Духовные ценности и их характерные черты. Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Аксиология ставит перед собой задачу выявить основные ценности и антиценности, рас­крыть их природу, показать их роль в жизни людей, определить пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру.

Термином "ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина. Уже в древности они представляли в умах теоретиков идеальную, цельную триаду, определяя таким образом сферу мо­ральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и познаватель­ных (Истина). А к примеру, главными ценностями современной американской культуры являются: 1. Личный успех. 2. Активность и упорный труд. 3. Эффективность и полезность. 4. Прогресс. 5. Вещи как признак благополучия. 6. Уважение к науке. Согласно Смелзеру, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности составляют основу нравственных принципов, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные , к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям фор­мируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступ­ков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта , а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки.

Причи­ной крайней противоречивости и неустойчивости ценностных ориентаций является:

    с одной стороны, неистребимое стремление человече­ского духа к достижению идеалов, окончательных истин, то есть высших духовных ценностей,

    с другой - известная огра­ниченность наших познавательных возможностей, средств,

    а также известный консерватизм наших чувств, рассудка и разу­ма, неизбежно ведущих к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, то есть от своей сущности и уводящих людей в сторону от определения истинных, а не иллюзорных или утопических путей становле­ния этой сущности.

Наличие определенных ценностей в жизни людей предоставляет конкретному индивиду свободу выбора жизненных целей. Человеческая жизнь немыслима без постановки цели. Целеполагание – родовой признак, свойственный только человеку.

Значение ценностей:

Формирование интересов, мотивов и целей;

Регуляторы и критерии оценки поступков людей;

Служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно они характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существующих в обществе систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности, каково соотношение ценности и оценки, какие ценности для человека главные, а какие второстепенные, - являются ныне жизненно важными.

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако это не так. В истории философии нетрудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, выступали главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», в которые он включал человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

В последующем различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века, например, ценности приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и формированием новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отра- ззз

жение в трудах Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха и др.

Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта, который первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага, противопоставил проблему моральности как свободы - сфере природы, которая находится под воздействием закона необходимости, и т.д.

В конце XIX в. проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в работах таких видных представителей философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франк и др.

Собственно теория ценностей как научная система философских знаний стала формироваться во второй половине XIX в. в трудах немецких философов Вильгельма Виндельбанда, Рудольфа Лотце, Германа Когена, Генриха Риккерта. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта (в отличие от его существования) Р. Лотце и Г. Когеном. В начале XX в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапи ввел термин «аксиология» (греч. axios - ценный, logos - учение). В последующем аксиологическую проблематику активно рассматривали представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма и других философских направлений.

В нашей стране аксиология как наука о ценностях долгое время игнорировалась лишь потому, что ее теоретической основой являлась идеалистическая философия. И только с начала 60-х гг. XX в. эта теория стала развиваться в СССР.

Что же является предметом изучения аксиологии?

Предмет аксиологии - ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценности, согласно аксиологии, - определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории выступают благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т.д.

Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценностей, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Натуралистический психологизм (Алексиус фон Мейнонг, Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи, Кларенс Ирвинг Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет свои какие-либо потребности.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления Макс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно его концепции, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет может существовать независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (красивое, доброе, трагическое) могут восприниматься независимо от тех вещей, свойствами которых они являются.

Мир ценностей, по М. Шелеру, имеет определенную иерархию. Ее нижнюю ступеньку занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и материальными благами; более высокие ценности - это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью являются ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.

Аксиологический трансцендентализм (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и желаний. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции - не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное сознание.

Культурно-исторический релятивизм. Основателем этого направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом он понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются с помощью исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурноисторического контекста.

Социологическая концепция ценностей. Родоначальником этой концепции является Макс Вебер, который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению М. Вебера, ценность - норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

В последующем подход М. Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Знанецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов этой группы по отношению к ценности.

В современной философской и социологической литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему определенную пользу; другие - как идеал, норму; третьи - как значимость чего-либо для человека или социальной группы, и т.д. Каждый из названных подходов имеет право на существование, поскольку все они отражают определенный аспект ценностей и их необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей.

Рассмотрим в самых общих чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего разберемся в смысле основного понятия данной теории - категории «ценность». Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность - суть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры. Однако содержание понятия «ценность», его природа не так просты, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

Основные характеристики сущности и природы ценностей можно свести к следующему (схема 15.1).

Схема 15.1. Сущность ценностей

  • 1. Ценность по своей сущности является социальной и имеет объектно-субъектный характер. Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, жизнью социума не относятся к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т.е. ко всей цивилизации во всем многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако только с возникновением человеческого общества стало возможным говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.
  • 2. Ценность возникает входе практической деятельности человека. Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и т.д.

3. Понятие «ценность» следует отличать от понятия «значимость». Понятие «ценность» соотносится с понятием «значимость», однако не тождественно ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т.е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, однако эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, «значимость» более широкое понятие, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - не любая значимость, а только та, которая играет положительную роль в жизни человека, социальных групп или общества в целом.

4. Любая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Что это за свойства?

Функциональное значение ценности - совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерны определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой - зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной в нем обществом, к которому он принадлежит, т.е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом.

В то же время смысл ценностей существует для людей неоднозначно, а в зависимости от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения, а может быть престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т.п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по своей природе объективны. Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Она зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т.е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И тем не менее субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т.е. ценность.

Нужно учитывать также то, что субъектом ценностного отношения выступают прежде всего общество, большие социальные группы. Например, проблема озоновых «дыр» может быть безразлична тому или иному индивидууму, но не обществу. Это еще раз свидетельствует об объективной природе ценности.

Такова общая характеристика ценности. Учитывая изложенное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность - объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям - это ценностное отношение.

В категориальное ядро аксиологии наряду с ценностью входит и «оценка» - очень широкое по объему понятие. Оценка - средство осознания значимости вещи для деятельности человека, удовлетворения его потребностей. Чтобы лучше разобраться в сущности оценки, ее следует сравнить с понятием «ценность». Оценка и ценность - тесно связанные понятия, однако между ними есть и существенное различие. В чем оно заключается?

Во-первых, если ценность - то, что мы оцениваем, т.е. предмет оценки, то оценка - процесс , т.е. умственный акт, результатом которого является определение ценности для нас конкретного предмета действительности. Найдя предмет или его свойство полезным, приятным, добрым, красивым и т.п., мы совершаем оценку.

Во-вторых, в отличие от ценности, которая имеет только положительный знак (не может быть «отрицательных ценностей»), оценка может быть как положительной, так и отрицательной. Можно найти определенный предмет или его свойство не полезным, а вредным, оценить чей-либо поступок как плохой, безнравственный, осудить просмотренный фильм как пустой, бессодержательный, пошлый и т.п. Все подобные суждения являются различной оценкой.

В-третьих, ценность объективна как порождение практического отношения. Оценки же субъективны. Оно зависит не только от качества самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда вытекает возможность различного оценивания одного и того же явления людьми, живущими в одно и то же время.

Здесь может возникнуть вопрос об истинных и ложных оценках.

Важно понять, что истинность оценки может опираться как на научные знания, так и на обыденные, на социальный опыт, воплощенный в традициях, обычаях, и даже на различного рода суеверия и предрассудки. Причем нужно заметить, что простая принадлежность оценивания к науке еще не свидетельствует о его обязательной истинности, так же как оценивание на уровне обыденного сознания не означает автоматически его ложности.

Важно понять, что истинность оценки заключается в том, насколько адекватно субъект осознает объективное значение ценности. Критерием здесь, как и вообще в вопросе об истине, является практика.

Теперь о структуре оценки.

Здесь можно условно выделить две стороны.

Если первая сторона оценки - фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д., то вторая - отношение субъекта к объекту: одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и т.д. И если первой стороной оценки тяготеет к знанию, то второй - к норме.

Норма - общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его соответствие интересам и ценностям общества или отдельных групп людей. Она выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает момент оценки. Сложившиеся в обществе нормы обретают относительную устойчивость и в свою очередь воздействуют на процессы оценочной деятельности. Субъект оценивает исходя не только из осознания реальной ценности объекта, но и из тех норм, которыми он руководствуется в жизни. Изменение социальной значимости явлений в процессе развития общества и соответственно изменение оценок ведут к критике старых норм и формированию новых.


Схема 15.2. Функции оценивания

Мировоззренческая функция. В соответствии с ней оценивание - необходимое условие формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку оно всегда связано с выяснением значимости для него окружающего мира.

Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов, оценивание выполняет гносеологическую функцию и является специфическим моментом познания.

Оценивание выражает направленность познания на использование знаний на практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность. Это свойство оценивания получило название активизирующей функции.

Вариативная функция. Оценивание предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Оценивание формируется на основе сравнения явлений и соотношения их с существующими в обществе нормами, идеалами и др.

Анализ сущности ценности и ее взаимосвязи с оценкой позволяет перейти к рассмотрению классификации ценностей.

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или мо­ральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо опреде­лить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные принципы че­ловеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных цен­ностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено" в сферу действенно-практических связей системы "человек - окру­жающий мир". Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-историчес­кий базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ценностям относятся потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.

Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.


Политические ценности - это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетиче­ские - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. На­пример, добро, справедливость как ценности существуют не фак­тически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

Человечество не только создает ценности в процессе обществен­но-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оцен­ки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценно­сти. Как один из сложных и специфических моментов познания дейст­вительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объ­ективная истина.

Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятель­ности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент мо­рали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые са­ми в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззре­ния, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей явля­ется обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию че­ловека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, вы­ступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловече­ские. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Раз­витие человечества - естественно-исторический процесс Общечеловече­ские ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализиру­ются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию цен­ностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социаль­но-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем кул1-туры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет чело­век, формируется как личность. Они - действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопре­делению, включению в конкретно-исторические условия культур­ного бытия.

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность - она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне - развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей - вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые - все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные - это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере - это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Нами было отмечено, что мир ценностей (аксиосфера) весьма мно­гообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпы­вающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные осно­вания для классификации. Тем самым будут выявлены формы суще­ствования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Осо­бой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("мик­рокосмос"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", - гласит русская по­словица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркива­ется тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде.

Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержа­нию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности че­ловека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности эко­номические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), поли­тические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (за­кон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности ду­ховные - в силу своей предельной сложности и многогранности дан­ной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функ­цию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека.

Ценности закрепляют общественные отношения, формируют со­циальный организм как единое целое. Известно, например, сколь ве­лика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) - ценности материальные ("предметно воплощенные") и ду­ховные ("идеальные", или "постматериальные"). К числу материаль­ных ценностей ("благ") принято относить прежде всего вещи, кото­рые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье).Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе от­носятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, - от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарас­тающие культурные и социальные потребности, осуществлять много­гранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято называть материальной культурой. (Напомним еще раз, что вещи сами по себе еще не представляют цен­ности. Они проявляют такое значение лишь в рамках социокультур-ной жизни, по мере вовлеченности в деятельность человека). Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и роли в обществен­ной жизни более подробно мы остановимся ниже.


Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным ис­торическим временем) и непреходящие (имеющие значение во все вре­мена). Известно, что времена и люди меняются, но "вечные" ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, "высший цвет" материи. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который не только создал человека, но и богатейший Мир культуры.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные ("инструментальные") и фундаменталь­ные ("высшие") ценности, существующие в обществе.

Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизи­тельный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.

Что же касается духовных ценностей, то все они являются продук­тами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью орга­нов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разуме­ется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии - это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил челове­ка). Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценно­сти обретают различные формы существования - идея, обществен­ный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уров­не специализированного ("элитарного"), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы "путеводителем" по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В концеXX в. широкое распространение получи­ла массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый "ширпотреб", призванный удовлетворить невзыскатель­ные вкусы потребителей.

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельны­ми людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем об­ществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и систе­мы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение челове­ка к окружающему миру.

Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По оп­ределению В.И.Даля, идеал - это "мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз;

представитель; образец-мечта". Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стрем­ление человека к изменению мира своего бытия. По словам И.Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л.Н. Толстой подчеркивал, что идеал-это "... путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни". Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как лич­ность, существо творческое и всегда "незавершенное", ищущее и дея­тельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой твор­ческой энергии*.(* И.С.Тургенев: "Жалок тот, кто живет без идеала!")

Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга - и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свиде­тельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чис­тоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу "трудить­ся для человечества", а став со временем глубоким социальным мысли­телем, рн избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего "реального гуманизма"). Но существуют и ложные идеалы ("псевдоидеалы"), которые свидетельствуют о деформациях ду­ховного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, - Чичикова из "Мертвых душ" Н.В.Гоголя, инженера Гарина из романа А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".

Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духов­ной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Пробле­ма идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социаль­но-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал высту­пает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения челове­ком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит - и счастья.

В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духов­ности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской фи­лософской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым - носи­телям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам - людям, совер­шавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух - это свет и культура, а бездуховность - это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понима­ется высокий уровень развития во внутреннем мире человека так назы­ваемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхож­дение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т.п.). Духовность - это подлинно человеческое в чело­веке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и куль­турных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет твор­ческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духов­ности - это проблема выхода человека за рамки достигнутого, пробле­ма восхождения к высоким идеалам-ценностям - к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) разви­тия человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однаж­ды русский писатель А. П. Чехов. Становление и развитие духовного на­чала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).

Весьма важную роль в формировании духовности человека при­звана играть философия как особого рода знание - знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку вый­ти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценно­стные ориентиры - о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, вы­соком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизнен­ного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!",- за­метил в связи с этим русский писательXX в. В.Г.Распутин). Раскры­вая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал:".. .На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р.Декарт подчеркивал, что "...фило­софия (поскольку она распространяется на все доступное для челове­ческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров...". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выжи­вании человечества, философия обращает особое внимание на цен­ность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также луч­ше представить себе социально-культурную сущность воспитания чело­века. С точки зрения аксиологии, воспитание являет собой формирова­ние системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценност­ного сознания и способности к оценке. Главное - это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, спра­ведливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность -это ведь уме­ние самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В про­тивном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность - это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и ос­мысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру чело­веческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком аксиологии, воспита­ние - это формирование ценностной культуры. По словам Б.П.Вышес­лавцева, подлинная личность должна являть собой "высшее единство Познающего, оценивающего и действующего субъекта".

В нашей стране всегда высоко оценивались такие явления, как со­весть, коллективизм и солидарность, справедливость, милосердие, дружба и взаимовыручка ("Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Сам погибай, а товарища выручай!", "Один за всех, и все за одного" и т.п.). На Руси всегда высоко в цене были такие явления, как совесть, нрав­ственное отношение к труду ("Без труда не вытащишь и рыбки из пру­да" и т.п.), знания человека ("По одежке встречают, а по уму провожа­ют"). Русского человека отличали патриотизм, способность жертвовать собой во имя, своей Родины и государства. Конечно, в современном российском обществе в связи с реформами происходит весьма глубокая переоценка ценностей, формирование новых типов общественного со­знания, имеет место поиск новых ориентиров и идеалов, моделей жиз­ни. Но все это ни в коей мере не должно вести к забвению тех высоких ценностей, которые сформировались в русской культуре на протяже­нии многих веков и в которых современный человек должен находить истоки своего духовного становления и развития.

КонецXX в. остро поставил вопрос об общих, общечеловеческих ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго-сырьевая и другие) требует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль че­ловека в нем. В наше время особое значение приобретают такие цен­ности, как ненасилие в международных делах, гармония во взаимоот­ношениях с природой, партнерство государств в решении региональ­ных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и спра­ведливый мир - вот каким, в идеале, должно стать "мировое сообще­ство, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: "Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого". В 1955 г. в Манифесте известных ученых Б.Рассела и А.Эйнштейна прозвучало: "...Мы должны научиться мыслить по-но­вому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы при­надлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами - опасность всеобщей гибели".

Итак, в философской аксиологии рассматривается ценностное отношение человека к окружающему миру, включая и обществен­ную жизнь. В рамках этого отношения выявляется социокультур-ное значение мира для человека, происходит переживание и осмыс­ление предметов, процессов и явлений мироздания. Ценность мира раскрывается только в рамках духовно-практического "соприкос­новения "человека с ним, т.е. многогранной деятельности. Ведя речь о ценностях, аксиология отвечает на вопросы о том, что человеку дорого и к чему он должен быть устремлен в своей жизни.