История владимирского края и суздальской земли. Асть I. История Владимирского края с древнейших времён до конца XVIII века глава I. Наш край в глубокой древности

7

Часть I.

История Владимирского края с древнейших времён

до конца XVIII века

ГЛАВА I. НАШ КРАЙ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ

Наш край расположен в Волго-Окском междуречье. Современная наука не может точно сказать, когда появились здесь первые люди. Они ещё не умели писать, поэтому не оставили после себя никаких письменных свидетельств, но зато в тех местах, где они жили, в земле сохра­нились остатки жилищ, примитивные орудия труда и оружия, а также захоронения. Эти вещественные памятники прошлого человечества изучает специальная наука - археология. Археологам помогают антропологи, которые по остаткам скелетов и черепов древних людей могут восстановить их облик, проследить, как менялся сим человек.

Ещё в XIX в. учёные в древнейшей истории человечества выделили период, названный каменный веком, который условно разделили на палеолит (древний каменный иск), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век). Начался каменный век около 2 млн. лет тому назад.

В то время климат земли очень сильно отличался от настоящего, что повлияло на образ жизни древнего человечества. В период примерно от 75 до 10 тыс. лет тому назад к Европе располагался мощный ледник, толщина льда которого превышала 1000 м. По окраинам ледника находи-

лась зона тундры с заболоченными равнинами и большим количеством мелких озёр; дальше шли холодные степи и лесостепи. Совсем иным, чем в настоящее время, был животный и растительный мир.

Археологи установили, что уже в эпоху позднего оледенения на территории нашего края находились стоянки первобытных людей - Карачарово, Русаниха, Сунгирь. Их датируют поздним, или верхним, палеолитом - приблизительно 25–30 тыс. лет тому назад.

В конце XIX столетия один из первых русских археологов граф А. С. Уваров исследовал стоянку на берегу р. Оки около с. Карачарово (недалеко от г. Мурома). Там были найдены кости мамонта, северного оленя, шерстистого носорога, а также каменные орудия. В XX веке на берегу р. Рпень, на северо-западной окраине Владимир была обнаружена ещё одна стоянка - Русаниха. Здесь также были найдены преимущественно кости животных. Учёные предположили, что это был небольшой временный лагерь охотников на мамонтов.

Настоящей сенсацией стало открытие на окраине г. Владимира Сунгирской стоянки. Совершенно случайно при подготовке котлована для кирпичного завода были найдены кости крупных животных, залегавшие местами ровным слоем 15–20 см толщиной. С 1956 г. началось исследование стоянки, продолжавшееся почти 40 лет. Более 20-ти лет раскопками руководил Отто Николаевич Бадер, один из крупнейших специалистов по каменному веку.

Судя по находкам, Сунгирь был охотничьим лагерем. Здесь найдено большое количество костей мамонта, лошади, песца, северного оленя. Охотились сунгирцы с помощью копий и дротиков, а разделывали туши при помощи длинных (около 40 см) ножей, сделанных из бивня мамонта. Чаще всего при раскопках встречались инструменты для обработки шкур животных - скребки, проколки, ножи, шилья. Обработанные шкуры шли потом на изготовление одежды и обуви. Часть наиболее прочных шкур использовалась при возведении жилищ. Скорее всего, это были временные разборные сооружения типа чума или юрты с деревянным каркасом. Всего на Сунгире найдены следы четырёх жилищ с очажными ямами.

Самыми уникальными находками на Сунгире являются погребения: одно - взрослого мужчины, второе - парное, мальчика и девочки.

Первыми были найдены останки мужчины примерно 55–65 лет. Уже этот факт уникален, т. к. средняя продолжительность жизни человека периода палеолита состав-

ляла предположительно 20-25 лет. Скелет сохранился очень хорошо. На нём в семь рядов во всю длину лежали 3,5 тыс. бусинок, выполненных из бивня мамонта. При той технике, которой располагал сунгирец (нож и сверло из кремня), на изготовление каждой бусины уходило не менее 30 мин. Следовательно, человек должен был работать почти 73 дня без перерыва, чтобы украсить подобным образом свою одежду. В период, когда основной задачей было добывание пищи, позволить себе столь непроизводительно тратить более двух месяцев человек просто не мог. Вероятно, в найденном захоронении находились останки не рядового члена племени.

По расположению бус исследователи восстановили одежду умершего. Это была глухая (без разреза) рубашка типа парки, с мехом или замшевая, длинные штаны и кожаная обувь. На голове была шапка, расшитая клыками песца, на руках - костяные браслеты. Всё захоронение было густо засыпано красной охрой (природный минеральный краситель) толщиной до 3 см.

Второе захоронение - парное. В нём находились останки мальчика 12–13 лет и девочки 7–9 лет, лежащие головами друг к другу. Здесь тоже найдены бусы - 7, 5 тыс., слой охры, костяные браслеты. Одежда детей сходна с одеждой из первого погребения, но её дополняли меховые плащи - накидки, которые скалывались на груди специальной костяной заколкой; у девочки на голове были повязка, расшитая бусами, и капюшон, а у мальчика ни талии - пояс, украшенный клыками песца.

Ещё более удивительным, чем обряд захоронения, был найденный в могиле погребальный инвентарь. Прежде всего, это два копья из расщеплённых бивней мамонта (242 и 166 см.). Даже современная наука не может дать окончательного ответа, как можно было выпрямить эти бивни. Кроме того, в могиле находились дротики, кинжалы, выполненные из кости фигурки животных и диски с прорезными отверстиями. Один из них был надет на дротик - вероятно, это какой-то церемониальный знак, хотя определённо их назначение не установлено.

Наибольшую известность получила так называемая сунгирская лошадка”. Это небольшая плоская фигурка в кости, силуэтом напоминающая беременную лошадь. По фигурке ровными углублениями нанесён её контур, а на задней ноге сделано сквозное отверстие. Возможно сама “лошадка” служила амулетом, её пришивали на одежду или привязывали, продев в отверстие тонкую жилу.

Ещё один сюрприз преподнесло изучение черепов из захоронений. Уже давно была разработана методика восстановления внешнего облика человека по сохранившимся костным останкам, в том числе - восстановление мягких тканей лица по черепу. Этим занимается в специальных лабораториях палеоантропологи (учёные, исследующие физическое строение древних людей). Они

пришли к выводу, что взрослый мужчина принадлежал к европеоидной расе с отдельными чертами монголоида (так называемый “восточный кроманьонец”); мальчик тоже был европеоидом, но имел некоторые негроидные черты, ещё ярче негроидность была выражена у девочки. Антропологи предполагают, что это - неандерталоидные черты, т. е. черты неандертальца - человека эпохи среднего палеолита, жившего приблизительно от 300 до 35 тыс. лет назад. Следовательно, в этот период, в эпоху позднего палеолита в Европе человек современного типа (кроманьонец) сосуществовал с неандертальцами.

После древнего каменного века наш край никогда на долгое время не был безлюдным. От периода среднего каменного века (мезолита) остались стоянки VIII–VI тысячелетий до н.э.: Елин Бор (на берегу Оки, в 25 км. от Мурома), Микулино, Петрушино (у д. Тюръвищи Гусь-Хрус-тального района). От нового каменного века (неолит сохранилось поселение у с. Панфилово (Муромский район). Бронзовый и ранний железный века представлены поселениями и могильниками у с. Шишово (ныне в черте г. Коврова), с. Борисоглеб (Муромского района), Пировы Городищи (Вязниковского района) и др.

На протяжение тысячелетий менялся этнический состав древних жителей края. Об этом археология не даёт достоверных сведений. Одно несомненно, что в эпоху раннего железного века наш край населяли предки финно-угорских племён известных в русских летописях под названиями мордва, мурома, меря и весь.

^ ГЛАВА II. РОСТОВО-СУЗДАЛЪСКАЯ ЗЕМЛЯ

1. СЛАВЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ КРАЯ

Первые письменные свидетельства о нашем крае содержат древнерусские летописи.

Из них, наряду с данными археологии, мы получаем сведения о событиях IX-ХII вв. К тому времени уже сложился современный географический ландшафт. По природным условиям Владимирский край делится на две отличные друг от друга части: Мещеру и Ополье. Естественными границами владимирского Ополья служат реки Клязьма - с юга, Нерлъ - с востока и с севера, и возвышенностью (плато) - с севера и запада. По территории Ополья Протекают речки Рпень, Колокша, Пекша, Селекша, Скомянка и др. Здесь много небольших полузаросших озёр, лот (например, огромное Берендеево болото, расположенное по правому берегу р. Нерль).

Почвы Ополья плодородны, о чём свидетельствуют произрастающие здесь дуб, вяз, орешник, липа, которые не приживаются на плохих почвах. В опольной стороне чаще бывают порывистые и сильные ветры, летом усиливающие жар и сухость, а зимой стужу. В период продолжительной сухой погоды верхний слой почвы трескается вертикальными расщелинами до метра глубиной, в то как на поверхности образуется плотная жёсткая кора, непроницаемая ни для воды, ни для растений. После продолжительной засухи эта почва делается очень Крепкой и почти не пригодной для обработки, так как разбивать затвердевшие и засохшие глыбы земли приходилось обухами; работа тяжёлая и отнимающая много времени.

Мещёра - обширная болотистая равнина между реками Ока, Клязьма, Москва, Колпь, Судогда. Вся эта территория перенасыщена грунтовыми водами. Здесь много ле-

сов. Вследствие естественных природных различий и хозяйственное освоение края шло различными путями.

Огромное пространство Волго-Окского междуречья было заселено финно-угорскими племенами - меря, мурома, мещера. Поселения этих племён располагались вблизи рек. Они жили в больших домах с двускатной крышей с несколько углублённым земляным полом и очагом из валунов, обмазанных глиной. Очаги в домах топились по-чёрному, то есть дым выходил через дверь. Несколько позднее на смену большим приходят небольшие дома (10x12 м).

Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой, и в меньшей степени, земледелием. Это подтверждается данными археологии. В местах их поселений археологи находят многочисленные костные останки животных, большая часть которых принадлежала домашнему скоту. Раскопки селищ обнаруживают богатый рыболовный инвентарь - железные крючки, поплавки, глиняные грузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи щуки, сома, судака, леща и других рыб. Об охоте свидетельствуют находки стрел для луков, в том числе и тупых стрел, предназначенных для охоты на пушного зверя. Земледелие не играло большой роли.

Финно-угорские племена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было и гончарное дело. Но они ещё не знали гончарного круга, а поэтому их сосуды были толстостенными, сделанными вручную. О развитии у этих племен кузнечного ремесла свидетельствуют многочисленные находки железных топоров, ножей, стрел, копий и других изделий.

Древнему населению края была известна и торговля. Торговые пути проходили по рекам Оке, Клязьме и их притокам. О торговых связях с Востоком и Западом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских и западноевропейских монет.

О религиозных верованиях финских племён можно судить по находкам изваяний животных и идолов, выполненных в виде человеческих фигурок. Встречаются изображения коней, птиц и змей, являвшихся “оберегами” (амулетами, талисманами). Медведь, по мнению мерян, был хранителем дома и очага. Амулеты из зубов мед-

ведя и даже его лапы - частые предметы в мерянских захоронениях.

На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривимой, вятичей и новгородских словен. Этот процесс носил мирный характер. Славяне расселились сначала по ре-кам, их внимание привлекали земли плодородного и безлесного Ополья. Впоследствии славяне начинают осваивать и остальные земли Окско-Клязьминского междуречья. Происходит медленный процесс ассимиляции финно-угорских племён. В итоге о финно-угорских племенах сохранилась память лишь в названиях рек (Клязьма, Колокша, Пекша, Ворша), озёр и древних городов: Муром, Суздаль, Москва.

Поток славянской колонизации не ослабевал в течение столетий. Главной причиной массового переселения на северо-восток было растущее давление на земли Приднепровья степных кочевников.

В X в. край входит в состав Древнерусского государства. Киевский князь Владимир Святой сажает сына Бориса в 988 г. в г. Ростове, Глеба - в Муроме. Окняжение новых земель не внесло существенных перемен в жизнь и быт их жителей. Князья время от времени совершали личные объезды (“полюдье”) городов и селений, собирая дань. Чаще же поручали сбор дани своим слугам: “подъездным”, “рядовичам”, “вирникам”, “мечникам”. Пунктами сбора служили относительно крупные селения - погосты, где сборщики дани имели особые дворы.

Селения крестьян - деревни, сёла, погосты были большей частью мелкими. Встречались деревни из одного–трёх дворов. Жилище крестьянина - изба из брёвен, поставленных прямо на землю. Деревянного пола не было. Треть избы занимала большая печь, стоящая на особых срубах. Дым выходил в дверь или дыру в крыше. Рядом с избой стояли овины для сушки снопов и крытые глубокие ямы для жита. Столь же незатейлива была и домашняя утварь: ручные жернова для размола зерна, на которых трудились Женщины, деревянные бочки, корыта, глиняные горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняным светильником-каганцем с просаленным фитилем. Обычным

занятием женщин, особенно в зимнее время, было ткачество. В каждой избе имелся ткацкий стан, прялка, веретёна с каменными пряслицами. Ткались ткани изо льна, конопли, шерсти. Их этих тканей руками тех же женщин шилась одежда для всех членов семьи. Обработка земли, уход за скотом были делом мужчин.

Окняжение Ростово-Суздаль-ской земли сопровождалось христианизацией её жителей. Крещение протекало сложно. Жители с трудом отходили от языческих обрядов и верований. Летопись сообщает, что появление князя Глеба в Муроме вызвало бурный протест

населения: “и не прияше его к себе на княжение и не крестишеся, но сопротивляхуся ему”. Язычество долго держалось как среди аборигенов, так и пришлых славян. Владимир Мономах своё первое путешествие из Переяславля Киевского в Ростов совершил в 1066 г., т. е. почти 80 лет спустя после принятия христианства на Руси. Он ехал “сквозе вятиче”, через Брынские леса и дальше на север, где не было “дороги прямоезжей”, где в лесах ещё горели огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров. О глубоком влиянии языческих кудесников (волхвов) на местное население свидетельствует тот факт, что именно волхвы возглавляли массовые голодные бунты смердов (крестьян) в “Суждальской земле” в 1024 и 1071 годах.

Христианство медленно, но неуклонно проникало в народные массы. В крупных городах находились епископы, ведавшие церковными делами в округах - епархиях. С обособлением княжеств каждый князь стремился обзавестись своим епископом. Первым епископом в Ростово-Суздальской земле был Феодор, “родом грек”. При нем в Ростове построен первый христианский храм - церковь Успения. Однако козни языческих волхвов заставили его покинуть Ростов и перейти в Суздаль. Это было в самом конце X в. Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и похоронен в Рождествен-

ском соборе г. Суздаля. Дело Феодора продолжили последующие ростовские епископы.

Как сказано, православная церковь пользовалась неизменной поддержкой и покровительством киевского и местных князей. Князья давали церкви десятину - десятую долю своих даней и оброков. Церковь имела свой суд и специальное законодательство, регулировавшее семейные отношения и нормы поведения людей. В городах строилось много церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники - дьяконы. Служба велась ежедневно, три раза: заутреня, обедня и вечерня. В праздничные дни устраивались особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления - всенощные. Церковные здания возносились над хижинами и хоромами, создавая архитектурный ансамбль городов.

История Киржача.

Первые следы пребывания человека на территориях вдоль реки Киржач и Шерна, пронизывающих район с севера на юг, археологи относят к так называемому мезолиту (среднекаменному веку). Это VIII-VI тыс. до нашей эры. По берегам реки Малый Киржач сохранились стоянки неолитического периода (новокаменного века). В эпоху железного века Волго-Окское междуречье занимали племенаОни послужили основой формирования финно- так называемой дьяковской культуры (VIII тыс. до н. э.). угорского этноса. От этих племен нам остались названия многих рек, в частности, Клязьма, Шерна, Киржач ("Киржач" в переводе означает "левый" - река Киржач - левый приток Клязьмы).
В эпоху "великого переселения народов" пути племен не отличались прямолинейностью, не были подчинены какому-либо единому принципу или цели. Потоков было несколько. Один из самых мощных - из славянского Поморья на озеро Ильмень и на Волхов, а оттуда в междуречье Оки и Волги. Плотность населения в лесах этого междуречья была мизерной. Местные племена, оказавшиеся в зоне расселения славян, сливались с ними, и, вероятно, не всегда мирным путем. Реки и озера в междуречье Оки и Волги изобиловали рыбой, в лесах водились пчелы. В X-XI веках под давлением южных племен славянская колонизация края усиливается. По-видимому, южные племена славян в поисках более безопасных мест постепенно осваивали поймы рек в лесном краю, здесь сливались с ранее поселившимися племенами и образовывали древнерусские поселения. На территории Киржачского района наиболее исследованы славянские и древнерусские поселения в пойме реки Шерны около деревень Ратьково, Заречье, хутор Буяне. Здесь весьма плодотворные раскопки в 1963-1973 годах вела экспедиция института археологии Академии Наук СССР во главе с Е.И. Диковым. Целая группа курганных могильников, отнесенных учеными к XI-XIII векам, то есть к периоду зарождения русской нации, обнаружена около деревень Финеево и Ильинское, следы древнерусских селищ сохранились до наших дней около деревень Климково, Недюрево, Борисоглебский погост, Илейкино, и ниже по течению реки Киржач на территории Петушинского района: деревни Ветчи, Городищи, Заднее Поле.
С X века до середины XII века территория области входила в крупнейшее древнерусское государство - в Ростово-Суздальское княжество, которое считалось удельным в составе Киевской Руси. Княжество в административном отношении разделялось на округа, позднее уезды. Киржач и окрестные деревни относились к Переславскому уезду. Первая столица княжества Ростов Великий известна с 862 года; Суздаль в письменных источниках упоминается с 1024 года, в XII веке он стал столицей Ростово-Суздальского княжества. С середины XII века столицей стал город Владимир. В 1169 году князь Андрей Боголюбский совершил успешный поход на Киев, захватил его и перенес столицу великого княжества во Владимир. В XIII-XIV веках титул великого владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси. Владимир стал центром - административным, политическим, церковным, вокруг которого складывалось Русское государство. В XV веке первенство перешло к Москве, хотя московский князь Иван Калита, вошедший в историю как собиратель русских земель, венчался на великое княжество во Владимире. Со времени Ивана Калиты право на великое Владимирское княжество стали получать в Золотой Орде, как правило, московские князья. Умер в 1340 году. Каждый раз, отправляясь в Золотую Орду, поездка куда всегда была сопряжена с угрозой для жизни, князь на всякий случай отдавал последние распоряжения. В одной из его духовных грамот написано:..."Оставляю своему старшему сыну Семену деревню Маковец, Левичин, Склнев, Канев, Гжелю... село Астафьевское, село Оршанское..." Первое упоминание о поселении на реке Киржач также находим в духовной грамоте Ивана Калиты. Датировок на самих грамотах князь не оставил, их установили историки, опираясь на события, упоминаемые в грамотах. Профессор М.М. Щербатов считал, что грамота, в которой упоминается поселение "на Киржаче", написана в 1328 году. Профессор А.В. Экземпляровский, не соглашаясь с этой датировкой, склонялся к тому, что грамота написана в 1332 году. Авторы сборника "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XI-XVI вв., проанализировавшие весь комплекс событий, связанных с именем Ивана Калиты, рекомендуют считать датой этой грамоты 1339 год. В этой духовной грамоте Иван Калита завещал сельцо на реке Киржач Александро-Свирскому монастырю... А что семь прикупил сельце Киржачи у Прокофья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское, а то даю светому Олександру собе в поминовение..."
Поскольку есть основания считать Киржач стариннейшим поселением на территории района, с него и начнем рассмотрение основных этапов его развития. Как уже было сказано, первое упоминание о поселении - о сельце "на Киржачи", найдено в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1339 годом. Каких-либо конкретных сведений об этом поселении не найдено. Как считал профессор Крайнов
, уроженец нашего района, уточнение времени основания города возможно только при тщательных археологических исследованиях "пуповины Киржача" - культурного слоя на Круче, о которых всю жизнь мечтал профессор, но организовать которые так и не удалось. В своих публикациях в районной газете он страстно призывал руководителей местной власти не допускать землеройную технику на Кручу, не проводить там без участия археологов ни прокладку водопровода, ни прокладку канализационных сетей, никакие иные земляные работы. Археологические работы здесь еще ждут своих энтузиастов.
По летописным источникам Троице-Сергиевой лавры известно, что в 1354-1358 годах здесь жил и заложил обитель Сергий Радонежский: он сначала построил скит, колодец на склоне Кручи, затем вместе с монахами церквичку, кельи для монахов, поварню, хлебню и другие хозяйственные постройки. Его дело продолжил преподобный Роман Киржачский, скончавшийся в 1392 году, другие строители, имена которых сохранились в летописях Троице-Сергиевой лавры и приведены в книге И.Ф. Токмакова "Историко-статистическое описание города Киржача".
На XV-XVIII века приходится период расцвета Киржачского монастыря, строительства в нем великолепных храмов, составляющих гордость русского зодчества, высокой каменной ограды, окружающих слободок, проведения шумных ярмарок, привлекавших продавцов и покупателей не только из окрестных деревень, но и из Москвы, Юрьев-Польского, Суздаля, Владимира и Нижнего Новгорода. В писцовых книгах 1627-31 годов в Киржачском монастыре значатся две каменные церкви - Благовещения и Сергия Чудотворца, в "монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило, да ледник каменный, да 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, изба и амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиной 100 сажен, а поперек 70 сажен, на святых воротах шатер, верх каменный". Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и неподалеку село Селиванова гора, где жили монастырские слуги и ремесленники. В 1656 году знатный боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса. Внизу этого храма устроена семейная усыпальница рода Милославских.
По переписным книгам 1678 года, владения Киржачского монастыря, кроме подмонастырской слободки и села Селиванова гора, только в Переяславском уезде, куда входил в то время Киржач, состояло из 26 деревень, в которых насчитывалось 354 двора крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 года, за Киржачским монастырем в подушном окладе уже значится 2307 человек мужского пола. Он владел 3256 четвертями пахотной земли, 3840 копнами сена и 296 десятинами леса.
В 1735 году иеромонахи Леонтий Яковлев и Питирим Фоминцев составили первый план монастыря и прилегающих к нему поселений, пашни и лугов. В этом плане указаны, кроме храмов Благовещенья, Спаса и Сергия Чудотворца, место расположения колодца на Круче, подмонастырская слободка, село Селиванова гора, погост с церковью Николая Чудотворца за болотом, поля монастырские. В 1764 году Киржачский монастырь в связи с учреждением для монастырей штатных расписаний, был упразднен, имущество его передано в Троице-Сергиеву лавру, монахи переехали туда же, частью в другие монастыри. Однако поселение от такого удара не погибло, а продолжало, хоть и медленнее, развиваться как один из торговых центров на древнем Стромынском тракте.
1709 году Владимир и окрестные земли по указу Петра I были приписаны к Московской провинции. В 1719 году учреждена Владимирская провинция. В 1778 году по указу Екатерины II была учреждена Владимирская губерния (в составе наместничества). В состав губернии включили 10 уездов: Владимирский, Вязниковский, Гороховецкий, Киржачский, Ковровский, Муромский, Переяславский, Суздальский, Шуйский, Юрьевский. При этом несколько новых уездных центров были объявлены городами, в том числе Александрова слобода городом Александровом, подмонастырская слободка Киржач и село Селиванова гора городом Киржачом. Административная реформа Екатерины II осуществлялась по принципу: "город - это центр своего окружения", учрежденный "для доставления жителям ближайшего суда и расправы", то есть функции административного управления считались для города приоритетными. Это нашло отражение в последующих указах и распоряжениях, нацеленных на то, что в каждом губернском и уездном городе был парадный центр, наиболее благоустроенные улицы в центральной части города. Реформаторы стремились к относительно равномерному распределению городов по территории России. К существующим в тот период 232 городам прибавилось еще 165 вновь образованных, в том числе Киржач. Каждому губернскому и уездному городу предписано было иметь свой герб. В связи с этой реформой села Киржач (подмонастырская слободка) и Селиванова гора были объединены и названы городом Киржач. Герб Киржача высочайше утвержден 16 августа 1781 года. На нем в верхней части изображен герб губернского города (державный гепард с посохом, а в нижней части собственно герб Киржача - сова с распростертыми крыльями на зеленом фоне. В геральдике сова символизирует спокойствие, терпение и ум. В 1788 году для Киржача, как и для целого ряда старинных городов центральной части России, был разработан и утвержден Екатериной II первый план перспективного развития города. Им вводилась вместо непорядочной застройки во всех русских городах разбивка городской территории на четкую сетку геометрически правильных кварталов, образованных взаимно-перпендикулярным пересечением улиц и постановкой домов по единой красной линии. С введением по указу Екатерины II регулярных планов русские города стали застраиваться по так называемым "образцовым проектам". Было разработано большое количество вариантов и типов жилых домов, рассчитанных на разные слои населе-ния. К первой и второй группам относились дворянские и купеческие особняки, представлявшие собой двух трехэтажные каменные дома. Они предназначались для возведения на центральных улицах и должны были иметь по красной линии не менее 15 сажен длины. В третью категорию были включены преимущественно двухэтажные полукаменные (низ из кирпича, верх - деревянный) дома. Ими рекомендовалось застраивать боковые улицы, примыкающие к центральным. Под четвертым и пятым номерами шли деревянные одноэтажные дома состоятельных мещан. Домами шестой и седьмой категорий рекомендовалось застраивать периферию. В зоне исторической застройки Киржача, несмотря на существенную замену в ней первоначальной застройки, порой бездумной, сохранились многие дома высших категорий. Поэтому Киржач правительственными постановлениями включен в состав 115 российских городов, которые имеют подлежащие государственной охране градостроительные ансамбли и комплексы, природные ландшафты и древний культурный слой. Примерами старинных построек могут служить здания на Советской площади: дом на углу площади и ул. Гагарина, занятый под магазины, дом на углу площади и улицы Советской, занятый начальными классами средней школы № 2, угловые дома по улице Ленинградской и улице Серегина, ранее принадлежавшие братьям-купцам Соловьевым; в наше время занятые военкоматом и организациями администрации, по улице Морозовской - аптека и бывшая контора леспромхоза.
Потом вносились изменения и уточнения. В 1796 году город Киржач был обращен в заштатный, вся уездная администрация переведена в город Покров. . "После этого, - отмечает первый историк Киржача И.Ф. Токмаков, - в Киржаче жизнь потекла тихая, мало отличавшаяся от сельской жизни". Течение, которой было нарушено только один раз. Во время Отечественной войны 1812 года вохнинские, зареченские, филипповские крестьяне, собранные в партизанские отряды под предводительством Герасима Курина, Егора Стулова, ополченцы князя Голицина не давали французским фуражирам подкрепляться за счет деревень вдоль Стромынского тракта – они били их днем и ночью.

В XIX веке Киржач превращается в торговый перевалочный аункт и центр кустарного и промышленного производства. До устройства Московско-Нижегородского шоссе (знаменитой Владимирки) по Стромынскому тракту, пролегающему через Киржач, и днем, и ночью тянулись к Москве и из Москвы в сторону Владимира и Нижнего Новгорода обозы с разными товарами. В Киржаче устраивались ярмарки, по осени самая многолюдная и длительная - Сергиевская. Всего в Киржаче проводилось пять ярмарок: трехнедельные-Крещенская, Троицкая и Сергеевская; две однонедельные -Благовещенская и Спасская. денежный оборот этих ярмарок составлял более 250 тыс. рублей.Содержа постоялые дворы для гостей, строя кузницы и мастерские, где можно было подковать коня, перетянуть ободья на колесах, отремонтировать сбрую, киржачане имели свой доход.Киржач имел славу одного из самых мощных в России центров шелкообработки, ткачества, бархатного производства. Большие партии товара отправлялись в Москву. Этим производством знамениты были и сёла - Филипповское, Заречье, Храпки. Известны имена преуспевающих фабрикантов: Соловьёвы, Арсентьевы, Низовцевы, Деревщиковы. На средства
меценатов строился и рос город. Уже в статистическом обозрении Владимирской губернии за 1817 год говорится, что в Киржачских деревнях крестьяне активно «занимаются тканием шёлковых сырцовых ленточек и в Москву отходят для сего рукоделия…» В 1893 году через Киржач была проведена железная дорога.. Город рос: в 1903 году в нем проживало 5288 жителей, находилось семь учебных заведений.

В ноябре 1917 года в Киржаче власть в свои руки взял городской Совет рабочих депутатов во главе с А.И. Романовым. В начале 1918 года городской Совет рабочих депутатов и Советы пяти соседних с городом волостей инициативным путем создали Киржачский район. В него вошли город Киржач, Лукьянцевская, Финеевская, Филипповская, Коробовщинская, Жердеевская волости. Активисты его требовали выделения района из состава Покровского уезда, управленческую связь поддерживали с властью Александровского уезда.
5 января 1921 года постановлением ВЦИК Покровский уезд был ликвидирован, большая часть его вместе с городом Орехово-Зуево отошла к Московской губернии. В том же году был образован Киржачский уезд. На его территории создано 7 волостных исполкомов, 139 сельских Советов. В 1926 году началась новая административная реформа, шли усердные поиски лучшего территориального управления хозяйством. В архивных документах сохранились планы создания "текстильной области" вокруг города Орехово-Зуево или Загорска. Однако решение было принято иное: в 1929 году была создана Ивановская промышленная область, куда в качестве района включен Киржач и окрестные села. 22 июня 1941 год… Только за первые 4 дня мобилизации было подано 152 заявления с просьбой отправить на фронт. На крупных предприятиях города были созданы народные ополчения для отражения возможного десанта противника. Заводы «Красный Октябрь» и «Шёлковый комбинат» получили военные заказы. Город вступил в священную борьбу против врага. В 1942-43 гг. в одном из зданий города (ныне улица Расковой) находился штаб женского авиационного полка под командованием замечательной лётчицы Героя Советского Союза М.И. Расковой. Осенью 1942 года в Киржаче побывал знатный лётчик страны, вписавший своё имя в историю подвигом при спасении челюскинцев, в послевоенное время – руководитель первых космонавтов Н.П. Каманин.
В дни Сталинградского сражения прославился уроженец деревни Финеево Киржачского района В.В. Бобков. В огненном небе Сталиграда он сбил 13 самолётов противника и за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
Проявил высочайшее мужество при штурме Днепра при выполнении боевого задания уроженец деревни Ельцы А.И. Рощин. Он также был достоин звания Героя Советского Союза.
Гордятся жители земли Киржачской своим земляком жителем деревни Кашино Н.И. Рыженковым. Младший сержант совершил свой подвиг в 1944 году при форсировании реки Западная Двина. Его отделение обеспечило переправу через реку всему гвардейскому полку. Однако о присвоении ему звания Ге6роя Советского Союза боец не узнал: он погиб смертью храбрых в боях за Литву.
Об этих днях, об этих жёртвах советского народа напоминают памятные стелы и монументов. Все жители Киржач: и стар, и млад приходят сюда в светлый День Победы 9 мая поклониться героям фронта и военного тыла.

14 августа 1944 года произведена новая административная реформа, в частности образована Владимирская область. В ее состав были переданы 23 района и 7 городов областного подчинения из Ивановской, Нижегородской и Московской областей.
В послевоенные годы город ожил. Преодолевая трудности, промышленные предприятия с каждым месяцем увеличивали выпуск продукции. Разноцветные ткани с маркой Киржачского Шёлкового омбината стали пользоваться повышенным спросом. Начиная с 50-х гг. завод «Красный Октябрь» оснащается новой более совершенной техникой.
Активно работа Киржачская мебельная фабрика. Рабочие и работницы получали высокие правительственные награды. В 60-е гг. вся страна жила под впечатлением исторических завоеваний нашей науки и техники. Все люди мира и нашей страны мечтали увидеть первого космонавта Ю.А. Гагарина. Ему шли приглашения. Пришло к нему такое приглашении и из Киржача. Дорогая сердцу киржачан встреча состоялась 29 марта 1963 года. Для города это была радостная страница истории. Но была и трагическая страница… Во время тренировочного полёта 27 марта 1968 года у летчиков-испытателей Гагарина Ю.А. и Серёгина В.С. произошла авария. У деревни Новоселово Киржачского района самолёт упал, лётчики погибли. На мести гибели героем создан мемориал, к которому часто приезжают родные и друзья.

Шло время. Город рос и развивался. Но вот в конце восьмидесятых годов двадцатого века вновь подул суровый ветер политических перемен. В годы перестройки Киржач, как и вся Россия, впал в спячку и депрессию. Останавливались и закрывались предприятия, замораживались стройки. Заработную плату не выдавали месяцами, а сбережения населения «съела» гиперинфляция. Многие из нас помнят эти трудные времена. Казалось, такая ситуация будет длиться вечно. Некоторые из киржачан, уехавшие на заработки в Москву, так и не вернулись на родные предприятия.
Но перед новым тысячелетием город вновь воспрял. На территории шелкового комбината постепенно стали образовываться новые предприятия. Лидером текстильной промышленности города является ООО «Детская одежда». Стабильно работает «Славянский дом». В 2005 году там же открылось швейное предприятие ООО «Брючник». Завод «Красный Октябрь» сегодня именуется ОАО «Завод Автосвет». Оно остается одним из основных поставщиков светотехники отечественным производителям. Пережило трудные времена и ОАО «КИЗ».

Киржачским районом заинтересовались иностранные инвесторы. Сегодня на его территории уже работают три иностранных предприятия. В цехах бывшего шелкового комбината расположилась шведская фирма по производству красок и отделочных материалов. «Террако-Индустрия». Возле села Кипрево построила завод по изготовлению кирпича «Винербергер Кирпич» австрийская фирма. За селом Федоровское второй год работает турецкий завод по изготовлению, бытовой техники «Беко». И это еще не предел. Многие другие инвесторы пока только присматриваются к нашему краю.
В лучшую сторону изменилось и само лицо города. Многие старинные здания приведены в порядок. Подверглись реставрации торговые ряды. На газонах и клумбах появились цветники. Вновь зашумели стройки. Сегодня на территории района существует еще одно не совсем обычное предприятие - ЗАО «Аэроскан». Киржачане уже перестали удивляться, когда в небе над городом появляется дирижабль. Он используется РАО ЕЭС для контроля состояния линий электропередач. Таких баз в России всего три.
Улучшилась и жизнь самих киржачан. Сегодня нет проблем с устройством на работу. Наоборот, наши предприятия страдают от нехватки рабочих рук. Киржач вновь восстает «из пепла», как легендарная птица Феникс. И хочется верить, что все плохое в его судьбе останется позади.
В 2008 году Жители Киржача отпраздновали 230-летие города.

.
В 1958 г. открыта экспозиция "Подарки городу Владимиру к 850-летню” (историческая экспозиция. 2 этаж).
В 1960 г. открыт отдел истории советского периода. За создание этой экспозиции группа сотрудников музея-заповедника (9 человек) были награждены грамотами областного управления культуры. Экспозиция была представлена на ВДНХ СССР. В 1962 г. экспозиция была удостоена диплома ВДНХ 3 степени, директор музея-заповедника А.И. Аксенова награждена серебряной медалью, научные сотрудники Л.Р. Горелик и Г.Б. Шлионский - бронзовыми медалями ВДНХ.
1964 г. - раскопки Сунгирской стоянки - найдено самое северное в Европе погребение эпохи верхнего палеолита. 1969 г. - раскопки Сунгирской стоянки - найдено захоронение двух детей погребение эпохи верхнего палеолита.
В 1969 г. открыта историческая экспозиция “Ленин и Владимирский край”.
1971 г. - научно-методическая конференция “Музейный показ памятников археологии в РСФСР".
В 1979 г. “История дореволюционного прошлого Владимирского края” (реэкспозиция, историческая экспозиция. 1 этаж).
В 1980 г. "История дореволюционного прошлого Владимирского края” (реэкспозиция, историческая экспозиция, 2 этаж).
В мае 1981 г. открыта и исследована и течение одного сезона третья в области стоянка эпохи верхнего палеолита “Русаниха”.
1982 г. - международный конгресс комиссии по изучению четвертичного периода (Владимир). Издан сборник материалов научной конференции, посвященной 125-летию музея.
1984 г. - международный конгресс комиссии по изучению четвертичного периода (Владимир).
В 1984 г. открыта выставка находок Сунгирской стоянки (историческая экспозиция), а также выставка к 80-летню Н.Н. Воронина.

Историческая экспозиция. 1980-е годы


Экспозиция «История Владимирского края» Владимиро-Суздальского музея-заповедника знакомит нас с развитием Владимирского края с древнейших времён до 1917 года.
4 марта 2003 года – знаменательная веха в истории музея-заповедника: открылась полностью обновлённая историческая экспозиция во Владимире, поразив оригинальностью и смелостью художественного решения, новыми уникальными экспонатами. Богатая история Владимирского края, начиная с каменного века и до Февральской революции 1917 года, ожила в отремонтированном и как будто помолодевшем здании Исторического музея.

Предыдущая историческая экспозиция во Владимире просуществовала более двадцати лет – срок по музейным меркам достаточно большой. Требовались не только новая трактовка многих исторических фактов на основе последних достижений современной науки, но и «модерновое» художественное оформление, современный пластический язык.

На первом этаже в художественном решении экспозиции широко применены элементы театрализации, образность. Научным сотрудникам музея-заповедника предстояло сделать правильный, логичный, грамотный отбор материала – археологических находок, летописных свидетельств, художественных реликвий, – чтобы история заговорила.

История Владимирской земли начинается с рассказа о , открытой недалеко от Владимира в 1956 г. Сунгирь стал славой российской науки. Не имеющие себе равных по сложности ритуального обряда уникальные погребения древних людей, 76000 предметов, найденных на месте жилищ Нomo Sungirensis… – давали возможность узнать, как жили наши предки 30000 лет назад.

В зале древнейшей истории, где представлена сунгирская коллекция, реконструированные антропологами портреты древних людей, их одежда, орудия труда – идёт рассказ не только о борьбе человека с природой, но и о возникновении у наших далёких предков самосознания, первых попытках постичь окружающий мир и выразить творчески свой восторг перед жизнью. Художественной находкой был отказ от традиционно прямоугольной формы зала, только эллипс, сфера создавали образ космоса, яйца, дающего жизнь всему живому.

Огромный временной период, значительные исторические вехи, эпохальные события, знаковые явления и культовые личности – как поведать о них не только с помощью предметов материальной культуры, но рассказать языком пластики, посредством визуальных образов? Здесь на помощь создателям музея пришли самые обыкновенные (казалось бы) зеркала. Расположенные по углам, под особым наклоном одно к другому, зеркала создают чудо «прорыва пространства». Из далёкого далека, из зазеркалья на нас «наплывают» многократно отражённые и оттого особенно объёмные, до правдоподобия «настоящие» – языческое капище, хрустальная прорубь со светящейся водой… Кстати, фрагменты льда, с полыньёй-крестом – символом Крещения – изготовлены мастерами Гусь-Хрустального стекольного завода.

В третьем углу размещается композиция, посвящённая основателю Владимиро-Суздальского княжества . Воссозданная белокаменная винтовая лестница - символ восхождения человека к Богу. Обрушившиеся ступеньки - напоминание о трагической гибели князя, русского самодержца и святого.
35 лет правил на Владимирской земле , «владыка северных стран». Гипсовый слепок рельефа с его изображением со стен во Владимире - в четвёртом углу зала.


Мечь Андрея Боголюбского

«История», заключённая в квадрат зала, закручиваясь по спирали, приуготовляет появление в поднебесном мире Храма. Потому в центре зала – символ самого совершенного творения рук человеческих, Храма: подлинный белокаменный крест XII в., изображения главных святынь княжества, Владимирской и Боголюбовской икон Божией Матери на оригинальных стеклянных створках, повторяющих контуры церковного фасада. Камень и Храм – это не иллюстрация к истории, это главный акцент экспозиции, её смысловой стержень: восхождение от земного к небесному.

Посетители Исторического музея узнают о штурме Владимира монголо-татарскими полчищами в 1238 г. Потрясает картина гибели женщины, тщетно пытавшейся спасти все свои богатства – кресты-энколпионы, ожерелье, складень, иконы, украшенные эмалью… В 1993 г. археологами найден этот бесценный клад и теперь он экспонируется во Владимире. Три других владимирских клада освещают своим драгоценным сиянием музеи Москвы. Оформление второго этажа более традиционное, но отличается изысканностью и шармом. Преобразилась сама атмосфера второго этажа – она стала светлой, праздничной. Разобраны закрывавшие окна стенды и тяжеловесные витрины. Восстановлена первоначальная роспись сводов с ярким декоративным растительным узором и медальонами с изображением князей Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Всеволода III и . Сверкает новый паркет. Прекрасно вписались в интерьер стилизованные под старину люстры и напольные светильники.
А в витринах, на стендах – сотни разнообразных экспонатов. История Владимирского края с начала XVII века и до начала XX предстаёт перед посетителями в документах, книгах, картинах, оружии, наградах, монетах, фотографиях, образцах промышленной продукции, предметах быта. Если при открытии музея в 1906 г. вся экспозиция насчитывала 897 экспонатов, то ныне только на втором этаже их около полутора тысяч.

Появились новые темы, более тесно история края связана с общероссийской историей. Значительно полнее, чем прежде, представлен раздел о событиях Смутного времени начала XVII века. Здесь и редкая икона с изображением убийства в Угличе царевича Дмитрия, впервые представлена копия Жалованной грамоты Лжедмитрия I в Суздале. Уникальный экспонат – церковная риза, сшитая из бархатной шубы князя Дмитрия Пожарского.

Раздел о петровской эпохе пополнился материалами о сподвижниках Петра I, связанных с нашим краем, впервые выставлен редкий светский портрет первой жены царя Евдокии Лопухиной, сосланной в суздальский .
Наглядно можно увидеть, в чём проявилась и чем удобна денежная реформа Петра I, сравнив появившиеся при нём новые деньги с серебряными монетами-чешуйками допетровского времени и голландскими талерами, послужившими образцом при проведении реформы.
Отдельной темой представлен материал о нашем земляке, открывателе Антарктиды адмирале , в том числе макет шлюпа «Мирный», секстант начала XIX в.
Более подробно освещён период правления Александра II Освободителя, реформы 60–70-х гг. XIX века – отмена крепостного права, судебная реформа, создание и деятельность новых органов местного самоуправления.

Не обделил Бог владимирцев ни мастерством, ни талантом. Раздел о расцвете промышленности края во 2-й половине XIX – начале XX века поражает многоцветьем образцов тканей, сработанных на местных текстильных фабриках, великолепной хрустальной и фарфоровой посудой производства знаменитых заводов и М.С. Кузнецова, разнообразием изделий из цветных металлов завода А.Г. Кольчугина. Притягивают взор отличающиеся тонкостью письма иконы мстёрских иконописцев, разнообразные экспонаты, связанные с развитием промыслов среди крестьян губернии. Впервые отдельный стенд посвящён замечательному художнику, издателю, краеведу , создателю литографии в Мстёре, первой литографии в русской провинции.

Кольчугин Александр Григорьевич (1839-1899) – предприниматель, купец 1-й гильдии в 1871 г. основал в Юрьевском уезде близ с. Васильевское (входило в третий Благочиннический округ ) Покровского уезда латунный и меднопрокатный заводы. В 1876 г. заводы перешли в собственность «Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина», в котором основной капитал принадлежал торговому дому «Вогау и К».
См. -

Широко показаны события периода правления последнего русского императора Николая II. Впервые демонстрируются объявление о его коронации и меню праздничного обеда по этому случаю, экспонаты, рассказывающие о посещении Владимира и Суздаля императорским семейством в мае 1913 года. Также впервые представлены в музее материалы о , отправленных из Владимира на фронты I Мировой войны; о широко отмечавшихся в стране юбилеях: 50-летии отмены крепостного права, 100-летии Отечественной войны 1812 года, 300-летии династии Романовых. Неожиданный экспонат в разделе о Февральской революции – железный сундучок с серебряными монетами и посудой, закопанный в тревожные революционные дни суздальским купцом Жилиным и случайно найденный на месте бывшего дома Жилиных только в 1983 г.

В обновлённой экспозиции интересно будет всем: и приезжему экскурсанту, и жителям Владимира, а учащиеся школ, студенты смогут лучше узнать историю своего края в тесной связи с историей отечества. Музей можно сравнить с машиной времени, с помощью которой совершаешь удивительное путешествие в разные эпохи, становишься свидетелем многих событий, знакомишься с людьми, прославившими и Владимирский край, и Россию. Вот автограф А.В. Суворова, вот солонка, изготовленная по рецепту изобретателя русского фарфора уроженца Суздаля Дмитрия Виноградова, вот письмо владимирского семинариста, а в будущем выдающегося государственного деятеля Михаила Сперанского. Сколько же знаменитых людей связано с нашим краем: композитор , «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, герои освобождения Болгарии генералы , поэт , художник И.С. Куликов… Не случайно отдельный раздел музея, посвящённый знаменитым землякам, так и называется: «Достойны памяти потомков».

Музей даёт возможность узнать что-то новое о нашей истории и одновременно увидеть подлинные предметы материальной и духовной культуры разного времени. Разве не интересно увидеть билет на право входа в Государственную думу и билет избирателя начала ХХ века, мундир студента и шинель периода Первой мировой войны, халат сестры милосердия и кружку для сбора пожертвований на нужды раненых, шрифт подпольной типографии и ножи из тайника знаменитого Владимирского централа?

Copyright © Кузнецова И.В., 2002. Текст.
Морозов Н.А., 2003. Текст.
Потапов С.В., 2002-2003. Фото.
Матвеев Д.А., 2003. Верстка.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Первые письменные свидетельства о нашем крае содержат древнерусские летописи. Из них, наряду с данными археологии, мы получаем сведения о событиях IХ-ХII вв. К тому времени уже сложился современный географический ландшафт. По природным условиям Владимирский край делится на две отличные друг от друга части: Мещеру и Ополье. Естественными границами владимирского Ополья служат реки Клязьма - с юга, Нерль - с востока и севера и возвышенность (плато), разделяющая истоки рек Дубны, Трубежа, Кубры, Киржача и других -с севера и запада. По территории Ополья протекают речки Рпень, Колокша, Пекша, Селекша, Скомянка и др. Здесь много небольших полузаросших озер, болот (например, огромное Берендеево болото, расположенное по правому берегу р. Нерль).

Почвы Ополья плодородны, о чем свидетельствуют произрастающие здесь дуб, вяз, орешник, липа, которые не приживаются на плохих почвах. В опольной стороне чаще бывают порывистые и сильные ветры, летом усиливающие жар и сухость, а зимой стужу. Нередки градобития и сильные грозы, что вызывается недостатком лесов, являющихся естественными градо- и громоотводами. В период продолжительной сухой погоды верхний слой почвы трескается вертикальными расщелинами до метра глубиной, в то время как на поверхности образуется плотная жесткая кора, непроницаемая ни для воды, ни для растений. После продолжительной засухи эта почва делается очень крепкой и почти не пригодной для обработки, так как разбивать затвердевшие и засохшие глыбы земли приходилось обухами; работа тяжелая и отнимающая много времени.

Мещера - обширная болотистая равнина с незначительным понижением к Оке. Естественными ее границами являются реки Ока, Клязьма, Москва, Колпь, Судогда. Вся эта территория перенасыщена грунтовыми водами. Много лесов, которые "гасят" сильные ветры. Почва в основном песчаная и суглинистая, малоплодородная.

Вследствие естественных природных различий и хозяйственное освоение края шло различными путями. Огромное пространство Волго-Окского междуречья было заселено финно-угорскими племенами. Эти племена получили известность как летописные племена, т.е. племена, упоминаемые в письменных источниках и летописях. Так, в сочинении историка готов Иордана в VI в. впервые упоминается меря. Русские летописи указывают, что меря живет на озерах Ростовском (Неро) и Клещине (Переяславском), а мурома "сидит" на реке Оке. Летопись за 859 г. упоминает о взятии дани варягами с мери. А под 882 г. летописец сообщает, что меря принимает участие в походе князя Олега на Киев, а в 907 г. на Константинополь.

Поселения этих племен располагались вблизи рек. Они жили в больших домах с двухскатной крышей с несколько углубленным земляным полом и, очагом из валунов, обмазанных глиной. Очаги в домах топились по-черному, то есть дым выходил через дверь. Несколько позднее на смену большим приходят небольшие дома (10 х 12 м).

71 Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой и в, меньшей мере земледелием. Это подтверждается данными археологии. В местах их поселений археологи находят многочисленные костные остатки животных, большая часть которых принадлежала домашнему скоту. Рыболовство в крае было известно со времен неолита. О его значении в жизни мери и муромы говорит уже самый факт их расселения по берегам рек и озер. Раскопки их селищ обнаруживают богатый рыболовецкий инвентарь - железные крючки, поплавки, глиняные грузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи щуки, сома, судака, леща и других рыб. Об охоте свидетельствуют находки стрел для луков, в том числе и тупых стрел, предназначенных для охоты на пушного зверя. Земледелие не играло большой роли. Кроме железных серпов и обломков небольших зернотерок, археологам не удалось обнаружить других орудий, имеющих отношение к земледелию.

Финно-угорские племена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было и гончарное дело. Но они еще не знали гончарного круга, а поэтому их сосуды были толстостенными, сделанными вручную. О развитии у этих племен кузнечного ремесла свидетельствуют многочисленные находки железных топоров, ножей, стрел, копий и других изделий.

Древние умельцы умели изготовлять ювелирные изделия из серебра, бронзы и железа, в особенности женские украшения, в том числе "шумящие подвески" в виде уточек или коньков. Ювелирные изделия выполнялись с применением техники проволочной косоплетки, использованием зерни. Расцвет ювелирного мастерства у этих племен падает на конец IX - начало X веков.

Получает развитие на территории края и торговля. Торговые пути проходили по рекам Оке, Клязьме и их притокам. О торговых связях с Востоком и Западом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских и западноевропейских монет.

О религиозных верованиях финских племен можно судить по находкам изваяний животных и идолов, выполненных в виде человеческих фигурок. Встречаются изображения коней, птиц и змей, являвшихся "оберегами" (амулетами, талисманами). Культ коня, медведя и бобра был распространен на всей территории Волго-Окского междуречья. Медведь, по мнению мерян, был хранителем дома и очага. Амулеты из зубов медведя и даже его лапы - частые предметы в мерянских захоронениях.

На рубеже VIII- IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и прежде всего кривичей, вятичей и новгородских словен. Этот процесс носил мирный характер. Славяне расселяются сначала по рекам, их внимание привлекали земли плодородного," к безлесного Ополья, где особенно становится заметной концентрация населения. Впоследствии славяне начинают осваивать и остальные земли Окско-Клязьменского междуречья. Происходит медленный процесс ассимиляции финно-угорских племен. В итоге следы обитания финно-угорских племен сохранились лишь в названиях рек (Клязьма, Колокша, Пекша, Ворша), озер и древних городов: Муром, Суздаль, Москва.

Обширные и богатые земли края рано привлекли внимание новгородских, а затем и киевских князей, стремящихся прибрать их под свою руку. Уже в середине IX в., по сообщению Троицкой летописи, города Ростов и Муром оказались под рукой новгородского князя: "обладаша Рюрик". Постепенно местное население усваивает язык, обычаи и культуру славян. Земли к северу от реки Клязьмы получают в летописи название Залесских, Залесье.

Поток славянской колонизации не ослабевал в течение столетий. Главной причиной массового переселения на северо-восток было растущее давление на земли Приднепровья степных кочевников. Крестьяне-земледельцы уходили из угрожаемых, беспокойных районов в поисках спокойных мест. Число переселенцев возрастало в периоды обострения отношений Киевской Руси со степью и падало в относительно мирное время. Поэтому переселенческое движение носило волнообразный характер. В Х-Х1 вв. славянское население в Волго-Окском междуречье уже численно преобладало над угро-финскими аборигенами. Тем более, что многие из аборигенов к тому времени, как сказано, уже восприняли язык и культуру пришельцев.

Славяне несли в новые места привычные им формы материального производства и общественных отношений. В основе их общественной организации лежало традиционное десятичное деление: тьма, тысяча, сотня. Сотня- это общественно-хозяйственный комплекс, состоящий из нескольких весей - сел и деревень, в которых проживало до 100 мужчин-работников и воинов. Во главе ее стоял старейшина или староста, именуемый в письменных источниках "старший ста" или "старец земский". Иными словами, за сотней стояли одна или несколько соседских общин. Десять сотен составляли тысячу - племенное объединение во главе с князем. Отсюда пошла поговорка: "В Ростовской земле - князь в каждом селе". Тысячи объединялись в союз племен ("тьму") со своим "светлым князем". Центрами таких объединений были древние города: Ростов, Суздаль, Муром.

В X в. край входит в состав Древнерусского государства. Киевский князь Владимир Святой сажает сына Бориса в 988 г. в г. Ростове, Глеба - Э Муроме. Окняжение новых земель не несло существенных перемен в жизнь и быт их жителей. Оно ограничивалось установлением даннических отношений. Князья время от времени совершали личные объезды *("полюдье") городов и селений, собирая дань. Чаще же поручали сбор дани своим слугам: "подъездным", "рядовичам", "вирникам", "мечникам". Пунктами сбора служили относительно крупные селения - погосты, где сборщики дани имели особые дворы.

Селения крестьян - деревни, села, погосты были большей частью мелкими. Встречались деревни из одного-трех дворов. Жилище крестьянина - изба из бревен, поставленных прямо на землю.

Деревянного пола не было. Треть избы занимала большая печь, стоящая на особых срубах. Дым выходил в дверь или дыру в крыше. Рядом с избой стояли овины для сушки снопов и крытые глубокие ямы для жита. Столь же незатейлива была и домашняя утварь: ручные жернова для размола зерна, на которых трудились женщины, деревянные бочки, корыта, глиняные горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняным светильником - каганцом с просаленным фитилем. Обычным занятием женщин, особенно в зимнее время, было ткачество. В каждой избе имелся ткацкий стан, прялка, веретена с каменными пряслицами. Ткались ткани из льна, конопли, шерсти. Из этих тканей руками тех же женщин шилась одежда для всех членов семьи. Обработка земли, уход за скотом были делом мужчин.

Их орудиями труда являлись сохи, плуги, топоры. Руками мужчин возводились жилые и хозяйственные постройки. Для выполнения строительных работ, требующих труда многих людей одновременно, созывались "помочи". На "помочи" по доброй воле приходили односельчане и трудились на них безвозмездно, за "харч" и угощение.

Окняжение Ростово-Суздальской земли сопровождалось христианизацией ее жителей. Крещение протекало сложно. Жители с трудом отходили от языческих обрядов и верований. Летопись сообщает, что появление князя Глеба в Муроме вызвало бурный протест населения: "и не приявшие его к себе на княжение и не крестишеся, но сопротивляхуся ему". Язычество долго держалось как среди аборигенов, так и пришлых славян. Владимир Мономах свое первое путешествие из Переяславля Киевского в Ростов совершил в 1066 г., т. е. почти 80 лет спустя после принятия христианства на Руси. Он ехал "сквозе вятиче", через Брынские леса и дальше на север, где не было "дороги прямоезжей", где в лесах. еще горели огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров. О глубоком влиянии языческих кудесников (волхвов) на местное население свидетельствует тот факт, что именно волхвы возглавляли массовые голодные бунты смердов (крестьян) в "Суздальской земле" в 1024 и 1071 годах.

Христианство медленно, но неуклонно проникало в народные массы, облагораживая их нравы и быт. Оно пользовалось широкой поддержкой киевских князей. Во главе православной церкви на Руси стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом или киевским князем с последующим избранием собором епископов.

В крупных городах находились епископы, ведавшие церковными делами в округах - епархиях. С обособлением княжеств каждый князь стремился обзавестись своим епископом. Первым епископом в Ростово-Суздальской земле был Феодор, "родом грек". При нем в Ростере построен первый христианский храм - церковь Успения. Однако козни языческих волхвов заставили его покинуть Ростов и перейти в Суздаль, где сложились более благоприятные условия для миссионерства. Это было в самом конце X в. Вот как свидетельствует об этом летописец: "Прием (т.е. принял) Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольски капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодные житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение". Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и похоронен в Рождественском соборе г. Суздаля. Хотя он до конца жизни носил сан епископа ростовского, но по церковной традиции считается основателем Владимиро-Суздальской епархии.

Дело Феодора продолжили последующие ростовские епископы. Во второй половине XI в. миссионерскую деятельность (христианизацию) в крае вели епископы (тоже из греков) Леонтий и Исайя. Им также пришлось столкнуться с язычниками, свергать языческих идолов, крестить людей не только в Ростове, но и Суздале. Стараниями Исайи в Суздале была построена церковь св. Дмитрия. Умер Исайя в 1089 г. и похоронен в ростовском Успенском соборе.

Как сказано, православная церковь пользовалась неизменной поддержкой и покровительством киевского и местных князей. Князья давали церкви десятину - десятую долю своих даней и оброков, Церковь имела свой суд и специальное законодательство, регулировавшее семейные отношения и нормы поведения людей. В городах строилось много церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники -дьяконы. Служба велась ежедневно, три раза: заутреня, обедня и вечерня. В праздничные дни устраивались особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления - всенощные. Церковные здания возносились над хижинами и хоромами, создавая архитектурный ансамбль городов. Православная церковь прочно вошла в социальную и общественно-политическую структуру древнерусского общества.

Владимирская область во времена Киевской Руси

Владимирская область - один из древнейших историко-художественных центров русской земли. Территории, которые в нее входят, издавна составляли ядро Владимиро-Суздальского княжества, а с конца XVIII века - Владимирской губернии.
Владимирское Великое Княжество (1157 - 1362 гг.) образовалось в связи с переносом великим князем Андреем Боголюбским столицы Ростово - Суздальского княжества в г. Владимир на Клязьме. Существует несколько точек зрения на дату основания города. По одной версии он основан князем Владимиром Святославичем в 990 году, по другой - в 1108 году князем Владимиром Мономахом. При князе Андрее Боголюбском и его преемниках город достиг расцвета.
Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Политические и культурные традиции Великого Владимирского Княжества были восприняты Московским Великим Княжеством в период образования Русского централизованного государства.
Во второй половине XII - начала XIII веков Великое Владимирское Княжество было крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Руси. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в складывании великорусской народности и русской нации. Экономическое и политическое влияние Владимиро-Суздальского княжества было подорвано в 1238 году разорительным монголо-татарским нашествием.

Область в XIII-XVIII вв.

В начале 1238 года войско хана Батыя вторглось в пределы Владимирской земли. Батый сосредоточил основные силы у Владимира и осадил его. Сначала хан попытался завладеть им без боя, пообещав осажденным жителям пощаду за добровольную сдачу города. Но владимирцы отвергли это предложение. Тогда Батый решил взять Владимир штурмом, и седьмого февраля 1238 года после ожесточенного сопротивления город был захвачен. Погибли почти все его защитники, лишь немногим удалось пробиться к дружинам князя Юрия Всеволодовича, который находился в то время на реке Сити, ожидая подкреплений от русских княжеств, еще не разоренных врагами. Но и великокняжеская рать не смогла устоять в неравной битве с многочисленным войском хана Батыя. В жестоком бою на Сити сложил свою голову и владимирский князь Юрий. Шли годы. Последующие князья владимирские заботились о сохранении государственности Северо-Восточной Руси, хотя для этого им приходилось проводить политику покорности и добрососедства в отношениях с Ордой. До середины XIV века город Владимир оставался административным, культурным и религиозным центром русских земель. Здесь проводились съезды князей, составлялся общерусский летописный свод. Но с 1328 года Владимир на Клязьме начинает отступать перед быстро растущим могуществом Москвы, хотя великие князья все еще продолжали венчаться на княжение во Владимире, в Успенском соборе. Неоднократные и разорительные набеги татар привели Владимир к упадку. В 1382 году город был разорен войсками Тохтамыша. Не успел он отстроиться, как в 1411 году снова подвергся нападению. В 1521 году войско Мехмед-Гирея вновь опустошило город. Многократно разоренный Владимир так и не смог вернуть былого величия.
В XV-XVI веках Владимир территориально расширялся, в нем появились новые слободы. Сохранилось свидетельство о выселении из Новгорода во Владимир нескольких непокорных семей, образовавших на новом месте Варварскую слободу. Появились также Ямская, Стрелецкая и Пушкарская слободы. Ямщики с большими обозами различных товаров, продовольствия, производимых во Владимире, совершали походы в Москву, Нижний Новгород, а затем и в Сибирь. Жители Стрелецкой и Пушкарской слобод охраняли город.
В начале XVII века, в годы Смуты, владимирцы, сами защитившие свой город от поляков, обратились с грамотой, призывавшей другие города активно включаться в освобождение родной земли. Из Владимира в Суздаль, Переславль и Ростов были посланы ходоки собирать народное ополчение. В войске князя Пожарского владимирцы составляли особый отряд.
По сохранившимся документам конца XVII - начала XVIII века видно, что в сравнении с другими городами Владимир того времени был бедным и малолюдным, хотя торговля в нем велась весьма активно. В городе насчитывалось более 400 лавок, составлявших москательный, сапожный и несколько продуктовых рядов. В начале XVIII века Владимир, как город незначительный, был приписан к Московской губернии. Император Петр Великий лишил город и мощей святого князя Александра Невского, которые по его указу были перенесены в 1723 году в Санкт-Петербург "для укрепления авторитета новой столицы". С середины XVIII века статус Владимира меняется. Екатерина II, посетив Владимир, обратила внимание на местные памятники старины и повелела "восстановить их благолепие", выделив на это 15 тысяч рублей государственных средств. В 1778 году по ее указу Владимир стал главным городом Владимирского и Костромского наместничества, а в 1796 году он получает статус губернского города Владимирской губернии.

Владимирская область в XVIII-XX вв.

В 1708 г. Петром I была проведена административная реформа: Россия была поделена на 8 губерний. Города Владимирского края — Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Муром и Шуя вошли в состав Московской губернии, а Гороховец и Вязниковская слобода — в состав Казанской губернии.
В 1719 г., после второй реформы, Владимирский край вошел в Московскую губернию.
7 ноября 1775 г. имп. Екатериной II был издан манифест “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”, в результате чего Россия была разделена на губернии, которые в свою очередь, делились на уезды. Каждую губернию возглавлял губернатор. Две или три губернии объединялись в наместничество. Во главе наместничеств стояли наместники или генерал-губернаторы.

Указом Екатерины II от 2 (13) марта 1778 г. была учреждена Владимирская губерния. Указ так и назывался — “Об учреждении Владимирской губернии”. Губерния, согласно указу, состояла из 13 уездов, которые в указе не были названы. Этим же указом генерал-губернатором был назначен граф Роман Илларионович Воронцов.
1 (12) сентября 1778 г. последовала еще одна реформа — Владимирская губерния была преобразована в наместничество согласно Указу Екатерины II “Об учреждении Владимирского наместничества”. Кроме Владимирской губернии, в состав наместничества входили в разные годы Пензенская и Тамбовская губернии. На территории Владимирской губернии было образовано 14 уездов. Статус города был дан двум бывшим дворцовым слободам — Александровской и Вязниковской, селам — Меленки, Киржач, Покров, Ковров и Судогда.
12 (23) декабря 1796 г. был принят Указ “О новом разделении государства на губернии”, согласно которому Владимирская губерния делилась на 10 уездов: Владимирский, Вязниковский, Гороховецкий, Меленковский, Переславский, Покровский, Суздальский, Шуйский, Юрьев-Польский. В 1803 г. были восстановлены уезды: Александровский, Ковровский и Судогодский. Территория бывшего Киржачского уезда осталась в составе Покровского уезда. Так из 13 уездов губерния существовала до Октябрьской революции 1917 г.
В конце XIX века площадь губернии - 42,8 тыс. кв. верст, население - 1570000 человек, здесь было свыше 1350 фабрик, около 150 тыс. рабочих. Революционные события 1917 года и гражданская война практически не коснулись владимирского края. Крупные перемены наступили с началом проведения индустриализации: были построены предприятия текстильной, машиностроительной, приборостроительной и стекольной отраслей.
В 1929 году после ликвидации Владимирской губернии ее территории находились в составе трех областей - Ивановской, Горьковской и Московской.

Владимирская область в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны большой вклад в победу внесли оборонные предприятия Владимирской области и, в первую очередь, Ковровский завод, на котором действовало знаменитое конструкторское бюро оружейников во главе с В.А.Дегтяревым.
14 августа 1944 года Указом Президиума ВС СССР образована Владимирская область, до этого Владимир входил в Ивановскую область. К области были присоединены несколько районов Горьковской и Московской областей.
В 1945 году была пущена в эксплуатацию первая очередь Владимирского тракторного завода.

Новейшее время

В настоящее время Владимирская область — один из наиболее урбанизированных, экономически развитых и инфраструктурно-обустроенных регионов России.
В области действует широкая сеть учреждений культуры и искусства, которые располагают значительными возможностями по обеспечению культурного обслуживания и организации досуга населения. Среди них - 13 музеев, в т.ч. 2 музея федерального значения: (Владимиро-Суздальский музей-заповедник и музей-заповедник "Александровская слобода"), областная филармония, центр хоровой музыки, областные театр драмы и театр кукол, муниципальный театр в г.Александрове, центры народного творчества и изобразительного искусства, областной Дом работников искусств.
1998 и 1999 годы стали по настоящему этапными в деятельности ВСМЗ и театра драмы им. А.В.Луначарского: Указом Президента Российской Федерации Владимиро-Суздальский музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а приказом с министра культуры РФ от 11.02.99г. Владимирскому областному драматическому театру присвоено почетное наименование "Академический". Владимирская область - крупный центр туризма. Основная цель посещения края - знакомство с памятниками архитектуры, с историей, посещение музеев. На территории края сохранились уникальные памятники архитектуры XII-XVI веков, занесенные в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, в их числе: белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли, 16 городов и поселков занесены в список исторических мест России и др.
За последние два года увеличилось с 62 до 115 число фольклорно-этнографических коллективов, действующих в клубных учреждениях области. В области, начиная с 1986 года регулярно проходит праздник русского народного танца, который с 1990 года получил статус "Всероссийский". Большую работу по подготовке специалистов и популяризации русской народной хореографии, театра, фольклора проводит Владимирский областной колледж культуры и искусства.