Характеристика двигательных режимов используемых в реабилитации. Двигательный режим и его значение. Задачи ЛФК и массажа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГБОУ СПО ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. С.Ф. ГОГОЛЕВА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

специальности 050144 «Дошкольное образование»

(заочная форма обучения)

по дисциплине ОГСЭ 05. «Физкультура»

тема: Двигательный режим и его значение.

Выполнила студентка 1 курса:

Ф.И.О. студента: Слепцова М.С.

Проверила: Анахина А.В.

Якутск 2013 г.

Введение

Глава 1. Здоровье

§ 1. Состояние здоровья — это динамичный процесс

§ 2. Взгляд на здоровье с различных точек зрения

Глава 3. ПИТАНИЕ

§ 1. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

§ 2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ПИТАНИЯ

Глава 4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

§ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

§ 2. НЕМНОГО О ФИЗИЧЕСКОЙ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 5. СОН

§ 1ГИГИЕНА СНА

Глава 6. РЕЖИМ ДНЯ

§ 1. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЖИМ ДНЯ

§ 2. СООТВЕТСТВИЕ РЕЖИМА ЧЕЛОВЕКА СО ВРЕМЕНЕМ СУТОК

§ 3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В ТЕЧЕНИЕ СУТОК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Растения в определенное время суток то распускают, то закрывают лепестки и венчики. Удивительная способность к ритмической деятельности сохраняется у них как в условиях темноты, так и постоянной освещенности. Закономерность эта была установлена французским ученым де Мэроном в 1729 г. С тех пор накоплен огромный фактический материал, показывающий, что все живое имеет свои «биологические часы», а способность к ритмической деятельности (биоритмы) передается по наследству.

Образцом наиболее рациональной ритмической деятельности служит работа сердца. Частота сердечных сокращений у детей 7 лет — 86-90 ударов в минуту. С годами нервная регуляция совершенствуется, у взрослого человека, у взрослого человека частота сердечных сокращений бывает в среднем 70 ударов в минуту, причем фаза сокращения длится примерно 0,3 секунды, а фаза расслабления, т.е. отдых — 0,5 секунды. Это и дает возможность сердцу неутомимо работать в течение всей жизни.

Человек так же подчинен биологическим ритмам и это сказывается на режиме труда и отдыха, который включает в себя несколько компонентов: двигательная активность, правильное питание и крепкий здоровый сон.

В данном конспекте я постараюсь определить значение этих компонентов и самого режима дня.

Глава 1. ЗДОРОВЬЕ

§ 1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ЭТО ДИНАМИЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Мир подошел к третьему тысячелетию, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научное открытие атома — как смертоносного орудия и т.д.).

Достигнув колоссальных успехов в технике и науке благодаря «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с окружающей средой, и возможности его (человечества) неограниченны, созидательные способности будущих открытий никем не спрогнозированы.

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. А истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности. Подлинная красота человеческого тела — это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Здоровье человека — это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной продолжительности жизни.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамичном процессе, который так же улучшается или ухудшается. Т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания (имеется в виду эколого-географическое положение, экстремальность трудовой деятельности, мини — и макроокружение личности, социальный статус семьи и психофизиологическая устойчивость личности).

§ 2. ВЗГЛЯД НА ЗДОРОВЬЕ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека: может ли он отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом, которые были посильны для него до болезни? Думаю, ответ будет четким и однозначным — нет, потому что в настоящее время он не здоров.

Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить, как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Необходимо помнить, что здоровье человека — это главная ценность жизни. Его не купишь не за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон.

Активность, проявленная прежде всего индивидуумом по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного коллектив (макросреды) и на показателях общественного здоровья.

Глава 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЕСЯ СОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАБОТЫ О ЗДОРОВЬЕ

Наши предки жили в тесном контакте, общении с природой и работали синхронно природным ритмам — вставали с утренней зарей и засыпали с вечерней зарей. Естественно, что каждое время года нашло свой трудовой настрой, свой режим жизни. Человек, занимаясь тяжелым физическим трудом, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о восстановлении своего здоровья.

Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, т. к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.

Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия — стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т. п. — количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко не последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях.

Обратимся к результатам конкретных исследований здоровья человека, факторов, влияющих на его состояние, и убедимся, что здоровье человека зависит от:

— состояния медицины — на 10%;

— влияния экологических факторов — на 20-25%;

— генетических факторов — на 20%;

— условий и образа жизни — на 50%.

В период сегодняшних социально-экономических реформ резко возросло значение гигиены — науки о здоровье, о средствах и методах его сохранения, укрепления и предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды.

Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а так же выполнению профессиональных функций.

По мнению современных ученых, под здоровьем подразумевается гармоническое единство обмена между организмом и окружающей средой, результат которого — нормальная работа всех органов и систем человека. Критериями здоровья можно считать нормальное состояние нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного и эндокринного аппаратов, мобильность, высокий уровень адаптации к отрицательным факторам внешней среды. Существует целый комплекс показателей здоровья — их более ста.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура — часть общей культуры.

§ 2. СВЯЗЬ ПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что, безусловно, улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма. Гиподинамия же и ограниченные физические нагрузки интенсивно способствуют затуханию жизнедеятельности организма.

Известный немецкий ученый Иммануил Кант, проживший 80 лет и оставивший человечеству богатейшее философское наследие, видел сохранение здоровья в умении сочетать нагрузку на желудок и ноги с умственным напряжением. Примечательно, что искусство быть здоровым в те времена называли диетеикой.

По данным статистики, в нашей стране 47% населения обладает массой тела, превышающей рекомендуемые медиками, диетологами нормы. Экспериментально доказано, что ожирение приводит к ряду заболеваний, связанных с излишним весом, разрастанием жировой прослойки в тканях, дополнительной нагрузкой на сердечно-сосудистую систему, перегрузками опорно-двигательного аппарата, с перенапряжением обменных процессов на клеточном уровне. Общеизвестно, что люди с избыточным весом живут на 6-8 лет меньше! Особенно опасно ожирение для людей в возрасте 45-50 лет, когда уменьшаются уровни двигательной активности, ухудшается обменный процесс, снижается энергозатраты, что наиболее характерно для контингента преподавателей, научных работников. Количество калорий в сутки, необходимых для компенсации энергозатрат, не должно превышать цифры 3000 и 2600 для студентов и студенток. Для мужчин — 2600-2800 ккал, для женщин — 2400-2600 ккал. Имея под руками соответствующие таблицы калорийности продуктов питания и энергозатрат при различных видах трудовой деятельности, путем несложных расчетов можно найти оптимальный вариант питания, исходя из ваших возможностей.

Превышение рекомендуемых выше норм, экспериментально обоснованных учеными, может привести к «пищевой наркомании» со всеми вытекающими отрицательными последствиями, в частности, наиболее характерными — связанными с нарушением обменных процессов. Так нарушение солевого обмена неукоснительно ведет к остеохондрозам, вызывающим острую физическую боль, ограничивающим подвижность суставов, позвоночника, негативно влияющим на мозговое кровообращение.

Гиппократовские пропорции между «пищей и упражнениями», «равновесие между умственной и физической работой» Авиценны, ортобиоз И.И. Мечникова, стремление современных людей уменьшить с помощью физических нагрузок отрицательные влияния гиподинамии как риск-фактора — суть одного обобщения: энергетические ресурсы должны быть эквивалентны его энергозатратами.

В конце ХIХ и даже начале ХХ в. Санитарно-гигиенические меры были направлены на профилактику массовых инфекционных болезней. Сегодня наиболее опасны заболевания сердечно-сосудистой, нервной систем, болезни обмена веществ, т.е. заболевания, предпосылки которых в значительной степени обусловлены недостаточностью движений.

В основе положительного влияния физической активности на организм человека лежит теория моторно-висцеральных рефлексов, суть которой с том, что существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами. От микроскопических нервных окончаний, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях, через центральную нервную систему передаются импульсы определенной частоты во внутренние органы. Если мышцы человека обладают хорошим тонусом, достаточно развиты, человек физически активен, то на внутренние органы воздействуют импульсы оптимально необходимой частоты, что нормализует деятельность мозга и практически всех внутренних органов.

При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне двигательной (физической) активности (ДА), слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболевания желудочно-кишечного тракта, остеохондрозом, радикулитом, ишиасом. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела.

Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является общая выносливость, позволяющая выполнять длительную работу интенсивно (50% от предельного уровня) с участием более половины мышц тела.

Страницы:123следующая →

Для лиц впервые начинающих заниматься физической культурой, а также желающих возобновить ранее прерванные или продолжить систематическую тренировку (занятия) предусмотрено назначение определенного двигательного режима, которой зависит не только от физического развития и физической подготовленности, но и от диагноза.

Двигательные режимы отличаются основной направленностью, объемом используемых нагрузок, условиями проведения занятий.

1) реабилитационный режим;

2) режим общей физической подготовки;

3) тренировочный режим;

4) режим поддержания спортивного долголетия.

Реабилитационный (восстановительный) режим предусматривает использование средств физической культуры с целью восстановления здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате перенесенных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы, а также после травм или оперативных вмешательств. Реабилитация проводится в форме групповой или индивидуальной лечебной физической культуры на базе кабинетов ЛФК, реабилитационных центров, отделений, больниц, поликлиник.

Подбор средств, дозировка и методы проведения занятий устанавливаются лечащим врачом совместно с врачом ЛФК. Используются гимнастические упражнения и оздоровительная ходьба.

Режим общей физической подготовки (ОФП) направлен на улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем, а также физического развития (нормализация тела, коррекция осанки), коррекцию нарушений в деятельности организма, свойственных старшему возрасту.

Режим ОФП способствует восстановлению утраченных двигательных навыков и умений (ходьба на лыжах, плавание и т. п.) или обучению этим навыкам, а также развитию общей выносливости, что ведет к сохранению бодрости и здоровья. Занятия ОФП осуществляется в группах здоровья. Используется гимнастика, оздоровительная ходьба, плавание, бег, ходьба на лыжах.

Тренировочный режим назначается лицам молодого и среднего возраста, не имеющим противопоказаний к занятиям физкультурой и спортом, без признаков заболеваний, препятствующих занятиям сорта.

Цель режима - путем постепенного увеличения тренировочных нагрузок (в основном их объемов), добиться повышения функциональных возможностей организма. Применяется в клубах любителей бега, оздоровительного плавания, ритмической гимнастики. Тренировочные занятия направлены на расширение резервов сердечно-сосудистой системы.

Режим поддержания спортивного долголетия назначается лицам молодого, среднего и старшего возраста, ранее занимавшимся каким-либо видом спорта.

Этот режим направлен на сохранение спортивного долголетия ветеранами спорта, начавшими занятия в молодом возрасте и продолжающими систематические тренировки для поддержания функциональных резервов организма, а также позволяет продолжать занятия физической культурой без ущерба для здоровья. Занятия спортом в этом случае способствуют высокой общественной активности и пропаганде идей спорта среди населения.

Двигательный режим в каждом конкретном случае назначается с учетом заинтересованности занимающихся, клинического диагноза, медицинской группы, физической работоспособности и подготовленности (см. табл. 3.1)

Т а б л и ц а 3. 1 - Варианты двигательных режимов в зависимости от медицинской группы, физической работоспособности и физической подготовленности

(Р. Е. Мотылянская)

⇐ Предыдущая12

Читайте также:

1. Общечеловеческая и личная ценность феномена физической активности.

Естественную потребность в движениях человек удовлетворял на протяжении жизни в трудовом процессе. По мере развития научно-технического прогресса стали изменяться условия жизни людей. Характерной особенностью этих изменений стало неуклонное сокращение доли физических усилий в труде и быту. Стали исчезать такие специальности как землекопы, молотобойцы, лесорубы, кузнецы, а их функции передавались комбайнам, автоматам, роботам. Рабочие начали превращаться в операторов автоматических линий. В сфере производства и науки все шире стали использоваться компьютеры. За короткий исторический период в 60-70 последних лет доля мышечного труда в сфере материально производства сократилась почти в 200 раз.

Изменились и бытовые условия, которые прежде требовали значительных затрат физического труда. Появились пылесосы, полотеры, стиральные машины, освободившие человека от физических нагрузок. Экономисты подсчитали, что на каждого жителя Земли в настоящее время приходится в среднем около 100 различных технических устройств, подавляющее большинство которых облегчает или заменяет физический труд. Значительно активизировался процесс урбанизации населения, переселение в города. Если в середине прошлого века лишь 3% населения Земли жили в городах, то сейчас количество горожан приближается к 60%. В то время Токио был рыбацким поселком, а сейчас его население превысило 11 млн. человек. Число жителей Петербурга не превышало теперешнего в одном из его районов. Рост крупных городов привел к развитию городского транспорта (метро, трамваи, троллейбусы, автобусы), лифтов, телефонов, телевидения, что способствовало снижению двигательной активности людей.

Реферат: Двигательная активность и ее влияние на здоровье

Как правило, человек после работы, добравшись домой в городском транспорте, остаток времени проводит за чтением или у телевизора. Американские исследователи установили, что увеличивающееся количество тучных школьников связано с тем, что эти мальчики и девочки проводят у телевизора в несколько раз больше времени, чем их сельские сверстники. Статистика показывает также, что патологические изменения органов кровообращения, дыхательных путей и нервной системы в городах в полтора-два раза выше, чем на селе.

Таким образом, научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение функции движения вызывает особое состояние — гипокинезический синдром или болезнь. Гиподинамия или гипокинезия как ржавчина разъедает профессиональную работоспособность, ухудшает здоровье, сокращает продолжительность жизни. Недостаток движений — это начало болезней, ведущее место среди которых занимает сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.

Коронарная болезнь 100 лет назад считалась медицинским курьезом, а в настоящее время поражения сердца в высокоразвитых странах являются причиной более 50% всех случаев смерти, значительно опережая стоящую на втором месте причину смерти от раковых заболеваний — 22,9%. Заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) уносят из жизни людей в работоспособном возрасте, нередко в расцвете сил, и все чаще — молодых. Так, в конце 60-х годов были опубликованы результаты вскрытий 300 погибших солдат американской армии, средний возраст которых равнялся 22 годам. При жизни они считались абсолютно здоровыми. При вскрытии у 76% из них были обнаружены атеросклерогические поражения коронарных сосудов. У каждого четвертого просвет артерий оказался суженным на 20%, а у каждого десятого — на 50%.

Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистые заболевания преимущественно являются уделом жителей высокоразвитых стран. За последние полвека смертность от таких заболеваний возросла в них в 5-6 раз. Жизнь в условиях цивилизации, не требующей больших затрат физического труда, казалось бы щадящая ССС, как ни странно, сопровождается интенсивным ростом ее поражений. Малоразвитые страны с низким уровнем жизни и высоким удельным весом физического труда населения отличаются почти полным отсутствием заболеваний ССС. Очевидно, суровые условия жизни, требующие максимального напряжения организма, являются фактором, способствующим предупреждению болезней ССС. Развитие науки, техники, автоматизации, освобождая современного человека от физического труда и значительно облегчая его жизнь в действительности приводит к тому, что на смену массовой гибели людей от инфекционных заболеваний, эпидемий в прошлом веке пришла в результате гиподинамии широкая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, которая приобрела также характер эпидемий.

Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя.

Отвечая на этот вопрос, следует подчеркнуть, прежде всего, что поступательное развитие цивилизации решающим образом зависит от успехов в борьбе с гиподинамией. Парадоксальная ситуация, когда прогрессивные изменения условий жизни людей отрицательно сказываются на их здоровье, должна быть изменена в пользу человека.

Итак, проблема — в повышении двигательной активности. Еще в 18 веке известный французский врач Тиссо утверждал, что "движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения". Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым фактором для предотвращения дегенерации организма. Все более актуальной становится проблема искусственного удовлетворения потребности в мышечной деятельности. Наиболее доступным средством устранения "мускульного голода" являются занятия физической культурой, спортом. Форма, интенсивность, объем физических упражнений подбирается исходя из индивидуальных особенностей людей (физическое развитие, состояние здоровья, подготовленность), их трудовой деятельности, склонностей, психофизического состояния. Только целесообразно подобранные формы и средства, двигательной активности в состоянии обеспечить положительный эффект.

1.1. Влияние движений на организм

Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов — до высших центров коры больших полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы. В организации движения в качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств — анализаторы. В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и др. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей, продолжительнее жизнь. Например, продолжительность жизни разных видов животных, примерно одинаковых по размеру и весу, зависит от образа жизни: кролик живет в среднем 5 лет, заяц — 15; мышь — 2 года, летучая мышь — до 30; корова — 20-25, лошадь — 40-50. Продолжительность жизни пропорциональна степени двигательной активности.

Таблица 1

Некоторые морфофункциональные показатели сердечно-сосудистой

и дыхательной систем у тренированного и нетренированного человека

Показатели

Тренированные

Не тренированные

Анатомические параметры:

Масса сердца, г

Объем сердца, мд

Физиологические параметры:

Частота пульса в покое, мин

Максимально возможная частота пульса, мин

220-возраст

Ударный объем сердца в покое, мл

Максимальный ударный объем сердца, мл

Минутный объем кровообращения (max), л

Коронарный кровоток в покое, мл/100 г ткани

Коронарный кровоток (max), мл/100 г ткани

Работа сердца за 1 с в покое, кгм

Максимальное потребление О2 , л/мин

Легочная вентиляция максимальная, л/мин

Жизненная емкость легких, л

Двигательный режим в период экзаменационной сессии.

2.1. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями. Во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что импульсы, идущие от напряженных мышц в ЦНС стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений, чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.

Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств — силы быстроты, выносливости и др. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.

2.2. Объем двигательной активности

Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность».

Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65%,а во время экзаменов и того меньше — 39-46% от уровня, когда студенты на каникулах. Именно уровень физической нагрузки во время каникул отражает естественную потребность молодых людей в движениях.

Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановлеия наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

Таблица 2

Изменение умственной работоспособности после физических нагрузок

продолжительностью 90 минут

Страницы:12345следующая →

Двигательные режимы

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от правильного построения двигательного режима, предусматрива-ющего использование и рациональное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии.

Правильное и своевременное назначение и выполнение соответ-ствующего режима движения способствуют мобилизации и стимуля-ции защитных и приспособительных механизмов организма бального и его реадаптации к возрастающим физическим нагрузкам.

Рациональный режим движения включает следующие состав-ляющие:

Стимуляция восстановительных процессов путем активного отдыха и направленной тренировки функций различных органов и систем;

Содействие перестройке и формирование оптимального динамического стереотипа;

Адекватность физических нагрузок возрасту больного, его физической подготовленности, клиническому течению заболева-ния и функциональным возможностям организма;

Постепенная адаптация организма больного к возрастающей нагрузке;

Рациональное сочетание и целесообразное последователь-ное применение различных средств ЛФК и других лечебных меро-приятий в комплексной терапии больных на этапах лечения: поли-клиника - стационар - санаторно-курортное лечение.

В лечебных учреждениях выделяют следующие двигательные режимы:

* в стационаре: постельный (строгий и облегченный); полупостельный (палатный и свободный);

■ в санаториях, домах отдыха и профилакториях: щадя-щий, щадяще-тренирующий и тренирующий.

Постельный режим

Задачи двигательного режима: постепенное совершенствова-ние и стимулирование функции кровообращения и дыхания, адап-тация всех систем и органов к физической нагрузке (движения в дистальных суставах конечностей, повороты туловища в кровати и др.).

Содержание режима: постоянное пребывание больного в постели в положении лежа на спине, на спине с приподнятым го-ловным концом кровати, на боку, на животе. Движения, необходи-мые для осуществления туалета, питания, изменения положения в кровати, проводят с помощью медицинского персонала. При удовлетворительном состоянии возможны активные повороты в кровати (в спокойном темпе), кратковременное (2-3 раза в день по 5-12 мин) пребывание в постели в положении сидя, вначале с опорой на подушки, овладение навыком самообслуживания. Раз-решены физические упражнения с нагрузкой на мелкие и средние мышечные группы и суставы, выполняемые в медленном темпе, с небольшим числом повторений; дыхательные упражнения статического и динамического характера.

Полупостельный режим (палатный)

Задачи двигательного режима: постепенное восстановление адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма больного к физической нагрузке; профилактика возможных осложнений.

Содержание режима: переход больного в положение сидя на кровати с опущенными ногами или на стуле (2-4 раза в день по 10-30 мин). При удовлетворительном состоянии и отсутствии про-тивопоказаний больному разрешают передвигаться в пределах палаты с последующим отдыхом в положении сидя и лежа. Пребы-вание в положении сидя допускается до половины дня; полное самообслуживание.

В занятия включают динамические физические упражнения, охватывающие средние и крупные суставы и мышечные группы, дыхательные упражнения. Общая продолжительность занятий 12-20 мин, дозировка физической нагрузки индивидуальна.

Свободный режим

Задачи двигательного режима: адаптация всех систем орга-низма к возрастающим физическим нагрузкам, нагрузкам бытового и профессионального характера.

В занятиях широко используют динамические и статические упражнения, упражнения с гимнастическими предметами, упраж-нения в лечебном бассейне (при показаниях), на тренажерах (при показаниях).

Щадящий режим (JVel) - применяют физические упражнения, соответствующие свободному режиму в стационаре. Разрешают лечебную ходьбу, прогулки, терренкур. Строгая дозировка исполь-зуемых форм ЛФК.

Щадяще-тренирующкй (тонизирующий) режим (№2) — предпо-лагает возможность участия в экскурсиях, играх (подвижные, с использованием элементов спортивных игр), прогулках по окрест-ностям санатория.

Тренирующий режим (№3) - наиболее расширенный.

Двигательная активность и ее значение для организма

Показаны длительные прогулки (ближний туризм) и участие во всех меропри-ятиях, проводимых в лечебном учреждении.

В кардиологических санаториях двигательный режим вклю-чает утреннюю гигиеническую гимнастику, ЛГ, дозированную ходьбу, при соответствующем рельефе местности — терренкур, физические упражнения в воде, зимой - ходьбу на лыжах. При наличии вблизи санатория рек или озер назначают дозированную греблю, купание и плавание. Успешно используются элементы спортивных игр: бадминтон, волейбол в облегченных условиях (снижена высота сетки, сокращено время игры и др.). При поступ-лении в санаторий больному назначают один из указанных выше режимов. По мере адаптации к физической нагрузке в рамках режи-мов № 1 и №2 больной может быть переведен на другой режим: ему назначают новые формы ЛФК, удлиняют протяженность маршру-тов для прогулки и т.д.

В санаториях неврологического профиля, где лечатся больные с заболеваниями периферической нервной системы, нев-розами. остеохондрозом позвоночника, вегетососудистыми листа-ниями, широко используют утреннюю гигиеническую и лечебную гимнастику, дозированные прогулки, физические упражнения в во-де, массаж в зависимости от нозологической формы заболевания.

В санаториях для больных с заболеваниями опорно-двига-тельного аппарата используют все формы ЛФК.

Двигательные режимы в ЛФК. Их характеристика

При госпитализации больных в лечебно-профилактические учреждения (больницу, клинику, госпиталь, отделение реабилитации, диспансер) назначаются следующие двигательные режимы. Первый период ЛФК (щадящий). Используется строгий постельный режим для обеспечения больному полного покоя. Прием пищи и туалет осуществляются с помощью обслуживающего персонала; облегченный постельный режим. Больному разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями, самостоятельно принимать пищу; туалет -- с помощью обслуживающего персонала. Второй период ЛФК (функциональный). Используется полупостельный (палатный) режим. Больной 50 % времени бодрствования проводит в положении сидя; самостоятельно ходит по палате и в туалет. Третий период ЛФК (тренировочный). Используется свободный режим. Больной почти все время бодрствования проводит в положениях сидя, стоя, а также в ходьбе. В санаториях, домах отдыха и профилакториях назначаются следующие двигательные режимы: щадящий режим -- соответствует свободному режиму в стационаре. Разрешаются прогулки по территории санатория, однако 50 % времени бодрствования выздоравливающий должен проводить в положении сидя; щадяще-тренировочный (тонизирующий) режим. Выздоравливающим назначаются экскурсии, массовые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окрестностям; тренировочный режим. Выздоравливающим разрешаются длительные прогулки (ближний туризм), а также участие во всех массовых мероприятиях, проводимых в лечебном учреждении.

Способы дозировки физической нагрузки в ЛФК

Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК Дозировка физической нагрузки в ЛФК установление суммарной дозы (величины) физич. нагрузки при применении как одного физ. упр-я, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика и др.). В ЛФК дозировка физ. нагрузки осуществляется путем выбора исходных положений тела, подбора физ. упр-й, продолжительности их выполнения, количества упр-й в комплексе и повторений каждого упр-я, темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения общеразвивающих и дыхательных упр-й, использования эмоционального фактора. Исходное положение тела - важный элемент регулирования нагрузки. В ЛФК выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения -- лежа, сидя, стоя. Подбор физических упражнений -осуществляется от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и уровня физ. подготовленности больного. Продолжительность выполнения физ. упр-й - определяется фактическим временем, которое затрачивает больной на их выполнение; в первую очередь зависит от степени сложности упр-й. Количество vnp-й в комплексе и количество повторений каждого упр-я - зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упр-й, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения. Темп выполнения движений - может быть медленным, средним и быстрым. Уменьшение или увеличение амплитуды движений - позволяет регулировать физ. нагрузку.

В любой болезни можно выделить несколько периодов:

1) острый, когда симптомы заболевания наиболее выражены;

2) восстановления;

3) выздоровление.

Соответственно и может иметь ту же периодичность:

1) щадящий период, когда главное - это предупредить возникновение осложнений, застойных явлений. В это время допускается в основном выполнение дыхательных и общеразвивающих упражнений в медленном или среднем темпе;

2) функциональный период, когда необходимо восстановить утраченную функцию, а потому и количество развивающих упражнений увеличивается, кроме того, в комплекс вводятся специальные упражнения;

3) тренировочный этап - предполагает восстановление всего организма, а потому во время занятия допускается переход от одного темпа к другому (от медленного к среднему и быстрому), предпочтение отдается специальным упражнениям.

Чтобы было понятнее, приведу пример с переломом костей. В период, когда на конечность наложен гипс (иммобилизация конечности), можно делать упражнения дыхательные и общеразвивающие, чтобы стимулировать общий обмен веществ для скорейшего формирования костной мозоли (сращения костей). Это щадящий режим ЛФК. После того как через 2-3 недели гипсовая повязка будет снята, появится необходимость вернуть суставам былую подвижность, а потому в комплексе появляются упражнения специально для конечности, но выполняются они в спокойном (среднем темпе), с периодическим отдыхом и из разных положений. Это функциональный период ЛФК. И вот наступает день, когда подвижность конечности практически восстановлена и нужно выходить на работу, но организм после длительного периода болезни ослаблен, а потому и нужны тренировки: висы, -отжимания, дозированная ходьба. Это и есть тренировочный режим лечебной физкультуры.

В лечебно-профилактических учреждениях (стационарах, санаториях, профилакториях, курортах), кроме того, существуют специальные режимы двигательной активности, в зависимости от этих режимов и ЛФК бывает различной.

В стационарах режимы бывают:

1) щадящий период ЛФК:

а) строгий постельный (полный покой, когда не разрешается вставать даже в туалет), при котором пациент не может обходиться без помощи персонала и родственников. Такой режим назначается, например, после перенесенного инсульта;

б) постельный облегченный, когда движения (двигательная активность) допускаются только в пределах постели: можно переворачиваться с боку на бок; садиться, свесив с постели ноги; выполнять ногами движения, а также принимать пищу, сидя в постели;

2) функциональный период ЛФК: а) полупостельный режим, при котором разрешается вставать с постели, ходить по палате и в туалет, однако примерно половину дневного времени больной должен по-прежнему проводить в постели; б) тренировочный режим ЛФК;

3) свободный режим: разрешается все дневное время проводить в движении (ходить, сидеть, стоять). В санаториях (на курортах, в профилакториях) режимы двигательной активности другие:

1) щадящий режим (аналогичен свободному режиму в стационаре) допускает ограниченную двигательную активность: ходьбу по территории санатория в течение половины дневного времени. Все остальное время отводится отдыху в постели;

2) тонизирующий режим предусматривает развлекательные мероприятия (танцы, экскурсии, плавания, прогулки по окрестностям санатория);

3) тренирующий режим: разрешено участие во всех мероприятиях, проводимых в санатории, включая длительные прогулки.

Режим движений (режим активности) - это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Двигательные режимы, используемые в больницах и госпиталях, делятся на:

I - строгий постельный,

II - постельный,

III - палатный (полупостельный) ,

IV - свободный (общий).

В санаториях соответственно на:

I - щадящий,

II - тонизирующий, или щадяще-тренирующий,

III - тренирующий.

I.Строгий постельный режим - это положение лежа или полусидя (на подставке), прием пищи с помощью персонала.

Применяемые физические упражнения - пассивные движения конечностей, активные движения в мелких суставах рук и ног, массаж ног, дыхательные упражнения умеренной глубины. Все движения выполняются в медленном темпе. Длительность занятия - 10- 12 мин.

II. Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день.

Применяемые физические упражнения - активные движения конечностями с постепенным увеличением амплитуды; упражнения для мышц туловища. В положении сидя упражнения выполняются с неполной амплитудой; темп выполнения - медленный и средний (движения в мелких суставах - всегда в среднем темпе), длительность занятия - 15-17 мин,дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением Р на 12 уд./мин.

III. Палатный режим включаетположение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по палате или если необходимо по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением Р после занятия на 18-24 уд./мин.

Применяемые физические упражнения - движения конечностями и туловищем в исходных положениях лежа, сидя и ограниченно стоя; упражнения с легким сопротивлением и небольшим отягощением; ходьба (50-200 м). Темп выполнения - медленный и средний, длительность- 17-20 мин.

IV. Свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением Р после него на 30-32 уд./мин.

Применяемые физические упражнения - гимнастические упражнения, постепенно усложняющиеся по форме, из различных исходных положений, главным образом стоя, упражнения с отягощением и умеренным сопротивлением, метание мяча весом не более 1 кг. Темп - медленный и средний, а для мелких мышечных групп- быстрый. Ходьба - до 400-1000 м (допустимы кратковременные ускорения). Длительность занятий - 20-30 мин

В санаторно-курортных условиях применяют:

I. Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания.

II. Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.


Периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности. Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации в зависимости от характера заболевания , его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно-профи­лактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий). ЛФК широко используется в процессе физической реабилита­ции и ее применение условно делится на соответствующие пе­риоды - отрезки времени, характеризующие анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом. В соответствии с этим различают три периода.

1 Первый период (щадящий) - острый период вынужденно­го положения, или иммобилизации, когда анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушены. Например, при переломе костей предплечья в это время нарушены анатомическая целостность костей и функции поврежденной конечности. Задачи первого периода: 1) предуп­реждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки на этом этапе в основном одновершинная с макси­мальным подъемом в центре основной части занятия ЛФК. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:1. Теми медленный и средний. В занятие вклю­чается 25 % специальных и 75% общеразвивающих и дыхатель­ных упражнений.

2 Второй период (функциональный) - период восстановле­ния функций, когда анатомически орган в основном восстанов­лен, а функция его по-прежнему резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образова­на, но движения в суставах ограничены. Задачи второго перио­да: 1) ликвидация морфологических нарушений; 2) восстанов­ление функции больного органа; 3) формирование компенса­ций. В это время физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношения дыхатель­ных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% общеразвивающих и дыха­тельных упражнений.

3 Третий период (тренировочный) - этап окончательного вос­становления функции не только пострадавшего органа, но и все­го организма в целом. Например, после перелома костей пред­плечья наступило полное восстановление - костная мозоль ок­репла, подвижность в суставах приблизилась к норме, но боль­шие физические нагрузки - висы, упоры, поднятие тяжестей больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений. Задачи тре­тьего периода: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) тренировка всего организма.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки мно­говершинная, исходные положения различные. Темп медлен­ный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражне­ний к общеразвивающим и специальным 1:3. В занятие вклю­чается 75% специальных упражнений и 25% - общеразвивающих и дыхательных.

Режимы двигательной активности. Во время госпитализа­ции больных в лечебно-профилактических учреждениях (боль­ница, клиника, госпиталь, отделение реабилитации и диспан­сер) виды двигательного режима соответствуют периодам ЛФК. В первый период больным назначается постельный ре­жим: а) строгий постельный режим для обеспечения больному полного покоя. Питание и туалет с помощью обслуживающего персонала; б) постельный облегченный режим, при котором разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями , самостоятельно принимать пищу. Туа­лет с помощью обслуживающего персонала.

Во второй период - полупостельный режим (палатный), при котором больной половину дневного времени проводит в положении сидя, ходит по палате и в туалет. И в третий пери­од ЛФК - свободный режим, при котором больной почти все дневное время проводит сидя, стоя, в ходьбе.

В санаториях, домах отдыха и профилакториях назнача­ются следующие двигательные режимы: 1) щадящий режим, в котором применение физических упражнений соответствует свободному режиму в стационаре. Разрешается ходьба в пределах санатория, прогулки, но половина дня должна про­водиться в положении сидя; 2) щадящетренирующий (тонизирующий режим), при котором назначаются экскурсии, массовые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окре­стностям санатория; 3) тренирующий режим, при котором разрешают длительные прогулки (ближний туризм) и учас­тие во всех мероприятиях, проводимых в указанных лечеб­ных учреждениях.

Организация ЛФК. Организация возлагается на врача-спе­циалиста и инструктора (методиста) по ЛФК с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечеб­ного учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры райо­на, города, области проводят методическое руководство рабо­той всех звеньев лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по ЛФК. В обязанности врача ЛФК вхо­дит: проводить осмотры больных, назначенных на ЛФК, до, после, а иногда и во время лечения и реабилитации; опреде­лять методику занятий (формы, средства ЛФК, дозировку фи­зических упражнений); руководить и контролировать работу ин­структоров (методистов) ЛФК; давать консультации врачам по вопросам ЛФК, организовывать и проводить санитарно-просветительную работу среди больных и населения. Врач ЛФК присутствует на занятиях с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль за занимающимися. Инструктор (методист) ЛФК организует и проводит занятия лечебной гим­настикой (индивидуальные и групповые) в палате, кабинете или залах ЛФК, на спортивных площадках и верандах. Врач и ин­структор (методист) ЛФК ведут установленную документацию (форма №42, записи в истории болезни), проводят антропометрические и другие исследования, определяют и анализиру­ют эффективность лечения, составляют комплекс и схемы уп­ражнений лечебной гимнастики.

Схемы занятий лечебной гимнастикой разрабатывают при­менительно к основным группам заболеваний по следующей форме: 1) разделы занятий лечебной гимнастикой; 2) порядко­вый номер групп упражнений ; 3) исходное положение больно­го; 4) содержание раздела; 5) дозировка - количество упраж­нений в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания. Примерные комплексы упражнений лечебной гим­настики должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составлять­ся по следующей форме: 1) разделы занятия лечебной гимнас­тикой; 2) порядковый номер групп упражнения; 3) исходное положение больного, 4) описание упражнения; 5) дозировка - количество повторений каждого упражнения и т.п.; б) методи­ческие указания (особенности выполнения упражнений, дыха­ния, темп и т.д.).

Врач лечебной физкультуры отвечает за обеспечение необ­ходимым оборудованием мест для проведения занятий, а ин­структор (методист) лечебной физкультуры является матери­ально ответственным лицом. Зал для проведения групповых занятий по лечебной физической культуре должен иметь пло­щадь 30-40 м 2 , комната для индивидуальных занятий - 16-20 м 2 . Кроме того, должен быть кабинет врача, душевая, раз­девалка, кладовая.

Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площад­ки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал лечебной физкультуры должен быть площадью около 60 м 2 . Желательно иметь также мастерские для трудотерапии, марш­руты терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах отделения реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря: гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т.п. В зале лечебной физкультуры должны быть установлены несколько пролетов гимнастической стенки , гимнастические скамейки, наклонные плоскости, кушетки; стол со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев больных в травмато­логической и неврологической клиниках); блоковые установ­ки, баскетбольные корзины, большое зеркало, различные при­способления для разработки подвижности суставов и пальцев кисти. В кабинете лечебной физкультуры должны быть нагляд­ные пособия по методике лечебной физкультуры при различ­ных заболеваниях и травмах.

Показания и противопоказания к применению ЛФК. ЛФК показана при всех заболеваниях: в клинике внутренних и нерв­ных болезней, в травматологии, при хирургической патологии, гинекологических и других заболеваниях. Противопоказания крайне ограничены и носят в большинстве случаев временный характер. Это касается заболеваний, сопровождающихся общим тяжелым состоянием больного вследствие шока, инфекции, большой потери крови, тяжелого ранения и т.д. Противопока­заниями к применению ЛФК также являются: сильные боли, опасность возникновения кровотечения, повышение темпера­туры тела выше 37,5 "С и консервативное лечение злокачествен­ных опухолей.

Оценка воздействия и эффективности ЛФК. По данным врачебно-педагогических наблюдений (с исследованием реакции пульса, частоты дыхания и артериального давления) выявля­ются общая нагрузка на организм больного в занятиях физи­ческими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки - так называют графическое изображение степени влияния физических упражнений на организм. Нормальная физиологическая кривая физической нагруз­ки характеризуется снижениями и подъемами, подъемы соот­ветствуют учащению (ЧСС) сердечных сокращений, сниже­ние - урежению (ЧСС) сердечных сокращений под влиянием дыхательных упражнений или пауз отдыха, упражнений в ре­лаксации мышц.

Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК на организм больного зависят от заболевания, средств, форм ЛФК и включают наблюдения за изменениями в общем состоянии больного, изменением ЧСС на высоте нагрузки в период от­дыха, в деятельности сердечно-сосудистой , дыхательной сис­тем, за появлением одышки, утомления. Для учета эффектив­ности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, в травматологической клинике такими методами будут: антропометрические измерения (окружность конечнос­тей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электро­миография, миотонометрия и др., при заболеваниях сердечно­сосудистой системы - электрокардиография, пульсометрия и др. Помимо перечисленных методов для учета функциональ­ного состояния организма под влиянием физических упражне­ний применяются функциональные пробы, специфичные для различных заболеваний.

Полученные при обследованиях субъективные и объектив­ные данные оцениваются на основе сопоставления результатов в начале и конце периода наблюдения.

1.2.2. Основы физиотерапии

Физиотерапия (ФТ) - применение физических факторов с лечебно-профилактической целью, состоит из общей и част­ной ФТ.

Задачей общей ФТ является изучение особенностей физи­ческих факторов и механизма их действия на организм в норме и при патологических состояниях. Использование физических факторов при конкретных патологических состояниях, заболе­ваниях составляет предмет частной, или клинической, ФТ. В последние годы все большее распространение в лечении боль­ных приобретают немедикаментозные методы, среди которых ведущее место занимают естественные физические факторы (ФФ), поскольку они в отличие от фармакологических средств не вызывают побочных токсических и аллергических явлений. Применение их для восстановительного лечения и медицин­ской реабилитации больных доступно, физиологично и доста­точно эффективно для предупреждения болезней и закалива­ния организма. Под влиянием природных факторов повыша­ются функции систем управления и систем обеспечения в та­кой мере, что пациенты, по существу, становятся морально и физически практически здоровыми.

Методы ФТ широко используются и часто играют веду­щую роль в комплексе лечебных и реабилитационных мероп­риятий в медицинских учреждениях различного профиля (по­ликлиники, больницы, санатории и др.), в профилактике и лечении начальных форм заболеваний, а также в массовом оздоровлении населения. Физиотерапия - это лечение сила­ми природы, древнейший способ борьбы человека с болезня­ми. Физические факторы (ФФ ) могут оказывать местное действие на организм через кожу, слизистую оболочку, различные тка­ни и органы, но даже в этих случаях благодаря нервно-рефлекторным влияниям оказывают и общее воздействие. Неко­торые же из ФФ могут действовать и непосредственнона ЦНС, реактивность организма. Наряду с неспецифическими реак­циями, сходными для многих ФФ, каждый из них обладает и специфическими, только ему свойственными особыми дей­ствиями на организм.

Применение их обычно не вызывает болевых ощущений. ФФ обладают успокаивающим, болеутоляющим, тонизирую­щим, противовоспалительным, антиспазматическим действи­ем, способствуют повышению естественного и специфическо­го иммунитета, образованию в организме некоторых биологи­чески активных веществ. При помощи ФФ можно влиять на течение патологических процессов, целенаправленно их изме­няя. По направленности действия ФТ - это лечение и патогенетическое и симптоматическое. ФФ применяются либо в виде самостоятельного средства лечения , либо (чаще) в комплексе с другими лечебными средствами. Большую роль ФФ играют в восстановительной терапии. Применение ФФ показано для уси­ления иммунобиологических процессов в организме, а также для восстановления сил организма после перенесенной болез­ни, для закаливания организма и предупреждения ряда заболе­ваний или их осложнений.

ФФ, будучи весьма разнообразными по своим физичес­ким свойствам, оказывают различное влияние на организм. Вместе с тем имеются и общие закономерности, которые не­обходимо учитывать при их применении. Прежде всего, сле­дует иметь в виду, что ФФ - это привычные и, следователь­но, наиболее физиологичные для организма раздражители. Они заставляют активнее функционировать определенные органы и системы, тем самым способствуя восстановлению нарушенного в результате болезни и повреждения нормаль­ного состояния организма. При рассмотрении вопроса о возможности применения для лечения того или иного ФФ нуж­но всегда исходить из его физических свойств, возможности и характера поглощения его энергии тканями организма. Ле­чебное действие могут оказывать лишь те ФФ, энергия кото­рых поглощается тканями. Энергия, не поглощаемая организ­мом, не оказывает никакого действия. ФФ подразделяются по виду энергии и характеру физического воздействия на орга­низм на электролечение, магнитотерапию, ультразвуковую терапию, вибротерапию.

Электролечение - использование с лечебной и профилак­тическими целями различного рода электрической энергии, электрических и магнитных полей.

Методы, основанные на использовании постоянного тока низкого напряжения. К ним относятся гальванизация и лекар­ственный электрофорез. Под влиянием гальванизации усили­вается крово- и лимфообращение, стимулируются обменно-трофические процессы, повышаются секреторные функции желез, проявляются болеутоляющие действия. Лекарственный элек­трофорез применяется значительно чаще и представляет собой сочетание (одновременно) воздействия постоянного тока и поступающего вместе с ним в организм небольшого количе­ства лекарственных веществ. Лекарственные вещества, вводи­мые с , образуют в эпидермисе своеобразное депо, откуда постепенно вымываются крово- и лимфотоком и разносятся по организму.

К особенностям лечебного действия лекарственного элект­рофореза относят: возможность локального воздействия на поверхностно расположенный участок тела, например сустав; большую продолжительность действия процедур - депо лекар­ственных веществ сохраняется в течение нескольких дней; ис­ключение влияния лекарственных веществ на органы пищева­рения, в том числе на печень, а также на другие системы; поступление лекарственных веществ в виде ионов, т.е. в активно действующей форме. Гальванизация и электрофорез показаны при невралгиях, неврозах, невритах, нарушении сна и др. Про­должительность процедур 10-20 мин. Для более глубокого про­никновения в ткани и быстрого поступления в кровь целесооб­разно проводить электрофорез с синусоидальными модулиро­ванными токами в выпрямленном режиме.

Методы, основанные на использовании импульсных токов. Импульсные токи характеризуются временными отклонения­ми напряжения или тока от постоянного значения, т.е. посто­янный ток подается в виде периодически повторяющихся толч­ков (импульсов). Каждый импульс характеризуется определен­ной длительностью и следующей за ним паузой и различается: частотой повторений, длительностью и формой импульсов.

Электросон - воздействие импульсным током малой ин­тенсивности с целью нормализации функционального состоя­ния ЦНС через рецепторный аппарат головы. Ток пропускает­ся через раздвоенные электроды, располагаемые на закрытых глазах и области сосцевидных отростков, при интенсивности тока, вызывающей пороговое ощущение. В результате слабого ритмического монотонного воздействия на рецепторный аппа­рат головы, тесно связанный с мозгом и его кровообращением, нормализуется нарушенное функциональное состояние ЦНС и ее регулирующие влияния на другие системы организма.

Короткоимпульсная электроаналгезия (КЭА), неправильно называемая чрезкожной электростимуляцией нервов (ЧЭНС), заключается в возбуждении отдельных участков тела очень короткими (0,05-0,5 м/с) биполярными импульсами при час­тотах до 150 Гц, когда возбуждаются только чувствительные нервы, двигательные же нервы и мышечные волокна не затра­гиваются. Ритмическая импульсация, возникающая при этом, создает функциональную блокаду чувствительных нервных путей, ведущую к прекращению или уменьшению болей на 2- 3 ч, в данном случае этот метод можно рассматривать как сред­ство симптоматического болеутоления при недлительно суще­ствующих болях ограниченного характера.

Диадинамотерапия - лечение постоянными токами полу­синусоидальной формы при непрерывном чередовании корот­ких или длительных периодов. Эти токи вызывают возбужде­ние экстерорецепторов, что проявляется ощущением жжения и покалывания под электродами , а также появлением гиперемии вследствие расширения поверхностных сосудов и ускорения кровотока по ним. Увеличение силы тока вызывает ритмичес­кое возбуждение нервов и мышечных волокон и это приводит к активации периферического кровообращения, обмена веществ, уменьшению солей в области возбуждения, что используется главным образом при заболеваниях ПНС, ОДА; при еще большем увеличении силы тока может произойти тетаническое сокращение мышц.