Понятие стрессоустойчивости и психологические условия ее развития. Стресс как фактор развития личности

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Стрессоустойчивость педагога, выступая показателем социально-педагогического взаимодействия, ярко проявляется во взаимодействии со школьниками. Особую значимость приобретает формирование стрессоустойчивости как личностного качества в студенческом возрасте. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия стрессоустойчивости и ее влияния на социально-педагогическое взаимодействие со школьниками. На эмпирическом уровне рассмотрены особенности стрессоустойчивости студентов – будущих педагогов. Подтверждается гипотеза о том, что уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов – будущих педагогов и зависит от их коммуникативной способности. Стрессоустойчивость, выступая как фактор подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками, вызывает необходимость использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения. Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные (модульное обучение, проблемное обучение и т.д.).

образовательные технологии

социально-педагогическое взаимодействие

уровни стрессоустойчивости

стрессоустойчивость

1. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.). - СПб., 2003. - С. 32-38.

2. Данилова Н. Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность // Материалы I Международной конференции памяти А. Р. Лурия (Москва, 24-26 сентября 1997 г.). - М., 1998. - С. 52-60.

3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 482 с.

4. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис... д-ра биол. наук. - СПб., 2001. - 32 с.

5. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

Стрессоустойчивость выступает одним из качеств человека, ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками. Социально-педагогическое взаимодействие направлено на оказание помощи школьнику в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. С этих позиций социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта.

Стрессоустойчивость является одним из показателей социально-педагогического взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. На уровень сопротивляемости стрессу могут оказывать влияние индивидуальные особенности личности студента, обуславливающие и регулирующие его поступки, предопределяющие выбор линии поведения, стиль и образ жизни. Поэтому встает актуальный вопрос о способах обучения студентов правильному использованию резервов психики, самопознанию, повышению способности к гибкому самоуправлению в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками.

Понятие «стрессоустойчивость» определяется как:

  • невосприимчивость к эмоциогенным факторам, с одной стороны, а с другой - как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции ;
  • способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, сохранять здоровье в среде с плохой экологией, и зависящее от функциональной организации головного мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов ;
  • интегральное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке;
  • «эмоциональная устойчивость» .

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых , экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

Исследование уровня стрессоустойчивости у студентов 2-5 курсов педагогического вуза с помощью опросника С. В. Субботина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» показали следующие результаты.

Анализ результатов по опроснику С. В. Субботина и методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге показал:

  • низкий уровень стрессоустойчивости у студентов II курса;
  • высокий и средний уровень стрессоустойчивости преобладает у III и IV курсов и на IV курсе преобладание в группе испытуемых высокого (35 %) и среднего уровня (52 %) сопротивляемости стрессу;
  • средний и низкий уровни сопротивляемости стрессу (43 %), но высоким процентом студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости (35 %) на V курсе.

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» позволил выявить уровень эмоциональной устойчивости:

  • у студентов II курса наблюдается преобладание низкого уровня эмоциональной устойчивости (высокий уровень стрессоустойчивости выявлен лишь у 13 % испытуемых), высокой эмоциональной возбудимости у 30 % и интенсивности эмоций у 74 % испытуемых;
  • у студентов III курса - обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются;
  • у студентов IV курса - имеют устойчивую эмоциональную сферу, это проявляется в выдержанности, эмоциональной устойчивости, ориентированности на реальность; при высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции;
  • у студентов V курса - обладают высокой интенсивностью эмоций, но при этом их низкой длительностью, т.е. переживая негативные эмоции, студенты «проживают» их недолгое время, затем быстро восстанавливая эмоциональное равновесие.

Результаты исследования уровней стрессоустойчивости студентов разных курсов позволили выявить особенности сопротивляемости стрессу:

1. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов II курса являются проблемы во взаимоотношениях с девушкой или молодым человеком, частые конфликты, а также проблемы со здоровьем, отказ от индивидуальных привычек. Значение здесь также имеет продолжительность действия стрессора. Известно, что стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях человека. Следовательно, ряд стрессоров возникает в течение года не один раз и создают предпосылки для снижения уровня стрессоустойчивости личности. Студентам этого курса характерна импульсивность, несдержанность, частая смена настроения и зависимость от него, что приводит к деструктивному влиянию эмоций на личность студента и снижает общую сопротивляемость стрессу.

2. Низкий уровень стрессоустойчивости студентов на III курсе на данном этапе обучения вызван низким уровнем адаптированности студентов к условиям обучения в педагогическом вузе. Отсюда и трудности в рациональном использовании свободного времени (невозможность уделять время близким друзьям), повышение социальной ответственности, необходимость «подстраиваться» под учебный процесс, менять свои привычки. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов является изменение условий жизни, изменение финансового положения, повышение социальной активности, т.е. затруднения, с которыми сталкиваются студенты, носят в основном внешний характер. Несмотря на то, что III курс является кризисным и переходным этапом на протяжении всего периода обучения, студенты данной группы умеют справляться со стрессовыми ситуациями и легче адаптируются к новым условиям. Это может быть обусловлено как личностными особенностями студентов, так и особенностями их эмоциональной сферы. Студенты данной группы обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются.

3. Студенты IV курса имеют свои характерные особенности, а именно - на данном курсе снижается значимость стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, - пройден процесс адаптации, кризисный период III курса, когда происходит переосмысление выбора данной специальности; обучение продолжают те студенты, которые считают, что их личностные качества соответствуют выбранной ими профессии. Кроме того, на IV курсе еще не все студенты обеспокоены выбором места работы, выпускными экзаменами и т.д. На первый план для данных студентов выходит личная жизнь. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов данного курса являются трудности во взаимоотношениях с партнером, разрыв отношений или, наоборот, свадьба, беременность и т.д. Студенты данного курса выдержанны, эмоционально устойчивы, ориентированы на реальность. При высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции. Данная особенность позволяет личности быть менее раздражительной, соблюдать общественные моральные нормы. Кроме того, устойчивость эмоциональной сферы позволяет более эффективно адаптироваться при изменяющихся условиях.

4. Стрессовые ситуации студентов V курса связаны с профессиональной деятельностью студентов, однако, не все из них готовы совмещать обучение и трудовую деятельность в силу нехватки времени или недостаточного уровня знаний. Вследствие этого может возникнуть разочарование в выбранной профессии, нежелание работать дальше по выбранной специальности, нежелание вообще брать на себя какую-либо ответственность. Кроме того, на последнем курсе обучения часть студентов создает семью, это также создает определенные трудности - невозможность рационально распределять свое время, нежелание учиться. Однако высокий процент стрессоустойчивых студентов позволяет сделать вывод о том, что они могут справляться со стрессовыми ситуациями. Это может быть обусловлено как владением студентами приемами саморегуляции, так и особенностями их эмоциональной и личностной сферы.

Результаты исследования уровня стрессоустойчивости студентов 2-5 курсов педагогического вуза позволяют сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и годом обучения студентов, и уровень стрессоустойчивости студентов зависит от их коммуникативных способностей. Поэтому в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения, способствующие повышению уровня стрессоустойчивости и приобретению знаний, умений, навыков социально-педагогического взаимодействия.

Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные. Посредством технологии модульного обучения осуществляется организация учебной деятельности в соответствии с модульной учебной программой курсов, проблемного обучения - стимулируется поисковая самостоятельная деятельность, выработка алгоритма социально-педагогического взаимодействия студента со школьниками. На практических и семинарских занятиях при разрешении проблемных ситуаций используются методы анализа ситуаций, принятия нестандартных решений, мозгового штурма, что способствовало развитию у студента коммуникативных умений, стрессоустойчивости. В рамках технологии контекстного обучения применяются кейс-метод, методы работы с корреспонденцией и опосредованного общения, использование которых направлено на повышение уровня стрессоустойчивости и отработку определенных умений и навыков социально-педагогического взаимодействия. Использование технологии обучения в сотрудничестве позволяет обогатить опыт и приобрести через образовательный процесс навыки совместной, целенаправленной, ценностной деятельности, развить навыки группового принятия решения. При проведении семинаров в форме диалога используются диспуты, дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги («Основы конструктивного общения социального педагога», «Уверенность в себе», «Социальное взаимодействие»), что способствует включению студента в решение разнообразных проблем на основе диалога, формированию стрессоустойчивости. При использовании технологии модерации студент приобретает опыт работы в команде, учится осуществлять контроль за соблюдением участниками обсуждения норм поведения, при работе над ситуацией. При реализации данной технологии чаще всего применяется метод фокус-групп.

Таким образом, стрессоустойчивость является: показателем и ярко проявляется в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками; выступает фактором подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками; уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов и зависит от их коммуникативной способности; в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Иванова Ольга Анатольевна, д-р пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования», г. Москва.

Егорова Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал «Тобольский индустриальный институт», г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Анашкина А.П., Доронина Н.А. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8850 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Реакция на стресс, как показано выше, всегда индивидуальна. Это позволяет говорить о разной подверженности стрессу, о различных уровнях стрессоустойчивости.

При изучении стрессоустойчивости личности рассматриваются четыре следующих вопроса :

1. Сущность стрессоустойчивости;

2. Природная стрессоустойчивость;

3. Приобретенная стрессоустойчивость;

4. Стрессоустойчивость руководителя.

Интересно то, что от последствий одного стресса можно избавиться с помощью стрессов другого рода. Так, после сдачи экзамена можно прийти в норму, до седьмого пота пробежавшись на лыжах.

Кроме того, стресс способен уменьшить влияние остальных критических состояний: кризиса, конфликта, невроза. Он позволяет взглянуть на них по-новому, оценить их реальный масштаб, наметить пути преодоления.

Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессорам. Различают стрессоустойчивость организма и личности.

Стрессоустойчивость организма связана с пониженной реакцией основных физиологических систем человека на стрессовые воздействия. Организм осуществляет реагирование, но в своеобразном замедленном темпе, выполняя действие компенсатора.

Реагирование на стрессовые воздействия происходят индивидуально. У одних людей даже относительно незначительное воздействие вызывает бурную реакцию, у других – серьезные внешние влияния не могут поколебать их спокойствие. Иными словами, порог приспособительных возможностей организма у разных людей может сильно отличаться.

На одни и те же нагрузки люди реагируют по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела. А у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает.

Виды реакции на стресс получили в психологии управления образные названия: активная – «стресс льва»; пассивная – «стресс кролика».

У людей с активной реакцией на внешние воздействия стрессоустойчивость является высокой. У людей с пассивной реакцией стрессоустойчивость низкая.

Стрессоустойчивость личности связана с пониженной психической реакцией человека на действие стрессоров. Эмоциональный всплеск происходит, но его сила (амплитуда) относительно невысока.

Стрессоустойчивость выступает способностью сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Таким образом, можно сказать, что стрессоустойчивость личности прямо связана с эмоциональным миром индивида. При высокой эмоциональности человека его стрессоустойчивость будет высокой. При низкой эмоциональности индивида такой же будет и его стрессоустойчивость.

Антиподом стрессоустойчивости является стрессопредрасполо-женность . Она означает неадекватно высокую реакцию организма на относительно малые раздражители.

В зависимости от источника различают два вида стрессоустойчивости:

природная – данная человеку от рождения;

приобретенная – сформированная в ходе жизненного опыта.

Природная стрессоустойчивость это особенности организма человека, данные ему от рождения, и способствующие противостоянию внешним негативным воздействиям.

Американские кардиологи Мейер Фридман и Рей Резеннан выделили два типа людей, в зависимости от их стрессоустойчивости. Тип А – люди решительные, способные к конкуренции, нетерпеливые, вербально агрессивные, склонные к злости. Тип Б – люди рассудительные, уравновешенные, со спокойным характером.

Люди типа А вдвое чаще, чем группы Б,склонны к стрессам. Реактивные личности типа А значительно чаще, чем иные, «готовы» к борьбе. И если борьба не происходит, это отрицательно сказывается на их здоровье. Когда люди типа А бессильны, или вынуждены принимать сложное решение, их нервная система перераспределяет поток крови, направляя ее от внутренних органов к мышцам. В этот момент снижается удаление холестерола и жира из крови. Холестерол и жир постепенно накапливаются вокруг сердца.

Продолжительный стресс, порожденный непримиримым характером, может привести к аритмии сердца и иным тяжелым расстройствам. Через стресс происходит отрицательной взаимодействие психики и сердечно-сосудистой системы человека.

Самая неприятная черта характера личности типа А – это отрицательные эмоции, особенно злость, связанные с агрессивно-реак-тивным темпераментом. Наиболее ярко эта черта проявляется в ситуациях вербального общения. Не вовремя сделанная пауза может спровоцировать нервный приступ.

Нетерпеливый, склонный к злости человек может вскочить, повысить голос, повести себя агрессивно.

Враждебность, цинизм, ярость, злость на других людей увеличивают подверженность человека стрессу в несколько раз.

Так, китайская народная пословица гласит: «Огонек, который вы раздуваете для своего врага, часто обжигает вас больше, чем его».

Резко повышают подверженность стрессу и депрессии, чувства тревожности и безнадежности. Вредное влияние отрицательных эмоций связано с психическими и физиологическими расстройствами. Физиологические последствия (корреляты) отрицательных эмоций могут приводить к неосознанным негативным поступкам, принятию вредных для здоровья решений.

Болезнь, боль и немощь также могут негативно влиять на гормоны и медиаторы, приводить к стрессу. При этом происходит деморализующее воздействие на способности человека, его самочувствие и работоспособность.

Люди типа Б имеют высокую стрессоустойчивость вследствие пониженной реакции на внешние и внутренние раздражители. Они не реагируют немедленной мобилизацией физиологической активности организма.

У людей типа Б внешние и внутренние раздражители вызывают повышение умственной деятельности, а не физическую активность. Люди вначале рассуждают, а затем уже действуют. «Ножницы» во времени выполняют функцию защиты от стресса.

Существенно повышают стрессоустойчивость радость, хорошее настроение, смех. Эти состояния благотворно влияют на деятельность основных жизненных систем организма. При легких расстройствах они могут даже выполнять терапевтические функции.

Китайская пословица гласит: «Когда легко на сердце, то и тело здорово».

Внимание к людям, дружелюбие, терпимость к чужим недостаткам и ошибкам также способствуют стрессоустойчивости. В организме таких людей не возникают протестные реакции, не выходит из равновесия нервная система, не появляется немедленная готовность к действию.

Повышают стрессоустойчивость личности и творчество, креативность, увлеченность чем-либо. У таких людей во внутреннем мире выстраивается своеобразный рейтинг ценностей. На первом месте, с большим отрывом, оказываются их увлечения. Все остальное имеет столь малое значение, что не может вызвать сильного эмоционального всплеска.

Природная стрессоустойчивость, как и стрессопредрасположенность, частично могут передаваться по наследству. Тип нервной системы, физиологические особенности, характер и темперамент могут иметь некоторые наследственные черты. Однако, чаще всего значительной наследственной связи в стрессоустойчивости и стрессо-предрасположенности человека нет.

Приобретенная стрессоустойчивость связана с развитием личности, индивидуальным опытом и образом жизни.

Развитие личности как фактор стрессоустойчивости заключается в контроле человека над своими чувствами и эмоциями. Человек образованный и воспитанный вырабатывает в себе привычку не поддаваться эмоциям, реагировать на события спокойно и рассудительно. В ходе становления личности такая привычка становится чертой характера, и защищает человека от стресса.

Индивидуальный опыт как фактор стрессоустойчивости проявляется тогда, когда человек научиться минимизировать свои ошибки. Он стремится не допустить развития стрессовых ситуаций, учится не столько на своих, сколько на чужих ошибках.

Так, люди, которые научились управлять стрессом, обычно эмоционально реагируют более интенсивно. Однако они возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет управлять своим стрессом. Можно привести аналогию со спортсменом: их сердцебиение сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей.

Образ жизни , как фактор стрессоустойчивости, связан с жизненным стилем человека. Психологи различают нестрессовый и стрессовый стили жизни.

Нестрессовый стиль жизни содержит следующие черты:

– установление уважительных межличностных отношений, выбор друзей интересных и ободряющих, отстаивание собственных прав;

– участие в интересной, благородной и творческой работе, которая приносит социальное признание и материальное вознаграждение;

– уравновешивание неприятных событий положительными явлениями и полезными целями, наличие «путей спасения», позволяющих расслабиться;

– направление энергии в различные виды деятельности, которые приносят удовлетворение, сохранение стимулирующей рабочей нагрузки, где периоды напряжений периодически компенсируются временем «передышек»; эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций,

– допуск наличия «творческого» стресса в определенные периоды интересной напряженной деятельности;

– ведение здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы, отсутствие вредных привычек.

Нестрессовый стиль жизни в значительной степени позволяет сопротивляться и избегать стрессов даже предрасположенным к ним людям, то есть людям группы А.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими чертами:

допущение сложных отношений с окружающими, тяжелое преодоление проблем на работе, неприятностей в семье, размолвок с друзьями;

участие в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе;

занятие по жизни одним видом деятельности, например, общественными заботами, зарабатыванием денег, физическим трудом, одиночеством;

беспокойство по поводу потенциально неприятных наступающих событий, попадание в непрекращающиеся стрессовые ситуации;

испытание постоянной нехватки времени, «цейтнот», накопление невыполненных дел, хроническое эмоциональное напряжение;

ведение нездорового образа жизни, пребывание в плохой физической форме, наличие вредных привычек.

Стрессовый стиль жизни подталкивает к стрессам даже устойчивых к ним людей, то есть людей группы Б.

По шесть основных черт стрессового и нестрессового стилей жизни представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Черты стилей жизни

Стрессоустойчивость руководителя является важной чертой профессионализма, умения сохранять работоспособность и здоровье.

Стресс выступает в качестве отличительной черты в деятельности руководителя. Вызывающие его причины (стрессоры) сами по себе достаточно разнообразны, однако можно выделить три наиболее характерные из них:

высокая ответственность за качество работы, за правильность принимаемых решений, за результаты деятельности организации;

большой объем работы и связанные с ним перегрузки, необходимость работать быстро, часто, в условиях дефицита времени и высокого риска;

многочисленность отношений в самых разнообразных видах: с подчиненными, клиентами, партнерами, начальством.

Стрессоустойчивость, поэтому, настолько важна для руководителей, что при их отборе учитывается способность нести на себе нервную нагрузку.

Личности типа А больше подходят к работе в качестве руководителей по совей настойчивости, устремленности к успеху, креативности, оперативности, конкурентоспособности. Однако они же и обладают повышенной стрессопредрасположенностью.

Имея низкую природную стрессоустойчивость, руководители могут компенсировать это приобретенной стрессоустойчивостью. Немалые ресурсы противодействия стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджеров.

Обстоятельная и системная профессиональная подготовка руководителя дает возможности справиться с проблемными ситуациями.

Существуют различные методики повышения стрессоустойчивости. Одни из них позволяют установить барьер в одной точке модели стресса. Другие же предполагают комплексное управление стрессом. Они предусматривают вмешательство на всех фазах стресса.

Отметим, что не надо полностью устранять стресс. Существует оптимальный уровень допущения стресса. В этом случае стресс может дать положительную реакцию – импульс физиологической и психической активности.

Психологией установлено, что эффективным способом повышения стрессоустойчивости является юмор . Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и снять негативные эмоции. Юмор обладает целебными свойствами.

Психолог Робинсон, на основании продолжительных исследований, заключает: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания.

Однако важно не превращать юмор в насмешку над другими. В этом случае сам юмор может стать стрессом. Следовательно, надо быть осторожным с юмором при попытке помочь кому-нибудь.

Психолог Сэндз указывает: «Тот, кто видел на лице другого выражение боли и озадаченности в ответ на ироническое замечание, или помнит, что значит быть объектом насмешек, знает, как может огорчить юмор».

Итак, стрессоустойчивость является способностью человека противостоять стрессорам. Различают два вида стрессоустойчивости: организма – пониженная физиологическая реакция; личности – взвешенная психологическая реакция.

Есть 2 типа стрессоустойчивости: природная – зависящая от особенностей организма и типа нервной системы; и приобретённая – связанная с развитием человека, личным опытом и образом жизни.

Стрессоустойчивость – это сохранение работоспособности.


Похожая информация.


Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Говоря о физиологических предпосылках стрессоустойчивости, следует подчеркнуть, что особую роль играет состояние эндокринной системы и хорошая физическая форма. Вместе с тем существует предрасположенность к стрессовым реакциям людей, характеризующихся определенными эмоциями: гневом, враждебностью и агрессивностью.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, актуальная структура личности (наличие таких свойств, как зрелость-незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удержанию травматического опыта) способствует усилению поражающего эффекта и травмы, т.е. указывает на низкую толерантность к стрессу. Таким же фактором является генетическая предрасположенность - физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно при истощении, нарушении сна и питания. Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Существует группа пищевых питательных веществ, которые имитируют стимуляцию симпатической нервной системы - это кофе, кола, чай и шоколад, который содержит кофеин, никотин, содержащийся в табаке. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а так же способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции.

Стресс также связан с витаминами. Выделение картизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих к нам в организм вместе с пищей.

В большей степени это касается витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина) и витамина С. дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройства желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс.

Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные:

· экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты;

· «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными;

· ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.

Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Биологическая необходимость активности

Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность. Для «поддержания формы» нужно упражнять ум и тело. Кроме того, бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремления творить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувству неуверенности из-за бесцельности существования. Назвать ли деятельность изнурительным трудом или развлекательной игрой - зависит от нашего отношения к ней. Упорная работа ради того, к чему вы действительно стремитесь, не принесет вреда. Но удостоверитесь, что к этому стремитесь именно вы, а не только ваше общество, родители, учителя или соседи и что вы в состоянии выйти победителем.

В большинстве случаев переключение с одной деятельности на другую - лучший отдых, чем полный покой.

Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть. И ничто так не помогает больному, как целебный стресс отвлечения внимания.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшение памяти.

4. Слишком частое возникновение чувства усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Довольно частые боли (голова, спина, область желудка).

7. Повышенная возбудимость.

8. Работа не доставляет прежней радости.

9. Потеря чувства юмора.

12. Постоянное ощущение недоедания.

13. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.

Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:

1. Гораздо чаще Вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени, не успеваете ничего сделать.

3. Вас постоянно что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать, никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда устали за день.

9. Вам почти ничто не нравится.

10. Дома, в семье, на учебе, на работе у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на учебе, ни на работе.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

Эмоциональная поддержка - выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

Оценочная поддержка - помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

Информационная поддержка - совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

Инструментальная поддержка - материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка - это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Стойкость

Стойкость - это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля - это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Оптимизм

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

С недавних пор в нашем социуме появился новый критерий оценки работников, такой как стрессоустойчивость личности. Наниматели стали придавать огромное значения этому критерию. Без определения проблем стресса невозможно обозначить суть понятия. Уровень стрессоустойчивости определяет факторы стресса.

Стрессоустойчивость важна для современного человека

Стресс как фактор риска

Причина психосоматических заболеваний - стресс. Все население, вне зависимости от гендерных различий, возраста, специальности попадают в группу риска. Длительное пребывание в таком состоянии грозит этими неприятными последствиями стрессов, многими серьезным заболеваниям, начиная от сердечных и заканчивая работой пищеварительного тракта, а также приводит к снижению самооценки.

Множество ситуаций, ежедневно происходящих с нами, организм расценивает как потенциально опасные. Личная реакция и фактор, пагубно влияющий на наш организм (который не всегда бывает адекватен ситуации), запускают механизмы, которые провоцируют возникновение симптомов стресса.

На состояние фрустрации у всех людей организм реагирует одинаково. Это обусловлено тем, что механизмом, «запускающим» стресс, является выброс адреналина и норадреналина, входящих в состав гормонального фона и дающих так называемый адреналиновый эффект. Разграничим стресс на три стадии.

Стадия тревоги Стадия сопротивления (резистентности) Стадия истощения
Эта стадия направлена на подготовку к защите или бегству. На процесс ее создания влияют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе нарушается сопротивляемость организма болезням. Идет нарушение аппетита, усвоения пищи и функций её выведения. Если реакция проходит быстро и решается естественным путем (бегство, драка), эти нарушения проходят незаметно для организма. Если состояние тревоги занимает длительное время без возможности выхода адреналина, или же стресс слишком сильный – резервы организма быстро истощаются. Слишком сильные стрессы (травмы, ожоги) могут привести к летальному исходу. Бывает, что организм позволяет нам быстро адаптироваться к стрессовой ситуации. Находясь в этой стадии стресса, человек продолжает функционировать на нормальном уровне. Все ресурсы организма мобилизуются, а физиологические и психологические процессы не нарушаются. Тревога и возбудимость находятся на минимальном уровне или вовсе исчезают. Но не следует забывать, что наши возможности к адаптации не безграничны, и при длительной суггестивности последует третья стадия стресса. Эта стадия – крик о помощи. Все резервы организма уже истощены до предела и мобилизация невозможна. При продолжительном действии внешних раздражителей наступает декомпенсация, при самом негативном раскладе возможна смерть. При хорошем исходе – нервный срыв, глубокая депрессия. Динамика стресса на этой стадии уже необратима. Без посторонней помощи и длительного курса лечения на этой стадии уже не обойтись.

Мальчик-Девочка

Каждому человеку присущи разные черты характера. Некоторые из них – универсальные, а некоторые традиционно присваиваются сугубо мужской либо женской психологии. Отдельные отличительные черты стрессоустойчивого поведения имеют эволюционно-генетические или чисто физиологические предпосылки. Нельзя упускать из виду специфические формы проявления стресса, такие как поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические. Также нельзя проявить равнодушие к гендерным особенностям проявления стресса.

Учеными доказано, что в стрессовых ситуациях срабатывают гендерные различия, поэтому мужчины и женщины ведут себя по-разному. Если мужчина будет руководствоваться принципом «бей или беги», то женщина - «позаботься-подружись». Объяснением этому служит тот факт, что у мужчин в опасных ситуациях вырабатываются гормоны норадреналин и кортизол (помогает организму собраться), а у дам – эндорфины и окситоцин, которые снижают болевой порог и делают человека открытым и дружелюбным.

Еще одно предположение на тему гендерных различий связали с геном SRY (присущим только мужчинам, отвечающим за развитие эмбриона мужского пола). От этого гена у человека зависит выброс в организм норадреналина. Он способствует повышению кровяного давления и активации двигательной функции. Из-за отсутствия этого гена у женщин, они отдают преимущество словесным методам.

Не стоит забывать, что есть еще андрогены – люди, отличающиеся присутствием как женских, так и мужских черт характера. У этих людей самая высокая стрессоустойчивость.

Чтобы максимально разобраться в этом вопросе, выясним, что такое стрессоустойчивость. В психологии есть термин, который описывает этот феномен, как «личные качества, помогающие человеку сопротивляться психологическим напряжениям без вредных последствий для здоровья своей психики и окружающих, так называемая психологическая устойчивость к стрессам».

Стрессовые группы

Существует мнение, что люди с уже сформированной психикой должны уметь противостоять стрессовым ситуациям, находить в себе силы принимать взвешенные, рациональные решения. Но есть одно но, одни и те же факторы стресса на разных людей оказывают разное действие. Например, пожар в соседней квартире может вызвать меньший стресс, чем поломка электрочайника.

Делаем вывод, что иметь неуязвимость к стрессу – это нормально реагировать на происходящее, при необходимости мобилизовать свою психику и рассуждать здраво. Чтобы иметь такую возможность, необходимо тяжело трудиться, и не только физически. Главное, нацеливаться на адекватные задачи, и делать все для их достижения. Нужно отбросить в сторону лень и не искать отговорки. Увы, делать что-то против своего желания тоже стресс.

Людей разделяют на 4 группы стрессоустойчивости по определению подходов к выходу из стресса:

  1. Стрессонеустойчивые. Это те, кто максимально подвержены стрессу. Капканом для таких людей является неумение адаптироваться к обстоятельствам, нехватка гибкости в изменении поведения.
  2. Стрессотренируемые. Они спокойно переносят изменения, но только если эти изменения минимально влияют на нынешнее положение вещей. Для них подойдут только постепенные перемены. На таких людей нельзя давить, иначе это вызовет депрессию или нервный срыв, что снизит их эффективность в любых ситуациях.
  3. Стрессотормозные. Такие люди принципиальны в своих жизненных позициях, но более лояльны к внешним переменам. Этот тип людей скорее предпочтет быстрые перемены, чем постепенную трансформацию. Выбить таких людей из привычной колеи может только череда неприятностей, из-за которой они теряют запал, начинают срываться по любым мелочам. В подобные моменты лучше не попадать им под «горячую руку».
  4. Стрессоустойчивые. У представителей этого типа психика практически не подвержена разрушающим влияниям внешней среды.

Сопротивляемость, основные типы личной резистентности к стрессу.

Стресс и стрессоустойчивость можно рассмотреть как свойство личности, состоящее из нескольких частей. К ним относится:

  • Психофизиологический компонент, тип нервной системы.
  • Эмоциональный опыт личности, приобретенный в стрессовых ситуациях.
  • Мотивационная составляющая преодоления.
  • Волевая саморегуляция.
  • Готовность личности к выполнению различных задач.
  • Способность к прогнозированию.

Психологические механизмы стрессоустойчивости также можно связать с понятием жизнестойкости, под которым подразумевают систему убеждений человека о мире и самом себе. Входят три составляющие:

  • вовлеченность;
  • контроль;
  • принятие риска.

Вовлеченность дает возможность найти максимально доступный выход для решения проблемы. Контроль помогает влиять на исход, благодаря четкой уверенности в положительном завершении предприятия. Идея риска подразумевает уверенность в том, что неважно, положительный или отрицательный будет результат, главное – действия.

Выработать в себе стойкость и стабильность крайне важно. Сюда относят ресурсы, с помощью которых можно подтолкнуть себя к заботе о своем здоровье: начать заниматься спортом или физическими упражнениями, сбросить вес, бросить вредные привычки.

Все это уменьшит напряжение и не даст состоянию организма перейти в болезненную форму. Факторы стрессоустойчивости:

  • ранний детский опыт и особенность организма;
  • личностные установки и ценности человека;
  • влияние социального окружения;
  • умение прогнозировать и анализировать прошлый опыт;
  • поведенческий фактор.

Занятия спортом помогут выработать стрессоустойчивость

Многие заблуждаются, присваивая ярлык стрессоустойчивости человеку, отличительным признаком которого является умение контролировать свои негативные эмоции на людях. Он может испытывать бурю разнообразных эмоций, не проявляя их в силу воспитания, природной тактичности или просто быть хорошим актером. Нельзя держать все в себе, это будет только усугублять положение, разрушая изнутри. Эмоциям нужно давать выход в обязательном порядке, но только в перенаправленном виде. И тогда у вас останутся хладнокровие и здравый рассудок.

Были разработаны упражнения для тренировки стрессоустойчивости.

  1. Познай себя. Для начала нужно разобраться в самом себе, изыскать ресурсы стрессоустойчивости, в этом помогут тесты, которые можно в большом количестве найти в сети, они подскажут различного рода техники познания.
  2. Сон – лучшее лекарство. Нельзя пренебрегать сном. Только во время сна организм может расслабиться как физически, так и морально. А вот недостаток сна может только усугубить состояние.
  3. С хобби по жизни. Найдите себе занятие для души, которое подарит чувство удовлетворения, поможет снять напряжение и дать выход эмоциям.
  4. Сила феникса. Как феникс восстанавливает себя из пепла, так и вам нужно научиться силой воли восстанавливать свое душевное равновесие.
  5. Специалисты тоже люди. Всегда решать свои проблемы в одиночку это очень хорошо, но иногда со стороны виднее. Профессионал всегда сможет дать неплохой совет, и вдвоем нести ношу всегда легче, поэтому не пренебрегайте психиатрами, обращайтесь к ним за помощью, иногда самому просто не справиться.
  6. Собственная методика. В интернете можно найти любую информацию. Не ленитесь, изучите материалы по схожим проблемам. Это поможет выяснить, какая волевая регуляция подходит вам и успешно пользоваться индивидуальной методикой.
  7. Правильное питание: это убережет ваше здоровье, поднимет иммунитет и уменьшит подверженность стрессам.
  8. Больше отдыхайте. Выходные были созданы не просто так. Отдыхать нужно обязательно. Если нет возможности полноценного отдыха, старайтесь использовать для этого любые свободные промежутки времени. Слушайте музыку в транспорте, читайте, если есть возможность дойти до нужного места, выберете ходьбу, легкий спортивный бег.
  9. Накопительная система. Эта система хороша только для дисконтных карт. Избыток негатива в организме может потом вылиться в серьезный срыв. Эмоциям нужно дать выход, вариантов осталось много, от банальной пробежки до боксерской груши или спарринга в зале. Если такой возможности нет, хватит просто разорвать бумагу на мелкие клочки или сломать карандаш.
  10. «Relax don’t do it…» - так гласят строчки популярной песни. Релаксация еще никогда не была лишней, не пренебрегайте ней. Тут подойдут любые методики от массажа до ароматерапии. Поверьте, они пойдут вам только на пользу.
  11. Физические нагрузки. Влияние физкультуры не только поможет держать в хорошей форме тело, но и положительно скажется на нервной системе, даст выход накопившимся эмоциям. Но тут есть небольшой нюанс. При выполнении упражнений постарайтесь давать организму незначительную перегрузку. Например, сделав приседаний 20. Если чувствуете, что делать дальше уже тяжело, пересильте себя и сделайте 22. Вы научитесь самоконтролю и получите моральное удовольствие.
  12. Знак бесконечности. Если постоянно обдумывать проблемы – легче от этого не станет. Вы с каждой прокруткой будете все больше и больше нагнетать обстановку внутри себя. Если у проблемы отсутствует краткосрочное решение – запишите ее в блокнот и спрячьте.
  13. Наша Таня громко плачет. Вовсе не обязательно делать это при свидетелях, это даже не желательно, но, находясь наедине с собой, дайте волю слезам. У врачей есть мнение, что люди, которые выпускают эмоции через слезы, меньше подвержены инфарктам.
  14. На волне позитива. В любой ситуации ищите положительные стороны. Это очень облегчит Вам жизнь и создаст хорошие условия устойчивости к стрессу.
  15. Дневник Бриждит Джонс. Героиня известного фильма не зря вела дневник. Заведите себе такого «бумажного друга», записывая происходящее, потом легче провести анализ ситуации, разобраться, в чем были ошибки и постараться больше их не делать. Главное – будьте максимально правдивы и откровенны. Это не книга, приукрашивать сведения не стоит.
  16. Шиворот-навыворот. Нередко мы осуждаем поступки людей, критикуем их поведение. Чтобы лучше понять мотивы поступков, испытываемые эмоции, можно поставить себя на место окружающих. Возможно, вы заблуждаетесь, источая негатив в их отношении.
  17. Тайные глубины. Проведите тщательную работу над собой, идеальных людей не бывает. Найдите в себе те качества, которые мешают вам жить и усиленно работайте над их преодолением. Осознайте себя как полноценную личность, собственная значимость всегда придает уверенность.

Методы нейтрализации стресса

Заключение

Стрессоустойчивость – это необходимое качество, но нередко его путают с жестокостью и бесчувственностью. Это ошибочное мнение, и если его придерживаться, мы перестанем открывать для себя прекрасные, добрые эмоции, с которыми связано решение проблем.