Двуликий янус двуличный человек. Январь — Янус. Личная жизнь бога

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Янус , по мнению А.И. Немировского, являлся главным божеством римского пантеона. Подобно индийскому Праджапати, Янус незримо присутствовал в каждом из римских богов, придавая им особую, сверхъестественную, силу.
Считают , что Янус мог быть одним из древнейших римских богов, культ которого ввёл, возможно, ещё легендарный основатель Рима Ромул, назвав его Янус bifrons ("двулобый"), или geminus ("двойной). Однако храм Януса, как предполагают , был заложен в Риме лишь вторым царем после Ромула - сабином Нумой Помпилием, который установил, что, если хоть в одном из уголков государства идёт война, двери храма будут открыты, а во время абсолютного мира - закрыты.
По Вергилию , до Рима были ворота Януса уже в Лавренте, где правил Латин, в то время, когда в Италию прибыли троянцы во главе с Энеем. А.И. Немировский отрицает эту версию Вергилия и настаивает на том, что по единодушному мнению античных авторов, ворота Януса впервые появились в Риме при царе Нуме Помпилии, через триста лет после предполагаемого прибытия троянцев в Италию.
Расхождение взглядов на историческую давность почитания Януса основано на том, что Вергилий писал про Лаврент, а А.И. Немировский - о Риме. Нума Полмпилий был сабином по происхождению, и в его правление был введён культ Януса двуликого существа, с мужским и женским лицом.

На рисунках и в скульптуре Януса изображали с двумя лицами : одно смотрело вперед (в будущее), другое назад (в прошлое). В переносном смысле «двуликий Янус» стал означать двуличного, лицемерного человека, а в эзотерическом плане - единство мужского и женского начал и его образ мог отражать тот период времени, когда произошло разделение полов у гермафродита на мужчину и женщину. С тех далеких пор и по сей день все люди имеют в своей крови мужские и женские гормоны, только у одних превалируют мужские, а у других - женские ; соединяясь вместе мужчина и женщина производят потомство. Однако до сих пор ещё встречаются случаи рождения гермафродитов (истинных и ложных) или мужчин с женскими лицами и женским поведением, так же как и женщин с избыточным для них оволосением и мужскими повадками. Современные политики этим изменениям личности пытаются придать статус нормы, хотя по всем параметрам и профессиональным взглядам они относятся к патологии с той или иной степенью проявления.
Э.Р. Мулдашев считал , что в конце существования первых людей на Земле, т. е. «в конце периода жизни второй расы появились промежуточные гермафродиты, т.е. мужчина и женщина в одном теле». Третьей расой людей были лемурийцы, их ещё называли двуликими: они стали иметь кроме "третьего глаза", расположенного на затылке и выполняющего роль духовного зрения, еще и два физических глаза, спереди, которые использовались для зрения в физическом мире и помогали "третьему глазу". В эзотерической философии действительно считается , что на третьем этапе эволюции человека произошло разделение людей на две категории, с образованием двух полов - мужского и женского.
Однако, сокровенное Учение учит : "Гермафродит, в сущности, никогда не существовал [как цельная популяция людей], были отдельные неудачные попытки, скоро прекращенные. Но Учение о половинчатых душах имеет основание и и как бы заканчивает символ Андрогина. Все символы Андрогина имеют целью указать на необходимость двух Начал в Космосе во всех его проявлениях для жизни и равновесия. Но все легенды о сродстве душ основаны на великой истине, ибо единство, слияние двух Начал, заложены в первом законе... Огонь двуероден в своем естестве, отсюда все чаши мистерий древности с двуеродным пламенем над ними... Все боги древности имеют своих супругов, олицетворяющих космическую энергию, и писания и священные изображения всех народов указывают на этот основной космический закон. При дифференциации происходит разобщение Начал, и разобщенные Начала увлекаются в отдельные сферы. Магнит, заложенный в Началах, должен на протяжении эонов превращений или трансмутаций очищения собрать и объединить разобщенные Начала. Это и есть великое завершение или Венец Космоса".
Истоки существования гермафродитов на Земле нашло своё отражение в древних мифах, посвященных Великой Богине-матери . Так, Великая ливийская богиня-мать Нейт была девственницей, олицетворяющей женское начало, и у нее был не имеющий отца сын, который олицетворял мужское начало. Она была матерью богов, от которых произошло человечество. Богиня-мать существовала и в Древнем Египте, и в Малой Азии, и в кельтской мифологии в лице богинь Дану и Домну - матери богов добра и зла, соответственно, а от Дану, к тому же, произошло и все человечество . Таким образом, корни древней мифологии о гермафродитизме следует искать, скорее всего, в наиболее архаичном пласте матриархата, предшествовавшего патриархату.
Поклонение богиням-матерям сопровождалось ритуалами, которые не имели никаких моральных принципов (их нельзя назвать аморальными, поскольку они скорее были "безморальными") . В Малой Азии праздники, посвященные Великой Матери и ее сыну, символизирующему воспроизводящую силу природы, включали ужасные сцены. Мужчины калечили свои тела, а женщины становились "священными женами" бога. Имеются указания на то, что в жертву приносились дети.
В Израиле, среди доисторических руин, было найдено большое количество скелетов младенцев, и хотя есть сомнение в том, что эти младенцы были принесены в жертву, существует упоминание Исаии, который был свидетелем многих ужасных ритуалов семитского и досемитского происхождения . "Над кем вы глумитесь? - восклицал еврейский пророк. - Против кого расширяете рот, высовываете язык? Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалывающие детей при ручьях, между расселинами скал?" (Исаия, 57:4-5).
Сходные ритуалы были распространены в Ирландии "до пришествия святого Патрика", где боялись и задабривали кровавыми подношениями бога зерна, сына Великой Матери .
До Нумы Помпилия римляне пользовались десятимесячным лунным календарём, и год начинался с 1 марта, месяца, посвящённому богу Марсу, отцу Ромула . А при Нуме наступление Нового года стали отмечать в январе месяце. По мнению А.И. Немировского, Нума заимствовал у этрусков двенадцатимесячный солнечный календарь и первый месяц года он посвятил старинному италийскому богу Янусу, который отождествлялся с этрусским двуликим божеством. На ободке этрусской гадательной печени из Пьяченцы Янус под этрусским именем Киленс изображён первым из небесных богов, а боги, соответствующие Юпитеру и Юноне, были ему подчинены. При этом известно, что изображения двуликого и четырёхликого Януса под именем Кулсанс появилось у этрусков раньше, чем у римлян.
По мнению Ю.В. Циркина , в самые ранние италийские времена Янус мог считаться верховным богом. Следы его высшего положения в божественном мире сохранились и позднее, но свой статус он явно утратил, уступив место Юпитеру. Янус не был похож ни на одного из греческих богов и ни с кем из них не был отождествлён.
А.И. Немировский , подтверждая отсутствие у греков бога, подобного Янусу, отмечал, что двуликий (и даже четырёхликий) бог всякого начала был лишь у этрусков. И именно у этрусков Нума мог заимствовать двенадцатимесячный солнечный календарь.
Говорили, что первым к притибрским холмам прибыл на корабле бог Сатурн, давший древнейшему в этих местах городу имя Сатурний (с. 204). За Сатурном неведомо откуда появился Янус, от которого пошло название холма Яникул (на правом берегу Тибра). Считали, что Сатурн принёс в Италию изобилие золотого века, а Янус - справедливость и мир. Потому символом Януса в Риме были ворота, запиравшиеся в дни мира. Полагали, что они прочно удерживали мир. Когда ворота храма раскрывались, мир «выдувало сквозняком», и покровительство над Римом принимал Марс-Квирин-Ромул. Ромул считался любимцем Марса, а Нума Помпилий - Януса.
В более поздние времена о происхождении Януса ходили разные легенды . Одни говорили, что он был сыном Аполлона и его мать, не решаясь никому рассказать о рождении сына, отдала младенца на воспитание в святилище Аполлона. Позже она вышла замуж, и её мужу, не имеющему собственных детей, бог повелел усыновить первого встречного мальчика. Им то и оказался Янус. Когда мальчик вырос, он не захотел оставаться в отцовском царстве, а, построив корабли, отправился в Италию, где и поселился. Но аналогий Януса с другими богами вокруг Средиземноморья не обнаружено. Сами жители Италии рассказывали, что Янус родился и вырос на италийской земле. Жил он на берегу Тибра в области, которая позже будет названа Лацием. Супругой Януса была нимфа Камеза, по её имени будущий Лаций называли Камезеной. У них было двое детей - сын Этекс и дочь Олистена. Что стало с дочерью, никто не знает. У сына же Этекса было ещё одно имя - Тибрис. Он утонул в реке Альбуле, и из-за этого река стала называться Тибром. Янус был первым, кто научил италийцев почитать богов. Вот какие это были давние времена!
Другие говорили , что Янус считался отцом Фонса (бога источников) и супругом Ютурны (нимфа, жена Януса, мать Фонса, богиня исцеляющей силы воды ). В некоторых мифах Янус был мужем италийской морской богини Венилии (она же считалась супругой Нептуна и Фавна). В конце римской республики Януса почитали как создателя человечества и богом богов.
Некоторые могут подумать, что двуликий Янус мог быть заимствован римлянами после завоевания древней Иудеи. Там, действительно, существовал «двойной образ», но совсем в другом значении. Как писала Е.П. Блаватская , двойной образ существовал у еврейских каббалистов для обозначения «двойного эго, «называемого соответственно: высшим, Метатроном, и низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически как два неразделённых спутника человека во сей его жизни: один является его ангелом-хранителем, другим - злым демоном».
Это указание может лишь служить подтверждением того, что у древних двойное значение, изображение и почитание двойственности не было необычным явлением, но у разных племён оно могло иметь различное значение. Нельзя исключить, что в более поздние времена, когда Янус стал изображаться с двойным мужским лицом, римляне, забыв уже этрусскую философию, переосмыслили его тайный смысл.
А изначально у римлян в почёте были Веста и Янус, поскольку самыми священными местами в их доме считались очаг и двери . Но Весте поклонялось соседнее племя востинов , которое могло находиться в дружественных отношениях с аборигенами Лация.
Двери, будучи закрытыми, отделяли внутренний мир семьи от внешнего, скрывали человека внутри его жилища и защищали его от внешней угрозы . Будучи же открытыми, двери соединяли семью и отдельного человека с другими семьями и людьми, с обществом, государством и миром. Богом дверей и их хранителем был Янус. Сами двери римляне называли ianua, а дверной проём - ianus. Конкретной, материальной (например, деревянной) дверью заведовал бог Форкул, а порогом - Лиментин, но они были божествами, подчинёнными Янусу. С Янусом были тесно связаны Матута - богиня раннего утра, Портун - богиня ворот, Карна - богиня дверных петель, Венилия - богиня источников (начала всех потоков), Тиберин - бог реки Тибр и другие не очень значительные, но весьма почитаемые божества. Соратницей Януса являлась Веста. Януса часто называли отцом, а Весту - матерью.
Полагали , что Венилия была возлюбленной Януса и родила ему дочь Каненту, которая позже стала женой Пика.
Со временем, являясь богом дверей, Янус стал богом всякого входа и выхода вообще, в том числе начинания какого-то дела и окончания его . Отсюда вытекала ещё одна "обязанность" Януса - быть богом любого начала и исхода. Янус стоял в начале каждого предприятия, включая войну. Римляне просили Януса дать войне благоприятный исход. Поэтому с началом какой-либо войны римляне открывали храм Януса. В мирное же время, когда ни в одном уголке римской державы не воевали, храм закрывали. Храм Януса располагался вблизи центральной площади - Форума .
Отношение Януса к Марсу (богу войны) А.И. Немировский определил так (с.203):
“Мир побеждает войну.
Марс в надёжном плену.
И воцаряется Янус,
И открыл календарь:
Вместо марта - январь,
И пришла ПОСТОЯННОСТЬ».
Первый римский император Август хвастался тем, что в его правление храм Януса закрывался три раза, в то время как за всю предыдущую историю Рима это случалось всего дважды : первый раз - в правление второго римского царя Нумы Помпилия, который за все годы царствования вообще ни разу не воевал.
После свержения царской власти и установления республики римляне среди жрецов-понтификов установили специальную должность - "царя священнодействий", считавшегося жрецом Януса, который в главный праздник своего бога 9 января приносил Янусу в жертву барана, причём делал это в бывшем царском дворце . Собственный праздник Януса назывался Агоналиями, его отмечали 9 января, и именно в этот день "царь священнодействий" из числа жрецов-понтификов приносил в жертву богу барана.
И, как писал А.И. Немировский , древнеримская неделя тоже состояла из девяти дней, последний из которых считался праздничным. Девятидневные недели назывались нундинами (от архаических латинских слов noven - «девять» и dinom - “день). На древность деления части месяца из девяти дней указывали литературные источники и этнографические параллели. Так, например, в царский период Рима почиталась богиня Нундина, помогавшая очистить ребёнка после родов . Можно допустить, что и обряд очищения тоже совершался на 9-й день после родов.
Сегодня принято считать, что Янус - в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала (первого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царём Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник - агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии, а жрецом его был заменявший царя "царь священнодействий", возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда он получил эпитет "двойной". Так же называлась и посвященная Янусу царём Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов (например, союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объяснялась тем, что двери ведут и внутрь, и наружу дома, а также тем, что он знал как прошлое, так и будущее. В песне жрецов салиев Янус именовался "богом богов" и "добрым создателем". Впоследствии он трактовался как "мир", как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.
Януса часто чеканили на римских монетах, особенно раннего времени, с надеждой на благоприятный исход любого дела, совершаемого с помощью этих монет . Иногда Януса изображали в виде пожилого мужчины с двумя бородатыми лицами, одно обращено на восток, другое - на запад, одно - вперёд, другое - назад. Этим подчёркивалось, что он знает всё, что происходило прежде, и всё, что произойдёт в будущем. Как обычному сторожу, ему давали в руки ключ от дверей и палку для их охраны. Порой вместо ключа Янус держал чашу. Иногда на его голове был лавровый венок.
На одном римском медальоне Янус изображён в полный рост, в одной руке он держит посох, другую возложил на орку, воплощающую небо, внутри которой находятся четыре женские фигуры, олицетворяющие времена года, а перед ним стоит обнажённый мальчик с рогом изобилия, символизирующий новый год . Это изображение в полной мере выражало представление римлян о Янусе как о владыке года.
В сакральном значении , Янус покровительствовал каждому дню, особенно раннему утру, и каждое утро ради удачной работы римляне возносили ему молитву. Вообще он покровительствовал любому отрезку времени: году, временам года, месяцам. Римляне воздвигли ему двенадцать алтарей по числу месяцев в году, а самого Януса порой изображали с 365 пальцами на руках по числу дней: 300 на одной и 65 на другой. Начало каждого месяца римляне называли календами, и эти календы были посвящены Янусу. Ему был посвящён также один из месяцев года - январь, и конечно, январские календы, т.е. 1 января каждого года отмечалось особенно торжественно.
Январское начало года определялось зимним солнцеворотом . Солнцеворот был и последним днём уходящего года, и первым днём нового года. Это явление находилось во власти Януса. Вообще всем круговращением Вселенной "заведовал" именно Янус. Он и открывал вход в мир любому явлению, и закрывал его, предотвращая выход. Это относилось и к богам, которых Янус и впускал и выпускал через небесные ворота.
Когда римляне заимствовали у греков представление о том, что в начале всего мира был беспредельный и бесформенный хаос, то его тоже связали с Янусом . Прежде, считали они, огонь, воздух, земля и вода были одним веществом, но потом разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. Поэтому в нём соединились все элементы - огонь и воздух, вода и земля. В таком виде Януса считали создателем нынешнего мира.
Так как Янус был старейшим богом и богом всех начал, любые молитвы, в которых упоминались различные боги, начинались с обращения к нему . Янусу первому несли душистое масло и вино, ибо только после бога всех входов можно добиться своими молитвами и дарами внимания других богов и богинь.
В христианскую эпоху, по мнению Е.П. Блаватской , Янус послужил прототипом для св. Петра и его двенадцати апостолов: Петр также двуличен в своем отрицании, и его также изображают держащим ключ от Рая.
Таким образом, для обшей популяции людей Януса можно представить богом древности, время почитания которого в Риме не было установлено точно, но существование которого было азбучной истиной . Римляне приписывали введение культа двуликого божества ко временам Ромула, однако было известно, что впервые упоминание Януса появилось в песнях древнейшей жреческой коллегии салиев, введение которой приписывалось Нуме Помпилию. Местом почитания Януса в Риме был Палатин, где находилось 12 его алтарей. Почитался Янус и на Форуме, где Нумой Помпилием была установлена арка Януса Гемина, через которую можно было пройти к Аргилету и на Квиринал. Именно эта арка закрывалась во время мира и открывалась при объявлении войны, именно через неё проходили войска, отправлявшиеся в поход. Поблизости была установлена статуя двуликого Януса. На другом форуме, впоследствии получившем имя императора Нервы, высилась бронзовая статуя Януса с четырьмя лицами, изображавшая пальцами число дней двенадцатимесячного года в 365 дней.

Литература:
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
120. Эндокринология. Перевод с англ. под редакцией Н. Лавина. М:"Практика", 1999.-1128 с.
201. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.20. ЭДУ-ЯЩУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-685, с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.

Одним из древнейших римских богов был Янус. Его называли богом «отпирающим» и «запирающим» и изображали с ключами. У него было два лица - одно вперед, другое назад. Двуликость Януса означала, что любая дверь может как открываться, так и закрываться. При обращении к богам римляне считали Януса главным. Помимо своих способностей открывать и закрывать все двери и выходы, этот римский бог научил людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Его праздник - агонии - отмечался 9 января. В его честь назван первый месяц года - януарий (январь).

Двуликий Янус не совершил никаких выдающихся подвигов. Он не был красавцем, не обладал особой силой и властью. Но он, по верованиям древних римлян, руководил важнейшими природными явлениями. До появления культа бога Юпитера его называли богом неба и солнечного света. Янус открывал небесные врата, выпускал на небосвод солнце, и он запирал эти врата, когда приближалась ночь и солнце исчезало. Он контролировал все дверичастных домов, храмов, городские ворота.

Прежде чем начать какое-либо дело, римляне призывали на помощь бога Януса, так как считали его богом всех начинаний. Неслучайно в календаре ему посвящен первый месяц года - январь. Люди считали, что именно Янус научил древнейших людей исчислению, поэтому на пальцах его правой руки было начертано число ССС (300), а на левой - LXV (65). Жрец Януса - царь-жрец, среди жрецов других богов он считался самым важным.

Святилище бога Януса в Древнем Риме воздвигли рядом с римским форумом. По легенде, в его честь второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить крытую бронзой двойную арку, опиравшуюся на колонны. Когда объявлялась война, то царь или консул огромным ключом отпирал тяжелые двойные дубовые ворота храма. Они были украшены золотом, слоновой костью, зелеными ветвями. И перед двойным мраморным ликом бога Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну воины. Вместе с закаленными в сражениях ветеранами шли юноши, которым предстояло впервые сразиться с врагом. Они смотрели на бога Януса и просили его дать им удачу, чтобы вернуться назад с победой. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда заключался мир, то вернувшиеся войска снова проходили перед статуей бога, и храм запирался на ключ до следующей войны.

В мирное время в святилище приходили римляне, чтобы поклониться своему двуликому богу Янусу. Его «двуличие» для них означало движение в обе стороны - торжественное вперед и счастливое возвращение назад. Ему жертвовали вино, плоды и медовые пироги, а в начале года - белого быка.

Считается, что Янус был одним из первых царей Лациума, прародины центра современной Италии и ее столицы Рима. На правом берегу Тибра, на холме Яникуле, у него был дворец, откуда он управлял подчиненной ему местностью. Но его одиночное правление длилось недолго. Его прервал прибывший на корабле в Лациум бог Сатурн.

Позднее бога Януса заменил более мощный и деятельный бог Юпитер - бог всей природы, которого отождествляли с древнегреческим богом Зевсом.

Понятие «двуликий Янус» многим известно только в качестве фразеологизма, который принято применять по отношению к неискреннему, двуличному человеку. К сожалению, о достоинствах персонажа, давшего имя этому эпитету, все давно и безвозвратно забыли.

Двуликий Янус – кто это?

В древнеримской мифологии известен бог времени Янус, правитель страны латинян. От всесильного бога Сатурна он получил удивительную способность видеть прошлое и будущее и этот дар отразился в лике божества – его стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Отсюда и название «двуликий», «двулобый». Как и все герои легенд, царь Лациума – прародины Рима – постепенно превратился в «многофункционального» персонажа:

  • покровителя времени;
  • хранителя всех входов и выходов;
  • бога всякого начала и всякого конца;
  • носителя всего хорошего и плохого в этом мире.

Легенда о двуликом Янусе

До культа Юпитера в римской мифологии, его место занимал двуликий Янус – бог времени, руководивший дневным солнцестоянием. Он ничего особенного не совершил за время своего царствования на римских землях, но по легенде имел власть над природными явлениями и покровителем всех воинов и их начинаний. Иногда персонажа изображали с ключами в руке, и имя его с латинского языка переводится как «дверь».

Существует легенда, чтобы в честь двуликого божества второй римский царь Нума Помпилий воздвиг храм с бронзовой аркой и перед военными действиями отпирал ворота святилища. Через арку проходили солдаты, готовящиеся идти на войну, и просили у двуликого бога победы. Воины верили, что покровитель будет с ними во время боя. Два лица божества были символом движения вперед и победного возвращения назад. Двери храма не запирались во время войны и к несчастью для Римской Империи закрывались лишь три раза.

Янус – мифология

Бог Янус – один из старейших в римской мифологии. Календарный месяц, посвященный ему – январь (януарий). Римляне полагали, что двуликий научил людей исчислению, ведь на его руках были начертаны числа, соответствующие дням в году:

  • на правой руке – 300 (ССС);
  • на левой руке – 65 (LXV).

В первые дни нового года в честь божества устраивали празднование, одаривали друг друга подарками и приносили в жертву плоды, вино, пироги, а самым важным человеком в государстве становился верховный жрец, который жертвовал небесам белого быка. Впоследствии при всяком жертвоприношении, как и в начале каждого дела, призывался двулобый бог. Его считали главнее всех других персонажей римского пантеона и не отождествляли ни с одним из героев греческой мифологии.


Янус и Веста

Культ бога времени неотделим от богини Весты, хранительницы очага. Если многоликий Янус олицетворял собой двери (и все другие входы и выходы), то Веста оберегала то, чтобы находится внутри. Она несла благодатную силу огня в жилища. Весте даровалось место при входе в дом, прямо за дверями, которое носило название «вестибулум». Богиню тоже упоминали при всяком жертвоприношении. Храм ее располагался на форуме напротив храма Двуликого и в нем всегда пылал огонь.

Янус и Эпиметей

Римский бог Янус и титан Эпиметей, ставший первым, кто принял от Зевса девушку, не взаимодействуют в мифологии, но персонажи дали имена двум спутникам планеты Сатурн, расположенным в непосредственной близости друг от друга. Расстояние между пятой и шестой луной всего 50 км. Первый спутник, получивший имя «двулобого божества», был открыт астрономами в 1966 году, а спустя 12 лет было выяснено, что все это время наблюдаются два объекта, которые движутся по близким орбитам. Таким образом, многоликий Янус – это еще и луна Сатурна, у него действительно «два лица».

Главное божество римского пантеона, двуликий Янус, незримо присутствовал в каждом из окружавших его богов и дарил им сверхъестественную силу. Его почитали, как мудреца, справедливого правителя, хранителя времени. Двуликий утратил свой статус и передал его Юпитеру, но это не умаляет достоинств персонажа. Сегодня этим именем совершенно незаслуженно называют низких, лживых людей, лицемеров, но древние римляне не вносили такой смысл в этого героя.

Двуликий янус

Янус (лат. Ianus , от лат. Ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий.

Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно – древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу "хороший-плохой", и принадлежат они одному и тому же существу.

Другие интересные выражения из русской речи:

Полностью это выражение в нашем обиходе звучит, как индюк думал, да в суп попал.

Суть выражения днем с огнем (искать что-либо) предельно ясна. Днем и так светло,

Все мы пользуемся прилагательным допотопный, даже не задумываясь о его

Откуда произошло выражение древо познания и что оно означает? Ведь само

Выражение держи карман шире в наше время передает иронично-насмешливое

Существует мнение, что выражение держать нос по ветру , появилось в эпоху

Выражение джентльменское соглашение означает устное соглашение между

Выражение Дамоклов меч , как и многие другие, пришло в наш обиход из древней

Дело в шляпе – довольно распространенное выражение, которое означает, что дело, о

Дары данайцев , или более полная версия “Бойтесь данайцев, дары приносящих”. Смысл

Выражение дело табак означает безнадежность, безвыходность ситуации или

Еще интересные выражения

На букву "Г"