Основные движения ног в балете. Здоровье, гимнастика, акробатика,танец — всё для поддержания физически активной жизни в любом возрасте

Позы в классическом балете

«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит…»


Слова великого А. С. Пушкина описывают, пожалуй, самый грациозный и утонченный вид искусства - балет. Его особая сила состоит в том, что он объединяет в себе музыку, хореографию, изобразительное и драматическое искусство. Быть в может именно в этом такая большая сила воздействия балета на зрителей.

Балет, как никакой другой вид искусства поражает своей эмоциональностью, красотой утонченных и выразительных движений и мимикой. Что вы знаете о балете? Благодаря нашему разделу, целиком посвященному только этому виду искусства, вы приоткроете для себя театральный занавес и окажетесь за кулисами многих мировых театров, посетите наиболее популярные постановки, сможете познакомиться с ними, благодаря специально подобранному видео. Кроме того, узнаете об истории балета, его основных компонентах и движениях, как знать, возможно благодаря этим ресурсам вы откроете в себе скрытый потенциал? Так же, для вас подготовили наиболее интересные и удивительные факты об этом виде искусства, чтобы его изучение проходило как можно увлекательнее для вас.
Балет это не просто искусство, оно живое и постоянно претерпевает изменение и развитие со времен возникновения, чутко следуя за каждой эпохой. В этом, пожалуй, особая его привлекательность.

Позы в классическом балете

В любом балете важна пластика, постановка рук, ног и корпуса, а также изящно изогнутый носок и стопа. Когда мы наблюдаем за порханием балерин на сцене, то даже не замечаем, что иногда они останавливаются, замирают в танце, удерживая баланс только на одной ноге, называемой опорной, вторая (работающая) может находиться в разном положении и это называется позой. Конечно, кроме ног, меняются расположение рук, головы и корпуса.

Все позы можно разделить на две категории: малые, в которых работающая нога располагается на полу; большие - в которых она поднята и вытянута в сторону, назад либо вперед.

Рассмотрим подробнее основные балетные позы :

1. A la seconde - в этой позе нога вытянута в сторону на уровне 90 градусов, эта отметка может быть и выше.




2. Attitude - в ней опорная нога располагается на всей ступне либо на пальчиках, рабочая же нога вытянута назад на 30, 90 или даже 120 градусов вверх, коленка при этом согнута, а корпус прогнут назад.


3. - такая поза применяется как на полу, так и в воздухе, в прыжке. Ноги при этом скрещены и одна из них перекрывает другую. Она может находиться на поверхности, быть поднятой до 90 градусов, колено при этом также может быть прямым или согнутым.


4. - в этой позе танцор лицом обращен к зрителю и стоит строго вертикально, никаких скрещенных линий при этом нет.


5. - в этом варианте меняется расположение всех частей тела. Сам корпус при этом развернут по диагонали, нога вытянута влево или вправо, а тело отклонено от поднятой ноги. Рука, которая ей соответствует поднята над головой, вторая же вытянута немного в сторону.


6. Epaulement - при таком положении, тело повернуто вполоборота к залу, голова направлена на плечо, оно, в свою очередь, немного направлено вперед. Такая поза является основной и часто используется для образования других поз и движений.

ATTITUDES

Cловом attitude обозначаются позы croisee или effacee на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении. Поэтому позу developpe вперед и нельзя называть attitude, так как нога в ней вытянута, прямая. Я эти позы не называю иначе, как developpe на croise или на efface. В attitude полагается поднять вверх ту же руку, как и нога; другая рука на II позиции (рис. 34).

Нога, отведенная назад, должна быть с хорошо убранным назад коленом, причем его нельзя ронять. Согнутая нога позволяет гнуться и корпусу, при поворотах движение красиво, легко, тогда как вытянутая прямая нога в arabesque гнуться не позволяет и затрудняет повороты.

Для ближайшего ознакомления с attitude рассмотрим его исполнение во французской, итальянской и русской школах на croise и на efface.

Attitude croisee во французской школе берется с корпусом, наклоненным в сторону ноги, на которой стоишь, вследствие чего плечо поднятой руки значительно выше другого.

В итальянской школе - прямой корпус, с прямой спиной, весь рисунок выражен в повороте головы или в поднятии одной или другой руки.

Такой вид attitude является неправильным потому, что колено в этом состоянии корпуса плохо поддерживается и получается висячим, если же хотят его поддержать верхней частью ноги - бедром, то колено отходит от корпуса и получается некрасивая форма позы.

Рис . 34. а - Attitude croisee; б - Developpe вперед croisee;

в - Developpe вперед effaces; г - Attitude effacee

Мой вид attitude croisee таков: плечи ровные, корпус выгибается назад, спина не прямая, а выгнутая, нога сильно забрана назад, голова с отчетливым поворотом к плечу отведенной на II позицию руки. Корпус при attitude неизбежно наклонен к ноге, на которой стоишь, но вследствие того, что спина забрана и нога заведена назад, плечи выравниваются и получается желаемая форма. Руки можно и переменить, поднять противоположную ноге, тогда и корпус наклонится в другую сторону, не нарушая правильности позы, меняется направление головы и глаз, а следовательно, и выражение лица; когда позвоночник работает хорошо, можно играть корпусом как угодно.

Attitude effacee. Если при attitude croisee нога в колене должна быть согнута, то при attitude effacee она должна быть полусогнута в колене, иначе получаются неправильные позы.

Итальянский attitude effacee сохраняет прямую спину, но все же корпус комкается, пригибаясь к согнутой ноге. При pirouette поза сбивается, колено невольно провисает или, наоборот, колено поднимается и висит носок.

Мой attitude приближается к французскому. Корпус направлен к стоящей ноге, слегка вперед; руки и вся поза имеют устремление в одном направлении, что дает этому attitude вид полета. Разница с французским attitude заключается в том же, в чем и в attitude croisee; несмотря на устремленный вперед, наклоненный к стоящей ноге корпус, плечи не будут одно выше другого. Такой attitude чрезвычайно удобен для tours (рис. 35).


Рис. 35. Attitudes effacees: a - французский; б - русский; в - итальянский

ARABESQUES

Arabesque - одна из основных поз современного классического танца (если в attitude нога согнута или полусогнута, то в arabesque она всегда должна быть вытянута). Формы arabesque разнообразны до бесконечности. Главные четыре arabesque, принятые в танце, следующие.

1-й arabesque (назывался также ouverte, alongee). Тело опирается на одну ногу, другая, вытянутая и прямая, отделяется от пола и простирается назад на высоту не менее 90°. Ноги в положении efface. Рука, противоположная поднятой ноге, вытянута вперед, другая - отведена в сторону; кисти вытянуты и обращены ладонью вниз - они как бы опираются на воздух. Корпус простерт вперед. Положение головы профильное, так же как и всей фигуры. Плечи ровные, как и для всех arabesques. В arabesque решающую роль играет спина: только хорошо ее поставив, можно дать красивую линию. Чтобы нагляднее объяснить правильное положение, разберем arabesque французский, итальянский и наш.

Французский arabesque берет позу вяло, корпус не схвачен, не вытянут, а пассивно наклонен вперед, рука удержана искусственно на II позиции, а потому имеет невыразительный вид.

Итальянский arabesque устраняет вялость позы, корпус схвачен, но не наклонен, спина удерживается прямо, рука же со II позиции резко оттянута назад.

Я указываю следующий arabesque: корпус наклонен вперед, поскольку устремление вперед чувствуется, но спина не вялая, а энергично выгнутая, схваченная в пояснице; рука отведена настолько, насколько требует удобное самочувствие сильно растянутых мускулов всего корпуса, т. е. несколько позади II позиции (рис. 36).

2-й arabesque. Корпус и ноги в том же положении, как и в 1-м, но вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге. Другая отведена назад настолько, что видна позади корпуса. Голова обращена к зрителю (рис. 36).

3-й arabesque. Этот arabesque обращен лицом к зрителю. Нога на croise назад на 90°. Корпус наклонен вперед, схвачен в спине. Вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой назад ноге, другая отведена в сторону. Лицо обращено к этой руке, взгляд как бы следит за ее движением (рис. 37).

4-й arabesque. Ноги в том же положении, как и в 3-м, но впереди рука, противоположная поднятой ноге, и корпус делает поворот, схваченный сильным выгибом спины. Другая рука видна из-за спины. Этот arabesque обращен к зрителю вполоборота спиной. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворот-ности. Голову повернуть к зрителю, подчеркивая направление взглядом. Плечи должны быть на одном уровне. Корпус не должен наклоняться вперед. Это самый трудный arabesque и требует внимательного проникновения в его форму (рис. 37).


Рис . 36. Arabesque: a - 1- й arabesque; б - 2- й arabesque


а б

Рис. 37. Arabesque: а. - 3-й arabesque; б - 4-й arabesque

Когда мы обратимся к исполнению tours на arabesque, нам особенно станет ясна разница arabesque французского, итальянского и нашего.

При поворотах французский arabesque не дает возможности развить движение, в итальянском - нога неизбежно согнется в колене, ломая линию, что постоянно наблюдается у итальянок. Предлагаемые мною arabesques дают устойчивость, энергию при поворотах, причем не теряется вытянутость всей позы и ноги.

Когда делается tour на arabesque, поза сразу должна быть выражена; с preparation (IV позиция) надо, оттолкнувшись пяткой ноги, стоящей впереди, сразу перейти на отчетливый arabesque, иначе tour не удастся, сила теряется.

Ecartee назад. Стоя на правой ноге, отвести левую на developpe на 90° в направлении точки 6 нашего плана (рис. 1, б).

Нога сильно выворотная от самого бедра. Вся поза берется в одной плоскости, диагонально к зрителю. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворотности. Левая рука поднимается на III позицию, а правая на II позицию, корпус должен перегнуться набок, в сторону стоящей ноги, но с сильным захватом спины. Он остается естественным, но не упрощенным до нехудожественности. Голова повернута направо.


Рис. 38. Ecartee назад и ecartee вперед

Ecartee вперед. Направление ноги в точку 8 (рис. 1, о), поза - гордая, осанистая. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении (рис. 38). В обоих случаях можно поднять наверх и обе руки. В сущности, ecartee есть developpe II позиции, но в сильно развернутом положении. В этой позе нужно следить за плечами, чтобы, несмотря на наклон набок, плечи не теряли линии и чтобы одно плечо не было выше другого, что достигается в данном положении хорошим захватом спины в пояснице.

В классическом танце, несмотря на то, что существует очень много вариантов поз, определены основные(схема) позы , маленькие позы и большие позы .

На первом году обучения разучиваются основные позы и маленькие позы. На втором году обучения разучивают большие позы.

Основной задачей поз является развитие координации движения тела.

В первый год обучения, можно сказать, что мы разучиваем только схему движения, то есть направление рук, ног и головы в разучиваемой позе.

Начинаем их разучивание с определения понятий en face и épaulement.


Мы уже рассмотрели эти понятия на предыдущем уроке. То, что нас интересует больше в разучивании поз — это положение корпуса épaulement.

Из этого положения (два плеча в восьмую или во вторую точку класса) мы разучиваем все позы классического танца.

Так же мы должны различать положение корпуса épaulement croisée и épaulement effaсée.

Слова croisée или effaсée говорят нам о том, какая нога находится впереди, а какая сзади относительно первой точки класса.


В положении épaulement croisée ноги как бы перекрещиваются. Нога, находящаяся ближе к первой точке класса как-бы закрывает другую ногу.

В положении épaulement effaсée, несмотря на перекрещивание ног, положение относительно первой точки класса остаётся открытым. Нога, находящаяся ближе к первой точке класса, оставляет ногу, находящуюся сзади «на виду».

Особенно хорошо эти положения просматриваются при открытой рабочей ноге носком в пол, как вперёд, так и назад (то есть в позах).

Начнём с основных.

Основные позы классического танца.

Поза croisée вперёд.

Исходное положение épaulement croisée

2. Правая нога выполняет Battement tendu в восьмую точку класса.
Плечи слегка подаются назад.
Голова направо. Взгляд в сторону кисти правой руки.

Корпус возвращается в положение прямо.

4. Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.

épaulement croisée

Поза croisée назад.

Исходное положение épaulement croisée правая нога впереди (корпус — в восьмую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута направо.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к левому плечу. Взгляд в кисть правой руки.

2. Левая нога выполняет Battement tendu в четвёртую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию.
Голова направо. Взгляд в сторону вдоль плеча.

3. Левая рука опускается во вторую позицию.

4. Левая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова направо.Взгляд, проводив правую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement croisée левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза effaсée вперёд.

Исходное положение épaulement effaсée

2. Правая нога выполняет Battement tendu во вторую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию. Плечи слегка отклоняются назад.
Голова налево.

3. Левая рука опускается во вторую позицию. Плечи возвращаются в положение прямо.

4.Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.

Движение выполняется в положении épaulement effaсée левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза effacée назад.

Исходное положение épaulement effacée правая нога впереди (корпус — во вторую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута налево.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к правому плечу. Взгляд в кисть левой руки.

2. Левая нога выполняет Battement tendu в шестую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию.
Голова налево.

3. Левая рука опускается во вторую позицию.

4.Левая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова налево. Взгляд, проводив левую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement effacée левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза écartée назад.

Исходное положение épaulement effacée правая нога впереди (корпус — во вторую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута налево.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к правому плечу. Взгляд в кисть левой руки.

2. Правая нога выполняет Battement tendu в четвёртую точку класса.

Голова налево.

4.Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова налево. Взгляд, проводив левую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement effacée левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза écartée вперёд.

Исходное положение épaulement effacée левая нога впереди (корпус — в восьмую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута направо.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к левому плечу. Взгляд в кисть правой руки.

2. Правая нога выполняет Battement tendu во вторую точку класса.
Правая рука в третью позицию, левая рука во вторую позицию.
Голова направо. Подбородок слегка приподнят.

3. Правая рука опускается во вторую позицию.

4.Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова направо. Взгляд, проводив правую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement effacée правая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.


Posted in , and tagged , by with .