Конспект старшая логоп гр на звук м. Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М. Чтение слогов в тетрадях

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»

город Лянтор Сургутский район ХМАО-Югра Тюменская область

Учитель-логопед Долгова Елена Валерьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

«Машин день»

Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М», понятием «слог». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.

Ход занятия:

1 . Ребята, вы любите интересные истории? Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась и пошла делать зарядку.

(под музыку дети маршируют, потягиваются)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки - тянут губки прямо к ушкам. (Улыбк а с сомкнутыми губами).

б) Посмотрите-ка, ребятки, как играют зубки в прятки. (Упр. Шторка )

в) Вдох короткий через рот, выдохнем наоборот:

Воздух через нос выходит, очень длительно проходит.

3. Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Сначала в комнате было тихо. Маша прислушалась… Что она могла услышать? Дававйте и мы послушаем.

Д/и «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)

(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») - фонограммы

Маша улыбнулась - значит сегодня я играю и дружу со звуком «м». Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она поцеловала маму в щёку и сказала: «Ты в моей игре, мама, самая главная, потому что у тебя сразу два звука «м». Мама улыбнулась Маше, она любила принимать участие в играх своей дочки.

Маша вышла в сад. (дети под музыку поскоками отправляются в сад)

В саду росло много цветов, но она хотела нарвать букет цветов со звуком «м».

На клумбе росли цветы: астры, ирисы, маки, пионы. - картинки

Какие цветы Маша сорвала? Почему? (ответы детей)

Маша вернулась на кухню с букетом маков. Поставила их в воду. А на столе уже стояла манная каша и молоко . Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».

Почему так сказала Маша? (ответы детей)

Маша съела весь завтрак и поблагодарила маму. Девочка пошла в огород.

(дети под музыку поскоками отправляются в огород)

Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота. - картинки РР (с5, 17)

4. Д/и «Какой первый звук в этих словах?» (на звуковой анализ)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежат макароны и мясо .

Маша поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

Что общего со звучанием слов макароны, мясо? (звук М в начале слова).

Когда обед был готов, приехал папа. Папа сказал: пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю.

Ехал я полем, и увидел вот кого со звуком М.

Серенькие, маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чёрненькие глазки, остренькие зубки. Кто это? (мышки ).

Маша подумала и отгадала.

А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

Бьют его, а он не плачет

А все время только скачет. (мяч)

Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети, любите играть с мячом?

5. Физпауза. Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)

После обеда папа уехал на работу, а Маша и мама остались дома. Мама села вязать, а Маша взяла книгу с картинками. Она искала картинки со звуком «м».

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м». (4 лишний) - на звуковой анализ

Вдруг, Маша задумалась - почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово, зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово. Часть слова называется слогом.

Маше захотелось поиграть со словами и поделить их на слоги.

Давайте и мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «раздели слова на слоги».

му-ха - прохлопываем,

ма-ши-на - протопываем,

мор-ковь - пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о словах со звуком «м», которые она искала целый день. Папа поинтересовался, что же эти предметы делали.

8. Д/и «Подбери слово-действие» (на расширение глагольной лексики)

Муха - летала, жужжала, надоела…

Машина - ехала, останавливалась, везла…

Морковь - росла, зеленела…

Макароны - лежали, варились, жарились…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Буквы Л я две поставил

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем

Эта буква - буква «М».

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Дети выкладывают букву из счетных палочек, на обучающей дощечке, выкладывают из мозаики (развитие зрительно-моторной координации).

10. Итог занятия.


Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква М.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М".
Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук "М" по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Познакомить детей с буквой "М".
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
6. Развивать фонематические процессы.
7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие "Зашагали ножки"

А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука "О", "И" или "А"

Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
Вышла Буренушка гулять и замычала: "М-м-м" С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М - согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

4. Связь звука и буквы.
Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
Послушайте стихотворение:
Взялись за руки друзья
И сказали:: "Ты да я -
Это мы".
А между тем
Получилась буква М.

Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

5. Развитие фонематического слуха.
Повторение за логопедом слоговых рядов.

Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.

7. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Сколько в этой схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Что подсказало вам правильный ответ?

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
Первый вариант - дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Второй вариант - разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
После этого слова делятся на слоги.

9. Закрепление звука в предложениях.
Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим кругом.

11. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звук «[М], [М’]», буква «М»

Воспитатель БКК

Моисеенко И.А.

Цели : Познакомить детей со звуками «[М], [М’]» , с буквой М .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Умение детей характеризовать звуки М , Мь

Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Коррекционно-развивающие :

Развитие у детей фонематического слуха и восприятия

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Расширение и уточнение активного словаря

Коррекционно-воспитательная :

Воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование : игрушка медведь; карандаши; картинки в названии которых присутствует звук «[М], [М’]» ; счетные палочки, мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2. Закрепление пройденного материала:

Воспитатель: Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?

Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУО – они какие? (гласные). А какие еще есть буквы и звуки? (согласные). Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

3. Сообщение темы занятия.

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .

Машина - [М], мячик – [М’] . Вот именно с этими звуками мы познакомимся .

Воспитатель: чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)

МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Воспитатель: вернемся к нашим звукам. Давайте вместе попробуем произнести эти звуки. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .

4. А теперь послушайте стихотворение про букву «М»

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М .

Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе.

Выкладывание буквы из счетных палочек .

Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)

5. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: Ребята, а мишка приготовил для нас задание. Маше и Мише на день рождение подарили игрушки. Посмотрите, какие игрушки есть на картинке. Мише подарили игрушку, которая начинается на «М», найдите подходящую игрушку и проведите линию синим цветом от подарка к Мише. А Маше тоже подарили игрушку которая начинается на букву «М», найдите эту игрушку и проведите зеленым цветом к Маше.

6. Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

А теперь как медвежата.

7. Игра на развитие фонематического слуха «Где находится буква?»

Воспитатель: Я буду бросать вам мячик и говорить слова, а вы должны будете назвать месторасположения буквы «М». (машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор, кометы, мельница).

8. Итог занятия :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

Технологическая карта по Организационной учебной деятельности старшей группы на тему: "Звук и буква М".

Б?лімі - Раздел: основы грамоты

Та?ырыбы - Тема: Буква и звук «М»

Ма?саты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование:

Билингвальды? компонент - Билингвальный компонент: мишка - аю, девочка - кыс,

Просмотр содержимого документа
«Занятие по грамоте: звук и буква М»

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы:

Білім саласы - Образовательная область: коммуникация

Бөлімі - Раздел: основы грамоты

Тақырыбы - Тема: Буква и звук «М»

Презентация «В гости к трём медведям».

Мақсаты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование: синяя, зелёная фишка, карточка с буквой «М»,»А»,»И» счётные палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: мишка – аю, девочка – кыс,

Қызмет кезеңдері

деятельности

Тәрбиешінің іс - әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс - әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Слышится стук в дверь. Кто же к нам стучится? Слайд 1 Спрашивает: Девочка, как тебя зовут? А почему ты такая грустная?

Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Что же ты решила, Машенька? Слайд 2

Ребята, давайте поможем Машеньке отыскать дом трёх медведей.

Прислушиваются и видят входит девочку. Здоровается с детьми. Меня зовут Машенька. Я в чаще заблудилась, К трём медведям в дом явилась. Суп у мишки похлебала, Стульчик маленький сломала.

М: Я решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения.

Ұйымдастық –ізденістік

Организационно –поисковый

Какой 1-й звук мы слышим в имени Маша? Слайд 3 А в слове Мишутка?

Слайд 4 Дайте характеристику звуку М. в словах.

Я рядом с синим кружочком (со зв. [м]) поставлю красный (гл. звук). - Что это? (это слог) - Как вы догадались? (слоги состоят из звуков) - Если это звук А, как будет звучать слог? (МА) - Гласный звук превращается в И, слог звучит (МИ)

2. Назовите слова: Слайд 5 3. «Определи место звука в слове» Слайд 6,7 Слайд 8

Слайд 9 Анализ слова мишка

Слайд 10 - Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»). Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М».

Слайд 11. Сколько надо палочек?

Слайд 12, 13 - Вот мы и пришли к медведям. Машенька прошения попросила.

Отвечают, что слышат звук - М. Произносят и рассказывают, как правильно произнести: губы сомкнуты и напряжены.

Согласный звук, потому что существует преграда, может быть синим и зелёным, звонкий показывают фишки.

Наблюдают, догадываются, что это будет слог.

Слоги состоят из звуков.

Читают: МА,

Маша, мёд, мишка звук М – первый.

Называют слово и рассказывают где звук: в середине, начале, конце.

Дети фишками выкладывают слово – мишка, мишки.

Внимательно рассматривают букву М.

Выкладывают из палочек букву М Нарисуйте в воздухе букву «М».

Читают слоги.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно - корригирующий

Медведи благодарят детей и угощают их бочонком мёда.

Радуются.

Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:

Ұғынады - Воспроизводят: гласные и согласные звуки.

Түсінеді - Понимают: что одна буква может обозначать два звука.

Қолданады - Применяют: проводить анализ слова, читать слоги с согласными и гласными буквами.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

воспитателя Климович Я. П.

Тема: Звуки [ л-л´] , буква Л, л.

Цель: позн-ть детей со звуком и буквой Л, уточнить артикуляцию звуков [л-л´], упражняться в выделении звука [ л], работать над лексическим значением слов, упр-ся в составлении слогов, слов с ними, проводить слого-звуковой анализ слов, упр-ся в написании букв.

Оборуд-е: игрушка Чипполино, шаблоны букв Л, л, тетради, ручки, таблица слогов, цв. карандаши, картинка «обед».

Ход занятия.

1). Повторение изученного.

* Дописать изуч. буквы на доске.

2). Знакомство со звуком [л]

Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость. Угадайте, кто он?

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому знаком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чипполино)

Молодцы, угадали! А вот и сам Чипполино, поздоровайтесь с ним!

Он приготовил для вас загадки, т.к. знал, что вы их очень любите отгадывать.

* Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает.

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. А кто это? (лиса).

    Летом вырастают,

А осенью опадают. (листья)

* Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь лежим, в снег бежим,

Уж такой у нас режим. (лыжи)

    Не зверь, не птица, всего боится.

Половит мух, и в воду-плюх! (лягушка)

– Назовите 1-й звук в слове «ласточка». А в слове «лиса»? Со звуками [л-л´] мы будем сегодня играть.

Произнесите звук [л]. Язык кончиком прижимается к зубам и сейчас же отходит от них. Этот звук надо произносить звонко, отрывисто.

Как вы думаете, звук[л]-гласный или согласный? Почему?(согласный, бывает мягкий и твёрдый)А в имени нашего гостя Чипполино есть этот звук?Назовите его.

3). - Чипполино принёс нам картинку. Что на ней изображено?(семья обедает за столом). Он просит нас помочь, и назвать все предметы на этой картинке, в которых мы можем услышать звук [л]. (ложка, вилка, яблоки, стол, стул, салфетка, тарелка,..)

А теперь из этих слов выберите только те, в которых два слога.

4). – А теперь Чипполино предлагает нам поиграть в «хлопушки». Вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово, которое заканчивается на звук [л´] . Слова: соль, лодка, моль, луна, боль, быль, лук, цель, даль, лес, роль, мель, шаль, лампа, пыль.

5). – А сейчас давайте поиграем в игру «Преврати слово». Я буду говорить слова, а вы заменять 1-ый звук в моём слове на звуки [л-л´] . И у вас получится новое слово.

Паз-Лаз Вес-Лес

Мама- Лама Мёд- Лёд

6). Физминутка:

Чипполино к нам пришёл,

С нами он плясать пошёл.

Он вприпрыжку, и в присядку

С нами делает зарядку.

Вправо-влево он нагнулся,

Потянулся, улыбнулся!

7). Показ буквы Л.

На что похожа буква Л?

* письмо в воздухе буквы Л, пальцем на столе.

* слого-звуковой анализ слова «лук» на доске

* чтение слогов с буквой Л по слоговой таблице

8). Закрепление начертания буквы Л.

* обвести букву Л, л по контуру и раскрасить синим цветом

* нарисовать предмет на букву Л (лук)

* письмо в тетради: Л, л, лук.

9). Итог занятия.

С каким звуком сегодня познакомились?

Какой он: гласный или согласный? Почему?

Какой буквой он обозначается?

Придумать слова, начинающиеся с буквы Л.

Программные задачи: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков (м), (м) в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; научить определять позицию звука в слове; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой М; развивать внимание, память, мышление; воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто придумает слова со звуками (к), (к) в начале.

2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Заборчик», «Часики», «Качели», «Чашечка».

3. Знакомство с новым материалом.

1) Выставляю картинки: мак, машина, матрёшка, мыло, малина.

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

2) Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, по одному.

3) Характеристика звука.

Какой звук (м), согласный или гласный?

Твёрдый или мягкий?

Каким цветом обозначаем согласные, твёрдые звуки?

(Дети дают характеристику звука (м), (м).)

4) Игра «Хлопни только на звук (м)».

5) Чистоговорки.

Повторяйте за мной строчки по очереди:

Ма-ма-ма – мы построили дома.

Му-му-му – в гости мы пришли к кому?

Мо-мо-мо – дети ели эскимо.

6) Работа со схемами. Определение места звука (м) в слове.

(Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум.)

7) Игра «Твёрдый – мягкий».

(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета.)

На полу скребётся мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

8) Составить предложения со словами: медведь, малина, мухомор.

4. Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

5. Физкультминутка .

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы дружно приседаем,

И дружно все встаём.

6. Знакомство с буквой.

1) Показ буквы.

2) На что похожа буква?

3) Прописывание на доске.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква М.

4) Прорисовывание буквы М в воздухе.

5) Печатание буквы в тетрадях.

6) Нахождение буквы М в кассе букв. Выкладывание и чтение слов: мак, мука.

7) Разгадывание ребуса (со словами мука, паук, утка).

7. Подведение итога.