Сценарий вечера: «Русское слово – русское чудо. Праздник русского языка. Сценарий проведения школьного вечера Вечер посвященный русскому языку

Сценарий вечера на тему «Идиома»

К вечеру ребята готовятся заранее. В школе вывешивается красочное объявление: «Готовьтесь к вечеру «Идиома»! Запоминайте пословицы, поговорки и крылатые выражения!» В течение недели каждый класс готовится к вечеру: выпускает газету о русском языке, готовит сообщение о фразеологизмах и иллюстрирует их.

Вечер состоит из двух частей. Вначале учитель знакомят присутствующих с понятием «идиома», во второй части вечера двое ведущих, одетых в костюмы скоморохов, проводят викторины, аттракционы, шарады.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня видеть вас на нашем вечере. Мне кажется, что многие из вас хотят, как можно скорее узнать, что же такое идиома, ведь на уроках русского языка вы это слово не слышали.

Всем вам известно множество таких выражений, как бить баклуши, работать спустя рукава, бежать сломя голову, сесть в калошу, держать камень за пазухой и тому подобные. Эти выражения называются идиомами или фразеологическими единицами. Идиома – это неразложимое, устойчивое сочетание слов, образующих единое целое, образное и эмоциональное. Идиомы украшают речь, делают её более выразительной, гибкой, красивой, меткой. Наличие большого количества идиом в языке свидетельствует о его богатстве и развитости. Идиомы, как правило, носят образный характер и употребляются в переносном значении. К идиомам относятся пословицы и поговорки, например: век живи, век учись; на чужой каравай рот не разевай; семь раз отмерь, а один раз отрежь и т.п. Сюда же относятся и крылатые выражения, созданные мастерами слова – писателями, например: а Васька слушает да ест; злые языки страшнее пистолета, человек в футляре и т. д. В идиомах заключена народная мудрость, они украшают язык и свидетельствуют о его богатстве и силе.

Перерыв. Звучит музыка, ребята могут потанцевать.

Вторая часть вечера.

Первый ведущий: Каждый класс получает задание: определить значения фразеологизмов. Каким словом заменяются фразеологизмы каждой группы?

    Два сапога пара, одним миром мазаны, из одного теста сделаны, одного дуба жёлуди. Душа в пятки уходит, поджилки трясутся, волосы дыбом становятся, кровь стынет.

    На краю света, у чёрта на куличках, бог знает где, куда ворон костей не носил. Яблоку негде упасть, иголку некуда просунуть, повернуться негде, ни встать ни сесть.

Второй ведущий: Вы готовили сообщения о происхождении и значении предложенных фразеологизмов, рассказать своими словами. (На огонёк зайти, забежать; подложить свинью; дело табак; Аника-воин и другие ). Ребята выступают с сообщениями.

Первый ведущий : Какие вы знаете идиомы со словом УМ? (Браться за ум, не в своём уме, выжить из ума, себе на уме, на ум наставить, пришло на ум, раскинуть умом, сойти с ума, ум за разум заходит; уму непостижимо ).

Кто последний назовёт фразеологизм со словом ГОЛОВА (Вбить в голову; забрать себе в голову; выкинуть из головы; намылить голову; голова идёт кругом; голову вскружить; как снег на голову; с больной головы на здоровую; голову повесить; ломать голову; с головы до ног; терять голову, быть головой выше, голову давать на отсечение ).

Второй ведущий: Прочитайте шуточный диалог. В чём его особенность?

С ног до головы

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды (с левой ноги встал, что ли?) он полез ко мне драться. Я со всех ног домой. Еле ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку дам на отсечение – он сразу перестанет распускать руки.

Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

(В этом тексте 22 фразеологизма со словами нога, рука, голова).

Первый ведущий : Замените выделенные слова фразеологизмами.

У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен! Юра – главный помощник учителя. «Мир приключений» всё время у ребят; переходит от одного к другому. Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему.

Для справок: Держи ухо востро. Правая рука. Из рук в руки. Сломя голову.

Второй ведущий: Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположный по смыслу в правой.

На руках носить

С открытой душой

Своим горбом жить

Камень за пазухой держать

На чужой шее сидеть

Держать в ежовых рукавицах

Лясы точить

Воды в рот набрать

Держать ухо востро

Не покладая рук

Сидеть сложа руки

В руки взять

От рук отбиться

С пятого на десятое

Во всю Ивановскую кричать

Держать язык за зубами

Первый ведущий : Каждый класс готовил небольшие сценки, изображающие содержание какой-либо идиомы, которую зрители должны будут отгадать. Каждая идиома должна быть представлена тремя сценками: в одной показывается её употребление, в другой – её переносный образный характер, в третьей – её происхождение. (Работать спустя рукава, ошеломить кого-нибудь, дело в шляпе, тянуть канитель, кричать на всю ивановскую, на воре и шапка горит и другие).

Второй ведущий: Это рисованное письмо послали своей бабушке семилетние брат и сестра. В письме очень странные рисунки. Как вы думаете, какие?

Дорогая бабушка! Приезжай и помоги нам, мы не знаем, что делать. Вчера учительница сказала маме, что я и Гога совсем развинтились. Я – сорви голова, а Гога хромает по математике. Ольга Ивановна ещё сказала, что это потому, что родители отпустили вожжи, и мы подрываем их авторитет. Но учительница открыла родителям глаза, а нам велела подтянуться и взять себя в руки. Решили нас обоих выправить и с корнем вырвать наши недостатки. Бабушка, что же теперь будет? Приезжай! Леля и Гога.

Первый ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Посчитайте свои жетоны, полученные в конкурсах. Поздравляем победителей!

(Самые активные участники награждаются сладкими призами).

Мы надеемся, что сегодня на вечере вы узнали много нового о фразеологизмах, запомнили их и обогатили свою речь. Будем рады видеть всех вас на следующем вечере. До новых встреч!

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира. Задачи: - углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; - способствовать развитию интереса к родному языку; - воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову. Оборудование: 1) плакаты с высказываниями о русском языке; 2) школьные газеты о русском языке; 3) аудиозаписи песен; 4) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой; 5) рисунки учащихся к фразеологизмам 6) мультимедийное оборудование Подготовка: 1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке; 2) выпуск газет о русском языке; 3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке; 4) оформление рисунков к фразеологизмам; 5) подбор пословиц и поговорок о языке. Ход в е ч е р а: 1-й в е д у щ и й. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать! 2-й в е д у щ и й. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Звучит песня «С чего начинается Родина?» У ч и т е л ь. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка. 1-й в е д у щ и й. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний: Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.) С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.) Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.) 2-й в е д у щ и й. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя. На фоне музыки звучат стихи. Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной... Но, как родной, Люблю язык я русский. Он нужен мне, как небо, Каждый миг, На нем живые, трепетные чувства Открылись мне: И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье». Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. Ростислав Братунь, украинский поэт: Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал. Поэт свои мечты о воле Еще мальцу мне завещал. Храню я эту книгу свято: По ней отец, простой мужик, Учил любить родного брата – Народ Руси, его язык. Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал, Как правды знаменье и воли, Порыв к тому, о чем мечтал. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер: Есть слова - словно раны, слова - словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их не смею на каждом шагу, Как знамена в чехле, их в душе берегу. 1-й в е д у щ и й. О языке народ сложил много пословиц и поговорок. (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык) Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись. 2-й в е д у щ и й. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки сухие всегда! Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Лентяй отдыхает, а время идет «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? «Не дело, мол, воду носить решетом!» Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...» 1-й в е д у щ и й. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.) Игра с залом. Загадки-складки. 2-й в е д у щ и й. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят... (водой не разольешь). Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь... (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут). 1-й в е д у щ и й. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку. Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним. -Как живешь? - спрашиваю. - Нормально, - отвечает. - А с учебой как? - Нормально. -Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке? -Нормально. Вот так поговорили! 2-й в е д у щ и й. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников. Старший задает вопрос младшему: - Как дела? - У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да? - А что там лошадь была? - Какая лошадь? - Ну-ка, давай все с начала. - Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль… - Без свечки? - Без. - А что это за фитиль? - Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету… - Он на чем подкатил, на велосипеде? - Да нет, велосипед у шкета был. - У какого шкета? - Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем. - С кем, с кем? - Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал. - У него что, чесалось что-нибудь? - Да нет, попилил он. - Ну и как, распилил? - Что распилил? - Ну, велик? - Чем? - Ну этим самым, шнобелем. - Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся. - А почему варежка, он что зимой дерябнулся? - Да нет не было там никакой зимы, там училка была. - Учительница, ты хочешь сказать? -Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся. - Как гикнулся? - А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно? - Понятно! 1-й в е д у щ и й. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными. Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.) П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна. П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, которадверь". Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. П р а в д и н. Почему же? М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна. С т а р о д у м. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. 2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей? 1-й в е д у щ и й. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов. 2-й в е д у щ и й. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»: Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - речь. У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий вечера "Русский чай"

Сценарий вечера разработала: Мукашева Роза Уфинишна, учитель русского языка и литературы, Чаганской средней школы. Сценарий прислал: Маньков В.В., учитель физики и информатики, Чаганской средней школы.

Вечер "Русский чай".

Познакомить учащихся с русскими обычаями, привить любовь к русскому языку знать достопримечательности своего города.

Оформление: Зал оформляется красочным плакатом, на котором большой самовар и надпись "Добро пожаловать на русский чай".

Столы сервируются в русском стиле: самовары, чайная посуда, угощения. Вывешиваются плакаты с пословицами о чае:

  • Чай не пьёшь- откуда силу возьмёшь?
  • Выпей чайку - позабудешь тоску.
  • За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.
  • Пей чай, не вдавайся в печаль.

Структура вечера.

  • 1. Слово ведущих об истории русского чаепития.
  • 2. Приветствие детей.
  • 3. Конкурс названий русских национальных блюд.
  • 4. Конкурсы коробейников.
  • 5. Конкурс пословиц о мире, дружбе, любви, труде и гост-мстве.
  • 6. Конкурс на лучшую пантомиму.
  • 7. Конкурс на знание русских песен.
  • 8. Контрольная на внимание: знаете ли вы свой город?
  • 9. Поздравление именниников.
  • 10. Подведение итогов конкурса (жюри).

1 ведущий - Приглашая в гости, мы любим угощать чаем. Русский чай - основа русского гостеприимства.

2 ведущий - В Европу первый чай привезли в 1610 году голландские путешественники.

1 ведущий - Одной из первых европейских стран, познакомившихся с чаем, была Россия. В 1638 году царь Михаил Романов отправил подарки Монгольскому хану Кучкуну. Хан в свою очередь послал в подарок Московскому царю 200 пачек чая весом до тысячи фунтов!

2 ведущий - Попробовал царь неизвестный до того времени напиток и сказал " Хорошо питие. Ещё!" Это и было первое чаепитие на Руси.

1 ведущий - "Хорошо питие!" - сказал Русский царь Михаил Федорович.

"Хорош чаёк!" -говорят сейчас.

Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай.

2 ведущий - Дорогие друзья! А сейчас послушаем песню "Улыбка"

1 ведущий - Сегодня мы собрались не только пить чай, но и веселиться: петь песни, танцевать, соревноваться в знаниях пословиц и поговорок.

2 ведущий - Вы станете участниками весёлых конкурсов. Победителей ожидают призы. Наш главный приз - каравай дружбы. (каравай находится в центре стола)

1 ведущий - Итак I задание .

Каждая (стол) группа должна назвать не менее трёх русских национальных блюд. Повторяться нельзя. (жюри подсчитывают баллы.)

Под звуки песни "Коробушка" выходят коробейники. В лотке у одного задания, у другого- сувениры.

Коробейники: Подходите, не стесняйтесь, стать счастливым попытайтесь! Кто выполнит задание, получит приз.

Задания.

  • 1.В каком году основан наш город?
  • 2.Быстро проговорите следующие скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала соску. На дворе трава, на траве дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Награждение выступающих сопровождаются репризами.

Мне понравились ребята, одарю я их богато. Вы, ребята, молодцы! Вам я тоже за участье Подарю призы на счастье.

2 ведущий - Следующее наше задание на знание пословиц и поговорок о мире, дружбе, труде;

Каждая группа называет пословицу на определённую тему. (Победителями будут те, кто вспомнит пословицы на на все предложенные темы).

1 ведущий - Следующий конкурс: Узнай пословицу! Участникам предлагаются несколько пантомим. В них должны быть скрыты пословицы или поговорки.

  • -не имей сто рублей, а имей 100 друзей.
  • -Работать засучив рукава.
  • -Заруби себе на носу.

2 ведущий - А к этой пантомиме вы должны придумать заглавие (сказка "Курочка - ряба) .

Участники вечера называют, какие пословицы или фразеологизмы можно использовать для этой сказки, придумывают ей название.(Победителям вручаются призы)

Продолжаем наши весёлые соревнования.

Задание такое: Я читаю строку из песни, а вы

Должны сказать, как она называется и спеть.

"Я играю на гармошке…"

(Жюри определяют победителей).

1 ведущий - А сейчас проведём маленькую контрольную на внимание. Каждая группа получает 2 открытки с видами нашего города. Нужно сказать, что изображено на

открытке. (Представители от каждой группы начинает рассказ) (Победители награждаются)

2 ведущий - Дорогие друзья! Сегодня среди нас присутствуют те, у кого день рождения в этом месяце. Давайте поздравим их. (Звучит "Песенка крокодила Гены")

1 ведущий - Настало время подвести итоги. Кто заслужил праздничный каравай? (Жюри объявляет итоги)

2 ведущий - Дорогие гости! Надеемся что, вы не скучали на нашем вечере. Все участники были активными, показали хорошие знания. Поэтому по праву наш каравай выиграли все. Победила дружба. И сейчас мы его разделим. (Звучит музыка. Каравай разрезается, каждый стол получает часть)

Завершение вечера русского языка и литературы в школе

Вечер-конкурс «О великий, могучий…»

Цель: развитие интереса к глубокому изучению русского языка;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;

Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход игры

Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем вечер-конкурс «О великий могучий..», который включает в себя игру-соревнование между командами учителей и учащихся.

1.Первый конкурс назовём «Русский язык-это…». Пусть команды придумают название и красноречиво закончит начатое высказывание «Русский язык-это…»

Пока команды выполняют задание, мы с вами определимся с жюри. Мы предлагаем:

учителя:1.

ученики:1.

2.Второй конкурс понравится, наверное, всем.Потому что с детства мы отгадываем загадки.

  1. По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идет.(Река)
  2. Не взять меня и не поднять. Не распилить пилой. Не вырубить и не прогнать. Не вымести метлой…Но только мне придёт пора – сама уйду я со двора.(Тень)
  3. Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь.(Рыбы)
  4. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

3. «Переставь буквы» : переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного образовать другое:

Барыня-рабыня

Пальто-лопать

Лейка-лакей

Подвода-водопад

Мошкара-ромашка

Стирка-старик

Приказ-каприз

Каркас-краска

4. «Расписание уроков»

Ответ: история, ботаника, русский язык, геометрия, рисование, физкультура

5. «Из двух - третье» : переставляя буквы в каждой паре слов, попробуйте образовать третье:

Око+ромб (обморок)

Кит+рана (картина)

Боб+уста (суббота)

Ива+карп (крапива)

6 . «Внимательный читатель» : послушайте стихотворение и считайте, сколько раз встречается числительное СТО:

У простого сторожа-

Часто в нём стоножка

Дорожит стоножка

И столичной ваксой

Вместо двух не просто

Сразу столько обуви

У простой стоножки

Непростой дом:

Бродит под столом.

Чистит 100 сапог.

Чистотою ног,

Вычистить все сто,

Не носил никто!

Стоит постоять

И у той стоножки опыт перенять!!!

7. «Дружная семейка» : это 10 частей речи.Необходимо к каждой букве в слове подобрать часть речи.

Л- ли-частица

8. «Подбери пару» : в 2 столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова:

Пол ежи

Банк оса

Яр точка

Вол кот

Зал рот

Бой марка

Сено рис

Кипа окно

Вес вал

9. «Телеграмма» : из каждой буквы слова составить телеграмму. ПАРТА, ШКОЛА

10. «Творчество» : написать небольшой рассказ, в котором все слова начинаются с буквы К.

Заключительное слово ведущего:

Дорогие зрители и участники сегодняшней игры, наш вечер завершается. И в конце этого вечера мне вспоминаются слова И.С. Тургенева, в письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к русскому языку: «Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Итог игры. Слово жюри .

МОУ Пижмаринская СОШ