Дети марины нееловой. Марина Неелова: личная жизнь и громкий роман с Каспаровым. Озвучивание Марины Неёловой

Марина Мстиславовна Неелова родилась в Ленинграде 8 января 1947 года. С раннего детства будущая Народная артистка России тянулась к искусству. В четырехлетнем возрасте девочка уже танцевала на занятиях в балетной школе, куда родители Марины Нееловой определили свою дочь. А в будущем Марину ждала нелегкая судьба театральной актрисы и долгий тернистый путь к вершинам подлинного искусства.

Учеба в Петербурге

В 1965 году Марина Неелова поступила в Театральную академию (бывший ЛГИТМиК), а в 1969 с блеском закончила свое обучение на курсе Василия Меркурьева. Тогда и началась творческая биография Марины Нееловой. Во время учебы у нее состоялся кинодебют, который, по сути, определил дальнейшую судьбу молодой актрисы. Это была роль в фильме "Старая, старая сказка", получившем восторженные отзывы критиков. Неелова мечтала о работе в Ленинградском театре БДТ под руководством а потому после окончания учебы вознамерилась просить известного режиссера о зачислении ее в труппу. Однако врожденное чувство такта не позволило девушке открыто выступить со своей просьбой.

Переезд в Москву

Затем биография Марины Нееловой пополнилась новыми страницами. Приняв решение в будущем дождаться приглашения от Товстоногова, Марина переезжает в Москву, где поступает в труппу Театра Моссовета к режиссеру Одновременно актриса знакомится с и проходит у него пробы. Однако у режиссера вызывает сомнения Марины Нееловой. В 1974 году Неелова переходит в театр "Современник", в котором работает по сей день. В период своего становления как театральной актрисы она успешно участвовала в нескольких кинопроектах. Фильм "Монолог" 1972 года с Михаилом Глузским заставил критиков единодушно признать игру нашей героини как проявление истинного актерского мастерства, а фильмы с Мариной Нееловой вскоре начали занимать свое место в прокате.

Амплуа

С 1970 и по 1980 год Марина Неелова успешно развивает свою творческую карьеру. В театральных спектаклях она исполняет главные и снимается в кино у таких известных режиссеров, как Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Амплуа молодой актрисы ближе всего к "травести", а духовная составляющая ее ролей впечатляет своей цельностью и глубиной. Героини Нееловой страдают, они ранимы, пытаются сопротивляться жестокой несправедливости. Образы, которые воплощает актриса на сцене и на экране, отражают жизнь многих и многих русских женщин, их чаяния, устремления, мечты и разочарования.

Драмы и трагедии на сцене

Марина Неелова - актриса драматическая, даже трагедийная, если рассматривать ее роли в более узком смысле. На первый взгляд обычные, самые незначительные события в жизни женщины преподносятся Нееловой в фокусе глубокого анализа, и зрители, затаив дыхание, следят за развитием сюжета. Однако при всей очевидной драматической подоплеки постановки, Марине не чужда какая-то доли комедийности, она способна придать юмористическую окраску эпизоду, смягчить тяжесть происходящего на сцене и таким образом реализовать всю многогранность своего театрального мастерства. Зрители это понимают, и они благодарны талантливой актрисе за глубокие впечатления.

Шахматный этюд

Личная жизнь Марины Нееловой началась сразу после окончания курса в Академии театрального искусства, когда дипломированная актриса вышла замуж за режиссера Анатолия Васильева, переехала с ним в Москву и прожила в браке долгих 8 лет. Этот свой период жизни Марина старается не вспоминать.

Настоящая личная жизнь Нееловой фактически началась со знакомства с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Это произошло в 1984 году на вечеринке у пианиста Владимира Крайнева и его жены Татьяны Тарасовой, которая является близкой подругой Марины. Они познакомились - шахматист Гарри Каспаров, 21 год, и актриса Марина Неелова, ей тогда было 37 лет. Начался бурный роман, который продолжался несколько лет и окончился рождением ребенка, девочки. Марина назвала дочь Никой.

Отношения с Каспаровым на этом закончились, причем во многом благодаря стараниям матери чемпиона, которая не особо жаловала своим вниманием актрису Неелову. Влияние матери Гарри Каспарова на сына было всеподавляющим. Клара Шагеновна опекала своего единственного ребенка по всем направлениям. Она сопровождала шахматиста в его поездках на соревнования, где устраивалась во время матча за его спиной и неотрывно следила за игрой, полагая, что своим молчаливым присутствием помогает сыну одержать победу.

Дочь Ника

Ника Неелова-Геворгян, дочь Марины Нееловой и Кирилла Геворгяна (не по родству, но по признанию), сегодня известная художница, занимается инсталляцией, живет в Лондоне. Во время пребывания в Голландии вместе с отцом, главой дипмиссии России в Амстердаме, Ника поступила в Королевскую академию искусств, окончила ее и затем продолжила обучение в UCL SLADE of FINE ART, Лондонской школе изящных искусств, получив диплом магистра после ее окончания. Ника свободно владеет французским и английским. Изобразительное искусство стало частью ее жизни, инсталляции художницы Ники Нееловой-Геворгян выставляются в престижных арт-салонах всего мира. Последний конкурс, в котором приняла участие Ника, был организован лондонской галереей Чарльза Саатчи для выпускников художественных институтов Англии. Молодая художница заняла первое место и получила присужденный ей приз в прямом эфире 4 телевизионного канала Великобритании.

Дочь и ее творчество

Что такое художественная инсталляция Ники? Это сочетание самых непредсказуемых материалов, предметов и канцелярских принадлежностей. Как можно использовать в искусстве бараньи кости, например? Уголь антрацит, ореховую скорлупу или высушенных насекомых? Ведь все перечисленное является природным материалом, а значит, в руках художника может принять уникальную, неповторимую форму. И художница Ника, глубоко творческий человек, дочь Марины Нееловой, создает свои фантастически интересные образы, складывая, склеивая, сочетая и комбинируя. Ее работы отмечены дипломами. Художник Илья Кабаков, достигший недосягаемых высот в деле инсталляции, характеризует работы Ники как пример новых, ранее неизвестных в искусстве решений. Возможно, в создании эксклюзивных произведений Нике помогает ее независимый и решительный характер, который культивировался в пятилетней девочке отцом и матерью. Сразу после переезда семьи в Париж Ника пошла в школу, не зная ни одного французского слова. Одноклассники дразнили ее, смеялись над ее русским происхождением. Ника только хмурилась, а через три месяца начала говорить по-французски. Одноклассники и родители открыли рот от удивления, когда услышали довольно правильные фразы из уст маленькой Ники Нееловой-Геворгян.

Замужество

В начале 90-х годов Марина Неелова вся отдалась работе в театре, переживая период относительного одиночества. Тогда же у нее периодически случались и роли в кино. Все свободное время Марина отдавала воспитанию дочери. И когда в ее жизни появился Кирилл Горациевич Геворгян, актриса увидела в этом знакомстве новую перспективу жизни для себя. Будущий муж Марины Нееловой был дипломатом, ответственным сотрудником Министерства иностранных дел России. Долгое время работал за рубежом. Несмотря на разницу в возрасте, Марина Неелова и Кирилл Геворгян поженились. Муж был моложе своей жены на шесть лет, но это никак не сказывалось на их отношениях. В 1993 году дипломат Геворгян получил назначение во Францию, и вся семья переехала из Москвы в Париж. Теперь Марине приходилось периодически приезжать на спектакли "Современника", которые без нее были невозможны, поскольку зрители ходили "на Неелову". Актриса уставала от постоянных перелетов, но выхода не было, из родного театра она уйти не могла. Галина Волчек, худрук театра, старалась подгонять спектакли, сообразуя их с приездами Марины, и в какой-то степени это удавалось. Биография Марины Нееловой, благодаря многочисленным вояжам, становилась все содержательнее. Постепенно обстановка наладилась. Муж Нееловой работал в российском посольстве, маленькая Ника училась в школе, а Марина жила между Парижем и Москвой.

Театр

В репертуаре театра "Современник" много постановок по произведениям литературной классики. Марина Неелова, биография которой постоянно пополняется новыми ролями, занята практически во всех этих спектаклях. "Три сестры" и "Вишневый сад" Чехова, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Ревизор" Гоголя, "Анфиса" Леонида Андреева. А всего за 30 лет службы в "Современнике" актриса сыграла более 60 ролей. В спектакле "Вишневый сад" 1976 года Марине досталась роль Ани, которой актриса соответствовала по возрасту. "Вишневый сад" в постановке 1997 года уже позволял ей сыграть роль Раневской. Любовь Андреевна Раневская в исполнении Марины Нееловой потрясла зрительскую аудиторию в день премьеры. Трагичность финала, неотвратимость и безысходность горя - все это было написано на лице Раневской. А в широко раскрытых глазах отражалась боль от ударов топора, вырубавшего вишневые деревья.

Кино

Фильмография Марины Нееловой насчитывает около 50 картин с ее участием. Какие-то из них прошли незамеченными. Как говорит сама актриса: "Я бы оставила несколько фильмов, а остальные вычеркнула". Но такие фильмы, как "Осенний марафон" или "Ты у меня одна", не забываются, многие зрители смотрят их по нескольку раз. Все свои кинороли Марина ведет ненавязчиво, благородно, подчеркнуто корректно. Ее героини обладают внутренней культурой, они застенчивы и сдержанны. И вместе с тем каждая из них способна на взрыв, решительные действия, если дело касается родного близкого человека. Как это было в фильме "Осенний марафон", в эпизоде, когда Андрей Бузыкин едва не попадает под машину. Алла подбегает и (куда только подевалась тихая сотрудница машбюро) коршуном набрасывается на оторопевшего водителя "Газели". Такие перевоплощения под силу не каждой актрисе. Неелова импровизирует на ходу, не обращая внимания на сценарий, и ее видение ситуации придает особую эмоциональную окраску эпизоду.

Семья

Биография Марины Нееловой немало может поведать нам о качествах характера актрисы. Она является человеком сомневающимся, постоянно анализирующим все и вся. Когда-то комплексовала по поводу слишком тонкой своей талии, заставляла портниху несколько раз перемерять, потому что никак не хотела признавать, что ее талия всего 54 сантиметра. Марина почему-то считала, что это не очень нормально, просто недопустимо. Однажды на вопрос своих друзей, как у нее обстоят дела в семейной жизни, Марина грустно ответила: "Это единственная роль, которая мне не удается". В то же время всем известно, что она счастлива в своем замужестве, а супруг Кирилл Геворгян в ней просто души не чает и готов носить (и носит) на руках. Семья Нееловой и Геворгяна дружная, только вот их дочь старается дистанцироваться от родителей из желания быть полностью самостоятельной.

Отказ от прошлого

Неелова - одна из немногих высококлассных актрис, которым удается объединить в одно целое свою профессию и дом, семейное существование во всех его проявлениях. Марина умеет вычеркивать из своей жизни эпизоды, точно так же, как в монтажной комнате на киностудии вырезают целые куски кинопленки, безвозвратно и без сожаления. Часто актрису спрашивают, неужели она не вспоминает свое бывшее увлечение, Каспарова. И постепенно все начинают понимать, что ответа на этот вопрос не будет уже никогда. Марина монтажными ножницами вырезала все ненужное из своего прошлого. Биография Нееловой Марины Мстиславовны, таким образом, проходит своеобразное редактирование, раскрывая перед публикой лишь самые главные события в жизни актрисы.

Документальный фильм

Не так давно - в 2011 году - был снят документальный фильм "Не спрашивайте меня о моих романах" о жизни и творчестве Марины Нееловой. На протяжении часа актриса рассказывала о себе, о своем творчестве в родном театре "Современник", о дочери и муже. В съемках фильма принял участие и Кирилл Геворгян, супруг Марины, рассказала о себе и Ника Неелова-Геворгян, дочь. Но не было сказано ни слова о шахматисте Каспарове, которому актриса посвятила несколько лет своей жизни.

Дочь шахматного короля и Марины Неёловой очаровала директора Лондонской галереи

У 13-го чемпиона мира по шахматам Гарри КАСПАРОВА недавно родился сын. Наверное, не случайно мальчика назвали на американский манер - Николас. Три года назад Гарри Кимович, окончательно разочаровавшись в путинском правлении, покинул Россию и обосновался в США.

Каспаров купил в Нью-Йорке на Манхэттене квартиру из трех спален площадью 160 кв. м. За это семейное гнездышко, где живут его молодая жена Дарья Тарасова, их 9-летняя дочь Аида и сам шахматист, он выложил $3,4 млн. Теперь придется немного потесниться - их стало четверо.
52-летний экс-чемпион мира знает толк в женской красоте. Дарья моложе его на 20 лет, и некоторые американцы, видя их вместе, по ошибке думают, что она его дочь. Когда роман Каспарова и Тарасовой, студентки Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, был в самом разгаре, у Даши как-то спросили, кем она приходится великому шахматисту. Эффектная брюнетка, не моргнув глазом, ответила: «Я его жена». Хотя Каспаров в тот момент состоял в браке совсем с другой барышней - Юлией Вовк! Но Тарасова своего добилась. В 2006 году она действительно вышла замуж за шахматного гения.
Будучи студенткой, Дарья практиковалась в Вашингтоне по программе, которую поддерживало правительство США. Она открыла собственный магазин в Питере, а Валерий Леонтьев даже посвятил ей одну из своих песен. В общем, эта дамочка тоже знала себе цену.

Гарри Кимович и Дарья вместе уже 10 лет с хвостиком, и, надо сказать, это большое достижение для супруги. Ведь победитель всевозможных шахматных турниров всегда имел слабость к прекрасному полу.
О романе юного Каспарова с замечательной актрисой Мариной Нееловой судачила вся театральная Москва. Когда они познакомились, Марине было 37 лет, а Гарику - 21. Он тогда жил в Баку и в Москве бывал лишь наездами. Неелова принимала молодого любовника у себя в квартире на Чистых прудах. Но и в свете они не раз появлялись вместе. Когда в 84-м Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым, Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста. Но именно Клара Шагеновна их и разлучила. Сначала она сказала сыну:
- Тебе надо сосредоточиться на шахматах. А если ты хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии. Она же заразит тебя дурной болезнью!
Когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна внушила сыну, что внебрачный ребенок может негативно сказаться на его спортивной карьере. Честолюбивый Гарри, уже завоевавший титул чемпиона мира, возражать не стал. Его мама заявила в прессе: «Это не наш ребенок». Как бы намекая на то, что Неелова параллельно встречалась с другим мужчиной. Гордая актриса не проронила тогда ни слова. Но дочь Ника, которую она родила, оказалась как две капли воды похожей на Каспарова. Коллеги Нееловой по театру «Современник» были возмущены поступком гроссмейстера, а Валентин Гафт прилюдно заявил:
- Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме.
Сейчас Нике 28 лет. В первый класс она пошла в Париже. Когда выросла, стала скульптором, окончив в Нидерландах Королевскую академию искусств. Позже Ника продолжила обучение в Англии, а в 2010-м стала победительницей конкурса «Новые сенсации», который проводила лондонская галерея Саатчи. Отца ей заменил нынешний муж Нееловой - российский дипломат Кирилл Геворгян. Именно благодаря отчиму Ника еще в школьном возрасте побывала в разных странах и выучила несколько иностранных языков. Дочь Нееловой, жгучая брюнетка, выглядит весьма привлекательно, хотя говорит, что никогда не считала себя красавицей.

У меня есть молодой человек, мы живем вместе в Лондоне, - признавалась Ника несколько лет назад. - Он итальянец, тоже здесь работает. Не художник и не скульптор. Может, это и к лучшему - нам вдвоем не скучно.

Впрочем, представить публике того самого итальянца Ника так и не решилась. Позже он уехал к себе на родину, и пара распалась. Между тем Неелова-младшая буквально очаровала директора лондонской галереи «Charlie Smith» Завьера Эллиса. Сначала он, используя широкие связи, помог Нике показать свои работы в столице Англии, затем - в Берлине, Амстердаме и других городах Европы. Внешне все выглядело вполне обыденно: покровитель искусства помогает молодому дарованию проторить дорогу к успеху. Но когда на выставке в лондонском Сомерсет-хаусе, где были показаны произведения ведущих художников и скульпторов Британии, оказались вдруг творения Ники Нееловой - единственной из иностранок, у многих возник вопрос: с чего бы это? Талант у нее, бесспорно, есть, но без высокого покровительства в когорту избранных так быстро не попадешь. Этот вернисаж, кстати, курировал Завьер.

Все поняла бывшая фаворитка Эллиса - Тесса Фармер. Женщина устроила экс-бойфренду скандал:
- Что такого в этой русской? Ее работы совершенно обычные. Тобой движет личная симпатия.
Тесса настойчиво попросила Завьера ради пользы дела забыть о русской скульпторше. Но он не послушал и все больше стал терять голову от новой фаворитки. Теперь Нику видят с директором галереи не только на выставках и в музеях. Эллис берет ее в поездки, они вместе ужинают в ресторанах, гуляют по городу.
По нашим данным, Нике Нееловой в свое время предлагали работу в Москве - она не захотела. Мама звала дочку в Париж, где живет в последние годы, и получила вежливый отказ. А когда Нику просит о чем-то Эллис (или наоборот), отказов не бывает.
О Каспарове Ника предпочитает не говорить. Она, как и мама, вычеркнула его из своей жизни.

Увел девушку у Шорта

В 86-м друзья познакомили Гарри с миловидной блондинкой Марией Араповой. Выпускница филологического факультета МГУ работала переводчицей в «Интуристе». Любопытно, что ее папа был хорошо знаком с Карповым - 12-м чемпионом мира и заклятым соперником Каспарова, но Клара Шагеновна узнала об этом слишком поздно. Иначе, возможно, она и не дала бы благословения на брак. Через три года после свадьбы Мария подарила мужу дочь, которую назвали Полиной. Рожать Арапова решила в Финляндии, где жили в то время ее родители. А Каспаров остался в Москве, с мамой. Говорят, Клара Шагеновна всерьез обиделась на невестку. Когда Гарри собирался купить новое жилье для семьи в центре Москвы, Маша осторожно предложила отселить свекровь - приобрести ей квартиру в доме по соседству. Такого коварства властная Клара Шагеновна, привыкшая жить с сыном под одной крышей, стерпеть не смогла.

Жена Каспарова вместе с дочкой несколько месяцев провела в Финляндии, но Гарри навещал их очень редко. А потом он отправился в Лондон на матч за шахматную корону с англичанином Найджелом Шортом. Поединок длился целых два месяца, но Мария в Лондоне так и не появилась. Стало понятно, что супруги друг к другу охладели. А вскоре выяснилось, что Каспаров нанес Шорту двойной удар: выиграл у него матч и увел у Найджела девушку - шахматистку Вирджинию Мор. Связь с этой юной француженкой продолжалась два года.
Мария Арапова молчать не стала. В одном из интервью она сказала:
- Наверное, у Гарри что-то изменилось в личном плане. Вернувшись из Лондона, он заявил, что созрел для развода. Я пыталась с ним поговорить, но он не хочет возвращаться... На меня оказывают давление. Если я не соглашусь на его условия, то меня лишат кредитной карточки. Он с нами борется, как со своими шахматистами или политическими противниками. Но речь идет всего лишь о женщине с твоим же ребенком. Я разочаровалась в Гарри. Бог ему судья.

Дошло до того, что супруги стали общаться только через адвокатов. Развод и раздел имущества растянулись на полтора года. В итоге Мария с дочерью уехали на постоянное место жительства в США - Каспаров купил им квартиру в Нью-Джерси. По решению суда он получил право ежегодно забирать ребенка к себе на два месяца. Но бывшая жена так и не отпускала Полину к отцу. Впрочем, когда страсти улеглись и девочка подросла, нормальное общение наладилось. Полина не унаследовала от отца любовь к шахматам, зато несколько лет занималась спортивной гимнастикой. Теперь, когда Гарри Кимович живет в Нью-Йорке, он имеет возможность видеть свою дочь гораздо чаще.
У Каспарова и Араповой была семейная тайна, которую они долго скрывали. Дело в том, что сначала Мария родила мужу сына. Но мальчика еле спасли, а через несколько дней он все-таки умер. Гарри воспринял это как плохой знак. Уже тогда он потихоньку начал отдаляться от Марии.

В 95-м на Мемориале Михаиля Таля в Риге Каспаров обратил внимание на стройную и сексапильную красотку Юлию Вовк. На банкет по случаю закрытия турнира ее пригласил одноклассник, и, как выяснилось, девушка пришла туда не зря. Между 32-летним «королем шахмат» и 18-летней студенткой сразу вспыхнул роман. Многие коллеги Каспарова считали, что эта связь продлится пять-шесть месяцев. Ну в крайнем случае год. И ошиблись. Юля сумела понравиться не только Гарри, но и, что самое важное, его маме. Клара Шагеновна дала добро на свадьбу.

Когда Юлия была на седьмом месяце беременности, произошел весьма неприятный случай. Гарри с молодой женой плавал на байдарке в Адриатическом море. Неожиданно подул ветер, в байдарку набралось много воды, и она перевернулась. Все это случилось недалеко от маленького островка - ошеломленные супруги сумели до него доплыть. К счастью, недалеко от места бедствия оказался шеф-пилот Бориса Ельцина и командир 235-го правительственного отряда Александр Ларин. Он и вывез супружескую чету с того острова.
Несмотря на потрясение, Юлия родила здорового ребенка. Заметим, что Клара Шагеновна присутствовала при родах, а Гарри там не было. Но своего сына Вадима Каспаров, безусловно, любит. Например, когда мальчику исполнилось пять лет, папа, как и обещал, свозил его в Париж, в Евродиснейленд. Вадик был на седьмом небе от счастья. В 2004-м, став чемпионом России, Каспаров после награждения снял золотую медаль и повесил ее на шею восьмилетнему сыну. Для знаменитого шахматиста было очень важно, чтобы сын им гордился.


Увы, спустя год второй брак Каспарова распался. Его бывшая жена Юля по-прежнему живет в Риге, а Вадим уже вымахал под два метра ростом и весит нынче 120 килограммов. К разочарованию отца, сын абсолютно равнодушен к шахматам, зато с удовольствием тягает железо. Вадим стал штангистом и участвовал в чемпионате Латвии по становой тяге. Когда в 2007-м его отца арестовали в Москве (Каспаров участвовал в несанкционированном шествии за свободные выборы), парень был в шоке. Да и сам Гарри Кимович не верил, что его посадят в тюрьму.
- Мне дали пять суток, хотя могли и 15 вкатить, - рассказывал потом шахматист, ставший врагом путинской власти. - Решили проучить. Меня поместили в камеру на троих: три привинченные к полу кровати, проход между ними составлял буквально метр. Но были и поблажки. Гулять, например, я мог, сколько хотел, но только в клетке примерно три метра на пять, на верхнем этаже. Свет в шесть утра не включали. Я успел взять с собой плитку шоколада и бутылку воды (меня с этим пустили в камеру!). Прикидывал, на сколько мне хватит такого запаса - от тюремной баланды я отказался. Впрочем, пять дней без еды можно выдержать.
Видимо, после этого случая Каспаров и задумал слинять на Запад. Он пытался получить гражданство Латвии, однако получил отказ. А вот хорваты пошли навстречу. Но жить Гарри Кимович предпочитает в США. Он как-то признался, что иногда играет в шахматы в Интернете под псевдонимом. И испытывает огромное удовольствие, когда виртуальные соперники изумляются качеству его игры. Вообще Америка нравится прощелыге гораздо больше, чем Россия, и работа на благо США оплачивается весьма щедро. По его собственным словам, Каспаров сейчас издает книги, читает лекции в разных городах Америки и за рубежом, зарабатывая весьма прилично - почти столько же, сколько было во времена спортивной карьеры. Вот только служит он не той стране, которая его воспитала и прославила на весь мир. С Россией Каспарову оказалось не по пути.

А еще был случай
* Гарри Каспарову очень нравилась знаменитая немецкая фигуристка Катарина Витт. Однажды ему удалось с ней встретиться в Германии, и между молодыми людьми уже возникла взаимная симпатия. Однако мать олимпийской чемпионки, увидев парня с кавказской внешностью, категорически заявила дочери: «Нам такие не нужны!» Гарри был уязвлен и обижен.

О романе юного Каспарова с замечательной актрисой Мариной Нееловой судачила вся театральная Москва. Когда они познакомились, Марине было 37 лет, а Гарику - 21.

В 1984 году Каспаров познакомился с актрисой Мариной Нееловой. Ему исполнился 21 год, и он был самым молодым претендентом на звание чемпиона мира в истории шахмат.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Все — мое здоровье, мои тренировки, мои устремления — было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. Отнюдь не монах.

У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»

Он тогда жил в Баку и в Москве бывал лишь наездами. Неелова принимала молодого любовника у себя в квартире на Чистых прудах. Но и в свете они не раз появлялись вместе. Когда в 84-м Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым , Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста.

Актриса поддерживала Каспарова в трудное для него время. В матче за звание чемпиона мира с Анатолием Карповым он сначала проигрывал. Да еще со счетом 0:5! Гарри даже прозвали долгоиграющим проигрывателем. На матчах Неелова сидела рядом с Кларой Шагеновной. «Две мамы», — говорили о них.


«В конце января 1985-го при счете 5:2 нас с Карповым даже прогнали из Колонного зала Дома Союзов. Потому что Карпов, несмотря на свои заверения, что вот-вот, мол, меня дожмнет, никак не мог выиграть, а тут уже один за другим помирали члены Политбюро, и для прощальных церемоний надо было освободить территорию. Потом Карпов сдал третью партию, и вопрос даже не в том, что он был физически истощен и не мог дальше играть... Ему стало некомфортно психологически — он просто испугался, а главное, струхнули те, кто был за ним.»

Но именно Клара Шагеновна их и разлучила.


Сначала она сказала сыну:
- Тебе надо сосредоточиться на шахматах. А если ты хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии. Она же заразит тебя дурной болезнью!
Когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна внушила сыну, что внебрачный ребенок может негативно сказаться на его спортивной карьере. Честолюбивый Гарри, уже завоевавший титул чемпиона мира, возражать не стал. Его мама заявила в прессе: «Это не наш ребенок». Как бы намекая на то, что Неелова параллельно встречалась с другим мужчиной. Гордая актриса не проронила тогда ни слова. Но дочь Ника, которую она родила, оказалась как две капли воды похожей на Каспарова. Коллеги Нееловой по театру «Современник» были возмущены поступком гроссмейстера, а Валентин Гафт прилюдно заявил:
- Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме.


«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому и был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился на шахматах». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочка Ника, как две капли воды похожая на Гарри Каспарова.

Сейчас Нике 28 лет. В первый класс она пошла в Париже. Отца ей заменил нынешний муж Нееловой - российский дипломат Кирилл Геворгян . Именно благодаря отчиму Ника еще в школьном возрасте побывала в разных странах и выучила несколько иностранных языков. Дочь Нееловой, жгучая брюнетка, выглядит весьма привлекательно, хотя говорит, что никогда не считала себя красавицей.

Ника училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса. В 2008 году закончила Королевскую академию искусств в Гааге. Училась за границей, а точнее в Нидерландах, куда ее отец, Кирилл Геворкян, несколько лет назад был назначен послом РФ.

Известно, что она не любитель публичной жизни и отличается невероятными способностями в изучении иностранных языков. В Нидерландах она закончила академию, второе образование, художественное, получала уже в Лондоне, в школе дизайна.


В 2010 году закончила школу искусств в университетском колледже Лондона. Участвовала в нескольких коллективных выставках, преимущественно в Нидерландах. В 2010 году Ника с инсталляцией «Принципы повиновения» стала победительницей конкурса «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи. Согласно условиям этого престижного состязания до него допускаются все выпускники художественных вузов страны. Но из многочисленных претендентов на первом его этапе отбирают 20 лучших, работы которых выставляются на ярмарке искусств в Лондоне. И только четырем победителям выдается грант на создание новых проектов. После победы она получила много интересных предложений, у нее прошла персональная выставка в Лондоне.


Также ее работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. «Принципы повиновения» и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям.


Заслуженная артистка РСФСР (5.03.1980).
Народная артистка РСФСР (2.07.1987).

После школы, преодолев конкурс в сто человек на место,поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева. После окончания ЛГИТМИК в 1969 году была принята в штат киностудии "Ленфильм".

С 1972 года – актриса академического театра им. Моссовета, где сыграла в пьесе Ивана Буковчана «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». Репетировала у Анатолия Эфроса, который ставил тогда «Турбазу» Эдварда Радзинского, но спектакль запретили. В этот момент на Марину Неёлову обратил внимание молодой талантливый режиссер «Современника» Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным они пригласили ее войти в их спектакль «Валентин и Валентина». Для Марины Неёловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор (с 1974 года) она и служит в «Современнике», в котором в настоящее время является одной из ведущих актрис театра. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности". Интереснейшей работой в театре стал моноспектакль "Шинель" в постановке В.Фокина, в котором она играет Башмачкина.
За роль Елизаветы в спектакле "Играем... Шиллера!" Марина Неёлова удостоена Государственной премии Российской Федерации в 2001 году.

Дебютировала в кино, будучи студенткой третьго курса - снялась в фильме «Старая, старая сказка» у Надежды Кошеверовой. Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог" И.Авербаха. В дальнейшем в кино Марине Неёловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя"), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон"). Но утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").

Снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна, Георгия Данелия…
С середины 80-х Марина Неёлова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", "Ты у меня одна") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", "Сибирский цирюльник"). Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс", основанная на реальных событиях. Марина Неёлова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюсяся в заключенного.

В последние годы в кино Марина Неёлова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, в фильме "Леди на день" - Анни, актриса Вера Стрельникова в детективе "Предлагаемые обстоятельства" (2009).

театральные работы

Вероника – В. Розов "Вечно живые" - 1974
Белоснежка – Л. Устинов, О. Табаков "Белоснежка и семь гномов" - 1974
Валентина – М. Рощин "Валентин и Валентина" - 1974
Светлана – М. Рощин "Погода на завтра" - 1974
Виктория – А. Вампилов "Провинциальные анекдоты" - 1974
Лариса – В. Розов "Четыре капли" - 1974
Ника – К. Симонов "Из записок Лопатина" - 1974
К. Симонов "Мы не увидимся с тобой"
Елена - М. Рощин "Близнец"
Саня – М. Рощин "Эшелон" - 1975
Виола – У. Шекспир "Двенадцатая ночь"
Аня – А. П. Чехов "Вишневый сад" - 1976
Люба – А. Соколова "Фантазии Фарятьева" - 1977
Ленка – В. Малягин "НЛО" - 1978
Оля – М. Рощин "Спешите делать добро" - 1980
Маркиза Чибо – А. де Мюссе "Лорензаччо" - 1980
Маша – А. П. Чехов "Три сестры" - 1982
Марья Антоновна – Н. В. Гоголь "Ревизор" - 1983
Хани – Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?" - 1984
Лора – А. Галин "Звезды на утреннем небе" - 1988
Евгения Семеновна – Е. Гинзбург "Крутой маршрут" - 1989
Анфиса – Л. Андреев "Анфиса" - 1991
Паулина Салас – А. Дорфман "Смерть и дева" - 1992
Вальтрауте – Р. Майнарди "Адский сад" - 1993
Раневская – А.П. Чехов "Вишневый сад" - 1997
Елизавета – "Играем…Шиллера!" - 2000
Принцесса Космонополис, Хэвенли – Т. Уильямс "Сладкоголосая птица юности" - 2002
Башмачкин – Н.В. Гоголь «Шинель» - 2004
Шарлотта – И. Бергман «Осенняя соната» - 2012

призы и награды

1981 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - за роль Аллы в фильме «Осенний марафон» (1979).
1990 - Государственная премия РСФСР в области театрального искусства - за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург.
2001 - Государственная премия РФ - за роль Елизаветы в спектакле «Играем… Шиллера!».
1976 - премия Ленинского комсомола - за воплощение образа современников в кино.
14.04.2006 - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
9.01.2012 - орден Почёта.
13.06.1996 - орден Дружбы.
Премия зрительских симпатий на Белградском кинофестивале за роль в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя» (партнер Юозас Будрайтис) в 1975 году.
Лауреат приза "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе (за роль в фильме "С тобой и без тебя").
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты» за 1977 год.
1993 - премия «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Ты у меня одна» (1993).
2000 - премия «Триумф».
1998 - премия «Кумир».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Нееловой Марины Мстиславовны

Детство

Марина Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде в семье, которая никакого отношения к кино и театру не имела. Мама, будучи студенткой, ушла на фронт добровольно и служила в Мурманске радистом. При этом участвовала в жестоких сражениях.

С детства Марине прививали любовь к искусству. Мама с дочкой часто ходили на спектакли и концерты. Отец же приобщал будущую знаменитость к живописи и развешивал по дому собственные акварели. В 4-летнем возрасте девочка начала заниматься балетом. Поэтому к этому виду искусства у Марины Мстиславовны особое отношение. Марина мечтала стать актрисой с самого детства.

Но главным в жизни девочки всегда был театр. Никогда она не представляла себя ни кем иной, как актрисой.

ЛГИТМиК

В 1964 году, после школы, Марина Неелова отнесла документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Там конкурс был высокий всегда – около ста человек на место. Марина была скромной, маленькой, худенькой и испуганной и думала, что ее ни за что не примут в вуз.

Тем не менее, Неелова перед экзаменационной комиссией взяла всю волю в кулак и прочитала отрывок из романа «Война и мир». Текст был избитый, его не раз читали на вступительных испытаниях, однако девушка смогла произвести впечатление и профессора разглядели в Марине драматический талант. Ее приняли на курс Ирины Мейерхольд и .

В институте Марина Неелова показала себя, как очень неординарная актриса. Один из ее этюдов отметил весьма эффектной фразой: «Ее биомеханическая ворона совсем как живая» .

Театр

Диплом ЛГИТМиКа актриса получила в 1969 году. После Марина Неелова мечтала попасть в БДТ к режиссеру Георгию Товстоногову. Но даже показываться туда не стала, боялась не понравиться. Поэтому поступила в штат «Ленфильма». Она верила, что если снимется в какой-нибудь картине, то Товстоногов ее обязательно заметит и пригласит к себе в театр.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Так и случилось, после «Старой, старой сказки» режиссер заметил молодую актрису. Но пока Товстоногов собирался подойти к актрисе, она уехала в Москву.

В 1971 году Неелова пришла на работу к Юрию Завадскому в Театр имени Моссовета. Но работала там недолго. Успела сыграть в пьесе «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом» Ивана Буковчана.

Пробуется также у Эфроса. В 1974 году Неёлова переходит в «Современник». Тут на молодую девушку обратил внимание режиссер «Современника» Валерий Фокин. Он вместе с пригласил ее в 1974 году в спектакль «Валентин и Валентина». До Нееловой эту роль играла и звали . Постановка для Марины Нееловой стала удачным дебютом. И с тех пор актриса служит в «Современнике» уже более 30 лет. Она сыграла в «Двенадцатой ночи», «Вишневом саду», «Трех сестрах», «Ревизоре» и других.

В 1994-1997 годах она проживала во Франции с мужем, хотя продолжала появляться на сцене. Репертуар театра подстраивали под её расписание приездов.

В настоящее время Марина Неёлова живёт в Москве и продолжает работать в труппе «Современника». Она играет в «Вишневом саде», «Ревизоре», «Крутом маршруте», «Играем... Шиллера» и «Сладкоголосая птица юности».

Изящная

На сцене она как беспокойная кошка с голосом избалованной девочки. При этом у нее эротическая внешность, которая очень электризует публику. Так о Марине Нееловой говорили критики. Ее талию в 54 сантиметра ценили модельеры. А одевая актрису к «Вишневому саду» Вячеслав Зайцев специально ездил в Париж за кружевами и шелком, потому что посчитал, что иначе одевать такую женщину нельзя.

Вес Марии Нееловой – всегда был балетный – всего 45 килограммов. При таком весе ее отказывались везти даже лифты – актрисе приходилось подпрыгивать. Впрочем, знаменитость всегда стеснялась своей худобы.

Кино

Кинодебют Марины Нееловой состоялся на третьем курсе института. Она появилась в картине «Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой – сыграла две роли – дочь трактирщика и принцессу.

Вообще первые роли Марины были сказочными и романтичными («Принц и нищий», «Тень», «Сломанная подкова») либо лирическими («Ждем тебя, парень!», «Цвет белого снега»). Но драматический талант помог раскрыть фильм «Монолог», где её напарником по главной роли стал . Фильм стал большим творческим достижением актрисы и о ней заговорили как о особом явлении.

Марина Неелова умеючи воплощает образы хрупких, ранимых, незащищенных героинь, которые пытаются отстоять свою независимость. Это, к примеру, Степанида в «С тобой и без тебя», Саша в «просто Саша», Валентина в «Слово для защиты», Нина в «Фотография на стене», Алла в «Осеннем марафоне».

В 1975 году, после работы над телефильмом «Ночь ошибок» режиссер признался, что восхищается работоспособностью актрисы: "Неелова так серьезно относилась к работе, что звездная болезнь ей не грозила".

После утверждения в драматическом амплуа, Марина вернулась к лирике и фарсу – это доказывают картины «Дамы приглашают кавалеров», «Красавец-мужчина», «Карусель», «Мы веселы, счастливы, талантливы» и «Чужая жена и муж под кроватью».

Ради работы Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом. Она даже снималась в постельных сценах зимой, да еще в полуразрушенном доме. Это сцена из фильма «Осенний марафон». Актеры находились под одеялами, а между ними был обогреватель.

А вот режиссер картины «С тобой и без тебя» заставлял актрису, которая играла батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В это же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер . Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссеру казалось это не правдоподобно. Закончилось тем, что к концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки.

В целом, в 1970 - середина 1980-х годов творческая карьера Марины Неёловой развивается вполне успешно. Она не испытывает недостатка в предложениях ведущих режиссёров страны. Она воплотила на сцене образы героинь известных постановок своего времени: Виола («Двенадцатая ночь»), Аня («Вишневый сад»), Маша («Три сестры»), Марья Антоновна («Ревизор»).

Заметным достижением в кинематографе становятся её работы у ведущих мастеров кино страны: Георгия Данелия, Ильи Авербаха, Вадима Абдрашитова и других.

В середине 80-х у Нееловой начался творческий простой – она снимается реже. Чередует драматические роли («Ты у меня одна», «Дорогая Елена Сергеевна») и костюмно-исторические («Ревизор», «Сибирский цирюльник», «Тень, или Может быть, все обойдется»).

Интерес зрителей вызвала картина «Тюремный романс» Евгения Татарского, которая вышла в 1993 году. Марине досталась главная роль – следователя прокуратуры, которая влюбилась в заключенного.

С 1990 годов актриса стала значительно меньше сниматься, посвящая больше времени семье.
Из последних работ - роль в детективе по Борису Акунину «Азазель», а так же в картине «Леди на день».

Марина Неелова и Гарри Каспаров

У коллег-мужчин Марина вызывала все время одно и тоже чувство – желание защищать. После того, как у актрисы закончилась 2-летняя любовь к шахматисту , то ее начала защищать практически вся столичная артистическая публика. Актер , к примеру, во всеуслышание заявил, что шахматиста не станут принимать ни в одном доме.

И Марина познакомились в 1984 году у пианиста Владимира Крайнева. Тогда шахматисту был 21 год, а актриса была на 16 лет его старше. жил в Баку и Марина никогда к нему не ездила, иногда сам приезжал в Москву. Отношениям помешала мама спортсмена, властная женщина, которая признавала только карьеру сына и полагала, что брак сына может ее разрушить. послушал мать и прекратил с актрисой все отношения.

Семейная жизнь

Марина все-таки обрела женское счастье. На отдыхе она встретилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Стремительная любовь закончилась свадьбой. При этом Неелова пожертвовала театром ради семьи. С мужем и дочкой Никой (1987 г.р.) она пять лет прожила в Париже, куда Кирилл отправили в качестве советника Российского посольства. Ника в 2010 году окончила лондонскую Школу изобразительного искусства Слейд по классу скульптуры. В этом же году выиграла конкурс New Sensations, проводимый The Saatchi Gallery совместно с Четвёртым каналом телевидения Великобритании.

Несколько лет актриса жила на две страны. Но после дипломатической миссии семья вернулась в Россию. Марина Неелова опять начала активно играть.

Признание и награды

За роль Стеши в фильме Р. Р. Нахапетова «С тобой и без тебя» была отмечена призом «Золотая фемина» на Международном фестивале в Брюсселе.

1975 - премия зрительских симпатий на Белградском кинофестивале.

1976 - премия Ленинского комсомола - за воплощение образа современников в кино.

1977 - премия всесоюзного кинофестиваля за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты» (1976).

1980 - заслуженная артистка РСФСР.

1981 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - за роль Аллы в фильме «Осенний марафон» (1979).

1987 - народная артистка РСФСР.

1990 - Государственная премия РСФСР в области театрального искусства - за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург.

1993 - премия «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Ты у меня одна» (1993).

1996 - орден Дружбы - за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд.

2000 - премия «Триумф».

2001 - Государственная премия РФ - за роль Елизаветы в спектакле «Играем… Шиллера!».

2006 - орден За заслуги перед Отечеством IV степени - за большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи.

2012 - орден Почёта - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.