Сторонние материалы: «народы ссср в борьбе с немецким фашизмом. Народы советского союза в борьбе с фашизмом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Разработка планов фашистской Германии по нападению на СССР. Основной просчет Гитлера относительно уровня патриотизма жителей СССР. Создание национальных дивизий и бригад. Дружба и взаимовыручка солдат Советской Армии различной национальной принадлежности.

    презентация , добавлен 20.05.2013

    Победа над фашизмом - конкретно-историческое выражение возросшей мощи освободительного движения. Решающая роль СССР в победе над фашизмом. Союзники СССР в борьбе против фашистского блока. Военно-политическое сотрудничество стран антигитлеровской коалиции.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2010

    Основные этапы в истории Великой Отечественной войны. Курская битва в 1943 году. Советский тыл в годы войны. Народная борьба на оккупированной территории. Внешняя политика России в годы войны. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952).

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Политические цели и военные планы фашистской Германии в войне против СССР. Объективные и субъективные причины временных неудач Красной армии в начальный период и коренной перелом в войне. Создание антигитлеровской коалиции и роль Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2009

    Зарождение очагов Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Расширение фашистской агрессии и подготовка войны против СССР. Начало войны Германии против СССР. Крах гитлеровской стратегии "Молниеносной войны". Создание антигитлеровской коалиции.

    реферат , добавлен 05.05.2011

    Подготовка гитлеровской Германии к войне против Советского Союза. Вторжение на территорию СССР и срочная мобилизация сил. Основные направления перестройки экономики. Изменение ситуации в общественном сознании и религиозной сфере государства в годы войны.

    реферат , добавлен 15.12.2015

    Причины неудач Советской армии в начале Великой Отечественной войны. Перестройка страны на военное положение. Эвакуация людей и промышленности. Орловская наступательная операция "Кутузов". Итоги Курской битвы. Роль СССР в разгроме фашистской Германии.

    Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

    Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло, а наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

    В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов (ХСР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

    Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей - Майкопа, [розного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

    Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

    Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

    На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60.

    За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

    Экономика союзных республик в годы войны.С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из перемещенных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены в них после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

    Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

    Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

    С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже вели восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

    Национальные движения в годы войны.Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

    С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

    Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

    Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

    Национальная политика.Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

    В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

    Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.



    В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тыс. балкарцев. Тогда же 15 тыс. балкарцев, воевавших па фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономных республик и областей. Отличие состояло лишь в том, что их везли к местам ссылки не в «теплушках», а в плацкартных или даже купейных вагонах.

    23 февраля 1944 г. началась масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15 - 20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

    В апреле - мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

    В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

    Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

    Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно? 4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

    Расширяем словарный запас:

    АВТОНОМИЯ - право территории на самостоятельное управление.

    Государственное общеобразовательное учреждение

    Тульской области

    «Первомайская кадетская школа»

    КОНСПЕКТ УРОКА

    по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

    Голиков Александр Александрович

    учитель истории

    9 класс

    2015

    Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

    Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

    Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

    Предмет (или должность): история.

    Класс: 9 (общеобразовательный).

    Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

    Тип урока: комбинированный.

    Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.

    Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

    • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;
    • раздаточный материал;
    • компьютер,
    • проектор,
    • интерактивная доска,
    • презентация.

    Цель урока:

    • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;
    • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;
    • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

    Задачи:

    1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.
    2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.
    3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.
    4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

    Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

    Ход урока.

    I. Организационный момент. (2 минуты)

    Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

    Задачи организационного этапа урока:

    1. проверить посещаемость;
    2. проверить степень готовности учащихся к занятию;
    3. установить психологический контакт с классом.

    II. Проверка домашнего задания. (10 минут)

    Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

    Задачи проверки домашнего задания:

    1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;
    2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;
    3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).

    Методы, используемые для проверки домашнего задания:

    1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

    III. Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

    Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

    Задачи перехода к изучению нового материала:

    1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);
    2. актуализация знаний;
    3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.

    Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

    1. рассказ учителя.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

    Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

    Учитель формулирует учебные задачи:

    Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

    1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

    2. Национальные движения в годы войны.

    3. Национальная политика.

    Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

    IV. Изучение нового материала. (23 минуты)

    Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

    Задачи изучения нового материала:

    1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;
    2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;
    3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;
    4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;
    5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.

    Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

    1. рассказ учителя;
    2. беседа (сообщающая и эвристическая);
    3. работа с историческим источником;
    4. демонстрация презентации;
    5. просмотр учебного видеоролика.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Вопрос 1 (10 минут)

    Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

    Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

    Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

    Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

    Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

    Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

    Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

    Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

    Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:

    1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)
    2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)
    3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.

    Вопрос 2 (12 минут)

    Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)

    (Слайд 10)

    Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

    Просмотр ролика про Хатынь.

    Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

    Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)

    Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

    Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.

    Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.

    Вопрос 3 (3 минуты)

    Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)

    Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)

    Вопрос 1 (10 минут)

    Ученики: Многонациональным.

    Ученики:

    Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

    Вопрос 2 (12 минут)

    Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

    Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

    Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

    Вопрос 3 (3 минуты)

    Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

    Ученики: Предлагают свои варианты.

    V. Закрепление.(4 минуты)

    Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

    Задачи этапа закрепления:

    1. выявить степень усвоения учебного материала;
    2. обобщить изученный материал;
    3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.

    Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

    VI. Домашнее задание.(2 минуты)

    Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

    Задачи этапа информирования о домашнем задании:

    1. информирование учащихся о домашнем задании;
    2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Из «Зеленой папки» Геринга (план Ольденбург)

    «Обращение с населением по отдельным областям

    1.Прибалтийские страны, Ленинградская и Северная области.

    В Прибалтийских странах германским органам наиболее целесообразно опираться на оставшихся там немцев, а также на литовцев, латышей и эстонцев. Напряженные отношения между этими национальными группами и оставшимися русскими следует использовать в интересах Германии.

    3. Юг.

    Возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами необходимо использовать в наших интересах.

    4. Кавказ.

    С населением следует поддерживать хорошие отношения, в особенности с рабочими нефтяной промышленности. Противоречия между туземцами (грузины, армяне, татары и т. д.) и русскими следует использовать в наших интересах. При этом следует считаться с тем, что грузины и татары в противоположность армянам дружественно настроены к немцам».

    Приложение 3

    Потери Красной Армии

    Национальность погибших
    военнослужащих

    Число потерь
    (тыс. чел.)

    % к общему числу
    безвозвратных потерь
    (8668400 чел.)

    Национальность погибших
    военнослужащих

    Число потерь
    (тыс. чел.)

    % к общему числу
    безвозвратных потерь
    (8668400 чел.)

    Русские

    5756,0

    66,402

    Буряты

    13,0

    0,150

    Украинцы

    1377,4

    15,890

    Коми

    11,6

    0,134

    Белорусы

    252,9

    2,917

    Латыши

    11,6

    0,134

    Татары

    187,7

    2,165

    Литовцы

    11,6

    0,134

    Евреи

    142,5

    1,644

    Народности Дагестана

    11,1

    0,128

    Казахи

    125,5

    1,448

    Осетины

    10,7

    0,123

    Узбеки

    117,9

    1,360

    Поляки

    10,1

    0,117

    Армяне

    83,7

    0,966

    Карелы

    0,110

    Грузины

    79,5

    0,917

    Калмыки

    0,046

    Мордовцы

    63,3

    0,730

    Кабардинцы и балкарцы

    0,039

    Чуваши

    63,3

    0,730

    Греки

    0,028

    Азербайджанцы

    58,4

    0,673

    Чеченцы и ингуши

    0,026

    Молдаване

    53,9

    0,621

    Финны

    0,018

    Башкиры

    31,7

    0,366

    Болгары

    0,013

    Киргизы

    26,6

    0,307

    Чехи, словаки

    0,005

    Удмурты

    23,2

    0,268

    Китайцы

    0,005

    Таджики

    22,9

    0.264

    Югославы

    0,001

    Туркмены

    21,3

    0,246

    Другие национальности

    33,7

    0,389

    Эстонцы

    21,2

    0,245

    Всего

    Белорусы

    Татары

    Евреи

    Казахи

    Грузины

    Узбеки

    Мордвины

    Чуваши

    Азербайджанцы

    Башкиры

    Осетины

    Марийцы

    Приложение 5

    Докладная записка Хильгера, бывшего советника германского посольства в Москве, министру иностранных дел Германии о беседе с пленными советскими офицерами, среди которых был А.А. Власов (август 1942 года).

    «Я ясно сказал советским офицерам, что не разделяю их убеждений. Россия в течение ста лет является постоянной угрозой Германии, вне зависимости от того, было ли это при царском или при большевистском режиме. Германия вовсе не заинтересована в возрождении русского государства на великорусской базе».

    Приложение 6

    Из статьи Власова А. «Почему я встал на путь борьбы против большевизма?»

    «Призывая всех русских людей подниматься на борьбу против Сталина и его клики, за построение Новой России без большевиков и капиталистов, я считаю своим долгом объяснить свои действия… Я зову его на путь братства и единения с народами Европы и в первую очередь на путь сотрудничества и вечной дружбы с Великим Германским народом… В этой борьбе за наше будущее я открыто и честно становлюсь на путь союза с Германией. Этот союз, одинаково выгодный для обоих великих народов, приведёт нас к победе над тёмными силами большевизма, избавит нас от кабалы англо-американского капитала».


    Слайд 2

    1.Советский народ на фронтах войны. 2.Экономика республик в годы войны. 3.Национальные движения. 4.Национальная политика. План урока.

    Слайд 4

    Начиная войну Гитлер рас считывал,что СССР раз валится как «карточный домик»,но советский на-родов наоборот только сплотился. В рядах Красной армии сра жались посланцы всех народов СССР.Были со-зданы десятки национа-льных дивизий и бригад. Среди защитников Брестс-кой крепости, первыми принявшими удар врага, были представители 30 национальностей. 1.Советский народ на фронтах войны. Бой за Моздок. Сентябрь 1942 г.

    Слайд 5

    Дружба людей разных национальностей помогла при защите Москвы,Ленинграда,Севастополя и т.д.Сре ди 11 тысяч героев СССР(в годы войны),были пре- дставители почти всех народов нашей страны. На территории Украины и Белоруссии в партизанс-ких отрядах воевали люди 70-и национальностей. Дружба народов стала одним из источников нашей Победы. 1.Советский народ на фронтах войны. Партизанский отряд в Приднестровье. Апрель 1943 г.

    Слайд 6

    С началом войны тяжесть экономического развития легла на Восточные районы страны. Сюда были эвакуированы 1000 предприятий и несколько млн. человек. Дети русских,украинцев,белоруссов разме щались в семьях казахов,узбеков,туркмен,кирги-зов,азербайджанцев и др.Предприятия эвакуиро-ванные на Восток часто оставались там и после во-йны. 2.Экономика республик в годы войны. Узбекистан. Сбор хлопка. 1942 г.

    Слайд 7

    Огромную роль в экономической жизни страны сыг-рало социалистическое соревнование инициатора-ми которого становились русские и грузины, укра-инцы и татары и т.д.Во всех республиках с нача-лом войны развернулся сбор средств в Фонд Оборо ны.на эти деньги были построены 2500 самолетов, 5400 танко,8 подводных лодок и др.С 1943 г.союз-ные республики начали брать шефство над осво-божденными районами,помогая в их восстановле-нии. 2.Экономика республик в годы войны. Производство проката в Мариуполе. 1944 г.

    Слайд 8

    3.Национальные движения. Жители Западной Украины встречают немецких солдат. Война оживила национальные движения в тех регио-нах, где особенно сильно ощущался гнет центра. На Украине активно действовала созданная еще в 20-е гг.Организация украинских националистов, добивавшаяся национальной независимости.Ана-логичные, но немногочисленные организации поя-вились в З.Белоруссии,Прибалтике,Крыму,Чечено-Ингушетии.

    Слайд 9

    Генерал Власов на учениях вермахта. 1943 г. Вооруженную борьбу против Советской власти вели Украинская повстанческая армия,Крымский мусу-льманский комитет и Особая партия кавказских братьев. В 1943 г. возникла Русская освободитель-ная армия ген. Власова,сформированная из военно пленных.Немцы стремились поставить националь-ные движения под свой контроль и ставили во гла-ве их бывших белых генералов.Но население эти организации не поддержало. 3.Национальные движения.

    Слайд 10

    Активизация националистических движений приве-ла к ответным мерам со стороны властей.в преда-тельстве были обвинены не конкретные представи тели того, или иного народа,а весь народ целиком. Летом 1941 г.«шпионами» было объявлено все немец- кое население страны.Немцев депортировали в Си-бирь и Казахстан. Вслед за ними туда отправили 50000 литовцев, латышей и эстонцев. 4.Национальная политика. Развалины лагеря немцев Поволжья в Читинской области.

    Слайд 11

    В 1943 г.депортации подверглись 70000 карачаевцев, 93000 калмыков,40000 балкарцев. 23 февраля 1944 г.началась самая массовая депорта-ция-516000 чеченцев и ингушей были отправлены на Восток.Чечено-Ингушская АССР была упраз-днена.Весной 1944 г. Из Крыма в Узбекистан было отправлено 194 тыс.крымских татар.Только в ре-зультате депортации погибло 144000человек. 4.Национальная политика. Экспедиция НКВД в Карачаево.1944 г.

    Посмотреть все слайды

    Ход урока

    I. Вводная часть.

    II. Основной этап.

    4.Национальная политика.

    Домашнее задание: п.35

    Тема: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

    Цель: расширить кругозор учащихся.

    Обучающие: повторить, обобщить и закрепить учебный материал.

    Коррекционно-развивающие: развитие речи, обогащение активного словаря, мышления учащихся; развитие коммуникативных умений, проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.

    Оборудование: компьютер, презентация, карта “Общий ход Второй Мировой войны (1.IX.1939 г. - 2.IX.1945 г.),

    Портреты советских военачальников, видных партизан, деятелей подпольного движения, политических и государственных деятелей; репродукции картин.

    Ход урока

    I. Вводная часть.

    II. Основной этап (изучение нового материала).

    III. Подведение итогов закрепление материала.

    II. Основной этап.

    1.Многонациональный советский народ на фронтах войны.

    2.Экономика союзных республик в годы войны.

    3.Национальные движения в годы войны.

    4.Национальная политика.

    3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно?

    4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

    Домашнее задание: п.35