Разделение на православие и католицизм произошло. Разделение христианской церкви на католическую и православную

В минувшую пятницу в аэропорту Гаваны произошло долгожданное событие: папа Римский Франциск и патриарх Кирилл побеседовали, подписали совместную декларацию, заявили о необходимости остановить гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке и выразили надежду, что их встреча вдохновит христиан всего мира на молитву о полном единстве Церквей. Поскольку католики и православные молятся одному богу, почитают одни и те же священные книги и верят, по сути, в одно и то же, сайт решил разобраться, в чем важнейшие различия религиозных течений, а также когда и почему произошло разделение. Занимательные факты - в нашем кратком ликбезе о православии и католичестве.

a katz / Shutterstock.com

1. Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам.

2. В процессе раскола католики, среди прочего, обвиняли православных в том, что они продают дар Божий, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы и позволяют браки служителям алтаря. Православные же обвинили католиков в том, что те, например, постятся в субботу и позволяют своим епископам носить на пальцах рук перстни.

3. Список всех вопросов, по которым не могут примириться православные и католики, займет несколько страниц, поэтому приведем только несколько примеров.

Православие отрицает догмат о непорочном зачатии, католичество - наоборот.


"Благовещение", Леонардо да Винчи

У католиков есть специальные закрытые помещения для исповеди, православные же исповедуются на виду у всех прихожан.


Кадр из фильма "Таможня дает добро". Франция, 2010

Православные и грекокатолики крестятся справа налево, католики латинского обряда - слева направо.

Католический священник обязан дать обет безбрачия. В православии целибат обязателен только для епископов.

Великий пост у православных и католиков начинается в разные дни: у первых - в чистый понедельник, у вторых - в пепельную среду. Рождественский пост имеет разную продолжительность.

Католики считают церковный брак нерасторжимым (впрочем, в случае обнаружения некоторых фактов он может быть признан недействительным). С точки зрения православных, в случае измены церковный брак считается разрушенным, и невиновная сторона может вступить в новый брак, не совершая греха.

В православии отсутствует аналог католического института кардиналов.


Кардинал Ришельё, портрет работы Филиппа де Шампеня

В католицизме есть учение об индульгенциях. В современном православии такая практика отсутствует.

4. В результате разделения католики стали считать православных всего лишь раскольниками, в то время как одна из точек зрения православия заключается в том, что католицизм - ересь.

5. И Православная, и Римско-Католическая церкви приписывают титул "единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви" исключительно себе.

6. В XX веке был сделан важный шаг в преодолении разделения вследствие раскола: в 1965 году папа Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы.

7. Папа Римский Франциск и патриарх Кирилл могли встретиться еще два года назад, но тогда встречу отменили из-за событий на Украине. Состоявшаяся встреча глав церквей стала бы первой в истории после "Великого раскола" 1054 года.

1.1. До раскола

С самого начала христианство возникло в культурной и религиозной среде еврейского народа, и если бы не было бы ап. Павла, то христианство могло бы остаться одним из направлений иудаизма. В основном, именно миссионерская деятельность Павла распространила христианство среди народов греко-римской культуры. 1

В греко-римской среде, чуждой иудейской традиции, Евангелие и церковь должны были принять новые формы. Даже, находясь в, казалось бы, единой культуре, римляне и греки, сирийцы и египтяне, сильно отличались в народных характерах и образе мышления.

Для римлянина были характерны трезвость и ясность мышления. Римлян можно вполне назвать "цивилизацией юристов". 2 Их ум был направлен в первую очередь на практические дела, на конкретную жизнь, на право и государство.

Греки, напротив, концентрировали свое внимание больше на "теории", на созерцании божественного, они любили умозрительные рассуждения и богословские споры. Для греков человек был образом Божиим, который должен был сообразоваться с первообразом. Латинянин же стремился к деятельности человека в познании Бога. Отсюда уже на ранних этапах развития христианства богословие получает разные направления, которые можно назвать как "созерцательно-мистическое" и "юридическое". Ярким примером этих направлений могут быть, например, сочинения Тертулиана и Оригена. 3

Эти первоначальные различия запада и востока в конечном итоге привели к тому, что Западная и Восточная церкви перестали понимать друг друга, и зачастую пытались навязать свое богословие другому как единственно правильное.

Различия были также в проведении богослужения. Из-за разных культурных сред, уже изначально литургические тексты приобретали свои особые черты в данной конкретной местности. Хотя первоначально церковь не требовала единообразия в проведении богослужения. Например, "Дидахе" или "Учение двенадцати Апостолов" разрешало литургу (пророку) при богослужении молиться "как он хочет". 4

В конце концов, это привело к возникновению римского мессала и литургии Иоанна Златоуста. 5

В римской мессе отразились черты характера латинян: краткость, четкость, конкретный плод молитвы.

В молитвах же восточной церкви, отражался хвалебный гимн к безначальному Богу, и глубокое смирение человека перед тайной божества.

Культурные различия привели и к различным формам церковного управления. На востоке епископы не жили отдельно друг от друга, а находились в общении между собой. Постепенно это привело к тому, что возникали центры с единым коллегиальным руководством, во главе которых вставал единый глава - "патриарх". Таким образом, решалась задача единого церковного управления при сохранении разнообразия церковной жизни. Таким образом, постепенно возникли Александрийский, Антиохский, Константинопольский, а позднее Иерусалимский патриархаты. На западе же возник один центр церковной жизни - Рим, место пребывания св.ап. Петра и Павла, а также центр Римской империи. Римский патриарх "папа" постепенно устранил все местные автономии и учредил свою власть над всей западной церковью. Благодаря своему положению папы, уже в ранние века стремились распространить свою власть над всею церковью. Однако, абсолютным авторитетом для всей церкви стали с 4-го века обладать вселенские соборы,7 которые созывались в связи с богословскими спорами, возникавшими в процессе развития церкви. Более мелкие вопросы решались на местах на "поместных" соборах, их решения не распространялись на всю церковь. Однако, не смотря на богословские и культурные различия, до определенного времени никто не думал о том, чтобы стать отдельными церквями. 8

До 1054 г. Восточная и Западная церкви находились в общении друг с другом и составляли единую Вселенскую Церковь. Православные патриархи Константинополя состоят в общении с папами. Они испрашивают у пап привилегии для своего патриархата.

Например, в 931 г. испрошено право преемственной передачи омофора без предварительного согласия папы. Папские легаты мирно сотрудничают с восточными епископами на соборах. Восточные служители клира обращаются к папам с апелляциями.

Среди пап встречаются епископы греческого происхождения как папа Федор II, избранный в 897 г.

В конце X века митрополит дамасский Сергий управляет в Риме на Авентине монастырем, где совместно спасаются монахи бенедиктинцы, и православные устава св. Василия Великого.

Св. Нил с шестьюдесятью монахами бежал от сарацинов и нашел убежище в бенедиктинском монастыре на Монтекассино, там они спокойно жили и совершали богослужение на греческом языке и по греческому уставу.

Интересным фактом является то, что на Сицилии вплоть до 12 века служили восточным обрядом.

Во многих местах Италии есть церкви, которые украшает великолепная греческая мозаика, например в Равенне. Католическая церковь и в наше время почитает древние византийские иконы.

А в местечке Гроттаферрата, не далеко от Рима, есть монастырь, где до наших дней служат литургию Иоанна Златоуста. Подобно греческим монастырям в Италии существовали латинские монастыри в Иерусалиме, на Синае, на Афоне и в самом Константинополе.

Заключались браки между представителями восточной и западной церкви. Так в 972 г. папа Иоанн XIII венчает короля Оттона II с византийской царевной Феофанией. Их сын Оттон III , воспитанный матерью вводит при своем дворе восточный обряд. При этом его коронует в 996 г. папа Григорий V, по происхождению немец, монах клюнийского устава.

Как мы видим до 1054 г. обрядовые и уставные различия между востоком и западом не служили поводом для раскола между церквями. 9

1 Новый Завет. Деяния Апостолов

3 Тертулиан - основоположник западного богословия. Был юристом в Риме. Защитник веры. Выработал формулировки, которые позднее стали общепринятыми для Западной церкви. Написал труды о Троице и христологии, о первородном грехе и др. его работы относятся к 195-220 гг. н.э. Предшественник Августина.

Ориген. Родился в Александрии в 185 г. основоположник александрийской богословской школы. Преподавал богословие. Написал огромное число богословских и политических трудов таких как "О началах". Первым применил аллегорический метод толкования писания.

4 "Дидахе" - раннехристианское произведение начала 2 в.н.э.

5 Литургические тексты можно найти в служебниках римско-католической и православной церкви.

6 Например п. Климент Римский, живший в конце 1 - нач. 2 в., активно вмешивался в дела восточных общин. 1 и 2 послание Климента к коринфянам

7 Первый вселенский собор был созван в 325 году при императоре Константине по поводу учения пресв. Ария. В результате работы собора была выработана 1-я часть Никео-Константинопольского символа веры, а Арий был осужден.

8 За основу взяты материалы из книги Вильгельма де Фриса "Православие и католичество". - Брюссель, 1992 г., стр. 9-18.

9 Материалы из книги Волконского "Католичество и священное предание Востока".- Париж, 1933 г., стр. 213-214.

1.2. Раскол

Что же привело церкви к расколу, который не утих до сих пор?

К концу первого тысячелетия христианский восток и запад с чувством какого-то безразличия уже далеко отошли друг от друга. Папство переживало тогда самый глубокий упадок в своей истории, а византийская империя последний всплеск своего могущества.

На западе Рим как столица древней римской империи постепенно утрачивала свой статус. Постоянные войны с лангобардами вынудили пап искать защиты у зарождающейся германской империи. Еще в 753 году папа Стефан II в поисках помощи поехал к королю франков Пипину. Это был первый шаг Рима, который постепенно привел к политическому соперничеству между Римом и Константинополем. В 800 году папа Лев III короновал карла Великого. Возникшая новая Западная Империя воспринималась Константинополем весьма болезненно, так как константинопольские императоры считали себя приемниками римских императоров.1 Постоянное соперничество между Римом и Константинополем все более обостряло отношения между христианами. Если на западе только зарождалась новая империя, то на востоке византийские императоры потеснили арабов, вернули Антиохию. Византийские миссионеры успешно действовали в славянских и кавказских землях.

Античный гуманизм в лице Михаила Пселла2 переживал свой ренессанс. Духовная жизнь процветала в лице Симеона Нового Богослова,3 пишущего о личном опыте света.

Особенно остро соперничество между Римом и Константинополем разворачивалось на славянских землях. Болгарский царь Борис был крещен византийскими священниками в 864 г. Однако в болгарских землях действовали и латинские миссионеры. Борис пытался получить автономную церковь со своим законным священством для своих земель, однако патриарх Фотий считал автономию преждевременной. Тогда Борис обратился к Риму и в 866 г. его посольство вернулось с двумя латинскими епископами и подробными письмами папы, в которых говорилось, как обустроить церковь. Для Фотия латиняне в Болгарии рядом с Константинополем - это было слишком, назревал новый конфликт, но об этом позднее+

Между латинянами и византийскими миссионерами в славянских землях постоянно возникали богословские споры и взаимное непонимание. Разница в обрядах и богословии приводили к взаимному обвинению священников в ереси, поэтому нельзя не сказать и о богословских различиях. "Дух Святой исходит от Отца", говорит Иисус в Евангелии от Иоанна" (Ин 14:16-17). Эта формула была закреплена на двух первых вселенских соборах. Восточная церковь неуклонно придерживалась этой формулировки: "от Отца исходящего в "Символе веры".

На западе Блаженный Августин путем умозаключений выработал иную формулировку: Дух Святой исходит от Отца и Сына (Filioque).4 Эта формулировка постепенно распространилась в западной церкви. Следует отметить, что введение слов "и от сына" в символе веры было вынужденной мерой в борьбе с приверженцами ереси Ария, отвергавшими божественность Сына. Также были расхождения в литургической практике. На западе для евхаристии употребляли пресный хлеб, тогда как на востоке всегда использовали квасной. Были и другие различия, такие как безбрачие духовенства на западе, отличия в совершении крестного знамения и др. Но главной причиной раскола стали не богословские и обрядовые различия, а политические мотивы византийских императоров и патриархов.

Еще до 1054 г. в 856 г. на патриарший престол был возведен Фотий. Он ловко стал использовать стремления византийской империи стать независимой от Рима. Обвинив Западную церковь в ереси, он при поддержке императора стал проводить политику, направленную на отделение восточной церкви от западной. Этому способствовала ситуация в Болгарии, богословские споры, а также то, что Фотий стремился присоединить к константинопольскому патриархату земли Сицилии, где до 12 века практиковался восточный обряд. Но конфликт все-таки удалось уладить. Раскольнические устремления Фотия были осуждены на соборе 869-870 г., который проходил в Константинополе, и в Католической церкви имеет статус Вселенского. На некоторое время раскольнические настроения удалось успокоить.

В XI веке на патриарший престол возводится активный продолжатель дела Фотия патриарх Михаил Келлурарий.

Патриархом Келлурарий стал, будучи еще молодым монахом, в 1042 г. В 1053 г. он неожиданно выступил против папы и западной церкви, осуждая ее литургическую практику и употребления в символе веры "и от Сына". Его обвинения были доступно написаны для простого народа. Он закрыл все церкви латинского обряда в Константинополе и повсеместно запретил латинский обряд, пригрозив анафемой всем, кто не подчинится. Возбудив простой народ против римской церкви, в Константинополе начались погромы латинских церквей и насилие над римским духовенством. Михаил не препятствовал погромам, а его секретарь Никифор даже топтал ногами Св. Дары под тем предлогом, что они изготовлены из опресноков, и их освящение якобы не действительно. Папа Лев IX был возмущен подобными действиями Михаила и ответил посланием, призывающим к миру и единству. В нем он указывал, что в Южной Италии восточный обряд не преследуется, а чтится и поддерживается.

В начале 1054 г. из Рима в Константинополь прибыли папские легаты во главе с Гумбертом. Они привезли письма от папы к патриарху, в которых Лев IX упрекает Михаила в стремлении к расколу. В этих письмах папа осуждает стремление Михаила подчинить себе Александрийский и Антиохийский патриархаты и присвоить себе титул Вселенского патриарха.

Как известно, легаты ничего не добились. Часть вины лежит на самом Гумберте, так как он был, как и Михаил, человек заносчивый и властолюбивый. 16 июля 1054 г. легаты, без санкции папы положили на престол св. Софии грамоту об отлучении пат. Михаила и его сторонников от Церкви. В ответ 20 июля константинопольский синод во главе с Михаилом провозгласили анафему на легатов и лиц, причастных к ним, то есть на папу Льва IX.

Июль 1054 г. стал скорбной датой в истории единой вселенской церкви, отныне Восток и Запад разошлись по разные стороны.5

1 Константинополь был основан императором Константином Великим в 4 веке. С тех пор Константинополь стал второй столицей империи. На протяжении веков шла борьба за первенство между Римом и Константинополем за статус единственной столицы Римской империи.

2 Михаил Пселл, богослов и философ, жил в Константинополе в 9 веке. Написал богословские труды, а также описал автобиографии византийских императоров. Имел много сочинений по государственному устройству пр. "Как обустроить армию" и др.

3 Симеон Нов. Богослов, богослов кон. 9 - нач. 10 века в своем богословии уделял внимание рассмотрению чувственно воспринимаемого опыта. Разрабатывает понятие тьмы и света и связывает это с верой во Христа, говоря о внутреннем свете. Приверженец мистического богословия, его продолжателем был Григорий Палама (кон. 13 - нач. 14 в.). Оба они являются мистиками православного богословия.

4 Filioque: "и от сына" было добавлено в никейский символ веры западными отцами. Еще Афанасий Великий и Августин говорили о св. Духе как о духе Христа. Это учение об исхождении св. Духа и от Сына активно поддерживали франкские богословы, особо активным защитником употребления filioque в символе веры был Ратман (ум. 868 г), выступая против обвинений западной церкви п. Фотием. Литургически эта добавка к Никейскому символу веры была официально принята лишь в 11 веке.

6 * Использованы материалы из

Волконский "Католичество и священное предание Востока", стр. 213-214.

Клеман "Беседы с пат. Афинагором", стр. 204-206, 214-215

Бенгт Хегглунд "История теологии"

Вильгельм де Фрис "Православие и католичество", стр. 46-60.

Поснов М.Э. "История христианской церкви", стр. 543-566.

1.3. А что же Русь?

Русские по началу своей истории были народом вполне европейским. Благодаря географическому положению Русь поддерживала торговые и политические отношения почти со всеми странами как Европы так и Азии. Главенствующими мотивами во взаимоотношениях между Русью и другими народами были, прежде всего, экономические и политические интересы самой Руси. Русь всегда была открытым рынком для соседних государств, сюда тянулись торговые караваны из всех концов Европы и Азии, соответственно и русские купцы ездили в соседние государства. Важным фактором в торговой и политической жизни Руси было то, что князьями были варяги.1 Варягов вполне можно было назвать космополитами того времени. Для варягов было естественно поддерживать отношения с европейскими державами. Заключались многочисленные браки между русскими князьями и европейскими дворами, причем при заключении браков супруги принимали обряд мужей. Вообще для домонгольской Руси характерна религиозная веротерпимость. Иностранцы, проживавшие в русских городах, имели право совершать свои богослужения, во многих городах проживало латинское духовенство, скорее всего такой же свободой пользовалось и духовенство других религий. В русских городах проживали целые колонии болгар, армян, иудеев и др. Русь приняла христианство не в самое спокойное время. Это было время разделения церквей и богословских споров. При выборе восточного или западного христианства князь Владимир, прежде всего, исходил из политической выгоды для Руси. Как было сказано в предыдущих главах, Запад и Рим уже не были столь блистательными по сравнению с Византией. Заключение союза с Константинополем было гораздо выгодней для Руси, как с политической, так и с экономической точки зрения.2 С приходом византийского духовенства, на Русь пришло и негативное отношение к латинской вере. Однако грекам не удалось до конца навязать свое неприятие к Западу.3 Об этом свидетельствуют многочисленные факты из истории домонгольского периода.4

Общеизвестно, что древняя Русь приняла крещение в 988 г. при князе Владимире. Однако, еще бабка Владимира княгиня Ольга была христианкой. В 961 г. к княгине Ольге в Киев прибыло посольство от императора Оттона I. В составе посольства прибыл немецкий монах латинского обряда из монастыря Св. Максимилиана близ города Трира. Он был поставлен киевским епископом при княгине Ольге, однако через год был вынужден бежать под давлением язычников обратно в Германию. Значит, первым русским епископом был христианин латинского обряда.

За год до крещения Руси к князю Владимиру в Херсонес приходили послы с мощами святых из Рима. Папой в это время был Иоанн XV.

В 991 г. в Киев прибывает посольство из Рима, и, как указывают летописи, было встречено с любовью и честью. Владимир отправил в Рим ответное посольство.

Русь принимает крещение, когда церковь была еще единой. Однако в год разрыва между Римом и Константинополем в Киев пребывают легаты во главе с Гумбертом. Их принимают с любовью и почетом. Значит, разрыв между востоком и западом не коснулся взаимоотношений Руси с Римом.

В 1075 г. князь Ярополк Изъяславич побывал в Риме и встретился с папой. В 1089 г. римская церковь устанавливает праздник перенесения мощей св. Николая Чудотворца в Бари. Этот праздник тут же начинает праздноваться на Руси, тогда как Константинопольский патриархат этот праздник до сих пор не празднует.

В 1091 г. Федор Грек привозит в дар Киеву мощи святых от папы. В 1135 г. некий Ройнид строит в Новгороде латинскую церковь. В 1180 г. в Смоленске при князе Романе Ростиславовиче открывается христианская школа, где преподают как греки, так и латиняне. В 1233 г. при папе Григории IX в Киеве проживают монахи доминиканцы.

В период с XI по XII века в семьях Ярослава I и Владимира Мономаха было до 30-ти исторически установленных браков между латинянами и православными.

Как видно из истории, до монгольского ига Русь тесно общалась с римской церковью.

1 Варяги - русское название племен викингов.

2 Заключив брак с византийской принцессой Анной Владимир породнился с византийскими императорами. Приняв христианство, Русь стала христианским государством, что облегчило взаимоотношения с другими христианскими государствами, и сделало возможным заключение экономических и политических союзов для русских князей.

3 Основой материала служит работа Карташева А.В. "История русской церкви", т. 1, стр. 322-328.

4 За основу взяты материалы из книги Волконского "Католичество и священное предание Востока", стр. 20-23.

http://www.religiityumeni.ru/showthread.php?t=2016

Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока, наконец, не оборвалась последняя связующая нить. Несмотря на все многообразие этих причин мы можем условно выделить среди них две основные группы: религиозные и этно-культурные.

Собственно религиозных причин раскола две: стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над и догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения, среди которых важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой filioque. Оно прямо нарушает 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: «Да не будет позволено никому произносити... или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся».

Следующая группа явлений, решительно способствовавших ослаблению церковного единства даже в то время, когда оно еще сохранялось, относится к области национальных и культурных условий развития христианства на Западе и на Востоке.

В церковной истории существует точка зрения, согласно которой Рим сознательно обострял отношения с Востоком перед Великим расколом, добиваясь их разрыва. Для такого стремления были свои основания, ибо неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало его монополию, поэтому как пишет Б.Мелиоранский: «Восток отказывается повиноваться и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истинная ».

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 г. послужил очередной конфликт из-за церковных владений папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария. Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, то папские легаты, «соскучившись, по их собственным словам, сопротивлением Михаила», явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол буллу отлучения от Церкви, которая гласила «Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев – анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них если они не опомнятся». Абсурд происшедшего дополняло еще и то, что папа, от имени которого они произносили анафему, был уже мертв, он умер еще в апреле этого года.

После отбытия легатов патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором легаты и их «нечестивое писание» после рассмотрения были преданы анафеме. Следует заметить, что была предана анафеме не вся Западная подобно тому как это сделал кардинал Гумберт по отношению к Восточной, но лишь сами легаты. При этом, конечно, сохраняют силу осуждения Соборов 867 и 879 гг. относительно латинских нововведений, filioque и папских притязаний на первенство.

Все восточные патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку, после чего церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке. Никто не отрицал почетного первенства папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью. Согласие всех восточных предстоятелей в отношении к Риму подтверждает пример Петра III, патриарха Антиохии, где имя папы было вычеркнуто из диптихов задолго до Великого раскола. Известна его переписка с Римским престолом о возможности восстановления единства, в ходе которой он получил из Рима письмо с изложением папской точки зрения. Оно настолько поразило его, что Петр III немедленно отослал его патриарху Михаилу, сопроводив весьма выразительными словами: «Эти латиняне, в конце концов, являются нашими братьями, несмотря на всю их грубость, невежество и пристрастие к собственному мнению, что иногда сводит их с прямой дороги».

Ни для кого не секрет, что католики и православные относятся к одной и той же религии - христианству. Но когда, а главное почему христианство раскололась на эти два основных течения? Оказывается всему виной как всегда человеческие пороки, в данном случае главы церкви Папа Римский и Патриарх Константинополя не смогли определить кто из них главнее, и кто кому должен подчиняться.

В 395 г. произошло разделение Римской империи на Восточную и Западную, и если Восточная на протяжении нескольких веков была единым государством, то Западная вскоре распалась и стала объединением различных германских княжеств. Разделение империи повлияло и на ситуацию в христианской церкви. Постепенно множились различия между церквями, находящимися на востоке и на западе и со временем отношения стали накаляться.

В 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. То есть главы церкви взяли да и отлучили друг друга и от оной. С этого момента единая церковь перестала существовать, а проклятые друг другом будущие католикая и православная церковь разорвали отношения более чем на 900 лет.

И только в 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического значения.

С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как «земной глава и наставник всех христиан»), а также ряд других постановлений догматического характера.

Термин «православие» или, что то же самое, - «ортодоксия» существовал задолго до разделения церквей: Климент Александрийский во II веке обозначал им истинную веру и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию. Название «Православная» укрепилось за Восточной церковью после церковного раскола 1054 г., когда Западная церковь присвоила себе название «католической», т.е. «всеобщая».

Этот термин (католицизм) применялся в древних символах веры в качестве наименования всей христианской церкви. Первым назвал церковь «кафолической» Игнатий Антиохийский. После разделения церквей в 1054 г. обе они сохранили наименование «кафолическая» в своих самоназваниях. В процессе исторического развития слово «католическая» стало относиться только к Римской церкви. В качестве католической («вселенской») она противопоставила себя в Средние века восточной Греческой церкви, а после Реформации – протестантским церквам. Однако почти все течения в христианстве претендовали и продолжают претендовать на «кафоличность».

В 325 году на Первом Никейском вселенском Соборе было осуждено арианство - учение, провозглашавшее земную, а не божественную, природу Иисуса Христа. Собор ввел в Символ веры формулу о "единосущности" (тождественности) Бога Отца и Бога Сына. В 451 году на Халкидонском соборе было осуждено монофизитство (Евтихианство), которое постулировало лишь Божественную природу (естество) Иисуса Христа и отвергало Его совершенное человечество. Так как человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества, как капля меда в океане и потеряла свое бытие.

Великий раскол христианской
церкви - 1054 год.

Исторические предпосылки Великого Раскола – это различия между западными (латино – католическими) и восточными (греко-православными) церковными и культурными традициями; имущественные претензии. Раскол делится на два этапа.
Первый этап относится к 867 году, когда проявились различия, вылившиеся во взаимные претензии между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Основа претензий – вопросы догматизма и главенство над христианской церковью Болгарии.
Второй этап относится к 1054 году. Отношения между папством и патриархией настолько ухудшились, что были преданы взаимной анафеме римский легат Гумберт и патриарх константинопольский Кируларий. Основная причина – стремление папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, входивших в состав Византии. Так же не последнюю роль сыграли претензии константинопольского патриарха на главенство над всей христианской церковью.
Русская церковь вплоть до монголо-татарского нашествия не занимала однозначной позиции в поддержку одной из конфликтующих сторон.
Окончательный разрыв был закреплен в 1204 году завоеванием крестоносцами Константинополя.
Снятие взаимных анафем произошло в 1965 году, когда была подписана Совместная Декларация – "Жест справедливости и взаимного прощения". Декларация не имеет канонического значения, так как с католической точки зрения сохраняется первенство Римского Папы в Христианском Мире и сохраняется непогрешимость суждений Папы в вопросах нравственности и веры.