Методическая разработка "техника безопасности на занятиях физическими упражнениями и спортом". Правила безопасности на уроках физической культуры Безопасность во время занятий спортом

Безопасность на уроках по легкой атлетике

Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортив­ ной площадке, реже - в спортивном зале. На за­ нятия могут действовать факторы, способствую­щие росту травматизма и заболеваемости учени­ ков:

Отрицательная температура воздуха;

Мокрый грунт (пол);

Сильный ветер;

Опавшая с деревьев листва;

Падение на скользком грунте или твердом покрытии;

Нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

Бег, прыжки и метание без разминки.

Типичные травмы

При выполнении легкоатлетических упражне­ний возможны:

Растяжения связок локтевого, плечевого, го леностопного и коленного суставов;

Растяжения и надрывы двуглавой и четырех главой мышц бедра;

Воспаление надкостницы большеберцовой кости;

Мышечные боли;

Ослабление свода стопы.

Иногда случается «гравитационный шок» - крат­ ковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Меры по обеспечению безопасности

1. Качественно и всесторонне провести размин­ ку. Она должна включать две части: общеподготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыж­ ковые упражнения, ускорения).

Выполняя упражнения разминки, необхо­димо придерживаться следующих методических правил:

- последовательно воздействовать на основ ные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ту ловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

Упражнения по своему характеру и интен сивности должны соответствовать предстоящейос новной деятельности на уроке;

Общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направ ленности, с повторением каждого 6-8 раз.

Специальные беговые упражнения выполняют ся для подготовки у занимающихся мышц и свя зок двигательного аппарата к интенсивной рабо те. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30- 40 м, по 2-3 повторения.

2. При проведении занятий по бегу:

Осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

Проводить бег только в одном направлении;

На коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

За финишной линией дорожка должна про должаться еще не менее чем на 15 м;

Не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

3. При проведении занятий по прыжкам в длину:

Место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

Во время прыжков следует периодически пе рекапывать песок, чтобы исключить жесткое при земление;

Подсобный инвентарь (грабли, лопаты) дол жен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

Дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

Необходимо соблюдать безопасную дистан цию при поточных прыжках;

Параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии меж ду дорожками разбега.

4. При проведении занятий по прыжкам в вы соту:

В спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

Места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

В случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к ре гулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегаю щихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);

Не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

Не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной програм мой и правилами соревнований.

5. На занятиях по метанию:

Не проводить встречного метания;

Строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

Команда «собирать снаряды» подается толь ко после того, как все учащиеся выполнят мета ние;

Перед выполнением упражнений необходи мо убедиться, что в секторе метания никого нет;

Не производить метание без разрешения учи теля;

Не оставлять без присмотра спортивный ин вентарь (малые мячи, гранаты);

Нельзя стоять справа от метающего и нахо диться в зоне броска;

Не ходить за снарядами для метания без раз решения учителя;

Не передавать снаряд для метания друг другу броском.

Во избежание травм сустава необходимо сле дить за тем, чтобы во время броска кисть со снаря­ дом (мяч, граната) проносилась над плечом .

Безопасность на уроках по гимнастике

Выполнение учащимися отдельных упражне­ ний (особенно на гимнастических снарядах и опор­ ных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и не­ ловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая ле­ стница и др.) и падения, а в результате - травмы.

Типичные травмы :

Ссадины, потертости и срывы мозолей;

Ушибы и растяжения сумочно-связочного ап парата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

Разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

Не исключены ушибы головы.

Меры обеспечения безопасности

1. Правильно выбирать места занятий и разме щать снаряды в зале, располагать их на достаточ ном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики долж ны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаря ды необходимо обложить гимнастическими мата ми с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимна стические маты укладывать так, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

2. При подготовке к занятиям на брусьях преж де всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих кон цов, при этом стоять под ними запрещается.

3. При установке перекладины и брусьев раз ной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необ ходимо следить за тем, чтобы звено цепи предва рительно было освобождено и растяжки были зак ручены надежно. Для проверки правильности ус тановки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и бру сья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

4. Не реже одного раза в учебный год необхо димо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На кана тах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки дол жны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

5. В подготовительной части урока, при выпол нении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задева ли друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовитель ные упражнения направленного воздействия.

Для подготовки лучезапястного сустава приме няются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положе ния стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

Подготовка голеностопного сустава осуще ствляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным являет ся выполнение этих упражнений с использовани­ ем гимнастических палок и отягощений, например, гантелей.

Подготовка межпозвонковых сочленений вклю чает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

При выполнении упражнений на гибкость не обходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упраж нения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и стра­ховка. Помощь в гимнастике - это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правиль ного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недо статочном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

Различают следующие виды помощи:

- проводка - действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

- фиксация - задержка ученика учителем в определенной точке движения;

- подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

- поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

- подкрутка - кратковременная помощь уче нику при выполнении поворотов;

- комбинированная помощь - использование различных приемов, применяемых одновре менно и последовательно.

Помощь, как правило, оказывается на началь ной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения не посредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учите лем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самострахов ки для того, чтобы они умели самостоятельно вы ходить из опасных положений.

Самостраховка - это заранее разученные при емы обеспечения безопасности, применяемые сам им занимающимся для предупреждения травм. На­ пример, предотвратить срыв со снаряда можно сво­евременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инер­ ционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземлять­ ся во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно вы брать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать раз ные приемы страховки. Так, при выполнении уп­ ражнений на брусьях нельзя держать руки над жер дями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно пе ремещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выпол­ нения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места призем ления, поддерживая ученика за руку.

Безопасность при проведении подвижных игр

Подвижные игры, входящие в программу фи зического воспитания школьников, характеризуют ся разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками, ла занием, перелезанием, соскоками, перемещением по узкой опоре и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежа ние получения травмы нужно:

1. Строго соблюдать правила игры.

2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3. При падении сгруппироваться.

4. Внимательно слушать и выполнять все коман ды (сигналы) руководителя.

5. Начинать игру, делать остановки в игре и за канчивать игру только по команде (сигналу) учителя.

Безопасность на уроках по спортивным играм

Баскетбол

Характеризуется разнообразными двигательны­ ми действиями на небольшой по размеру спортив ной площадке, непрерывным изменением ситуа ций и непосредственным контактом с противни ком.

Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

- захваты, перехваты и неудачные финты; резкие прыжки и столкновения;

Падения на мокром, скользком полу (на площадке);

Недисциплинированное поведение, напри мер, кто-то из учеников после выполнения упраж нения не положил мяч в отведенное место, и он вы катился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

1. Занятие по баскетболу должны проводиться на сухой спортивной площадке или в спортзале с чистым сухим полом.

2. Следует заранее проветрить спортивный зал, очистить спортивную площадку от посторонних предметов.

3. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и спортивной обуви (тренировочный кос тюм, майки, трусы, кроссовки с нескользкой по дошвой). Ногти на руках коротко острижены. Очки дополнительно закреплены.

4. Перед занятием необходимо снять все укра шения (кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.).

5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителяфизичес кой культуры (судьи, капитана команды).

6. Особую осторожность проявлять при едино борствах игроков вблизи стен или возле какого- нибудь спортивного оборудования, иногда находя щегося в зале.

Все острые и выступающие части оборудования предварительно заложить матами или огоро дить.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.

Волейбол

волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а так же двухсторонней (учебной) игры.

Травмы во время игры в волейбол можно по лучить при приеме сильно поданного мяча, па дениях, прыжках и блокировании мяча. Неопыт ность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать при чиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туло вища. Следствием плохой разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова су хожилия, связок голеностопного сустава; повреж дение коленных суставов.

Необходимо соблюдать правила, аналогич ные при игре в баскетбол. Во время игры реко мендуется пользоваться защитными приспособле ниями (наколенниками, налокотниками и др.).

Футбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках футбола характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направ ления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника, ударами по мячу. Для того чтобы завладеть мячом, занимаю щемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопро тивляясь его же действиями.

Причинами травм на уроках футбола явля ются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.

Типичные травмы:

Растяжение связок коленного и голеностоп ного суставов;

Повреждение менисков коленного сустава;

Разрывы и надрывы мышц задней поверхно сти бедра и приводящих мышц;

Сотрясение головного мозга;

Ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обувь у всех должна быть однотипной (крос совки или бутсы).

2. До занятия проверить состояние футбольно го поля, устойчивость ворот.

Занятия по футболу проводятся только на ров­ном и сухом поле (без ям, канав, луж). Поле должно быть очищено от всего, что может стать причи­ ной травм (камни, жестяные банки, пластиковые бутылки, щепки, ветки деревьев и т.п.).

3. При выполнении прыжков, а также столкно вениях и падениях применять приемы самостра ховки, например приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты.

4. Во время игры соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.

Безопасность на уроках по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных спо собов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; про ходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны:

Обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и температуре воздуха ниже минус 20°С;

Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок);

Ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамп лина.


Типичные травмы: ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при выпол нении учениками непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких уп ражнений к сложным, например, к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению по воротов и торможений на высокой скорости и т.п.

Причиной травм может быть:

Короткая разминка, утомление;

Недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика;

Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

Наступание на пятки лыж обгоняющего.

К травмам может привести ошибка учителя фи зической культуры в организации занятия. Так, на пример, если спуск и подъем на склоне осуществ ляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало сне га, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предме ты (ветки, камни и т.п.), исключить обрывы и слож ные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в со ответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступа ющих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не про водить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволя ющий, при необходимости, выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещает ся шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спуска ются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не бу дет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечни ками (штырями) назад. Нельзя выставлять их впе ред: при потере равновесия и падении есть опас ность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистан цию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впе реди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуть ся тот, кто спускается за ним. В исключитель ных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуще ствить торможение преднамеренным падени ем, чтобы не получить серьезную травму.

Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

1-4-й классы - до минус 12°,

5-9-й классы - до минус 16°,

10-11-й классы - до минус 20°

при безветренной погоде или слабом ветре.

Общие требования для учащихся общеобразовательных школ на уроках физической культуры

Чтобы не воз никли опасные для жизни и здоровья школьников ситуации, необходимо:

1. Создать хорошую материально-техническую базу.

2. Выполнять санитарно-гигиенические требо вания.

3. Правильно выбирать место для занятий.

4. Методически грамотно планироват ь и проводить уроки.

5. Предупреждать учащихся о возможных трав мах при нарушении дисциплины, неисполнении указаний, неправильных двигательных действиях.

Если учащийся нарушает требования, он не допускается до занятия, и далее его нарушения рассматриваются на педагогическом совете с директором образовательного учреждения и родителями.

Физическое воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться по известной фор муле безопасности:

- всегда предвидеть;

- по возможности избегать;

- при необходимости действовать.

Роман Азманов , учитель физической культуры средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля города Перми, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

Введение

В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки.

А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.

Специалисты в области спортивной медицины уделяют большое внимание вопросам предупреждение травм, разрабатывают новые методики диагностики и лечения, оказанием содействия развитию реабилитации как незаменимой помощи при полном восстановлении после повреждений.

Двигательная активность человека - главный решающий фактор сохранения и укрепления его здоровья. Техника безопасности при занятиях физической культурой: метод, указания /Н. М. Подоляк, А.С. Третьяков, Н. А. Щепина- Красноярск: СИБУП, 2009

В современном обществе физическая культура и спорт стали предметом общего интереса и внимания. С помощью физической культуры можно оказать определенное влияние на общественное производство, формирование человека, развитие общественных отношений. Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором общественной жизни, помогает рационально использовать свободное время.

Для того, чтобы стать сильнее, выносливее, успешнее справляться со сложными двигательными заданиями в профессиональной деятельности необходимо заниматься физическими упражнениями.

Правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями

Общие требования безопасности:

К занятиям допускаются учащиеся:

Отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

Имеющие спортивную форму и обувь, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

Иметь коротко стриженные ногти;

Заходить в спортивный зал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию;

Не использовать его не по назначению.

Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висящие сережки, цепочки, браслеты и т.д.);

Убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;

С разрешения учителя выходить на место проведения занятия;

По команде учителя встать в строй для общего построения. Техника безопасности при занятиях физической культурой: метод, указания /Н. М. Подоляк, А.С. Третьяков, Н. А. Щепина- Красноярск: СИБУП, 2009

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

По мерам безопасности для учащихся

по предмету «Физическая культура»

ИОТ - 01-09

Основные понятия физической культуры

Физическая культура - органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике.

Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

Физическое развитие - это биологический процесс становления и применения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания.

Программа физического воспитания предусматривает изучение учащимися теоретических тем и овладение рядом практических физических упражнений из различных видов спорта.

I. Общие требования безопасности

Учащийся должен:

Пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;

Иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь: кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;

Выходить из раздевалки по первому требованию учителя;

После болезни предоставить учителю справку от врача;

Присутствовать на уроке в случае освобождения врачом после болезни;

Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;

Иметь коротко остриженные ногти;

Знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.

Учащимся нельзя:

Резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;

Вставлять в розетки посторонние предметы;

Пить холодную воду до и после урока;

Заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т. д.);

Убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

Под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;

С разрешения учителя выходить на место проведения занятия;

По команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время занятий

Учащийся должен:

Внимательно слушать и четко выполнять задания учителя;

Брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

Во время передвижений смотреть вперед, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;

Выполнять упражнения с исправным инвентарем и заниматься на исправном оборудовании.

Учащимся нельзя:

Покидать место проведение занятия без разрешения учителя;

Толкаться, ставить подножки в строю и движении;

Залезать на баскетбольные фермы, виснуть на кольцах;

Жевать жевательную резинку;

Мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;

Выполнять упражнения с влажными ладонями;

Резко изменять направление своего движения.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных

ситуациях

Учащийся должен:

При получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

По распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Учащийся должен:

Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

Организованно покинуть место проведения занятия;

Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

Вымыть с мылом руки.

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении

занятий в тренажерном зале

ИОТ – 023 – 2003

1.1. К занятиям в тренажерном зале допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Обучающиеся подготовительной и специальной медицинских групп к занятиям в тренажерном зале не допускаются.

1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила использования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий в тренажерном зале возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

  1. травмы при проведении занятий на неисправных, непрочно установленных и не закрепленных тренажерах;
  2. травмы при нарушении правил использования тренажеров, а также при нарушениях установленных режимов занятий и отдыха.

1.4. Занятия в тренажерном зале необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.

1.5. Тренажерный зал должен быть оснащен медаптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Учитель (преподаватель, тренер) и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Тренажерный зал должен быть оснащен огнетушителем, автоматической системой пожарной сигнализации и приточно-вытяжной вентиляцией.

1.7. Каждый тренажер должен быть обеспечен инструкцией по безопасности проведения занятий.

1.8. О каждом несчастном случае с обучающимся пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, тренеру), который сообщает о несчастном случае администрации учреждения и принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшему.

1.9. Во время занятий в тренажерном зале обучающиеся должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом занятий.

2.1. Тщательно проветрить тренажерный зал.

2.2. Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.3. Проверить исправность и надежность установки и крепления всех тренажеров.

2.4. Провести целевой инструктаж обучающихся по безопасным приемам проведения занятий на тренажерах.

3. Требования охраны труда во время занятий.

3.1. Начинать выполнение упражнений на тренажерах и заканчивать их только по команде (сигналу) учителя (преподавателя, тренера).

3.2. Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных тренажерах.

3.3. Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности.

3.4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя (преподавателя, тренера), самовольно не предпринимать никаких действий.

3.5. Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.

4.1. При возникновении неисправности в работе тренажера или его поломке, прекратить занятия на тренажере, сообщить об этом учителю (преподавателю, тренеру). Занятия продолжать только после устранения неисправности тренажера.

4.2. При получении обучающимся травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

4.3 . При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из тренажерного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

5. Требования охраны труда по окончании занятий.

5.1. Привести в исходное положение все тренажеры, проверить их исправность.

5.2. Проверить тренажерный зал и провести влажную уборку.

5.3. Снять спортивную одежду, спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5.4. Проверить противопожарное состояние тренажерного зала и выключить свет.

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий по гимнастике

ИОТ – 017 – 2003

1. Общие требования охраны труда

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

  1. травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;
  2. травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;
  3. травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

1.4. В спортивном зале должна быть мед аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правил личной гигиены.

1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися, проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3.1.Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.

3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.

3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

4.2. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.2.Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

5.3.Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.4.Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по единоборствам

Преподаватель обязан:

1. Выдерживать постепенность подготовки к единоборствам:

Специальная физическая подготовка (набивка ударных и защитных поверхностей тела, укрепление связок и др.);

Изучение техники единоборств с партнерами, не оказывающими сопротивления (приемов, способов их применения, переходов с приема на прием, комбинаций приемов);

Освоение указанных элементов единоборства с партнерами, оказывающими пассивное, а затем, активное сопротивление;

Освоение тактики единоборства с ограниченным силовым контактом;

Практика свободного единоборства с ограниченным силовым контактом;

Учебная практика свободного единоборства с полным силовым контактом по специальным правилам.

2. Лично контролировать соответствие учебно-материальной базы содержанию занятия:

Состояние рабочей поверхности (укладка татами, отсутствие выступающих предметов на местности и т.п.);

Состояние макетов средств защиты и нападения (палка, нож, пистолет, автомат, наручники и др.);

Состояние средств индивидуальной защиты.

3. Обеспечить качественное проведение подготовительной части занятия (инструктаж, общая и специальная части разминки).

4. Обеспечить оптимальное размещение и передвижение обучающихся (зоны безопасности, направление бросков партнеров, дистанция и интервал при фронтальном выполнении заданий группой в движении и др.).

5. Лично руководить всеми схватками в рамках учебной практики:

Проводить дополнительный инструктаж по технике безопасности:

Допускать к схватке только лиц прошедших все этапы обучения и сдавших правила техники безопасности и квалификационные требования по тактико-технической подготовке к единоборству;

Формировать состав участников схватки с учетом уровня подготовленности каждого бойца и его весовой категории;

Немедленно пресекать любые проявления неконтролируемого поведения (техника, психика);

Немедленно прекращать бой в опасной для здоровья ситуации (акцентированные удары в голову, скручивание позвоночника, выход на зоны безопасности и др.);

организовать немедленное оказание первой помощи при возникновении травмы.

При нарушении указанных требований преподаватели несут ответственность за возникновение травмы.

За подготовку к занятиям учебно-материальной базы ответственность несет начальник кабинета.

Учащийся должен:

1. нести личную ответственность за знание, правильное понимание и выполнение:

  1. общих требований техники безопасности, определенных настоящей инструкцией;
  2. правил ведения всех схваток рукопашного боя.

2. К а т е г о р и ч е с к и з а п р е щ а е т с я:

Выполнение действий, заведомо способствующих возникновению травмы (акцентированная атака в полностью незащищенную по той или иной причине голову, добивание противника в состоянии нокдауна, бросок противника за зоной безопасности, на канаты ринга и т.п.);

Выполнение действий в режиме “неконтролируемой техники” (неподготовленные, спонтанные действия без учета обстановки боя, контроля траектории атаки, ее цели и степени поражения, рассчитанные на психологическое подавление противника и т.п.);

Выполнение ударов: рукой без боксерских перчаток, открытой перчаткой, головой, в голову локтем или коленом, в голову, в затылок и сверху, в шею и горло, в позвоночник и поясницу, в пах и низ живота, в колено и голень спереди, акцентированных ударов по лежащему противнику;

Выполнение действий в захвате: бросков на голову, с падением на противника всем телом, упоров локтем и коленом, прыжков на лежащего противника, болевых приемов на позвоночник и скручивание шеи, болевых приемов на промежность, пальцы, глаза, ушные раковины, царапанья, кусаная, щипковых приемов.

При нарушении указанных требований обучающиеся несут ответственность за возникновение травмы.

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по легкой атлетике

ИОТ – 018 – 2003

  1. Общие требования охраны труда.

1.1.К занятиям по легкой атлетике допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2.При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3.При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

  1. травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
  2. травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
  3. выполнение упражнений без разминки.

1.4.При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщать учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6.В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7.Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом занятий.

2.1.Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

2.3.Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату т.д.).

2.4.Провести разминку.

3. Требования охраны труда во время занятий.

3.1.При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15м за финишную отметку.

3.2.Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

3.3.Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

3.4.Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

3.5.Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

3.6.Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).

3.7.Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1.При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2.При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании занятий

5.1.Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2.Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.3.Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающимся при проведении занятий

по лыжной подготовке

ИОТ-04-09

Общие требования безопасности

1. К занятиям лыжной подготовкой допускаются учащиеся, относящиеся к основной и подготовительной группе, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

  1. при ненадежных креплениях лыж;
  2. при падении во время спуска с горы или прыжков с трамплина;
  3. обморожения при поведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже 20 0 С;

3. На занятиях по лыжной подготовке должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки, перчатки или варежки (последние предпочтительнее). Для защиты от ветра желательно сверху надеть легкую куртку из плащевой ткани.

2. Проверить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепления лыж к обуви. Во избежание потертостей не надевать тесную или слишком свободную обувь.

Организованно под командой учителя убыть на трассу для выполнения учебного задания.

Требования безопасности во время занятий

Учащийся должен:

1. Соблюдать интервал при движении на лыжах: на дистанции – 3-4 м, при спуске с горы – не менее 30 м.

2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

3. После спуска с горы не останавливаться у подножия.

4. Наблюдать друг за другом и немедленно сообщать учителю (преподавателю) о первых признаках обморожения.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Учащийся должен:

1. При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю) и с его разрешения двигаться к лыжной базе.

2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

3. При получении травмы прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

4. С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

Требования безопасности по окончании занятий

Учащийся должен:

1. Организованно убыть на лыжную базу (в помещение школы);

2. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

3. Внимательно осмотреть открытые участки тела на предмет отсутствия очагов обморожения;

4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий

по спортивным и подвижным играм

(футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.)

ИОТ – 021 – 2003

1. Общие требования охраны труда.

1.1. К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающих опасных факторов:

  1. травмы при столкновениях;
  2. нарушение правил проведения игры;
  3. при падениях на мокром, скользком полу или площадке.

1.4. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.

1.5. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Руководитель занятий и обучающихся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.7. О каждом несчастном случае с обучающимися руководитель занятий обязан немедленно сообщать администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.

1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом занятий.

2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.

2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.

2.4. Провести разминку, тщательно проверить спортивный зал.

3. Требования охраны труда во время занятий.

3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.

3.2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.

3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

4.2. При получении обучающимися травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования охраны труда по окончании занятий.

5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.

5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.

5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Предварительный просмотр:

Инструкция по охране труда
при проведении спортивных соревнований

ИОТ - 022 - 2001

1. Общие требования безопасности

1.1. К спортивным соревнованиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Обучающиеся подготовительной и специальной медицинских групп к спортивным сорев нованиям не допускаются.

1.2. Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.

1.3. При проведении спортивных соревнований возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:

Травмы при проведении спортивных соревнований с использованием неисправных спортивных снарядов и оборудования;

Травмы при падении на скользком фунте или твердом покрытии;

Травмы во время прыжков в длину или высоту при неподготовленной прыжковой яме;

Травмы при нахождении в зоне броска во время спортивных соревнований по метанию;

Травмы при столкновениях во время бега или спортивной игре, при падениях во время спуска с горы на лыжах или при прыжках с лыжного трамплина;

Обморожения при проведении спортивных соревнований по лыжам при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20о С;

Травмы и утопления во время проведения спортивных соревнований по плаванию при прыжках в воду головой вниз на мелком месте или на хождении рядом других участников соревнований;

Проведение соревнований без разминки.

1.4. Спортивные соревнования необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих виду соревнования, сезону и погоде.

1.5. При проведении спортивных соревнований должна быть медаптечка укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

1.6. О каждом несчастном случае с участниками спортивных соревнований немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение. При неисправности спортивного инвентаря и оборудования соревнования прекратить и сообщить об этом руководителю соревнований.

1.7. Во время спортивных соревнований участники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности и, при не обходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом соревнований .

2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой, соответствующую сезону и погоде.

2.2. Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и оборудования.

2.3. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

2.4. В местах соскоков со спортивных снарядов положить гимнастичес кие маты так, чтобы их поверхность была ровной.

2.5. Провести разминку.

3.Требования безопасности во время соревнований.

3.1. Начинать соревнования и заканчивать их только по сигналу (команде) судьи соревнований.

3.2. Не нарушать правила проведения соревнований, строго выполнят все команды (сигналы), подаваемые судьей соревнований.

3. Избегать столкновений с другими участниками соревнований, не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.

3.4. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

3.5. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

3.6. Перед прыжками в воду посмотреть отсутствие вблизи других участников соревнований.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправности спортивного инвентаря и обо рудования прекратить соревнования и сообщить об этом судье соревнований. Соревнования продолжать только после устранения неисправности или замене спортивного инвентаря и оборудования.

4.2. При плохом самочувствии прекратить участие в спортивных со ревнованиях и сообщить об этом судье соревнований.

4.3. При получении травмы участником соревнований немедленно сообщить об этом судье соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании соревнований

5.1. Проверить по списку наличие всех участников соревнований.

5.2. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и оборудование.

5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЛЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА С МЯЧОМ

(футбол, гандбол, баскетбол, волейбол)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям игровыми видами спорта с мячом допускаются:

    учащиеся 1 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий игровыми видами спорта с мячом;

    прошедшие инструктаж по технике безопасности;

    ознакомленные с инструкциями по выполнению упражнений с мячом;

    одетые в спортивную одежду и обувь, соответствующие конкретному игровому виду спорта с мячом;

    использующие индивидуальные средства защиты (налокотники, наколенники, щитки и т.п.).

При занятиях игровыми видами спорта с мячом учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График занятий игровыми видами спорта с мячом определяется календарным планированием, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при занятиях игровыми видами спорта с мячом являются:

    физические (покрытие спортивных площадок; спортивное оборудование и инвентарь; система вентиляции; динамические перегрузки; столкновения с другими участниками и (или) оборудованием);

    химические (пыль).

При занятиях игровыми видами спорта с мячом в зале учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны уметь оказывать первую доврачебную помощь, а при занятиях в зале знать расположение аптечки.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить работнику, проводящему занятия по игровым видам спорта с мячом.

Учащимся запрещается без разрешения работника, проводящего занятия, подходить к другому оборудованию и инвентарю и пользоваться им.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Надеть спортивный костюм и соответствующую спортивную обувь (при занятиях в зале - не оставляющую следов на полу).

Проверить исправность и надежность установки и крепления оборудования (ворот, стоек, и т.п.).

Убедиться в отсутствие посторонних лиц и предметов на площадке, а также в отсутствие нарушения ее покрытия.

Запрещается, приступать к занятиям непосредственно после приема пищи.

Запрещается приступать к занятиям игровыми видами спорта с мячом при незаживших травмах и общем недомогании.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий учащийся обязан :

    соблюдать настоящую инструкцию;

    соблюдать правила игры и игровую дисциплину.

    неукоснительно выполнять все указания работника, проводящего занятия;

    начинать, прерывать и завершать занятия только по команде работника, проводящего занятие;

    при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

    использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством работника, проводящего занятия;

    выполнять только те упражнения, которые определены работником, проводящим занятия;

    уметь выполнять приемы самостраховки при падениях и столкновениях с другими учащимися.

Учащимся запрещается:

    выполнять упражнения с использованием неисправного оборудования;

    выполнять любые действия без разрешения работника, проводящего занятия;

    использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению;

    наносить удары мячом в лицо и по телу других учащихся;

    производить самостоятельно разборку, сборку и ремонт спортивного оборудования.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении во время занятий спортивными играми с мячом болей в суставах, мышцах, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом работнику, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

При возникновении чрезвычайной ситуации (обнаружении неисправности спортивного оборудования и (или) приспособлений, появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании и т.п.) немедленно сообщить об этом работнику, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом работнику, проводящему занятия.

При необходимости и возможности помочь работнику, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

Сдать использованный инвентарь работнику, проводящему занятия.

С разрешения работника, проводящего занятия, пойти в раздевалку.

Принять душ, переодеться, просушить волосы под феном.

При обнаружении неисправности спортивного оборудования, а при занятиях в зале, кроме того, при обнаружении неисправности системы вентиляции, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом работника, проводящего занятия.

Разработчик: _______________ __________________ ______________________________

число, месяц, год подпись Ф.И.О.

Согласовано: _______________ _______________ ___________ ______________________

_______________ _______________ ___________ ______________________

число, месяц, год подпись Ф.И.О. должность

Общие требования безопасности при проведении занятий по спортивным играм:

1. Иметь соответствующую спортивную форму (желательно высокие кроссовки).

2. Не нарушать определенную учителем организацию урока.

3. Быть внимательным и сосредоточенным при выполнении упражнений, технических приёмов и тактических установок.

4. Осознанно и интенсивно проводить разминку, подготовив мышечно-связочный аппарат и суставы верхних и нижних конечностей.

5. Осмотреть поверхность игровой площадки.

6. Осмотреть и запомнить все выступающие предметы, стойки, ограждения, скамейки и т.д.

7. Проверить, как накачены мячи. Не играть перекаченными мячами.

8. Осмотреть поверхность мяча и его форму.

9. Не играть рваными мячами.

10. Быть внимательным и сосредоточенным при выполнении технических приёмов.

Баскетбол очень интересная и популярная игра. Баскетбол помогает стать мужественным и справедливым, учит честно бороться и побеждать, помогать товарищам, найти новых друзей, развить силу, быстроту, ловкость, смелость, координацию движений, прыгучесть. Баскетбол игра сложная, резкая, быстрая. Постоянные силовые контакты и единоборства, быстро меняющиеся игровые ситуации, резкие ускорения и внезапные остановки, быстрые «финты» и высокие прыжки, сильно летящие мячи и неожиданные отскоки – все это приводит к травмам фаланг, лучезапястных суставов, голеностопа. Чтобы избежать этого на уроках баскетбола, необходимо соблюдать помимо общих следующие требования:

1. Выбрать мяч по весу.

2. Осмотреть поверхность мяча и его форму.

3. Попробовать и запомнить отскок.

Во время ведения мяча:

3. Не бить по мячу кулаком или ладонью.

4. Не смотреть на мяч, видеть игровое поле, партнеров, соперников.

5. Уметь выбирать оптимальную скорость.

6. Избегать столкновений:

Предугадывать перемещения соперника;

Уметь вовремя остановиться, снизить скорость;

Изменить направление;

Применить «финт»;

Выполнить передачу и т.д.

При передачах мяча:

1. Не выставлять пальцы вперед навстречу передаче.

2. Не передавать мяч резко с близкого расстояния.

3. Передавать мяч точно, с оптимальной силой.

4. Не передавать мяч через руки.

5. Не передавать мяч в ноги.

6. Не передавать мяч, если его не видит партнёр.

7. Не тянуться к мячу, если он не долетает до рук, необходимо переместиться к мячу.

При бросках мяча в корзину:

1. Не бить по рукам.

2. Не толкать в спину.

3. Не бросать через руки.

4. Не стоять под корзиной.

5. Видеть отскок мяча.

6. Не наступать на ноги.

7. Не отбирать мяч со спины.

Во время игры:

1. Не выбивать мяч сверху во время ведения его соперником.

2. Не бить по рукам.

3. Не вырывать мяч сзади, через бедро, одной рукой.

4. Не выставлять бедро.

5. Не делать подножки.

6. Не толкаться локтями.

7. Не толкать в спину.

8. Не цеплять соперника за руки.

Требования безопасности при проведении занятий по волейболу:

1. Желательно иметь наколенники, налокотники.

2. Не стоять на прямых ногах. Передавать, принимать мяч в основной или устойчивой стойке.

3. Не тянуться к мячу, успеть переместиться под мяч до соприкосновения с ним.