Икона пресвятой богородицы недремлющее око. Икона божией матери "недремлющее око". Где разместить икону и как молиться

Многие христианские иконы несут в себе глубокий смысл, когда каждая деталь изображения и вся композиция в целом наполнены скрытыми символами, отсылками, аллюзиями. Они позволяют глубже погрузиться в показанный лик или сценку из Святого Писания, постичь их значение. Именно такова реликвия, о которой пойдёт речь в нашей статье - отсюда Вы узнаете, что олицетворяет данная святыня, от чего защищает и где её лучше всего расположить.

«Всевидящее око»: значение символа

Этот образ вдохновлён цитатой из Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его…» (Псалтирь, псалом Давида 32:18), в которой воспевается неусыпный, всезнающий Иисус Христос, царящий над верующими, подобно источнику света. Кроме того, он демонстрирует устройство христианского мироздания: Бога-Отца, стоящего в начале всех вещей, Бога-Сына, являющегося средоточием истины, и Матерь Божью - милосердную хранительницу человеческого рода. Росписи с таким сюжетом встречаются в старообрядческих и православных храмах с XVIII-XIX ст. (одна из наиболее известных - на своде церкви св. Димитрия в г. Битола, Македония). Позже их стали изготовлять и в виде домашних реликвий.

Р
исунок подобных святынь чрезвычайно многогранен, поэтому, чтобы узнать всё об иконе, придётся потрудиться. В центре находится Спас Эммануил - юный Сын Божий, благословляющий людей. Порой в Его левой руке пишут Евангелие, где церковнославянской вязью начертано «Придите ко Мне все нуждающиеся» (Мф. 11-12) либо «Очи мои на верным, земли посадити и с собою». От круга, в котором изображен Иисус Христос, по диагоналям расходятся 4 луча треугольного сечения. Они могут касаться внешнего ореола или же пересекать его пределы, заканчиваясь так называемым тетраморфом (от греческого «τετρά-μορφος» - «четырёхвидный») - миниатюрными ликами апостолов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Как правило, ученики Спасителя предстают в аллегорических образах ангела, льва, тельца и орла, обозначенных соответствующими подписями-титлами.

В следующем круге, окрашенном в алый цвет, видны глаза, нос и уста, воплощающие постоянное присутствие Творца в жизни христиан, Его заботу и любовь к каждому грешнику. Как раз из-за них и получила своё именование. Данная часть обрамлена надписью: «Угль Исаия проявляй, солнце из Девическия утробы возсияет во тме заблудшим благоразумным». Над ней парит Дева Мария в ипостаси Оранты с воздетыми в молитве руками.

После этого расположено зелёное (иногда - тёмно-красное) кольцо, усеянное звёздами. Оно олицетворяет Господню благодать, которая снизошла на верующих после великой жертвы Иисуса Христа, надежды на спасение и вечную жизнь. Об этом напоминают и слова из Евангелия от Луки, выписанные по ободку: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя».

Наружный круг, тёмно-синий или алый, заполнен шестикрылыми серафимами. Он изображает обитель святых и праведников, вечно воспевающих Творца. Значение символа в православии подчёркнуто словами: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их сонми херувим славя бога. Небо дает славу богу».

Ангелы с радостью и душевным трепетом взирают на Саваофа, запечатлённого в усечённом внизу ореоле. Господь распростёр руки, осеняя своим заступничеством всех, кто любуется реликвией. Порой Его лик украшают облаками и радугами, а на груди Творца рисуют белоснежного голубя - эмблему Святого Духа, явившегося к Богородице. Эта часть композиции тоже обрамлена светлыми лентами с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнено небо и земля славы твоея» и «Слава в Вышних Богу, на земле мир».

Сложный рисунок воспринимается не сразу - его необходимо рассматривать постепенно, охватывая взглядом всё более широкие круги. Однако созданная подобным образом перспектива делает значение иконы ещё выразительнее - Иисус Христос будто бы просвещает весь мир, безмолвно обещая пребывать на страже христиан до конца времён. Спаситель, вершащий судьбы людей и народов, созерцает поступки каждого человека и справедливо их судит.

Интересно, что знак Всевидящего ока встречается не только на христианских святынях. В частности, глаз, вписанный в равносторонний треугольник (лучезарная дельта), служит гербом масонов. Он трактуется как сокрытая истина, мудрость и совесть, первопричина всего сущего и победа над злом, а также олицетворяет Великого Архитектора Вселенной - верховную сущность, создавшую мир. Подобная эмблема существовала и в древнеегипетских культах - там она воплощала жизненную энергию, плодородие и царскую власть.

Икона «Всевидящее Око»: в чем помогает, куда вешать

Бог всесилен - Он способен избавить от болезней, лишений, искушений и грехов, подарить радость и умиротворение, предотвратить беды и опасности, подсказать правильное решение. Однако при этом Творец оставляет человеку свободу воли, право самостоятельно управлять своей жизнью. Иисус Христос и Пресвятая Дева незримо сопровождают христиан, но для того, чтобы получить их поддержку и утешение, необходимо обратиться к ним с истовой верой и надеждой. И материальным проводником такой молитвы становится святыня, перед которой Вы произносите слова акафистов и кондаков. Из-за этого и возникли особые традиции почитания реликвий.

  • В каких же ситуациях взывают к образу «Всевидящее Око»? Прежде всего, он защищает от духовных и физических соблазнов, позволяет очистить мысли, обрести внутреннее равновесие, спокойствие и добродетель. Припадают к иконе и перед началом важного дела, чтобы избежать ошибок, неурядиц и конфликтов. А ещё она помогает укрепиться в вере, отринуть сомнения и колебания, уладить вражду между друзьями, родственниками и коллегами, найти свой путь в жизни.
  • Купить можно и для того, чтобы она осеняла благодатью Ваших близких. Так, данная реликвия оберегает новорождённых и их матерей, вразумляет старших детей, предостерегает их от недобрых знакомств и завистников, указывает юношам и девушкам на того, кто достоин стать их партнёром, облегчает воспитание ребёнка. Кроме того, считается, что образ раскрывает скрытые таланты и способности человека, вселяя настойчивость и уверенность в себе.

Не сохранилось подтверждённых свидетельств о том, случались ли у святыни исцеления. Однако сложилось так, что к ней обращаются те, кто имеет проблемы со зрением - близорукость или дальнозоркость, катаракту, миопию, глаукому, конъюнктивит, прогрессирующую слепоту.

Впрочем, не стоит ожидать, что даже самая усердная молитва тотчас принесёт Вам желаемое. Господь ниспосылает людям только те испытания, с которыми они в силах справиться, и лишь для того, чтобы преподать урок. Поэтому нельзя взывать к Богу с упрёками и требованиями - Ваши слова должны быть исполнены смирения, ведь христианин не в силах постичь высший промысел. Кроме того, в момент совершения ежедневного правила перед иконой следует максимально отрешиться от рутинных забот, не отвлекаясь на посторонние шумы, разговоры, музыку и другие раздражители. В связи с этим нужно тщательно продумать расположение икон в доме. Лучше всего поместить их на юго-восточной либо восточной стене, защищённой от сквозняков и прямого солнечного света - так Вы предохраните изображения от повреждений и выгорания.

В древности это место называли красным, или передним углом. Образа в специальных киотах и стоящий под ними стол отождествлялись с церковным алтарём (в противоположность к печи на северной стороне - воплощению язычества). С обеих сторон находились окна - они обеспечивали хорошее освещение днём, а ночью перед святыми ликами зажигали лампадку. Там же держали ёмкости с освящённой водой, кусочками пасхального кулича, веточками вербы и громничными (сретенскими) свечами. Входя в жилище, человек сначала крестился и кланялся реликвиям, а потом приветствовал хозяев. А уж сидеть поблизости и вовсе имели право лишь самые почётные гости!

В современном жилище иконы расставляют на отдельной полке, застеленной белой тканью или бумажной салфеткой. Возле них не должно быть никаких других предметов, в особенности бытовых приборов, светских книг, картин, фотографий. Допустимы разве что букеты свежих либо искусственных цветов, а также вышитые рушники, но и с подобным декором лучше соблюдать меру. Перед образами обязано оставаться свободное пространство в 1-1,5 м, достаточное для коленопреклонённой молитвы. Кроме того, так как дом считается продолжением храма, Вы можете поместить одну святыню (как правило - именную) в комнате каждого члена семьи, а также на кухне - к ней обращают благодарственные слова перед трапезой.

«Всевидящее око» – икона, значение которой тесно связано с культурной историей России. Сюжет ее достаточно молод для русской православной иконографии. Изредка заимствовался из западной иконописной традиции в конце 17 века, стал встречаться чаще лишь в конце 18 столетия под влиянием моды на масонство.

Самостоятельным изображением стал только к началу века девятнадцатого – но так и не признан каноническим: священники не рекомендуют делать его центром своей духовной жизни.

Возможно потому, что это слишком уж древний, языческий пласт сознания образ способен затронуть в неподготовленном человеке. Что безошибочно уловили различные масс-медиа: именно этот образ чаще других можно увидеть в руках или на буклетах оккультистов, «экстрасенсов», «магов» и «колдунов».

Что означает икона «Всевидящее око Божие» в Православной Церкви

Между тем, образ переводит в зрительный план сразу два основополагающие представления о Боге:

  1. Значение для человека: Господь уподобляется дневному светилу как источник всякого света на земле во всех его символических смыслах – зрению, теплу, жизни, любви, знанию, духовному прозрению, познанию.
  2. Восприятие мира людей Богом: способ божественного ведения - это всепроникающее зрение. Интересно, что именно зрительное восприятие формирует этимологическую основу любого человеческого языка, а значит и наше мышление вообще. Так что зрение – это витальность, жизнь духа вообще.

Центр иконы образуется рисунком вписанного в сферу изображения Иисуса, окруженного словами «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Он испускает сияние и четыре крупных луча, вытянутыми треугольниками, пересекающих вторую и третью окружности, порождаемые центром.

Следующее поле — своеобразная гипербола зрения: четыре глаза на божественном лике с венчающей сферу молящейся Богородицей образуют фигуру равнобедренного треугольника. По границе пишут слова радости праведной души, устремленной к Богу, из первой строчки знаменитой Честнейшей.

Речение очередного окружия дает библейскую метафору священного света, преображающего земное и спасающего от тьмы смерти и греха: «Угль Исайи проявляй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая». Здесь исходящие от Спасителя световые лучи завершаются визуальными воплощениями евангельских авторов либо их традиционными условными обозначениями. Это божий эмиссар Матфей, летящий орлом в небо Марк, кроткий телец Лука и духом лев Иоанн.

Заключающая все предыдущие (и рождаемая первой!) сфера четвертая воссоздает усыпанный звездами небосвод, отмеченный присутствием трех серафимов Их может быть изображено и четверо (двое по низу – с рукописями). Горящие любовью к Создателю, они славословят: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Венчает композицию окружие без нижнего сегмента – «Небо небес», где трое шестокрылых ангелов благословляют Саваофа. Испускаемый им Святой Дух голубем опускается на голову молитвенно воздевшей ладони Богоматери. Творец заключен в сияющий ореол, надписанный словами мольбы о ниспослании божественного сияния.

Окруженный облаками, со святым духом на груди в виде кроткого голубя, Господь восседает на символизирующей надежду для людей радуге и его подножие — пламенный ангел с величественно распахнутыми крыльями.

Сакральный изобразительный сюжет словно исполнен сиянием. Является при этом одной из сложнейших изографических композиций: неподготовленному его приходится «читать». То есть рациональное начало должно говорить слишком сильно, заглушая непосредственность религиозного восприятия.

А вот геометрическая организация художественного пространства бросается в глаза сразу: сфера, заключенная в треугольник, образуемый кругами-точками с изображениями евангелистов и Саваофа. А геометрические фигуры эти широко универсальны: слишком легко в них помещается сакральное значение из самых разных духовных практик. Например, достаточно привычные современному образованному человеку египетский глаз Ра или третье око верховного индуистского божества Шивы.

В чем помогает молитва перед иконой «Всевидящее око Божие»

За этим сюжетом христианской живописи не закреплено традиционных молитв и славословий. На первое место выступает именно внутренняя устремленность молящегося: обращение должно быть прежде всего искренним, идущим от сердца.

В горе или радости, с просьбой или благодарностью, лик позволяет говорить с Создателем так, будто Он в этот момент глядит прямо на тебя.

Заключение

Пусть и неканонический, лик не расходится со словами Евангелия, приписывающим Господу зрение и всеведение. Так к чему суеверно бояться и замечать прежде всего масонское влияние? Не лучше ли отдать должное еще одной попытке человеческого сознания приблизиться к непостижимому совершенству Творца?

11 июня 2010 года (29 мая по ст. стилю) Русская православная церковь Московского Патриархата официально почитает одну из своих святынь "Икону Божией Матери "Недремлющее Око".

Если посмотреть информацию об этой иконе на сайте (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1172.htm), то там можно прочесть следующее:

"Икона Божией Матери "Недремлющее Око " была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске.

Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование "Недремлющее Око" усвоено иконе в связи с надписью под изображением: "Аз сплю, а сердце Мое бдит " (Песн. 5, 2) ".

И тут же "богословские историки" добавляют, что мол... "известен и другой древний чудотворный образ Божией Матери "Недремлющее Око", находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.

Эта икона была пожертвована монастырю в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой.

По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями".

Поэтому у нас появляется и первая дилемма.

Какой же, из двух образов, является первоначальным, а какой "списком" то есть копией?

И как вообще в той, старой России возник культ почитания этой иконы?

Во первых потому как города Рыбинск и Углич, это даже не только не соседские города, а в масштабах истории России, это как бы две исторические противоположности.

Во вторых с самим понятием иконописного образа "Недремлющее око", как то не сложилось в РПЦ МП.

Потому как есть еще и иконы с очень сходным названием. "Спас. Недремлющее око".

Все это, безусловно, вносит сумятицу в умы верующих, но и дает "шанс" историкам внести ясность в этот вопрос.

Поэтому последуем по пути указанному нам на сайте "Православие. ру" и отправимся в славный, но, увы, ныне совершено забытый старинный, а я бы и добавил исконно русский город Рыбинск.



Ну, а какое же путешествие без карт и путеводителя?

Тем более по такому сложному маршруте и еще боле сложному вопросу как появления в Рыбинске "чудотворной иконы Божией Матери".

А в качестве путеводителя, мы возьмем в дорогу книгу Е. Поселянина. "Сказания о чудотворных иконах Богоматери!!

Очень занимательная книга, да вот название настораживает.

Слово "сказание" и "история" как-то мало друг с другом совместимы?

Но, давайте посмотрим, что собрал для нас о предмете нашего исследования, уважаемый в РПЦ МП популяризатор церковной истории.

Да и важное замечание! Мы читаем все не просто так. Мы с вами уважаемый читатель попытаемся все перепроверить! Итак...

Икона "Недремлющее око"

"В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско – Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая "Недремлющее око".

Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий.

Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета.

Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца.

Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: "Аз сплю, а сердце Мое бдит" (Песнь песней, V, 2).

Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы "Недремлющее око" имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью.

Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной.

Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью.

Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу.

Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз.

Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами.

Другие украшения на сей иконе – три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.

Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери :

"О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец".

Как видим информация Е.Поселянина немного дополняет ту информацию, что мы узнали на сайте "Православие.ру".

А именно об Иконе "Недреманное око. Спасово"

"Кроме двух указанных икон, именующихся "Недремлющее око", существуют еще символические изображения Богоматери с названием "Недреманное око Спасово". Известны два таких изображения.

На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре.

К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке.

Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою.

(Справка: Рипида, рипиды (греч. – опахало, веер) – в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Рипиды употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях говорится, что два диакона должны держать их с обеих сторонпрестола. По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе залитургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившегоархиерея.

"На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку.

Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость.

Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой".

Как видим вопрос о происхождении иконы "Недремлющее око" не так прост, как может показаться при первом рассмотрении этого вопроса.

Для жителей Москвы и ее окрестностей вдруг решивших, на выходные, внезапно совершить путешествие в город Рыбинск и лично приложится к иконе "Недремлющее око", сообщаю, что туда не так вот просто и попасть.

Пассажирский поезд из Рыбинска следует до Москвы 3 раза в неделю через малонаселённые районы Ярославской и Тверской областей, через станции Сонково и Савёлово.

Кроме этого, через Рыбинск следуют пассажирские поезда из Самары,Иванова на Санкт-Петербург.

Других пассажирских поездов дальнего следования через Рыбинск не ходит.

Пригородным железнодорожным сообщением и автомобильными дорогами Рыбинск связан с Ярославлем, и путь с пересадкой в Ярославле часто оказывается быстрее.

Для тех же из читателей которые никогда не бывали и вероятно никогда и не будут в Рыбинске тем не менее могут представить себе населения этого городка, по составу популярной российской группы "Чё те надо?" (первый состав группы "Балаган Лимитед") была создана в мае 1996 года в городе Рыбинске!

Ну, а мы, переходя к официальной характеристике города должны отметить, что, ныне Рыбинск – город в Ярославской области России.

Сам город расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи в равнинной, часто заболоченной, местности. Через него проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги.

Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка.

Устье реки Шексны – левого притока Волги, как и другие левобережные районы, вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

В историческом центре города найдена стоянка каменного века, что позволяет говорить, что люди здесь жили "всегда".

Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна.


В 1137 году под именем Рыбинску поминается в уставе Новгородского князя Святослава Ольговича.

В 1504 году упоминается уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III, в это время и позднее принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой.

Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей.

В 1777 году она, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск.

После переноса российской столицы Петром Первым в Петербург, г. Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении – на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII-XIX веках.

Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги.

Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой.

В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а в с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы.

В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн. т на сумму около 75 миллионов рублей.

Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива.


В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей.

Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и грузчиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей.

Давайте посчитаем, какое же количество бурлаков должно было быть нанято, чтобы доставить следующий груз.

По ведомости за 1780 год известно, что на Рыбинскую пристань на различных судах привезено: муки ржаной – 430000 кулей по 9 пудов; пшеничной – 20000 кулей по 7,5 пуда; крупичатой – 4000 мешков по 5 пудов.

Определите количество бурлаков, нанятых для перевозки этого груза, если известно, что на 1000 пудов груза нанимали 3 человека?

(Ответ – 12120 человек)

Основной груз, привозимый в Рыбинск, было зерно, мука. Караваны судов с хлебом выстраивались вдоль волжских берегов на несколько верст.

Для того, чтобы купцам удобнее было проводить свои сделки, была учреждена купеческая биржа.

Но везли, как уже говорилось, в Рыбинск не только хлеб, но и другие товары. Поэтому приходило бурлаков в Рыбинск с низовых пристаней от 140 до 170 тыс. человек.

И с давних пор г. Рыбинск получил название столицы бурлаков.

В честь этого на Волжской набережной города стоит скульптура "Бурлака".

Тяжел был труд бурлаков. Увязая в песке, истекая потом, в натуге вышагивали они, оставляя следы по всему побережью матушки Волги. Русские художники и поэты неоднократно в своих произведениях обращались к тяжкой доле бурлаков.


Это и И.Е.Репин – картина "Бурлаки на Волге", и наш земляк – Н.А.Некрасов в своих стихах.

Плечами, грудью и спиной

Тянул он барку бечевой,

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, "Дубинушку" стонал;

места барку дотянул

И богатырским сном уснул

И, в бане смыв поутру пот,

Беспечно пристанью идет.

Зашиты в пояс три рубля.

Остатком – медью – шевеля,

Подумал миг, зашел в кабак

И молча кинул на верстак

Трудом добытые гроши

И, выпив, крякнул от души,

Перекрестил на церковь грудь:

Пора и в путь! пора и в путь!

Он бодро шел, жевал калач,

В подарок нес жене кумач,

Сестре платок, а для детей

В сусальном золоте коней.

Он шел домой – неблизкий путь,

Дай бог дойти и отдохнуть!






Но возвращаемся в Рыбинск. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось.

Массовое развитие пароходства на реке Волге, привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.



В городе развивается и промышленность. Купец Н. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы.

Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские.

В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане – квадратные.

Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги.

На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год – публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год – земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных -старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу).


В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие функционирующее и поныне.

С 1864 года в городе выпускается газета.

В1876 году по проекту архитектора А. Шретера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России.

Украшением города служат два здания хлебной биржи, построенные на крутом волжском берегу.

Хлебная биржа в Рыбинске открытая в 1842 году была третьей биржей в России.

Старая биржа выстроена в строгом классическом стиле, новая построена в 1912 году по проекту А. В. Иванова в псевдорусском стиле, покрыта снаружи изразцовой плиткой, стоит она на монументальном каменном цоколе во всю высоту волжского берега. В настоящее время в ней находится историко-архитектурный музей-заповедник с богатой коллекцией картин.

Здание биржи вместе с собором, выстроенным в традициях русского классицизма, и мостом, перекинутым через Волгу составляют единый ансамбль, являющийся "визитной карточкой города".


Открытие памятника императору Александру II в Рыбинске. 6 мая 1914 г. Россия, Ярославская губ., г. Рыбинск


Среди памятников Рыбинска есть один, который выделяется своей судьбой. Не только тем, что он первый памятник в городе, и не потому что споры вокруг него до сих пор не затухают. Интересна и судьба постамента, на котором в разное время побывало целых пять памятников. История эта началась 94 года назад, 6 мая 1914 г, с открытия памятника Александру II.

Одним из почитаемых правителей России был император Александр II. Александр Николаевич старший сын императора Николая I родился в 1818 г. С детства готовился к управлению страной. Среди его учителей был В.А. Жуковский. Будучи цесаревичем, предпринял путешествие по России (посетил и Рыбинск). После смерти Николая I стал императором.

Проводил внутренние реформы – отмену крепостного права в 1861г, реформы местного самоуправления: городскую, избирательную; военную, судебную, земскую. Вел активную внешнюю политику – присоединение Средней Азии (Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский Эмират), Кавказские войны (Чечня и Дагестан), освобождение Балкан от Османского ига (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.) На него было совершено семь покушений. Погиб от взрыва бомбы 1 марта 1881 г.

Во многих городах России были установлены памятники в честь царя-освободителя. 6 мая 1914 г. Рыбинске на Красной площади был установлен первый памятник в городе – скульптура Александра II. Монумент был посвящен освобождению крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Был организован конкурс на изготовление памятника. В зале городской Думы развесили проекты от фирм А. Моран, Козлова и Гладкова, Георг Поль, Виллер. В итоге предпочтение отдали петербургской фирме А. Моран. Скульптором памятника стал Александр Михайлович Опекушин, выходец из ярославских крепостных достигший звания академика.

Самое знаменитое его творение – памятник А.С. Пушкину в Москве. За свою жизнь скульптор несколько раз создавал образ царя-реформатора. Каждое его произведение проникнуто глубоким чувством ансамбля, светлой гармонией, отточенностью до совершенства художественной формы. К слову сказать, это последнее произведение художника. Высота памятника составляла 11? аршина (примерно 4,61 м).

Бронзовые части памятника, как-то фигура Александра II высотой в 5 аршин в рост, с обнаженной головой, в сюртуке, со свитком манифеста в левой руке, опираясь на колонну; государственный герб с лицевой стороны и герб Рыбинска с задней стороны памятника, были отлиты из лучшей художественной бронзы.

Пьедестал был изготовлен из лучшего красного финляндского полированного гранита, состоящий из 32 камней. В январе 1914 г. освятили место. Изготовили медную доску со словами для потомков, заложили фундамент. Освящение состоялось 12 января с торжественной литургией в Спасо-Преображенском соборе. Открытие памятника состоялось 6 мая 1914 г.

На Красную площадь были приглашены все учащиеся рыбинских школ (примерно 3500 человек), солдаты, именитые гости: архиепископ Ярославский и Ростовский, губернатор Татищев.

В биржевом зале дан роскошный обед. Зачитаны телеграммы товарища министра МВД Джунковского, генерала Чистякова, рыбинского фабриканта М.Н. Журавлева, фирмы Моран. 7 мая телеграмму Татищеву прислал Николай II.

Вокруг памятника была сделана деревянная ограда по проекту городского архитектора Константина Александровича Гуськова (окрашена под цвет пьедестала).

В 1918 г. отмечали первую годовщину Октябрьской революции. Решено было скульптуру Александра II сбросить с пьедестала и установить советский памятник. Участь памятника была решена, его отдали на переплавку, на пьедестал установили композицию "Освобожденный труд" – серп и молот на наковальне. Затем в 1923 г. по заказу рыбинцев московский скульптор Георгий Дмитриевич Алексеев изготовил бюст Ленина их первосортного цемента с добавкой мраморной крошки для прочности.

В 1934 г. был установлен памятник Ленина с поднятой правой рукой.

В 1959 г. решено было сменить памятник. Скульптуру отлили на Мытищенской скульптурно-художественной фабрике из бронзы. Автор нового памятника народный художник Дагестана Хас Булат Нухбекович Аскар Сарыджа.

Модель скульптуры Александра II хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, куда была отдана на вечное хранение рыбинским купцом Е.С. Калашниковым.


Вернее это они поднятые мною из исторического небытия посмотрят на Вас, ныне живущих!

И зададут вопрос: "Ну и что? В Космос говорите полетели? А про икону "Недремное око" помните?

Мы тоже верили...

Вот несколько примеров.

Рыбинский купец Л.Л.Попенов, с семьей. 1910 – 1917 гг. Россия, Ярославская губерния. г. Рыбинск.


На фотографии запечатлена семья рыбинского купца Попенова.

В августе 1918 года, после покушения на В.И.Ленина и убийства М.С.Урицкого, большевики объявили в стране акцию возмездия – красный террор. Не остался в стороне и уездный город Ярославской губернии – Рыбинск.

4 сентября 1918 года в газете "Известия Рыбинского совета рабочих, солдатских и красноармейских депутатов появилось грозное извещение Рыбинского уездного военного комиссариата:

"Всем, живущим на капитал, эксплуатирующим чужой труд, объявляется красный кровавый террор! Суд над изменниками, будет краток и беспощаден – в 24 часа приговор и расстрел!"

Рыбинская уездная чрезвычайная комиссия составила "плановый наряд" на расстрелы. Массовые расстрелы продолжались в течение двух суток. Производились как одиночные, так и кассовые расстрелы.

Под расстрел попали семьи рыбинских купцов Поленовых, Дурдиных, Жеребцовых, Садовых и других. Дурдины, Жеребцовы, Садовые были людьми очень состоятельными, то Поленовы были купцами среднего достатка.

Механизм проведения красного террора был следующим.

Председатель Рыбинской уездной ЧК П.И. Голышков вызывал к себе подчиненных и давал задание расстрел конкретных лиц. Собиралась расстрельная команда из 4-5 чекистов.

Эта группа шла по конкретному адресу, производился обыск с конфискацией ценного имущества. Затем хозяин дома или несколько членов семьи выводились из дома под предлогом их направления в ЧК для допроса. Однако, арестованных вели не в ЧК, а в лес или сарай и там расстреливали.

Часть имущества убиенных делились между членами расстрельной команды, а часть сдавалась в ЧК. По пути от места расстрела до ЧК члены расстрельной команды заходили в дом одного из чекистов, где напивались до сильного алкогольного опьянения.

Подобным же образом действовали красноармейцы из военкомата, также участвовавшие в проведении акции красного террора.

Подобным образом акции красного террора проводились во многих уездах Российской империи, Всероссийская ЧК в конце 1918 года была вынуждена начать расследование массовых злоупотреблений на местах. Действия Рыбинской уездной ЧК проверила Ярославская губернская ЧК. При этом выявились следующие обстоятельства:

Члены расстрельных команд еще до начала обысков были в состоянии среднего алкогольного опьянения.

Если отсутствовал приговоренный к казни человек, могли расстрелять любого члена его семьи.

С жертвами обращались подчеркнуто грубо, не скупясь на отборный мат.

Члены расстрельных команд подсознательно чувствовали незаконность своих действий.

Пренебрежительное, циничное отношение к факту убийства.

Аналогичная судьба ожидала и доживших до 1917 года и других рыбинских купцов!

Дети рыбинского купца Жилова (фотография)


В XIX – начале XX веков город Рыбинск Ярославской губернии был типичным российским купеческим городом.


Купеческие династии в Рыбинском крае начали зарождаться во времена Петра I. Одной из самых старых династий стала династия купцов Жиловых. Самый яркий из Жиловых – Александр Васильевич Жилов /1854 – 1909 гг./, владелец мукомольной мельницы, оснащенной самым лучшим английско- швейцарским оборудованием. После смерти А.В.Жилова его сыновья Василий и Андрей, которых видим на снимке, продолжили дело отца.

Семья Кузнецова Матвея Сидоровича – крупного купца и предпринимателя, монополиста фарфорового производства (фотография)

Кузнецов Матвей Сидорович – владелец многих фарфоровых и фаянсовых заводов России (среди них завода в с. Песочном (под Рыбинском) снят в кругу родственников: 2-ой справа в первом ряду. Группа из 15-ти человек расположена в 2 ряда на фоне стены, задрапированной по бокам шторами с тяжелыми кистями, между которыми находится картина.

}