Чему не учат в школе психология 21. Чему не учат в школе, проблема современного образования. Социальные навыки и умение уважать других

Полное отсутствие практических знаний – главная проблема современного образования в нашей стране. Заканчивая школу, мы вступаем во взрослую жизнь, абсолютно ничего не зная о ней.

Нас учат лишь поверхностно, никогда не говоря, как будет на самом деле. Нас учат как правильно поступать и как не стоит, но нас не учат самому главному – тому, что нужно жить и думать, что будет завтра, думать о том, что нам на самом деле нужно.
Все это выливается в проблемы, с которыми так часто сталкиваются молодые люди.

Начнем с проблемы финансовой безграмотности.
Нам говорят, что после окончания школы мы идем в университет, затем на работу. Но никто не учит нас тому, что нужно стараться начинать зарабатывать деньги как можно раньше. В школе нам рассказали, что есть экономика, но не объяснили, как она работает.
Когда начинается взрослая жизнь и мы сталкиваемся с проблемой самостоятельного заработка и планирования своего бюджета, нам приходится самим разбираться, как правильно зарабатывать и тратить деньги, как платить налоги и как не влезть в бесконечные кредиты.
Финансовая безграмотность ведет к множеству последствий, например, долги по кредитам или неспособность откладывать деньги.

Вторая проблема – это психология отношений.
В школе мы научились сливаться с толпой, чтобы учителя нас не заметили и не спросили. Мы также научились подстраиваться под сверстников, чтобы не стать предметом насмешек. На этом, к сожалению, наши навыки социализации заканчиваются.
Нас не научили самому главному – выходить из конфликтов, грамотно отстаивать свою позицию. Откуда нам знать про защиту собственного мнения, если мы ежедневно слышали, что «автор имел в виду совсем не то»?
Учителя также не воспитали в нас лояльное отношение к чужому мнению, а неприятие и неуважение отличного от вашего мнения зачастую ведет к конфликту.

Следующая проблема – это проблема принятия и понимания себя.
Мы часто стесняемся своей внешности, своих мыслей и своих чувств. Нам страшно показаться другими, самовыразиться. Учителя говорят, что нужно вырасти «целостной личностью», но не объясняют, что это значит и как этой самой личностью стать.
У всех школьников на определенном этапе возникает вопрос «кем быть?». Иногда ответ на этот вопрос никак не приходит, поэтому мы обращаемся с ним к родителям или старшим друзьям. Из-за отсутствия профориентации во многих школах, некоторые подростки, послушав старших, выбирают себе совершенно неподходящие профессии.
Помимо всего, нас совершенно не научили учиться самостоятельно. Существует строгая школьная программа, в которой прописывается определенное количество часов русского языка и математики на ученика, не больше, не меньше. Нам говорят, что учить и что читать, школьники вынуждены учить учебники наизусть, ведь это все будет на экзамене. Вот только про самый важный навык – самообучение – не рассказывают абсолютно ничего. Нужно научиться учиться, анализировать новую информацию и наблюдать за тем, что происходит вокруг.

Еще один важный навык, который мы не приобретаем в школе – это ответственность . Мы обещаем принести домашнюю работу попозже, а оценки исправить ближе к концу четверти. Само собой, этого не происходит и остается лишь слезно выпрашивать оценку у учителя. В школе этот трюк проходит, а вот в институте или на работе – нет. Чувство ответственности, к сожалению, вырабатывается только после нескольких просроченных дедлайнов. Необходимо усвоить элементарные правила тайм-менеджмента, а также понять, что ответственность за себя несете только вы сами.
Для того, чтобы чувствовать себя увереннее и лучше, необходимо понять, что все исключительно в наших руках. Нужно приложить немного усилий, и мы получим недостающие умения и навыки. А они, в свою очередь, сделают нашу жизнь комфортнее.

Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним.

Но даже родителям тут даст очень много очков вперед школа, которая уже сегодня готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует.

За десять лет исчезнут 15% ныне существующих профессий

Вы просто отдайте себе отчет, что, по прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.

Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Все помнят, когда у вас появился первый личный компьютер? А первый мобильный телефон? Есть кто-то, кто уже ездил на электромобиле? Я вас уверяю, что если задам этот вопрос через 2 года, то уже будет несколько рук.

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему часто действия многих остросюжетных сериалов происходят не в современном мире, а хотя бы в 80-е годы? Просто сейчас какая-то ностальгическая нотка популярна.

Но если мы представим себе, что у героев есть мобильные телефоны, задача остросюжетности усложняется на порядок. Режиссеры просто переносят действие в те времена, когда нет мобильных телефонов. И сразу куча движухи: этот потерялся, этот ищет его, этот не знает, где он, этот не сказал, этот не понял. А что делать сейчас, если у всех мобильники?

Нужно придумать какую-то искусственную ситуацию, что, например, герой попал в какую-то зону, где нет сигнала или его заглушили инопланетяне. Это не просто какая-то техническая штучка – она меняет нашу жизнь, наши отношения, например, с детьми, которые выросли в сфере контроля над ними. Раньше ваши родители знали, что вы делаете целый день? Нет.

А сейчас кто из вас готов смириться с тем, что вы до вечера не будете знать, где находится ваш ребенок, что он делает, надел ли шапочку, покушал ли?

Мамочка пишет в WhatsApp: «Ты шапочку надел?» Он отвечает: «Надел». Она снова пишет: «Сделай селфи и скинь».

А некоторые мамочки так в лоб не пишут, они просят ребенка сфотографироваться с котиком, чтобы убедиться, что все в порядке. Дети тоже как-то приноравливаются к этой ситуации.

Дети во многом разбираются лучше взрослых

Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает наш ребенок.

Некоторые спрашивают психологов: «С какого возраста можно разрешить ребенку завести страницу в соцсетях?» Ребята, он у вас забыл спросить! Он за минуту заведет и зайдет на перемене с телефона одноклассника, везде зайдет, куда захочет, а вы даже не будете знать.

Да и вообще ребенок в этом разбирается лучше вас.

Это тоже очень интересное новое изменение – у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.

И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, они не знают, что будет дальше. Не случайно сейчас так популярны футурологи, которые пытаются понять, что же будет дальше. Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия будущему, о котором мы не знаем.

Мне кажется, это особенность нашего времени: с одной стороны, мы понимаем, что не можем предугадать будущее, с другой стороны, мы переживаем. Но переживать из-за будущего невозможно, потому что невозможно переживать из-за того, что не знаешь! Как можно нервничать и говорить ребенку, чтобы он готовился к тому, чего не знает?

Поэтому мы переживаем из-за того, из-за чего можно переживать. Как он сдаст ЕГЭ, усваивает ли те 95% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое. Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс, а сверху надстроен умный кортикальный мозг, который не любит когнитивного диссонанса, когда мы беспокоимся непонятно – мозг этого не любит, он немедленно начинает думать: раз человек беспокоится, значит, должна быть какая-то причина, и начинает эту причину подверстывать. Как троечник задачку под ответ подгоняет.

Есть много возможностей доверстать свое образование

Я сейчас очень много общаюсь с людьми из России, которые переехали в Европу с детьми и ходят в местные школы. Обе стороны обалдевают друг от друга.

Говорят, швейцарское министерство образования проводит специальное совещание, где обсуждает, что делать с русскими мамами. Им дали название «мама-вертолет». Это мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребенком и следит за ним, беспокоится.

При этом моя молодая коллега, которая уехала в Швейцарию несколько лет назад, говорит, что там вообще другое отношение к образованию: сразу после школы в университеты идут либо ярко выраженные ботаники, которые будут заниматься исследованиями, либо дети богатеньких родителей, у которых это вариант продления детства.

Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру. Побывать в качестве ассистентов и помощников в разных сферах, потом идут в какой-то бакалавриат. После его окончания год или несколько лет работают, а потом идут в магистратуру, иногда по другой специальности.

И это модель, к которой мы будем двигаться. Но мы держимся упорно: если детка не поступила после школы в университет – жизнь не удалась, я плохая мать, вообще все ужасно, катастрофа. Понятно, тут есть прагматичные соображения, и об этом можно поговорить с ребенком: например, сказать мальчику: «Тебе бы лучше поступить сразу, потому что в армию если попадают, то все равно сильно лучше в 22 года, чем в 18». Но мы же не так говорим, мы же говорим: «Не поступишь, кошмар, конец света, дворником будешь!» Иногда на это смотришь и диву даешься.

Прогнозы сейчас говорят о том, что дети, рожденные в новом веке, после 2000 года, с большой вероятностью будут жить 100-120 лет, если ничего не случится катастрофического. А вы им выносите мозг из-за контрольной по химии.

Иногда просто, может, поговорить с ребенком о том, что ему жить 120 лет, чтобы он не планировал прыгнуть с крыши из-за плохого экзамена или несчастной любви? Может, поговорить с ним о том, что впереди у него еще долгая жизнь, и все это еще 10 раз изменится, и, если он захочет выучить химию (вдруг она ему понадобится), это возможно.

Посмотрите, какое сейчас огромное количество возможностей доверстать свое образование, если в свое время вы его не получили. Моей знакомой из Швейцарии 34 года, здесь она получила юридическое образование, но не хочет работать юристом, хочет теперь быть психологом. Говорит, что в группе своей на бакалавриате, то есть для нас это первый курс, она по возрасту средняя – примерно полгруппы младше ее, полгруппы старше, вплоть до 60-70-летних людей.

Почему нет? Может быть, люди не имели возможности получить образование или еще не понимали, что это их специальность. Сейчас они хотят и могут. Вот это модель будущего. Какая разница, на что ребенок написал контрольную по итогам третьей четверти. Это все в этом масштабе часто бывает совершенно неважно. А что важно?

А мы пытаемся прививать детям взгляды наших родителей

Как много внимания мы уделяем иностранным языкам. Действительно, в современном мире без английского никуда. Плохое знание языка нашу науку очень сильно тормозит, потому что у нас среднестатистический соискатель кандидатской степени, особенно в естественных науках, иногда не может прочитать современные статьи.

Но, судя по всему, нас отделяет пять, максимум десять лет от очень хорошо работающего синхронного google-переводчика, после чего все эти часы и годы, потраченные на английский язык, будут просто не нужны. Да, google-переводчик не позволит вам никогда читать Шекспира в подлиннике, наслаждаясь, но не наслаждаясь позволит. Но кто-то все равно будет читать в подлиннике.

Экзотические хобби у людей всегда останутся. Через 15-20 лет экзотическим хобби станет умение водить автомобиль, так же как сейчас кому-то по приколу и он на лошадке умеет кататься. Люди ищут специальные места, где этому учат и берут за это деньги немаленькие, и катаются для удовольствия. А когда-то было ненормально, чтобы люди не умели скакать на лошади.

Это было невозможно, это был серьезный такой провал в подготовке, в социализации. Это все меняется, и по большому счету мы не можем даже предсказать, куда и что рулит.

Давайте сейчас подумаем, чем мы занимаемся в этой ситуации. Мы занимаемся тем, что по-прежнему переживаем за детей и пытаемся прививать им те же взгляды, те же представления о том, что правильно, что лучше, что хуже, какие были у наших родителей, у наших предков.

Когда у вас слишком крутая лестница, вы инстинктивно хватаетесь за перила. Когда происходит слишком быстрый темп изменений, люди инстинктивно хватаются за ностальгию и думают: «Вот как хорошо было раньше». Слышали ностальгические: «Вот раньше в советской школе хорошо учили», «А вот раньше там дети слушались родителей», «А вот раньше дети уважали», «А вот раньше дети книжки читали»? Психологически это очень понятно.

Другой вопрос: ты ностальгируй – не ностальгируй, а линия времени находится в одном направлении. Конечно, может быть, у нас случится всемирная религиозная фундаментальная революция и мы опять все будем ходить в паранджах или в чем там получится, или случится ядерная война, и мы будем снова силками ловить кроликов двухголовых и разжигать от солнца костер, но это уже совсем форс-мажор, который мы тоже не можем рассчитать и предполагать.

Возможно, имеет смысл учить детей разжигать костер от солнца. Но мы все-таки надеемся на лучший вариант, что у всех хватит мозгов до такого не довести.

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?

О плюсах и минусах белорусского среднего образования нам рассказали гродненцы - родители, педагоги и репетиторы.

Больше внимания бумажкам, чем детям

Учительница Ольга Букатая пришла работать в школу после института. В первый же год создала и внедрила экспериментальную программу. Но со временем почувствовала, что заполнению «бумажек» приходится уделять больше внимания, чем детям.

Вторая сложность в школе, по мнению Ольги, неуважение к ученикам.

Руководство школы обращается с детьми, как с марионетками, - поясняет она. - Я поняла, что не хочу работать в такой системе.

Ольга ушла и вместе с единомышленниками создала детскую образовательную студию. Они мечтают открыть в Гродно частную школу.

По мнению психолога Светланы Кутаковой , нужно развивать эмоциональный интеллект школьников. А изменения в программах, которые практически упразднили эстетическое образование, отбросили школу в «каменный век».


Еще один вопрос, которому стоило бы уделить больше внимания, - физическое развитие и культура тела.

Учимся дома. Если разрешат

У Светланы шестеро детей. Трое из них - школьники: 8-й, 5-й и 3-й классы. Одними из первых в Гродно стали учиться по индивидуальному плану. Такая возможность предусмотрена Кодексом об образовании: дети не ходят в школу каждый день, а занимаются дома самостоятельно. Раз в четверть они выполняют контрольные задания.

Главный вопрос, который вызывал опасения у школьных педагогов - социализация детей. Но это, считает Светлана, совершенно не проблема:

В семье самая сложная, нужная и значимая социальная нагрузка. Здесь дети учатся договариваться, выстраивать и сохранять отношения.

С учебной программой ее дети справляются. Правда, педагоги присматриваются к ним более внимательно.

Сначала очень переживала за оценки, - признается Светлана. - Но потом подумала: в школе тоже по-разному: у одного четверка, у другого десятка.

Все больше родителей хотели бы выбрать для детей обучение по индивидуальному плану. Но получается не у всех. Дочери Натальи после двух лет на индивидуальном плане не разрешили продолжить учебу.

По словам директора, причиной стал анонимный звонок о «ненадлежащих» условиях проживания и воспитания ребенка. Начались проверки, вопросы, семью собирались поставить на учет как находящуюся в социально опасном положении.

Мы вынуждены были прописать дочь в Минске у бабушки, где разрешили учиться так, как мы просили. Теперь раз в четверть возим в столицу сдавать контрольные, - рассказывает Наталья.

Ее дочь окончила 3-й класс. На учебу тратит примерно час в день и за это время успевает выполнять все нужные задания. В свободное время ходит в музыкальную школу, занимается танцевальной акробатикой, английским и увлекается ткачеством.

По мнению Натальи, жесткое сопротивление системы образования желанию родителей не оправдано, а вызвано, скорее, страхом нового и опасением потерять контроль над ситуацией.

Кому, как не родителям, лучше знать, что нужно ребенку? Нам говорят, что за детей отвечает школа. Но ведь родители несут за них ответственность и при смене школы, и по ее окончанию. А нас лишают законного права выбора, - считает Наталья, сама педагог в третьем поколении.

Школа рассчитывает на репетиторов

Татьяна Соловьева - преподаватель английского, а сейчас занимается репетиторством. Работает с детьми из разных школ Гродно. При одинаковых программах уровень подготовки у них очень отличается.

При этом не всегда успех ученика зависит от учителя. У детей может быть разная степень мотивации и способностей, - подчеркивает Татьяна.

И тогда мне просто жаль своей работы. При таком запросе надо учить распознавать подвохи в заданиях. А после ЦТ с этим багажом куда? - сокрушается Татьяна.

Учат вписываться в систему

Тестирование, пришедшее на смену экзаменам, сильно изменило всю систему обучения и критерии его качества:

Сформулировать самостоятельно свою точку зрения многим трудно: проблема с самовыражением. Этому перестали учить, а тесты лишь вписывают в систему норм.

Павел Соловьев говорит, что и учебники стали менее понятными:

Как-то сын не мог разобраться с темой по физике. Скачал ему из интернета старый советский учебник для техникумов. Он прочел и с первого раза все понял.

Татьяна и Павел в свое время окончили школу с медалью.

Нам прививали навыки аналитического мышления, отбора и сортировки информации - это очень нужные вещи. Уроки вели даже университетские преподаватели. Сейчас такого уже почти нигде нет, - рассказывает Татьяна.

В любой системе все решают люди. А сейчас, считают Соловьевы, учитель поставлен в незаслуженно низкое социальное положение.

Платить можно было бы и больше

Сельская школа от городской очень сильно отличается, считает один из самых молодых директоров школ в Гродненском районе .


Ему 29, и он уже третий год руководит школой в Озерах. 78% прошлогодних выпускников поступили в вузы.

Кадровый состав очень сильный, текучки нет. По химии в Озерах готовят так, что каждый год школьники занимают призовые места на республиканских олимпиадах. По мнению Сергея, школьная программа дает возможность педагогам подходить к работе творчески.

У каждого есть полет фантазии, который нельзя ограничивать. Если все загнать в жесткие рамки, то творчество просто уйдет.

Из изменений в системе школьного образования директор отмечает, что в разы повысилась степень ответственности учителей.

Мы отвечаем за жизнь и здоровье детей почти круглосуточно, на нас даже функция контроля за семьей… Практически образование отвечает за все, - заключает Сергей.

Но в таком случае и платить за высокую ответственность надо бы больше, считает директор. Кстати, уже со следующего года на каждого ребенка школа получит 2600 рублей в год и должна будет оплачивать из этого бюджета все свои расходы, от зарплаты до коммуналки. Сэкономленное или дополнительно заработанное останется в распоряжении школы.

Впервые директора школ станут хозяйственниками. Мы должны будем учиться экономить, считать деньги и сами зарабатывать, - говорит Сергей.

Что из этого выйдет - посмотрим…

5 школьных неумений

1. Мало внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта.

2. Недостает возможностей для учебы детей по индивидуальным планам.

3. ЦТ учит пониманию системы норм, но ограничивает самовыражение.

4. Недоверие к возможностям детей и семьи контролировать ситуацию.

5. Перегрузка учителей «допзаданиями» тормозит их профразвитие.