Виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей. Виды ценностей человека

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Признаки социальных ценностей:

  • 1) Являются общими правилами для членов общества.
  • 2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • 3) Направляются на регулирование общественных отношений.
  • 4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • 5) Возникают в процессе исторического развития.
  • 6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными ценностями:

  • 1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • 2) Предписание - указание на требуемое действие.
  • 3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно

условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию социальным ценностям.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.

Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.

Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.

В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9-12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.

Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.

Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство - скот, для оседлого крестьянина - земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.

Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,- купцы и ростовщики - пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.

Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т. е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.

Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.

Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т. е.

классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т. е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.

По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.

Во всякой классово-дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т. е. физического выживания, в поддержании своей семьи.

Конечно, существует и общественно-бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Таким образом, ценности - это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей- быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

  • то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:

  • определение природы человека, идеал личности;
  • картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
  • место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
  • отношение человека к человеку;
  • характер общества, идеал общественного устройства.

Заметим, что в течение всей жизни одна система ценностей может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.

Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам социальной группы. Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний. Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют социального работника на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала. Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Нами было отмечено, что мир ценностей (аксиосфера) весьма мно­гообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпы­вающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, применяя различные осно­вания для классификации. Тем самым будут выявлены формы суще­ствования ценностей, что свидетельствует о богатстве человека как существа универсального, многогранного.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Осо­бой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("мик­рокосмос"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", - гласит русская по­словица, и в ней, безусловно, есть большая доля истины. В некоторых философских течениях (например, в экзистенциализме) подчеркива­ется тезис о способности индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество, его нормы и стандарты. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации индивида проистекают изнутри, а не извне, из недр его духовного мира и не привнесены кем-то в готовом виде.

Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержа­нию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности че­ловека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности эко­номические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), поли­тические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (за­кон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности ду­ховные - в силу своей предельной сложности и многогранности дан­ной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функ­цию ориентиров и образцов-целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека.

Ценности закрепляют общественные отношения, формируют со­циальный организм как единое целое. Известно, например, сколь ве­лика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) - ценности материальные ("предметно воплощенные") и ду­ховные ("идеальные", или "постматериальные"). К числу материаль­ных ценностей ("благ") принято относить прежде всего вещи, кото­рые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье).Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе от­носятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, - от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарас­тающие культурные и социальные потребности, осуществлять много­гранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято называть материальной культурой. (Напомним еще раз, что вещи сами по себе еще не представляют цен­ности. Они проявляют такое значение лишь в рамках социокультур-ной жизни, по мере вовлеченности в деятельность человека). Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и роли в обществен­ной жизни более подробно мы остановимся ниже.


Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным ис­торическим временем) и непреходящие (имеющие значение во все вре­мена). Известно, что времена и люди меняются, но "вечные" ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, "высший цвет" материи. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который не только создал человека, но и богатейший Мир культуры.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные ("инструментальные") и фундаменталь­ные ("высшие") ценности, существующие в обществе.

Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизи­тельный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.

Что же касается духовных ценностей, то все они являются продук­тами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью орга­нов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разуме­ется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии - это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил челове­ка). Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценно­сти обретают различные формы существования - идея, обществен­ный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уров­не специализированного ("элитарного"), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы "путеводителем" по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В концеXX в. широкое распространение получи­ла массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый "ширпотреб", призванный удовлетворить невзыскатель­ные вкусы потребителей.

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельны­ми людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем об­ществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и систе­мы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение челове­ка к окружающему миру.

Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По оп­ределению В.И.Даля, идеал - это "мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз;

представитель; образец-мечта". Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стрем­ление человека к изменению мира своего бытия. По словам И.Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л.Н. Толстой подчеркивал, что идеал-это "... путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни". Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как лич­ность, существо творческое и всегда "незавершенное", ищущее и дея­тельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой твор­ческой энергии*.(* И.С.Тургенев: "Жалок тот, кто живет без идеала!")

Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга - и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свиде­тельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чис­тоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу "трудить­ся для человечества", а став со временем глубоким социальным мысли­телем, рн избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего "реального гуманизма"). Но существуют и ложные идеалы ("псевдоидеалы"), которые свидетельствуют о деформациях ду­ховного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, - Чичикова из "Мертвых душ" Н.В.Гоголя, инженера Гарина из романа А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".

Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духов­ной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Пробле­ма идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социаль­но-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал высту­пает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения челове­ком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит - и счастья.

В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духов­ности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской фи­лософской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым - носи­телям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам - людям, совер­шавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух - это свет и культура, а бездуховность - это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понима­ется высокий уровень развития во внутреннем мире человека так назы­ваемой "вертикальной" линии, которая символизирует подъем и восхож­дение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире ("Кто я? Для чего я живу?" и т.п.). Духовность - это подлинно человеческое в чело­веке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и куль­турных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет твор­ческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духов­ности - это проблема выхода человека за рамки достигнутого, пробле­ма восхождения к высоким идеалам-ценностям - к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) разви­тия человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однаж­ды русский писатель А. П. Чехов. Становление и развитие духовного на­чала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).

Весьма важную роль в формировании духовности человека при­звана играть философия как особого рода знание - знание о человеке и смысле его бытия в мире. Знакомство с ней помогает человеку вый­ти за рамки своих обыденных представлений и сформировать ценно­стные ориентиры - о Добре и Зле, о прекрасном и безобразном, вы­соком и низменном. Философия помогает осознать феномен самого человека, постичь его ценность как уникального феномена Космоса и тем самым встать на почву гуманизма, осмыслить общечеловеческие ценности. Конечно же, философия стимулирует интерес и к смысло-жизненной проблематике, к определению человеком своего жизнен­ного пути. ("Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!",- за­метил в связи с этим русский писательXX в. В.Г.Распутин). Раскры­вая ценностное значение философского знания, русский религиозный философ В. С. Соловьев писал:".. .На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком". Французский философ XVII в. Р.Декарт подчеркивал, что "...фило­софия (поскольку она распространяется на все доступное для челове­ческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров...". В наше время, когда на повестку дня встал насущный вопрос о выжи­вании человечества, философия обращает особое внимание на цен­ность Жизни как таковой и необходимость ее сохранения на Земле.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также луч­ше представить себе социально-культурную сущность воспитания чело­века. С точки зрения аксиологии, воспитание являет собой формирова­ние системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценност­ного сознания и способности к оценке. Главное - это помочь человеку сформировать ценностное отношение к окружающему миру, научить его самостоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, спра­ведливое и несправедливое, светлое и темное в жизни, и на этой основе определять свои ценностные ориентации. Воспитанность -это ведь уме­ние самостоятельно управлять своим поведением, правильно строить свои отношения с другими людьми, с обществом и природной средой. В про­тивном случае свобода индивида будет неминуемо вырождаться в его произвол, в насилие над себе подобными. Воспитанность - это, стало быть, осознание смысла своей жизни как ценности, ее переживание и ос­мысление. Воспитание, таким образом, есть приобщение к миру чело­веческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека. Говоря языком аксиологии, воспита­ние - это формирование ценностной культуры. По словам Б.П.Вышес­лавцева, подлинная личность должна являть собой "высшее единство Познающего, оценивающего и действующего субъекта".

В нашей стране всегда высоко оценивались такие явления, как со­весть, коллективизм и солидарность, справедливость, милосердие, дружба и взаимовыручка ("Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Сам погибай, а товарища выручай!", "Один за всех, и все за одного" и т.п.). На Руси всегда высоко в цене были такие явления, как совесть, нрав­ственное отношение к труду ("Без труда не вытащишь и рыбки из пру­да" и т.п.), знания человека ("По одежке встречают, а по уму провожа­ют"). Русского человека отличали патриотизм, способность жертвовать собой во имя, своей Родины и государства. Конечно, в современном российском обществе в связи с реформами происходит весьма глубокая переоценка ценностей, формирование новых типов общественного со­знания, имеет место поиск новых ориентиров и идеалов, моделей жиз­ни. Но все это ни в коей мере не должно вести к забвению тех высоких ценностей, которые сформировались в русской культуре на протяже­нии многих веков и в которых современный человек должен находить истоки своего духовного становления и развития.

КонецXX в. остро поставил вопрос об общих, общечеловеческих ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго-сырьевая и другие) требует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль че­ловека в нем. В наше время особое значение приобретают такие цен­ности, как ненасилие в международных делах, гармония во взаимоот­ношениях с природой, партнерство государств в решении региональ­ных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и спра­ведливый мир - вот каким, в идеале, должно стать "мировое сообще­ство, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: "Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого". В 1955 г. в Манифесте известных ученых Б.Рассела и А.Эйнштейна прозвучало: "...Мы должны научиться мыслить по-но­вому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы при­надлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами - опасность всеобщей гибели".

Итак, в философской аксиологии рассматривается ценностное отношение человека к окружающему миру, включая и обществен­ную жизнь. В рамках этого отношения выявляется социокультур-ное значение мира для человека, происходит переживание и осмыс­ление предметов, процессов и явлений мироздания. Ценность мира раскрывается только в рамках духовно-практического "соприкос­новения "человека с ним, т.е. многогранной деятельности. Ведя речь о ценностях, аксиология отвечает на вопросы о том, что человеку дорого и к чему он должен быть устремлен в своей жизни.

Аксиология ставит перед собой задачу выявить основные ценности и антиценности, рас­крыть их природу, показать их роль в жизни людей, определить пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру.

Термином "ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина. Уже в древности они представляли в умах теоретиков идеальную, цельную триаду, определяя таким образом сферу мо­ральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и познаватель­ных (Истина). А к примеру, главными ценностями современной американской культуры являются: 1. Личный успех. 2. Активность и упорный труд. 3. Эффективность и полезность. 4. Прогресс. 5. Вещи как признак благополучия. 6. Уважение к науке. Согласно Смелзеру, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности составляют основу нравственных принципов, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные , к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям фор­мируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступ­ков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта , а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки.

Причи­ной крайней противоречивости и неустойчивости ценностных ориентаций является:

    с одной стороны, неистребимое стремление человече­ского духа к достижению идеалов, окончательных истин, то есть высших духовных ценностей,

    с другой - известная огра­ниченность наших познавательных возможностей, средств,

    а также известный консерватизм наших чувств, рассудка и разу­ма, неизбежно ведущих к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, то есть от своей сущности и уводящих людей в сторону от определения истинных, а не иллюзорных или утопических путей становле­ния этой сущности.

Наличие определенных ценностей в жизни людей предоставляет конкретному индивиду свободу выбора жизненных целей. Человеческая жизнь немыслима без постановки цели. Целеполагание – родовой признак, свойственный только человеку.

Значение ценностей:

Формирование интересов, мотивов и целей;

Регуляторы и критерии оценки поступков людей;

Служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Ценности классифицируются по разным основаниям.

По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества или представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытия различаются предметные и идеальные, духовные ценности.

Предметные ценности – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного поклонения и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей – продукты целесообразной деятельности человека. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т.п. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты (строго определенный образец качества, формы и размеры, которому надлежит неукоснительно следовать в выполняемой работе); правила (предписания, определяющие действия при соответствующих обстоятельствах); каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными в определенной области). Канон зачастую сопрягается с сакрализованными, считающимися священными, церковными ценностями – культовыми сооружениями, иконами, церковной утварью, требованиями к эстетическому оформлению культовых действий и т.п.; эталоны (жестко запрограммированная, стандартизованная ценность).

Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Идеал – представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь, является концентрированным выражением духовных ценностей.

По субъекту – носителю ценностного отношения различаются ценности субъективно-личностные и надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие).

Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – результат развития общества и культуры. Личностные и общественные (надиндивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос, каково отношение между ними, что первично – индивидуальные или общественные ценности, формируются ли индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов?

В истории философии этот вопрос решался неоднозначно. Так, релятивистская аксиология выводит ценности и соответствующие им оценки из интереса или ситуации, обусловленных индивидуальным бытием человека. В противоположность релятивизму натуралистическое направление представляет ценности не зависящими от сознания субъекта и его оценочных суждений как нечто первичное по отношению к оценивающему. Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их.

Экзистенциализм подчеркивает, что социальные требования противостоят индивидуальной мотивации, подавляют личностные проявления. Тирания общественных ценностей таит угрозу дезинтеграции и деиндивидуализации личности. Конформистское сознание, формирующееся в результате бездумного принятия господствующих ценностей, заведенного порядка вещей, препятствует расширению границ индивидуального Я, а ориентация личности на внешние по отношению к ней социальные ценности уводит ее от подлинного существования к безликому стандарту. Выбор ценностей индивид обязан осуществлять вопреки и в противовес тому выбору и тем ценностям, которые навязывает ему общество.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида, формируются и существуют до его рождения и продолжают существовать после его смерти. В этом смысле они воспринимаются и существуют для индивида как некая объективная реальность, осознаются им как таковая. Но социальные ценности порождены определенными условиями жизни общества, являются субъективным выражением этих условий. Поэтому и влияние надиндивидуальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным. Но личность является сознательным и активно действующим субъектом, свободно определяющим свои ближайшие и отдаленные цели и приоритеты, осознающим свои потребности и оценивающим жизнь сообразно своему опыту.

Механизмом превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые элементы психической жизни индивида является формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения внешних структур социальной деятельности. То, что в определенный исторический период является формой массового поведения людей, в дальнейшем трансформируется во внутренние механизмы сознания. Таковы, например, ритуалы, театр, церковь, коллективные действа типа игры, а в современных условиях школа, телевидение, средства массовой информации, в рамках которых формируется определенный строй психики.

Как регуляторы поведения личности ценности оказывают влияние на ее поведение независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или не осознаются. Сознательные представления о системе ценностей, совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения социальных норм и требований своего времени и тех социальных групп, в которые личность оказывается включенной.

Духовный мир личности имеет свою иерархию. Мыслить обыденно - эмпирически, узко - утилитарно, сугубо функционально или соотносить свои действия с нравственными критериями – вот водораздел между сознательностью и духовностью, знанием и ценностью.

Человеческая духовность включает в себя три основные начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Нравственные ценности концентрируются в таких категориях, как добро, совесть, долг, благо, дружба, любовь и многих других. Американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает объемный перечень общих моральных норм, среди которых – честность, обязательность, верность, надежность, благожелательность и доброжелательность, порядочность, ответственность и т.д.

Как бы ни была велика роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен ради­кально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоя­тельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отно­шению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность - могут выступать в качестве условия, среды и средства.

Нравственные ценности в социальном пространстве утверждаются моралью, которая выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, регулятивную – помогает организации деятельности людей во всех сферах жизни на основе нравственных норм, принципов и традиций, принятых в данном обществе. Мораль поддерживает традиции, которые сплачивают общество, нацеливая его на решение насущных задач и преодоление кризисных явлений в экстремальных условиях. Во-вторых, мораль осуществляет воспитательную функцию – выдвигает и обосновывает этические идеалы и образцы поведения, формирует нравственный облик подрастающего поколения, помогая ему решить извечный вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Передавая традиции и нормы общечеловеческой нравственности, мораль осуществляет реальную связь времен и поколений.

Мораль ХХ – XXI в. - чрезвычайно сложная и контрастная картина, отображающая противоречия и катаклизмы времени. Здесь мы видим откровенное и циничное отрицание всякой морали фашистскими вождями и «теоретиками», не без успеха пытавшимися вытравить из сознания молодежи своих стран «гнусную химеру совести» и превратить их в послушные стаи хищных зверей. Нельзя пройти мимо того, что они использовали некоторые черты философии Ф.Ницше, его учение о сверхчеловеке. Фашизм и его аморальная философия культивируется и ныне, грозя человечеству неисчислимыми бедствиями.

Тоталитаризм аморален во всех формах, в том числе и той, которая, прикрываясь коммунистической фразеологией, прибегала к грубому беззаконию, массовым репрессиям.

Функционирование эстетических ценностей в социуме определяется рамками эстетического сознания, которое однако, тесно связано с сознанием нравственности. Широко известно изречение Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно: не только внешний вид, но поступки и мысли. Когда говорят о «некрасивом поступке», то под этим разумеют прежде всего нарушение норм и принципов морали. Идеалом человеческой личности всегда считали не утонченного эстета, рафинированного ценителя красоты, а всесторонне развитую, нравственную и социально активную личность.

Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.

Маркс считал искусство областью духовного производства. Он писал, что «человек…формирует материю также и по законам красоты».

Искусство обладает рядом функций. Прежде всего, назовем познавательную функцию, при помощи которой происходит передача опыта и информации, накопленных предшествующими поколениями. Произведения искусства и литературы рисуют широкую панораму жизни человечества, взятой в ее историческом развитии, они переносят нас в различные эпохи, делают соучастниками исторических событий как родной страны, так и стран всего мира, они показывают современность и предвосхищают будущее.

Познавательная функция тесно переплетается с функцией воспитательной. Лучшие произведения искусства, как классические, так и современные, формируют мировоззрение и нравственность человека, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизм. Вместе с тем существует, а в наше время даже «процветает» и такое искусство, которое проповедует бездуховность, эгоизм, жестокость, порнографию. Цинизм, престижное поведение и потребление – таковы черты «сильной личности», обобщенного героя «массовой культуры». Это супермен, современный ницшеанец, стоящий «по ту сторону добра и зла», существенными свойствами которого выступает антиинтеллектуализм, дух наживы и достижение своих целей любыми средствами. Борьба гуманизма и антигуманизма, проходящая через всю историю искусства, достигла ныне особой остроты и напряженности.

И, наконец, коренная функция искусства – создавать прекрасное и учить его восприятию. Истинно прекрасное вызывает особое чувство эстетического наслаждения. Без этого чувства нет подлинного искусства, а есть искусство формальное, ремесленническое, мертвое.

Подобно тому, как существует особый статус общих моральных норм, так и в области прекрасного существуют более или менее об­щие и в этом смысле транссубъективные и объективные критерии прекрасного и безобразного. Более того, в самой человеческой реаль­ности, в областях частичной взаимоинтегрированности личности и общества, природы, неизвестности и ничто одно согласуется, а дру­гое не согласуется с чувством прекрасного или эстетическим вкусом. Несмотря на всю историческую, национальную и культурную относи­тельность и непохожесть критериев прекрасного и эстетического вку­са, имеются такие статусы красоты и образцы искусства, которые пре­одолевают эту относительность, обретают статус классики, «вечных» прекрасных спутников человека.

Кроме эстетического чувства, способностей воображения и вкуса, красота предполагает свободу. Эстетическое восприятие невозможно по приказу или принуждению. Свобода стимулирует фантазию, внут­ренне расковывает, дает волю эмоциям, страстям и всем другим чело­веческим качествам, необходимым для созерцания, переживания и творчества прекрасного. Наконец, прекрасное впечатляет нас особым образом, оно дает наслаждение, которое может быть настолько силь­ным и глубоким, что в состоянии перевернуть весь внутренний мир человека. Впечатление от прекрасного бывает таким сильным, что слово «наслаждение» оказывается здесь неточным и слабым. Более подходящим становится слово «потрясение».

Особый ценностный статус имеет религия. Религия - самый древний, мощный и широко распространенный миф человечества. Ее специфика заключается в несомненном и непо­колебимом приоритете догмы и веры над разумом и объективным знанием, мифологии над наукой, чуда, тайны и авторитета над здра­вым смыслом и свободным критическим исследованием, символизма и иррационализма над реализмом и рациональностью.

Религия настолько глубоко проникла во все области человеческого существования, что ее просто невозможно выделить в чистом виде. Она до сих пор является существенным компонентом социальной, нравственной, эстетической и повседневной жизни людей. Она неотделима от языка и воспитания, филантропической деятельности и политической активности, экономики и искусства. Вместе с тем религия носит глубоко личный, интимный характер, поскольку с ее таинственными, мистическими и чудесными областями верующий связывает решения самого важного для него вопроса: вопроса о своей жизни и смерти.

Религиозные верования, независимо от того, являются ли они истинными или ложными обоснованными или нет, могут оказывать мощное влияние на всю частную и общественную жизнь и выполнять важные социокультурные и психологические функции. Достаточно указать на то, что для большинства приверженцев мировых религий - христианина, мусульманина, буддиста, иудея - признание себя верующим означает его национальную, бытовую, культурную, социаль­ную и историческую идентификацию. Само это признание или чувст­во причастности к той или иной религиозной традиции задает опреде­ленный образ мысли и стиль жизни верующего. Все это позволяет до­пустить некоторые практические аргументы в пользу существования религиозных верований. В глазах верующего она оказывается полез­ной. В религиозной вере реализуется естественное стремление человека быть причастным чему-то или кому-то, «прислониться» и приобщиться к чему-то более прочному и надежному, чем он сам, смертное, всегда в чем-то недостаточное существо.

Ценность религиозной веры существенным образом снижается обяза­тельным в ней отказом человека от своей самородности, свободы, су­веренности, субстанциальности и абсолютного достоинства. Все эти ценности должны быть в вере либо вовсе отброшены, либо стать «вто­росортными» по отношению к сверхчеловеческому, «первосортному» существу. Этот отказ, этот обман, это самоумаление и самоуничиже­ние перед трансцендентным, заведомо высшим и приоритетным, - опасные проявления негуманного, нечеловеческого в человеке, пото­му что ценностным центром человека становится уже не сам человек. При этом он лишается главного: своего царственного, человеческого, своего собственного отношения к самому себе. По сути, он прекраща­ет существовать как человек, теперь он «есть вместе и божество, и ни­чтожество» (Вл. Соловьев).

В некоторых религиозных сознаниях гуманность, человечные нача­ла сохранены в большей степени, и с тем большим основанием мы можем считать их ценностными, позитивными. Но там, где чисто человеческих ценностей практически не остается, неизбежны фанатизм, са­моистязания, тоталитарные секты и другие очевидные проявления античеловеческого, самоуничижительного и самоубийственного в человеке.

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс. Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.