ее квартиры в Манхэттене. Хотя Эрик и Лори не жили вместе даже гражданским браком, оба безумно любили своего маленького Конора. «Внутри меня все выгорело дотла и остался только серый пепел», - признавался Клэптон. Но спасение в этот раз он нашел не на дне стакана, а в Музыке. Боль отца от потери сына стала знаменитой балладой «Слезы в небесах». В том мучительном 1992 году Эрик Клэптон получил шесть «Грэмми» за альбом «Unplugged», куда вошел и этот шедевр блюза, и многострадальная «Лейла», признанная лучшей песней в рок-номинации.

Итак, Клэптон выдержал. Сегодня он по-прежнему верен своим блюзовым корням, записываясь с великими собратьями по Олимпу – Би Би Кингом. Джо Коккером, Бадди Гаем и др. С удовольствием поддерживает Эрик и благотворительные проекты своих звездных друзей. Так, в декабре прошлого года он участвовал в кампании по защите собак, организованной , гитаристом и активным защитником прав животных.

Но главным делом Клэптона стал основанный в 1998 году в Антигуа центр помощи страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, названный в честь его самого успешного ретроспективного альбома «Crossroads» (Antigua drug and alcohol rehabilitation center Crossroads). Для обеспечения работы этого учреждения музыкант выделяет огромные средства, вырученные как от концертов, так и от продажи своей легендарной коллекции гитар.

Подобные аукционы проводились в 1999 и 2004 годах, а последний состоялся в марте этого года. За 4 часа было продано 138 лотов - гитары, усилители, золотые пластинки и различные награды рок-легенды, а также инструменты, пожертвованные друзьями музыканта , Джей-Джей Кэйлом и . У покупателей была возможность бороться за лоты не только присутствуя на аукционе, но и по телефону, и через интернет. Кстати, одним из основных покупателей стал бизнесмен и музыкант из России. Общая выручка аукциона, по данным Bloomberg, составила $2,2 миллиона. В 2004-м году прибыль, конечно, была посолидней – более $7,4 миллиона, но тому есть причины: за астрономические суммы поклонниками были куплены три самых лучших гитары Эрика, в том числе и самая легендарная – стратокастер «Blackie», собранный Клэптоном из трех моделей «Фендер». Блэки всего чуть-чуть не дотянула до миллиона долларов!

Кроме аукционов, деньги на работу реабилитационного центра Crossroads собираются с помощью концертов. Прошлым летом прошел третий благотворительный концерт, в котором приняли участие , Джефф Бек, Рон Вуд, и многие другие музыканты. Все средства от концерта были перечислены в центр. Много раз оказывавшийся на распутье, Клэптон выбрал правильную дорогу и помогает найти ее другим, используя тот великий дар, за который его когда-то называли «Богом».


6 апреля 2011, 17:33

МИСТЕР МЕДЛЕННОРУКИЙ Есть в блюзе такой термин "медленные руки", когда гитарист кончиками пальцев заставляет гитарную струну издавать звук, когда игра уже закончена. Пальцы Эрика КЛЭПТОНА наделены такой способностью, а его чувственный голос может вытянуть эмоции из души любого слушателя. "Я всегда знал, что публика любила меня, - вспоминает Эрик. - Такое обожествление порой порождало зависть других музыкантов. Позже я смирился с тем, что моя судьба на сцене, как, впрочем, и в жизни, быть одиночкой!"
НЕНУЖНЫЙ СЫН Эрик родился в провинциальном городке Рипли, в 50 км от Лондона. Увы, в семейной атмосфере не было места для родительской любви. Причину равнодушия к себе Эрик не понимал, ведь он лез из кожи вон, угождая старикам. Отлично учился, дома помогал с удовольствием, но в ответ получал лишь недовольное брюзжание. Хотя редкие дни все же превращались в праздник! Когда старший брат Адриан учил его играть на губной гармонике, брал с собой в кино или приносил новую книгу по научной фантастике. Благодаря брату Эрик получил первое музыкальное образование и полюбил джаз. Вскоре Эрик узнал, почему все так неправильно. Однажды в гости к родителям из Германии приехала их дочь Патрисия со своим маленьким сынишкой. 9-летнему Эрику ее представили как сестру, хотя на самом деле... Патрисия родила его в 16 лет от любовной связи с канадским солдатом с соседней военной базы. Как только закончилась война, женатый канадец отправился на родину. Родители Патрисии предпочли скрыть позор от соседей и выдали Эрика за своего сына. Нежеланный младенец так раздражал Патрисию, что она уехала жить в Германию, где по иронии судьбы вновь вышла замуж за канадского солдата и родила второго сына, отдав ему всю материнскую любовь. с бабушкой
При встрече с настоящей матерью 9-летний Эрик сказал, что знает правду, что она его настоящая мама. "Можно я буду называть тебя мамой?" - спросил он. Но она имевшая другую семью, была вынуждена ему отказать. Ей самой это причинило немало душевной боли, но на 9-летнего Эрика Клэптона повлияло глубоко и надолго. Он замкнулся в себе и даже в отношениях со своими лучшими друзьями всегда была какая-то внутренняя дистанция.



Собственно, с этого момента на свет родился новый Эрик, которого так полюбили его самые горячие поклонники: замкнутый, саркастичный, предельно эгоистичный и бесконечно талантливый! Хотя кто бы мог подумать, что именно за отсутствие таланта в 17 лет его выгнали из колледжа искусств в Кингстоне, куда Эрик поступил учиться на отделение дизайна цветного стекла. Тогда он устроился чернорабочим, убедил деда с бабкой купить ему электрогитару и каждую свободную минуту не выпускал ее из рук.


ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК Четыре года спустя после первого прикосновения к струнам о Клэптоне знала вся Британия. На улицах Лондона фанаты писали "Клэптон - бог", на его выступления приходили великие блюзовые музыканты. Поиграв в нескольких группах, оставивших немало жемчужин в сокровищнице мирового рока, Эрик начал сольную карьеру. Позднее его дважды введут Зал славы рок-н-ролла, назовут самым черным из всех белых блюзовых гитаристов, осыпят почестями и не дадут сгинуть в героиновой яме, где он провел три года. Однако наркозависимость была не самым страшным испытанием в его жизни.
Однажды, уже после распада трио "Cream", Эрик Клэптон отправился на встречу с гитаристом из "БИТЛЗ" Джорджем ХАРРИСОНОМ. Это явно был роковой день, из тех, что круто меняют судьбы людей. Эрик открыл дверь популярного лондонского клуба, стремительно шагнул вперед, уверенный, что он, как всегда, будет лучшим среди музыкального бомонда. И замер как вкопанный! "Мой взгляд утонул в двух глубоких серых глазах, время остановилось, а я влюбился с первого взгляда. Она была божественно красива: стройна, высока, с длинными волосами цвета спелой пшеницы, нежной кожей, похожей на взбитые сливки, и глазами, которые поглотили меня целиком". Это была жена Джорджа. В тот вечер Эрик Клэптон, оглушенный страстью к Патти БОЙД, не смог сыграть достойно: пальцы дрожали и не слушались его. Спустя некоторое время страсть Эрика выплеснулась в блюзовой балладе "Лейла". Вскоре появился на свет и одноименный альбом, принесший музыканту мировую славу и обожание миллионов поклонниц. Но Эрику нужна была только Патрисия. Он атаковал ее звонками, умоляя о встрече. Однажды она согласилась, и любовный вихрь стремительно закружил обоих. Аллеи парков, столики кафе, случайные прохожие, речные трамвайчики на Темзе знали об их тайных свиданиях все, чего не ведал ее муж и его друг Джордж Харрисон. После громкого публичного скандала Патрисия ушла к Эрику в 1979 году. И совершила ошибку.


Стоило теперь Джорджу Харрисону появиться на концертах, где играл Эрик, как его выступление оказывалось на грани срыва. "У меня сердце разрывалось, когда я видел тоскующий взгляд Джорджа. Я изводился от чувства вины к другу и не мог понять, действительно ли моя любовь стоит того, чтобы причинять ему такую боль?" Все девять лет его брака с Патти Эрик неизменно задавал себе этот вопрос. Постепенно сладостная и желанная леди из блюзовой баллады превратилась в надоевшую жену. "Она все время пытается меня переделать. Ей не нравится мой образ жизни, ее раздражает то, что я сутками играю на гитаре. Она хочет, чтобы я был светским и таскался с ней по приемам, - плакался в баре за стаканом виски Эрик не кому-нибудь, а Джорджу Харрисону. - Прости меня, дружище!"
Запутанный клубок сложных отношений подкатился к логической развязке. Несмотря на сбычу мечт, Клэптон пристрастился к алкоголю. А однажды Патти на день раньше, чем ожидал Эрик, вернулась домой от своих родителей. Повернув ключ в замке, она лицом к лицу столкнулась с размалеванной девицей. Это был предел унижения. Уставшая от любовных похождений, запоев и комплексов Эрика, Патти ушла от него. Однако спустя время вся троица вновь возобновила дружеские отношения. "Наши души притягиваются свыше, это сильнее нас", - признался Эрик как-то журналистам. Он вылечился и от депрессии, и от алкогольной зависимости.



Эрик с Карлой Бруни СЛЕЗЫ В НЬЮ-ИОРКЕ В конце 80-х, обретя желанную свободу от давления Патти, Эрик записывает свои самые успешные альбомы - "Другой билет", "Деньги и сигареты", "Позади солнца", "Август", "Путешественник". Получает "Грэмми" за альбом с ретроспективой своего творчества и становится настоящим рок-гуру. И вдруг спокойная, размеренная, заполненная творчеством жизнь становится сплошным кошмаром. В авиакатастрофе погибают его друзья, агент и музыканты, с которыми он записывал все свои альбомы, а спустя три месяца, едва Эрик пришел в себя, судьба сбивает его с ног еще более жестоким ударом. Его четырехлетний сын от итальянской модели Лори дель САНТО выпадает с 53-го этажа ее квартиры в Манхэттене. Хотя Эрик и Лори не жили вместе даже гражданским браком, оба безумно любили своего маленького сына. Сдерживая раздражение к многочисленному и шумному итальянскому семейству Лори, Эрик часто навещал сына и проводил с ним много времени.
"Когда Лори кричала мне по мобильному, что Конор выпал из окна, я не почувствовал абсолютно ничего. Казалось, что все внутри меня выгорело дотла и остался только серый пепел. На похоронах ее семья обвинила меня, что я холодный англичанин и не выдавил из себя ни слезинки". Позже душераздирающая горечь от потери сына вылилась в балладу "Слезы в небесах". В том мучительном 1992 году Эрик Клэптон получил шесть "Грэмми" за альбом "Unplugged", куда вошел и этот шедевр блюза. Музыка помогла ему выжить, но не только она... НОВАЯ СЕМЬЯ Мелия МАКЕНЕРИ, в чьих жилах течет корейская и ирландская кровь, - девушка крайне независимая и чересчур откровенная. Вряд ли ее можно назвать красавицей, но самоуверенности ей точно не занимать. В этом Эрик Клэптон убедился очень быстро. После окончания дизайнерской школы друзья пригласили Мелию оформить обложку нового альбома певца. "Я равнодушна к вашему творчеству, - заявила она на встрече с певцом, - но ваш агент обещал неплохо заплатить, и я возьмусь за эту работу". Привыкший к постоянной лести, Эрик был крайне удивлен столь наглой выходкой. Вскоре он отметил, что, несмотря на простоватую внешность, Мелия пользуется огромной популярностью у противоположного пола. "Я и сам не заметил, как оказался среди множества ее поклонников", - признался Эрик в одном из интервью. Вскоре его друзья заметили, что он сам стал улыбчивей и живее. Ведь Мелия ответила на ухаживания Эрика самой искренней любовью. Однако спустя полгода девушка поняла, что Эрик не спешит жениться. Макенери была слишком горда, чтобы оставаться одной из его подружек. Не устраивая истерик, она тихо собрала чемоданы и скрылась в родном штате Огайо. "Я действительно больше не хотел ни на ком жениться. Тем более у меня появилась дочь. К этому времени она подросла, мы много времени проводили вместе, и я не чувствовал себя таким одиноким. Но забыть Мелию я не мог". Его дочь, Рут.
Дочь Эрика Клэптона родилась по прихоти судьбы. Ее мать, Ивонна Хан КЕЛЛИ, работала вместе со своим мужем на студии Эрика на Антигуа. У них не было детей. Ивонна была страстной поклонницей творчества музыканта и оказалась самой скрытной из всех его женщин. Их короткий роман остался тайной для всех. Как и их ребенок, малышка Рут, для самого Эрика. Пока в 1990 году Эрик, вновь оказавшись на Антигуа, не познакомился со своей тогда уже шестилетней дочерью. Он настоял на том, чтобы Рут узнала, кто ее отец, и с тех пор старался общаться с ней как можно чаще. Именно Рут первой узнала, что ее папочка не на шутку влюбился. И совсем не удивилась, когда Эрик, забросив все свои дела, махнул в американский штат Огайо. Мелия встретила его нежными объятиями и чудесной новостью: Эрик должен был стать отцом. В 2000 году 56-летний папочка и 26-летняя мамочка обвенчались, держа на руках прелестную годовалую дочь по имени Джулия Роуз, а затем у них родились еще две дочери - Элла Мэй (2003) и София (2005). Эрик наконец обрел то простое счастье, которого его лишили еще в детстве - любовь теплой и преданной женщины, сумевшей создать настоящую семью.

Двадцатое марта 1991 года стало самой печальной датой в жизни Эрика Клэптона. Его четырехлетний сын Конор, который жил с матерью, актрисой Лори Дель Санто, погиб, выпав из окна пятьдесят третьего этажа нью-йоркского небоскреба. В течение девяти месяцев Клэптон был разбит горем. Он не занимался творчеством и не выступал.

История создания песни

Когда немного пришел в себя, его первой работой стала композиция Help Me Up, созданная вместе с Уиллом Дженнингсом для саундтрека к фильму Rush («Кайф»). Затем Клэптон сказал, что хотел бы написать песню о сыне, для которой он нашел в картине подходящее место. У него был готов первый куплет, и он попросил Дженнингса помочь с текстом. Уилл сначала отказывался, так как тема казалась ему слишком личной, однако Клэптон настоял на своем.

Tears in Heaven сперва прозвучала в фильме Rush, а затем была записана в акустической версии. Она стала одной из самых известных песен Эрика Клэптона, которая длительное время занимала верхние строчки чартов, была удостоена трех Грэмми и награды MTV, а также вошла в список пятисот лучших песен по версии Rolling Stone.

Клэптон неоднократно говорил о том, что Tears in Heaven помогла ему справиться с горем. Начиная с 2004 года, он больше ее не исполняет (как и ). Свое решение он объяснил так:

Я больше не чувствую горечь утраты, которая является неотъемлемой частью исполнения этих песен. Я должен реально ощущать связь с чувствами, которые одолевали меня, когда я их писал. Они все же прошли, и я действительно не хочу, чтобы они возвращались. Моя жизнь изменилась. Возможно, их просто нужно отложить на время, и не исключено, что позже я представлю их с более беспристрастной позиции.

А теперь музыкальный видеоклип Tears in Heaven — Eric Clapton.

  • Эрик Клэптон также посвятил сыну песни The Circus Left Town и Lonely Stranger.
  • Оззи и Шэрон Озборны организовали запись Tears in Heaven, в которой песню исполняют звезды эстрады: Элтон Джон, Пинк, Гвен Стефани, Робби Уильямс, и другие. Вырученные от продажи деньги были переданы пострадавшим от землетрясения и цунами в Юго-Восточной Азии.

Текст песни Tears in Heaven — Eric Clapton

Would you know my name
If I saw you in Heaven?
Would it be the same
If I saw you in Heaven?
I must be strong
And carry on
‘Cause I know
I don’t belong
Here in Heaven

Would you hold my hand
If I saw you in Heaven?
Would you help me stand
If I saw you in Heaven?
I’ll find my way
Through night and day
‘Cause I know
I just can’t stay
Here in Heaven

Time can bring you down
Time can bend your knees
Time can break your heart
Have you begging please
Begging please

Beyond the Door
There’s peace I’m sure
And I know
There’ll be no more
Tears in Heaven

Перевод песни Tears in Heaven — Эрик Клэптон

Ты бы вспомнил мое имя,

Было бы все по-прежнему,
Если бы я встретил тебя на Небесах?
Я должен быть сильным
И жить дальше,
Потому что я знаю,
Что чувствую себя не в своей тарелке,
Здесь, на Небесах

Ты взял бы меня за руку,
Если бы я встретил тебя на Небесах?
Ты бы помог мне встать,
Если бы я встретил тебя на Небесах?
Я найду дорогу
Ночью и днем,
Потому что я знаю,
Я просто не могу остаться
Здесь, на Небесах

Время может сломить тебя
Время может поставить тебя на колени
Время может разбить твое сердце
Заставить тебя умолять
Умолять

Цитата о песне

Я почти подсознательно использовал музыку в качестве средства исцеления, и вот, это сработало…

Факт №5410

Эрик Клэптон сам создал для себя идеальную модель гитары. Она обладает всеми техническими и регулятивными возможностями обычного «Стратокастера», а ещё маэстро встроил в неё электрическую цепь, которая усиливает средние частоты в районе 500Гц на 25Дб; также имеется дополнительный лад. В результате инструмент позволяет извлекать, как говорит Клэптон, более широкий звук. Музыкант отмечает, что его изобретение довольно хорошо приняли люди, которые знают толк, и сам считает его отличной гитарой.

Эрик относится к своей «Блеки» (названной так, конечно же, из-за цвета), как к живому существу. Рассказывая о том времени, когда он сильно пил, гитарист поведал, что частенько заканчивал песню, падая плашмя на пол. Однажды, упав, он сильно разбил лицо о гриф гитары, и «ей это совсем не понравилось». Понадобилось немало времени, чтобы наладить с ней хорошие отношения.


Источник: «Стоя на распутье» (интервью с Эриком Клэптоном).

Факт №5488

Эрик Клэптон отказался огласить решение о принятии покойного Джорджа Харрисона в Зал Славы Рок-н-ролла; это сделали за него Том Петти и Джефф Линн. Эрик объяснил своё решение так: «Я чисто физически не успевал принять участие в церемонии: предстоял тур, а состав группы изменился, и нужно было успеть сыграться. С другой стороны, всегда, когда заходит речь о Джордже, говорят и обо мне (первая жена Джорджа ушла к Клэптону) – а я думаю, не стоит примазываться к его памяти. Есть люди, не менее достойные того, чтобы избрать Харрисона в Зал Славы».


Источник: журнал «In rock», № 12 2004 г.

Факт №5504

Эрик Клэптон, присутствуя на приёме у английской королевы Елизаветы вместе с Джимми Пейджем, Брайаном Мэем и Джеффом Беком, услышал от Её Величества вопрос: «А вы чем занимаетесь?». Великим музыкантам пришлось вкратце рассказать королеве, кто они такие. Клэптон невозмутимо заявил, что для него большая честь – познакомиться с королевой. По его словам, было бы странно, если бы она знала, кто он такой.


Источник: журнал «In rock», № 16 2005 г.

добавить факт об исполнителе

Факты о песнях Eric Clapton. Десятка популярных

О песне Layla

Факт №1153

Эрик Клэптон посвятил эту песню Патти Бойд, известной модели, в которую был влюблён. Когда песня создавалась, Патти Бойд была замужем за Хорошим другом Клэптона, "битлом" Джорджем Харрисоном (они познакомились на съёмках фильма A Hard Day"s Night).

Лейла -- довольно распространенное ближневосточное и персидское имя. Происходит от арабского слова "leil (ночь)" и означает "рожденная ночью" или "темноволосая".

Друг Клэптона Ян Даллас, в то время обратившийся в ислам, пересказал Клэптону поэму "Лейла и Маджнун", написанную в XII веке поэтом Низами Гянджави (то есть "Низами из города Гянджа". Город Гянджа в то время был частью Персии, ныне -- азербайджанский город). Поэма основана на реальной истории о молодом поэте по имени Гэйс ибн аль-Мулавва из племени Бану-Амир. Юноша влюбился в девушку по имени Лейла аль-Амирийя, но она была выдана отцом замуж за другого. Когда поэт узнал о свадьбе, он покинул своё племя и стал скитаться по пустыне. Его уговаривали его вернуться, но ничего не вышло. Люди лишь стали оставлять для него пищу в пустыне. Скитаясь, он сочинял стихи о Лейле.

Люди прозвали его "Маджнун Лейла" (сведённый с ума Лейлой) или просто Маджнун (сумасшедший).

Лейла с мужем переехали в Ирак, где она вскоре заболела и умерла. Через время был найден мёртвым и Гаис. Он лежал возле чьей-то могилы. На могильном камне он написал три последних строфы.

История запала в душу Клэптону. Имя "Лэйла" стало основой припева новой песни.

Как рассказала Бойд, Клэптон исполнил для неё эту песню на вечеринке. Позже, этим же вечером, он признался Джорджу Харрисону, что влюблён в его жену. Это, впрочем, не испортило их отношений: Джордж и Патти прожили ещё несколько лет в браке, дружба между мужчинами тоже нисколько не ослабла.

Песня была написана в 1970-м году. В 1974-м Патти ушла к Эрику Клэптону. Официально Джордж и Патти развелись в 1977-м, а в 1979-м Патти вышла за Клэптона. И опять, Джордж проявил редкостное благодушие, оставшись другом для обоих: вместе с Полом Маккартни и Ринго Старром, он был гостем на свадьбе. Впрочем, такое парадоксальное отношение начало сильно раздражать Клэптона.

Брак же оказался несчастливым: меньше, чем через десять лет они развелись. К тому моменту у Клэптона была дочь от другой женщины.

За то время, что они были счастливы вместе, Клэптон посвятил Патти ещё одну замечательную песню: Wonderful Tonight.

О песне Layla

Факт №1156

Оллмэн на классической записи этой песни ухитряется играть слайдом на гитаре, прижимая его к тому участку струн, где уже нет гитарного грифа. При обычной технике, ноты такой высоты взять не получится. По выражению звукоинженера Тома Дауда, он "берёт те ноты, которых нет на инструменте".

О песне Layla

Факт №1158

Пластинка группы Derek and the Dominos под названием "Лэйла и прочие песни о любви" вышел без имени Клэптона на обложке. Публика не бросилась покупать двойную пластинку неизвестной группы, поэтому диск вообще не попал в чарты, а длительность песни закрыла ей путь на радио. Укороченную до 2 минут и 43 секунд версию выпустили синглом в марте 1971-го, но она добралась лишь до 51-го места в Биллбоарде.

Однако ещё через год к выходу диска "История Эрика Клэптона" песню снова переиздали, и тогда по обе стороны океана песня забралась в десятку хит-парада.

Ещё более высокое место в британском хит-параде (четвёртое) она заняла, когда её перевыпустили ещё через десять лет -- в 1982-м.

И ещё спустя десять лет, в 1992-м, Клэптон записал свой необычайно успешный MTV Unplugged, где среди других блюзовых вещей исполнил и "Лэйлу", замедлив её и переделав рифф. Эта версия вышла в виде сингла. Британский хит-парад она не покорила, но добралась до 12-го места в американском. И эта же версия в 1992-м принесла Клэптону "Грэмми".

О песне Layla

Факт №1159

Клэптон полушутя рассказывал, что замедлил композицию для живого исполнения на Unplugged 1992-го года, потому что стал слишком стар, чтобы хорошо сыграть классический рифф на электрогитаре.

О песне Layla

О песне Layla

Факт №1160

Песня изначально была написана Клэптоном как баллада, но была исполнена с группой Derek and the Dominos как хард-роковая вещь (дело было в 1970-м). В 1992-м году она была исполнена на концерте MTV Unplugged снова как баллада.

О песне Layla

Факт №1162

Клэптон: "Лейлу" сложно исполнять вживую. Нужен набор хороших музыкантов, чтобы все ингредиенты были на месте, но когда у тебя всё есть...

Её сложно исполнять квартетом, потому есть партии в которых нужно петь и играть полностью разные вещи, что практически невозможно. Однако если у вас большая группа, как у меня в турне, тогда исполнить что-то вроде "Лейлы" будет легко, и я очень этим горжусь.

Мне нравится слушать эту песню. Как будто она не моя. Как будто я слушаю кого-то, кто мне очень нравится. Я действительно любил группу Derek and The Dominos, будто я в ней не участвовал. Будто я просто её поклонник. Иногда моя собственная музыка может быть такой."