Территориальное море правовой статус и режим. Территориальное море: понятие, правовой режим. Правовой режим территориального моря

Понятие территориального моря (территориальных вод). Под территориальным морем (территориальными водами) понимает­ся морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверени­тет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу мор­ской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориаль­ное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина террито­риального моря не может превышать 12 морских миль.

Методы отсчета ширины территориального моря. В соответст­вии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормаль­ные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря. Прямая линия для отсчета ширины терри­ториального моря соединяет крайние точки берега либо островов.

Государство может использовать для отсчета ширины своего тер­риториального моря оба названных метода.

Право мирного прохода. В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.

Под мирным проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутрен­них вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодоли­мой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опас­ности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае, если он не наруша­ет мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция 1982 года устанавливает, какие действия, совершаемые судами при проходе через территориальное море, могут рассматри­ваться как нарушающие мир, добрый порядок или безопасность го­сударства. К ним относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической не­зависимости прибрежного государства, любые маневры или учения с оружием любого вида, сбор информации в ущерб обороне или безопасности, подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства, погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства, любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, любая рыболовная деятельность, проведение исследовательской или гидрографической деятельности, любой акт, направленный на создание помех функцио­нированию систем связи или любых других сооружений или устано­вок прибрежного государства, а также любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через терри­ториальное море.



Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государ­ства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода. Такие законы и правила могут касаться безопасности судоходства и регу­лирования движения судов, защиты кабелей и подводных трубо­проводов, сохранения живых ресурсов, предотвращения нарушений рыболовных законов и правил, сохранения окружающей среды, про­ведения морских научных исследований и гидрографических съемок, предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграцион­ных или санитарных законов и правил.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определен­ных районах территориального моря приостанавливать осуществле­ние права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Однако такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, то есть должно действовать в отно­шении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов. Однако при этом прибрежное государство принимает во внимание рекомен­дации компетентной международной организации (в качестве тако­вой признана Международная морская организация), особые харак­теристики судов, интенсивность движения судов. Конвенция ООН 1982 года признает за прибрежными государствами право требовать от танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые вещества или материалы, следовать по названным морским коридорам.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными суда­ми, как гражданскими, так и военными кораблями и государствен­ными судами, используемыми в некоммерческих целях. В отношении подводных лодок, а также в отношении других подводных средств в Конвенции содержится положение о том, что они должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Конвенция 1982 года закрепляет ряд обязанностей прибрежных государств в отношении мирного прохода. Так, прибрежное госу­дарство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой опас­ности для судоходства, существующей в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права, закрепленными Конвен­цией ООН 1982 года.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для произ­водства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следую­щих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипло­матический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли нарко­тическими или психотропными веществами.

В том случае, если иностранное судно проходит через террито­риальное море после выхода из внутренних вод, то прибрежное го­сударство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту.

Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет диплома­тического агента или консульское должностное лицо. В случае край­ней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного госу­дарства зависит от того, проходит ли иностранное судно через тер­риториальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибреж­ное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иност­ранного судна, которое навлекло на себя гражданско-правовые обя­зательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. В случае причинения военным кораблем или государственным суд­ном, используемым в некоммерческих целях, ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства относительно мирного прохода на государство флага возлагается международная ответственность.

Положения Федерального закона РФ от 16 июля 1998 г. относи­тельно территориального моря соответствуют в основном положени­ям Конвенции ООН 1982 года.

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отра­жена специфика территориального моря. В соответствии с тре­бованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет пра­вовой режим своего территориального моря, поскольку оно вхо­дит в состав государственной территории, а его внешняя грани­ца является государственной границей прибрежного государст­ва на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса тер­риториального моря Российской Федерации относится к веде­нию РФ. Закон "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина - 6 (Греция), 4 (Норве­гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов). Географиче­ские координаты точек, через которые проходят прямые ис­ходные линии для отсчета территориального моря России, ут­верждаются Правительством РФ и объявляются в Извеще­ниях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграни­чительной линии их территориального моря используется сре­динная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Государ­ства с учетом различных обстоятельств (исторических, геогра­фических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения. Такие соглашения были подписаны СССР с Поль­шей о разграничении советских и польских территориальных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турцией об определении линии морской границы между советскими и ту­рецкими территориальными водами на Черном море (1973т.).

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Территориальное море имеет большое значение для меж­дународного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мир­ного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного раз­решения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутрен­ние воды;

б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на по­верхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доб­рого порядка или безопасности прибрежного государства: угро­за силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или про­паганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государ­ства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, ис­следовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание по­мех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и пра­вила, относящиеся к безопасности судоходства и регулирова­нию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах сво­его территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территори­альном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных догово­ров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установлен­ный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения на­рушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, орга­ны и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам име­ют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчи­няется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нару­шение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами терри­ториального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего госу­дарства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непре­рывно (преследование "по горячим следам").

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уго­ловная юрисдикция прибрежного государства не должна осу­ществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или про­изводства расследования в связи с любым преступлением, со­вершенным на борту судна во время его прохода, за исключе­нием случаев:

а) если последствия преступления распростра­няются на прибрежное государство;

б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территори­альном море;

с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли нарко­тическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обя­зательствам или в силу ответственности, принятых или навле­ченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причи­ненные военным- кораблем прибрежному государству, государ­ство флага несет международную ответственность.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ее особая роль в прогрессивном развитии международного морского права

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Настоящая Конвенция, ставшая результатом большой и кропотливой работы многих субъектов международного права, является одним из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений.Конвенция 1982 состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений.16 ноября 1994, по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст.308 вступило в силу.Украина в Конвенции 1982 г. участвует с 1999 г.

Конвенция 1982 подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана.Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря - 12 морских миль.Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.Конвенция ввела новый институт - архипелажные воды, который применяется к государствам-архипелагов.В Конвенции зафиксировано правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них.Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах, в покрывающих водах, и управлении ими, а также в отношении других видов экономической деятельности.Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности, четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории - района морского дна за пределами континентального шельфа ("Района").Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него, наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, и свободу возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, осуществлять морские научные исследования.В Конвенции блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции 1982 г. в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычных норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом, можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - это важный исторический этап в кодификации и прогрессивному развитию международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Внутренние морские воды. Понятие, состав и правовой режим

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды - это прибрежные морские воды государства, на которые распространяются ее суверенитет и юрисдикция в полном объеме.К ним относятся воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внешней границей внутренних морских вод портов е прямая линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений.Затока - это хорошо очерченный углубление берега, удается в сушу и включает замкнутые сушей воды, при этом такое углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега.При ширине входа в залив при наибольшего отлива менее 24 миль вся залив относится к внутренним водам прибрежного государства.Это правило не применяется в отношении заливов, которые имеют ширину входа более 24 миль, но считаются историческими водами.К таким заливов, в частности, относятся Бристольского залив (Великобритания), Гудзонов залив (Канада), залив Делавэр (США), залив Петра Великого (Россия).По законодательству России (Закон РФ "О государственной границе" 1993 г.) историческими водами могут считаться и моря (п. 4 "г" ст. 5) 1.Однако это положение не получило международного визнання2.

Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются: "(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости, (2) длительное пользование им или окончания длительного времени, хотя продолжительность конкретного периода зависит от обстоятельств, (3) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть затронуты этим статусом ".

Главной отличительной чертой правового статуса исторических вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда не пользуются правом мирного прохода.Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности, устанавливает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах придерживаться законов и других правил, установленных прибрежным государством иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.На иностранные торговые судна4, находящихся во внутренних морских водах прибрежного государства, распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция.Поскольку внутренние морские воды - это часть государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, по общему правилу подлежат юрисдикции прибрежного государства.Однако на практике чаще всего в силу двусторонних договоров, судебная власть прибрежного государства не осуществляет уголовной юрисдикции в отношении преступлений такого рода, если они не нарушают мир и добрый порядок, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если о другом не просят дипломатические или консульские должностные лица государства флага судна.

Иностранные торговые суда не должны предоставляться как убежище для лиц, преследуемых властями прибрежного государства за совершенное преступление.

Гражданская юрисдикция.Судебной властью прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту.Реализация гражданской юрисдикции в отношении иностранного торгового судна может включать задержание или арест такого судна с целью обеспечения исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений.Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства.В середине 90-х годов XX в.несколько украинских торговых судов, которые в основном принадлежали Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах с целью обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходства.

В связи с этим следует отметить, что в 1999 г. была принята Международная конвенция "Об аресте судов", согласно которой судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест.Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционного (или арбитражного) оговорки, предусмотренной соответствующим договором или иным способом, морское требование, по которому налагается арест, должно рассматриваться в суде государства, иного, чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже, или в соответствии с законом другого государства.

Как правило, прибрежные государства не вмешиваются в гражданско-правовые споры между членами экипажа иностранного торгового судна.

О трудовых правоотношений между членами экипажа иностранного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства.Однако на практике прибрежные государства обычно не вмешиваются в такие споры, кроме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором.

Административная юрисдикция.В основном нормы административного права устанавливают режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства.

Согласно этим нормам иностранные суда, как государственные, так и частные, обязаны подчиняться административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.Прежде всего это касается выполнения таможенных и санитарных правил, а также мер контроля безопасности судов, охраны человеческой жизни, допуска иностранцев.Следует отметить, что иностранные военные корабли освобождаются от таможенного досмотра.

Прибрежные государства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты.В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты.Согласно этого порядка заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должна направить запрос государству, в чьи порты предполагается заход ее кораблей, и получить на это соответствующее разрешение.

Сейчас в связи с интенсивным развитием международного судоходства наметилась тенденция к ограничению юрисдикции прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в ее внутренних водах.Было выдвинуто предложение о необходимости заключения конвенции о внутренние морские воды, которая содержала бы базисные правовые положения, общие для всех государств, выработанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.

Правовой режим территориальных вод. Мирный проход через территориальные воды. Права и обязанности прибрежного государства

Под территориальным морем (территориальными водами) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории прибрежного государства либо к внешнему пределу его внутренних морских вод.

На территориальное море и на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства, осуществляемый с соблюдением норм международного права. Такой суверенитет распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (это - нормальные исходные линии), а также прямые исходные линии.

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов (расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря). Прямая исходная линия для отсчета ширины территориального моря соединяет соответствующие точки на побережье, обозначенные прибрежным государством.

Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба названных метода.

В соответствии с международным правом суда любого государства, как прибрежного, так и не имеющего выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море любого другого государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К действиям, совершаемым судами при проходе через территориальное море, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок или безопасность государства, относятся: угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения; любая рыболовная деятельность; проведение исследовательской ил и гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через территориальное море.

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определенных районах территориального моря приостанавливать, после заблаговременного опубликования должной информации, осуществление права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, т.е. должно действовать в отношении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов.

При этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации (Международной морской организации), особые характеристики судов, интенсивность движения судов.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными судами, в том числе и военными кораблями. Подводные лодки, другие подводные средства должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права. Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступлением нарушается спокойствие в стране или добрый порядок; 3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. В том случае, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, прибрежное государство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту. Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного судна, которое навлекло на себя гражданско-право вые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется, как и во внутренних водах, иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность в случае причинения военным кораблем (или государственным судном, используемым в некоммерческих целях) ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства о мирном проходе.

Прилегающая зона. Правовой режим

Под прилежащей зоной понимается морской район, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях (ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.; ст. 33 Конвенции 1982 г).

В соответствии с Конвенцией 1982 г. прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного государства в пределах его территории, включая территориальное море, а также в целях наказания за такие нарушения. Прибрежное государство в целях борьбы с торговлей археологическими и историческими объектами, обнаруженными в его прилежащей зоне, вправе установить, что они могут быть извлечены с морского дна только с его одобрения.

Установление прилежащей зоны - не обязанность, а право прибрежного государства. Его законодательством определяются и виды контроля, которые оно будет осуществлять в своей прилежащей зоне.

Международной практике известны, помимо четырех, конвенционно обозначенных, и иные случаи претензий на контроль в морских зонах, прилежащих к территориальному морю, соответственно и другие их названия: зона радионадзора; зона безопасности и т.д. Такие случаи не соответствуют международному праву, если они создают препятствия для реализации свобод открытого моря.

Правовой режим внутренних вод и территориального моря регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и другими международными актами, а также национальным законодательством. Так в России действует Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах,территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Внутренние воды и внутренние морские воды . Согласно статье 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства. В рамках внутренних вод выделяют внутренние морские воды. Во - первых, внутренние морские воды являются частью внутренних вод, а во - вторых, главной и отличительной особенностью внутренних морских вод является тот факт, что они непосредственно граничат с территориальным морем.

На различия между внутренними и внутренними морскими водами обращает внимание известный финский ученый и дипломат К. Хакапаа, который предлагает, чтобы термин «внутренних» употреблялся для обозначения вод в пределах сухопутной территории государства, а термин « внутренняя » - для соответствующих морских районов.

К внутренним морским водам относятся воды :

Морских портов;

Заливов, если ширина входа в них не превышает 24 морские мили;

Исторические воды, в том числе исторические заливы независимо

от ширины входа.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Как правило, он получает подробное отражение в Правилах порта (Портовые правила). В российской практике они называются Обязательными постановлениями по порту.

Внешней границей акватории любого порта является линия, проведенная между двумя естественными выступами суши, либо линия, проведенная через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта. Водные пространства, составляющие акваторию порта, включают в себя как внутренний, так и внешний рейд, расположенный перед портом со стороны моря. Границы акватории порта обозначаются в Правилах порта (Обязательных постановлениях по порту), на навигационных картах, в лоциях и обязательно публикуются в «Извещениях мореплавателям» (Извещения мореплавателям).

Правовой режим торговых судов в иностранном порту регламентируется в основном законодательством прибрежных государств, а также двусторонними и многосторонними международными соглашениями о морском торговом судоходстве. К числу последних можно отнести, например, Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 года, Международные санитарные правила 1969 года и другие.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа например, из соображений безопасности.

В объявленные открытыми порты государство гарантирует свободный заход всех иностранных торговых судов независимо от их флага. Для захода в открытый порт не требуется получения разрешения властей прибрежного государства. Обычно торговые суда заблаговременно в соответствии с коммерческой практикой порта информируют портовые власти о предстоящем заходе.

Для судов с особыми характеристиками могут быть установлены определенные ограничения. Например, заход ядерного судна в иностранный порт возможен лишь при условии заблаговременного представления информации о безопасности согласно положениям глава VIII Конвенции СОЛАС-74/78 .

Заход иностранных торговых судов в закрытые порты может быть осуществлен только при наличии разрешения властей прибрежного государства. Исключением из этого правила может быть только так называемый вынужденный заход, причинами которого могут быть необходимость в срочной медицинской помощи, стихийное бедствие, авария и тому подобное.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение прибрежного государства. При наличии такого общего разрешения прибрежному государству своевременно должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля. Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции. Они не подлежат досмотру.

В период пребывания в иностранном порту судно полностью подчиняется правопорядку, установленному прибрежным государством. Государство обладает юрисдикцией в отношении данного судна. Оно может рассматривать уголовные дела и гражданские иски. Указания администрации порта, возглавляемой капитаном порта (капитан порта), являются для судна обязательными.

Заливы с шириной входа не более 24 морских миль . Согласно положениям Конвенции 1982 года под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, - в соотношении с шириной входа в него, - что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ей было отграничено возможно большее водное пространство.

Исторические воды , включая «исторические» заливы. Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: если, во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во-вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств. Возможность признания некоторых вод « историческими » содержится в статье 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, Указывающей на «исторически сложившиеся правовые основания».

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори - Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта- Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль.

Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря. Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей мысы Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

Территориальное море – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, статья 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.

Правовой режим территориального моря имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на территориальное море свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранное территориальное море. Осуществляя суверенитет в территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Цель этих актов – обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства, живые ресурсы моря, предотвратить загрязнение моря и другие. Государство может объявить определенные районы территориального моря закрытыми для плавания, например при проведении учений с использованием оружия.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;

б) пройти во внутренние воды;

в) выйти из внутренних вод в открытое море. Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства.

Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:

♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи; если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;

♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и тому подобное).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; другие – лишь предварительного уведомления; третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды.

Территориальное море (территориальные воды) - это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен­ним морским (и/или архипелажным) водам государст­ва, на который распространяется его суверенитет. Су­веренитет осуществляется с учетом норм международ­ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер­мином "территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин "террито­риальные воды". В некоторых государствах территори­альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина "терри­ториальное море" предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по­ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ­ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ­ствами. Так, о признании этой ширины территориаль­ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози­циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво­дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере­га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую­щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су­веренитет прибрежного государства, который распро­страняется и на воздушное пространство над террито­риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право­вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го­сударства в отношении территориального моря, кото­рые установлены международным правом.


Одним из основных изъятий является право мир­ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до­пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре­одолимой силы или бедствия или когда требуется ока­зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир­ного прохода в тех или иных районах своего территори­ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша­ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж­ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про­паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по­садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им­миграционных, фискальных законов и правил при­брежного государства, рыболовство, серьезное загряз­нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб­лей и государственных судов, эксплуатируемых в не­коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу­дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю­дает законов и правил прибрежного государства в от­ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо­вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде­лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу­дарству, международную ответственность несет госу­дарство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри­ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль­ное море, или в территориальном море во время осу­ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника­ких действий по осуществлению уголовной юрисдик­ции, если преступление совершено на борту иностран­ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при­брежного государства.

Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста­навливает два исключения. Они относятся к наруше­нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа­ям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориаль­ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини­мать любые меры для ареста этого судна и расследова­ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро­страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори­альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы­хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер­риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен­ности, возникших во время или в целях такого прохо­да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис­дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.