Конспект занятия по лексической теме перелетные птицы. Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Перелетные птицы". Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Ольга Земцова
Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

Лексическая тема : Перелётные птицы .

Логопедическая тема : Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи.

Коррекционно- образовательные цели :

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах .

2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

3. Совершенствование грамматического строя речи :

Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище) .

Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

- Развитие функции словообразования :(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

4. Развитие связной речи.

Коррекционно- развивающие цели :

1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

4. Воспитание любви к животному миру.

5. Вызвать интерес к занятиям .

Оборудование :

МУЗЫКА. Ход занятия .

Логопед . Ребята, сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Приветствие.

Логопед . Упражнение " Настроение". предлагает

Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия .

Логопед . Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта . (Берёт в руки зажженную свечу.)

Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Дети. Удачного дня.

Логопед . Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

Пришла весна перелётные птицы возвращаются в наша края.

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка , а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Дети : Я думаю скворец.

Логопед . Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети. Эти птички называются перелётные .

Логопед . Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц . Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети. Я думаю это кукушка.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

- Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

- Этот старый наш знакомый :

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту. (аист)

Логопед . Назовём перелётных птиц .

Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

Логопед . А теперь внимательно посмотрите на экран. Игра " Найди лишнюю птицу . "

Какая птица оказалось лишняя и почему?

Дети. Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные .

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный,. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос,не поднимая плечи.

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

Логопед . Вам нужно собрать картинки (гуся, аиста, утки)

Дети. Я буду собирать гуся.

Логопед . Это чья голова?

Дети. Это гусиная голова.

Логопед . Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы . Давайте посчитаем каких птиц больше . Игра с мячом “Сосчитай – ка”

Логопед показывает картинки птиц , а дети называют птиц с числительными 1 ,2.

Дети. Одна ласточка, две ласточки.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица , две птицы , пять птиц .

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,

Шла серая по крутому. переваливаясь .)

Вела детей за собою,

И малого , и большого, (загибают безымянный палец; большой

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

Физминутка.

Логопед . Ребята, посмотрите каких красивых птиц нарисовал художник . Но вот беда он забыл нарисовать некоторые части тела птицы . Давайте посмотрим и дорисуем то, чего не хватает каждой птице .

Дети. У этой птицы нет ног ,она безногая. Я нарисую длинные ноги и она станет длинноногая. (бескрылая-крылатая, бесхвостая- длиннохвостая)

дети выполняют задание под музыку

Логопед . Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом?

Дети. Лесной певец - соловей. (запись трелей соловья.)

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица ?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Соловей -это перелётная птичка . Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище -гнездо.

Логопед . Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны.

Выберете картинку вашего настроения. (тучка- солнышко)

Наше занятие закончено . Сейчас вспомним какое задание ему понравилось дольше всего.

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Тема: Перелетные птицы.

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы по числу детей, фотографии для проведения артикуляционной гимнастики, персонаж Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица «Перелетные птицы», цифры 1-3, игра «Колумбово яйцо» по числу детей.

Ход занятия:

I. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре.

Логопед: Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад

На дорожках ворохи пёстрые лежат

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети:Осенью!

Логопед: Да, осенью. Мы с вами отправимся на волшебную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу. Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ», откроем глазки, и мы уже оказались в лесу. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц», появляется воспитатель, переодетый в костюм вороны) .

Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу?

Дети: Ворону.

Ворона: Да, действительно, я-ворона, важная птица. Где бы ты ни гулял- по берегу моря, в парке, в лесу, - повсюду можно встретить птиц. Почти все они умеют летать. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Расскажите мне, где живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнездах.

Ворона: Что птицы делают осенью?

Дети: Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.

Ворона: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Зимующие.

Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

Дети: Перелетные.

Перед детьми разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Дети вместе с логопедом вспоминают названия этих птиц и раскладывают на две группы зимующих и перелетных.

Ворона: спасибо, что помогли мне разобраться, где зимующие, а где перелетные птицы. До свидания!

(Дети садятся на свои места, звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Напомнить об осанке.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.

Упражнения:

1. «Иголочка»

2. «Вкусное варенье»

3. «Качели»

4. «Чашечка»

2. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

3. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

5. Игра «Назови ласково».

Логопед: сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.

Голова- головка хвост-хвостик

Лапы-лапки клюв-клювик

Крыло-крылышко перо-перышко

6. Физкультминутка «Осень». (координация слова с движением)

Дети выходят на ковер.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

7. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 1, 2, 3)

Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

Дети: «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».

Дети: «Улетел 2 лебедя». «Улетел 1 грач».

8. Пальчиковая гимнастика.

Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук (двумя указательными, двумя средними до мизинцев). На каждую стихотворную строчку по одному движению:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

9. Игра «Колумбово яйцо».

Логопед: Ребята, ворона когда улетала, оставила для вас задание.

Из геометрических фигур по образцу дети выкладывают силуэт птицы.

Самостоятельная работа детей.

III. Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

(Дети вместе с логопедом подходят к Речецветику)

Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?


Для детей старшей группы.

Лексическая тема : «Перелетные птицы »

Тема НОД : «»

Подготовила :

Учитель-логопед Татаринцева Н . Г.

Цель : - расширить и активизировать словарь у детей по данной теме.

Задачи : - систематизировать и расширить имеющиеся знания о перелетных птицах ;

Закрепить в памяти детей названия птенцов различных птиц ;

Продолжать учить образовывать множественное число существительных;

Учить согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных и глаголов в числе;

Продолжать развивать мелкую моторику;

Развивать внимание мышление, память;

Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть.

3.1 Игра «Один – много»

3.2 Игра «Кого не стало?»

4. Физ. минутка.

5. Игра «Закончи предложение»

6. Составление описательного рассказа.

7. Игра «4-ый лишний»

8. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надежда Татаринцева
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.

Лексическая тема : « Перелетные птицы »

Тема НОД : « Путешествие маленьких орнитологов »

Подготовила :

Учитель- логопед Татаринцева Н . Г.

Цель : - расширить и активизировать словарь у детей по данной теме.

Задачи : - систематизировать и расширить имеющиеся знания о перелетных птицах ;

Закрепить в памяти детей названия птенцов различных птиц ;

Продолжать учить образовывать множественное число существительных;

Учить согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных и глаголов в числе;

Продолжать развивать мелкую моторику;

Развивать внимание мышление, память;

Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть.

3.1 Игра «Один – много»

3.2 Игра «Кого не стало?»

4. Физ. минутка.

5. Игра «Закончи предложение»

7. Игра «4-ый лишний»

8. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : - Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну и посмотрите, напомните мне, какое сейчас время года?

Дети : Весна!

Логопед : - Как вы догадались, что весна? Подумайте, а пока подойдите к своим стульчикам, кто правильно ответит, тот присаживается на свое место.

Дети : Стало тепло.

Солнышко греет.

Растаял снег.

Легко стали одеваться.

На деревьях листики появились.

Травка.

Цветы.

Птицы прилетели и т . д.

Логопед : - Спасибо! Теперь я тоже знаю, что к нам пришла весна.

1. Введение в тему.

Логопед : - Ребятки, Егор сказал что в наши края прилетели птицы . Назовите, какие именно?

Дети : Ласточки, скворцы, журавли и т. д.

Логопед : - Сколько вы знаете прилетающих птиц , посмотрите, пожалуйста, на картинки, остались ли тут еще те, про которых вы забыли?

Кто же из вас самый внимательный и уже догадался, про кого мы с вами сегодня будем говорить?

Дети : Про птиц ! Перелетных птиц !

Логопед : - Умницы! Кто-нибудь из вас знает, как называют людей, занимающихся изучением птиц !

Дети : Нет.

Логопед : - Ребята, это ОРНИТОЛОГИ . Повторите все вместе - орнитологи .

И сейчас, чтобы точно ничего не пропустить интересного и важного, мы превращаемся в орнитологов !

3. Основная часть.

И так, мои маленькие ученые :

1) Почему эти птицы называются – перелетные ?

2) Когда они улетают и прилетают?

3) Птицы улетают по одной или группой? (Группой.)

4) Ребята, когда у перелётных птиц появляются птенцы ? (Летом.)

Ребята, какие вы молодцы, все знаете и на все мои вопросы правильно ответили.

3.1 Игра «Один – много»

Логопед , показывая картинки с изображением птиц , предлагает детям изменить слово по образцу : Аист – аисты.

Соловей – соловьи;

жаворонок – жаворонки;

утки – утки;

гусь – гуси;

скворец – скворцы;

ласточка – ласточки;

журавль – журавли;

цапля – цапли и т. д.

3.2 Игра «Кого не стало?»

Логопед : - Ребята сейчас, вы, закрываете глазки, я прячу одну картинку птицами , а вы, открыв глаза, постараетесь вспомнить, кто пропал.

Н – р : Гуси – не стало гусей.

4. Физ. минутка.

Логопед : - Что-то мы с вами совсем засиделись. Сейчас потихоньку встаем и делаем круг.

Цапля ходит по болоту, Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги

Будто ищет там кого-то. Делают вид, что что-то ищут

Ой, боюсь, что эта цапля Подошли все к логопеду

Лягушонка хочет сцапать. Пытаются поймать заводную игрушку-Лягушонка.

(А. Ганиев)

5. Игра «Закончи предложение»

Учитель- логопед , в любом порядке, каждому ребенку бросает мяч и говорит :

У аиста…. (аистенок)

У утки…. (утенок)

У журавля…. (журавленок)

У кукушки… (кукушонок)

У журавля…. (журавленок) и т. д.

Логопед : - И с этим заданием вы тоже справились!

6. Составление описательного рассказа.

А сейчас я проверю, настоящие ли вы орнитологи ?

Посмотрите внимательно на перелетных птиц . Чем они отличаются?

Дети : Эта большая, а соловей маленький . Длинный клюв. И т. д.

Логопед : - Сравните и назовите отличия между Кукушкой и Соловьем; между Аистом и Грачом и т. п. (Чтобы дети не путались при сравнении и описании птиц , им было предложено рассказывать по порядку – начиная либо с головы, либо, наоборот, - с лапок)

Игра «4-ый лишний» :

Логопед : Я диктую по 4 слова, а вы попробуйте догадаться, кто лишний (если на слух не справляются с заданием, можно предложить эту игру в картинках).

Лебедь, скворец, сорока, грач;

Кукушка, зяблик, соловей, снегирь;

Страус, цапля, журавель, аист;

Сова, соловей, ворона, сорока.

Правильно! Ответьте на вопрос : Кто больше зяблика, но меньше утки?

7. Подведение итогов.

(Играет медленная музыка)

Ребята, вот и подошла наша экспедиция к концу, пора превращаться нам в ребят. Для этого нам нужно хлопнуть три раза в ладошки, крепко зажмурить глазки и на счет 1, 2, 3 их открыть.

Напомните мне, кем мы сегодня были?

Чем занимаются орнитологи ?

Про кого мы сегодня разговаривали?

Сейчас каждый вспомните по одной перелетной птичке , назовите и подойдите ко мне.

Чтобы вы не забыли про нашу экспедицию, у меня для вас приготовлены интересные загадки, а какие именно вы узнаете уже дома.

Дети по очереди подходят к учителю логопеду , из коробка вытаскивают небольшой свиток, где написана загадка.

Загадки, раздаваемые в конце занятия (домой) :

Подумай, о ком можно так сказать :

Пёстрая, хищная, большеглазая -

Шустрая, белобокая, длиннохвостая -

Длинноклювый, пёстрый, красноголовый -

Маленький , красногрудый, черноголовый -

Маленькие , шумные, коричневые -

Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом -


В ряду задач, стоящих перед системой дошкольного образования, важное место занимает . Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

В непосредственной образовательной деятельности (НОД) задачи подобраны таким образом, чтобы развивать речь детей, знакомить с окружающим миром, развивать все психические процессы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы»

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Проведение НОД:

1. Мотивация.

Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал с постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

2. Сообщение темы:

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Опустилось на землю тихое: ″Ау!″
На неведомом суку вздрогнуло: ″Ку-ку!″
Застучало по стволам: ″Тук-тук!″
Лес встаёт навстречу нам: ″Кто там?″

Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.

3. Работа по теме:

Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.

А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на ноутбуке (слайды 4-13).

Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Игра «Назови птиц ласково».

Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает)

Соловей – соловушка…(улетает)

Кукушка – кукушечка…(прилетает)

Журавль – журавушка…(подлетает)

Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу (слайды 14-16).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дети выделяют птицу, которая «заблудилась» (Слайды 17-21).

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Цели:

  • Формирование правильного физиологического дыхания.
  • Работать над плавностью речи.
  • Вырабатывать четкие координированные движения органов речевого аппарата.
  • Формировать обобщающее понятие «Перелетные птицы», уточнять, какую пользу они приносят людям.
  • Развивать связную речь.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Упражнения для пальчиков (при назывании птицы - загибать пальчики на руке).

Птичек стайка

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей.

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка, серенькое пёрышко.

Эта - зяблик, это - стриж, это - развесёлый чиж.

Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по домам.

(Сжать пальчики в кулачки )

(И. Токмакова )

О ком это стихотворение?

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.

  1. Развитие общеречевых навыков.
  1. Сообщение темы занятия.

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию ». (Логопед описывает внешние признаки перелётной птицы, а ребёнок называет её. Ответы сопровождаются дирижированием ведущей рукой).

Образец ответа: это аист. Это лебедь.

Что делают эти птицы осенью? (Улетают в теплые края).

Как называют таких птиц? (Перелетные).

  1. Релаксация
  1. Основная часть.
  • Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, показывает картинку, а ребёнок отвечает - улетает она на зиму или нет.)

Почему птицы улетают в теплые края?

  • Игра «Чем питаются птицы?» Логопед произносит зачин.

Ты картинку покажи,

Чем питаются, скажи.

У ребенка картинки с изображением насекомых. Он показывает картинки и вслед за логопедом повторяет:

Перелетные птицы питаются червяками.

Перелетные птицы питаются бабочками.

Перелетные птицы питаются жуками.

Произнося предложения, ребенок кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы.

Ответ на вопрос, заданный вначале упражнения.

  • Составление звуковой схемы названия перелетной птицы (по выбору дефектолога).
  • Разучивание стихотворения о птицах.

Логопед читает текст, а дети по ходу чтения выкладывают картинки. Затем дети повторяют текст.

Для упражнения используются картинки с изображениями птиц.

Мы картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Утка крякает: «Кря-кря»,

Гусь гогочет: «Га-га»,

Ласточка чифкает: «Чиф-чиф»,

Кукушка кукует: «Ку-ку»,

Журавль курлычет: «Курлы-курлы».

  1. Физкультминутка.

Хочу стать птичкой

Я по улице гулял,

Рот открыл, смотрю я в небо.

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз,

Только ветра слышен свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Логопед читает стихотворение, ребенок выполняет движения.

Продолжение основной части.

  • Выложи из листочков птицу (ласточка). Назови каждое свое действие.

Сложи разрезные картинки.

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы.

Инструкция: назови ласково: утка - уточка, галка - галочка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка, соловей - соловушка.

  1. Итог занятия.