Женщина танцевала с иконой николая чудотворца. Окаменевшая девушка. Видео: «стояние зои» - что это было

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние - явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние - событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему - губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но−атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях - видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, - но основная фабула везде примерно одинакова.

Далее - краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», - ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» - «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», - сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, - пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. - Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, - говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. - И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», - вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю - язык отсох.

А что отвечаете-то?

А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ - где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

Ну и как - верят вам паломники?

Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

А действительно, откуда?

Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет - врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… - Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. - Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли - пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

Люди бывают интересные, - продолжает Николай Трандин, муж Натальи. - Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

А вы тут ничего необычного не замечали?

Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.

Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

Прежний жилец, наркоман, насажал, - виновато развел руками Николай. - Ничем теперь не выведешь.

Госнаркоконтроль достает, что ли?

Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Легенда об окаменевшей девушке, застывшей в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько "удачно" эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.

Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (...)

От кризиса к легенде

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице. Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР). В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так. Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место. Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:

«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц. В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются. Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды. В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила. Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.

Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, - подобно застывшей «Зое». Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hidden transcripts ) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии. Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность. На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы. Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.

Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя

Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» - статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом - и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».

Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза). Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев. По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт. Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским - то есть враждебным церкви - судом.

«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».

Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии. Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» - умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии. В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои». Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:

Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.

Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения. Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника). Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.

фильм "Чудо", собравшего в России (по версии портала КиноПоиск) $50 656:

Другой источник ]]> http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ ]]> сообщает о возникновении легеды следующее:

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>

Случилась эта необычная мистическая история 31 декабря 1955 года в городе Самаре, который в то время назывался Куйбышевым. Есть даже конкретный адрес – улица Чкалова, дом 86. Впоследствии данное удивительное происшествие охарактеризовали как Стояние Зои. Но вот правда это или нет – по сей день неизвестно. Впрочем, давайте вначале ознакомимся с хронологией событий, а уж после этого попробуем сделать выводы.

Хронология событий

Происшествие случилось в доме, который принадлежал Клавдии Болонкиной – искренне верующей в Бога женщине. У неё был сын по имени Николай. Он решил пригласить друзей и подруг, чтобы вместе с ними отметить новогодний праздник. Перед приходом гостей мать ушла из дома к родственникам, чтобы не мешать молодёжи веселиться.

Среди приглашённых была Зоя Карнаухова. Она считалась девушкой Николая. Парень питал к ней нежные чувства, но разговоров о свадьбе пока не заводил. Во время веселья он большую часть времени находился возле Зои, а потом куда-то отлучился и оставил девушку одну. Та заскучала, а все вокруг начали танцевать.

Расстроившись, что ухажёра всё нет и нет, Зоя подошла к иконе Николая Чудотворца (Николай Угодник), висевшей в углу, сняла её, прижала к груди и воскликнула: «Раз моего любимого Николая нет, буду танцевать с Николаем Угодником». Гости оглянулись на возглас, начали отговаривать девушку совершать такой грех, но та никого не послушала. Она сказала: «Если Бог есть, то он меня накажет». После этих слов с прижатой к груди иконой Зоя начала кружить по комнате под звуки патефона.

Дальнейший ход событий, со слов очевидцев, выглядит невероятно и фантастически. Якобы раздался удар грома, сверкнула молния и погас свет. Кто-то зажёг свечу, и в её свете гости увидели, что Зоя застыла посреди комнаты с иконой в руках. Девушку попытались сдвинуть с места, но она как будто вросла в пол. Стояла неподвижная, холодная и белая, как мраморная статуя. Так началось Стояние Зои, которое продолжалось 128 дней и закончилось только в день Пасхи.

Однако в новогоднюю ночь об этом ещё никто ничего не знал. Гости вызвали врачей, но те ничем не смогли помочь. Попытались сделать укол, но игла просто сломалась. Попытались взять из рук застывшей девушки икону, но ничего не получилось. Впрочем, эскулапы заявили, что Зоя жива, так как её сердце едва слышно билось. Затем приехала милиция, выпроводила всех и поставила пост возле дома.

Как только очевидцы случившегося ушли, по городу тут же распространились слухи об удивительном чуде. Люди потянулись к дому на улице Чкалова, но наряд милиции никого ближе чем на 50 метров к месту происшествия не пускал. Позже местные власти перенесли автобусные маршруты как можно дальше от злополучного дома, чтобы любопытным сложно было до него добраться.

Дальнейший ход событий

Сейчас трудно сказать, кто спас бедную девушку. Достоверно известно лишь то, что вначале местные партийные власти не пускали служителей церкви на место происшествия. Однако народ волновался, по городу ползли разные слухи, и в дом с застывшей Зоей допустили иеромонаха Серафима. Тот отслужил молебен и вынул из рук девушки икону. После этого он сказал, что Стояние Зои закончится в день Пасхи. И действительно, в указанную дату кожа несчастной порозовела, бедняжка начала двигаться, дышать, а затем и заговорила.

Но есть ещё одна интересная версия. Якобы через милицейский кордон пытался пройти благообразный старик. Много дней подряд его не хотели пускать, но затем милиционеры сжалились и пропустили настырного просителя в дом. Тот подошёл к застывшей девушке и тихо спросил: «Устала стоять? Больше не будешь богохульствовать?» После этого он без труда вынул икону из рук Зои и растворился в воздухе. Сама же девушка после этого пришла в себя и ушла из дома самостоятельно. В народе прошёл слух, что стариком был никто иной как сам Николай Угодник.

Икона Николая Чудотворца (Николая Угодника)

Дальнейшая судьба Зои Карнауховой

До злополучного происшествия Зоя работала на трубном заводе. Но после того, как оцепенение спало, девушка не вернулась к нормальной жизни. Её положили в психиатрическую больницу. Там она прожила много лет и умерла в стенах этого заведения. По другой версии Зою выпустили из больницы, и служители церкви увезли её в Троице-Сергиев монастырь. Там женщина провела оставшиеся годы жизни в покаянии и молитвах.

Так было Стояние Зои или нет?

Об этом удивительном происшествии писали такие газеты как «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Из них следует, что данную историю выдумала владелица дома Клавдия Болонкина. Именно она рассказала, что в её доме танцевала молодёжь, а одна девица взяла в руки икону и начала танцевать с ней. После этого охальница окаменела.

Набожные старушки, услышав этот рассказ, передали его другим, и по городу поползли слухи. Народ пошёл к злополучному дому, и милиция выставила возле него пост. В результате таких действий слухи стали распространяться ещё активнее. Поняв свою ошибку, местные власти милицейский пост убрали, но слухи остались и переросли в целое повествование о Стоянии Зои. Но никакого чуда в доме на улице Чкалова не было, а жила там всего лишь набожная старуха.

Уже в начале XXI века были проверены городские архивы. Выяснилось, что в 84-м доме по улице Чкалова в самом деле проживала Клавдия Болонкина. А вот такие имена как Зоя Карнаухова и иеромонах Серафим в архивах найдены не были. Предполагается, что молодёжь действительно устраивала танцы с иконой. Кто-то из набожных людей увидел это и сказал, что за такой грех можно превратиться в соляной столб. Болонкина это услышала и заявила, что в её доме такое чудо и произошло.

Впоследствии какая-то женщина, фанатично поверившая в чудо, заявила, что она как раз и была той самой окаменевшей девушкой. Именно она и назвала себя Зоей Карнауховой, а чудо трансформировалось в Стояние Зои и превратилось в городскую легенду.

В то же время можно допустить, что изложенный выше случай является чистой правдой, так как слишком много людей говорило о нём в своё время. А вот создать легенду на пустом месте не так-то просто. Люди не так доверчивы, как кажется, и им всегда нужны доказательства .

Вот уже более 60 лет народ хранит память о необычайном происшествии, имевшим место в Куйбышеве (ныне Самаре). Оно именуется «Зоино стояние», слух о нем передается из уст в уста, иногда что-то добавляется или убавляется. Некоторые подробности этого чуда были придуманы, как выяснилось, но то, что окаменевшая девушка с иконой Николая Чудотворца действительно была , сомнений нет. Иначе почему о нем столько говорят даже спустя много лет?!

Википедияназывает это событиенародным преданием, городской легендой. Ничего конкретного в подтверждении существования девушки, которая когда-то застыла с иконой, статья не приводит. Но зато имеются сведения о книге, написанной священником Николаем Агафоновым «Стояние». Как утверждает автор, он долго собирал сведения и документы об истории, рассказывающей об окаменевшей девушке с иконой.

В начале этого века кинематограф вернулся к этой легенде. По ее мотивам было снято несколько фильмов.

Один из них – двадцатиминутный документальный фильм режиссера Дмитрия Одерусова. Он снял фильм глазами верующего православного человека. Благословение на съемки фильма дал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В нем были использованы свидетельства очевидцев и даже священника, мама которого работала в скорой помощи и приезжала к Зое по вызову.

Еще один фильмхудожественный, режиссера А.Прошкина, называется он «Чудо». В нем играют знаменитые актеры:

  • Сергей Маковецкий;
  • Константин Хабенский;
  • Полина Кутепова.

И третий телевизионный фильм «Зоя», снятый по пьесе А.Игнашева, в нем главную роль играла актриса из Самары.

Как это происходило

История про окаменевшую девушкус иконойпроизошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 1955 года на 1 января 1956 года. В доме 84 по улице Чкалова проживала семья Болонкиных, мать и юный сын. В этот праздник сын устроил вечеринку. Были приглашены друзья, среди которых находилась Зоя Карнаухова.

После застолья, где, конечно, был и алкоголь, молодые люди устроили танцы. Все быстро разошлись по парам, а Зоя сидела одна и скучала, потому что ее парень по имени Николай не пришел на вечеринку.

Вероятно, подвыпившая девушка решила развеяться и, достав образ святителя Николая, сказала: «Раз моего Николая нет, то я буду танцевать с иконой Николая Чудотворца!».

Тут даже многие выпившие друзья протрезвели и стали урезонивать ее, говоря, что это – страшный грех. На их предупреждения она смело возразила: «Если Бог существует, пусть он остановит меня!». Зоя стала танцевать с иконой, но не прошло и минуты, как раздался страшный гром, и блеснула молния.

Все испугались и когда зажгли свет, то увидели застывшую девушку с иконой Николая Чудотворца. Друзья сначала подумали, что она просто замерла от страха, стали ее трясти, шевелить, но вдруг поняли, что Зоя стала холодная и неподвижная, как камень. С криками ужаса выбежали парни и девушки из избы и разбежались кто куда.

Видимо, жильцы пытались расшевелить Зою, растолкать, но ничего не получалось. Тогда они вызвали скорую помощь. Врач, приехавшая по вызову, хотела сделать укол девушке, которая танцевала с иконой и замерла, но все попытки были безрезультатны.

Иглы гнулись, соприкоснувшись с ее телом, как будто их втыкали в камень. Фамилия женщины-врача Калашникова, ее сын, ставший священником, поведал потом всем эту историю.

Он рассказал, что мама приехала на рассвете сильно возбужденная. Она прокричала: «Вы тут спите, а там такое творится!». И рассказала историю о девушке с иконой, которая с ней произошла.Хотя врач и дала расписку о неразглашении, но удержаться не смогла.

Также бесполезно пытались сдвинуть Зою с места, чтобы уложить ее на кровать. Она словно приросла к полу! Пытались даже вырубить топором доски вместе с ней, пока из пола не хлынула кровь. Святой образ из рук окаменевшей девушкитоже никто не мог вырвать. Ее мама, говорят, была верующим человеком и отговаривала дочь от вечеринки в рождественский пост, но Зоя не послушалась.

Важно! Пост, как известно, время покаяния, молитвы и воздержания во всех смыслах. Это касается не только еды, но и развлечений. Поэтому церковь всегда предупреждает людей о том, что новогодний праздник, приходящийся под конец рождественского поста, не следует проводить в пьяных застольях, танцах и т.д.

Когда сказали матери о том, что ее дочьокаменела с иконой, она прибежала и, увидев Зою, упала в обморок. Ее увезли в больницу, а после того как ее выписали, мать постоянно стала молиться за дочь.

Молва быстро разнеслась по городу, и к утру уже множество людей спешили попасть в этот дом, где стояла застывшая девушка с иконой. Тогда жителям пришлось вызвать милицию, которая сдерживала огромную толпу на улице. В дом никого не впускали, хотя желающих было сотни, иногда даже тысячи в течение дня.

Важно! Когда отмечают по церковному православному календарю

Говорят, что милиционер, который охранял ее, слышал ночью, как она страшно кричала: «Мама, молись! Мы все погибаем в грехах!».

Одна жительница Самары рассказывает, что подходила к этому милиционеру и спрашивала: «Что там случилось?». Он ответил, что ему не велено разглашать. Но когда 26-летний парень снял милицейскую фуражку, женщина увидела, что его волосы стали седыми. Такое редко случается просто так с молодыми людьми – только от сильного стресса.

Услышав про чудо девушки с иконой, в этот дом приезжал архиерей. Его впустили, но он не смог вынуть икону из рук, так и уехал.

Полезное видео: документальный фильм об окаменевшей Зое

Реакция властей

Представители Советской власти весьма остро отреагировали на это чудо, почувствовав, видимо, некую угрозу для себя. Ведь множество людей после этого поспешили в единственную открытую церковь, принимали таинства крещения, исповедовались, причащались. Случилось даже так, что все крестики в храме были раскуплены. Конечно, это не могло понравиться существующим властям.

Вскоре появилась статья в газете «Московский комсомолец», разоблачающая «обман и пустые слухи». Редакция газеты, однако, не опровергала наличие в доме девушки, которая окаменела с иконой, но называла это событие «позором для коммунистов». В чем состоял позор, подробно не раскрывалось.

Однажды из райкома позвонили настоятелю местного храма с приказом объявить на проповеди с амвона, что никакого чуда в доме по улице Чкалова не было и нет.

Тогда мудрый батюшка ответил: «А вы меня впустите в дом, я посмотрю, что там ничего нет, тогда и скажу народу. Я людям врать не имею права». На это власти ответили, что подумают и вынесут свое решение. Через какое-то время священнику перезвонили и сказали, что в дом его не впустят и ничего объявлять с амвона не надо.

По некоторым сведениям, всех, кто был на той роковой вечеринке, лишили свободы на несколько лет.

Существует версия, что некий иерей Димитрий приходил в дом, служил молебен и смог вынуть икону из рук окаменевшей девушки.

Потом он принял монашество с именем Серафим, и его тоже посадили на некоторый срок. Освободившись, он служил в отдаленном приходе. Икону Николая Чудотворца, с которой стояла окаменевшая девушка, он поместил в алтарь в своем храме.

Полезное видео: фильм «Стояние зои»

Таинственный старичок

Пока власти вели горячую борьбу с людскими суевериями про окаменевшую девушку, Зоя продолжала стоять. И длилось это не неделю, не месяц, а почти полгода.

Некоторые врачи и даже некий профессор обследовали тело, установив биение сердца. Но ничего конкретного они сказать не смогли. Вначале была версия, что это обыкновенный столбняк. Однако при таком заболевании обычно лежат, а не стоят в течение такого долгого времени. Больных столбняком можно переносить с места на место, а в этом случае тело Зои невозможно было оторвать от пола.

Кроме того, никакой человеческий организм не выдержит отсутствие пищи и воды в течение нескольких месяцев. Так, не разобравшись толком в этом феномене, доктора прикрыли расследование о девушке с иконой.

И вот однажды к дому, где Зоя застыла с иконой, подошел один благообразный старичок. Он очень просил впустить его внутрь, но милиция отказала ему. По слухам он приходил на следующий день, но опять последовал отказ.

На третий день дедушка смог каким-то образом пробраться в дом. Опомнившись, служители порядка ринулись за ним, но в помещении никого не нашли, кроме Зои. Они стали искать его везде, но тот словно сквозь землю провалился. И тут, по преданию, когда милиционеры взглянули на девушку, она глазами показала в красный угол, где стояли образа. И они поняли, что старичок ушел именно туда.

Так и появились слухи о том, что каменную Зою с иконой навестил сам Николай Чудотворец. Предполагается, что он это сделал с целью прощения девушки. По некоторым сведениям, слышно было, как старичок при входе сказал: «Устала стоять, милая?»

Важно! Святитель Николай, служивший в 4 веке нашей эры архиепископом в городе Миры в Ликии, являл много чудес в течение своей жизни и после ухода в мир иной.

Его отличают такие душевные качества, как:

  • доброта;
  • снисхождение к бедным людям;
  • простота;
  • отзывчивость.

С тех пор тело Зои стало обмякать, и вскоре девушка, которая застыла на 128 дней, очнулась и слегла. Знаменательно, что прощение и освобождение Зои произошло на Пасху. По некоторым слухам она, покаявшись в своем страшном грехе и причастившись, преставилась на 3-й день после светлого праздника.

По другим слухам Зою положили в больницу (возможно, в психиатрическую), а после она затворилась в монастыре до конца своих дней.

Так или иначе, люди верят в то, что было явление святого в этом доме. И шесть лет назад напротив него был воздвигнут памятник Святителю Николаю в знак этого чудесного события. В доме том жили потом обычные люди, а в 2014 году он подвергся пожару. Некоторые говорят, что это был поджог.

Полезное видео: показания свидетелей засекреченного чуда

Вывод

До сих пор люди хранят память об этом происшествии, которое явилось в те тяжелые времена серьезным подкреплением веры православных. Может быть, оно было неслучайно: Зоя, танцевавшаяс иконой св. Николая, превратилась в каменный столб подобно жене Лотовой, которая тоже была наказана за неверие. Скорее всего, это чудо было дано для прозрения и пробуждения советских людей.

Вконтакте