План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Птицы" подготовительная группа. Рисование на тему «Птицы» в подготовительной группе детского сада

Тема: Зимующие птицы

Цель: - актуализация знаний детей по теме;

    развитие зрительного внимания, памяти, мышления;

    развитие статистической координации артикуляторных движений;

    развитие навыка связного говорения;

Оборудование:

Ход занятия:

1. Организационный момент: Первыми сядут те дети, которые отгадают мои загадки.

Странный доктор есть на свете, Окраской – сероватая,

Он деревья лечит, дети. Повадкой- вороватая,

Где болит? Тук-тук! Крикунья хрипловатая-

А, нашел. Тут, тут. Известная персона. Кто она?

(Дятел) (ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

2. Упражнения по развитию статики артикуляторных движний.

    Квадратной губной нижней и верхней (подглазничная ветвь) мышц: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5 , вернуть в исходное состояние; поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние.

    Продольных нижних мышц: придать языку положение «мостика»: прижать кончик языка к нижним резцам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5, вернуть в исходное положение.

    Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы: поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние.

3. Беседа по теме:

Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улице нашего города.

(На фланелеграфе укреплены картинки, изображающие зимующих птиц)

Выбери картинку с изображением птицы и скажи кого ты выбрал? (Я выбрал воробья, ворону...)

4. Физминутка «Воробей»

Среди белых голубей (Дети идут по кругу, изображая

Скачет шустрый воробей. Голубей, в центре один ребенок- он скачет

как воробей)

Воробушек-пташка, (Дети встают лицом в круг, идут приставным

Серая рубашка. шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из

Откликайся, воробей, круга; «голуби» взявшись за руки, не

Вылетай-ка, не робей. пускают его

5. Развитие навыка связного говорения. Игры- небылицы. Чтение рассказа «ПТИЧЬЯ ЕЛКА»

За несколько дней до Рождества Толя сказал своим сестрицам:

Папа и мама устраивают для нас большую елку. Нам приготовлено много хороших подарков. Может, и нам устроить для кого-
нибудь елку?

Девочкам понравилось предложение Толи.

А для кого мы устроим елку? - спросил Толя.

Стали судить-рядить. После долгих споров было решено устроить елку для птичек, которые зимой голодают. Дети купили маленькую елочку, много птичьего корма, хлеба и сдобных украшений. Дуб поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом. Елочка вышла на славу.

Утром дети проснулись от громкого чириканья. Пернатых гостей собралось на липе немало. Дети с восторгом смотрели на птичек.

Птички благодарят нас за елку, как мы благодарили вчера
маму и папу, - сказал Толя.

(Показывается сюжетная картина)

    дети находят несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему;

    найти несоответствие в содержании речевого сообщения;

    найти в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими;

6. Игра «Кого не стало?»

На наборном полотне картинки с изображениями снегиря, ворона, дятла, синицы. Логопед просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает:

Кого не стало? (не стало синицы)

Конспект НОД « П Т И Ц Ы »

(подготовительная группа, конец года)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах.
  2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной.
  3. Развивать познавательный интерес при установлении причинно-

следственных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц.

  1. Закреплять умение в составлении описательных рассказов и

классификации птиц.

  1. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить

все звуки речи.

  1. Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения.
  2. Развивать знаково-символическую функцию сознания.
  3. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания.
  4. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.

Оборудование :

Карта – схема, загадки о птицах, аудиокассеты с записями голосов птиц и глухариным токовищем. Знаки-символы о правилах поведения в лесу, модель - схема с обозначениями признаков птицы.

Дидактические игры «Чье гнездо?», «Что можно есть этим клювом?», «Помоги птицам найти друзей».

Оборудование для опыта: вода, пульверизатор, вазелин, салфетки, перья.

Карточки с изображениями водоплавающих, зимующих и хищных птиц.

Словарная работа : Токовище, сокодвижение, сальные железы, вазелин, пульверизатор. Орнамент, народные приметы.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?

Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...

Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их

Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть

такие королевства, о названии которых вы догадаетесь по картинкам (подводный мир, мир насекомых, мир животных, мир птиц).

Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)

Воспитатель: - Саша, расскажи стихотворение об апреле:

Ребенок: - Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.

На полянке медуница выйти к солнышку стремится.

Набухают веток почки, пробиваются листочки.

Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?

Воспитатель: - Куда мы с вами попали? (в царство птиц). Чтобы не заблудиться у меня есть карта. Давайте рассмотрим её!

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: - В каком направлении нам идти? Сколько у нас будет стоянок? Назовите их

Дети: - … лиственный лес, ..озеро, ..сосновый бор.

Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.

Давайте вспомним правила поведения в лесу .

Дети называют их по знакам-символам. Ответы детей:

1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.

2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.

3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.

4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево - живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.

5. Сохраняйте паутину - это дом паука.

6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

7. Кора дерева - это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.

8. Охраняйте муравейники! Муравьи - санитары леса.

9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.

10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.

12. Лес - это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.

Ребенок читает стишок:

Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём

Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.

Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете. Мы пришли в гости, а значит надо поздороваться. Но помните, что в лесу шуметь нельзя.

Дети: - Здравствуй, здравствуй, добрый лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи, мы никого здесь не обидим.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?

Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.

Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны .

Ответы детей:

Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;

Стало теплее, прилетели перелётные птицы;

Тает снег, …много влаги и тепла;

Набухают почки, …проснулись насекомые;

После зимней спячки пробудились медведи;

Началось сокодвижение у деревьев;

Люди одеваются легко...

Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация )

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки про птиц ? Сейчас проверим! (на фланелеграф выставляются карточки отгадки).

Целый день по полю вскачь, а зовётся птица... (грач).

  • Днём спит, ночью летает и прохожих пугает… (сова).
  • Птица – санитар леса …(дятел)
  • Кто высоко летает, а от воды не отлетает? …(журавль).
  • Кто на хвосте новости приносит? …(сорока).
  • Его узнаем мы по двум простым приметам,

Он в белой шубке лишь зимой, а в серой шубке летом…. (заяц).

  • Кто на ветке на суку, счёт ведёт ку-ку, ку-ку….. (кукушка).

Воспитатель: - Кто здесь лишний? (на фланелеграфе).

Дети: - Заяц!

Воспитатель: - Почему вы так решили?

Дети: - Это не птица, у него нет перьев и клюва.

Воспитатель: - Покажите мне модель-карточку, обозначающую птиц (тело покрыто перьями, имеет клюв, крылья, две ноги).

Слышится стук дятла (аудиокассета).

Воспитатель: - Что за звуки раздаются в лесу? Что это за птица?

Дети: - Это дятел.

Воспитатель: - Что вы знаете об этой птице? Почему дятла называют санитаром леса?

Дети: - Дятел – лесной доктор. Он лечит старые больные деревья, истребляя вредных насекомых. Вот какая умная птица дятел!

Воспитатель: - Ребята, смотрите! Там, на ветке дерева, сидит, не шевелясь, какая-то птица!

Дети: - Сова.

Воспитатель: - А что вы знаете про сову?

Ответы детей: - Сова днем спит, ночью охотится.

Даже ночью с большой высоты видит она затаившуюся в траве мышь.

Сова - птица хищная. У неё очень хорошее зрение и слух.

Она услышит даже, как жук ползёт по дереву.

Сову считают мудрой птицей, потому что она долго живёт.

Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?

Дети: - Им нужно строить гнёзда.

Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.

Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных.

Дидактическая игра "Чьё гнездо?"

На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.

Дети имитируют ходьбу по кочкам.

Воспитатель: - Вот мы с вами и пришли на небольшую полянку между озером и болотом. Кто же это?

На одной ноге стоит в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.

Дети: - Цапля.

Воспитатель: - Что вы можете сказать об этой птице?

Ответы детей: У цапли длинные ноги, чтоб не провалиться, острый длинный клюв, на голове хохолок, она питается лягушками.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за красавица плывёт?!?

Дети: - Это лебедь. (Составление описательного рассказа о лебеде).

Воспитатель: - Вы знаете главное отличие водоплавающих птиц от лесных?

Дети: - Водоплавающие птицы не намокают и не замерзают в воде.

Опыт "Одежда водоплавающих птиц"

Оборудование: вазелин, бутылочка воды с пульверизатором, перья, салфетки).

Цель: выяснить почему водоплавающие птицы не намокают.

Ход: нанести вазелин на часть руки, сбрызнуть покрытый вазелином участок кожи водой. Понаблюдать, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.

Воспитатель: - Водоплавающие птицы не смогли бы плавать, если бы их перья не покрывал жир. У птиц есть специальные сальные железы. Утки, лебеди, гуси, чайки, клювом смазывают свои перья жиром. Он защищает птиц от намокания и замерзания. Вода не может проникнуть сквозь оперение и скатывается с тела.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)

Дидактическая игра "Что можно есть этим клювом?"

Выбрать и определить чем питается птица. Почему ты выбрал лягушку? (потому что клюв длинный, им удобно ловить лягушек и рыб в воде). Почему ты выбрал мышь и зайца? (у хищных птиц клюв мощный, загнутый).

Звучит кассета с записью пения птиц.

Воспитатель: - Ребята мы с вами попали на глухариное токовище. Где глухари живут зимой, а где летом?

Ответы детей:

Зимой - в хвойном лесу, питаются хвоинками.

Весной - перелетают в лиственный лес, где будут кормиться до поздней осени).

Воспитатель: - Фигурку глухаря ханты ставили за спинку детской колыбели, чтобы маленькие дети лучше спали. Глухарь как бы охраняет их сон. Помните, как мы с вами рассматривали орнамент на колыбели? Орнамент похож на живого глухаря: голова, лапы, хвост форма туловища, крылья.

Воспитатель: - Кто знает, что это за птица?

Дети: - Эта птица называется тетерев.

Воспитатель: - На что похож её хвост?

Дети: - Хвост тетерева похож на музыкальный инструмент - лиру.

Воспитатель: - Давайте вспомним народные приметы о птицах .

Дети: - Ласточка низко летает - к дождю;

Воробьи купаются в луже - к жаре;

Вороны собрались в стаи и кричат - к изменению погоды.

Воспитатель: - Коренные жители ханты очень бережно относятся к природе и её обитателям, охраняя птиц и животных. Посмотрите, орнаменты на одежде и посуде напоминают животных, птиц и рыб.

Рассаживайтесь на лесной полянке. Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.

Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах .

Ответы детей:

* Лес без птиц не лес.

* Всякая птица своим пером гордится.

* Всякая птица по-своему поет.

* У каждой пташки - свои замашки.

* Не бывать вороне соколом.

* Немного синица ест, пьет да весело живет.

* Сорока без причины не стрекочет.

* Сорока на хвосте новости приносит.

* Соловей берёт пением, а человек – умением.

* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

* Кукушка кукует - по дому горюет.

* Журавль прилетел и тепло принес.

* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.

Дидактическая игра « Помоги птицам найти друзей»

Воспитатель: - Возьмите конверты и поделите птиц на три группы зимующие, водоплавающие, хищные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Молодцы, быстро справились с заданием.

Ребенок: Если утки перестанут крякать, а вороны престанут каркать,

Дятел дерево долбить в лесу, а кукушка плакать на суку. Что случится? Что произойдёт?

Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет?

Ответы детей:

Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;

Расплодятся вредные насекомые, грызуны - они съедят все листья, хвою на деревьях;

Погибнут леса и сады.

Воспитатель: - Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?

Дети: Мы должны охранять и беречь птиц.

Воспитатель: - Да, лес это большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.

На этом наше путешествие в царство животных подошло к концу.

Давайте попрощаемся с лесом:

Дети: До свидания, добрый лес! Полный сказок и чудес!

Мы к тебе ещё придём и подарки принесём!


Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Птицы»

Цели:

Расширить знания детей о птицах.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о величине (большой-маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый), положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево), геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
Совершенствовать навыки рисования пальчиками и карандашами, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные (ворона, кукушка, воробей, соловей, скворец).
Картинки с изображением павлина, разные по цвету и величине пуговицы.
Прищепки, силуэтные изображения птиц.
Картинки с изображением большого и маленького гнезд, карточки с цифрами 1 и 2, вырезанные из картона яйца.
Силуэтное изображение яйца, разрезанное на две части.
Пластиковый яйца, мелкие игрушки-птицы.
Картинка-фон для рисования ягод, красные пальчиковые краски.
Изображение чайки на палочке.
Парные картинки с изображением птиц.
Картинка фон с кормушкой, клей, крупа, птицы, вырезанные из бумаги.
Картонная заготовка «птица», вырезанные из бумаги крылья, клей. Черный пластилин.
Силуэтные изображения рыб.
Картинки-фоны с изображением скворечника на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши.
Картинка с изображением дятла, ствола дерева с жуками и гусеницей, которые залеплены пластилином, стеки.
Картинка с изображением схемы скворечника, геометрические фигуры из цветного картона, соответствующие схеме.
Картинка-заготовка с изображением синицы, пластилин черного цвета, желтые пальчиковые краски.
Колокольчики.
Аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», «Мы насыплем птичкам крошки», «Соловей» Алябьева.

Слушание голосов птиц

Посмотрите на картинку - это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как ворона «кар-р».

Посмотрите на картинку - это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать как воробей «чик-чирик».

Посмотрите на картинку - это птица кукушка. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как кукушка «ку-ку».

Дидактическое упражнение «Чей голос?»

В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.

В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра «А что внутри яйца?»

Возьмите из корзинки яйцо, раскройте его и посмотрите, что там внутри.

Дети раскрывают пластиковые яйца и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Пальчиковое рисование «Ягоды для птицы»

Зимой птицы лакомятся ягодами, оставшимися на ветвях деревьев. Давайте нарисуем побольше ягод для птиц.

Игра с прищепками «Птичка»

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Аппликация «Птицы на кормушке»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.

Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки»

Дети звенят в колокольчики под музыку.

Конструирование «Скворечник»

Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Вот домик - скворечник - для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.


Какие геометрические фигуры вы использовали? Какого цвета квадрат? Треугольник, круг, прямоугольник?
А теперь возьмите палочку и приделайте скворечнику жердочку, на которую птица будет садиться. А вот и скворец прилетел к вам в скворечник.

Изобразительная деятельность «Помоги птицам прилететь в скворечник»

Возьмите в руки скворечник, домик для птичек, и приложите его к дереву. Молодцы. Давайте приклеим его. А теперь возьмём карандаши и нарисуем дорожку от каждой птицы к скворечнику.

Динамическая пауза «На в дорогу мне торопиться»

Дети двигаются под музыку, изображая полет птицы (ходьба, бег, подскоки).

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Воспроизводится соответствующая аудиозапись.

Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это?

А теперь вам нужно найти на рисунке птицу, которая отличается от других птичек. Где она?

Дидактическая игра «Найди пару»

Выберите себе картинку с птицей. Найдите своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А вот птица, которую зовут павлин. У павлина красивый хвост.

А мы сделаем еще красивее, когда разложим пуговицы на перьях павлиньего хвоста.

Конструирование из бумаги «Птица»

Приклейте своей птице глазки из черного пластилина по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Изобразительная деятельность «Синица»

Из кусочка черного пластилина дети делают глаз птице. А желтой краской пальчиком закрашивают птице брюшко.

Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева. Возьмите стеки и снимите верхнюю часть коры, чтобы найти под ней еду для дятла.

Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Динамическая пауза «Чайки ловят рыбу»

А сейчас дети превращаются в птиц - чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Елена Алексеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему : «Зимующие птицы »

ЦЕЛИ :

Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник» ;

Закрепить название зимующих птиц в речи – «Коммуник»

Развивать связную речь – «Коммуник» ;

Развивать память, внимание, логическое мышление«Поз-исслед.»

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам . – «Познав. исслед.»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова : морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

Наглядные – иллюстрации птиц , дерево с птицами .

Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : прогулки, наблюдения за птицами , рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах ; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ : дерево с зимующими птицами , конверт с загадками, картинки зимующих птиц .

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ : картинки с изображением птиц , птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности : коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент (Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.)

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка : «Прогулка»

Мы опять идем гулять.

Мы на солнце посмотрели,

Друг на друга поглядели.

Лево ножка, право ножка,

Носом вдох и выдох ртом

Воздух - вот помощник мой.

Основная часть :

Воспитатель : Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Дети : Да.

Воспитатель, а давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей) . У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы . Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос ка топор. (Дятел)

Белые щечки,

Синяя птичка,

Остренький клювик.

Собой невеличка,

Желтая грудка,

Это (Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц ? (Зимующие )

Почему их называют зимующими ? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель : Ребята, а чем птицы похожи ?

Дети : У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель : Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети : Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель : В какое время года мы наблюдаем за этими птицами ?

Дети : Мы за ними наблюдаем зимой.

Воспитатель : Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети : Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель : Чем мы можем подкормить птиц зимой ?

Дети : Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе , взмахивая

руками, как крыльями).

За метелью! За метелью!

Воспитатель : Ребята, в названии какой птицы слышится :

звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;

звук «р» - сорока, ворона, воробей;

звук «л» - дятел, глухарь, голубь;

звук «в» - воробей, ворона, сова.

Воспитатель : Назовите птиц , в названии которых :

1 слог – клест;

2 слога – сова, дятел, глухарь, снегирь, голубь;

3 слога – сорока, ворона, воробей, синица, свиристель.

Воспитатель : Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.

Черный ворона – черная ворона.

Белый сова – белая сова.

Серое голубь – серый голубь.

Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.

Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.

Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.

Воспитатель : Скажите, что могут делать птицы ?

Дети : птицы могут летать , прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.

«Игра с мячом»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы .

У кошки лапы, а птицы лапки .

У человека нос, а у птицы клюв .

У человека руки, а птицы крылья .

У животных шерсть, а у птицы перья .

Один снегирь, а много снегирей.

Один глухарь, а много глухарей.

Один дятел, а много дятлов.

Три совы, а пять сов.

Две синицы, а пять синиц.

Ворона вышагивает, а воробей прыгает.

Синица, а ласково синичка.

Сова, а ласково совушка.

Воробей, а ласково воробушек.

Голубь, а ласково голубок.

Воспитатель : Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.

Голубь, голубок, голубка, голубика.

Ствол, сова, совята, совушка.

Снегирь, кормушка, синица, воробей.

Свиристель, дятел, сорока, сова.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»

Это красивая птица . У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)

У этой птицы верх головы , крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)

У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Пальчиковая гимнастика : «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы . Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами . Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка , синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц )

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу . Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили ?

Дети : Мы сегодня говорили о зимующих птицах .

Воспитатель : Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц , а я прочитаю вам стихотворение :

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы ,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель : Помните, ребята! Птицы наши друзья ! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц » )

Игра «Дорисуй»

А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц , которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия : Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам . У меня такое прекрасное настроение. А у вас?

Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. Спасибо, занятие окончено.










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программное содержание: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками. В игровой форме закреплять знания о способах питания и выхаживания потомства. С помощью современных технологий закрепить представления старших дошкольников о внешнем виде зимующих птиц. Развивать психические процессы: память, внимание, речь, мышление. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать животным в зимнее время года.

Оборудование к занятию: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактическая игра “Птицы на кормушке”, дидактическая игра “Зимующие и перелетные птицы”, модели, обозначающие зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия

Слайд 1. Воспитатель: Дорогие друзья! Я знаю, что вы настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни, подкармливаете, вместе с родителями изготавливаете гнездовья и кормушки. Но чтобы им помогать, о птицах нужно много знать.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)

Что может сделать человек, чтобы облегчить жизнь птиц зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о городских птицах воробьях, голубях, воронах, сороках, и о лесных обитателях – дятлах, синицах, их спутниках – поползнях, корольках – и некоторых других птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.

Слайд 2. Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)

Слайд 3. Как выглядит сорока? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Слайд 4. А вы знаете, где сороки стоят гнезда? (Ответы детей)

Воспитатель: Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. В апреле – мае сорока – мама откладывает в гнездо 5–8 яиц и насиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.

Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Слайд 5. Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь? (Ответы детей). Слайд 6. В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на дереве “солдатиком” и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым, упругим хвостом. Слайд 7. Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ.

С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Слайд 8 . Птенцы у дятла появляются весной. Они родятся слепыми, неоперенными. Родители выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Птенцы быстро подрастают.

Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру “Птицы на кормушке”.

Слайд 9. Воспитатель: Ребята, к нам на кормушку часто прилетают синички.

Синицы – очень подвижные и ловкие птицы, их сильные ноги с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Слайд 10. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Слайд 11. Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их пухом и перьями, охотно селятся в гнездовьях – синичниках. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)

Слайд 12. Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

Синиц надо охранять круглый год: летом беречь их гнезда, осенью и зимой подкармливать, так как в это время их гибнет очень много.

Воспитатель: Ребята, вызнаете, что птицы зимуют и в городе и в лесу. Но есть и перелетные птицы. Предлагаю вам сыграть в игру “Перелетные и зимующие птицы” (на одном столе стоит модель, обозначающая перелетных птиц, на другом – модель, обозначающая зимующих птиц. Дети раскладывают картинки с птицами в соответствии с моделями).

Воспитатель: А мы продолжаем с вами нашу встречу с птицами. Слайд 13. И нас встречает ворона. А вы помните, как выглядит ворона? (Ответы детей)

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Слайд 14. Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Слайд 15. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются.

Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда.

А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

Слайд 16. Воспитатель: А это лесная зимующая птица - клест. Посмотрите, как он выглядит. Слайд 17 . Эта птица постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов нарядное – ярко-вишневое, самочки окрашены скромно – в желто-зеленый цвет.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.

Слайд 18. Воспитатель: А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Питается клест семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель: сегодня вспомнить особенности внешнего вида и жизни птиц нам помогли слайда. А сейчас давайте проверим, что вы запомнили и что вы знаете о других зимующих птицах. Посмотрите на экран:

Слайд 19. На что похоже гнездо сороки?

Слайд 21. У какой птицы клюв в виде креста?

    1. у воробья
    2. у дятла
    3. у клеста

Слайд 23. В какое время года у клестов появляются птенцы?

    1. летом
    2. зимой
    3. весной

Слайд 25. В какое время года появляются птенцы у дятла?

    1. летом
    2. весной
    3. осенью

Слайд 27. Какая птица самая любопытная?

    1. синица
    2. сорока
    3. воробей

Слайд 29. Какая птица лечит деревья?

    1. синица
    2. воробей
    3. дятел

Слайд 31. Чем питается клест зимой?

    1. семенами шишек
    2. ягодами рябины

Слайд 33. Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком?

    1. дятел
    2. клест
    3. синица

Слайд 35. Где сороки строят гнезда?

    1. в дупле
    2. высоко на дереве

Слайд 37. Чем любят питаться зимой синицы?

    1. салом
    2. шишками
    3. ягодами рябины

Слайд 39. Почему воробей купается в пыли?

    1. избавляется от насекомых
    2. играет
    3. ищет корм

Слайд 41. Как поет синица?

    1. ча - ча - ча
    2. синь - синь – синь

Воспитатель: Молодцы. Я убедилась, что вы настоящие знатоки птиц. А впереди нас ждут другие увлекательные истории из жизни пернатых друзей.