Руслан Байсаров: биография без звездной мишуры. Руслан Байсаров: путь становления успешного предпринимателя Семья - залог успеха

Руслан Байсаров родился в селе Пригородное, Чечня, в многодетной семье. В 1985 году, закончив школу, поступил в Московский инженерно-строительный институт. В период с 1986 по 1988 годы проходил срочную службу в армии, после которой перевелся в Грозненский нефтяной институт имени академика Миллионщикова, который закончил в 1996 году. В 2001 году получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова, а в 2018-м – степень кандидата технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".

ПО ТЕМЕ

Первые проекты и работа в нефтяных компаниях

Из-за того, что семья Байсаровых была не очень обеспеченной, начал думать о заработках с раннего детства. Первые серьезные деньги получил, будучи студентом Московского инженерно-строительного института и продавая компьютеры.

Однако его первым серьезным бизнес-проектом может считаться салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в столице. Там же появились:

    один из первых в стране японских ресторанов,

    ночной клуб

    внешняя парковка.

В конце 1990х годов Байсаров занялся нефтяным бизнесом. Его розничная компания "Инфант" перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Клиентами компании Байсарова были не только две тысячи заправок в России, но и различные бюджетные организации и государственные структуры.

В это же время он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации. В структуру входили более 50 различных организаций, которые в совокупности контролировали 75% объема продаж на топливном рынке столицы.

    С 2001 по 2004 годы Байсаров занимал должность вице-президента ОАО "Московская нефтяная компания".

    С 2004 по 2005 годы он продолжил карьеру в ОАО "Центральная топливная компания".

    Кроме того, в 2005 году занимал пост председателя совета директоров ЗАО "МНК-АВТОКАРД".

    В том же году Байсаров стал вице-президентом ОАО "Московская Нефтегазовая компания". В 2007 году он – первый вице-президент компании.

В 2008 году приобрел права на часть активов нефтяной компании Sibir Energy. Этот пакет он продал "Газпром нефти" за 740 миллионов долларов.

С 2010 по 2011 годы занимал пост первого вице-президента ОАО "Центральная топливная компания", после чего в качестве генерального директора возглавил ЗАО "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация" (ТЭПК).

Основание ТЭПК и строительство первой в Туве железной дороги

В 2013 году ТЭПК получила лицензию на разработку Элегестского месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне. Это крупнейшее месторождение России с запасами в 855 миллионов тонн.

В том же году ТЭПК начала сотрудничать с Русским географическим обществом. Была достигнута договоренность на проведение раскопок на месте строительства железной дороги. По данным археологов, там могли находиться ценные исторические артефакты. Чтобы их сохранить, компания Байсарова стала партнером археолого-географической экспедиции с более чем 700 участниками.

Для реализации правительственного распоряжения в мае прошлого года АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" и государство в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта заключили концессионный договор о создании и использовании объектов железнодорожной инфраструктуры перспективной линии Элегест-Кызыл-Курагино – первой железной дороге в Тыве, которая свяжет республику с Красноярским краем.

В апреле 2019 года "ТЭПК "Кызыл-Курагино" подписало договор с "РЖД". Стороны договорились, что железнодорожный перевозчик станет генподрядчиком строительства ветки от Элегеста через Кызыл до Курагино. В правительстве уверены, что реализация проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири и создаст множество новых рабочих мест.

Обращает на себя внимание и проект комплексной разработки Элегестского месторождения. Концепция включает в себя создание угольного терминала морского порта Ванино.

Инфраструктурные проекты ГК СК "Мост" Руслана Байсарова

Другое детище Байсарова – группа компаний СК "Мост". В 2015 году предприниматель приобрел 25% акций ГК, а спустя год довел свою долю до контрольной – 56% – и возглавил совет директоров.

ГК СК Мост принимает активное участие в реализации важнейших инфраструктурных проектов:

  • Структуры Руслана Байсарова строят первый железнодорожный мост через реку Амур, который соединит российский Дальний Восток с Китаем. В марте 2019 года была завершена часть работ: проведена укрупнительная сборка и монтаж пролетного строения длиной 132 метра, вес которого – более тысячи тонн. Общая протяженность сооружения с подъездными путями превышает семь километров. Ожидается, что мост будет пропускать около 21 миллиона тонн грузов в год.
  • Кроме того, ГК СК Мост участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также задействован в строительстве второго Байкальского тоннеля длиной 6,5 километров. Эксперты транспортной отрасли подчеркивают, что после окончания работ объем перевозок на участке будет увеличен в 2,5 раза.
  • Компания Руслана Байсарова с 2017 года реализует масштабный проект переустройства железной дороги Сахалина с колеи 1067 миллиметров на общесетевую колею, ширина которой составляет 1520 миллиметров. Реконструкция даст возможность повысить объемы перевозимых грузов до восьми миллионов тонн.
  • Помимо прочего, в январе 2019 года ГК СК Мост закончила работы в рамках строительства некоторых объектов морского порта "Сабетта" на арктическом побережье. Он входит в масштабный проект "Ямал СПГ". Новый порт обеспечит навигацию судов-газовозов круглый год.

Компания Байсарова реализует проекты и в столице нашей страны. Так, в конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что СК "Мост" завершила прокладку первого в Москве двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии.

Это участок новой, Некрасовской линии метро от станции "Окская" до "Стахановской". Как отметил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, несмотря на тяжелейшие геологические условия, а также плотную жилую застройку, тоннель построен успешно и в срок.

Личная жизнь

Руслан Байсаров женат, воспитывает шестерых детей – двух дочерей и четырех сыновей. Первой супругой предпринимателя была Татьяна Ковтунова, в браке родилась дочь Камила. В 1997 году Байсаров познакомился с певицей Кристиной Орбакайте, через год появился первый сын Дени. В 2003 году они расстались.

В 2003-м родился сын Илман, в 2005-м – дочь Дали.

В 2009 году бизнесмен женился еще раз, жена родила ему двоих сыновей – Амира и Амина. Девушка является экономистом по образованию.

Участие в благотворительности

Как и многие крупные бизнесмены, Руслан Байсаров принимает участие в благотворительности. По данным СМИ, в 2009 году за 200 тысяч евро для начинающей актрисы он приобрел трехминутную роль в фильме Федора Бондарчука "Сталинград".

Вырученные средства были направлены на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Строитель, нефтяник, промышленник, меценат, да к тому же красивый, умный и богатый мужчина в самом расцвете сил. Мог ли мальчик из чечено-ингушского села Пригородное Руслан Байсаров, приносивший в семью свои первые деньги от продажи садовых яблок, представить, что попадет в список Forbes? Вряд ли.

Но если ты человек с непомерными амбициями, предпринимательской жилкой и огромным желанием пахать днем и ночью, рано или поздно обязательно окажешься в «золотом рейтинге».


Сегодня 51-летний Руслан Сулимович Байсаров (родился 9 августа 1968 года) - гендиректор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) и председатель совета директоров ГК СК Мост, а начинал он свою трудовую деятельность с бизнеса развлекательного. В 1997 году вместе с Федором Бондарчуком и сыном Никиты Михалкова Степаном потомок древнего чеченского рода открыл почти в самом центре Москвы

Салон красоты,
- один из первых в стране японский ресторан,
- игорное заведение
- и ночной клуб.


Деньги на этот проект начинающий бизнесмен заработал, еще учась в Московском инженерно-строительном институте, куда поступил сразу после школы в 1985 году. Серьезный по тем временам капитал студент-первокурсник сколотил, продавая компьютеры, адаптированные под русскоговорящих пользователей.

Прежде чем реализовать в конце 90-х салонно-развлекательный, как сейчас сказали бы стартап, будущий бизнесмен отслужил два года в армии. После срочной службы в столичный вуз Байсаров решил не возвращаться - перевелся из него в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Спустя пять лет дипломированный инженер-экономист увлекся наукой об обществе и на кафедре социологии МГУ получил степень магистра. А в 2018 году Байсаров защитил диссертацию в Московском институте стали и сплавов. Теперь долларовый миллионер - кандидат технических наук.

С начала 2000-х годов Руслан Байсаров пробует себя в «нефтянке» - сначала создает нефтеперерабатывающую компанию «Инфант», которая ежегодно перерабатывала порядка 1,5 миллионов тонн нефти, проставляя бензин на отечественные АЗС и обеспечивая топливом государственные компании, а позже, уже имея солидный предпринимательский бэкграунд, активно участвует в нескольких проектах топливного и нефтегазового секторов.

В разные годы он занимает руководящие должности на:
- Московской топливной ассоциации,
- Московской нефтегазовой компании,
- Московской нефтяной и Центральной топливной компаниях.

В конце «двухтысячных» Руслан Сулимович покупает часть активов компании Sibir Energу, а затем за 740миллионов долларов продает их компании «Газпром нефть».

Семья - залог успеха

Прежде чем перейти к подробностям о том, на чем сосредоточен предприниматель сегодня, стоит сказать, что бизнес для Руслана Байсарова - важная часть его жизни, но он никогда не забывает о своей семье и детях.

У 51-летнего Руслана Сулимовича шестеро детей. Правда, от разных жен.

Первым ребенком в 1993 году стала дочка Камилла. Спустя время молодой человек знакомится с Кристиной Орбакайте, и в 1998 году на свет появляется Дени - старший сын бизнесмена. Позднее пара разошлась. Также предприниматель имеет сына Илмана (родился в 2003 году). Мальчик, как и дочь Камила, воспитываются в семье Байсарова. Вторая дочь - Дали - родилась в 2005 году. В нынешнем браке, со своей землячкой Мадиной Гайтаевой, на которой бизнесмен женился в 2009 году, подрастают сыновья Амир и Амин.

Несмотря на занятость, Байсаров, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих детях, старается как можно больше времени проводить с ними и особое внимание уделяет их культурному воспитанию в национальном духе.

Угольные перспективные проекты и не только

Основная сфера интересов российского бизнесмена сегодня - развитие топливно-энергетического комплекса России и формирование на Дальнем Востоке и в Западной Сибири современной инфраструктуры, без которой, по словам Руслана Байсарова, невозможно налаживать экономические связи между регионами, увеличивать внешнеторговый оборот и расширять инвестиционное сотрудничество.

В 2011 году предприниматель создает собственный проект в Туве, учреждает компанию и сам становится во главе нее, а спустя два года ТЭПК приобретает лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения.

О громадных перспективах разработки Элегеста, как и всего Улуг-Хемского угольного бассейна, частью которого месторождение является, говорили уже давно. Строительство здесь горно-обогатительных предприятий - это прежде всего подъем экономики Тывы и развитие угольной промышленности в республике. А объемы промышленных запасов только одного месторождения предпринимателя огромные - почти 860 миллионов тонн. Кроме того, компания Руслана Байсарова строит не только ГОК, но и в рамках проекта создает инфраструктуру - это терминал для отгрузки угля в одном из российских портов, который планируется построить к 2024 году, а также железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» - между прочим, это первая железная дорога в истории региона. В советское время местные жители не могли об этом и мечтать - было не понятно, как вообще такой проект осуществить в столь сложных условиях. Да и теперь все осознают, насколько трудоемкая предстоит работа. Шутка ли: на 400-километровой магистрали будет проложено восемь тоннелей сквозь горы и построено более сотни мостов. Но главное - богатый ресурсами регион получит доступ к общефедеральной магистрали.

Перспективы от реализации всего угольного проекта для региона огромные: как рассказал Руслан Байсаров, помимо налогов, а они обещают быть весьма внушительными, строительство только железной дороги поможет создать около пяти тысяч рабочих мест. Еще в два раза больше россиян (и это как минимум) будут трудоустроены после возведения горно-обогатительного комбината и выхода предприятия на полную мощность. Связи между регионами укрепятся с появлением дороги.

Чтобы ускорить реализацию проекта, весной 2018 года правительство РФ распорядилось строить дорогу в рамках концессионного соглашения. Его участники - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино», дочерняя структура Байсарова, он же возглавляет компанию - и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, как представитель государства. Через год структура предпринимателя подписала договор с Российскими железными дорогами, которые выступили генподрядчиком строительства ветки. Контролировать процесс назначили министра экономического развития Максима Орешкина, который также отвечает за развитие тувинского региона в целом. По словам инвестора, появление куратора такого уровня и привлечение к проекту РЖД позволит ускорить темпы реализации проекта.

В августе 2019 года стало известно, что на часть документации уже получено экспертное заключение, и компания Байсарова может приступать к непосредственной реализации проекта. Основные работы запланированы на 2020 год. При этом в РЖД предложили рассмотреть возможность увеличения мощности будущей дороги до 27 миллионов тонн и больше. В первоначальном варианте проекта этот показатель составляет примерно вполовину меньше. Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что строительство комбината на Элегесте, а также портового терминала в Ванино в перспективе может получить гарантийную поддержку со стороны государства.

Есть вероятность, что как только перспективный Элегестский проект начнет действовать, финансовые активы Байсарова пойдут вверх, и в престижном рейтинге авторитетного экономического издания он поднимается выше нынешней 187-й строчки. Напомним, благодаря удачным инвестициям в различные отрасли промышленности, последние четыре года успешный предприниматель - неизменный участник списка двухсот самых богатых бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Первый раз он попал в престижный рейтинг в 2014-м. Тогда с состоянием в 900 миллионов долларов один из самых богатых представителей чеченской диаспоры в России занимал 116 место.

Развитие Великого сибирского пути

В середине 2010-х Руслан Сулимович вошел в состав акционеров ГК СК Мост. Тогда бизнесмен стал владельцем блокпакета акций компании, а уже в 2016 году он довел долю до 56%, став контролирующим собственником предприятия. Специализируясь на строительстве и реконструкции мостов, тоннелей и метро, группа компаний сдала в эксплуатацию за 27 лет более двух с половиной тысяч объектов. Лидер в области строительной индустрии успешно реализовала десятки значимых для экономики страны инфраструктурных проектов. Ставший уже знаменитым Русский мост, тоннели в Сочи, проложенные к Зимней Олимпиаде - одни из самых ярких.

Пожалуй, в стране не найдется региона, где хотя бы один мост, транспортная развязка, тоннель или путепровод не были построены компанией Байсарова. Можно сколь угодно долго перечислять реки, чьи берега соединены руками специалистов из ГК СК Мост, железнодорожные и автодорожные тоннели на магистралях по всей стране. С помощью щита-гиганта «Виктория» прокладывали новый участок Московского метрополитена: «Окская» - «Стахановская», а сегодня компания закончила проходческие работы и вышла на «Нижегородской» на Некрасовской линии метро.

Активную деятельность в последнее время компании Руслана Байсарова проводят и в арктическом регионе. Бизнесмен уверен: реализация масштабных «северных» проектов придаст импульс развитию не только приграничных зон в районе Северного полюса, но и всей страны. Так, в конце 2018 года его компания, еще со строительства БАМа имеющая огромный опыт возведения сложных объектов в тяжелых природных условиях, сдала один из своих «арктических» объектов - морской порт Сабетта, через который уже бесперебойно идут отгрузки сжиженного газа, добываемого на Ямале. Через новые терминалы также будет круглогодично проходить существенный объем грузов Северного морского пути.

В настоящее время возглавляемая Байсаровым компания, объединяющая более десятка мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, возводит на Дальнем Востоке через реку Амур два трансграничных мостовых перехода с КНР. Автодорожный мост длиной 1080 метров соединит страны в районе Благовещенска (Амурская область) в декабре 2019 года, железнодорожный - в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) также в конце 2019-го. Протяженность российской части железнодорожного перехода сама по себе небольшая, но вместе с прилегающими подъездными путями ее протяженность составит более пяти километров. Планировалось, что мост будет отрыт для проезда уже в 2019 году. Он обеспечит пропускную способность в 21 миллион тонн грузов в год.

Руслан Байсаров неоднократно отмечал важность совместных с Китаем проектов, которые позволят навести мосты с соседом как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку это поможет интегрировать экономику, прежде всего, Дальнего Востока в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще больше укрепятся и торгово-экономические связи двух стран - участников проекта, а путь до потребителей российской продукции в Юго-Восточной Азии сократиться более чем на 1700 километров. Говоря об особенностях возведения переходов, инвестор отметил, что, к примеру, железнодорожный мост предусматривает прохождение поездов по колеям с разной шириной - 1520 мм для российских и 1435 мм для китайских поездов.

Это не единственные грандиозные проекты ГК СК Мост. С января 2018 года на Сахалине идет модернизация Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. В ходе этого беспрецедентного по своей географической протяженности проекта компания Байсарова реконструирует 53 объекта инфраструктуры, включая несколько десятков мостов. Специалисты отмечают сильную изношенность островной инфраструктуры, и поэтому им приходится возводить мосты, по сути, заново. Темпы модернизации во многом зависят от слаженности их действий, ведь задача компании - подготовить мостовые переходы к прокладке железной дороги с новой колеей. Впрочем, сдавать объекты точно в срок - всегда было конкурентным преимуществом ГК СК Мост. На том же Сахалине компания одновременно строит три десятка мостов. Причем структура Руслана Байсарова подключилась к проекту только в 2018 году - за два года до завершения всех работ. При этом надо было доставить на остров с материка (и это в отсутствии моста) технику, оборудование, материалы. Да к тому же работали только во время технологических перерывов, чтобы не лишать местных жителей привычного для них средства передвижения.

По сути, аналогичная ситуация с проектом прокладки второго Байкальского тоннеля, которая ведется параллельно первой ветке. Строительство в рамках модернизации БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности обеих магистралей также осуществляют структуры Руслана Байсарова. После того, как предприниматель стал основным собственником группы компаний, проходка тоннеля, который уже приобрел статус одного из крупнейших искусственных сооружений в стране, ускорилась, что определенно говорит о бизнесмене, как об эффективном стратегическом инвесторе, способном оперативно решать вопросы с финансированием. Ведь строительство тоннеля - тот еще трудоемкий и потому чрезвычайно затратный процесс - нужно учесть массу нюансов при прохождении скальной породы. Приходится работать в сложных горно-геологических условиях, в сейсмоопасных районах, заботиться об оборудовании, которое часто требует ремонта, потому что постоянное трение о твердую горную породу приводит к износу.

Причем на строительстве специалисты компании Байсарова используют специальный тоннелепроходческий комплекс, прошедший все испытания на ура еще в Сочи при подготовке инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года. Его в компании любовно называют «ветеран», и он даст фору многим молодым, особенно в умелых руках. По словам профессионалов СК Мост, им пришлось пойти на хитрость, чтобы сократить время остановок на ремонт: в проекте предусмотрели через каждые триста метров сбойки между тоннелем и штольней, из-за чего комплекс не приходилось откатывать назад для замены лезвий.

К слову, строительство второй ветки тоннеля на БАМе - можно уже считать историей. Основные работы завершены, по плану, к концу 2019 года по нему должны пройти первые поезда. По сравнению с первым Байкальским тоннелем - это образец современной инфраструктуры: объект оборудован всевозможными датчиками, которые ведут контроль за бесперебойным электроснабжением, безопасностью, вентиляцией. Следить за порядком помогает система видеонаблюдения. После завершения всех работ пропускная способность новых и реконструированных магистралей увеличится в разы. Когда стало понятно, какая важная и необходимая работа проделана, задумались о реконструкции первой ветки.


Благие дела Руслана Байсарова

В декабре 2009 года Руслан Байсаров перечислил серьезную сумму на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Это были двести тысяч евро, которые бизнесмен заплатил за лот, выставленный на одном из благотворительных мероприятий - право на трехминутное появление начинающей актрисы в фильме Бондарчука «Сталинград». Но это лишь малая часть всех благотворительных проектов бизнесмена, попавшая в СМИ. Деятельность в этом направлении предприниматель не афиширует.

российский бизнесмен, основатель и гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (АО «ТЭПК»), владелец контрольного пакета акций группы компаний СК «Мост», специализирующихся на строительстве инфраструктурных объектов. Руслан Байсаров входит в ТОП-200 богатейших бизнесменов России.

Детство, образование

Руслан Сулимович Байсаров родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чечено-Ингушской АССР.

Отец Руслана Байсарова — Сулим Байсаров. Мать предпринимателя — Касират. В биографии Руслана Байсарова в Википедии сообщается, что он принадлежит к одному из самых многочисленных и исконно чеченских тейпов Хачарой. Также известно, что семья Байсаровых была многодетной.

Хотя семья Руслана Байсарова была небогатой, будущий бизнесмен уже в детстве отличался завидной предприимчивостью. В интервью Руслан Сулимович рассказывал, что еще ребенком зарабатывал, продавая яблоки, которые покупал у сторожей в государственных садах. Масштаб небольшой, но начало предпринимательской деятельности, можно сказать, было положено.

После получения среднего образования Руслан Байсаров отправился в Москву. На тот момент ему было всего 16 лет. В столице в 1985 году Руслан Сулимович поступил в Московский инженерно-строительный институт, как он сам вспоминал затем в интервью — по настоянию старшего брата. И тогда же начал бизнес-карьеру, как и другие предприимчивые молодые люди в годы перестройки.

Спустя год Байсарову пришлось сделать временную паузу в бизнесе и образовании, так как в его биографии появилась двухгодичная срочная служба в армии. После этого, как говорится в биографии Руслана Байсарова в Википедии, он перевелся в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Это высшее учебное заведение бизнесмен окончил в 1996 году с дипломом инженера-экономиста.

Но даже став известным предпринимателем и добившись успеха, Руслан Байсаров не перестает учиться. В 2001 году бизнесмен получил степень магистра социологии в МГУ. А совсем недавно, в 2018 году Руслан Сулимович стал кандидатом технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Кто знает, возможно, это не последние ученые степени Байсарова и он захочет получить дополнительное образование еще в каком-то из авторитетных вузов.

Карьера в бизнесе

Карьеру в бизнесе российский предприниматель чеченского происхождения Руслан Байсаров, как и многие другие в 80-е годы, начал с торговли оргтехникой, в частности, продажи компьютеров. В интервью «Ведомостям» Руслан Байсаров рассказывал, что сначала продавал иностранные продукты, печенье, конфеты. «У нас работала большая команда: программисты, ребята со знанием английского языка, которые адаптировали компьютеры для русских пользователей», — вспоминал начало бизнес-карьеры Байсаров.

В биографии Руслана Байсарова на сайте «АиФ» отмечается, что заработанные деньги бизнесмен сперва вложил в развлекательную сферу, открыв салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. Фактически, именно салон красоты стал первым бизнес-проектом Руслана Байсарова, о чем он сам неоднократно рассказывал в интервью.

В Википедии говорится, что в ЦМТ Байсаров открыл первый японский ресторан в России. Также там располагались

  • казино;
  • ночной клуб, который быстро превратился в одно из самых модных мест Москвы того времени;
  • парковка.

Партнерами Руслана стали известный режиссер Федор Бондарчук и актер Степан Михалков, вместе с которыми он создал в 1997 году компанию «Инфант силвер». Кстати, дружбу с Бондарчуком Байсаров пронес через года. Вместе бизнесмен и режиссер занимались благотворительными проектами, о которых будет сказано позднее.

На фото: Руслан Байсаров (Фото: пресс-служба АО «ТЭПК)

Несмотря на успехи в развлекательном бизнесе с ЦМТ, через какое-то время предприниматель решил сменить сферу деятельности на более солидную. Тогда-то в биографии Руслана Байсарова и появился профильный нефтебизнес (напомним, что он получил образование в нефтяном институте в Грозном).

В этой сфере предприниматель также начал стремительно завоевывать позиции. Уже в конце 90-х компания Байсарова «Инфант» довела объемы переработки на Московском нефтеперерабатывающем заводе до впечатляющих 1,5 млн тонн. В биографии бизнесмена на «Дни.ру» говорится, что в числе клиентов компании Руслана Байсарова было не только две тысячи заправок в России, но и госструктуры и другие различные организации.

Этот успех не остался незамеченным и привел к тому, что вскоре после выхода на площадку нефтяного бизнеса Руслан Сулимович Байсаров стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило около 50 организаций, суммарно контролировавших 75% топливного рынка Москвы. Судя по всему, организационная деятельность также оказалась подходящей для бизнесмена, потому что тогда же в биографии Руслана Байсарова появилась должность члена совета директоров Российского топливного союза (РТС).

Дальнейший послужной список предпринимателя внушает уважение. В 2001 году Руслан Сулимович стал вице-президентом «Московской нефтяной компании», затем в его биографии были аналогичные посты в таких предприятиях, как «Центральная топливная компания» и «Московская нефтегазовая компания». В 2007 году в карьере Руслана Байсарова появилась должность первого вице-президента МНГК.

Об эффективности Байсарова, как предпринимателя, легко можно судить по тем сделкам, которые освещались в новостях экономики. Например, В 2008 году Руслан Сулимович Байсаров приобрел часть активов Sibir Energy. На тот момент компания владела долей в Московском НПЗ и сетью из 134 АЗС в столице и области. Спустя всего два года его долю выкупила «Газпром нефть», оценив ее в круглую сумму — 740 млн долл, отмечается в Википедии. Вовремя купить актив и не менее вовремя его продать — это, пожалуй, талант, присущий не каждому бизнесмену.

С 2011 года в биографии Руслана Байсарова начался новый и, пожалуй, пока самый насыщенный этап — он занял пост генерального директора ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» или, как говорят сокращенно, ТЭПК. Таким образом, Байсаров совершил не самый очевидный шаг и перешел с нефти на уголь, но это оказалось оправданным решением и позволило бизнесмену выйти на новый уровень. В 2013 году компания приобрела лицензию на разработку крупнейшего Элегестского угольного месторождения в Туве. Запасы этого месторождения оцениваются в 855 млн. т.

На фото: Руслан Байсаров во время рабочего совещания (Фото: пресс-служба АО «ТЭПК»)

При этом ТЭПК не только добывает в регионе сырье, но и активно занимается развитием прилежащей инфраструктуры, вкладываясь в долгосрочные проекты. Планируется, что в Республике Тыва будет построена

  • железнодорожная линия Элегест — Кызыл — Курагино, протяженностью 410 км;
  • горно-обогатительная фабрика мощностью 15 тонн в год;
  • угольный портовый терминал аналогичной мощности в Хабаровском крае, также включенный в комплексный проект.

Все эти объекты, по предварительным оценкам, могут быть введены в эксплуатацию в 2023 году.

Работа продвигается достаточно быстро, поэтому сроки выглядят вполне реальными. Так, в 2018 года было создано АО «ТЭПК «Кызыл — Курагино», которое возглавил Руслан Байсаров. В том же году Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключило с этой компанией концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожной транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино.

В Минэкономразвития уже называют этот транспортный проект одним из крупнейших в регионе и надеются, что он поможет существенно повысить его привлекательность и улучшить экономику. После выхода железной дороги на проектную мощность по ней можно будет перевозить более 15 млн тонн груза в год.

Возможно, эта работа подтолкнула бизнесмена к тому, чтобы помимо энергетики заняться и строительным бизнесом. В 2015 году Руслан Байсаров приобрел акции крупного строительного концерна — Группы компаний СК Мост. В 2016 году доля Байсарова в данной группе компаний составила 56%, он стал председателем совета директоров АО «УСК Мост».

На фото: Руслан Байсаров на заседании правительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству (Фото: пресс-служба СК «Мост»)

Компании группы занимаются разными строительными проектами, зачастую высокого уровня сложности и стратегического значения для страны. Так, в настоящее время в их активе такой внушительный список проектов федерального уровня, как

  • прокладка Второго Байкальского тоннеля в рамках модернизации БАМа и Транссиба;
  • возведение трансграничных мостов через Амур «Нижнеленинское — Тунцзян» и «Благовещенск — Хэйхэ», которые свяжут Россию с Китаем;
  • переоборудование сахалинской железнодорожной колеи на общероссийский стандарт (да, ее ширина до сих пор отличается от стандартных 1520 мм);
  • строительство объектов морского арктического порта «Сабетта» в рамках проекта «Ямал СПГ» и другие.

На фото: Руслан Байсаров с Джеком Ма (Фото: из личного архива)

Кстати, подразделения Группы компаний СК Мост трудятся и в столице — занимается расширением Московского метрополитена, новые станции которого активно возводятся в последние годы.

Чтобы понять масштабы строительства, достаточно сказать, что только в рамках строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта общий объем дноуглубительных работ составил порядка 70 млн. куб. м. Зато в результате этот порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути, что, в свою очередь, позволит расширить экспорт российского сжиженного газа.

Кроме того, вот уже несколько лет ГК СК Мост выполняет функции генерального подрядчика на объектах ОАО «РЖД» и ведет строительно-ремонтные работы на 13 из 17 железных дорог. Прежде всего, компания занимается мостами — если вам приходилось ехать на поезде через Волгу, Каму, Оку, Самару, Вятку, Дон и другие реки, скорее всего, за их состояние и бесперебойную работу отвечает именно подразделения ГК СК Мост. Кстати, бесперебойную в прямом смысле слова — современные технологии предприятия позволяют вести ремонтные работы без прекращения движения.

На фото: Руслан Байсаров подписывает договор с Олегом Белозеровым (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

Личная жизнь Руслана Байсарова

Русланн Байсаров женат и имеет шестерых детей. Первой женой бизнесмена стала модель Татьяна Ковтун, в браке с которой в 1993 году родилась старшая дочь Байсарова Камила.

В 1997 году бизнесмен познакомился с Кристиной Орбакайте, которая, как вряд ли кто-то в нашей стране не знает, является дочерью Аллы Пугачевой. На тот момент Кристина уже была известной певицей. Этот брак не был оформлен официально, однако пара вступила в союз по канонам ислама в Московской мечети. В 1998 году у супругов родился сын Дени. В 2003 пара рассталась, но, после ряда противоречий сумела прийти к мировому соглашению об опеке над сыном.

В 2003 году у Руслана Байсарова и модели агентства Modus Vivendis Алины Цевиной появился еще один сын — Илман. А в 2005-м, как говорится в биографии в Википедии, от девушки по имени Юлия у Руслана родилась девочка, которую назвали красивым именем Дали.

В 2009 году Руслан Байсаров женился на Мадине Гайтаевой, которая родила ему еще двух сыновей — Амира и Амина. Брак был официально зарегистрирован в селе Ведучи Итум-Калинского района Чеченской республики. Как сообщается в новостях, Мадина окончила факультет экономики и финансов Чеченского государственного университета. Мать девушки работала учителем русского языка и литературы в школе, а отец является бывшим главой местной администрации Октябрьского района.

Доходы, благотворительность

Руслан Байсаров занимается благотворительностью. В 2009 году в рамках благотворительного ужина «Хорошее мероприятие» он приобрел женскую роль в фильме своего друга Федора Бондарчука «Сталинград» за 200 000 евро — сумма стала самой крупной в рамках аукциона, ведущими которого были Андрей Малахов и Николай Басков.

Бондарчук в ответ купил выставленный Байсаровым трехдневный тур в горы Чечни на охоту — за 10 тысяч евро.

Как писали новости, роль в результате получила молодая талантливая актриса. А всего в ходе благотворительного ужина собрали 600 тысяч евро. Деньги пошли на лечение онкобольных детей.

Биография предпринимателя-промышленника и мецената, генерального директора АО «ТЭПК» и главы совета директоров АО «УСК Мост».

Человек известный, хотя его нельзя назвать публичной фигурой. Он успешный бизнесмен и экономист. Руслан Байсаров - основатель, владелец и генеральный директор «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (АО «ТЭПК»), а также владелец блокирующего пакета акций и председатель совета директоров АО «УСК Мост». Эти крупнейшие бизнес-структуры занимаются важнейшими инфраструктурными проектами, которые меняют жизнь целых регионов.

Кроме того, 50-летний бизнесмен чеченского происхождения активно занимается благотворительностью, в частности, помогает детям с онкологическими заболеваниями. Женат, отец шестерых детей.

Кто такой Руслан Байсаров

Уроженец Чечено-Ингушской АССР Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 в селе Пригородное Чеченской республики в многодетной семье представителей чеченского тейпа Хачарой. Семья была небогата, поэтому Руслан с детства работал, стараясь внести свою лепту в семейный бюджет.

После окончания школы в 1985 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, где не без успеха попробовал себя в новом тогда компьютерном бизнесе.

Обучение прервала армия. Прослужив два года и демобилизовавшись, будущий фигурант списка Forbes сменил профиль обучения и перевелся в Грозненский государственный нефтяной технический университет им.академика М. Д. Миллионщикова, который закончил в 1996-м. В 2001 году Руслан Байсаров получил степень магистра по социологии в столичном МГУ, а в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

От владельца салона красоты до «начальника» московской нефти

Бизнесом Руслан Байсаров всерьез занялся в Москве, для начала открыв в престижном месте - Центре международной торговали на Краснопресненской набережной - салон красоты, один из первых в России японских ресторанов, небольшое казино и расположенную по соседству парковку.

В 1997 году Руслан Байсаров вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер», а затем предприниматель решил вернуться к выбранной в вузе специальности и всерьез заняться нефтяным бизнесом.

Розничная сеть Руслана Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Структура Байсарова обслуживала не только около 2 тыс. заправок в России, но и различные бюджетные организации, а также госструктуры. Вскоре он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило более полусотни организаций, реализующих 75% объема продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 годы Руслан Байсаров - вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»; в 2004–2005 годах - он вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод, в то время - основной поставщик нефтепродуктов в московском регионе.

В 2005 году Руслан Байсаров - председатель совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД», тогда же он становится вице-президентом ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНГК). С 2007 года он первый вице-президент компании, под его управлением Московский нефтеперерабатывающий завод, Московская топливная компания и ОАО «Моснефтепродукт».

Согласно Википедии, в 2008 году Руслан Байсаров купил часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году этот пакет выкупила «Газпром нефть», оценив стоимость активов более чем в 740 млн долларов.

В 2010–2011 годах Руслан Байсаров занимает пост первого вице-президента Центральной топливной компании, с 2011-го - он гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК).

Первая железная дорога в Туве

В 2013 году компания Руслана Байсарова ТЭПК приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

Совсем недавно - в мае прошлого года - АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» (дочерняя структура ТЭПК) и государственное Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино. Это будет первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем.

Всего несколько недель назад - в апреле 2019-го - компания АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» подписала договор генерального подряда с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной линии «Элегест - Кызыл - Курагино». В правительстве рассчитывают, что реализация столь мощного инфраструктурного проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири, а также создаст новые рабочие места.

Занимаясь железной дорогой, Руслан Байсаров не забывает об угледобыче: в рамках комплексной разработки Элегестского угольного месторождения уже готов проект создания угольного портового терминала в Хабаровском крае.

Инфраструктурные проекты Группы компаний «Мост»

Группа компаний СК «Мост» - также сфера серьезных бизнес-интересов Руслана Байсарова. В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций компании, а спустя год довел свою долю до контрольных 56% и возглавил совет директоров.

«Мост» занимается важнейшими для РФ дальневосточными инфраструктурными проектами - строительством первого железнодорожного моста через реку Амур «Нижнеленинск - Тунцзян» и первого автодорожного моста «Благовещенск - Хэйхэ», которые должны соединить российский Дальний Восток с Китаем.

Общая протяженность железнодорожного моста вместе с подъездными путями превысит 5 км, планируемая пропускная способность - около 21 млн тонн в год. Длина с подъездными путями автодорожного моста - почти 20 км, его пропускная способность, по данным СМИ, - 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в год.

Кроме того, СК «Мост» участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также в строительстве второго 6,7-километрового Байкальского тоннеля, который позволит в 2,5 раза увеличить объем перевозок на этом участке.Также Руслан Байсаров с 2018 года реализует масштабный проект переустройства железнодорожной сети Сахалина под общероссийский стандарт ширины колеи - 1520 мм, что позволит значительно повысить объемы перевозимых по ней грузов.

В декабре 2018 года компания Руслана Байсарова завершила работы в морском порту «Сабетта» на арктическом побережье в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ». Обновленный порт обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов.

СК «Мост» реализует проекты и в Москве. В конце 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что строительная корпорация Руслана Байсарова завершила прокладку первого в столице двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии в рамках строительства новой Некрасовской линии метро. Как отметил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин, проект тоннеля от станции «Окская» до станции «Стахановская» был сдан в срок, несмотря на тяжелейшие геологические условия и плотную жилую застройку в этом районе.

Благотворительность

Руслан Байсаров не забывает о социальной роли и ответственности большого бизнеса, он активно занимается благотворительностью. Впрочем, о своих благотворительных проектах бизнесмен особо не распространяется.

Но кое-что просачивается в СМИ: так, в 2009 году Руслан Байсаров участвовал в благотворительном аукционе, в ходе которого выложил 200 тысяч евро за небольшую роль для начинающей актрисы в фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Деньги пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Отец шестерых детей

Руслан Байсаров женат, он отец шестерых детей. Первой женой бизнесмена была фотомодель Татьяна Ковтунова, в 1993 году у пары родилась дочь Камила.

Второй супругой Байсарова стала певица Кристина Орбакайте, в 1998 году у них родился сын Дени. Также у бизнесмена есть 16-летний сын Илман и 14-летняя дочь Дали.

В 2009 году Байсаров женился на своей односельчанке Мадине Гайтаевой, выпускнице факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, у пары в браке родились два сына - Амир и Амин.

Руслан Сулимович Байсаров — российский предприниматель, основатель и гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», владелец контрольного пакета акций группы компаний СК «Мост».

Руслан Байсаров. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Российский предприниматель, основатель и гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ранее — ЗАО «ТЭПК»), владелец блокирующего пакета акций группы компаний СК «Мост». Входит в список 200 богатейших бизнесменов России.

Детство и образование

Родился в Пригородном Грозненского района Чечено-Ингушской АССР. Вырос в многодетной семье Сулима и Касират Байсаровых. Семья Руслана Байсарова принадлежит к одному из самых многочисленных и исконно чеченских тайпов Хачарой.

Аттестат об окончании средней школы дал возможность в середине девяностых переехать в Москву для дальнейшего обучения. В 1985 году принят в Московский инженерно-строительный институт, но уже через год был вынужден бросить учебу из-за призыва в армию. По завершении службы поступил в Грозненский нефтяной институт (ГГНТУ) и окончил его в 1996 году по специальности «инженер-экономист».

В 2001 году стал магистром социологии в Московском госуниверситете имени М. Ю. Ломоносова, а в 2018 году ему присуждена степень кандидата технических наук в НИТУ МИСиС.

Первые проекты и дальнейшая карьера

Свою предпринимательскую карьеру Руслан Байсаров начал ещё в студенческие годы. Тогда он занимался продажей импортных компьютеров, перепрограммированных для русскоязычной среды.

В девяностые годы полученные деньги были вложены в развлекательную сферу. При непосредственном участии Руслана Байсарова в Центре международной торговли был открыт первый японский ресторан в России, небольшое казино, ночной клуб и парковка. Его бизнес-партнером стал режиссер Федор Бондарчук, которого Байсаров считает одним из самых близких друзей.

Несмотря на достижение успеха в развлекательной сфере, на рубеже 2000-х годов Руслан Байсаров ушел работать по профилю своего вуза и занялся нефтепереработкой и поставками топлива. Он стал членом совета директоров Российского топливного союза, а также одним из руководителей Московской топливной ассоциации (МТА, 1990-2002).

В 2003 году его назначили вице-президентом сначала «Московской нефтяной компании», затем — «Центральной топливной компании», а потом — «Московской нефтегазовой компании», где он имел отношение к управлению компаниями «Моснефтепродукт», «Московский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО «Московская топливная компания». В 2007 году был повышен до первого вице-президента МНГК.

В то же время его собственная компания занималась разработкой программных решений для учета расхода потребляемого топлива и продажей этих продуктов компаниям из различных сфер деятельности. В числе заказчиков Байсарова были не только близкие к топливному сектору компании, в том числе автозаправочные станции, но и довольно далекие по деятельности от нефтяной сферы организации.

В 2008 году Руслан Сулимович получил в собственность часть компании Sibir Energy, а уже через два года «Газпром нефть» приобрела пакет Байсарова. В СМИ называлась сумма сделки в размере 740 млн долларов.

С 2010 по 2011 год Байсаров занимал пост первого вице-президента «Центральной топливной компании».

В 2011 году Руслан Байсаров объявил о уходе из нефтяной сферы с целью заняться собственными проектами.

Руслан Байсаров и его бизнес сегодня

В 2011 году Руслан Байсаров основал и возглавил «Тувинскую энергетическую промышленную корпорацию». Через 2 года ТЭПК объявила о приобретении лицензии на разработку Элегестского угольного месторождения, запасы которого оцениваются в 850 млн тонн угля. Месторождение является частью Улуг-Хемского угольного бассейна, находящегося в Туве. Его площадь составляет 2700 км².

По данным «Ведомостей», для выхода на проектную мощность по добыче угля на месторождении ТЭПК потребовалось взять на себя и обязательство по осуществлению проекта постройки железнодорожной колеи Элегест — Кызыл — Курагино протяженностью 410 километров, не только соединяющей Элегест с Транссибирской магистралью, но и вовлекающей Республику Тыва в главную инфраструктурную сеть страны. Проект предполагает строительство 127 мостов и 8 тоннелей общей протяженностью около 27 километров.

В мае 2018 года между Росжелдором и АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» было заключено концессионное соглашение, определяющее, помимо параметров освоения месторождения коксующегося угля на территории Тувы, правовую и организационную форму строительства железной дороги. В конце марта 2019 года по распоряжению правительства РФ проект железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино был включен в перечень комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь».

В апреле 2019 года гендиректором АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» Русланом Байсаровым было подписано соглашение с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной колеи.

«Мост» Руслана Байсарова

Кроме этого, в 2015 году Руслан Байсаров приобрел акции одного из крупнейших российских строительных концернов, занимающихся инфраструктурным строительством: группы компаний «СК „Мост“». В следующем году он докупил чуть менее трети акций, получив контроль над операционной деятельностью и пост председателя совета директоров. В настоящее время в группу входят 12 мостостроительных и 3 тоннельных подразделения. СК «Мост» задействована на строительстве множества системообразующих проектов федерального уровня таких, как:

  • прокладка Второго Байкальского тоннеля в рамках модернизации БАМа;
  • возведение трансграничных с Китаем мостов «Нижнеленинское — Тунцзян» и «Благовещенск — Хэйхэ»;
  • переоборудование железнодорожной колеи на общероссийский стандарт 1520 мм на Сахалине;
  • проходка тоннелей в рамках расширения Московского метро и др.

Личная жизнь

Руслан Байсаров женат, у него шестеро детей. Две дочери и четыре сына.

Старшая Камила появилась в 1993 году в браке с моделью Татьяной Ковтуновой . Старший сын Дени появился на свет 10 мая 1998 года в браке с певицей Кристиной Орбакайте , который не был зафиксирован в соответствии с общегражданскими законами, но скреплен по канонам ислама в Московской мечети.

Сын Илман родился в 2003 году и стал третьим ребенком Руслана Сулимовича. Мать Илмана — модель агентства Modus Vivendis Алина Цевина .

В 2005 году Байсаров стал отцом в четвертый раз с появлением дочери Дали .

С конца 2019 года женат на Аламат Абубакаровой . От предыдущего брака Руслана Байсарова с уроженкой родового села родились еще два сына: Амир и Амин .