Занятия по развитию речи в д саду. Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Кто всех нужней? Занятие по развитию связной речи

Светлана Ходаковская
Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]»

Цели занятия :

Развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г ;

Развивать умение соотносить звуки К , Г с буквами К и Г,

Развивать фонематический слух;

Расширять словарный запас;

Развивать внимание, логическое мышление;

Воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию :

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г ?

Найдите слово с мягким звуком Г .

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Думаю, не ошибусь -

Г запомним наизусть - Г – как голубь, Г – как гусь.

Это – гордость, это грусть. Г грибы, горох, галеты,

Все слова на Г нужны- Город, газ, графин, газета.

В речи так они нужны!

Сколько раз в стихотворении встретился звук К ?

Назовите слова с мягким звуком К .

Кролик, куры, кот и кошка, К – кино, компот, котлета,

И капуста, и картошка, Книга, краски и конфета,

Клевер, кактусы и клены, Кружева, корабль, кит –

Кипарис вечнозеленый. Слышишь, К – везде звучит!

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый.

Напоминаем!

Звук Г – звонкий , в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки :

а) Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук , если дрожания нет – глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К .

3. Игра «Эхо» . Повтори слоги :

га-ка ка-га ка-га-ка га-ка-га ка-ка-га

гу-ку-ку га-ка-га-ка го-ко-ко-го ко-го-го-ко.

4. Назвать первый звук в слове :

Гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

5. Определи, какой звук в слове – Г или К и его место :

Кот, мак, газ, огород, загадка, майка, берега, пирог, вагон, танки, рога, огонь, галка, нога, горка, гусак.

6. Подумай, на что похожа буква Г?

На что похожа буква К?

7. Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Г.

Выложи эти буквы из мелких предметов.

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Гг и Кк?

9. Прочитай слова с буквой Г, затем с буквой К :

10. «Кто больше?»

Необходимо придумать и записать как можно больше слов : начинающихся на буквы Г, К; имеющих их в своем составе.

11. Вставь букву К зеленым цветом, Г – синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …омната, …увшин.

12. Итог занятия .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звука [С]-[З] в словах» Конспект урока «Дифференциация звука [С]-[З] на фоне слова. Цель: Дифференциация звука [С]-[З] в словах. Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Светлана Шкурко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро мне!

Доброе утро тебе!

Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

Доброе утро, Сашенька.

Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

Какое у нас время года?

Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

Скажите, сколько в нем слов?

Дети- В этом предложении три слова.

2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

3. Игровое упражнение «Подари звук »

Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На полянке - большое дерево.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

5. Листья весело играют с ветерком

Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

6. У дерева длинные крепкие корни

Руки «сплетены» в предплечье

Язык напряженно тянется вниз

7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

5. Дыхательная гимнастика

Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

Вдох через нос выдох через рот -1раз.

Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

Приготовили правую руку.

Набрали носом воздух.

Приготовили левую руку.

Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

7. «Назови слово»

Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

Назовите первый звук в слове ГРИБ .

Назовите первый звук в слове КОТ .

9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

- Звуки [Г] и [К] какие ?

- Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

11. «Закончи слово» .

Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

Ка-ка-ка- белая мука,

Га-га-га- зеленые луга,

Ко-ко-ко- не ходите далеко,

Ку-ку-ку- белка на суку.

Гу-гу-гу- гуси на лугу.

13. «Слова наоборот»

Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный. Длинный- короткий.

Редкий- густой.

Мелко- глубоко.

Шершавый- гладкий.

Начало- конец. Умный- глупый.

Звонкий- глухой.

Прямая- кривая.

Продать- купить.

Страшный- красивый.

14. Игровое упражнение «Где находится звук

Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

Где ещё может находиться звук ?

Логопед размещает на доске звуковую линейку .

Рассмотрите картинки.

Определите, где находится звук [Г] или [К] .

15. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики :

прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут : топ, топ, топ!

Весело хохочут : ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные) .

16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

Очень нравится Котофеичу с вами играть.

Вы такие умные, смышлёные.

Посмотрите внимательно на этот рисунок.

Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

А- О- К- Ш- Л.

Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

Из этих букв выложите слово .

Дети- ШКОЛА.

Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

Катя, какое слово у тебя получилось?

Паша, а ты какое слово выложил?

18. «Составить и «записать» предложение».

Рассмотрите картинку.

Кто на ней нарисован?

Что на ней нарисовано?

Придумайте предложение к этой картине.

КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

Сколько слов в этом предложении?

- «Запишите» это предложение.

Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

Назвать первое/ второе/ третье слово.

Обозначьте первое слово в предложении.

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

Назовите самое короткое слово. С.

19. Знакомство с буквой .

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г . ***

К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

Из скольких элементов состоит буква Г ?

Какие это элементы?

Из скольких элементов состоит буква К ?

Какие это элементы?

Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

20. «Ребус»

ГРОЗА КРОТ

21. Развитие графических навыков.

Пропишите букву Г и К .

22. Подведение итогов.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru













  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

    Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

    Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

    Темы урока:

    • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
    • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
    • Лексическая – “Птицы”
    • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
    • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
    • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
    • Активизировать словарь по теме “Птицы”
    • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

    Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

    Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

    II. Основная часть

    Определение темы занятия

    Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

    Он сиреневый такой,
    Машет весело рукой.
    Он свалился к нам с Луны –
    Очень добрый, знаем мы.
    (Лунтик)

    О ком говорится в следующем стихотворении:

    У мохнатых хулиганов
    Неуемный аппетит,
    Раз листочек, два листочек,
    Третий в дырочку висит.

    Совершенно верно это гусеницы.

    Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

    Назовите первый звук в слове гусеницы.

    (звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

    Сообщение темы и цели занятия

    Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

    Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

    Повторение характеристик звуков

    Дайте характеристику звуку

    “К” - согласный, глухой, твердый

    Дайте характеристику звуку “Г”

    “Г” - согласный, звонкий, твердый

    Что общего у этих звуков?

    Чем они различаются?

    У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

    • пирамидка - красный и синий круги
    • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
    • пирамидка – камень и травка

    Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

    Игра “Прятки” (слайд 4)

    Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

    (Ответ №24)

    Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

    От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

    Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

    Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

    Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

    На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

    С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

    Второе задание.

    Упражнения на определения места звука в названиях картинок

    Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

    Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

    1. кастрюля, каска, стакан

    2. курица, утка, белка

    3. карандаш, конфета, колокольчик

    4. книги, линейка, скрепка

    В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

    вагон, виноград, глобус

    радуга, груша, горох

    лягушка, снеговик, иголки

    пуговица, магнитофон, рога

    При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

    И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

    Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

    Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

    Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

    Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

    Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

    А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

    Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

    Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

    Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

    • Домашние (гуси)
    • Электрический (чайник)
    • Полосатый (тигр)
    • Спелые (ягоды)
    • Клетчатая (рубашка)
    • Разноцветная (радуга)

    Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

    Составление предложений

    Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

    Девочка гонит гусей к реке.

    Весной в скворечнике поселились скворцы.

    Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

    Пластические этюды

    У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

    Домашнее задание

    Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

    Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

    III. Итог урока.

    Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

    Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

    Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru