Икона преподобный стефан, махрищский чудотворец. Преподобный стефан махрищский Преподобный стефан махрищский

При изучении жития одного из самых сильных святых нашего Отечества, а именно преподобного Сергия, игумена Радонежского, становится очевидным достаточно важный факт: безмерно велико было количество людей, так или иначе взаимодействовавших с подвижником при его земной жизни. Это не только родственники, друзья, ученики, коллеги, но и представители различных сословий, случайные субъекты, а также многочисленные собеседники. В число последних входил среди прочих и преподобный Стефан Махрищский. Вам ни о чем не говорит это имя? Тогда настоящий материал просветит вас, познакомив с житием указанного святого, память которого чествуется Православной Церковью ежегодно 27 июля.

Жизнь преподобного Стефана Махрищского в Киево-Печерской Лавре.

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева . Он появился на свет в начале XIV века в благочестивой семье. Родители будущего святого жили в соответствии с христианскими обычаями и догмами, потому были людьми богобоязненными. По данной причине как только сын вступил в пору отрочества, они пожелали обучить его Закону Божьему. Так Стефан Махрищский познакомился с премудростью книг духовного содержания. В итоге он преуспел и в чтении, и в письме.

Будущий подвижник рано возлюбил Бога всем своим сердцем и принял монашеский постриг с тем именем, которое уже нам известно (о мирском, увы, сведений не сохранилось). Он подвизался на служение в Киево-Печерской Лавре. Там подвижник постепенно приучился к воздержанию от мирских страстей, строгому посту, непрестанной молитве, кротости, смирению, одним словом – ведению иноческого образа жизни без малейшего ропота. Братия монастыря прониклась к Стефану Махрищскому искренним уважением и любовью, покоренная его послушанием и добротой сердечной.

Среди современников подвижника, также служивших Богу в стенах Киево-Печерской Лавры, были такие святые, как затворники Лаврентий и Руф, диакон Макарий, святитель Арсений Тверской, преподобный Силуан схимник, воин Тит, святитель Дионисий Суздальский и др. Почти все они на сегодняшний момент почивают в Дальних пещерах древнего монастыря.

Своя обитель.

Жизнь Стефана в Киево-Печерской Лавре продлилась до середины XIV-го столетия. Затем святой покинул родные стены и отправился в Москву. Историки полагают, что такой поступок Стефана Махрищского был вынужденным, вызванным начавшимся к тому времени притеснением православных христиан на юге Руси униатами. Пришедший в Москву подвижник получил благословение митрополита Феогноста, после чего стал пустынножителем. Он мог бы жить в любом из московских монастырей, тем более, что сделать сие подвижника уговаривал неоднократно великий князь Московский Иоанн Иоаннович Кроткий, но выбрал подвиг уединения, поселившись в дремучем лесу. Это место находилось в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, располагаясь на берегу речушки Махры в Кинельской области. Стефан поставил здесь крест, срубил для себя келью, устроил огородик. Скоро прознали про местожительство святого люди из окрестных деревень и потекли к преподобному нескончаемым потоком. Одни приходили за мудрым советом, другие за благословением. Некоторые захотели обустроиться рядом со Стефаном, дабы разделить с ним тяготы жизни отшельника, и получили на то разрешение старца.

Спустя короткое время святитель Московский Алексий благословил подвижника на освещение храма во имя Святой Живоначальной Троицы и возведения при данной церкви монастыря. Соответственно, Стефан Махрищский получил повышение, став иеромонахом и игуменом новой обители. Со своей стороны уже упомянутый выше князь Московский Иоанн дал подвижнику разрешение на пользование землей и пожертвовал немалые суммы на строительство монастыря.

Так как обитель, управляемая героем данной статьи, находилась недалеко от монастыря, которым заведовал Сергий Радонежский, естественно, что между святыми установился близкий контакт. Имея общие убеждения, они крепко подружились. Часто преподобные посещали друг друга, подолгу беседовали, находя взаимное утешение в таких разговорах. Однажды, расстроенный притеснениями собственной братией, игумен Троице-Сергиевой Лавры отправился к Стефану в Махрищскую пустынь. Встретить его вышли все монахи обители во главе с наставником. Оба святые попросили друг у друга одновременно благословение, после вошли в церковь и по совершении молебна провели много времени в душеспасительных разговорах. Преподобный Сергий несколько дней жил в Махрищской обители. Затем он с одним из иноков последней отправился на поиски подходящего места для возведения монастыря. И нашел-таки: обитель спустя какое-то время выросла на берегу реки Киржач. Ее преподобный Сергий назвал в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В новой обители игумен Радонежский прожил три года.

Преподобный Стефан тоже сталкивался с подобного рода проблемами. Он стал жертвой гонения со стороны крестьян деревни Юрцово – те боялись, что подвижник отнимет у них земли. Эти люди выгоняли святого из Махрищской пустыни, угрожая убийством. Все смиренные увещевания подвижника были бесполезны. И тогда он сделал, как ему велели: поручил монастырь иноку Илии, а сам ушел из родной обители ночью, взяв с собой ученика своего Григория. Долго шли они, пока, наконец, не остановились в удельном княжестве Авнежском. Там, на реке Сухоне Стефаном Махрищским была основана Троицкая Авнежская пустынь. В этом добром деле святому помогли пожертвования богатого местного землевладельца Константина Димитриевича, который в дальнейшем стал монахом обители Кассианом.

Слава о новоявленном монастыре разнеслась во все концы земли русской. Прослышал об устроении обители и сам князь Димитрий Донской. Он пригласил Стефана в Москву и пожаловал подвижнику земельные угодья. Также есть сведения о многочисленных беседах, происходивших между князем и старцем. Кстати, именно Димитрий Донской способствовал возвращению Стефана в его родную Махрищскую пустынь, где святой исполнял долг игумена до конца своих дней.

Кончина святого преподобного Стефана Махрищского.

Будучи уже убеленным сединами глубоким старцем, Стефан Махрищский осознал, что вскоре душа его покинет бренный мир. Перед смертью преподобный успел дать наставление братии и при свидетелях поручил управление монастырем священноиноку Илие. Святой скончался 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. Тело его предали земле у стены срубленной им церкви. Во время погребения от мощей преподобного исходил дивный аромат, из чего братия поняла: их духовный отец – святой. Это осознание укрепило в монахах веру в Бога и стремление продолжать дело старца, выполняя в точности наставления подвижника. К сожалению, последнее строго осуществляли лишь первые преемники святого: игумены Илия и Николай.

Мощи преподобного были обретены при строительстве на месте уничтоженного как-то пожаром храма аналогичной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Над ними соорудили каменную церковь в честь святого, само тело положили в раку. С тех пор люди получают множество исцелений от мощей Стефана Махрищского.

Икона преподобного Стефана Махрищского защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете. Это значит, что святой образ отведет от вашего дома грабителей и недоброжелателей. А всех членов Вашей семьи икона защитит от влияния пагубных страстей.

Святой преподобный Стефан Махрищский покровительствует нареченным именами Стефан и Степан.

Перед иконой святого Стефана Махрищского просят об исцелении.

Молитва, обращенная к преподобному, облегчает страдания больных эпилепсией, параличами. Икона помогает при различных нарушениях речи, а также защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете.

Тропарь преподобному Стефану, глас 8

Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Стефану, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко в рай, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей,/ и души молитвою возводити к божественной высоте,/ темже имеяй дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся преподобне Стефане, постников удобрение.

Величание преподобному Стефану:

Ублажаем тя, преподобне отче наш Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

При изучении жития одного из самых сильных святых нашего Отечества, а именно преподобного Сергия, игумена Радонежского , становится очевидным достаточно важный факт: безмерно велико было количество людей, так или иначе взаимодействовавших с подвижником при его земной жизни. Это не только родственники, друзья, ученики, коллеги, но и представители различных сословий, случайные субъекты, а также многочисленные собеседники. В число последних входил среди прочих и преподобный Стефан Махрищский . Вам ни о чем не говорит это имя? Тогда настоящий материал просветит вас, познакомив с житием указанного святого, память которого чествуется Православной Церковью ежегодно 27 июля.

Жизнь преподобного в Киево-Печерской Лавре

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева . Он появился на свет в начале XIV века в благочестивой семье. Родители будущего святого жили в соответствии с христианскими обычаями и догмами, потому были людьми богобоязненными. По данной причине как только сын вступил в пору отрочества, они пожелали обучить его Закону Божьему. Так Стефан Махрищский познакомился с премудростью книг духовного содержания. В итоге он преуспел и в чтении, и в письме.


Будущий подвижник рано возлюбил Бога всем своим сердцем и принял монашеский постриг с тем именем, которое уже нам известно (о мирском, увы, сведений не сохранилось). Он подвизался на служение в Киево-Печерской Лавре. Там подвижник постепенно приучился к воздержанию от мирских страстей, строгому посту, непрестанной молитве, кротости, смирению, одним словом – ведению иноческого образа жизни без малейшего ропота. Братия монастыря прониклась к Стефану Махрищскому искренним уважением и любовью, покоренная его послушанием и добротой сердечной.


Среди современников подвижника, также служивших Богу в стенах Киево-Печерской Лавры, были такие святые, как затворники Лаврентий и Руф, диакон Макарий, святитель Арсений Тверской, преподобный Силуан схимник, воин Тит, святитель Дионисий Суздальский и др. Почти все они на сегодняшний момент почивают в Дальних пещерах древнего монастыря.

Своя обитель

Жизнь Стефана в Киево-Печерской Лавре продлилась до середины XIV-го столетия. Затем святой покинул родные стены и отправился в Москву. Историки полагают, что такой поступок Стефана Махрищского был вынужденным, вызванным начавшимся к тому времени притеснением православных христиан на юге Руси униатами. Пришедший в Москву подвижник получил благословение митрополита Феогноста, после чего стал пустынножителем. Он мог бы жить в любом из московских монастырей, тем более, что сделать сие подвижника уговаривал неоднократно великий князь Московский Иоанн Иоаннович Кроткий, но выбрал подвиг уединения, поселившись в дремучем лесу. Это место находилось в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, располагаясь на берегу речушки Махры в Кинельской области. Стефан поставил здесь крест, срубил для себя келью, устроил огородик. Скоро прознали про местожительство святого люди из окрестных деревень и потекли к преподобному нескончаемым потоком. Одни приходили за мудрым советом, другие за благословением. Некоторые захотели обустроиться рядом со Стефаном, дабы разделить с ним тяготы жизни отшельника, и получили на то разрешение старца.


Спустя короткое время святитель Московский Алексий благословил подвижника на освещение храма во имя Святой Живоначальной Троицы и возведения при данной церкви монастыря. Соответственно, Стефан Махрищский получил повышение, став иеромонахом и игуменом новой обители. Со своей стороны уже упомянутый выше князь Московский Иоанн дал подвижнику разрешение на пользование землей и пожертвовал немалые суммы на строительство монастыря.

Духовная дружба Стефана с преподобным Сергием


Так как обитель, управляемая героем данной статьи, находилась недалеко от монастыря, которым заведовал Сергий Радонежский, естественно, что между святыми установился близкий контакт. Имея общие убеждения, они крепко подружились. Часто преподобные посещали друг друга, подолгу беседовали, находя взаимное утешение в таких разговорах. Однажды, расстроенный притеснениями собственной братией, игумен Троице-Сергиевой Лавры отправился к Стефану в Махрищскую пустынь. Встретить его вышли все монахи обители во главе с наставником. Оба святые попросили друг у друга одновременно благословение, после вошли в церковь и по совершении молебна провели много времени в душеспасительных разговорах. Преподобный Сергий несколько дней жил в Махрищской обители. Затем он с одним из иноков последней отправился на поиски подходящего места для возведения монастыря. И нашел-таки: обитель спустя какое-то время выросла на берегу реки Киржач. Ее преподобный Сергий назвал в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В новой обители игумен Радонежский прожил три года.


Преподобный Стефан тоже сталкивался с подобного рода проблемами. Он стал жертвой гонения со стороны крестьян деревни Юрцово – те боялись, что подвижник отнимет у них земли. Эти люди выгоняли святого из Махрищской пустыни, угрожая убийством. Все смиренные увещевания подвижника были бесполезны. И тогда он сделал, как ему велели: поручил монастырь иноку Илии, а сам ушел из родной обители ночью, взяв с собой ученика своего Григория. Долго шли они, пока, наконец, не остановились в удельном княжестве Авнежском. Там, на реке Сухоне Стефаном Махрищским была основана Троицкая Авнежская пустынь. В этом добром деле святому помогли пожертвования богатого местного землевладельца Константина Димитриевича, который в дальнейшем стал монахом обители Кассианом.


Слава о новоявленном монастыре разнеслась во все концы земли русской. Прослышал об устроении обители и сам князь Димитрий Донской . Он пригласил Стефана в Москву и пожаловал подвижнику земельные угодья. Также есть сведения о многочисленных беседах, происходивших между князем и старцем. Кстати, именно Димитрий Донской способствовал возвращению Стефана в его родную Махрищскую пустынь, где святой исполнял долг игумена до конца своих дней.


Кончина святого

Будучи уже убеленным сединами глубоким старцем, Стефан Махрищский осознал, что вскоре душа его покинет бренный мир. Перед смертью преподобный успел дать наставление братии и при свидетелях поручил управление монастырем священноиноку Илие. Святой скончался 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. Тело его предали земле у стены срубленной им церкви. Во время погребения от мощей преподобного исходил дивный аромат, из чего братия поняла: их духовный отец – святой. Это осознание укрепило в монахах веру в Бога и стремление продолжать дело старца, выполняя в точности наставления подвижника. К сожалению, последнее строго осуществляли лишь первые преемники святого: игумены Илия и Николай.


Мощи преподобного были обретены при строительстве на месте уничтоженного как-то пожаром храма аналогичной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Над ними соорудили каменную церковь в честь святого, само тело положили в раку. С тех пор люди получают множество исцелений от мощей Стефана Махрищского.

Тропарь преподобному Стефану Махрищскому, глас 8

Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/ Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Стефану Махрищскому, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко во град, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце/ и всех возвышати к Божественней высоте,/ темже, имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

Молитва преподобному Стефану Махрищскому

Всеблаженне и преподобне отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, Престолу Ея предстоя с лики святых Ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе, услыши молитвы наша и принеси к Престолу Триипостаснаго Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники быти благодатных дарований, имиже Бог тя обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах и заступник от враг видимых и невидимых, да и мы, предстательством и богоприятными твоими молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти Престолу Царя славы, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Преподобный Стефан Махрищский, один из мно­гих почитаемых русских святых, являет собой «ревните­ля православия и наставника чистоты, ищущим спасе­ния – путеводительный светильниче... преподобного Сергия духовный собеседниче», как величает составлен­ный сему преподобному мужу тропарь .

Преподобный Стефан Махрищский.
Иконописная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Преподобный Стефан явился основателем Троицко­го Стефано-Махрищского монастыря, расположенно­го недалеко от Троице-Сергиевой лавры и его обитель стала одной из многих святых обителей Северо-Восточ­ной Руси, вошедших впоследствии в сеть пустынных монастырей школы преподобного Сергия.

Выбор данной темы нашего исследования не был слу­чайным. Представляется интересным показать взаимо­связь местного монашества с Троице-Сергиевой лаврой на примере отношений духовных братьев, поскольку учение монаха-пустынника, ушедшего от мира в пустынь, оказало на мир воздействие огромной преображающей силы, в том числе и на преподобного Стефана. Он, в свою очередь, явился духовным наставником монашеской жизни в нашем крае и за его пределами, непосредствен­но способствуя возникновению пустынных монастырей.

Показательно, что Троицкий Стефано-Махрищский монастырь на протяжении всего дальнейшего своего существования, вплоть до сегодняшнего дня постоян­но находился и находится в тесном соприкосновении с Сергиевой обителью. Определить, а по возможности и прокомментировать наиболее важные моменты взаимо­отношения двух святых обителей и является целью на­шего исследования.

Наиболее существенными источниками в изучении данной темы оказались жития святых: житие преподоб­ного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, Стефана Махрищского, Григория и Кассиана Авнежских, сохранившихся в списках XVI в.

Вполне понятно, что житие – источник очень спе­цифичный. Еще в 1871 г. В.О. Ключевский в своем тру­де «Древнерусския жития святых как исторический ис­точник» писал: «... во-первых, этот источник не так свеж и обилен, как о нем думают, во-вторых, его небогатым историческим содержанием нельзя воспользоваться без особого предварительного изучения его в полном объе­ме» .

К большому сожалению, очень часто невозможно проверить житие показанием другого источника. Что касается жития Стефана Махрищского, то его написа­ние относится к так называемому «Макарьевскому» вре­мени и написано оно иеромонахом Иоасафом, который в середине XVI в. был автором жития Григория и Кассиана Авнежских. Ключевский датирует время написа­ния жития Стефана Махрищского между 1580 и 1583 годами .

Таким образом, самая ранняя, дошедшая до нас ре­дакция жития святого появилась почти через полторас­та с лишним лет после смерти святого.

Судя по записи, Иоасаф при работе пользовался древними свитками и хартиями, которые были написа­ны современником Стефана Серапионом. «Они же принесоша мни из монастырская ксенодохия свитцы на хар­тиях написаны бяху прежде много времени из некоего старца саном суща священника тоя обители именем Серапиона» . Этот факт дает нам основание с большим доверием относиться к житию святого, составленному Иоасафом, поскольку его написание основано на труде священника, знавшего лично преподобного Стефана. В.О. Ключевский к тому же утверждает, что при напи­сании Иоасаф пользовался сведениями из жития Сер­гия Радонежского, Кирилла Белозерского, современни­ков и друзей Стефана .

Мы в своем изучении данного вопроса пользовались одной из самых ранних редакций жития Стефана Махрищского. Это: «Жития святых русских. Апокалипсис толковый» XVI в., хранящийся в РГБ в отделе рукопи­сей. Фонд 304/1 № 692. Здесь же хранятся служба Сте­фану Махрищскому и более поздние редакции жития 1632 и 1677 годов . При сравнении житий XVI-XVII вв. с изданиями текста жития XIX в. мы обнаружили некото­рые разночтения. Так в работе Филарета, архиепископа Черниговского, «Русские святые, чтимые всею церко­вью или местно» , а затем и в работе Д.И. Протопопова «Жития святых, чтимых православною российскою цер­ковью» , цепь событий жизни святых изменена, упоми­нание об основании Авнежского монастыря Стефаном в их изложении идет прежде описания прихода препо­добного Сергия в Махрищскую обитель, а в житии XVI в. Стефан с Григорием уходят в вологодские земли после того, как его монастырь посетил Сергий Радонежский . Кроме того архиепископ Филарет уточняет, что посвя­щение в игумены Стефана не могло быть при митропо­лите Феогносте (как это сказано в житии), а случилось оно при митрополите Алексии. Вызывает интерес вопрос о времени обретения мо­щей преподобного Стефана. В работах Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии» , Л.И. Денисова «Пра­вославные монастыри российской империи» это собы­тие датируется 1550 г., у М.В. Толстого «Книга глаголемая описание о российских святых» – 1654 г. (скорее всего это опечатка). В житии XVI и XVII вв. обретение мощей относятся к времени постройки каменной церкви Живоначальной Троицы, то есть к 1557 г. Имея в виду раз­ночтения, в сфере нашего изучения оказались жития со­временников Стефана Махрищского, поскольку самые первые документы, характеризующие хозяйство, монас­тыря относятся к 30-м годам XV в.

Акты из монастырского архива, относящиеся к XV-XVI вв., подразделяются на категории: жалованные вели­кокняжеские и царские грамоты, то еесть акты государ­ственной власти, и частные акты. Последние в зависимости от характера совершаемой сделки, делятся на данные, то есть фиксирующие дарение, купчие, меновые и выкуп­ные. Особую категорию составляют докладные, разъез­жие, судные грамоты монастырской администрации . Важные сведения имеются и в материалах Вкладной кни­ги Махрищского монастыря, относящихся ко второй по­ловине XVI-XVII вв.

Среди изданий XIX-XX вв. занимают работы, непос­редственно касающиеся истории жизни Стефана Махрищского и его обители. В 1852 г. вышла небольшая работа С.К. Смирнова «Историческое описание Махрищского монастыря» , к 500-летию кончины преподобного из­дана небольшая брошюра «Преподобный Стефан Мах­рищский» (1906). Наиболее полное описание жизни преподобного имеется в работе А. Воскресенского «Свя­тыни Стефано-Махрищского общежительного мужско­го монастыря» . Издана в 1914 г.

Иллюстративным материалом к данному сообщению явилась житийная икона Стефана Махрищского XVII в., хранящаяся в фондах музея-заповедника «Александров­ская Слобода», а также гравюра Шелковникова «Препо­добный Стефан встречает преподобного Сергия» и фо­тографии Троицкого Стефано-Махрищского монасты­ря дореволюционного времени.

Основатель Махрищской обители Преподобный Сте­фан начало своему иноческому житию положил в Киево-Печерской лавре, основанной в 1051 г. Антонием и Феодосием Печерскими. Становление Стефана как ино­ка было обусловлено порядками и законами данной оби­тели, старающейся поддерживать суровое аскетическое житие, и соблюдать общежительный устав. По мнению исследователя А.В. Карташова, «Киевский Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырем мона­шеского строения, воздвигнутым без предварительных денежных средств, одним трудом и подвигами братии» . Именно здесь, при необходимом испытании, принял иноческое пострижение Стефан.

Достаточно зрелым, с определенным запасом зна­ний, опытом монашеской жизни св. Стефан в годы го­нения на православие при короле польском Казимире вынужден был покинуть Киев . Преподобный Стефан направился на север Руси к Москве: «Исходит блажен­ный тогда из Киева и пути водящего к северным стра­нам пресловущаго града Москвы касается...» Можно предположить, что его выбор не был случайным. Имен­но в то время происходила острая борьба за единство русской митрополии, сам митрополит Алексий приез­жал в Киев, и вполне вероятно, что Стефан был пригла­шен в Москву, поскольку у него было четкое представ­ление об отношении московского князя к христианской вере... «слыша тамо непоколебимую христианскою благостию, христианскую православную веру» . Естествен­но, что Стефан был носителем традиций Киевско-Печерской лавры. И тот факт, что его, монаха, лично принимает московский князь Иоанн Иоаннович Крот­кий говорит об авторитете, которым Стефан обладал еще в Киеве. Судя по житию, великий князь имел с ним ча­стые беседы. Но «Блажен же Стефан из младенчества ненавидя славы и любя безмолвие и смирение и зазираша себе о сем и начал молити самодержца...» .

Получив разрешение на поселение в пустыне в пре­делах московского княжества, Стефан прежде всего на­правился, видимо, в обитель Сергия Радонежского. Встреча двух святых была просто неизбежна. В службе Стефану Махрищскому XVI-XVII вв. преподобный Сте­фан назван собеседником св. Сергия «И во благодеянии прекрасного преподобного Сергия спостника же и со­беседника божественного в пустынных удолиях» . В то время Троице-Сергиев монастырь становится оплотом духовной мощи нашей земли. Высокая добродетельная жизнь преподобного сделалась известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Именно преподобного Сергия выбрал Стефан себе в собесед­ники, поскольку он привлекал и вдохновлял его муд­рым, глубоко назидательным словом и примером. Жажда совершенного уединения влекла преподобного Стефа­на в безмолвие пустыни. Таким образом, в 35 верстах от Сергиевой обители, в волости Кинельской, в лесном урочище, именуемом «Махрище», появилась пустынь с устоями во многом сходными с устоями и Киево-Печерской лавры и Троице-Сергиева монастыря: служение Богу, скромность, нестяжание, постоянный физический труд.

Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сер­гий Радонежский, представлял собой основной тип рус­ского монашества, как он сложился еще в Киеве XI в. В них обоих проступает образ Феодосия Печерского. Фе­одосия напоминают и телесные труды преподобных, и сама их телесная сила и крепость и «худые ризы». Сми­ренная кротость – основная духовная сила личности святых Стефана и Сергия.

Когда к св. Стефану собралось достаточное количе­ство иноков, он построил храм «в славу Живоначальная и неразделимая Троица» , братские келии и общую тра­пезу. Митрополит посвятил его в игумены и в иеромона­ха. Это было, вероятно, в 1354-1358 гг., по житию – св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алек­сии . В монастыре был введен общежительный устав. И одним из значимых деяний Стефана Махрищского, так же как и Сергия Радонежского, является восстановле­ние общежития. Троицкий Стефано-Махрищский мо­настырь становится достойным сотрудником святой обители Сергия, и преподобный Стефан проповедовал иноческое служение не словами, а делами.

Не только близость расположения двух монастырей и близость уставов, но и духовная дружба связывала преподобного Стефана и Игумена Земли Русской пре­подобного Сергия. Преподобный Стефан принимал в своем монастыре преподобного Сергия. Описание этой встречи имеется и в обоих житиях святых. Сопостав­ляя оба рассказа, мы получаем содержание происходив­ших событий. Когда на преподобного Сергия воздвиг­лась внезапно буря искушений в его собственной обители от родного брата, он решил удалиться из мо­настыря. И скорее всего, не случайно св. Сергий при­шел в Махрищскую обитель, именно там он мог встре­тить понимание и поддержку. Узнав о прибытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей бра­тией вышел навстречу к нему. Пробыв в обители не­сколько дней, преподобный Сергий с иноком Симоном отправился дальше в путь и на берегу р. Киржач по бла­гословению митрополита Алексия положил основание Благовещенской обители, в которой прожил около трех лет.

Важно то, что каждый вновь основанный Сергием и его последователями монастырь был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, приезжали купцы.

Как правило, монастыри подчиняли себе окрестные земли и население. Источниками роста монастырского землевладения были покупки, обмены, вклады «по душе». Монастыри получали право сбора пошлин в свою пользу. Формирование вотчин Махрищского мо­настыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуж­дения. Одно из первых упоминаний о земельных вкла­дах в монастырь мы находим в житии Стефана Махрищ­ского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в. Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока» . Соседи Гри­гория из с. Юрцева Алексей, Федор, Иван, Петр вос­противились этому, опасаясь, что князь Дмитрий Ива­нович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю. Они угрожали Стефану смертью.

Преподобного ожидала судьба во многом сходная с Сергиевой, хотя по другим причинам. Святой Стефан пытался успокоить «тревоги корысти», но не смог. «Бог да простит вас, чада, и не вы сие творите, но лукавый диавол» . Вручив управление монастырем старейшему из иеромонахов Илии, преподобный Стефан со своим учеником Григорием ушел из обители. Это случилось около 1370 г. Как можно объяснить эти поступки пре­подобных? Оставить свой пост, оставить наставниче­ство? Вероятно, здесь ясная святая вера, что так будет лучше. Если зажглись страсти, зависть, ненависть, то их нужно устранить: «Пусть я уйду, не сооблазняю и не раз­жигаю. Если меня любят, то любовь свое возвиет – пусть медленно. Если Бог так повелевает, значит, он уже знает – нечего раздумывать» .

Стефан с Григорием отправились в вологодские зем­ли. Около 1370 г. преподобные основали новую Авнежскую обитель, «...крест водрузиша, потом же под нех пении церковь поставляют во славу святыя живоначальныя Троица» .

Далеко разнеслась слава о новом монастыре. Достиг­ла она и князя Дмитрия Ивановича, приславшего на ус­троение обители богатые вклады (а Стефану повелел явиться в Москву). По великому уважению к святому старцу великий клязь пожаловал Махрищской обители многие урочища, озера и реки, указав Стефану снова вступить в управление ею. Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий, вернулся в свою обитель, к искренней радости братии. Несомненно, это возвра­щение было огромной победой, но победой простой и тихой, без насилия. И действия преподобных были не как начальников, а как святых. И этим они освятили еще больше свой облик, вознеся и само православие, пред­почтя внешней дисциплине – свободу и любовь.

Преподобный Сергий был родоначальником ново­го направления монашеской жизни, а преподобный Стефан его достойным последователем. Сразу огово­римся, что учеником в подлинном понимании этого значения Стефана назвать трудно. Его мировоззрение сложилось еще в Киеве, и вряд ли выбор пустыни в Махрище обусловлен прямым влиянием Сергия. Но препо­добный Сергий был величайшим из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV вв. являют­ся его учениками или «собеседниками», то есть испы­тавшими его духовное влияние. Тем не менее справед­ливость требует указать, что аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах и препо­добный Сергий как бы возглавляет его. И новое подвиж­ничество со второй половины XIV в., существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижни­чество пустынножителей. Все известные нам монасты­ри Киевской Руси были городские или пригородные. Большинство святых XIV в. уходят из городов в лесную пустынь, «Излюбивши пустынь; они явили большую от­решенность от мира и его судьбы, чем подвижники ки­евские: в этом могло сказаться культурно-общественное потрясение татарской эпохи, но, взяв на себя трудней­ший подвиг, и притом необходимо связанный с созер­цательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси» .

Изучая и сравнивая жития преподобных, мы нахо­дим между ними много общего, духовную взаимосвязь, и видим, насколько влияние Сергия было огромным и всеобъемлющим, что и позволило отнести преподобно­го Стефана к плеяде последователей.

Возвратясь в Махру, Стефан продолжил духовную жизнь, как жил всегда. Предчувствуя приближение кон­чины, Преподобный собрал братию, преподал им пос­леднее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и 14 июля 1406 г. предал дух Господу. С течением времени память о преподобном Стефане не исчезла, несмотря на то, что в конце XV в. пожар уничтожил все постройки Махрищского монас­тыря. Согласно житию, это было наказанием за не со­всем благочестивую жизнь его насельников . В первые годы после смерти Стефана в обители ежегодно отмеча­ли день преставления Первоначальника. Было установ­лено почитание его памяти как чаемого святого» . За­тем забыто и восстановлено после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище... и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и све­шу велику поставити, сам совершив божественную служ­бу соборные и братию вельми учередив, и устави паки о том преподобному Стефану» . Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.

При игумене Варлааме (1557-1570 гг.) совершилось обретение мощей святого Стефана, и он составил служ­бу и житие преподобного, которые представил царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию. Именно в этот период в русской церкви была проделана огром­ная работа по канонизации русских святых. Причисле­ние Стефана Махрищского к лику святых относится к времени от Макарьевских соборов 1547 и 1549 гг. до уч­реждения св. Синода (1721).

Митрополит Макарий после представления ему игу­меном Варлаамом жития и службы Стефану поручил иеромонаху Данилова монастыря Иоасафу придать это­му житию литературную форму, что им и было испол­нено. Высшая церковная власть контролировала состав­ление служб и житий «по подобию» то есть чтобы они были составлены более или менее удовлетворительно по своим литературным качествам. Многочисленность под­вижников, причтенных к лику святых для местного и общего почитания за вторую половину XVI и весь XVII в. объясняется большой миссионерской активностью рус­ской церкви с ее монастырями и строгой школой мона­шества.

Время канонизации Стефана Махрищского совпа­ло с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александро­вой Слободе. Царь Иван IV благосклонно относился к монастырю, делая пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги царь лич­но был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строитель­ство каменной церкви в 1557 г.

В 1571 г. монастырю Иваном Васильевичем дана несудимая грамота на все владения Махрищского монас­тыря при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Милостями царскими была обеспечена обитель.

Во время польско-литовской интервенции Махрищ­ский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен. Сохранился до сегодняшнего дня рассказ о том, как «злодейская святотатственны руки, прикоснувши­еся к гробнице преподобного Стефана, попалены были огнем и как враги церкви Божией, устрашенные этим чудом, разграбив монастырь, разбежались и оставили святую обитель...» .

Со временем основания Махрищского монастыря постоянно существовала неразрывная связь с Троице- Сергиевой лаврой: в 1615 г. по указу царя Михаила Фе­доровича обитель поступила в ведомство Троицкой лав­ры, вместе с монастырем Авнежским.

«... И ныне де по нашему указу тот монастырь веле­но ведать и строить имъ Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Дионисию, да Келарю старцу Аврамию Палицыиу...»

Монастырь после разгрома не мог оправиться, Тро­ицкая лавра была занята устройством своей обители, после того же польского погрома. И только при митро­полите Платоне, который обратил внимание на Мах­рищский монастырь, приступил к устройству св. хра­мов и ограды этой обители. Обитель обнесена высокой каменной оградой, и в монастыре устроено несколько храмов. Наибольший расцвет монастыря связывают с именем о. Саввы, которого в пятидесятых годах XIX в. Учрежденный лаврский собор назначил в Махру строи­телем.

В 1922 г. монастырь был закрыт. В 1993 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен деревянный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия, бы­вавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Пав­ла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятель­ницей.

В настоящее время в монастыре проживает 35 насельниц, несущих повседневные монастырские послу­шания. Служащий священник и настоятель храма свя­тых апостолов Петра и Павла – игумен Порфирий – в прошлом насельник Троице-Сергиевой лавры, где в те­чении 20 лет нес монашеское послушание. Духовник монастыря – насельник Лавры преподобного Сергия, архимандрит Варфоломей.

Полным ходом идет восстановление храма преподоб­ного Сергия. 18 июля 1998 г., в день обретения мощей св. Сергия, был проведен первый молебен. Освящение храма планировалось на 8 октября 1998 г.

И до сего времени не ослабевает влияние Лавры на Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, основа­теля которого можно поставить в один ряд крупных ду­ховных и политических деятелей таких, как Сергий Ра­донежский, Кирилл Болозерский, Стефан Пермский.

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где его с любовью принял великий князь Иоанн II (1353-1359), разрешивший ему поселиться в местечке Махрище, недалеко от Городища, в 35 верстах от Сергиевой пустыни.

Поставив себе келлию и проводя жизнь в трудах пустыннических, он, дорожа безмолвием, не принимал желавших присоединиться к нему, но потом уступил просьбам и, таким образом, в 1358 году основал обитель, в которой был поставлен игуменом.

Жившие близ его обители братья Юрковские, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, грозились убить святого подвижника. Увещания преподобного не помогали. Тогда святой Стефан удалился в другое место. В шестидесяти верстах севернее Вологды, на реке Авнеже, он основал с учеником Григорием пустынную обитель во Имя Святой Троицы. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, а преподобного Стефана послал обратно в Махрищский монастырь. Возвратившись в свою обитель, святой Стефан устроил в ней жизнь по общежительному уставу.

Когда удалился из своей обители, чтобы найти место для подвигов, то его принял преподобный Стефан, который дал великому подвижнику Сергию своего ученика Симона, хорошо знавшего окрестности. Преподобный Сергий поселился вместе с Симоном на острове Киржач, где и основал обитель.

Святой Стефан был строг к себе и снисходителен к другим, трудился он для обители больше всех; усердно наставлял братию путям спасения кроткими и тихими речами; одежду носил самую ветхую и грубую.

Дожил преподобный до глубокой старости, принял схиму и скончался в 1406 году 14 июля. При построении нового каменного храма во Имя Святой Троицы в 1550 году его святые мощи обретены нетленными. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах всем призывающим имя святого.

Иконописный подлинник

Москва. 2000.

Прп. Стефан Махрищский с житием. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 г. Троице - Стефановский Махрищский монастырь.

Русь. XVII.

Собор Радонежских святых (фрагмент). Русь. XVII в. Музей "Ризница Троице-Сергиевой Лавры".

Русь. XVII.

Прп. Стефан Махрищский с житием. Икона. Русь. XVII в. Из Троице - Стефановского Махрищского монастыря. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Александрова Слобода.

Москва. XIX.

Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра.

В Александровском районе Владимирской области, на рубеже Московской и Владимирской Руси есть старинное село Махра. Еще в XIV веке здесь, у слияния рек Молокча и Махрища, была основана Свято-Троицкая обитель , на протяжении многих веков имевшая особенно тесные духовные связи с Троице-Сергиевой лаврой . Основателем этого монастыря стал Киево-Печерский монах Стефан , прибывший сюда из южнорусских земель в годы, когда Киев стал частью Великого княжества Литовского.

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА МАХРИЩСКОГО

"В середине XIV столетия преподобный Стефан оставил родную Киево-Печерскую обитель и направился в Московскую землю. По всей видимости, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было уже начавшиеся в то время на юге Руси притеснение православных от католиков. По прибытии в Русь Северо-Восточную, отец Стефан стал учеником преподобного Сергия Радонежского, и по его благословению основал Махрищский монастырь..."


Махрищский монастырь на многие века стала зримым символом единства православных традиций двух величайших русских обителей: Киево-Печерской и Троице-Сергиевой . Однако в веке XX его, как и многие другие наши святыни постигло закрытие и разорение. Но по молитвам преподобного Стефана Махрищского, основанная им святыня не просто возродилась, а приобрела еще большее великолепие, чем в прежние годы. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в ходе одного из визитов в Махрищскую обитель:

"Несомненно, во всем этом присутствовала обильная Божия помощь. Нельзя просто так выдумать для себя некий образ и сказать, что он непременно будет воплощен, особенно когда нет ни материальных предпосылок, ни власти, ни денег, ни строительных квалификаций. Будто и не было ничего, но была горячая вера, что по молитвам святого преподобного Стефана, по молитвам святителя Варлаама, прославившего преподобного Стефана, эта обитель не только явит первозданную красоту, но и превзойдет ее..."


Конечно, это случилось во многом благодаря и самоотверженным трудам сегодняшних насельниц Махрищского монастыря - игуменьи Елисаветы и сестер обители, которые смогли возродить эту святыню практически из небытия. Особую же благодарность в этих святых стенах испытывают к Предстоятелям Русской Церкви - приснопамятному Патриарху Алексию II и нашему сегодняшнему Первосвятителю Патриарху Кириллу, которые взяли на себя особое попечение о Махрищском монастыре, ныне имеющем статус ставропигиального - патриаршего. Так, монахиня Анна (Клыгина), казначея Стефано-Махрищского монастыря, в интервью Царьград.TV особо отметила:

"Святейший Патриарх Кирилл был у нас уже семь раз, и последний раз в этом году Святейший приезжал на чтение Великого канона Андрея Критского, сам читал канон, и это было огромным событием. Очень много было паломников - до тысячи человек, такого у нас еще никогда не было, но, слава Богу, большой Троицкий собор всех вместил, все слышали чтение канона, молились вместе со Святейшим. Приезд Святейшего всегда для нас большое событие и большая радость..."

И каждому из нас, православных христиан, стоит найти возможность хотя бы раз в жизни посетить эту дивную обитель и поклониться святым мощам ее основателя - преподобного Стефана Махрищского, еще при жизни признанного чудотворцем. Святого, чей жизненный путь напоминает всем нам о том, что Православная Русь выше любых государственных границ, а потому была, есть и всегда будет единой.