Авианосец «Шторм» входит в штопор. Новый российский авианосец будет гибридом

Макет нового российского авианосца / Фото: tvzvezda.ru

Проект перспективного авианосца «Шторм» предусматривает наличие двух трамплинов и катапульты для разгона самолетов, сообщил «Интерфакс». Корабль также получит подъемники как вертикального, так и качельного типа, что существенно сэкономит место. Таким образом создатели применят в авианосце лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного типа. «Многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000Э „Шторм“ может получить комбинированную силовую установку и два „острова“ управления», — рассказал агентству представитель Крыловского государственного научного центра, занимающегося разработкой корабля. По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина — 40, осадка — 11, скорость — до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске, поскольку «Севмаш» — единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса. На его верфях полностью перестраивался тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» для поставки в Индию. Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов.







«Основное требование Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам „Шторма“: корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил», — отметил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. Габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире. Правда, эксперты предсказывают авианосцам США гибель от разрабатываемых в России дальних ракет — те могут атаковать авианосные ордеры стаей с нескольких сторон сразу. Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО. Об этом в специальном проекте «РГ» «Русское оружие» пишет Антон Валагин .

Техническая справка

Атомный монстр-невидимка: каким будет новый российский авианосец

Несмотря на то, что в программе вооружения до 2020 года не предусмотрены средства на строительство авианосцев, в России полным ходом идет проработка проекта перспективного авианесущего корабля. Его прототип был представлен телеканалу ЗВЕЗДА в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге — организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле.


Перспективный российский авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты. Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

С прицелом на будущее Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета. А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50 , Миг-29К/КУБ , самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32. Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20%. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности.


На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.

Крейсер или аэродром

Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы. Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение.


Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33 ) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27 . Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США. Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли. Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.

«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».

Грани головоломк и

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.


Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота.

Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения. Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий» . В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.


Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» / Фото: Пресс-служба МО РФ

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

Палубные истребители Су-33 / Фото: Пресс-служба МО РФ

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, - говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон „НИТКА“ в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.


Проект 23000Э «Шторм» - перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два - с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком - гаком.

Корабль получит две надстройки - «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана - 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК - 4 модуля; противоторпедная защита - 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб - 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга - на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E - экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017-2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Перспективный авианосец - НЕДОРОГО! Часть II - проект 23000Э "Шторм", достоинства и недостатки March 19th, 2017

В повествования были рассмотрены подходы, позволяющие при сохранении не менее чем 30 узловой проектной скорости полного хода, снизить мощность, а значит и стоимость главной энергетической установки перспективного авианосца. Двухреакторная АЭУ с суммарной тепловой мощностью 700 МВт - это бесспорно серьезное снижение стоимости ГЭУ в сравнении с четырехреакторной АЭУ с суммарной тепловой мощностью 1220 МВт, которую планировали установить на ТАКР "Ульяновск" проекта 1143.7 почти три десятилетия назад.

Как засвидетельствовал в 2015 году советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин (статья "Перспективный авианосец "Шторм" получит уникальный корпус" в номере газете "Военно-промышленный курьер" за 20 мая 2015 г.), часть этих подходов была внедрена в предложенном КГНЦ проекте перспективного авианосца:

"В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления. Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута» ...по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса."

На модели авианосца (многоцелевой авианосец проекта 23000Э "Шторм") мы можем заметить очень широкую транцевую корму:


Можно с большой долей уверенности предположить что при определении формы корпуса модели/авианосца были использованы подходы описанные в патенте Российской Федерации "Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно" , в котором в частности отмечено что "подводная часть корпуса судна имеет наибольшую ширину по конструктивной ватерлинии в кормовой оконечности". Таким образом предложенные учёными КГНЦ для проекта 23000Э обводы можно отнести к одной из вариаций обводов типа "Моноклин". Для авианесущего корабля такие обводы позволяют в частности не уменьшать ширину авиационного ангара в кормовой части корпуса, и фактически удлинить ангар до самого кормового транца, чего в частности не наблюдается на авианосцах типа "Нимиц":

К слову увеличение площади (вместимости) авиационного ангара, требование обусловленное появлением в составе авиагрупп авианосцев XXI столетия малозаметных в радиолокационном диапазоне волн самолётов, радиопоглощающие покрытия которых весьма чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов природной среды . Следовательно для таких самолётов нахождение на борту корабля вне авиационного ангара допустимо лишь в ходе подготовки к вылету или повторному вылету. Большую часть срока нахождения на авианесущем корабле такие самолёты (их радиопоглощающие покрытия) должны быть защищены от воздействия природных факторов "крышей" и кондиционированным воздухом авиационного ангара. Как можно заметить на приведённой выше иллюстрации, авиационный ангар авианосцев типа "Нимиц" вмещает далеко не все летательные аппараты (ЛА) штатной авиагруппы. То же можно сказать и об авианосце "Джеральд Форд".

В заголовке я упомянул о недостатках предложенного ФГУП КГНЦ проекта многоцелевого авианосца. Из написанного выше можно сделать вывод что с обводами подводной части корпуса корабля проекта 23000Э всё хорошо. Новые обводы, в сравнении с традиционными, согласно предварительным оценкам примерно на 30% снижают гидродинамическое сопротивление при движении на полном 30 узловом ходу. Новые обводы так же способствуют увеличению длины и площади авиационного ангара. Но давайте посмотрим на схему полётной палубы:

Я насчитал на полётной палубе 34 позиции, на которых самолёты, не мешая выполнению взлётных и посадочных операций, могут быть заправлены, вооружены и подготовлены к вылету, их реактивные двигатели могут быть опробованы. Это впечатляет. К примеру на полётных палубах "Нимицев" имеются 14 заправочных узлов, которые могут быть использованы как для заправки топливом самолётов (вертолётов), так и для экстренной откачки топлива из их баков. Так же в центральной части полётной палубы обозначены ещё десять позиций, на которых уже заправленные самолёты с прошедшими гонку двигателями, не мешая выполнению взлётов и посадок, могут оснащаться ракетно-бомбовым вооружением в ожидать очереди на взлёт (к примеру аналогичная зона THE STREET на "Нимицах" вмещает шесть самолётов). И того 44 ЛА на палубе не мешающих проведению взлётов и посадок.

А теперь всё же о недостатках. Вторая стартовая позиция и её газоотбойник на "Шторме" частично оказались на посадочной палубе, что делает чрезвычайно опасным выполнение посадок при задействовании для подъёма в воздух самолётов этой стартовой позиции. В случае незацепа выполняющий пробег по посадочной палубе самолёт рискует столкнуться с поднятым газоотбойником. К слову та же проблема, пусть и в значительно меньшей степени, наблюдается на первых восьми авианосцах типа "Нимиц". Левый край газоотбойника катапульты № 2 на них находится в зоне безопасности посадочной палубы. Не знаю, проводятся ли на "Нимицах" посадки при выполнении взлётов с катапульты № 2, но начиная с CVN-76 "Рональд Рейган", предпоследнего авианосца серии, катапульту № 2 и её газоотбойник сместили, так чтобы тот больше не задевал своим краем зону безопасности посадочной палубы:

Фактически на предложенном ФГУП КГНЦ многоцелевом авианосце проекта 23000Э при выполнении посадок можно использовать для взлёта самолётов только первую стартовую позицию, тогда как на авианосцах типа "Нимиц", начиная с "Рональда Рейгана", и конечно же на "Джеральде Форде", катапульты № 1 и № 2, а при большом желании, видимо и катапульту № 4. Впрочем при совершении посадок: The waist catapults (that are located in the landing area) are generally not used - то бишь обычно не используются.

Невооруженным взглядом на полётной палубе модели "Шторма" видны ещё как минимум два недостатка, влияющих уже не на эффективность выполнения взлётно-посадочных операций, а на стоимость корабля. Во первых на модели можно заметить четыре приемных троса аэрофинишёра, тогда как даже американцы на последних "Нимицах" и "Форде" перешли на аэрофинишеры с тремя приёмными тросами. Почему разработчикам захотелось отобразить на модели четвертый трос, а значит добавить в проект четвертый комплект тормозных машин, не знаю. Видимо они не задумывались над тем как упростить и удешевить предложенный ими проект.

К такому же выводу можно придти наблюдая на модели авианосца два трамплина и целых четыре катапульты. В сопроводительных материалах впрочем указано что "два электромагнитных разгонных устройства", но мы то не слепые. На полётной палубе модели явно обозначены четыре катапульты, причем весьма короткие, явно не способные разогнать самолёт до взлётной скорости. Более подробный разговор о катапультах уже в следующей части.

Во вторник, 18 июля, заместитель министра обороны Юрий Борисов на авиакосмическом салоне МАКС сообщил журналистам, что оборонное ведомство обсуждает создание нового самолета для перспективного авианосца. И это, как предполагается, будет не палубная модификация Т-50 ОКБ Сухого, о чем говорилось совсем недавно, а самолет с вертикальным взлетом и посадкой ОКБ Яковлева.

Заявление, если разобраться, абсолютно сенсационное. Оно косвенно свидетельствует, что никакого авианосца - ни грандиозного «Шторма» проекта 23000, ни какого либо другого в 2025 году строить мы, скорее всего, не начнем. И, соответственно, в 2030 году, как прописано в прежних планах Министерства обороны, «Шторм» не будет спущен на воду. Потому что если по сей день не решено даже, под какие именно самолеты строить гигантский корабль - что же проектировать? А чтобы успеть к 2025 году, за дело такой сложности нужно было бы браться прямо сейчас.

Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000

Заявление Борисова - это, по сути, признание, что по вопросу создания российского авианосного флота в военных верхах нашей страны царят разброд и шатания. Принимаемые решения не корректируют предыдущие, а практически отменяют их. И при этом каждое новое решение существенно отклоняется от финансовых, технических, стратегических реалий.

С точки зрения современной военно-морской стратегии актуальность авианосцев сейчас ставится под сомнение даже в США, на родине самых современных плавучих аэродромов. Авиационная ударная группа, в которую, помимо самого авианосца, входит до полутора десятков кораблей и судов сопровождения, очень инерционна. За ее походом к месту нанесения авиаударов, что называется, наблюдает весь мир. Это вполне оправданно, когда речь идет о том, чтобы навести ужас на страну, которая не в состоянии защититься от ракетно-космического нападения. Этакая традиционная американская дипломатия канонерок.

Но даже по мнению ведущих американских экспертов развитая в военном отношении страна, как Китай или Россия, в состоянии нанести мощный удар по АУГ современными противокорабельными ракетами раньше, чем сможет подняться в воздух ее палубная авиация. И мгновенно обессмыслить саму затею такого нападения.

Ежели посмотреть на ситуацию с другой стороны - со стороны гипотетического российского авианосца - то и у США есть соответствующие ракеты.

В последнее время все актуальнее становятся крылатые ракеты надводного и подводного базирования, обладающие большей дальностью, чем находящиеся на авианосцах самолеты. Это более эффективный способ нанесения ударов по наземным объектам, чем авианосцы. Во-первых, максимальное отклонение ракет от цели сейчас снизилось до 5−10 метров, а то и ниже. Во-вторых, при нанесении удара ракетами их носителям нет необходимости входить в зону противовоздушной обороны противника. В-третьих, удар наносится максимально скрытно. Особенно, когда «работают» подводные лодки.

На этом фоне закономерен вопрос - а так ли нужны России сегодня такие же, как в США авианосцы? Ведь строительство даже одного из них способно просто разорить страну. А одного на четыре наших флота точно будет мало. Тогда во имя чего такие жертвы?

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр, за счет внутренних резервов уже создавший эскизный макет авианосца «Шторм», начал особенно активно продвигать свой проект с началом воздушных действий в Сирии. Поскольку российским боевым самолетам, особенно - стратегическим бомбардировщикам, и по сей день приходится добираться до целей на территории далекой страны через воздушное пространство трех государств.

Мотивация, казалось бы, железная - при наличии нового авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям , все существенно упростилось бы. Однако это упрощение, повторяю, требует гигантских финансовых затрат. Авианосец водоизмещением 100 тыс. тонн будет стоить, по самым скромным подсчетам, около триллиона рублей (это вместе с затратами на научные и опытно-конструкторские работы по этой теме).

Но ведь это не все. Для обеспечения его походов, нужно создавать полноценные АУГ. А это, как показывает американский опыт, около полутора десятков кораблей сопровождения и обслуживающих судов. Для противовоздушной и противолодочной обороны, для организации тылового обеспечения, разведки и прочих необходимых мероприятий. Добавим еще порядка 100 млрд. рублей.

Еще одна впечатляющая статья расходов - авиакрыло. Первоначально предполагалось использовать на «Шторме» палубные истребители . А, может быть, даже и , хоть они и сейчас-то уже очень немолоды. И к тому же относятся всего лишь к четвертому поколению боевых машин. А ВВС ведущих стран мира уже сегодня вовсю переходят на пятое поколение.

Однако к 2030 году уже изрядно состарится и МиГ-29К. Но новые разработки палубных истребителей в России не ведутся. Поэтому некоторое время назад, судя по заявлениям высокопоставленных представителей Минобороны РФ, там приняли довольно неожиданное решение: сделать палубную модификацию Т-50 (ПАК ФА) и разместить новые истребители пятого поколения и на «Шторме».

Однако такого рода модернизация вовсе не означает, что к самолету достаточно приделать гак, складывающиеся крылья и усилить антикоррозийную защиту. Придется всерьез заняться авионикой, поскольку у морской авиации своя специфика. И пересмотреть состав вооружения, что потребует внесения изменений в систему управления вооружением. А также приводить к требованиям ВМФ систему локации и РЭБ. То есть, все это должно вылиться в новый серьезный проект под названием ПАК ПА.

При это учтем: на «Шторме», как нам рассказывали, запланировано размещение 90 самолетов и вертолетов. Большую часть, разумеется, составят самолеты. То есть гипотетические ПАК ПА, которые, разумеется, к 2030 году появиться на свет не успеют, поскольку за них пока никто и не брался.

Но если когда-то это все же случится (при условии, что проект 23000 «Шторм» к тому времени не прикроют), то к 1,1 трлн. рублей (авианосец + корабли эскорта) надо приплюсовать еще миллиардов 500. Поскольку каждый даже «непалубный» Т-50 стоит порядка 6 млрд. рублей. А самолетов для авианосца надо порядка восьмидесяти.

Если же посчитать затраты на создание для «Шторма» специального дока (такие громадные корабли у нас еще не строились) и на береговую инфраструктуру, то авианосец со всеми неизбежными дополнительными расходами обойдется приблизительно в 2 трлн. рублей. Это если при его создании не воровать, а в России так работать пока не научились.

На эти деньги можно построить немыслимые сегодня 80 атомных подводных лодок новейшего, четвертого, поколения, каждая из которых стоит 25 млрд. рублей. Тогда пользы от них будет значительно больше, чем от одного авианосца.

Однако о «Шторме» власти продолжают с воодушевлением рассказывать. Хоть концепция у него довольно странная. Проект корабля предусматривает взлет самолетов как с трамплина, так и при помощью электромагнитной катапульты. Необходимо сказать, что в стране отсутствует опыт использования не только электромагнитных, но и паровых катапульт. Паровая была спроектирована для первого советского атомного авианосца «Ульяновск». Который наша страна лихорадочно строили в Николаеве, но не успела до рокового 1991 года. А «освобожденная Украина» под аплодисменты американцев немедленно разрезала корабль на металл. Так на «Ульяновске» дело даже не дошло до строительства катапульты.

Что еще не успеют сделать для авианосца «Шторм» к сомнительной дате спуска его на воду? Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления (ДРЛОиУ). Потому что его пока, как и ПАК ПА, никто и не думает разрабатывать.

На «Адмирале Кузнецове» довольствуются вертолетом ДРЛО, у которого, разумеется, куда более скромные возможности, чем у самолета такого же назначения. Более того, и с наземными самолетами ДРЛОиУ у нас картина довольно печальная. А-50 уже устарели. Модификацию А-50У в Таганроге выпускают по самолету в год. А о действительно серьезной машине А-100 говорят уже давно, ожидая, что скоро она наконец-то начнет проверять работу аппаратуры в воздухе.

Надо сказать, что ситуация со «Штормом» напоминает дележ шкуры неубитого медведя. Очень многие пытаются зацепиться за этот грандиозный в финансовом отношении проект. На том же самом МАКСе в Жуковском представители РСК «МиГ» заявили, что готовы создать палубную модификацию МиГ-35. И это было бы логично. Поскольку МиГ-35 - легкий истребитель в отличие от тяжелого Т-50. И этих самолетов можно разместить на палубе больше. А боевые качества у нового МиГа прекрасное, он относится к поколению 4++.

И вот теперь, после выступления Борисова на МАКСе, выяснилось, что одновременно вдруг всплывает из небытия тень самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, который был разработан в ОКБ Яковлева в 70-х годах. Самолет сложный, который дался конструкторам в результате большого интеллектуального напряжения, поскольку пришлось добиваться не только устойчивого, но и безопасного перехода из вертикального режима полета в горизонтальный и обратно. Сложнее с точки зрения устойчивости только конвертопланы. В связи с чем в мире существует только один конвертоплан военного назначения - Bell V-22.

Як-38 пошел в серию. Было построено 230 самолетов, которые размещались на советских тяжелых авианесущих крейсерах (а, по сути, легких авианосцах) «Минск», «Киев», «Новороссийск», «Баку». При этом, несмотря на ухищрения разработчиков и отличную подготовку пилотов, в авариях в течение короткого промежутка времени было потеряно 48 машин.

Основное достоинство Як-38 состояло в том, что для его эксплуатации не требовалось гигантских кораблей. Недостатков же было больше. При вертикальном взлете и посадке самолет сжигает большое количество топлива, поэтому у него малы боевой радиус и боевая нагрузка - 200 км и 1000 кг соответственно. И невысокая маневренность, поскольку, например, максимальная эксплуатационная перегрузка не превышает 6 g. И это, что называется, родовые свойства всех СВВП, где бы и кто бы их ни разрабатывал.

Правда, может показаться, что компания «Локхид Мартин» смогла вырвать свой F-35B из порочного круга. Однако это спланированная рекламной службой иллюзия. Характеристики самолета даются для режима не вертикального взлета и посадки, а при взлете с разгона и посадке с помощью аэрофинишера.

Можно предположить, что если ОКБ Яковлева получит «добро» на то, чтобы во второй раз попытаться войти в ту же реку, то новый самолет СВВП получится более серьезным по тактико-техническим характеристикам. Возможно, он будет доведен до уровня последней модификации британского бомбардировщика Harrier AV-8B, который выпускался до 2003 года. Хотя боевой радиус Harrier AV-8B был доведен до 470 км, но ракетно-бомбовая нагрузка не дотягивала даже до не особо впечатляющих 3 тонн.

Однако новый российский самолет ВВП придется разрабатывать с нуля, поскольку все наработки, полученные на Як-38, уже утрачены по причине разрухи, начавшейся в перестройку. И на это уйдет не менее двух десятков лет. Потому что ОКБ Яковлева начало работы по теме СВВП в конце 50-х годов. Як-38 впервые поднялся в воздух в 1970 году, а был принят на вооружение в 1977 году. Так что новый продукт ОКБ Яковлева на «Шторм» точно не попадает.

Но если бы это и случилось, то в Пентагоне долго смеялись бы над русским авианосцем, на котором и трамплин, и катапульта, и самолеты-«вертикалки».

Так что этот самолет задуман для иных целей. И они впервые прозвучали (правда, косвенно) в июне в интервью «Интерфаксу» начальника отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского центра Владимира Пепеляева . Он сказал, что Центр начал в инициативном порядке проработку технического облика более простого легкого авианосца, боевые возможности которого не сильно уступят «Шторму», в то время, как он будет значительно дешевле.

Оставим без комментариев возможность получения тех же возможностей «задешево». И заметим, что тут речь идет, скорее, не о легком авианосце, а об универсальном десантном корабле. Такого типа единиц в ВМФ РФ пока нет. УДК, предназначенный для высадки мощных десантных групп с техникой, для поддержки таких операций обычно имеет авиационное крыло - либо ударные вертолеты, либо СВВП. Никаких трамплинов и катапульт на нем нет.

В США эксплуатируются восемь УДК типа «Уосп» водоизмещением 40 тыс. тонн с британскими «Харриерами» на борту. Строительство каждого УДК обошлось в 750 млн. долларов, не считая затрат на разработку. Им на смену вскоре начнут приходить УДК типа «Америка» водоизмещением 48 тыс. тонн (половина российского «Шторма»). Головной корабль с учетом разработки обошелся в 6,8 млрд. долларов. Стоимость постройки - 3,4 млрд. Так вот, F-35B запланированы именно для них. Также на «Америке» используются вышеупомянутые конвертопланы V-22, а также ударные и транспортные вертолеты.

УДК, конечно, вещь более разумная и более дешевая (но отнюдь не значительно, как обещают в Крыловском центре). Но новый российский СВВП создавать для него было бы крайне сомнительно. Долго и дорого. И необходимо готовить пилотов высочайшего класса.

В то же время у нас уже существуют прекрасные ударные вертолеты Ка-52К «Катран», которые созданы для проплывших мимо России французских «Мистралей». «Катраны» сейчас мы начинаем интенсивно строить для Египта. Решение «посадить» их и на перспективный российский УДК, безусловно, существенно снизило бы стоимость будущего корабля.

Но прежде чем принимать решение о разворачивании проекта создания УДК, не мешало бы ответить на вопрос о том, намереваемся ли мы в будущем проводить крупные наземные операции вдали от родных берегов? Иначе к чему такие траты?

Ну, а разорительный «Шторм», будем надеяться, под грузом непосильных для России проблем вскоре утихнет сам собой.

Недавний спуск на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика» нового проекта 22220 сильно вдохновил российских кораблестроителей. Неназванный осведомленный источник в тот же день сообщил информационным агентствам, что, кроме всего прочего, «Арктика» станет испытательной площадкой для атомных реакторов РИТМ-200 на эксплуатационную пригодность. В случае успеха затем такие же планируется ставить и на перспективный атомный авианосец «Шторм» проекта 23000, контракт на строительство которого военное ведомство, по словам замминистра обороны Юрия Борисова , собирается подписать к концу 2025 года.

Для начала отметим, что недолгая пока история «Арктики» действительно сильно обнадеживает. Она показала, что отечественное судостроение потихоньку преодолевает многолетний кризис. И мы уже опять в состоянии строить серьезные современные суда и корабли. Ведь этот весьма немаленький ледокол (водоизмещением 33500 тонн, в полтора раза больше, чем, к примеру, у тяжелого ) был заложен сравнительно недавно, в ноябре 2013 года. То есть - менее трех лет назад. А уже через полтора года, если все пойдет по плану, займется своими прямыми обязанностями - станет ломать льды за Полярным кругом.

Сравните эти сроки хотя бы с теми, что ушли на создание, скажем, упомянутого «Петра Великого» (12 лет). Или с историей создания головного многоцелевого фрегата дальней морской зоны проекта 22350. «Адмирала Горшкова» заложили в 2006 году. И не ввели в боевой состав ВМФ до сих пор.

Понятно, что военные корабли по сложности конструкций не идут ни в какое сравнение даже с атомными ледоколами. Насыщенность современных крейсеров, эсминцев и фрегатов различными образцами оружия, электроникой, различными агрегатами и механизмами куда выше. И строить их намного сложнее.

Ну, так мы еще недавно и ледоколы строили как египетские пирамиды. Предыдущий покоритель полярных широт, названный «50 лет Победы», ввели в эксплуатацию, когда уже и 60-й юбилей славного 1945 года давно миновал. После закладки на стапеле в 1993 году до ввода в эксплуатацию прошло четырнадцать лет.

Только означают ли обнадеживающие вести с Балтийского завода, что мы уже вправе всерьез задумываться и о новом российском авианосце водоизмещением до 100 тысяч тонн с ядерной ГЭУ? Ведь это настолько грандиозный и амбициозный проект, что многие специалисты сомневаются в способности страны потянуть его даже в среднесрочной перспективе. И сомневаются, на мой взгляд, весьма резонно. Перечислим хотя бы некоторые из аргументов скептиков.

Первое и, наверное, главное, - цена. По опубликованным данным, она выйдет никак не меньше 15−20 миллиардов долларов (около триллиона рублей по нынешнему курсу). Только вряд ли даже столь циклопическая сумма не разбухнет по дороге со стапеля. Ведь мы собираемся строить аналог самой дорогой «игрушки» ВМС США - авианосца CVN 78 «Джеральд Р. Форд». А он обошелся Пентагону в 42 миллиарда долларов.

Причем, и без того поражающий воображение триллион рублей - это пока предварительная стоимость только самого российского корабля. Расходы на запланированное для «Шторма» авиакрыло в составе порядка 90 самолетов и вертолетов - отдельная статья расходов.

А между тем, это авиакрыло обещано сформировать, в том числе и из еще не принятых на вооружение наших Вооруженных сил многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50, переделанных в будущем в палубный вариант. Во сколько обойдется каждый пока виртуальный перспективный авиационный комплекс палубной авиации (ПАК ПА)? Поскольку такового истребителя пока нет в природе, нет и точного ответа. Но определенные представления можете почерпнуть вот из чего: в свое время Индия соглашалась закупать каждый «простой», а не палубный Т-50 по 100 миллионов долларов. На «Шторме» ПАК ПА, напомню, должны базироваться десятками. Иначе нечего и огород городить. А коли так, дальше - пугающая результатами таблица умножения.

Только и это не все. Полноценному авианосцу не обойтись без палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) , позволяющего контролировать воздушную и надводную обстановку на дальних подступах к кораблю. В российской авиации ничего подобного никогда не было. Мы пытались построить такой для заложенного в последние советские годы в Николаеве атомного авианосца «Ульяновск», который прямо на верфи погиб вместе с той страной под «самостийными» украинскими автогенами.

Обидно, первый отечественный палубный самолет ДРЛОиУ был буквально на выходе, построили уже и полноразмерный макет. Предполагалось, что эта машина с экипажем в шесть человек и взлетной массой в сорок тонн сможет патрулировать в воздухе до шести часов на скорости до 700 километров в час. Одновременно наводить на цели она должна была до сорока истребителей. Назывался самолет Як-44. Но тот проект вместе с «Ульяновском» прихлопнули в 1992 году.

Понятно, что просто взять с пыльной полки в «яковлевском» КБ чертежи той машины и снова начать ее строить, не получится. За минувшие четверть века Як-44 технологически безнадежно устарел, так и не родившись. Значит, самолет ДРЛОиУ для «Шторма» придется конструировать заново. Каких денег это потребует?

Если хотя бы перечисленное обобщить, чтобы перевести дух, то выйдет вот что: авторитетные эксперты считают, что общая стоимость авиакрыла для «Шторма» неизбежно превысит расходы на сам корабль. То есть триллион рублей. На сколько превысит - время покажет.

Но бурная река предполагаемых бюджетных трат несет нас дальше. Неизвестно, каким получится сменщик Як-44 на «Шторме». Однако, несомненно, он тоже выйдет весьма тяжелым, поскольку такой по долгу службы обязан подолгу барражировать в воздухе в сотнях миль от авианосца. Это требует большого расхода топлива.

Словом, даже если взлетный вес неизвестно какого пока самолета ДРЛОиУ снова получится хотя бы порядка сорока тонн - это значительно больше, чем у самого тяжелого истребителя. С трамплина, как на «Адмирале Кузнецове», такому самолету не подняться. Нужна катапульта. Паровая, а лучше электромагнитная. Ни того, ни другого в России тоже никогда не делали. Но, выходит, сделать придется. И раскошелиться на катапульты тоже.

И так - куда ни кинь. Строить авианосец водоизмещением в 100 тысяч тонн негде. Нужен соответствующих размеров сухой док. Говорят, возводить его собираются в Северодвинске. К тому же там еще по решению Иосифа Сталина подготовили базу для спуска на воду тяжелых крейсеров и линкоров. Но эта база все равно тесна для современного атомного авианосца.

Далее. Делать сухой док открытым? То есть, годами собирать корпус корабля на свежем воздухе? Это сомнительно. Поскольку на берегах Белого моря большую часть года воздух куда свежее, чем, допустим, на море Черном.

Однако, допустим, мы все это преодолели, денег потратили - как на зимнюю Олимпиаду в Сочи. И готовый к бою «Шторм» уже режет форштевнем волны. Куда его ставить? В смысле - куда базировать?

Оставлять на швартовых бочках на рейде Североморска нельзя. Плавучий город ежесекундно нуждается в снабжении паром, электроэнергией, пресной водой. Если он станет все это вырабатывать собственными средствами - быстро сожрет сам себя. Как случилось на том же рейде с предшественниками перспективного авианосца времен Советского Союза - тяжелыми авианесущими крейсерами проекта 1143 «Киев» и «Баку». А на Дальнем Востоке - с такими же «Минском» и «Новороссийском».

Причалов для них никто даже и думал строить. Привязанные к застывшим на якорях бочкам крейсера беспрерывно молотили своими котлами и дизель-генераторами. Которые поочередно «сдыхали». Ремонт шел непрерывно. До той поры, пока и ремонтировать стало нечего.

Их печальную судьбы постарались учесть, когда ввели в строй Северного флота . Для него в сотне километров от Мурманска построили специальный причал в безлюдных сопках близ поселка Видяево. С котельной и электроподстанцией. Только снова ничего не вышло. Причин много, но про одну из них я услышал сам, когда в 1995 году был на борту «Кузи» в составе комиссии Минобороны РФ.

Как выяснилось, никто не продумал, каким образом будет обеспечена противовоздушная оборона того пункта базирования. Своими средствами ПВО далеко оторванный от причалов стоявшей в Североморске, на другом берегу Кольского залива, эскадры авианосец тоже защититься оказался неспособен. Окрестные сопки оказались выше его антенн. По этой причине обнаруживать воздушные цели собственными РЛС экипаж корабля был не в силах.

Командир корабля неуверенно докладывал комиссии, что в случае военной опасности на вершины сопок выдвинет расчеты имевшихся на борту переносных зенитно-ракетных комплексов «Стрела». Это было совсем не смешно. И «Адмирала Кузнецова» вскоре пришлось перебазировать в поселок Роста на окраине Мурманска. Где он набирается сил и поныне.

Что в этом смысле ждет «Шторм»? Куда на Кольском полуострове ставить этот корабль? В Росту, где к моменту гипотетического появления нового авианосца на свет к 2030 году уже не будет «Адмирала Кузнецова»? Но перспективный «Шторм» вдвое массивней. И не факт что ему хватит причального фронта, занимаемого пока тоже внушительным «Кузей».

Строить новую базу? Где? И сколько такая будет стоить? Вон китайцы четыре года возводили причалы и прочие береговые сооружения для своего единственного пока авианосца «Ляонин», бывшего советского «Варяга». Полагаю, даже сам срок лихорадочного строительства дает некоторое представление и о масштабах финансирования.

Но, во-первых, китайцы поставили «Ляонин» в Циндао. А это совсем не заполярные края. А во-вторых, и этот корабль, как и «Адмирал Кузнецов», вдвое меньше «Шторма». Так что нам придется намного сложнее.

Тогда зачем мы все это собираемся городить? Зачем России авианосец, который догола разденет не только Министерство обороны? Подозреваю, разгадка в словах вице-премьера Дмитрия Рогозина , сказанных пару лет назад: «Строительство такого рода кораблей - вопрос не военно-технический, это вопрос геополитический ». Сильно подозреваю, что в данном случае под геополитикой имеется ввиду не стратегическая целесообразность, а ложно понимаемый государственный престиж.

Может, вы не правы, Дмитрий Олегович? Может, читали: даже в Соединенных Штатах все настойчивей голоса, что авианосцы - это вчерашний день. С начала 2016 года за океаном опубликованы, как минимум, два серьезных аналитических доклада на эту тему.

Первый - в Washington Post под заголовком «Преимущество США за счет авианосцев подходит к концу». Статья написана в Центре новой американской безопасности высокопоставленной сотрудницей Пентагона Мишель Флурной , а также бывшим офицером разведки ВМС США и сотрудником госдепа Куртом Кэмпбеллом . По мнению этих людей, эра эффективного использования авианосцев в современных войнах стремительно кончается. Вероятные противники - Россия и Китай - своими береговыми ракетными комплексами большой дальности способны уничтожить эти огромные корабли раньше, чем те поднимут палубную авиацию для нанесения удара.

Разумеется, американские военные эксперты, горюющие по авианосцам, не стали в одночасье «голубями мира». Нет, они призывают высвобождающие в случае отказа от существующей кораблестроительной программы деньги вкладывать в другие виды современного оружия для войны на море. Скажем, в совершенствование электромагнитных пушек. Или в строительство многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами на борту, способных скрытно подбираться к чужому побережью на дистанцию залпа.

Приблизительно то же в другом докладе утверждает Бен Хо Ван Бенг, старший аналитик Школы международных исследований из Сингапура . Его взгляды, надо полагать, разделяет Военно-морской институт США, который и подготовил публикацию.

Так может и нам задуматься, как эффективней тратить триллионы? Особенно те, которых у страны нет?