Первоначальники соловецкие: преподобные савватий, зосима и герман.  Зосима и Савватий Соловецкие преподобные

Преподобный Савватий, Соловецкий чудотворец, наряду с другим угодником Божиим - преподобным Зосимой, считается основателем величайшей святыни Архангельской земли - Спасо-Преображенской Соловецкой обители. «Не сохранилось известий, из какого города или села происходил преподобный Савватий, кто были его родители и скольких лет от рождения принял он иноческий образ» (18, 600).

Достоверно известно только то, что, будучи уже опытным старцем - монахом, преподобный Савватий подвизался в знаменитой вологодской Кирилло-Белозерской обители, где, «работая Господу день и ночь, умерщвлял тело свое постом, трудами и совершенным послушанием игумену и братии». За это он пользовался любовью и уважением со стороны настоятеля и монастырской братии. Однако преподобный Савватий помнил о том, что похвалы в земной жизни следует искать не от людей, но от Бога. Добрая слава, которую он приобрел в Кирилловом монастыре, тяготила его; кроме того, преподобный Савватий всей душой стремился к суровой подвижнической жизни вдали от людей. Поэтому с благословения настоятеля он покинул Кирилло-Белозерскую обитель. Путь его лежал на Ладожское озеро, где на острове стоял основанный еще в конце IX века Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, где «иноки вели жизнь самую строгую» (19, 3 - 4).

Прибыв на Валаам, преподобный Савватий был «радостно принят» в число монастырской братии. В стенах этой обители, «подражая многотрудным подвигам тамошних иноков и постоянно умножая свои труды, подвижник провел немалое время». При этом он, «как и в монастыре Кирилловом, превзошел всех в подвижничестве, так что его добродетельная жизнь стала всем известною и на Валааме, ибо он до крайних пределов истощал свою плоть и уже при жизни явился жилищем Святаго Духа» (18, 602). В Валаамской обители преподобный «не избежал славы и уважения братии» (19, 4) и потому снова стал думать об уходе в пустыню, недосягаемую для суетной славы и людской молвы.

Господь исполнил желание преподобного Савватия. От людей подвижник узнал о существовании посреди Белого моря необитаемого Соловецкого острова, до которого необходимо было добираться морем двое суток. «Слушая рассказы о безлюдном острове, преподобный радовался духом и объят был горячим желанием поселиться на нем для подвигов безмолвия» (18, 602). Однако валаамский игумен и братия не хотели отпустить старца, являвшегося образцом добродетели для всей обители. Поэтому Савватию пришлось тайно покинуть Валаам. «Было же от Валаамского монастыря до Белого моря верст семьсот или более. И сопутствовала ему Божия помощь, и храним был действием Святаго Духа, и до самого моря направляем благодатию Христовой» (20, 161).

Когда преподобный Савватий достиг побережья Белого моря, местные жители охотно рассказали ему о Соловецком острове, о том, что он пригоден для житья: есть на нем и пресная вода, и леса, и озера, где водится рыба. Рассказали они и о том, почему никто не отваживался там поселиться. Путь на Соловецкий остров лежал только через море, был крайне опасным и занимал два дня. Только в тихую погоду, когда море было спокойно, к нему подплывали на лодках рыбаки. Зимой сообщение с Соловецким островом совершенно прерывалось.

Слыша о желании преподобного Савватия поселиться именно на этом необитаемом острове, люди приходили в изумление. Они с недоумением спрашивали его: «Чем же ты станешь питаться или во что одеваться на острове, будучи в столь преклонном возрасте и ничего не имея? И как ты будешь один жить в дальнем расстоянии от людей, когда ты уже не в силах ничего для себя сделать?» Преподобный им отвечал: «Я имею такого Владыку, который природу старика делает юной. Он обогащает бедных, дает потребное нищим, одевает нагих и малой пищей досыта насыщает алчущих, подобно тому, как некогда в пустыне Он насытил пять тысяч человек пятью хлебами» (18, 604).

«Слушая речи святого, люди, имевшие разум, дивились Божьему человеколюбию и мудрости учения его. Другие же, не имевшие и помысла благого, над ним насмехались и оскорбляли его за мнимое неразумие» (20, 161). Несмотря на это, преподобный Савватий твердо верил, что с Божией помощью он сможет вынести все лишения пустынной жизни на необитаемом острове среди бескрайнего моря. Вера его не была посрамлена. Господь помог Савватию отыскать человека, пожелавшего разделить с ним пустынную жизнь. Человеком этим стал инок Герман, живший при часовне в селе Сорока на реке Выге. Преподобный Герман был уроженцем Тотьмы и корелом по происхождению (20, 161). Грамоте он не учился, но «ум и сердце его без школы и книг были воспитаны в строгих правилах христианской нравственности и благочестия» (1, 34). Преподобному Герману приходилось уже бывать на Соловецком острове вместе с местными рыбаками. Он подтвердил преподобному Савватию все то, что рассказывали об этом острове местные жители. Посоветовавшись между собой и помолившись Богу, подвижники решили отправиться на Соловецкий остров. Приготовив лодку, а также кое-какие необходимые припасы и вещи, преподобные Савватий и Герман пустились в плавание по Белому морю, возложив все свое упование на Господа. Было это в 1429 году (19, 5).

По милости Господней, путешествие их оказалось удачным. Погода была ясной, а море - спокойным. Высадившись на берег, иноки нашли красивое место, где и решили поселиться. Они поставили там крест, небольшую келию и «начали жить о Господе в непрестанных трудах, молитве и пении псалмов» (19, 5). «Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых» (18, 605). Так было положено начало Соловецкому монасты-рю.

Местным жителям пришлось не по нраву, что на необитаемом острове поселились монахи. «Мы прямые наследники этого острова и имеем неоспоримое право владеть им» (19, 6), - заявили они, словно забыв о том, что ранее остров считался ими непригодным для жилья. Один местный рыбак загорелся желанием жить на Соловецком острове и вместе с семьей перебрался туда. Поселился он поблизости от монахов-пустынников. Было очевидно - кто-то должен покинуть эти края навсегда.

Известна поговорка: «Человек предполагает, а Бог располагает». Рыбак надеялся, что монахи не выдержат соседства с его семейством и уйдут. Однако покинуть Соловки все-таки пришлось не монахам, а ему самому и его семье. Вот как и почему это произошло.

Как-то в воскресный день, после молитвы, преподобный Савватий вышел, чтобы покадить крест, поставленный еще в то время, когда он и святой Герман поселились на острове. Вдруг он услышал звуки ударов, крик и плач женщины. Савватий счел это за бесовское наваждение. Осенив себя крестным знамением, он возвратился в келью и рассказал о слышанном преподобному Герману. Святой Герман пошел на шум и увидел рыдающую женщину, которая оказалась женой рыбака. Сквозь слезы она рассказала подвижнику о том, что произошло с нею: «Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два светлых юноши. Схватив меня, они били меня прутьями, говоря: «Уходите с этого места. Вам нельзя здесь жить, потому что волею Божией оно предназначено для проживания иноков». После этого они сделались невидимы» (1, 20). В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название Секирной.

Узнав о происшедшем, Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. Рыбак, поспешно собрав семью, навсегда покинул Соловецкий остров; никто из местных жителей уже не смел селиться на нем.

Преподобные Савватий и Герман вместе прожили на острове несколько лет. Затем святой Герман «отплыл на реку Онегу для приобретения жизненных потребностей» (1, 21). Савватий остался в полном одиночестве. Сначала он печалился об уходе сподвижника, но затем стал подвизаться еще ревностнее. «Углубляясь умом в постоянную молитвенную беседу с Богом и к Нему обращая полные слез очи, преподобный воздыхал день и ночь, желая отрешиться от тела и соединиться с Господом. Один только Господь знал, каково было его пребывание на острове, каков пост, каковы духовные подвиги!» (18, 606).

В конце сентября 1435 года преподобный Савватий во время молитвы получил весть от Бога о близости своей кончины. Умирать он не боялся, поскольку имел горячее «желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1, 23), однако ему хотелось приготовиться к смерти по-христиански - исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин. Помолившись Богу, он покинул Соловецкий остров и в небольшой лодке пустился в плавание по морю. «По его молитве море утихло» (18, 606). Спустя двое суток святой Савватий оказался на Выге, у той самой часовни, при которой он встретил некогда преподобного Германа. В это время там находился игумен Нафанаил, «прибывший для посещения православных христиан». Преподобный Савватий обратился к нему с просьбой: «Прошу тебя, отец, отыми грехи, которые исповедую тебе, и сподоби меня причащения Святых Таин». На эти слова старца-подвижника игумен Нафанаил ответил: «Бог простит тебя, брат, - и, помолчав, со слезами произнес: - О, если бы я имел твои грехи, преподобный!» (1, 21). Предчувствуя свою скорую кончину, Савватий просил Нафанаила причастить его как можно скорее. Игумен предлагал ему подождать до утра, ибо ему предстояло еще отправиться в соседнее место, чтобы причастить больного. На это преподобный Савватий отвечал: «Отче, не откладывай до утра - ведь мы не знаем того, будем ли дышать воздухом до завтра, а тем более как мы можем знать, что случится потом» (18, 607). В конце концов Нафанаил исполнил просьбу святого Савватия, а потом отправился к больному. После причащения старец Савватий «долго и усердно молился, благодаря Бога за причащение и за все милости Его, а потом, войдя в келью, стал приготовляться к отшествию из этой жизни».

По неисповедимой воле Господней свидетелем его праведной кончины стал новгородский купец Иоанн, оказавшийся на Выге по своим торговым делам. Это был последний человек, сподобившийся слышать наставления преподобного Савватия. «Он, вступив в беседу с купцом, поучал его нищелюбию, милосердию и другим добрым делам». От подарков, которые предлагал ему купец, подвижник отказался и предложил Иоанну побыть на Выге до утра, чтобы «увидеть благодать Божию». Купец хотел поскорее отправиться в путь, но на море поднялась буря и ему поневоле пришлось остаться.

Наутро, придя к Савватию за благословением отправляться в дорогу, Иоанн нашел его уже мертвым. Святой отошел ко Господу во время молитвы. Он был облачен в мантию и иноческий куколь. Когда вернулся игумен Нафанаил, они вместе с Иоанном с честью погребли тело преподобного Савватия. «Оба они - Нафанаил и Иоанн - с удивлением припоминали, как один преподал ему Святые Тайны и как другой был удостоен слышать предсмертные наставления преподобного» (1, 22). Впоследствии, в 1465 году, мощи преподобного Савватия были перевезены на Соловки.

Преподобный Савватий скончался 27 сентября 1435 года. Этот день, 10 октября по новому стилю, стал днем памяти Соловецкого чудотворца.

Святым Савватием было положено начало иноческой жизни «во отоце окиана-моря», на Соловецких островах. Продолжателем его дела, прославившим это место, ознаменованное многолетними трудами и молитвами преподобного Савватия, стал другой инок - преподобный Зосима.

Преподобный Зосима Соловецкий

Родиной преподобного Зосимы, которому «суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую» (19, 11), было село Толвуй (или Шунга) (20, 147) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к области Великого Новгорода.

Родители будущего подвижника Гавриил и Варвара были крестьянами. Своего сына они «воспитали в благочестии и добрых нравах» (1, 24). Юный Зосима «был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными» (19, 12).

Родители позаботились о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых «приобретал бисер разума». Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой желал проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь.

Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима «по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте» (1, 24). Это пустынное место было «близ его дома» (19, 12). Возможно, юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого: в начале своего подвига, до ухода в пустыню, этот святой также жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей. Отец Зосимы в то время уже умер. Мать, по совету сына, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре (20, 147). Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима раздал убогим и нищим людям.

Сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые из книг, казались Зосиме недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, «который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно». Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. Молитва его была услышана. Бог даровал юному подвижнику наставника в монашеском делании. Им стал сподвижник святого Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также «все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия» (19, 12). Зосима возгорелся желанием «быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской» (1, 25). Герман, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, они поставили шалаш («кущу») и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.

На другое утро преподобный Зосима сподобился видения, в котором ему было показано будущее Соловецкой обители. Выйдя из шалаша, «он увидел яркий луч света и ужаснулся, видя такое необыкновенное явление. Устремив взгляд к востоку, он увидел обширную и прекрасную церковь и, не смея долго смотреть на нее, потому что не привык еще к таким откровениям, в трепете устремился в кущу». Изумленный Зосима поведал о своем видении преподобному Герману, который открыл своему сподвижнику таинственный смысл видения: «Не ужасайся, мой возлюбленный, и поверь, что через тебя, я думаю, Господь хочет собрать здесь множество монахов» (19, 13). Герман рассказал Зосиме также и о том, как ангелы заставили семью рыбака удалиться с острова, предназначенного Богом для основания на нем иноческой обители; как известно, он был непосредственным свидетелем этого чуда.

Впоследствии то, что открылось в видении преподобному Зосиме, сбылось. Однако «пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель населенною иноками» (1, 25). Святому Зосиме пришлось сполна изведать трудности и лишения, которые оказывались иногда сопряжены с опасностью для его жизни.

Как мы помним, связь пустынников с материком поддерживал преподобный Герман. Он периодически отправлялся туда за припасами. Однажды из-за осенней непогоды он не успел вовремя вернуться обратно. Зосиме пришлось остаться на необитаемом острове совершенно одному на несколько месяцев. Первое время он скорбел о своем одиночестве, но затем, возложив на Господа свою печаль, стал «прилагать труды к трудам, непрестанно пребывая в посте и молитвах» (19, 14). Ему приходилось бороться с бесами, от «немощных дерзостей» которых он защищался крестным знамением и молитвой.

Вот одна из молитв, которой он отражал нападения демонов: «Боже Вечный, Царю Безначальный, Творец и Владыко всякого создания! Ты Царь царствующих и Господь господствующих, Ты Спаситель душ и Избавитель верующих во имя Твое, Ты Надежда трудящихся и Упование плавающих по дальним морям, Ты Наставник рабов Твоих, Ты Любитель всякого добра; Ты Утешитель плачущих, Ты радость святых, Ты слава Бога Отца и исполнение Святаго Духа, Ты сидишь одесную Отца и царствуешь вовеки: молю убо Тебя, смиренно припадая, услыши глас моления моего в час сей, Пресвятый Царю, Преблагий Господи, и не отврати лица Твоего от молитвы раба Твоего, но спаси меня от пасти лютаго змия, который растворил зев и хощет поглотить меня, защити меня от злобы диавольской, да ополчением святых твоих ангелов ограждаемый и защищаемый, избегну сей погибели и получу спасение у Тебя, моего Владыки, в Которого я верую, на Которого уповаю и славлю нераздельно со Отцем и Святым Духом вовеки» (19, 15).

Другим испытанием, которое пришлось перенести преподобному Зосиме, стал голод. Однако, помня слова псалмопевца царя Давида - «возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23) - он не испытывал страха за свою судьбу, и Сам Господь, заповедавший Своим ученикам: «не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?»… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31 - 33), помог преподобному Зосиме. К нему явились «два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: «Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе». После этого неведомые гости исчезли. Преподобный Зосима понял, что это были ангелы: ни один человек в эту пору не смог бы добраться до Соловецкого острова. Он поспешил возблагодарить Бога за Его попечение. Благодаря запасу пищи, который принесли ангелы, святой Зосима смог пережить зиму.

По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался на острове послушником. Впоследствии он принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь. «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих» (1, 26 - 27). На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, случилось это не сразу. Первоначально новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла, который, однако, не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. Это же произошло и с его преемниками - Феодосием и Ионой... Как видно, Господня воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря архиепископ Иона рукоположил его в иеромонаха и назначил настоятелем Спасо-Преображенской обители. Побывав в Новгороде и получив от благочестивых жителей этого города пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов игумен Зосима вернулся в свой монастырь.

По возвращении его в обитель иноки стали свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией» (19, 17).

Под руководством преподобного Зосимы обитель продолжала строиться. Во время его игуменства были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы мощи святого Савватия. Это произошло в 1465 году. При этом торжественном событии присутствовал купец Иоанн, тот самый, которому преподобный Савватий давал перед смертью свои последние наставления. «Купец Иоанн, бывший при погребении Савватия, и с братом своим Феодором, имея к нему особенную любовь, написал образ преподобного и с щедрым подаянием вручил его игумену Зосиме» (1, 29). От мощей почившего подвижника стали совершаться исцеления, которые свидетельствовали о его святости. Немало безнадежных больных, с верою призывавших молитвенную помощь преподобного Савватия, избавлялись от своих недугов у его гробницы.

Преподобному Зосиме после возведения его в сан игумена Соловецкой обители еще раз пришлось побывать в Новгороде. Там он встретился со знаменитой вдовой посадника Исаака Борецкого - гордой и могущественной Марфой. В то время она была на высоте своей власти. «Считают, что по величине собственности Марфа Борецкая была третьей после новгородского владыки и монастырей. Марфе Борецкой принадлежали около тысячи двухсот крестьянских хозяйств». У нее были сыновья от второго брака. «В самом Новгороде в Неревском конце на Волховском берегу находился большой двор с «чудным домом» Борецких» (16, 34 -35). К этой гордой, сказочно богатой боярыне вынужден был отправиться как смиренный проситель игумен тогда еще небольшого и бедного Соловецкого монастыря.

Причиной его поездки в Новгород стало то, что «многие из боярских поселенцев, вельможных слуг и прибрежных жителей, совершенно завладев рыбными ловлями в озерах, запрещали ловить рыбу на продовольствие обители, а преподобного Зосиму и всю братию оскорбляли и поносили, хвалясь даже разогнать их» (19, 20). Особенно часто притесняли монахов люди Марфы Борецкой. Преподобный Зосима сумел уговорить многих влиятельных новгородцев «не допустить обители до разорения». Они, а также архиепископ Феофил обещали помочь монастырю и дали игумену Зосиме много пожертвований. Лишь одна Марфа Посадница не изволила даже выслушать его. Гордая боярыня велела своим слугам прогнать его со своего двора как последнего нищего. По своему смирению преподобный Зосима терпеливо перенес незаслуженную обиду, однако сказал ученикам: «настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома затворятся и уже не отворятся: этот двор опустеет». В конце концов своенравная боярыня сменила гнев на милость и «дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой» (1, 30 - 31). Более того, она даже пригласила игумена Зосиму к себе в дом на обед. Гостя посадили на почетное место, старались угостить чем повкуснее. Но как ни старалась посадница попотчевать гостя от души, тот отказался от ее угощений и сидел за столом, исполненный печали: на веселом пиру новгородской знати он увидел видение, которое привело его в ужас. Шестеро главнейших бояр, которые так беззаботно пировали у Марфы, сидели без голов…

Впоследствии эти люди на самом деле были казнены. В 1477 году великий князь Василий III покорил Новгород. Бояре, которых во время пира преподобный увидел без голов, сложили свои головы на плахе. Пришел в запустение и двор Марфы Борецкой. Жертвами борьбы за власть между Новгородом и Москвой стали два ее сына, а сама Марфа вместе с маленьким внуком Василием в начале 1478 года была арестована и отправлена в ссылку, вначале «в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла» (16, 57). Так Господь, Который «рассеял надменных помышлениями сердца их, низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1, 51 - 52), в одночасье сокрушил все могущество и власть надменной новгородской боярыни.

17 апреля 1479 года в глубокой старости преподобный Зосима отошел ко Господу. К смерти он приготовился заранее, как делали это благочестивые люди того времени: сам приготовил себе могилу и сделал гроб. Своим преемником он назначил монаха Арсения. Простившись с безутешной братией, он завещал ей не отступать от монастырского устава, а также дал такое обетование: «Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется много братии, это место процветет духовно и в телесных потребностях не будет иметь скудости» (1, 32). После этого он обратился к Господу с молитвой: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!» (20, 157). С этой молитвой на устах преподобный Зосима почил о Господе.

Братия погребла тело преподобного за алтарем Преображенского собора. «В девятый день по преставлении своем он явился иноку Даниилу и возвестил, что по милости Господа он избавился от духов воздушных и многочисленных их козней и причтен к лику преподобных». Вскоре от его гробницы стали совершаться чудеса. «Неоднократно видели угодника Божия во время бури правящего кораблями и сохраняющего их от потопления. Иногда видали его в церкви стоящим среди братии. И многократно являлся он на море и на суше, помогая в нуждах и обстояниях» (19, 24). И поныне помогает преподобный Зосима тем, кто обращается к нему с молитвами о помощи и заступлении.

Преподобный Герман прожил дольше преподобного Зосимы. Во время игуменства Арсения он отправился по делам монастыря в Новгород. Там, добравшись до монастыря, основанного преподобным Антонием Римлянином, старец Герман принял праведную кончину. Ученики не сумели довезти его тело до Соловецкой обители и потому похоронили Германа у часовни деревни Хавроньиной на берегу реки Свирь. Уже при новом настоятеле, игумене Исайе, были обретены и перевезены на Соловки его нетленные мощи. В 1547 году преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых. Позднее, в 1692 году, стали праздновать и память их сподвижника святого Германа.

На иконах наиболее часто преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Хотя эти подвижники никогда не встречались друг с другом, их объединяет то, что их трудами был основан Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий положил ему начало, первым поселившись на Соловецком острове. Благодаря преподобному Зосиме Спасо-Преображенская обитель разрослась, наполнилась братией, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она является и поныне.

Иногда можно встретить иконы преподобных Зосимы и Савватия, на которых они изображаются среди пчелиных ульев. Связано это с тем, что в народе преподобный Зосима почитался как «покровитель пчеловодства и хранитель пчел». По народному преданию, он совершил паломничество к святыням Востока, откуда в полом стебле тростника привез на Русь пчел. В день его памяти, 30 апреля по новому стилю, пчел вывозили на пасеки. Там, помолясь Зосиме и Савватию, «обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ее освященной водою» (21, 165). С этим связано появление ульев на некоторых иконах преподобных Зосимы и Савватия.

В дореволюционные времена мощи преподобных Зосимы и Савватия в серебряных гробницах находились в главном храме Соловецкого монастыря - Преображенском, а мощи преподобного Германа почивали под спудом в монастырском храме, освященном в его честь. Там они находились до 1920 года, который стал роковым для большинства монастырей Архангельской губернии. Только в 1992 году, после более чем семи десятилетий запустения Соловецкого монастыря, они снова вернулись в стены возрожденной обители.

), преподобный , чудотворец

Почитание

Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы . Затем прп. Зосима возобновил запустелую обитель Савватия на Соловецком острове и в году перенес на остров мощи преподобного в храм Преображения, сооруженный на месте, где святые отшельники Савватий и Герман впервые водрузили крест.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в году. 8 августа года мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, во имя их сооруженный, возле той же Преображенской церкви, где они почивали в серебряной раке вплоть до революционного лихолетья.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Удалився мира и водворився в пустыни, / добрым подвигом подвизался еси, злостраданием, и вниманием, и молитвами: / отонудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4

От юности своея, преподобне, весь себе Господеви предложив, / и земная вся оставль, / Христовым стопам тепле последовал еси, / и безплотным сожитель явился и всем преподобным сообщник, преблаженне Савватие. / Тем, молимтися, отче, молися о нас непрестанно Христу Богу, / яко да милостив нам будет в день судный.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отбег, вселился еси в морский остров, мудре, / и крест твой взем, Христу последовал еси в молитвах, и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя. / Тем был еси преподобных удобрение: / сего ради любовию память твою празднуем, преподобне Савватие, / моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Ин кондак, глас 3

Яко звезда всесветлая добродетельми сияющи, / чудес лучи испущающи обоюду, / богатя приходящих души, целя и телеса, / благодать имея, Савватие. / Прославдяет бо Своя Себе Великий Дарователь.

Литература

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых , 27 сентября:

Дни памяти (по старому/новому стилю):

Житие, обретение мощей

Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. "У меня такой Владыка, - отвечал преподобный, - Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта".

Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества - диавол искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.


Преподобные Савватий и Герман строят храм
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой (+1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).

Тропарь, кондак, величание

8 августа (перенесение мощей)
Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
глас 4
Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
глас 8
Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

27 сентября
Тропарь преподобного Савватия Соловецкого
глас 3
Удалився мира и водворися в пустыни, / добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. / Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Савватия Соловецкого
глас 4
От юности своея, преподобне, весь себе Господеви предложив./ И земная вся оставль Христовым стопам тепле последовал еси. И безплотным сожитель явися и всем преподобным сообещого, преблаженне Савватие./ Тем молимтися, отче, молися о нас непрестанно Христу Богу, яко да милостив будет нам в День судный.

Кондак преподобного Савватия Соловецкого
глас 2
Житейския молвы отбег и вселися в морский остров, премудре./ И крест Господень на рамо взем, Христови последовал еси в молитвах и во бдениих, и в пощениих, злостраданием плоть свою изнуряя./ Тем бысть иноком удобрение./ Иже любовию память твою празднующим, преподобне Савватие,/ моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобного Савватия Соловецкого
глас 3
Яко звезда всесветлая добродетельми сияющи,/ чудес лучи испущающи обоюду,/ богатя приходящих души целя и телеса,/ благодать имея, Савватие,/ Прославляет бо Своя Себе Великий Дародатель.

Молитвы, акафист, канон

Молитва преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Савватию Соловецкому
О преподобне отче, угодниче Христов Савватие, всею душею Господа возлюбивый и удаливыйся в пустыню сию и течение подвига спасительнаго совершивый. О верный рабе Царя Небеснаго, учителю добродетелей, образ смирения, гражданине пустын­ный, Ангелом собеседниче, небесный жителю, Херувиме земный, человече небесный. О свете немрачный отока Соловецкаго, паче же велие светило всея Церкви правоверных. Молюся ти, пречестный, аз многогрешный (имя рек): услыши убогое мое моление, раба твоего, вонми глаголам нечистых устен моих, твоея ныне помощи требующаго. Се бо враг прелукавый на всяко время тщится мя погубити, иский горько поглотити душу мою и несть мне спасения, идеже помощь прияти, зане немощию плоти моея обложен есмь и страстьми весь долу преклонихся, не имам к Богу дерзновения. Ныне же точию к твоему повергаю себе заступлению: помилуй мя, омраченнаго всеми злыми делы, воздеши о мне всечестнии свои руце ко Господу, о молитвенниче теплый, Савватие преподобне. Да за благоутробие щедрот Своих подаст ми грехов оставление и в день Судный избавит мя вечнаго мучения и Царствию Своему сподобит благодатию Своею, Емуже буди всегда слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

"В одном из монастырей Белозерских, именуемом Кириллов, пребывал упомянутый нами Савватий", - повествует житие. Преподобный Савватий был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря, откуда ушел на Валаам, а потом уже стал соловецким первоначальником.

Преподобный Савватий Соловецкий - основатель Соловецкой обители и её первый благоустроитель

Преподобный Савватий, Соловецкий чудотворец, наряду с другими угодниками Божиими - Преподобным Зосимой и Преподобным Германом , считается основателем величайшей святыни – Спасо-Преображенской Соловецкой обители. Савватий искал уединённое место. Его пустыннолюбивая душа возликовала, когда он узнал, что в море, есть необитаемый Соловецкий остров, отстоящий от берега на значительное пространство. Настоятель и братия Валаамского монастыря, любя Преподобного, не хотели лишиться сожительства его и усердно просили не оставлять их. Савватий, пожив с ними ещё несколько времени, не мог преодолеть тайного влечения своего духа и, помолившись Богу, ночью удалился из монастыря и направил свой путь к Соловецкому острову.

Как все начиналось

Достигнув морского берега, Преподобный получил от местных жителей подробные сведения о цели своего путешествия. Остров, говорили ему, отстоит от берега далеко, и путь к нему по бурному морю весьма опасен; в окружности около ста вёрст и имеет рыбные озёра, пресную воду, горы, леса, но необитаем именно по причине неудобства сообщения с берегом; изредка посещают его рыбаки и, кончив своё дело, опять оставляют. Такие рассказы более и более воспламеняли дух Савватия: Преподобный видел, что именно там - на Соловецком острове - он достигнет желаемого безмолвия и уединения. Поняв намерение инока, прибрежные жители представляли ему неудобства жизни на пустынном острове: "Чем ты будешь там питаться и одеваться! Как ты будешь жить в таком отдалении от людей!" Но старец всю надежду полагал на Господа. Скоро Промысл Божий указал ему и будущего сожителя на Соловецком острове. Пришедши к реке Выге, Савватий нашел инока Германа , проживавшего при часовне, который подтвердил всё, слышанное старцем от прибрежных жителей. Тогда они оба уговорились плыть на остров, и для этого заготовили лодку, съестные припасы и орудия, необходимые для жизни в пустом месте. Плавание их было спокойное: Господь видимо благословлял намерение иноков. С какою радостию они увидели необитаемый остров, с каким восторгом вышли на берег! С версту от берега, они нашли близ озера место, которое показалось им удобным для жительства. . Приобретая себе скудное пропитание трудами рук своих, они пребывали в постоянной молитве и славословии Господа.

Несколько лет протекло уединённой жизни Преподобных на пустынном острове. Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с такою твёрдостью и постоянством. Когда Герман отплыл на реку Онегу, для приобретения жизненных потребностей, то о. Савватий остался на острове совершенно один - пред лицом всевидящего Бога, Который зрел его терпение, молитвенные труды, духовные подвиги. Утешаемый посещением св. ангелов, Преподобный упражнялся в непрестанном богомыслии, и с каждым днём более и более созревал для вечности.

Предчувствуя приближение своей кончины, пр. Савватий пожелал причаститься св. Таин, и для сего, сев в небольшую лодку, поплыл к берегу. После двухдневного плавания, он вышел на сушу и направился к часовне на реке Выге, где в то время находился игумен Нафанаил, прибывший для посещения православных христиан. По устроению Божию, игумен, идучи к одному больному для Причащения, встретил Соловецкого пустынника на пути к Выге - и эта встреча много обрадовала того и другого: Савватий утешался, что нашел искомое, а Нафанаил с веселием смотрел на седины и постническое лицо Преподобного, о котором так много слышал. "Прошу тебя, отец, говорил пр. Савватий, отъими грехи, которые исповедую тебе, властию, данною тебе от Бога, и сподоби меня причащения св. Таин - давно я уже желаю усладить свою душу этою Божественною пищею. Напитай меня ею теперь. Христос Бог указал мне тебя для очищения согрешений, сделанных мною во всю жизнь мою - словом, делом и помышлением". Нафанаил отвечал: "Бог простит тебе, брат". И, помолчав, в удивлении, со слезами произнес: "О, если бы я имел грехи твои, Преподобный!" Савватий продолжал: "Конец жизни моей приблизился, прошу тебя, немедля сподоби меня Божественного причащения". Игумен предлагал Преподобному идти к часовне и пождать там до утра, пока он возвратится от больного. "Отец,- говорил Савватий,- не откладывай до завтра, мы не знаем, будем ли ещё живы сегодня, а что будет дальше, как нам знать?" Нафанаил, исполняя желание Преподобного, причастил его и, братски облобызав, просил подождать в часовне своего возвращения. Долго и усердно Преподобный молился, благодаря Бога за причащение и все милости Его, и потом, войдя в келью, стал приготовляться к отшествию из этой жизни.

Кончина преподобного Савватия

В то время пристал к берегу, близ часовни, плывший с товаром новгородский купец Иоанн. Он нашел в келье преподобного Савватия, который, вступив в беседу с купцом, поучал его нищелюбию, милосердию и другим добрым делам. Иоанн предлагал старцу на нужды от своего имения, но Преподобный ничего не хотел взять и сказал ему: "Сын мой, останься здесь до утра, - увидишь милость божию и благополучно отправишься в путь". Иоанн не хотел ждать другого дня, стал собираться в дорогу; но вдруг поднялась буря, которая развела сильное волнение в реке и море; купец, хотя против воли, заночевал. На другой день ветер стих, и Иоанн пришел в келью принять от Преподобного Савватия напутственное благословение. Толкнув несколько раз с молитвою в дверь, он не получил ответа, и когда затем вошел в келью, то увидел Преподобного сидящим в монашеском одеянии и кадильницу, стоящую близ него. Иоанн сказал: "Прости меня, раб Божий, что я вошел к тебе; прошу, дай мне благословение, чтобы мне благополучно идти в свой путь". Но ответа не было. Думая, что Преподобный спит, Иоанн подошел к нему, коснулся рукою, и только тогда понял, что святая душа его уже воспарила к Отцу Небесному. В то время возвратился от больного игумен Нафанаил и, увидев Преподобного скончавшимся, со слезами лобызал честное тело его. Оба они, Нафанаил и Иоанн, с удивлением припоминали, как один преподал ему св. Тайны на пути, по указанию Промысла Божия, и как другой - тем же Промыслом Божиим - был удостоен слышать предсмертные наставления преподобного Савватия.

Кончина его произошла 27 сентября 1435 г. Те же - игумен Нафанаил и купец Иоанн - совершив по чину церковному отпевание Преподобного, предали честное тело его погребению. Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь при препод. Игумене Зосиме и положены в землю за алтарём Успенского собора, где и почивали до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами препод. Зосимы, перенесены в придел, устроенный во имя сих Чудотворцев. На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября. В настоящее время св. мощи его покоятся в Зосимо-Савватиевской церкви, в богато украшенной раке.

Портреты святых Зосимы и Савватия. Кратко об истории Соловецкого монастыря, источниках доходов, занятиях обитателей читайте статье Емельянов А., Жуков В. Из глубины веков. Живая Арктика. 1998. №2. С.6-7: ил. Список литературы.

Имена святых Соловецкого монастыря, описание жизни и подвигов которых практически не сохранилось

Авксентий инок, Соловецкий, Кашкаренский | | Адриан пустынник, Соловецкий | Аксий инок, Соловецкий, Кашкаренский | Алексий калужанин, пустынник Соловецкий | Андрей, пустынник Соловецкий | Антоний Соловецкий | Василий келейник, Соловецкий | Герасим отшельник, Cоловецкий | Гурий, инок чудный, Соловецкий | Досифей затворник, Соловецкий | | Ефрем Черный, пустынник Соловецкий | Иаков Соловецкий, Костромской | Ианнуарий Соловецкий | Иоанн свещеносец, Соловецкий | Иосиф I, пустынник Соловецкий | Иосиф II младой, пустынник Соловецкий | Кирик (Кириак), больничный старец, пустынник Соловецкий | Макарий рыболовец, Соловецкий | Мисаил иеромонах, пустынник Соловецкий | Нестор, пустынник Соловецкий | Никифор-новгородец, пустынник Соловецкий | Онуфрий, пустынник Соловецкий | Савва, пустынник Соловецкий | Севастиан, пустынник Соловецкий | Стефан трудник, Соловецкий | Тарасий инок, Соловецкий, Кашкаренский | Тимофей алексинец (в схиме Феодор), пустынник Соловецкий | Тихон москвитянин, пустынник Соловецкий | Трифон, пустынник Соловецкий | Феодул рязанец, пустынник Соловецкий | Филипп пустынник, Соловецкий

Соловки и остальной Мир
Соловецкие Святые



Путь в монахи

Известий о происхождении преп. Савватия, его родителях, рождении и подробностей принятия им иноческого образа, не сохранилось. Преп. Савватий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396(?) году, где возможно и принял иноческий постриг. Проводя жизнь свою в посте, бдении и молитвах, он служил назидательным примером для всех иноков. Послушание игумену и братии и прилежное исполнение монастырских служб приобрело ему уважение и любовь со стороны знавших его. Но, не терпя славы человеческой, смиренный инок замыслил удалиться из монастыря в уединённое место. Дошел до него слух, что на озере Нево (ныне Ладожское), на острове Валааме, есть пустынный монастырь Преображения Господня, в котором иноки, приобретая нужное для жизни трудами рук своих, отличаются особенною строгостию своих подвигов. Савватий просил игумена и братию отпустить его туда, куда влекло его желание сердца, и получив благословение их, переместился в Валаамский монастырь. Но смиренная душа его и здесь не обрела себе покоя: скоро он своими подвигами превзошел всех, и опять слава и удивление со стороны сподвижников его были уделом добродетельного инока. (Цит. по статье: Автор не известен. Православный Церковный календарь. 2001. Москва. www.days.ru. 2001 )

Мнение эксперта

"Кирилло-Белозерский монастырь был основан преподобным Кириллом в 1397 г. Факт широко известный. А эта ошибка (В дате пострига - 1936 г. Прим.Ред. ) встречается мне не в первый раз. ...Первые строки жития: "Не сохранилось известий, из какого города или села происходил преподобный Савватий, кто были его родители и скольких лет от рождения он принял иноческий образ. Известно только, что в дни Всероссийского митрополита Фотия достохвальный старец Савватий подвизался в Белозерском монастыре преподобного Кирилла" - т.е. в промежуток времени между 1408 и 1431 годами." (Александр Руденко. Из переписки. Москва - Торонто. 26.10.2006 )

Изгнание семьи рыбака

Господь выбрал Савватия для того, чтобы особенным знамением указалть будущее предназначение Соловецкого острова. Легенда в книге Костомарова Н.И.

Прибрежные жители стали завидовать Преподобным, считая себя наследственными владельцами всего прибрежья и островов Белого моря. И вот, по общему совету, один рыбак, с женою и со всем домом, приплыл на остров и поселился недалеко от кельи иноков. Преподобные Савватий и Герман не прерывали порядка своей жизни. Раз, в воскресный день, рано утром, окончив келейное правило, о. Савватий с кадильницею вышел из кельи покадить крест, водружённый по прибытии на остров, и услышал громкий плач как бы от лица, подвергаемого биению. В ужасе, думая, что это мечтание, Преподобный возвратился в келью и рассказал своему сожителю о слышанном вопле. Герман, выйдя из кельи, также услышал стоны и крики и, достигши места, откуда они раздавались, нашел женщину в слезах, которая рассказала ему следующее: "Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два светлые юноши; схватив меня, они били меня прутьями, говоря: уходите с этого места; вам нельзя здесь жить, потому что, по воле Божией, оно предназначено для проживания иноков. После этого юноши сделались невидимы". Герман, возвратившись в келью, передал Савватию все слышанное от женщины, и оба прославили Бога. Между тем рыбак, устрашённый видением, взяв жену и имение своё, отплыл обратно в село, где прежде жил. С этого времени никто из мирских людей не дерзал селиться на острове.

НАТАЛЬЯ ВОЛКОВА

21 августа Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Савватия, Зосиму и Германа, Соловецких чудотворцев, точнее – двойное перенесение их мощей. События эти напрямую связаны с историей Соловецкой обители.

Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если б Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого – в небесной истории.

Преподобный Савватий (†1435)

Итак, началось все со стремления насельника Кирилло-Белозерского монастыря Савватия к пустынножительству. Инок, добродетельный и строгий, которого уважали братия, ушел от них, испросив благословения, на Валаам. Прожив там несколько лет, он, по житию, «начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая душа его, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров». Удалился инок и из Валаамского монастыря, хотя валаамские монахи очень просили преподобного Савватия не оставлять их, — путь его лежал к берегам Белого моря.

Прп. Савватий. Роспись Успенского храма в Архангельске. Фото: Соловки.инфо

У реки Выг преподобный встретил жившего при часовне в селении Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах, но один не решался там поселиться. В 1429 году они вдвоем на утлой лодочке достигли Большого Соловецкого острова. Место, где иноки поселились, позднее было названо Савватиево; оно находится недалеко от Секирной горы.

Через шесть лет непрестанных трудов и молитвы, Савватий отошел ко Господу. Вот как это случилось. Инок Герман отлучился на материк по хозяйственной надобности, и его брат остался один. Он уже предчувствовал, что скоро уйдет в обители Отца Небесного и хотел причаститься Святых Христовых Таин. Один он отправился туда, где встретил Германа — в селение Сорока, к часовне. Тут он встретил священника, игумена Нафанаила. Игумен исповедал и причастил соловецкого пустынника, после чего 27 сентября 1435 года преподобный Савватий мирно отошел ко Господу. Погребен он был у стен часовни. Только через 30 лет его святые мощи были перенесены на Соловки и положены за алтарем церкви Успения Преcвятой Богородицы.

Преподобный Зосима (†1478)

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, познакомился с преподобным Германом Соловецким, когда жил в одном из северных поморских монастырей. Был он юн, но душа его жаждала пустынножительства, поэтому после рассказов инока Германа о суровом Соловецком острове, где тот несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием, Зосима отправился еще дальше на север.

Прп. Зосима. Роспись Успенского храма в Архангельске. Фото: Соловки.инфо

В 1436 году иноки Зосима и Герман поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение пустынники восприняли как благословение на основание монастыря. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний претерпели преподобные прежде, чем обитель расцвела.

Однажды Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволяла Герману вернуться к зиме с материка. Все запасы инока Зосимы истощились, но чудо помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Вскоре преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Умножалось число братии, строилась обитель. Выросла деревянная церковь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Несколько игуменов приезжали на остров, чтобы возглавить монастырь, однако никто не мог выдержать здешних суровых условий жизни. Тогда соловецкие иноки выбрали себе игуменом Зосиму. Он был рукоположен во священника и совершил в Соловецкой обители первую Литургию. По преданию, во время молитвы во время того богослужения лицо его светилось, как лицо ангела.

Через некоторое время в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, сюда перенесли мощи преподобного Савватия. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

Преподобный Герман (†1479)

Подвиг преподобного Германа, сподвижника преподобных Савватия и Зосимы, заключался в повседневном труде во славу Божию. Шесть лет он помогал святому Савватию, более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в трудах тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Таин и предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах. Только через пять лет мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель – их положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

Перенесение мощей подвижников

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени их церковного прославления, которое произошло в 1547 году, находились в монастыре. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении начальства лагеря, который был открыт на месте славной обители. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Молитвы Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.