Как вести дневник природы. Дневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой

Дневник наблюдений за погодой

Как вести дневник наблюдений за погодой школьника?

Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на семь равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.

Дата

температура

облачность

ветер

атмосферное давление

осадки

явления

Условные обозначения

Ясно (небо чистое, солнце светит целый день).

Переменная облачность (на небе есть облака, которые часто закрывают солнце).

Пасмурно (небо целый день затянуто тучами, солнца не видно).

Дождь .

Снег .

Град .

Иней .

Туман .

Ветер .

15 0 и др.

Температура воздуха .

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. На таких предметах, как природоведение и география, «погода» выделяется как одна из основных тем. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме. Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Ученикам начальных классов для изучения основ природоведения и знакомства с окружающим миром предлагают вести календарь погоды.

Как сделать календарь погоды?

Для начала, надо решить, как вам будет удобнее вести календарь погоды для школьников: в тетради, с помощью условных обозначений или на компьютере, при помощи специальной программки. Для ведения календаря вам понадобятся еще такие предметы, как термометр, флюгер и компас. Если все-таки решили записывать данные в тетрадь, то расчертите ее на 6 колонок и подпишите их:

  • дата;
  • температура;
  • влажность;
  • ветер;
  • облачность;
  • атмосферное давление.

А можно просто распечатать на цветном принтере такой лист и вносить туда данные с помощью условных обозначений.

Температура и атмосферное давление

Ведение календаря погоды, требует каждодневного участия школьника, причем записи желательно производить в одно и то же время (например, в час дня). Температуру воздуха на улице, можно определять при помощи обычного термометра, который вывешивается за окно. Только стоит отметить, если в момент сбора данных, термометр расположен на солнечной стороне, показания могут несколько отличатся от действительных. Высчитывайте среднюю температуру в течение дня. Для этого понадобится снять показания термометра утром, днем и вечером, сложить их и разделить на три. Полученный результат и будет среднесуточной температурой.

Для измерения атмосферного давления, вам понадобится барометр.

Сила и направление ветра

Наблюдение за погодой, для школьников, всегда интересное и увлекательное занятие. Ведь как занимательно детям наблюдать за направлением дыма, выходящего из труб домов и при помощи компаса, определять направление ветра и его силу по шкале Бофорта. Делая такие наблюдения, они могут представить себя настоящими метеорологами. Направление ветра можно еще определить при помощи флюгера, если таковой имеется. Помечайте также, характер ветра (ровный или порывистый).

Облачность

Наблюдая за облачностью, стоит заострять внимание на наличие или отсутствие просветов. Если небо чистое и не видно ни одного облачка, поставьте в соответствующую графу прочерк. При небольшом количестве облаков, пометьте «Облачно» и заштрихуйте круг наполовину. А небо затянутое тучами, обозначьте как «Пасмурно» и полностью заштрихуйте круг.

Осадки и влажность воздуха

В графу «Осадки», заносите всю информацию о типе осадков и их интенсивности (сильный дождь, небольшой снег). При отсутствии осадков, ставится прочерк. Также наблюдайте за всеми явлениями природы, вызвавшие ваш интерес (гроза, туман, радуга) и помечайте в графе «Особые явления». Влажность можно измерить при помощи гигрометра.

Если у вас отсутствует какой-нибудь измерительный прибор, и вы не можете определить один или несколько параметров (например: влажность воздуха или атмосферное давление окружающей среды), воспользуйтесь данными метеостанции, посмотрите прогноз погоды в интернете или по телевизору. Но желательно стараться избегать данного метода, если есть возможность, лучше приобретите себе необходимый измерительный прибор, тем более что стоят они не так дорого. Учтите, что для школьников не ставиться цель регулярно смотреть прогноз погоды, а стоит задача наблюдать за погодой, собирать необходимые данные и анализировать их.

Календарь на компьютере

Для ведения дневника наблюдения за погодой для школьника на компьютере, существуют различные сервисы, делающие этот процесс еще более увлекательным и познавательным. В данном случае школьник только заносит необходимую информацию в специальную программу, которая ее обрабатывает и сохраняет. Такие программы дополнены различной ознакомительной информацией. Так, например, ребенок может ознакомиться с некоторыми приметами, долготой дня и фазами луны. В дальнейшем все собранные данные формируются в месячный отчет, включающий в себя статистические данные по изменению погоды в сравнении с предыдущим месяцем.

Вам понадобится

  • - ручка;
  • - карандаш;
  • - тетрадь;
  • - термометр;
  • - флюгер;
  • - компас;
  • - календарь;
  • - компьютер.

Инструкция

Определите, куда будут записываться данные наблюдения за погодой – в тетрадку или же сохраняться в электронном виде посредством специальной программы. Если вы выбрали первый вариант, то расчертите тетрадь на несколько колонок, подписав их «Дата», «Температура», «Влажность», «Ветер», «Облачность», «Атмосферное давление».

Заполняйте каждую графу ежедневно, измеряя показатели в одно и тоже (например, в двенадцать часов дня). Значение температуры воздуха определяется по термометру, расположенному за окном. Учитывайте, что он должен непременно находиться в тени, иначе показания будут неверными. Атмосферное давление следует определять по барометру.

Силу ветра – по шкале Бофорта (в баллах), а его направление по дыму, выходящему из труб или же по перемещению облаков нижнего яруса. Можно разместить в школьном дворе флюгер и воспользоваться компасом – они также дают возможность направление ветра. Отмечайте ветра: порывистый или ровный.

В графе «Облачность» записывайте информацию о внешнем виде наблюдаемой облачности, наличии или отсутствии просветов. При полном отсутствии облаков поставьте прочерк. Если облаков немного, ставьте «Облачно» (наполовину заштрихованный круг), если все небо затянуто тучами – «Пасмурно» (полностью заштрихованный круг).

Заносите данные об осадках в графу с одноименным названием «Осадки». В ней должна фиксироваться информация и фазе осадков (Сильный снег, небольшой дождь). Если осадков не было, ставьте прочерк. Отмечайте информацию о различных явлениях природы, заинтересовавших вас (например: гроза, радуга, дымка, туман, град) в графе «Особые явления».

Определяйте среднесуточную каждого дня (сумма наблюдаемых температур разделяется на количество сроков). Например, вы смотрели на термометр утром, в обед и вечером. Запишите показания, сложите их и разделите на три. Получившийся результат является среднесуточной температурой.

Воспользуйтесь данными метеостанции, если не можете определить какой-либо параметр (например, атмосферное давление или силу и направление ветра), посмотрите прогноз погоды. Подобную информацию можно легко получить, воспользовавшись интернетом. Однако, злоупотреблять этим методом не стоит, ведь вам необходимо научится вести самостоятельные наблюдения за погодой.

Если вы решили наблюдать за погодой с помощью специального компьютерного ресурса, то это освободит вас от технической нагрузки, позволит сконцентрироваться на содержании деятельности. Школьник занимается сбором информации, а ее фиксацию берет на себя компьютерная программа. Она сохраняет дату наблюдения, занесенные сведения, знакомит с фазами луны, долготой дня и народными приметами. Кроме этого, подобные программы автоматически создают месячный отчет, включающий минимальную статистику и общие изменения погоды в течение прошлого месяца.

На уроках природоведения большинство школьников получает задание заполнить дневник погоды. Такое занятие позволяет ребенку не только познакомиться с различными погодными явлениями и закономерностями их появления, но и развивает аккуратность, ответственность, наблюдательность.

Что понадобится для заполнения дневника наблюдений по природоведению

Для наблюдений за погодой школьнику необходимо подготовить:- тетрадь в клеточку или альбом для рисования;- календарь;- линейку;- цветные карандаши, фломастеры или гелиевые ручки;- картинки с изображением различных явлений природы;- уличный термометр;- барометр для измерения атмосферного давления.

Как правильно заполнять школьный дневник погоды

Чтобы дневник наблюдений за погодой получился аккуратным, в первую очередь нужно расчертить на каждой страничке альбома или тетради дни календарного месяца. Каждая клеточка должна соотноситься с текущей датой и днем недели.

На обложке следует описать обозначения, которые будут использоваться в дневнике для внесения отметок о различных природных явлениях. Значения температуры воздуха и атмосферного давления описываются цифрами разного цвета (плюс и минус, выше или ниже нормы). Направление ветра указывается стрелками.

Север находится вверху, восток – справа, юг – внизу, а запад – слева. Промежуточные значения направления ветра прорисовываются по диагонали

Чтобы сделать запись в дневнике, нужно посмотреть показатели температуры воздуха и давления на специальных измерительных приборах, поглядеть в окно и отметить, какие погодные условия на улице (солнечно, пасмурно, осадки), отметить полученные данные в дневнике.

Чтобы погодный дневник был не только информативным, но и красочным, можно оформить его рисунками. Подойдут вырезки из журналов, газет, брошюр. Также хорошие картинки можно распечатать на принтере, предварительно закачав их из интернета.

В конце каждого месяца следует делать выводы о погодных условиях. Для этого необходимо посчитать, сколько было солнечных и дождливых дней, отметить, как изменялась температура воздуха и давление. Показатели погоды можно сравнить с нормами (такая информация есть на сайте Гидрометцентра). Желательно оценить, как влияют те или иные погодные явления на температуру воздуха и давления, как они связаны с направлением ветра.

Чтобы дневник наблюдения за погодой был еще более информативным, желательно проводить измерения ежедневно в одно и то же время. Еще лучше будет, если удастся заносить показания в тетрадь два или три раза в день.

Как вести дневник наблюдений за погодой школьника?

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. На таких предметах, как природоведение и география, «погода» выделяется как одна из основных тем. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме. Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований. Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на семь равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.
Дневник погоды в Казани за апрель 2015г.


число

температура

облачность

ветер

Атмосферное давление

осадки

явления

1.04

2.04

3.04

5.04

6.04

7.04

8.04

9.04

10.04

11.04

12.04

13.04

14.04

15.04

16.04

17.04

18.04

19.04

20.04

21.04

22.04

23.04

24.04

25.04

26.04

27.04

28.04

29.04

30.04

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания. Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом. Определить показания барометра. Записать значение атмосферного давления (неплохо знать, что нормальное атмосферное давление на уровне моря считается 760 миллиметров ртутного столба).
Отметить в дневнике наличие осадков. Также, можно записать количество выпавших осадков в миллиметрах водного слоя. Если осадков нет, поставить прочерк. Записать направление ветра. Конечно, определить скорость ветра довольно трудно. Поэтому, в первое время можно брать сведения из интернета. А впоследствии, сопоставляя данные и свои наблюдения, скорость и силу ветра можно будет определять визуально.
Все измерения необходимо проводить примерно в одно и то же время. А, можно вносить данные в дневник три раза в день – утром, днем и вечером. В этом случае следует определить среднюю температуру в течение дня. Для этого нужно сложить показания и разделить на три. На метеорологических станциях сведения о погоде определяются восемь раз в сутки.

Дневник наблюдений за погодой дает возможность школьнику составить описание погоды, например, за месяц. Но, полезное значение дневника не только в том, чтобы его систематически заполнять, но и в том, чтобы, впоследствии, обработать и проанализировать полученные результаты.

План описания погоды за прошедший месяц:

Определить, сколько в месяце было дней с положительной температурой, с отрицательной температурой;

Выявить день с самой высокой температурой и с самой низкой температурой;

Вычислить среднюю температуру воздуха за месяц (для этого необходимо сложить все показания термометра и полученную сумму разделить на количество дней);

Вычислить амплитуду колебания температур в течении месяца;

Выделить день с самым сильным ветром или безветрием;

Определить день с повышенным атмосферным давление и с пониженным;

Выявить связь между изменениями температуры воздуха и атмосферного давления.

Определить дни, когда наблюдались необычные природные явления (туман, радуга, град, роса).

Условные знаки дети вправе выбрать сами, но использовать их постоянно (одинаковые в течение всего месяца). Например:

«Ясно» – незакрашенный круг или «солнышко»

«Облачно» - наполовину закрашенный круг или «солнышко и тучка»

«Пасмурно» - полностью закрашенный круг или «тучка» и т.д.

Для обозначения грозы, метели, града, росы и других явлений в природе ребёнок вправе придумать свой знак, но зафиксировать его внизу таблицы наблюдений. Например:

Условные обозначения:

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Дождь

Снег

гроза

Температура

Направление и скорость ветра

Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица не может быть начерчена шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

Нормы оценок:

«Отлично» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.

«Хорошо» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.

«Удовлетворительно» - «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.

«Неудовлетворительно» - «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.