Звуки гласные и согласные слог ударение. Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные. Йотированные гласные звуки
Повторение
Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.
Рис. 1 .Кроссворд
- Звуки я слышу, а буквы буду?...
- Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
- Звуки, которые образуют слог.
- Значки для записи звуков.
- Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
- Наименьшая произносительная единица.
- Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.
Проверим себя.
Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом
В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.
Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.
Рис. 3 ()
Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.
Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos - правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.
Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».
Произношение безударных гласных
Понаблюдаем за словами:
грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?
вода, трава - слышу А, что писать? А или О?
мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.
В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят - найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.
Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.
Проверка безударного гласного
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.
У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.
Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.
Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?
1 шаг: Произнести проверяемое слово.
Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Если есть - какие они?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.
Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки - сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.
Рис. 11. Журавль ()
Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?
Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.
Рис. 17. Орфографический словарь ()
Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.
Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
- Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха - какая шапка? (м.ховая - Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая - А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная - Е) .
- Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва - слово - О, зв.зда - звезды - Е, ш.ры - шар - А, б.льной - боль - О, ц.почка - цепь - Е.)
- * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.
Урок 15.
Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные звуки
( С. 32-33 букваря)
Цель: учить наблюдать за звуками речи, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха, познакомить с ударением, научить определять ударный слог.
Ход урока
1.Орг момент
2.Повторение пройденного
- Как учёный расскажи всё, что к этому моменту известно тебе о звуках речи.
« Все сло ва в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные
(На доске картинки, надо нарисовать схемы к словам, нарисованным на этих картинках)- дать характеристику звукам.
3. Работа над темой урока
Рассказ учителя: «Приехал мальчик к бабушке в деревню. Раньше он у нее не был. Стала бабушка водить внука по дому, все показывать. И вот она останавливается перед фотографиями на стене и, хитро улыбаясь, спрашивает: «А эту девочку узнаёшь?» Смотрит мальчик на портрет: что-то зна комое ec ть в лице... Да это мама! Но сам себе не верит и с удивленном спрашивает бабушку: ...» Пусть ребята произнесут вопрос Это мама?
На доске записать слово мама слоговыми дугами; обсудите, чем
похожи слоги. (В них входят одни и те же звуки.) Ниже обозначить звуки каждого слога и ещё раз дугами покажите слоги.
Попросите вновь задать за мальчика его вопрос и понаблюдать:
одинаково ли произносятся слоги
? Если надо, предложение
Это мама?»,
удивляясь, 2-3 раза произнесите хором.
Вывод
: один слог, первый, выделяется больше, он произносится сильнее:
слог, который произносится с большей силой голоса, учёные назвали
ударным
,
а само
усиление голоса -
ударением
.
Учёные придумали и специальный
значок. которым можно показывать ударение в слове и тем самым
отмечать ударный слог (предъявляете знак ударения).
- Что за знак я написала? Что им обозначают? (Возможен хоровой ответ: это знак ударения, им обозначают ударный слог).
Воспользуемся новым значком и отметим ударный слог в слов е мама. Но над «домиком» какого звука, гласного или согласного, вы поставите значок?
Какой звук произносится с большой силой - гласный или согласный? Вывод очевиден: выделяется гласный звук, а значит, знак ударения надо с тавить над «домиком» гласного звука. Ребята добавляют в звуковую схему знак ударения.
Что вы отменили в слове? (Ударный слог.) Над «домиком» как ого звука поставили значок? (Гласного.) Догадайтесь, как можно н азвать гласный звук ударного слога. (Ударный гласный.) Какое же открытие мы сделали: что в слове бывает ударным ? (И слог, и гласн ый звук.)
Обобщение: ударный слог - это тот слог, в котором находится ударный гласный звук.
А теперь подумайте: как бы вы назвали слоги и гласные звуки, на которые не падает ударение?
Вероятнее всего, будет дано название неударные. Похвалив а догадку, предложите с помощью читающих учеников найти более точное слово в заголовке на с. 32 букваря (безударные). Все новые термины ещё раз хором проговариваются. После чего вводится знак для безударных гласных (точка под значком ), схема слова мама завершается и сверяется со схемой под картинкой учебнике.
4.Закрепление изученного .
Важный шаг в работе - уточнение способа выявления ударого слога .
Мальчик, сам того не зная, помог услышать ударение в слове; уточните, как он произнёс слово мама . (С удивлением.) Предложите в дальнейшей работе проверить способ нахождения ударного слога - с удивлением спросить.
Работа на с 32 по плану:
Назвать нарисованные предметы
Сравнить представленные схемы, найти сходство и различие
Соотнести схемы со словами
Обратите внимание ребят на подсказку в голубой рамке. За ней (не только на данной странице, но и в дальнейшем) скрывается вопрос: Это... (парта, доска, ранец, пенал)?
Помните : скандируя или с удивлением спрашивая, безударные слоги следует произносить орфоэпически правильно, но при этом не выделять, изолированно не называть безударные гласные звуки. Достаточно говорить: первый (второй) слог (гласный звук) -безударный. Особенно важно соблюдать это условие в тех случаях, когда произношение и написание расходятся: [пинал], [даска] и др.
Работая с сериями рисунков на с. 33, ребята должны сами указывать ударные и безударные гласные звуки и обозначать слоги . При этом Вы объясните, что, если в слове один слог (вторая группа картинок), знак ударения можно не ставить, он лишний, так как безударного слога нет. Но постановка знака - не ошибка.
Работа с последней подборкой рисунков будет почти такой же. Отличие лишь в том, что потребуется отметить безударные глас ные, а кроме того, одно слово {волк) останется без схемы. Важным является не только нахождение лишней картинки, но и объяснение решения.
5. Итог урока , обсудите, помог ли способ «с удивле нием спросить» научиться находить ударные слоги в словах. Посо ветуйте рассказать об этом способе дома.
Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.
Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».
Произношение безударных гласных
Понаблюдаем за словами:
грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?
вода, трава - слышу А, что писать? А или О?
мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.
В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.
Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.
Проверка безударного гласного
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.
У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.
Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.
Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?
1 шаг: Произнести проверяемое слово.
Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Если есть - какие они?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.
Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.
Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Или проверяем по орфографическому словарю.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Фонетика. Гласные и согласные звуки.
Славяно-русского, бурлящего, живого.
Что истекает из старинного ручья,
Ту прелесть, чистоту родного слова,
И дай же Бог нам уберечь
Великий русский наш язык
Чтобы красотами своими
Сердца и души всех людей,
И чистотой своей ты радуй
Звучи, звучи, родная речь,
Про фонетику
Звучи, родная речь
В этой главе пойдет речь о науке фонетике, о гласных и согласных звуках, о русском алфавите.
Навеки был велик и славен!
Фонетика (от греч. phoneticos -звуковой) – раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, ударение, особенности деления слов на слоги.
Звуки речи – это наименьшие неделимые единицы языка, из которых состоят слова. Все звуки делятся на гласные и согласные.
Транскрипция – графическое изображение звучащего слова. Записывается в квадратных скобках. Пример: платье [плат ’ j ’ э].
Слог – это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Чтобы осознанно, а не просто механически определить слоги в слове, нужно его протяжно произнести, «услышать» слово. Слоги делятся на:
Запомни! Деление на слоги часто не совпадает с переносом слов.
Ударение – произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.
Ударение в русском языке:
А) разноместное (в разных словах падает на разные слоги): ми΄лый, кольцо΄, колеси΄ть, консервато΄рия ;
Б) подвижное (в однокоренных словах может стоять на разных слогах): сло΄во - слова΄, пра΄вить – прави΄тель, за΄мок – замо΄к ;
В) иногда вариативное, двоякое : тво΄рог – творо΄г, пё΄стро – пестро΄ ;
Г) некоторые слова имеют добавочное ударение (с иноязычными приставками, из других языков): све΄рхдержа΄ва, архи΄епи΄скоп, де΄зинформа΄ция, инте΄рпре΄тация ;
Д) слова могут быть безударными (несколько слов произносятся как одно слово): по ле΄су, до д΄ому, бе΄з году неделя .
Гласный звук – это такой звук, при произнесении которого воздух свободно проходит через полость рта, не встречая преград. Всего в русском языке 6 гласных звуков:
[а], [о], [у], [э], [и], [ы].
В русском языке чаще всего один слог в слове ударный , остальные - безударные : про΄мысел, звони΄т. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Пишем и читаем мы всегда по слогам. Чтобы правильно разделить слово на слоги, нужно произнести его протяжно (представьте, что вы просите помощи в лесу). Деление слова для переноса часто не совпадает с делением на слоги, и это нормально: произносим ло-жка, переносим: лож-ка .
Буква и звук не всегда могут совпадать: вода [вада].
Запомни! В словах купе, свитер, отель произносится твердый согласный: ку[п ’ э], сви[т ’ э]р, о[т ’ э]ль.
Внимание! Если вы сомневаетесь в правильной постановке ударения, то обращайтесь к орфоэпическому словарю, который желательно взять в библиотеке или купить.
Буквы е, ё, ю, я.
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.