На чём держится Земля? Рассказ Андрея Усачёва. Легенды, сказки, интересные факты На чем держится земля

Почему тела не улетают с поверхности вращающейся Земли? На чем держатся планеты? Почему они движутся вокруг Солнца, а не улетают от него прочь? Ответов на эти вопросы долгое время не было. Открытием истины мы обязаны великому английскому ученому И.Ньютону. Он пришел к мысли о существовании сил тяготения между всеми телами Вселенной, В результате открытия Ньютона выяснилось, что множество, казалось бы, разнородных явлений — падение свободных тел на Землю, видимые движения Луны и Солнца, океанские приливы и т.д. — представляют собой проявления одного и того же закона природы: закона всемирного тяготения. Между всеми телами Вселенной, говорит этот закон, будь то песчинки, горошинки, камни или планеты, действуют силы взаимного притяжения (или силы гравитации, как еще их называют). На первый взгляд, закон кажется неверным: мы что-то не замечали, чтобы притягивались друг к другу окружающие нас предметы. Земля притягивает к себе любые тела, в этом никто не усомнится. Но, может быть, это особое свойство Земли? Нет, это не так. Притяжение двух любых предметов невелико и лишь поэтому не бросается в глаза. Тем не менее в результате специальных опытов его можно обнаружить.

Закон всемирного тяготения, и только он, объясняет устойчивость Солнечной системы, движение планет и других небесных тел. Земля держится на орбите силами притяжения Солнца. Круговое движение планет происходит так же, как круговое движение камня, закрученного на веревке. Силы гравитации — это невидимые “канаты”, заставляющие небесные тела двигаться по определенным путям.

Великий Ньютон не только утверждал существование сил тяготения, но и открыл закон тяготения, т.е. показал, от чего зависят эти силы.

Земной шар имеет послойное строение. Внешний слой — оболочку — представляет земная кора. Ее верхний тонкий плодородный слой называют почвой. В центре Земли находится ядро. Между ним и земной корой расположена мантия. Лучше всего изучена земная кора. Трудно узнать что-нибудь о строении Земли в ее глубоких недрах. Каков химический состав, каковы физические условия в мантии…

В большинстве рек, протекающих через пустыни и полупустыни, вода бывает только в период дождей, да и то всего несколько дней. Крупные же реки, например Нил в Египте, берут свое начало далеко от пустынь и, пересекая их, питают живительной влагой лишь узкую полоску земли вдоль своего русла. Есть на Земле реки, которые появляются в засушливых местах…

На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла и, казалось бы, навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Тогда жди беды… На памяти человечества катастрофическое извержение произошло 4 августа 79 года н.э. на Апеннинском полуострове. Тогда вдруг ожил дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий. Эта иногда дымящаяся величественная…

С незапамятных времен приходилось человеку искать защиты от холода. Могучие ледники то надвигались, то отступали. За последние два миллиона лет на Европу и Северную Америку несколько раз надвигались с севера громадные ледники, толщиной в сотни метров. Ученые предполагают, что еще задолго до этого Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида, составлявшие когда-то единый материк, были целиком…

В безлунные вечера на звездном небе можно увидеть широкую белесоватую полосу. Это Млечный Путь — гигантская арка, протянувшаяся через все небо. Древние думали, что это молоко, пролитое богиней Герой. Согласно другим мифам — это дорога с горы Олимп (на которой жили боги) на Землю. “Небесной рекой” называется Млечный Путь в китайских сказаниях. Но даже в…

У древнего созвездия Льва на небе была довольно большая “территория”, а сам Лев был обладателем великолепной “кисточки” на хвосте. Но в 243 году до н.э. он ее лишился. Произошла забавная история, о которой гласит легенда. У египетского царя Птолемея Эвергета была красавица супруга, царица Вероника. Особенно великолепны были ее роскошные длинные волосы. Когда Птолемей отправился…

Разобраться в сложном движении планет, определять изменения положения звезд на небе, составить первые звездные каталоги нельзя было без инструментов. Древние астрономы применяли гномон для определения высоты Солнца над горизонтом. Тень от солнечного гномона укорачивается, когда Солнце поднимается, и удлиняется, когда Солнце опускается. При этом еще и поворачивается. С помощью этого простейшего прибора можно было отмечать…

Долгое время изучение Луны было ограничено только телескопическими наблюдениями. Один астроном сказал, что лунная поверхность — это книга, по которой можно прочесть ее историю. Такая “книга” действительно существует, однако до 1959 года примерно половина ее страниц была недоступна для человека. Дело в том, что Луна, завершая один полный оборот вокруг Земли примерно за 28 земных…

Все знают, что утром Солнце встает на востоке, днем достигает своей самой высокой точки — зенита, а вечером заходит на западе. Если терпеливо и настойчиво наблюдать за движением Солнца по небу, то можно узнать много интересного. Оказывается, у Солнца в разное время года разное “расписание” движения. Зимой оно восходит поздно, а заходит рано. Зимняя долгота…

Самая близкая к Солнцу планета — это Меркурий, наименьшая из планет земной группы. Ее диаметр равен 4880 км, т.е. примерно 1/3 земного диаметра, масса в 20 раз меньше массы Земли. Фотографии Меркурия были получены в 1974 году американской межпланетной станцией “Маринер-10”. Они показали сходство этой планеты с Луной. Обилие мелких и крупных кратеров, иногда со…

Отдел образования Несвижского райисполкома

Учреждение образования «Государственная общеобразовательная средняя школа № 4 г. Несвижа»

А.Усачёв «На чём держится Земля?» 2 класс, литературное чтение

Акулич Галина Викторовна,

учитель начальных классов УО «ГОСШ № 4 г. Несвижа»

Несвиж, 2010

Тема: Андрей Усачёв. На чём держится Земля?

Задачи урока:

Создать условия для отработки всех видов чтения; развития умения ставить вопросы и находить ответы на них; развития умения работать сообща;

Способствовать активизации речевой деятельности, внимания, фантазии учащихся;

Содействовать формированию экологической культуры, чувства ответственности.

Ход урока

Организационный этап

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок.

Предлагаю я вам размышлять,

Доказывать, спорить и представлять.

^ Речевые разминки

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.

О чём нужно помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? (Нужно правильно дышать)

Проведём дыхательную разминку. Сейчас самый красивый весенний месяц. Цветут сады. В мае снежно-белые сады напоминают зиму. А лепестки цветов похожи на снежинки. Представьте, что на ваши ладони упали эти нежные, ароматные лепестки. Вы ощутили их аромат, полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Сдуньте воображаемые лепестки медленно и аккуратно. Сделайте это упражнение три раза. У вас получился цветочный снегопад.

А теперь проведём речевую разминку.

Ае – ае – в мае.

Тут – тут – цветут.

Ды – ды – сады.

В мае цветут сады.

Произнесите это предложение, делая ударение каждый раз на другом слове.

^ Проверка домашнего задания

Да, майским садам очень идёт белый цвет. Но белый цвет встречается не только в весенней природе.

Дома вы читали рассказ об истории названия нашей страны.

Сейчас проведём игру – разминку. Если на мой вопрос вы отвечаете «да», вы встаёте. Если «нет» - приседаете.

Рассказ называется «Весть издалека».

Наша Родина называется Белая Русь.

В названии нашей земли нет цвета.

В рассказе не упоминаются древние города.

В произведении поясняется, что в старину обозначал белый цвет.

Слово «белый» в старину означало чистый, свободный.

Цвет полей и туманов здесь не причём.

Зачитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что слышится в имени нашей Родины.

^ Введение в тему урока

Поразмышляйте, какие люди живут в Белоруссии? (Честные)

Какого человека можно назвать честным?

Что значит дать честное слово?

Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором рассказывается о честном слове.

^ Работа над новым произведением

Подготовка к первичному восприятию произведения

Прочитайте название. (На чём держится Земля?»)

Какой это жанр? (Сказка)

Как думаете вы, на чём же держится Земля?

Но прежде, чем знакомиться с произведением, рассмотрим некоторые слова, которые могут быть непонятны и могут вызвать трудности в восприятии сказки.

Полететь в тартарары

В придачу

Невдомёк

Первичное восприятие произведения

Послушайте сказку и ответьте на вопрос. На чём же держится Земля?

(Чтение сказки учителем)

Самостоятельное чтение произведения

А сейчас сказку прочитаете вы и отметите материал, который вас удивил.

Анализ произведения

Давайте восстановим события сказки.

Что является главным объектом внимания в сказке? (На доску прикрепляю изображение и подпись планеты Земля)

Кто удерживал Землю? (Прикрепляю изображения и подписи животных) Кто засомневался в их надёжности?

Кто засомневался в их надёжности?

Что ответили на это животные? (Крепится надпись «честное слово»)

Что предложили мудрецы?

Как отреагировали черепаха, слоны и киты? (Убираю изображения животных и их названия)

Почему они обиделись?

На чём же держится Земля? (На доске остаётся земля и честное слово)

Выборочное чтение

Найдите в тексте и зачитайте:

Что сказали мудрецы, подойдя к краю Земли?

Что пообещала черепаха?

Как мудрецы решили спасать человечество и Землю?

Как обиделись животные?

Какое место в сказке настораживает и заставляет волноваться?

На чём держится Земля?

А кого в этом произведении можно назвать мудрецами?

Как по-другому можно было назвать сказку?

А вы, ребята всегда держите своё честное слово?

Чему учит эта сказка?

Работа в группах

Сейчас вы подумаете над тем, как сохранить нашу планету и сделать её ещё краше. Для этого нужно разделиться на группы. Каждый из вас выберет бабочку. (По цвету бабочек собираются группы.) Каждая группа получает набор слов. Вам нужно выбрать только те действия, которые нам помогут сберечь Землю. Слова прикрепите на доску под словом «Земля».

Давайте прочитаем, что у нас получилось. Чтобы сберечь нашу Землю, каждому из нас надо….

Можем ли мы дать честное слово, что постараемся выполнить это? Напишите его на своих бабочках.

Подведение итогов

С каким произведением мы познакомились?

Главные герои.

Основная идея

Чем удивила вас эта сказка?

В конце нашего урока я хочу рассказать вам одну поучительную историю. Сложите свои бабочки пополам. Возьмите их в ладошки и послушайте.

Давным-давно в одном древнем городе жили мудрец и человек, который завидовал мудрецу и хотел его погубить. Он решил: «Пойду на луг, поймаю бабочку, посажу её между ладоней. Приду к мудрецу и спрошу: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» если мудрец скажет: «Живая», я сожму ладони, и бабочка умрёт. А если он скажет: «Мёртвая», я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, что я самый мудрый». Он так и поступил. Пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между ладоней и пришёл к мудрецу: «О, мудрец, скажи, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» и мудрец, который был действительно мудрый, сказал: «Всё в твоих руках!»

Ребята, действительно всё в ваших руках и в ваших силах. Я верю, что у вас всё получится.

Прикрепите свои «бабочки - честные слова» на доску вокруг Земли.

Что вы можете сказать о своей активности, об активности своих товарищей?

Что удивило и запомнилось на уроке?

Информация о домашнем задании

Всем спасибо за работу. Вы порадовали меня и, думаю, сами получили удовольствие.

"Т" еперь мы подошли к концу наших рассуждений и мо -

Жем ответить вполне ясно и точно на поставленный нами с самого начала вопрос: на чём же, всё-таки, дер­жится наша Земля?

Пример с движением Луны нам показал, что Луна ни на чём не держится. Если вы спросите: «падает ли Луна на Землю?», то мы должны ответить: «да, падает, как па­дало бы любое другое тело - камень, пушечный снаряд или что-нибудь другое, и падает потому, что её тянет к Земле сила земного притяжения». Но тогда почему же Луна не упала до сих пор на Землю? А потому, что, падая, Луна вместе с тем всё время остаётся на одном и том же расстоянии от Земли. Происходит это оттого, что Луна не падает прямо вниз, а огибает Землю по окруж­ности.

То же самое можно сказать и про нашу Землю. По за­кону всемирного тяготения Солнце притягивает Землю. И поэтому мы вправе сказать, что Земля падает на Солнце. Но почему же Земля до настоящего времени не только не упала на Солнце, но и (как показывают са­мые точные измерения) совсем не приближается к нему? Да потому, что она движется с той самой круговой скоро­стью, которая как бы обезвреживает солнечное притя­жение и заставляет Землю обращаться вокруг Солнца по окружности так же, как движется Луна вокруг Земли.

Несложный расчёт, очень похожий на тот, который мы проделали для Луны, показывает, что дело и здесь обстоит именно так.

Солнце гораздо больше Земли. Поэтому и притяжение его больше. Если на земной поверхности круговая ско­рость составляет около восьми километров в секунду, то на поверхности Солнца она почти в 55 раз больше и со­ставляет 435 километров в секунду! С такой скоростью нужно было бы выпустить с Солнца пушечный снаряд, чтобы он обогнул его по окружности.

Земля находится от Солнца на расстоянии двухсот пят­надцати солнечных радиусов. Но ведь 215 равняется 14,7 Х14,7. Поэтому круговая скорость для Земли должна быть в 14,7 раза меньше, чем на поверхности Солнца, т. е. равняться 29,8 километра в секунду. Именно с такой скоростью Земля и летит вокруг Солнца, благодаря чему она не может ни приблизиться к Солнцу, ни, тем более, упасть на него.

Но и улететь совсем прочь от Солнца Земля тоже не может, так как для этого скорость её движения должна быть почти в полтора раза больше, т. е. равняться, по крайней мере, 42 километрам в секунду.

Итак, мы видим, что на вопрос: «На чём Земля держится?» мы должны ответить: «Ни на чём!» и можем лишь добавить, что наша Земля всё время удержи­вается на одном и том же расстоянии от Солнца благодаря своему быстрому движению вокруг него. Это и будет вполне грамотное, научное объяснение вопроса «на чём держится наша Земля».

А то, что для поддержания кругового движения нужно применять силу, очень легко доказать с помощью про­стого всем известного опыта. Для этого достаточно при­вязать верёвку к небольшому камню и, держа один конец её в руке, начать крутить камень в воздухе; мы тотчас же почувствуем, что камень тянет за верёвку и притом тем сильнее, чем с большей скоростью мы его крутим. Для того чтобы камень не улетел прочь, мы должны удерживать его с заметной силой. Значит, то усилие, ко­торое мы чувствуем при вращении камня, нужно для того, чтобы свернуть камень с прямолинейного пути. Вы­ходит, что сила нашей руки в данном случае заменяет силу притяжения. Стоит только уничтожить эту силу (порвётся верёвка), как камень улетит по прямой в сторону.

Если бы исчезла сила притяжения у Земли и Луны, то и они, подобно оторвавшемуся камню, полетели бы прямолинейно и улетели бы прочь: Луна от Земли, а Земля от Солнца. Но сила притяжения не позволяет им

Этого сделать. Она сворачивает их с прямолинейного пути и заставляет двигаться по окружности. Но только на это и хватает силы притяжения. Она не может заставить упасть Луну на Землю, а Землю на Солнце, так как оба эти небесные тела обладают слишком большой ско­ростью.

В заключение скажем, что и все другие планеты нашей солнечной системы также двигаются по орбитам во­круг Солнца, также стараются упасть на Солнце и также никогда не упадут на него.

Цитатели не посетуют на нас за то, что мы начали

Нашу беседу с опровержений старых и давным-давно забытых сказок о китах и слонах, будто бы поддержи­вающих Землю.

Начав с этих сказок, мы смогли постепенно проник­нуть в сущность многих, казалось бы, совсем простых и привычных понятий. И вот оказалось, что в целом ряде случаев нам ещё немало есть над чем подумать. Мы уз­нали, что иногда совсем старые понятия приобретают совершенно новый смысл, наполняются новым содержа­нием, если их подвергнуть тщательному исследованию.

И если вам не наскучило наше с вами небольшое мыс­ленное путешествие в глубь привычных понятий, если вам хочется теперь узнать побольше о Земле, о Солнце и о законах их движений, то цель наша - заинтересовать чи­тателя, пробудить в нём любовь к знанию - достигнута. А для человека, желающего приобрести знания, в нашей стране, как нигде в мире, предоставлены все возможности учиться.

Андрей УСАЧЕВ

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ЗЕМЛЯ?

Давным-давно-предавно Земля стояла на панцире гигантской Черепахи. Черепаха эта лежала на спинах трёх Слонов. А Слоны стояли на трёх Китах, плававших во Всемирном океане… И держали они так Землю миллионы лет. Но однажды пришли к краю Земли учёные мудрецы, глянули вниз и даже ахнули.
- Неужели, — ахнули они, — мир наш так неустойчив, что Земля в любой момент может полететь в тартарары?!
- Эй, Черепаха! — закричал один из них. — Не тяжело ли тебе держать нашу Землю?
- Земля не пушинка, — отвечала Черепаха. — И с каждым годом всё тяжелее. Но можете не беспокоиться: пока живы Черепахи, Земля не упадёт!
- Эй, Слоны! — закричал другой мудрец. — Не надоело ли вам держать Землю с Черепахой?
- Не волнуйтесь, — отвечали Слоны. — Мы любим людей и Землю. И обещаем вам: пока живы Слоны, она не упадёт!
- Эй, Киты! — закричал третий мудрец. — Долго ли вы сможете удерживать Землю с Черепахой и Слонами в придачу?
- Мы держим землю миллионы лет, — отвечали Киты. — И даём вам честное слово: пока живы Киты, Земля не упадёт!
Так ответили людям Киты, Слоны и Черепаха. Но учёные мудрецы не поверили им: «А что, — испугались они, — если Китам надоест нас держать? А вдруг Слоны захотят уйти в цирк? А если Черепаха простудится и чихнёт?..»
- Пока не поздно, — решили мудрецы, — мы должны спасти Землю.
- Железными гвоздями нужно прибить её к панцирю Черепахи! — предложил один.
- И золотыми цепями приковать к ней Слонов! — добавил второй.
- И морскими канатами привязать к Китам! — прибавил третий.
- Мы спасём человечество и Землю! — закричали все трое.
И тут Земля зашаталась.
- Честное слово Китов крепче морских канатов! — в гневе сказали Киты и, дружно ударив хвостами, уплыли в океан.
- Честное слово Слонов прочнее золотых цепей! — протрубили рассерженные Слоны и ушли в джунгли.
- Честное слово Черепахи твёрже железных гвоздей! — обиделась Черепаха и нырнула в глубину.
- Стойте! — закричали мудрецы. — Мы вам верим!
Но было поздно: Земля закачалась и повисла…
Мудрецы в ужасе зажмурились и стали ждать…
Минута прошла. Две. Три…
А Земля висит! Час прошёл. День. Год…
А она держится!
И тысяча лет прошла. И миллион…
А Земля не падает!
А некоторые мудрецы и до сих пор ждут, что она вот-вот упадет.
И никак не могут понять — на чём же она держится?
Столько времени прошло, а им все невдомек, что если Земля на чем еще и держится, то ТОЛЬКО НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ!

………
Рисовал А. ЛЕБЕДЕВ

Тигран ПЕТРОВ

ЖИВЕМ!

Задумался я однажды о жизни на Земле. Закрыл глаза и стал представлять, как бы выглядели рядом кит и микроб. Кита я представил сразу, а с микробом дело пошло хуже. Как только я его представлял, кит выпускал фонтан и смывал моего микроба, и приходилось представлять другого. Я так от этого устал, что вместо микроба с китом представил инопланетянина. Он получился маленький, с тройным носом и почему-то грыз семечки. И как только представился, так сразу и подскочил ко мне и сердечно пожал мне руку:
- Весьма, весьма польщен и счастлив приветствовать в вашем лице великий народ!
Я ничего не понял.
- Ах, ну что ж тут непонятного! — воскликнул он. — Вот, к примеру, семечки (угощайтесь, мой любезный). В каждом из них спрятан здоровенный подсолнух. То есть если семечко посадить, то весь подсолнух из него постепенно вылезет, не так ли? И в конце концов окажется, что этот верзила-подсолнух просто весь набит семечками! А в каждом семечке тоже спрятан зеленый верзила! А у каждого верзилы голова тоже набита семечками! Значит, в каждом семечке спят тысячи, миллионы растений! Так что грызите их скорей, а не то подсолнухи вас задушат.
И стал с пулеметным треском лузгать эти самые семечки. Про меня он, видимо, забыл.
- И все-таки мне непонятно… — начал я.
- Непонятно, почему в вашем лице я приветствую целый народ? Но, милый мой, чем вы хуже подсолнуха? У вас будет… ммм… двенадцать детей. И у каждого из них народится пять-десять ребятишек, а у одной даже пятнадцать, и все мальчики… очаровательные сорванцы… все до одного похожие на вас… Вот и считайте, за какое время один вы превратитесь в целый народ.
- Ничего подобного, — возмутился я. — У меня вообще не будет детей. Я не умею выращивать детей. Тем более когда их двенадцать умножить на пятнадцать!
- Тсс, не говорите так! — он даже полиловел от волнения. — Вы просто не понимаете, что за чудо эта жизнь на вашей планете. Ах, если бы я мог, как вы, иметь кучу детишек! Я с радостью отдал бы за это все свое бессмертие! Тогда я думал бы: мои дети — это я, но у меня теперь несколько лиц и несколько жизней. Я расту, я увеличиваюсь! Я заполняю собой всю Землю!
- Зачем? — удивился я.
- Чтобы нельзя было меня уничтожить. Чтобы моя жизнь длилась бесконечно. Чтобы не страшно было помирать.
- Странный вы какой-то, — сказал я. — То — «отдам бессмертие», то — «страшно помирать»…
- Ничего странного, — возразил он. — Если я буду бессмертным, то навеки таким и останусь — маленьким, синеньким и трехносым. Я хочу стать прекрасным, как… человек! Ну, в крайнем случае как лебедь или лошадь. А для этого придется еще много-много раз рождаться заново в детях и внуках, чтобы с каждым разом хоть капельку меняться к лучшему.
- А почему вы думаете, что изменитесь к лучшему? — ехидно поинтересовался я. — Может, вовсе наоборот — вырастут четыре носа вместо трех?
- Никогда! — сказал пришелец. — Никогда не вырастет то, что не пригодится в жизни. Это закон природы. Наоборот — все лишнее постепенно отмирает. Вместо трех носов останется один! один, один!
Он даже засмеялся от радости.
- Иногда один нос стоит трех, — сказал я.
- Ерунда! — вскричал он.- Не забывайте о другом законе: чем лучше живое тело приспособлено к жизни, тем оно красивее. Что такое красота? Это когда все соразмерно, ничего лишнего. А польза? То же самое. Посмотрите, какое красивое тело у рыбы. Узкое, гибкое, гладкое! Такое тело легко разрезает воду, рыба быстрее плывет, и значит — лучше уйдет от опасности, надежнее сохранит жизнь. Чудную, странную жизнь!
- Как же так? — сказал я. — Выходит, нужно жить, чтобы жила жизнь? Значит, жизнь — заколдованный круг?
- Не круг, мой милый, а бесконечная спираль, — поправил пришелец. — Спираль тоже описывает круги, но каждый новый виток не повторяет предыдущего. Утро, полдень, вечер, ночь и снова утро — вот полный виток спирали, полный цикл. «Циклус» — это, между прочим, круг, виток по-латыни. Весна, лето, осень, зима — еще один цикл, побольше… Ах ты черт, снова пустая попалась! Грызешь-грызешь, и никакого удовольствия…
- Это потому что семечки кончаются, — сказал я. — Есть такой закон природы: последние семечки всегда самые плохие.
- Ах, так! — обиделся он. — Три носа вы мне придумали, а хороших семечек пожалели? Ну и прощайте тогда!
И исчез. А я стал думать: как же это маленькие циклы «день — ночь» — умещаются в больших циклах «зима — лето»? А если мерить время не годами, а столетиями? Или тысячелетиями? Ух и громадная спиралища получится!
И я попробовал ее нарисовать. И то, как в ней свиваются маленькие спиральки дней и годов. Рисунок этот прилагаю.
А потом я подумал, что недаром в стихах весна всегда «красна девица», а зима — «старуха». Детство, юность, зрелость, старость — это ведь тоже цикл жизни? Значит, после смерти будет новая жизнь?
Ребята! Значит, я никогда не умру!?

………
Рисовала Н. КУДРЯВЦЕВА

Михаил БЕЗРОДНЫЙ

Кто
хоть раз
услышать эхо
настоящее желает,
непременно должен ехать
в Гималаи,

Аи,
- аи…

Но не следует при этом
(строго вас предупреждаем!)
доверять свои секреты
Гималаям,

Аям,
- аям…

ЧЕСТНЫЙ И ПОСЛУШНЫЙ СЛУГА

Один помещик — человек пустой и никчемный — все свое имение на ветер пустил. Но считал, что хоть и обеднел он, а жить без слуги ему не пристало. Вот однажды пришел наниматься к нему один паренек. Помещик ему и говорит:
- Мне нужен слуга честный и послушный. Чтобы всегда правду говорил и чтобы все мои приказания в точности исполнял.
- Честнее и послушнее слуги вам не сыскать, — отвечает ему паренек.
Как-то явились к помещику знатные гости. Он и кричит слуге:
- Эй, ты! Принеси-ка нам скатерть тонкого голландского полотна стол накрыть!
- Так ведь у нас ее нет, — отвечает слуга.
Помнил он, что хозяин велел ему всегда правду говорить. Отозвал помещик слугу в сторонку и шепчет ему:
- Дурень ты! Надо было сказать: «Она в лохани с бельем мокнет».

Решил помещик себя хлебосольным хозяином перед гостями показать. Позвал он слугу и говорит ему:
- Эй, ты! Подай нам сыру!
А тот отвечает:
- Он в лохани с бельем мокнет.
Помнил он, что помещик велел ему все его приказания в точности исполнять. Разозлился помещик и зашептал на ухо слуге:
- Олух ты! Надо было сказать: «Его крысы съели»
- Виноват, господин! В другой раз так и скажу.
Тут решил помещик показать гостям, что у него в погребах и вино водится. Позвал он слугу и говорит:
- Эй, ты! Принеси-ка нам бутылку вина!
А тот отвечает:
- Ее крысы съели.
Помещик со злости чуть не лопнул. Выволок он слугу на кухню, влепил ему затрещину да как закричит:
- Дубина! Надо было сказать: «Я ее с полки уронил, и она на мелкие кусочки разбилась».
- Виноват, господин! В другой раз так и скажу.
Тут захотел помещик показать гостям, что у него полон дом прислуги. Позвал он слугу и говорит:
- Эй, ты! Приведи-ка сюда стряпуху.
А тот отвечает:
- Я ее с полки уронил, и она на мелкие кусочки разбилась.
Поняли гости, что помещик только пыль в глаза пускает. Высмеяли они его и отправились по домам.
А помещик того парня вон со двора прогнал и с той поры закаялся себе честных и послушных слуг искать.

Пересказала Ф. ЗОЛОТАРЕВСКАЯ

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ НОЧЬ

Когда мир был молодым, ночи не было, и индейцы племени мауэ никогда не спали. Но прослышал Уаньям, что ночью завладели ядовитая змея сурукуку и все ее родичи: змея жарарака, паук, скорпион, стоножка, — и сказал людям своего племени:
- Пойду раздобуду для вас ночь.
Взял он с собой лук и стрелы и отправился в путь.
Пришел он в хижину к сурукуку и говорит ей:
- Не обменяешь ли ты ночь на мои лук и стрелы?
- Ну к чему мне, сынок, твои лук и стрелы, — отвечает ему сурукуку, — если даже рук у меня нет?
Делать нечего, пошел Уаньям искать для сурукуку что-нибудь другое. приносит погремушку и предлагает ей:
- Вот, не желаешь ли? Я тебе подарю погремушку, а ты уж похлопочи, чтобы у людей была ночь.
- Сыночек, говорит сурукуку, — ног-то у меня нет. Нацепи-ка ты, пожалуй, эту погремушку мне на хвост…
Но все же не отдала ночь Уаньяму.
Тогда решил он раздобыть яду — может, сурукуку на него польстится. И правда — как услыхала сурукуку про яд, сразу по-другому заговорила:
- Так и быть, отдам я тебе ночь, больно уж яд мне нужен.
Уложила она ночь в корзинку и отдала Уаньяму.
Люди его племени увидели, что он выходит с корзинкой от сурукуку, сразу побежали ему навстречу и стали спрашивать:
- Ты и в самом деле несешь нам ночь, Уаньям?
- Несу, несу, — отвечал им Уаньям, — только сурукуку не велела мне открывать корзинку раньше, чем я доберусь до дому.
Но товарищи Уаньяма так стали упрашивать, что в конце концов он открыл корзинку. Выпорхнула оттуда первая ночь на земле, и наступила кромешная тьма. Испугались люди племени мауэ и бросились бежать кто куда. А Уаньям остался один среди сплошного мрака и закричал:
- Где же луна, кто ее проглотил?
Тут все сородичи сурукуку: змея жарарака, скорпион и стоножка, поделившие яд между собой, окружили Уаньяма, и кто-то больно ужалил его в ногу. Догадался Уаньям, что это жарарака его ужалила, и закричал:
- Я узнал тебя, жарарака! Погоди, мои товарищи отомстят за меня!
Умер Уаньям от укуса жарараки, но его друг натер мертвое тело настоем из целебных листьев и оживил Уаньяма.
Вот вам история о том, как Уаньям раздобыл ночь для людей племени мауэ.

Пересказала И. ЧЕЖЕГОВА

СВАТОВСТВО ПАУКА

У одной прекрасной девушки было много поклонников, но ни она, ни ее отец ни на ком не могли остановить свой выбор, ведь они были горды и требовательны. Однажды отец сказал, что только тот получит в жены его дочь, кто съест целую тарелку горького перца и при этом ни разу не передохнет, ни разу не скажет «ух-ха!».
Многие юноши пытались есть перец, но обжигались и невольно восклицали: «Ух-ха!»
Тогда пришел паук и сказал, что женится на девушке. Он сел за стол и спросил хозяина:
- Ты не позволяешь во время еды говорить, — тут он взял в рот перцу и закончил фразу, — «ух-ха»?
- Нет, не позволяю, — ответил отец невесты.
- Даже нельзя… — паук снова взял в рот перцу, — тихонько сказать «ух-ха»?
- Нет, нельзя, — сказал хозяин.
- И громко нельзя сказать «ух-ха»? — спросил паук, продолжая есть перец.
- И громко нельзя.
- Ни быстро, ни медленно нельзя говорить «ух-ха»? — глотая перец, спрашивал паук, и ему легко было есть, потому что он все время говорил, все время открывал рот и делал «ух-ха!». Но хозяин не понимал его хитрости.
- Так ведь я и не говорю «ух-ха» , — сказал паук, доедая остатки перца.
- Да, это верно, — согласился отец невесты. — Ты съел весь перец, Патыринарга, и ни разу не передохнул. Молодец! Я отдаю тебе свою дочь.
Так паук перехитрил всех и взял в жены прекрасную девушку.

Пересказал Ю. РОЗМАН

КАУРИ И КИТ

Самый большой житель океана, если не считать недоступное взорам людей чудовище, которое заглатывает моря, устраивает водовороты, губит лодки и людей, — это Тохора, кит. А на земле самое могучее живое существо — это каури, дерево-великан с прямым крепким стволом и длинными ветвями, которые раскачиваются на ветру.
Каури растет в северной части страны. Взглянув на это дерево, вы увидите, что у него гладкая серая кора, в которой много янтарной смолы. Люди издавна собирали смолу в развилках веток каури, искали старую окаменевшую смолу в земле, в тех местах, где тысячи лет назад росли и цвели эти деревья.
Само собой разумеется, что лесной великан дружил с морским великаном. Однажды Тохора подплыл к лесистому мысу и окликнул своего друга Каури.
- Иди сюда, ко мне! — закричал Тохора. — Если ты останешься на суше, люди срубят тебя и сделают из твоего ствола лодку. На суше тебя ждет беда!
Каури замахал руками, покрытыми листьями.
- Неужели я стану бояться этих смешных маленьких человечков! — с презрением воскликнул он. — Что они могут мне сделать?
- Ты их не знаешь. У маленьких смешных человечков есть острые топоры, они изрубят тебя на куски и сожгут. Иди ко мне, пока не поздно.
- Нет, Тохора, — сказал Каури. — Если ты придешь сюда, ко мне, ты будешь неподвижно лежать на земле. Ты станешь неуклюжим и беспомощным, потому что ты очень тяжелый. Ты не сможешь двигаться, как привык в океане.А если я приду к тебе, буря будет швырять меня по волнам, как щепку. В воде я беззащитен. Мои листья опадут, и я опущусь на дно, в безмолвное царства Тангароа. Я больше не увижу яркого солнца, теплый дождь не омоет мои листья, я не смогу сражаться с ветром, крепко уцепившись корнями за мать-землю.
Тохора задумался.
- Ты прав, — сказал он наконец. — Но ведь ты мой друг. Я хочу помочь тебе. Я хочу, чтобы ты всегда помнил обо мне. Давай поменяемся: я дам тебе свою шкуру, а ты мне — свою, тогда мы никогда не забудем друг друга.
На это Каури охотно согласился. Он отдал кору Тохоре, а сам оделся в гладкую серую шкуру кита. С тех пор у дерева-великана так же много смолы, как у кита — жира.

Пересказала Г. АНПЕТКОВА-ШАРОВА

ПОЧЕМУ У МЕДВЕДЯ КОРОТКИЙ ХВОСТ

Как-то раз сидел канчиль в своей норке и щелках орешки. Вдруг видит: прямо к нему приближается тигр.
«Пропал я», — подумал малютка канчиль да так и затрясся от страха.
Что было делать? Хитрый зверек не растерялся. С треском раскусил он орешек, так что скорлупа захрустела у него на зубах, и воскликнул:
- До чего же вкусные глаза у этих тигров!
Услышал тигр такие слова, и стало ему страшно. Попятился он назад, повернулся и пошел прочь. Идет он по лесу, а навстречу ему медведь. Тигр и спрашивает:
- Скажи-ка, дружище, ты не знаешь, что это за зверь сидит там в норе и за обе щеки уплетает глаза тигров?
- Не знаю, — отвечает медведь.
- Пойдем посмотрим, — говорит тигр.
А медведь ему в ответ:
- Я боюсь.
- Ничего, — говорит тигр, — давай свяжемся хвостами и пойдем вместе. Если что и случится, мы друг друга в беде не оставим.
Вот связались они хвостами и пошли к норке канчиля. Идут, храбрятся изо всех сил.
Как увидел их канчиль, так сразу и понял, что они не на шутку струсили. И закричал он тут громким голосом:
- Вы только поглядите на этого негодника тигра! Его отец должен был прислать мне белого медведя, а сын волочит сюда черного! Ну и ну!
Медведь услыхал эти слова и до смерти перепугался.
«Вот, оказывается, что, — подумал он, — тигр меня попросту обманул. Полосатый хочет расплатиться за долги своего отца и отдает меня на съедение страшному зверю.»
Метнулся медведь в сторону, а тигр — в другую. Хвост у медведя и оторвался. С тех пор, говорят, у всех медведей хвосты куцые…

Пересказал В. ОСТРОВСКИЙ

КАК ПИНГВИН МОРОЗНЫМ ВОЗДУХОМ ДЫШАЛ

Жил-был в Антарктиде один пингвин. И звали его Пин Гвин. Решил он однажды морозным воздухом подышать. Оделся потеплее и пошел. Да только поскользнулся на льду — и кубарем в снег скатился! Завяз в сугробе вниз головой. Был Пин Гвин, а стал Гвин Пин. Что делать?
А тут как раз шел мимо… шел мимо того сугроба… в общем, шел и шел себе… по делам, наверное, шел… этот, как его?..
Ну вот, неизвестно, кто и шел. И что дальше было — тоже неизвестно. И вообще, антарктических народных сказок не бывает. Потому что сказки придумывает народ, испокон веков живущий в какой-нибудь местности. А в Антарктиде только пингвины обитают.
Но ведь и пингвинам тоже хочется сказок. Может быть, вы попробуете что-нибудь придумать для них? Наверное, это будет короткая, веселая и добрая Антарктическая ПИНГВИНЬЯ сказка…

Все рисунки к сказкам нарисовал Л. ХАЧАТРЯН

«Ау-у!.. Ау-у-у!..» — слышится в лесу. Это значит: кто-то заблудился. Не станешь же кричать: «Я, кажется, немножко заблудился. Если кто-то слышит меня, отзовитесь и помогите мне, пожалуйста, найти дорогу». Так ведь и охрипнуть недолго. Но стоит лишь крикнуть «Ау!» — подать условный сигнал бедствия, — и тебя обязательно поймут. И помогут. Если, конечно, услышат.
А если нет? Если надо крикнуть кому-то что-то очень важное, а этот кто-то находится в другом лесу или в другом городе? Или даже в другой стране. Или вообще — за океаном…
Тогда тебе помогут СРЕДСТВА СВЯЗИ.

АУ! ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ?

«Слышим, слышим», — отвечают тебе. Да и как не слышать, когда есть и телефон, и телеграф, и радио…
Но ведь в давние времена никаких средств связи не существовало. А крикнуть «Ау!» и тогда бывало очень необходимо. Или передать какое-нибудь срочное сообщение. Как же поступали в таких случаях наши предки?

1. Каждый день мы узнаем что-то новое. Говоря по-научному, получаем информацию. И больше всего мы получаем ее через глаза и уши. Поэтому и сообщения, которые передаются издалека, мы можем или увидеть, или услышать.

2. С давних времен для передачи сигналов на расстояние использовался звук. Например, частые удары колокола извещали о каком-то тревожном событии. А в Африке били в специальные барабаны — тамтамы. Их бой чем-то даже напоминал человеческую речь.

3. Дымовые костры также передавали различные сигналы. А когда у североамериканских индейцев появились зеркала, то они стали пользоваться отраженными лучами света для передачи сообщений. Это помогало им бороться с европейскими колонизаторами.

4. Особенно необходимой была связь на море. Поэтому моряки придумали сигнальные флажки. И даже составили Международный свод сигналов. Теперь с помощью разноцветных флажков можно было передавать сообщения с корабля на корабль.

5. Но более сложные сообщения, которых не было в Международном своде, приходилось передавать по буквам с помощью семафорной азбуки. Каждое положение рук матроса-сигнальщика означало определенную букву или цифру.

6. По такому же принципу был устроен и оптический телеграф на суше. Его изобрел французский инженер Клод Шапп еще в 1789 году. Сигналы передавались от одной установки к другой — на расстояние в десятки километров. Получалась телеграфная линия.

7. Но все эти средства связи действовали только в ясную погоду и на расстоянии прямой видимости. А что же делать ночью? Или в туман?.. Хорошо бы использовать электричество! Ведь известно, что провод с током изменяет положение магнитной стрелки.

8. Так в 1832 году появился стрелочный телеграф. Изобретение нашего соотечественника П. Л. Шиллинга долго совершенствовалось. Теперь отдельные буквы сообщения передавались по проводам. Отклонения стрелки указывали на нужную букву.

9. Но такую «телеграмму» нельзя было записать автоматически. И вот американский художник Самуэл Морзе в 1836 году придумывает новый телеграфный аппарат. Однако прошли годы, прежде чем люди поверили в чудесные возможности электрического телеграфа.

10. Теперь любые сообщения можно было передавать по азбуке Морзе. Комбинации всего лишь из двух знаков — точки и тире — обозначали все буквы алфавита и цифры. Азбукой Морзе пользуются и поныне — спустя 150 лет после ее создания!

11. Но не будем забывать и про почту. Ведь по телеграфу обычно передавались лишь короткие сообщения. Зато уж письма можно было писать длинные. Впрочем, не всегда «писать». Вот как, например, выглядели послания древних инков и североамериканских индейцев.

12. Для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

13. Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «ПОНИ-ЭКСПРЕСС». Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это — 3200 километров.

14. Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался «бутылочной» почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года!

15. Почтальонами «работали» голуби. И даже пчелы! Они очень хорошо ориентируются в полете и могут находить голубятню или улей, расположенные за много километров. Вот только письма приходится посылать чересчур уж короткими, похожими на военные шифровки.

16. А почему бы не воспользоваться «услугами» механических почтальонов? Вот пневматическая почта: капсула с письмами движется по трубе под воздействием сжатого воздуха. Между прочим, со скоростью автомобиля! Правда, оборудование для пневмопочты слишком громоздкое.

17. Но как было бы славно передавать на большие расстояния живой человеческий голос! Когда мы говорим, возникают колебания воздуха и получаются звуковые волны. Они воздействуют на барабанную перепонку в ухе — и мы слышим звук. С помощью рупора колебания посылаются в нужном направлении…

18. А если вытянуть рупор в длинную трубу? Тогда можно запросто переговариваться по трубе. Такой аппарат называется акустифоном. Он использовался в первых автомобилях. Да и сейчас «трубчатый» телефон служит для связи между капитанской рубкой и машинным отделением.

19. И снова на помощь приходит электричество. Если колебания воздуха превратить сначала в колебания электрического тока, а потом — наоборот, то звуковые волны можно передавать по проводам. Но изобретение Ф. Рейса еще было весьма несовершенным.

20. Американский изобретатель Г. Белл разработал более удобный телефонный аппарат. А через некоторое время были придуманы диск-номеронабиратель и микрофон. На международной выставке электротехники в Париже в 1881 году телефон казался чудом!

21. Электрическая связь стремительно развивалась. Уже все континенты опутаны бесчисленными проводами телеграфных и телефонных линий. Причем по одному проводу научились передавать сразу несколько сообщений — это называется мультиплексной связью.

22. По дну Атлантического океана с величайшими трудностями был проложен подводный кабель, связавший Европу и Америку. Сколько раз он обрывался — и не сосчитать! Но неутомимый Сайрус Филд впервые подарил миру трансатлантическую связь.

23. А возможно ли передавать сообщения вообще без проводов? Поначалу это казалось фантастикой. Но вот в 1887 году немецкий физик Герц открывает невидимые электромагнитные волны. Правда, чтобы их «поймать», нужны были высокие антенны, которые поднимались с помощью воздушных змеев.

24. Наш соотечественник А. С. Попов придумывает «грозоотметчик», который улавливает электромагнитные волны от грозовых разрядов. Он же изобретает впоследствии и первый радиотелеграфный прибор. Но царское правительство не спешит давать деньги на важные исследования.

25. Зато у итальянца Маркони есть все условия для работы. Он строит мощные по тем временам радиостанции. И ему удается передать сигналы по радио из Европы в Америку. Трансатлантическая СВЯЗЬ БЕЗ ПРОВОДОВ установлена! Теперь уж не нужны дорогостоящие тысячекилометровые кабели…

26. Всего за несколько десятилетий радио прочно вошло в нашу жизнь. Не менее бурно развивалось и телевидение. Сегодня люди запросто могут не только услышать, но даже и увидеть то, что происходит в любой точке планеты. Вот на какие «чудеса» способна спутниковая связь!

А помните, с чего всё начиналось? С боя тамтамов и сигнальных костров. Но мысль человеческую остановить нельзя. Шаг за шагом, порою ошибаясь и сбиваясь с верного пути, человек все равно находит правильные решения. И тогда сбываются самые сказочные мечты!
Смешно вспомнить: первый телеграф Морзе передавал сигналы всего лишь на… 14 метров. А теперь вы можете послать телеграмму в любой город, услышать по телефону голос далекого друга, написать письмо хоть в Австралию. А космическая связь позволяет видеть, как работают на орбите космонавты. И даже как выглядит поверхность другой планеты!..
Уже много лет человечество посылает сигналы во Вселенную:

АУ! ВЫ НАС СЛЫШИТЕ?

И вдруг когда-нибудь мы получим ответ от инопланетной цивилизаций: «Слышим, очень хорошо слышим…» И уже по межгалактической связи инопланетяне поведают жителям Земли свои необыкновенные истории.

Рассказал А. ИВАНОВ
Изобразил А. ДУБОВИК

Правила игры «ПОНИ-ЭКСПРЕСС»

Почтальон, двигаясь ходом шахматного коня, должен добраться из Сент-Джозефа в Сакраменто, миновав сначала Форт Ларами, а затем — Форт Бриджер (останавливаться в них необязательно). Два индейца, двигаясь по очереди от «стоянки индейцев» ходом шахматного слона, стремятся подстеречь почтальона, но не имеют права заходить в города и форты.
Противники ходят по очереди; начинает «Пони-экспресс». Если почтальон встает на клетку, которая «простреливается» индейцами (шахматными слонами), или оказывается в их становище, он проигрывает. Если же индеец попадает «под обстрел» почтальона (шахматного коня), он снимается с поля.

Игру «Пони-экспресс» придумал и нарисовал В. ЧИСТЯКОВ

Марина МОСКВИНА

РЕПЕТИТОР

Вы не представляете, - сказала Маргарита Лукьяновна моему папе, - какие у вашего сына низкие способности. Он до сих пор не запомнил таблицу умножения, и это мне плевок в душу, что он «ча-ща» пишет с буквой «я».
- Низкие способности, - сказал папа, - это не Андрюхина вина, а Андрюхина беда.
- Главное - старание, а не способности, - смягчилась Маргарита Лукьяновна. - И добросовестное отношение. Чтобы он света божьего не видел, понимаете? А то я его оставлю на второй год.
Всю дорогу домой папу одолевали чёрные мысли. А тут ещё во дворе стали чистить канализационные люки. Из аварийной машины вышел шофёр и, как бы обращаясь к детям планеты, сказал:
- Если хотите здесь работать, плохо учитесь. ВСЕ двоечниками были! - и показал на бригаду в люке.
- Любой ценой, - сурово сказал лапа, - ты должен из двоечника выйти в удовлетвористы. Тут надо так, - сказал он, - ставить себе задачу, чтобы пупок трещал. А то время - фьють! Смотришь - сил нет, а там и умирать пора.
И он стал разучивать со мной таблицу умножения.
- Шестью шесть! Девятью четыре! Пятью пять!.. Ух! - погрозил он нашей безмятежно спящей таксе Киту. - Лентяй! Бородавки только растит, ничего не делает. Трижды три! Дважды два!.. Люся! - закричал он маме.- Люся!!! Я не могу решать эти примеры. Я не могу их ни решить, ни запомнить! Чудовищное что-то! Кому это надо?! Только звездочётам!
- Может быть, возьмём репетитора? - спрашивает мама. Тут я закричал:
- Ни за что!
- Держись, Андрюха, - сказал папа. - Надо быть философом и бодро воспринимать всякое событие. Я предлагаю взять репетитором мясника или кассиршу нашего продовольственного магазина.
- Но это только по математике, Михаил, - возразила мама, - а по русскому? Как мы одолеем «ча-ща»?
- Ты права, - согласился папа. - Тут нужен широко образованный человек.
Решили посоветоваться с Маргаритой Лукьяиовной.
- Есть у меня на примете, - сказала Маргарита Лукьяновна, - один, Владимир Иосифович. ГРАМОТНЫЙ педагог, у него все двоечники по струнке ходят.

Разные люди пахнут по-разному. Кто-то морковкой пахнет, другой помидорчиком, третий черепашкой. Владимир Иосифович не пах ничем.
Вечно он ходил озабоченный, и у него никогда не бывало блаженного выражения лица. К тому же он сильно пёкся о своём здоровье. Каждое утро пять минут он лежал в ледяной ванне, и когда меня привели к нему под конвоем, Владимир Иосифович протянул мне свою ледяную руку помощи.
- Сколько ног у трёх кошек? - спросил он у меня с порога.
- Десять! - сказал я, помня завет Маргариты Лукьяновны: «Ответ пауза не украшает».
- Маловато, - уныло произнёс Владимир Иосифович.
- Одиннадцать, - предположил я.
Вид у Владимира Иосифовича стал такой озабоченный, что, если б его сейчас кто-нибудь проглотил, он бы этого даже не заметил.
- Прошу вас пить чай, - сказал он.
На кухне в целлофановом пакете он хранил приправу, там перец, аджика, разные сухие травки, - такая жёлто-оранжевая смесь. Он щедро ею посыпал бутерброды - мне и маме.
- Мальчик запущенный, но не пропащий, - сказал Владимир Иосифович, - Надо им заняться всерьёз, пока он мягкий, как воск. Потом затвердеет, и будет поздно.
Мама с благодарностью пожала ему руку - так, что он присел. Приятно всё-таки, что твой единственный сын в свои неполные десять лет НЕ ЗАТВЕРДЕЛ.
- Кем хочешь быть? - спросил Владимир Иосифович, сохраняя паучью серьёзность.
Я не ответил. Не стал ему говорить, что я бы не хотел быть ни камнем, ни дубом, ни небом, ни снегом, ни воробьём, ни козлом, ни Маргаритой Лукьяновной, ни Владимиром Иосифовичем. Только собой! Хотя я не понимаю, ПОЧЕМУ я такой, какой я?
- Андрей, - говорил мне Владимир Иосифович, - я человек прямолинейный, как пишется «ча-ща»? И сколько будет шесть умножить на восемь? Ты должен ПОЛЮБИТЬ эти слова: «гнать», «терпеть», «ненавидеть», «зависеть». Только тогда ты научишься ВЕРНО ИЗМЕНЯТЬ их по лицам и числам!..
А я отвечал:
- Давайте посвистим. Вы можете свистеть космическим свистом? Как будто не вы, а кто-то свистит вам из космоса?
- Андрей, Андрей, - звал меня Владимир Иосифович, - у тебя с каллиграфией не всё в порядке. Все буквы вкривь и вкось…
А я отвечал:
- Старина Билл, когда ты ешь печенье, у тебя совсем исчезает шея, особенно сзади.
- Я буду фиксировать все твои минусы поведения, - говорил Владимир Иосифович. - А станешь делать успехи, я награжу тебя памятным подарком.
А я отвечал:
- У меня песни хорошо идут. Какая-то мелодия нагрянет, и слова сыпятся, как горох. Слушайте мою песню, Владимир Иосифович. «Шмако-зявки»…

Шмакозявки удалые!
Шмякозявки полевые!
Шмакозявки, ройте норки
Шмакозявки, жуйте корки!..

Хотите ещё? Мне это нетрудно…
- Ой, не надо! - говорил Владимир Иосифович.
- А можно, я уйду сегодня пораньше?
- У тебя что, очень важное дело?
- Да.
- Какое?
- Пока ещё не знаю.
- У меня такое чувство, - говорил Владимир Иосифович, - как будто я тащу из болота бегемота. Это уму непостижимо, - говорил он,- что существуют люди, которым неинтересно правописание безударных гласных!..
А у меня зуб начал сильно расти! То там был признак застоя. А теперь он стал сильно расти! И я прямо чувствую, как у меня волосы на голове растут! Почему человек всё время должен быть в брюках или стоять на двух ногах?!!
- Ты весь ушёл в себя, - тряс меня за плечо Владимир Иосифович. - Сам процесс вычисления стал для тебя тайной. Проверь, как ты написал слово «тётя»!
- «Цёца»…
- Ты очень невнимательный! - говорил Владимир Иосифович.
А сам даже не заметил, что у него прямо перед окном вбили в землю щит «Уязвимые места танка». Там был изображён танк в разрезе и натуральную величину и стрелочками указаны его слабые места.
Мы сидели у раскрытого окна, и я спросил:
- Отгадайте, что у вас нового?
- Где?
- Во дворе.
- Ничего, - ответил Владимир Иосифович.
И мы, как обычно, отправились на кухню поесть бутербродов с приправой.
Это были редкие минуты, когда мы полностью понимали друг друга. Только за едой я не засыпал, когда его видел. А он не предлагал мне пересмотреть всю мою жизнь, для того чтобы выучить таблицу умножения.
Мы молча жевали приправу, принюхиваясь к южным травам, тоскуя о море, и, как говорится, «всеми фибрами своего чемодана» оба ощущали, как хорошо иной раз полодырничать.
Вдруг я заметил, что наша приправа уже не оранжевая, а серая, и поделился с Владимиром Иосифовичем своим наблюдением.
- Видно, она отсырела, - сказал он и высыпал её на стол посушить.
А она как пошла расползаться!
Он ее - в кучку, в кучку! А она - вж-ж-ж - во все стороны.
Я кричу:
- Владимир Иосифович, у вас есть микроскоп?
Он говорит:
- Нету.
- Как это в доме, - кричу я ему, - не иметь микроскопа?
- Зачем он мне? - спрашивает.
Вместо ответа я вынул из кармана лупу - у меня ключи от квартиры и от почтового ящика прикреплены к лупе - и взглянул на приправу.
Это была кишащая масса каких-то невиданных прозрачных существ. Причём у каждого пара клешней, шесть пар ног - волосатых! - и усы!!!
- Мамочки родные… - сказал Владимир Иосифович. - Мамочки мои родные!..
С ним просто ужас что творилось. Жизнь микромира поразила его в самое сердце. Он стоял, вытаращив глаза с белыми ресницами, растерянный, как танк в разрезе…

- Андрей! - сказал он, когда я пришёл к нему в следующий раз. Он лежал на полу, такой задумчивый, в одних трусах. - Что ты мне посоветуешь вначале купить - микроскоп или телескоп?..
Он разучил мою последнюю песню «Стучат пружины за окном, чаёк попахивает салом» и распевал её с утра пораньше, устроившись на подоконнике и свесив ноги во двор.
Когда я уходил, он говорил мне:
- В другой раз не опаздывай, Андрюха! Если я уж жду тебя, так уж жду!!!
А как-то однажды он вдруг помрачнел и спросил:
- Андрей, мы не умрём?
- Нет, - ответил я, - никогда.
Больше я его не видел. Он оставил наши места. Случилось это так.
Рано утром я забежал к нему перед школой, звонил-звонил - не открывает. А соседка выглянула и говорит:
- Нет его, не звони. Ушёл наш Иосич.
- Как ушёл? - спрашиваю.
- Босиком. И с котомкой.
- Куда?
- По Руси.
Дул настоящий такой весенний ветер. Я бегом в школу. А там на доске прикноплен плакат: «Граждане! В вашем классе учится удивительный мальчик. Он «ча-ща» пишет с буквой «я». Другого такого замечательного в целом мире не найти! Давайте все брать с него пример!»

В тот день я выучил всю таблицу умножения. До позднего вечера я, как зверь, умножал и делил многозначные числа. Я целую тетрадь исписал словами: «час», «чаща», «площадь», «щастье»!..
Я получил все-все тройки и с блеском перешёл в четвёртый класс.
- Только не надо меня поздравлять, - говорил я своим. - Не надо, не надо, подумаешь, какое дело…
Но они поздравляли, обнимались, плакали и смеялись, пели и дарили подарки. Жалко, Владимир Иосифович не видел меня в этот торжественный момент.
А что я мог дать ему, кроме того, чтобы позвать в дали?

………
Рисовал В. ЧУГУЕВСКИЙ

МИРОВЫЕ ЯЗЫКИ

Утром взошло над горою Солнце. Проснулись звери и птицы.
Петух запел: «Кокэ-дудл-ду!»
А кошка замяукала: «Нян-нян».
А лошадь заржала: «Ни-ха-ха!»
А свинья захрюкала: «Нёф-нёф».
- Ну и неправильно! — закричали мы. — Надо так: ку-ка-ре-ку, мяу-мяу, и-го-го, хрю-хрю.
Так-то оно так. Да только петух пел по-английски, кошка мяукала (то есть нян-нянкала) по-японски, лошадь ржала по-венгерски, а свинья хрюкала по-норвежски. А мы закричали по-русски. Если бы мы свое «Неправильно!» закричали по-английски, то получилось бы тоже «неправильно». Вот так: It’s not right.
- Сразу и не прочитаешь.
- Буквы совсем непонятные.
- Латинские…
- А если бы по-японски?
- Ну, тогда уж вообще!
В японском языке даже букв нет. Там слова отдельными знаками пишутся — иероглифами.
А слово «яма» означает «гора» (гора Фудзи-яма). По-русски ЯМА сами знаете что. В японскую ЯМУ не свалишься, наоборот, нужно всё время вверх карабкаться.
А в Болгарии…
Очень жарко и хочется пить.
Болгары: «Хотите лимонада?»
Мы киваем (да, мол, очень хотим).
Болгары: «Ну, как хотите».
Мы: ?
И вовсе они не жадные. Просто такой кивок у болгар означает «нет». Так что мы сами отказались от лимонада. Вот если бы мы повертели головой из стороны в сторону, то это означало бы «да». Выходит, даже жесты в разных языках имеют разный смысл.

А сколько всего языков в мире?

Одни ученые говорят: 3000. Другие утверждают: 5000. Но точно никто сосчитать не может. Потому что во многих языках есть еще и диалекты. Это когда жители разных мест страны говорят немного по-особенному. А иногда диалекты так сильно отличаются между собой, что понять друг друга бывает нелегко. Вот и разберись тут — один это язык или несколько?
Но языки еще и «дружат» между собой. Они постоянно обмениваются разными словами. И в русском языке немало слов из других языков.
Школа — слово греческое, тундра — финское, портфель — французское, карандаш — тюркское, бегемот — еврейское, конфета — итальянское, чай — китайское, киоск — турецкое, сироп — персидское, слово «шоколад» — из языка древних ацтеков.
А вдруг когда-нибудь все языки настолько «передружатся» между собой, что получится Всеобщий Мировой Язык? И люди смогут запросто понимать друг друга! Но даже если такое случится, то еще очень-очень нескоро. А понимать всех на свете хочется уже сейчас. Как же быть?
И вот один польский врач еще в конце прошлого века думал-думал… и придумал! А что он придумал, вы узнаете в следующем номере журнала.

Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ

ВСЕ НЕПОНЯТЛИВЫЕ

Шла курица по улице.
Видит, червячок дорогу переползает.
Остановилась курица, взяла червячка за шиворот и говорит:
- Его везде ищут, а он тут гуляет! Ну-ка, пойдем скорее, у нас обед сейчас, я тебя приглашаю.
А червячок говорит:
- Я совершенно ничего не понимаю, что вы говорите. У вас рот чем-то таким набит, вы выплюньте, а потом скажите, что вам надо.
А курица действительно держала ртом червячка за шиворот и поэтому говорить как следует не могла. Она ответила:
- Его в гости приглашают, а он важничает. Ну-ка, пошли!
Но червячок еще крепче схватился за землю и сказал:
- Я все-таки вас не понимаю.
В это время сзади подъехал грузовик и сказал:
- В чем дело? Освободите дорогу.
А курица набитым ему отвечает:
- Да вот тут один сидит посреди дороги, я его тащу уходить, а он упирается. Может быть, вы мне поможете?
Грузовик говорит:
- Я что-то не понимаю. Я чувствую, вы что-то просите, это я понял по выражению вашего голоса. Но о чем вы просите, я не понимаю.
Курица как можно медленней сказала:
- Помогите мне, пожалуйста, вытащить вот этого из грязи. Он тут засел в пылище, а мы его к обеду ждем.
Грузовик опять ничего не понял и спросил:
- Вам нездоровится?
Курица молча пожала плечами, и у червячка оторвалась пуговица на воротничке.
Грузовик тогда сказал:
- Может быть, у вас болит горло? Вы не отвечайте голосом, а просто кивайте, если да, или помотайте головой, если нет.
Курица в ответ кивнула, и червячок тоже кивнул, поскольку его воротничок находился во рту у курицы. Грузовик спросил:
- Может быть, вызвать врача?
Курица сильно замотала головой, и червячок из-за этого тоже очень сильно заболтал головой.
Грузовик сказал:
- Ничего, вы не стесняйтесь, я на колесах, могу съездить за врачом — здесь всего две секунды. Так я поеду?
Тут червячок стал вырываться изо всех сил, и курица поневоле из-за этого несколько раз кивнула.
Грузовик сказал:
- Тогда я поехал, — и через две секунды врач был уже около курицы.
Врач сказал ей:
- Скажите «А».
Курица сказала «А», но вместо «А» у нее получилось «М», потому что рот у нее был занят воротником червяка.
Врач сказал:
- У нее сильная ангина. Все горло заложено. Сделаем ей сейчас укол.
Тут курица сказала:
- Не надо мне укола.
- Что? — переспросил врач. — Я не понял. Вы просите два укола? Сейчас сделаем два.
Курица тогда выплюнула воротник червяка и сказала:
- Какие вы все непонятливые!
Грузовик с врачом улыбнулись.
А червячок уже сидел дома и пришивал к воротнику пуговицу.

Рисовал И. ОЛЕЙНИКОВ

Ура, лето! Ура, пруды, реки, озера и моря-океаны! Разбегаешься! Прыгаешь! Хорррошо! Целый день не вылезал бы из воды. Но вылезаешь. Потом влезаешь. Снова вылезаешь. Снова влезаешь. Ой-ей-ей… Уже наскучило? Тогда

ПОИГРАЙ С ДЯДЮШКОЙ НЕПТУНОМ

Царь Нептун — хозяин всех водоемов. Он разрешает тебе купаться там, где воды по пояс. Когда заходишь в воду, трижды присядь и встань. Сделай ладошку горсточкой, положи ее на поверхность воды и… резко опусти вниз. Получится маленький взрыв-чик: бру-у-ум! На водяном языке это означает: Здравствуй, дядюшка Нептун!

Кто из вас хочет быть главным помощником Нептуна — принцем Нептунчиком? Все? Тогда попробуйте по очереди примерить царскую корону. Положи на воду надувной резиновый круг, сделай вдох и опустись под воду. Попробуй встать так, чтобы надеть круг на голову. Тот, кому это удастся с первого раза, назначается принцем Нептунчиком (или принцессой Нептунишкой).

Ай-яй-яй! Царскую корону уносит ветром. В погоню! Встаем в одну линию. Нептунчик командует. На счет «раз!» — вдох, «два!» — задерживаем дыхание, «три!» — вытягиваем руки, отталкиваемся ото дна и скользим, как торпеды. Кто проскользит дальше всех — назначается гонцом-торпедой.

Ого! Кто-то даже догнал резиновый круг — царскую корону. Держите крепче! Теперь круг превратился в дельфина. У вас, наверное, есть и другие дельфины: резиновые надувные подушки, мячи? Садитесь на них верхом и начинайте грести руками, двигаясь вперед. Те, кто приплывают к берегу первыми, назначаются гонцами на дельфинах.

Вы не слишком увлеклись? Не забыли о водяных чудищах?.. Все вместе присядьте в воде и по команде Нептунчика выпрыгивайте вверх. Кто прыгнет выше всех — тот впередсмотрящий. Потом его спросишь: «Нет ли поблизости чудищ?» А он выпрыгнет из воды, оглянется вокруг и ответит: «Нет!»

А кто будет сражаться с чудищами, если они появятся? Рыцарская конница Нептуна. Делимся на две команды, потом попарно — на всадника и коня. Всадники садятся на плечи коней, а кони прижимают их ноги руками к себе.

По сигналу Нептунчика «Начать турнир!» обе команды сходятся. Всадник, действуя только руками, должен сбросить противника в воду. Та команда, в которой к концу турнира останется больше всадников, будет рыцарской конницей Нептуна. Ей сражаться с чудищами.
Перед тем, как выйти на берег, — ладошку горсточкой: бру-у-ум! До завтра, дядюшка Нептун!

………
Рисовал А. АРТЮХ


Кирилл Фёдорович Огородников

На чём Земля держится

1. Земля - прочная опора

Вопрос о том, на чём держится Земля, человек задавал себе с самых древнейших времён. Этот вопрос возникает совершенно естественно, так как в нашей жизни мы всюду привыкли видеть, что каждый предмет должен обязательно иметь какую-нибудь поддержку, иначе он упадёт вниз, на землю. Корабль, плывущий в море, поддерживается снизу водой. Птица и самолёт также не лишены опоры: их поддерживает снизу воздух, на который они опираются своими крыльями.

А на чём держится морская вода и окружающий Землю воздух?

Очевидно, что их снизу тоже поддерживает Земля. То, что воду поддерживает снизу морское дно, ясно каждому. Но что касается воздуха, то это на первый взгляд не столь очевидно. В самом деле, нуждается ли воздух в какой-либо опоре? Да, конечно, потому что воздух имеет вес, так же, как и все другие тела, и давит на земную поверхность с очень большой силой. Убедиться в этом можно, например, следующим способом: возьмём длинную стеклянную трубку с поперечным сечением в один квадратный сантиметр, согнутую в виде подковы (см. рис. 1); поставим её концами вверх и нальём в неё ртуть (ртуть - самая тяжёлая жидкость, она почти в 14 раз тяжелее воды). Пока оба конца трубки остаются открытыми, ртуть будет стоять в них на одинаковой высоте (левая часть рис. 1). Давление воздуха на поверхность ртути в обоих концах трубки одинаково. Начнём теперь при помощи воздушного насоса откачивать воздух из одного конца трубки; при этом мы сразу же заметим, что ртуть в этом конце начнёт подниматься. Если полностью откачать воздух из этого конца и затем запаять его или закрыть краном, то уровень ртути в нём будет выше уровня в открытом конце примерно на 76 сантиметров (правая часть рис. 1). Объяснить это можно только одним: на ртуть в открытом конце трубки давит сверху воздух, а в закрытом - нет, так как весь воздух мы из него удалили. Давление воздуха и будет как раз равно весу того столбика ртути, на который повысился уровень ртути в запаянном конце трубки. Этот вес нетрудно вычислить. Если поперечное сечение трубки равно одному квадратному сантиметру, то вес столбика ртути высотою в 76 сантиметров равняется 1 килограмму и 33 граммам. Отсюда, между прочим, видно, почему для нашего опыта неудобно было бы взять воду. Вода слишком лёгкая, и для того, чтобы уравновесить давление воздуха, пришлось бы высоту столбика поднять на 10 метров 33 сантиметра, что равняется высоте трёхэтажного дома.

Рис. 1. Трубка с ртутью. Слева - оба конца трубки открыты. Справа - в одном конце трубки выкачан воздух и конец этот заплавлен.

Итак, вы видите, что давление воздуха равно весу столба воды высотой в 10 метров 33 сантиметра. Другими словами, можно сказать, что 1 килограмм 33 грамма есть давление воздуха на каждый квадратный сантиметр поверхности Земли.

Между прочим, такие изогнутые трубки с налитой в них ртутью применяются в приборах, служащих для измерения давления воздуха. Эти приборы носят название барометров.

Итак, всё окружающее нас, в том числе и воздух, опирается, давит на Землю. Земля является опорой всего, что на ней находится. Ведь и птица, летящая в воздухе, тоже в конце концов опирается на Землю, так как она опирается на воздух, а воздух опирается на Землю. Но на чём же держится сама Земля? Почему она никуда не падает? Вот об этом мы и расскажем в нашей книжке.

Вы увидите, что этот вопрос не такой простой. Много веков люди не могли найти на него правильного научного ответа. Этим пользовались служители религиозных культов. Стараясь держать народ в страхе перед силами богов, они придумывали объяснения интересующею нас вопроса при помощи сверхъестественных сил. В действительности, однако, в природе нет ничего сверхъестественного. Вы увидите, что и на вопрос «на чём земля держится?» наука даёт ответ, не прибегая к разного рода сказкам и выдумкам.

2. «Земля на трёх китах»

В наше время знают, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, но раньше люди считали, что она неподвижна. Следовательно, думали они, у Земли также должна иметься какая-нибудь опора.

Однако никаких сведений об этой опоре у людей не было, и поэтому они выдумывали различные небылицы. То наши предки воображали, что Земля покоится на спинах трёх больших китов, которые плавают на поверхности огромного океана (рис. 2), то (как древние индусы, например) считали, что Земля покоится на четырёх слонах (рис. 3), а ещё более древний народ - вавилоняне - думал, что Земля сама плавает на поверхности океана.

Рис. 2. Многие наши предки думали, что Земля держится на трёх китах, плавающих в океане (древний рисунок).

Рис. 3. Так изображали Землю древние индусы. Земля держится на четырёх слонах, которые стоят на спине плавающей черепахи.

Для современного человека ясно, что подобные взгляды представляют собой лишь суеверие, веру в сверхъестественные силы. В самом деле, разве могут существовать такие громадные киты или слоны, которые, по сказкам, держат на себе нашу Землю? Известно, что все животные должны питаться и размножаться. Кроме того, ни одно животное не живёт больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает. Мы не говорим уже о том, что никакие животные не в состоянии выдержать на себе не только тяжести всей Земли, но даже тяжести небольшой горы. Таким образом, утверждать, что Земля держится на китах, слонах или каких угодно других животных - это всё равно, что верить в сверхъестественные силы. А верить в сверхъестественные силы - значит не верить в науку, которая строит все свои выводы на точном расчёте, основанном на опыте, практике и потому не оставляет места никаким суевериям, никаким сверхъестественным силам. Но как можно не верить в науку, когда всё развитие техники и человеческой культуры основывается исключительно на данных науки! Не развивай человек науку, не было бы у нас ни железных дорог, ни автомашин, ни самолётов, не было бы никакой техники, и люди продолжали бы жить в полудиком состоянии в лесах и пещерах, как жили наши отдалённые предки.

Мысль вавилонян о том, что Земля плавает на поверхности океана, подобно куску дерева, также, конечно, ошибочна. Ведь Земля слишком тяжела для того, чтобы плавать на воде. Кроме того, если бы даже она и смогла плавать в каком-то океане, то вода этого океана тоже должна была бы на чём-нибудь держаться. Вавилонские мудрецы не подумали об этом. Это показывает, что развитие людей в то время было гораздо ниже, чем теперь.

Правда, мы должны здесь сказать, что уже в древней Греции, благодаря довольно высокому развитию астрономии и геометрии, учёные пришли к мысли о шарообразности Земли и вычислили примерную длину её окружности. Учёный Аристарх за 250 лет до нашей эры высказал предположение о вращении Земли вокруг Солнца, - вопреки принятому тогда мнению, что Земля - центр Вселенной. Но его учение не получило поддержки, а сам он был обвинён в безбожии.

История знает очень много таких примеров, когда передовые мыслители подвергались жестоким гонениям со стороны церкви. Ведь церковь всегда стояла на службе угнетателей, а им было выгодно сохранение существовавших порядков и существовавшего мировоззрения.

В мрачную пору средневековья церковь пользовалась огромной властью. Невежественные попы и монахи, в руках которых находилось дело образования, проповедовали под видом науки всяческие нелепости. Утверждали, например, что существует «край земли», где возвышается хрустальный купол, накрывающий всю землю: за этим куполом живёт бог и расположены машины, приводящие в движение Солнце и планеты.

Рассказами о «чудесах», которые якобы свидетельствуют о «всемогуществе и мудрости божией», попы и монахи пытались держать народ в темноте и повиновении угнетателям. Церковь яростно защищала старые, отжившие представления и боролась против новых, научных представлений о Вселенной, которые подрывали устои религии.