Расширенное казначейское сопровождение. Особенности казначейского и банковского сопровождения государственных контрактов. Банковское сопровождение контракта

СТАТИСТИКА ПО СОПРОВОЖДАЕМЫМ ГОСКОНТРАКТАМ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КОСМОДРОМА «ВОСТОЧНЫЙ» Генеральные подрядчики Подрядные, субподрядные организации, включенные в кооперацию Количество государственных контрактов Заявлено Факт ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России» 99 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» 11 ОАО «ИПРОМАШПРОМ»1810 Итого 3830 Количество подрядчиков/ субподрядчиков Количество контрактов/ договоров Заявлено ФактЗаявлено Факт ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» ОАО «ИПРОМАШПРОМ» Итого Фактически по состоянию на из 244 государственных контрактов, контрактов (договоров), взятых на казначейское сопровождение, операции осуществляются по 81, из них по 20 государственным контрактам, заключенным госзаказчиком с генподрядчиками, по 61 государственному контракту, контракту (договору), заключенному между участниками кооперации 2


Для санкционирования – Сведения о направлениях использования целевых средств, документы, подтверждающие возникновение ДО, платежные поручения Для открытия лицевого счета – госконтракт (договор) Перечень подрядчиков и субподрядчиков, ведущих строительные работы на космодроме «Восточный» 1 Перечень генеральных подрядчиков, подрядчиков и субподрядчиков, ведущих строительные работы на космодроме «Восточный». Информация об идентификационном коде ГК Ежедневная информация об открытых лицевых счетах и об операциях на лицевых счетах Сводная информация об открытых лицевых счетах и об операциях на лицевых счетах (приложения 1, 2, 3, 4) Федеральное казначейство Генеральные подрядчики Перечень генеральных подрядчиков, ведущих строительные работы на космодроме «Восточный» 2 Территориальные органы Федерального казначейства Федеральное космическое агентство (Роскосмос) Субподрядчики Представление информации по запросу 5 Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) - учредитель ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - государственный заказчик ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - государственный заказчик Подрядчики Участники кооперации Согласование Сведений 5 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ (ТОФК), ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ (ДОГОВОРАМ) 3 Выписки из лицевых счетов


КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 5 СТАТЬЯ ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ год 2016 год Субсидии, бюджетные инвестиции взносы в уставные капиталы юридических лиц, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень Суммы авансовых платежей по государственным контрактам (договорам), сумма которых превышает,0 тыс. рублей, а также суммы авансовых платежей, предусматриваемых исполнителями всех уровней кооперации, сумма которых превышает,0 тыс. рублей, (за исключением ГОЗ и банковского сопровождения) Отдельные закупки товаров, работ, услуг, определенные Правительством Российской Федерации Все субсидии, бюджетные инвестиции взносы в уставные капиталы юридических лиц, в том числе субсидии государственным корпорациям и государственным компаниям, за исключением включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень Государственные контракты (контракты, договоры), сумма которых превышает,0 тыс. рублей, при заключении которых предусматриваются авансовые платежи, а также контракты (договоры), заключаемые исполнителями всех уровней кооперации, в случае, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи Отдельные закупки товаров, работ, услуг, определенные Правительством Российской Федерации Федеральным казначейством осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации




6 Казначейское сопровождение государственных контрактов 1. Перечисление авансовых платежей на счета Казначейства России 2. Проведение операций на лицевых счетах, открытых в Казначействе всем исполнителям и соисполнителям по госконтракту 3. Присвоение идентификационного кода сопровождаемому контракту и указание его во всех платежных документах 4. Санкционирование оплаты после подтверждения факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 5. Предоставление информации о движении средств всем заинтересованным участникам кооперации и контрольным органам Казначейское сопровождение государственных контрактов 1. Схема кооперации исполнителей и соисполнителей 2. Сведения о направлении расходования авансовых платежей 3. Документы, подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 4. Наличие положительного заключения технадзора Расширенное Казначейское сопровождение государственных контрактов 1. Проверка участников схемы кооперации на наличие нарушений требований 44-ФЗ (мониторинг) 2. Контроль сметно-строительной документации 3. Сведения о направлении расходования авансовых платежей 4. Документы, подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 5. Визуальный контроль факта исполнения обязательств 6. Наличие положительного заключения Росфиннадзора 7. Наличие положительного заключения технадзора ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ


7 РАСШИРЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Условия осуществления Расширенного Казначейского сопровождения государственных контрактов 1. Решение Правительства Российской Федерации 2. Отсутствие заключенного государственного контракта на осуществление технического надзора за исполнением сопровождаемого государственного контракта 3. Обращение контрольно-надзорных органов, ФОИВ, государственного заказчика или генподрядчика об осуществлении расширенного казначейского сопровождения


8 КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ Казначейское сопровождение целевых средств, предоставляемых из федерального бюджета Казначейское сопровождение соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных межбюджетных трансфертов Казначейское сопровождение соглашений (договоров) о предоставлении юридическим лицам субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц


9 СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Казначейское сопровождение соглашений (договоров) о предоставлении юридическим лицам субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц Перечисление субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц на счета Казначейства России Проведение операций на лицевых счетах, открытых в Казначействе получателям субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы Оплата после проверки документов, подтверждающих целевой характер расходования средств Казначейское сопровождение соглашений о предоставлении субсидий и взносов в уставные капиталы юридических лиц (за исключением бюджетных инвестиций) 1. Сведения о направлении расходования субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы 2. Документы, подтверждающие целевой характер расходования средств 3. Контроль движения средств после их перечисления на банковские счета Казначейское сопровождение соглашений (договоров) о предоставлении бюджетных инвестиций Казначейское сопровождение Расширенное казначейское сопровождение


10 БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Казначейское сопровождение соглашений (договоров) о предоставлении бюджетных инвестиций Перечисление субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц на счета Казначейства России Проведение операций на лицевых счетах получателей субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы Оплата после проверки документов, подтверждающих целевой характер расходования средств Казначейское сопровождение 1. Схема кооперации исполнителей и соисполнителей 2. Сведения о направлении расходования бюджетных инвестиций 3. Документы, подтверждающие целевой характер расходования средств, а также подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 4. Наличие положительного заключения технадзора Расширенное казначейское сопровождение 1. Проверка участников схемы кооперации на наличие нарушений требований 44-ФЗ 2. Контроль сметно-строительной документации 3. Сведения о направлении расходования авансовых платежей 4. Документы, подтверждающие целевой характер расходования средств, а также факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 5. Визуальный контроль факта исполнения обязательств 6. Наличие положительного заключения Росфиннадзора 7. Наличие положительного заключения технадзора


11 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ Казначейское сопровождение соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных межбюджетных трансфертов Перечисление субсидий из федерального бюджета в доход бюджета субъекта Российской Федерации Проведение операций со средствами субсидии на лицевых счетах получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации: перечисление средств юридическим лицам - получателям субсидий на лицевые счета, открытые им в ТОФК Проведение операций на лицевых счетах юридических лиц – получателей субсидий Оплата после проверки документов, подтверждающих целевой характер расходования средств


12 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ Казначейское сопровождение соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных межбюджетных трансфертов Перечисление субсидий из федерального бюджета в доход бюджета субъекта Российской Федерации Проведение операций со средствами субсидии на лицевых счетах получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации: перечисление средств юридическим лицам - получателям субсидий на лицевые счета, открытые им в ТОФК Проведение операций на лицевых счетах юридических лиц – получателей субсидий Оплата после проверки документов, подтверждающих целевой характер расходования средств Казначейское сопровождение 1. Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации отдельных межбюджетных трансфертов 2. Документы, подтверждающие целевой характер расходования средств, а также подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг Расширенное казначейское сопровождение 1. Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации отдельных межбюджетных трансфертов 2. Документы, подтверждающие целевой характер расходования средств, а также подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 3. Мониторинг выполнения работ согласно утвержденному графику 4. Наличие положительного заключения технадзора


13 КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ) Казначейское сопровождение государственных контрактов (договоров, соглашений), заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном высшим органом исполнительной власти (администрацией муниципального образования) Федеральное казначейство 1. Обращение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (администрации муниципального образования) 2. Проведение операций на лицевых счетах, открытых в Казначействе всем получателям целевых средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) 3. Присвоение идентификационного кода сопровождаемому контракту (договору) и указание его во всех платежных документах 4. Санкционирование оплаты после подтверждения факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (в случаях, предусмотренных Соглашением) 5. Предоставление информации о движении средств всем заинтересованным лицам



Как можно использовать денежные средства по гос. контракту, поступившие в Казначейство. Мы уже закупили оборудование заранее. Соисполнителя не будет. контракт на сумму 1,5-2 млн. будет.

Ответ

Из вопроса следует, что в отношении контракта установлено казначейское сопровождение. В этом случае бюджетные средства могут расходоваться только на исполнение обязательств, возникающих из контракта. При этом должны соблюдаться запреты на перечисление средств, указанные в п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Госфинансы» .

«Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение контракта - контроль расчетов между заказчиком и контрагентом. Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет, по которому стороны проводят все расчеты по контракту. А банк мониторит расчеты и доводит результаты мониторинга до заказчика. Чтобы открыть счет, поставщик заключает договор с банком, а заказчик включает условия по сопровождению в госконтракт. Правила банковского сопровождения контрактов утвердило Правительство РФ постановлением от 20 сентября 2014 № 963.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

Простое сопровождение

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

Заказчики федерального уровня включают условие о простом банковском сопровождении в случаях закупки:

 у конкретного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ на сумму свыше 10 млрд. руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров или работ на сумму свыше 10 млрд. руб., которые включают последующее обслуживание, ремонт и утилизацию объекта (контракт жизненного цикла).

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963 и пунктах 6, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Расширенное сопровождение

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы - основания платежа с контрактом по:

 срокам поставки;

 количеству товаров, работ или услуг;

проектной документации;

 графику работ и фактическим результатам.

Порядок контроля, случаи и основания отказа в платеже пропишите в договоре с банком.

Расширенное сопровождение банк ведет за плату.

Заказчики федерального уровня включают условие о том, что контракт расширенно сопровождает банк в случаях закупки:

строительных работ у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров, работ или услуг по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. В программе должно быть условие о сопровождении контракта;

 которая определена распоряжением Правительства РФ и предусматривает казначейское обеспечение обязательств. Например, банковскому сопровождению подлежат госконтракты на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса, по которым госзаказчик - Минпромторг России (п. 1 распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2017 № 1658-р). Порядок операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов установлен приказом Минфина России от 31 июля 2017 г. № 122н/4474-У.

Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, пунктами 7, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 5 мая 2015 № 02-02-04/25683.

1. Простого банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше:
- 1 млрд. руб. - для региональных заказчиков;
- 200 млн. руб. - для муниципальных заказчиков;

2. Расширенного банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб.

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

 порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;

 права и обязанности сторон;

 порядок и сроки, когда зачисляют и списывают деньги с отдельного счета;

 возможность списать деньги в сумме аванса по требованию заказчика, если это прописано в контракте и по нему нет обеспечения;

 обязанность банка в рамках мониторинга расчетов ежемесячно представлять заказчику:
- выписку о движении денег на счете;
- сведения о том, как банк идентифицировал поставщика, когда открывал ему счет;

 случаи и порядок, когда договор о банковском сопровождении изменяют;

 обязанность банка направлять не позднее одного рабочего дня после дня банковской операции по отдельному счету информацию о ней в Казначейство России, если операции по контракту проходят через лицевые счета территориальных органов Казначейства России. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В договор о расширенном банковском сопровождении, помимо условий для простого, включите:

 обязанность банка в рамках мониторинга ежемесячно не позднее 25-го числа представлять заказчику отчет, как поставщик исполняет контракт;

 информацию, которую указывают в платежных документах;

 право банка проверять платежные документы в порядке и сроки, которые согласовали с заказчиком;

 перечень и порядок подачи документов - оснований платежа, проверки их банком и случаи отказа в оплате;

 ответственность банка за отказ оплатить документ;

 обязанность банка направлять по запросу заказчика или Казначейства России отчет о результатах мониторинга фактического исполнения контракта. Срок - не позднее пяти рабочих дней. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Об обязательных условиях договора банковского сопровождения читайте в пунктах 13-14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Но не каждый банк вправе сопровождать контракты. А только тот, который Минфин России включит в специальный перечень банков. Актуальный список смотрите на официальном сайте . Этот перечень ведомство ежемесячно корректирует. У заказчиков возникает вопрос: как поступить, если банк в процессе исполнения контракта выбыл из списка? Ничего не меняйте. Банк продолжит сопровождать контракт до тех пор, пока поставщик его не исполнит. Исключение - Правительство РФ, региональные или местные власти решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком.

Сопровождать контракт с казначейским обеспечением обязательств должен банк - пользователь системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Такой порядок установлен в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2015 № 02-02-04/69287.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552. Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в Казначействе России лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание - контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в территориальный орган Казначейства России вместе с заявлением (ф. 0531752) и карточкой образцов подписей (ф. 0531753). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей - им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Казначейство России проводит по приказу Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н.

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет - на расчетный счет исполнителя.

Казначейство России проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

 заказчику;

 исполнителю.

Об этом сказано в пунктах 5, 27-28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552, пункте 15 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н, пункте 13 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н и письме Казначейства России от 1 августа 2017 № 07-04-05/22-630.

Когда включают в госконтракт условие о его казначейском сопровождении

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

1. если одновременно соблюдены условия:

o контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

o стоимость контракта - больше 100 млн руб.;

o контракт предусматривает авансовый платеж.

2. по гособоронзаказу. Исключение - контракты, которые заключают:

o Минобороны России;

o другие госзаказчики с условием о банковском сопровождении;

o чтобы обеспечить органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ - средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по распоряжению от 28 июля 2017 №1631-р.

Об этом сказано в пунктах 2-5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые сопровождает банк.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

 запрет заказчику перечислять целевые деньги:
- в уставный капитал другой организации или на депозит;
- на свои банковские счета. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (письмо Казначейства России от 17 марта 2017 № 07-04-14/05-336);

 обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Казначействе России;

 обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;

 порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;

 обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Казначейство России;

 другие условия, которые установит Правительство РФ по пункту 5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Все условия - в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552*.»

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Казначейское сопровождение средств означает обязанность юридических лиц - крупных получателей бюджетных средств открыть счета в Федеральном казначействе. Данный механизм используется с 2016 года как метод контроля использования авансов исполнителями по госконтрактам, борьбы с отвлечением и нецелевым использованием бюджетных средств поставщиками и подрядчиками по крупным контрактам. С 2017 года казначейскому сопровождению подлежат некоторые расходы бюджетных и автономных учреждений.

Что подлежит казначейскому сопровождению?

Казначейское сопровождение денежных средств в 2017 году предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон № 415-ФЗ). Казначейское сопровождение осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (далее также - ТОФК). Оно предусмотрено для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями их предоставления (целевые средства).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 415-ФЗ, казначейскому сопровождению подлежат:
1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц и их дочерних обществ, а также вклады в их имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями указанных субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями указанных выше взносов (вкладов) с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
- авансовые платежи по указанным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров);
2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму более 100 млн рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках указанных государственных контрактов;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 100 млн рублей федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абз.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552 . Финансовое сопровождение применяют:

  • в по 275-ФЗ.
  • в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.

Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • Указывать в платежных и расчетных документах по закупке .

Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Открытие счета

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до-кументы- для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

Оплата работ

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до-говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.