1 управленческая психология определение и структура. Основные виды психологического воздействия в управлении

Итак, психология управления занимается изучением психологических механизмов управления. Психология интересна и полезна в основном потому, что, управляя персоналом, менеджеры убеждаются в том, что в большинстве случаев даже ясно выраженное, прямое и конкретное распоряжение в рамках условий подписанного контракта может быть выполнено по- разному разными людьми, в разные сроки, с разным качеством, а иногда не выполняется вообще. Сами субъекты управления, наблюдая за собой и другими менеджерами, чувствуют, что распоряжения и инструкции для подчиненных нередко содержат эмоциональные, личностные компоненты, казалось бы не требуемые в контексте делового взаимодействия.

Таким образом, реальная практика управленческого взаимодействия содержит выраженный психологический компонент, и менеджеры рассчитывают на то, что психологическая наука предоставит им такие знания и технологии, которые позволят более эффективно реализовать профессиональную управленческую деятельность.

В соответствии с теорией психического отражения, имеющей глубокие корни в отечественной психологической традиции, изменение характеристик системы может происходить и происходит вследствие взаимодействия системы с внешней средой, а также подсистем внутри системы. В данном случае будет рассматриваться второй случай. Результатом взаимодействия является взаимное отражение, т.е. фиксация в своих состояниях взаимодействующими подсистемами некоторых характеристик друг друга.

В ситуации управления управляющую подсистему (менеджеров) интересуют технологии такого взаимодействия, которое бы обеспечило приобретение управляемой подсистемой (персоналом) некоторых целенаправленно заданных характеристик. В более удобном для понимания виде задача менеджмента состоит в том, чтобы знать характеристики персонала на данный момент, знать и организовать взаимодействие так, чтобы произошло нужное изменение. Но персонал состоит из разных людей, имеющих свои индивидуальные особенности. К тому же управление чаще осуществляется в отношении группы в целом, а не каждого отдельного лица, и эта группа имеет свои социально-психологическе особенности вследствие групповой принадлежности предприятию, гендерные, этнические, религиозные и прочие характеристики. Следовательно, задача управления становится очень сложной.

В психологии известен ряд форм психологического воздействия, в которых реализуются прямые и косвенные методы, используемые менеджером при решении задач управления персоналом. Характер влияния формы управленческого взаимодействия обычно не анализируется менеджерами, хотя такой анализ позволил бы как оценить эффективность управленческого воздействия в разных ситуациях, так и оптимизировать работу менеджеров.

Существует множество причин психологического порядка, обусловливающих отрицательный результат управленческого воздействия. Вот только некоторые из них:

  • непонимание (неполное понимание) исполнителем содержания инструкции, распоряжения;
  • непонимание (неполное понимание) того, что можно было бы назвать духом распоряжения, т.е. представлений менеджера о форме исполнения персоналом распоряжения;
  • превышение в требованиях возможностей исполнителя (общекультурных, коммуникативных, скоростных, интеллектуальных и др.);
  • бессознательное сопротивление из-за несоответствия требования глубинной мотивации исполнителя;
  • сознательное уклонение из-за несоответствия требований целям исполнителя;
  • дезорганизация деятельности, вызванная стрессом, утомлением, иными неблагоприятными состояниями, испытываемыми исполнителем до поступления распоряжения или спровоцированными самим менеджером;
  • сознательное уклонение вследствие давления, оказываемого значимой группой.

Если бы руководитель в каждом отдельном случае управленческого взаимодействия знал заранее, на какие барьеры натолкнется его распоряжение, он смог бы достаточно легко их обойти. Но поскольку часто он не знает о них, а иногда барьеры возникают непредвиденно в процессе работы, руководитель попытается добиться выполнения своего распоряжения, исходя из своих представлений о персонале и используя те способы воздействия, к которым он привык и (или) которые хорошо зарекомендовали себя в его жизненном и профессиональном опыте. Эти виды воздействия при всем их многообразии можно сгруппировать по двум основаниям: открытость или закрытость намерений менеджера для персонала и преимущественное использование эмоциональных или рациональных средств в управленческом взаимодействии. Этот подход можно представить с помощью мэппинг-технологии, которая неоднократно будет использоваться в пособии (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Д - давление; М - манипуляция; В - влияние; У - собственно управление

Прежде чем дать характеристику этих видов психологического воздействия, обозначим общую структуру воздействия в последовательности этапов:

  • 1) намерение субъекта воздействия;
  • 2) организация воздействия, т.е. основной способ воплощения намерения в деятельности;
  • 3) реализация намерения в тех или иных способах и в тех или иных формах;
  • 4) принятие воздействия реципиентом;
  • 5) изменения характеристик установок или поведения реципиента;
  • 6) восприятие и оценка результатов произведенного воздействия субъектом управления;
  • 7) изменения в состоянии субъекта воздействия как следствие воспринятых эффектов осуществленного воздействия.

Таким образом, на этапе организации воздействия вопрос о том, раскрывать ли свои намерения (мотивацию, цели, их обоснованность) реципиентам, является ключевым. Этот вопрос может быть решен сознательно или по сложившейся привычке к открытости или закрытости взаимодействия (за исключением особых случаев, например дефицит времени, когда руководство осуществляется обычно директивно без разъяснения намерений и это нормально воспринимается реципиентами). Гораздо важнее причины, по которым решение о закрытости или открытости намерений принимается в обычных условиях. Можно с достаточной степенью уверенности полагать, что это решение зависит от отношения субъекта управления к человеку. Если человек в системе производства и управления воспринимается как винтик, фактор, средство, то тратить силы и время на раскрытие перед ним смысла требований необязательно - основными видами воздействия при этом будут давление и манипуляция. Если же человек рассматривается как ресурс, а тем более как капитал, ценность, то выбираются такие формы воздействия, как влияние и собственно управление.

Здесь пока не рассматривается вопрос, как и насколько адекватно могут воспринимать реципиенты намерения субъекта управления. Это отдельная задача. Пока охарактеризуем формы воздействия со стороны субъекта управления.

  • 1. Психологическое давление. Субъект управления не обнаруживает своих подлинных намерений, его распоряжения высокоэмоциональны. Закрытость - следствие отношения к исполнителю (низкая оценка, недоверие, пренебрежение). Эмоциональность - следствие личностной, а не деловой позиции, неуверенности (часто закрытость - следствие неуверенности в силе собственных аргументов), желания внести дополнительный энергетический импульс в работу исполнителя, напугать, преодолеть начавшееся или предполагаемое сопротивление.
  • 2. Манипуляция. Субъект управления сознательно скрывает свои подлинные намерения, дает ложные основания своим распоряжениям, инструкциям. Иногда, когда говорят о манипуляции, подчеркивают односторонность интересов субъекта воздействия. Это не всегда так. Дело в том, что за манипуляциями всегда стоит убежденность субъекта манипуляции в собственном превосходстве над реципиентом. И он в принципе может исходить из соображений пользы и для реципиента. Но тот, по мнению субъекта, из-за возрастной, интеллектуальной или иной ограниченности не в силах понять замысел субъекта или свою собственную выгоду, поэтому приходится просто заботиться о нем, не вступая в конструктивный диалог.
  • 3. Психологическое влияние. В случае осуществления психологического воздействия такого рода субъект воздействия не скрывает своих намерений, но, так как преобладает эмоциональная компонента, они могут не излагаться содержательно, детализированно - о них реципиент может легко догадаться. Акцент на эмоциональной составляющей делается субъектом в силу личной вовлеченности в цели и содержание деятельности, о которой идет речь, а также желания сделать эту деятельность эмоционально привлекательной для реципиента, исполнителя.
  • 4. Собственно управление. Намерения субъекта управления открыты. Он уверен в своих аргументах, имеет позитивные цели, готов к конструктивному диалогу с исполнителем, которого воспринимает как человека, способного понять идеи и аргументы, принять цели, способствующие развитию организации. Субъект управления мыслит рационально, разрабатывая надежные алгоритмы работы. Так же как давление нередко поддерживает манипуляцию, с помощью влияния может быть усилена действенность того воздействия, которое здесь называется собственно управлением.

В реальной практике управления вряд ли часто встретятся воздействия, построенные в чистом виде по одному из перечисленных типов. Более распространены, безусловно, смешанные типы, образно представить которые можно, воспользовавшись рис. 1.4.

Рис. 1.4. Экспертная оценка реального психологического воздействия по типу собственно управления (а) и по манипуляционному типу (б)

В заключение отметим, что психологическое воздействие в управлении может быть спонтанным, привычным, стереотипным и планируемым, реализуемым на основе предварительно созданной модели. Процесс такого моделирования полезен и интересен, так как строится по определенным правилам и включает в себя не только слова и действия субъекта управления, но и специально организованные социально-психологические, дизайнерские, сенсорные факторы, усиливающие управляющее воздействие за счет психологических составляющих.

Просмотр текста файла: index.html (представлен текст без форматирования)

Введение…………………………………………………….……………………………….

1. Психология управления: ее объект и

предмет………………………………………

2. Психологические закономерности

управленческой деятельности……………….

2.1. Психология управления на пороге третьего

тысячелетия………………………

3. Личность как объект

управления…………………………………………………….

1. Понятие личности и

ее структура………………………………………………….

2. Некоторые

психологические школы изучения личности………………………

3. Мотивация как фактор

управления личностью…………………………………

4. Психология конфликта

………………………………………………………………..

4.1. Природа и социальная роль конфликтов.

Причины их возникновения……..

4.2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей

в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………………….

Введение

Психология

управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при

решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Личность

работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая

психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая

группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической

психологией.

Отличительную

особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является

организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это непросто

совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,

симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну

организацию,

подчиняющихся правилам и

нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в

соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и

корпоративными требованиями.

нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические

отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это

управленческие отношения людей.

Социально-психологические

отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами

и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность,

делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с

деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент

целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть

психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив

выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ

в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в

организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру

и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность моей

работы подтолкнувшие меня к более

тщательному изучению психологии управления.

1. Психология

управления: ее объект и предмет

психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не

проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального

отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника

организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении

особенностей данной организации.

психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом

изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной

группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия

каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему

порядку работ,

когда участники связаны друг с

другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и

ответственностью перед законом.

изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и

юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых

ориентирована на корпоративно полезные цели.

к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере

свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л.

И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

Психология деятельности

руководителя; - психология личности руководителя; - психологические проблемы

подбора руководящих кадров; - психолого-педагогические проблемы подготовки и

переподготовки руководящих кадров.

Психологи

В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов

и взаимоотношений в них людей;

психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и

все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это

совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; -

психологические проблемы лидерства; - проблемы мотивации поведенческих актов

субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в

предмет изучения психологии управления органично входят традиционные

социально-психологические явления (лидерство, психологический климат,

психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности

(психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей

психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория

развития), и других прикладных направлений психологии.

специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении

представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К

их числу относят следующие:

повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех

уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения,

принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление

стрессов и другое;

повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого

персонала;

Поиск и активизация

человеческих ресурсов организации; - оценка и подбор (отбор) менеджеров для

нужд организации; - оценка и улучшение социально-психологического климата,

сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология

управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку

менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую

культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и

практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует

отнести: - понимание природы управленческих процессов; - знание основ

организационной структуры; - четкое представление об ответственности менеджера

и ее распределении по уровням ответственности; - знание способов повышения

эффективности управления; - знание информационной технологии и средств

коммуникации, необходимых для управления персоналом; - умение устно и письменно

выражать свои мысли; - компетентность в отношении управления людьми, отбора и

подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и

межличностных взаимоотношений среди работников организации;

способность планировать и прогнозировать деятельность организации с

использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать

свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в

Развитое

представление об особенностях организационного поведения, структуре малых

групп, мотивах и механизмах их поведения.

2. Психологические

закономерности управленческой деятельности

Как известно,

управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в

своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику

психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К

числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон

неопределенности отклика. Другая

его формулировка - закон

зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их

психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в

разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может

приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов

управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной

конкретной деловой ситуации и как результат - к использованию моделей

взаимодействия,

неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому

состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

Закон неадекватности отображения человека

человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может

постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы

достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Это объясняется

сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в

соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты

своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может

находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального,

эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более

того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его

особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к

манипулированию людьми.

значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя

достаточно полно.

образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе,

что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то

подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и

т.п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не

таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его

видели другие.

менее любой человек как частный представитель объектов социальной реальности

может быть познан. И в настоящее время успешно разрабатываются научные принципы

подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно

отметить, в частности, такие, как принцип

универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди,

занятые не своим делом"); принцип

развития ("способности развиваются в результате изменения условий

жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок"); принцип

неисчерпаемости ("ни одна

Закон неадекватности самооценки. Дело

в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность

двух компонентов - осознаваемого

(логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного,

интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой

так, как надводная и подводная части айсберга.

Закон расщепления смысла управленческой

информации. Любая управленческая информация (директивы,

постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную

тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице

управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями

используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению

различий толкования информации, с другой - различиями в образовании,

интеллектуальном

развитии, физическом и,

тем более, психическом

состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение

смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она

проходит.

Закон самосохранения. Его

смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта

управленческой деятельности является сохранение его личного социального

статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.

Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой

деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При

высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к

человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности

возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм

часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и

ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не

срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой

деятельности.

управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими

законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых

принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи

имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера,

законы Мерфи и другие.

2.1. Психология

управления на пороге третьего тысячелетия

мировых социально-экономических процессов с неумолимой логикой дает понять, что

проблемы современного управления уже не решаются на основе жестко

дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не

дает даже удовлетворительных результатов.

Уходящая

в прошлое парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее

основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой

сложной системы достаточно

изучить свойства ее частей.

Новая парадигма требует понимания отдельных элементов на основе анализа

динамики системы в целом.

Традиционная

модель управления внимание менеджера нацеливала почти исключительно на

экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и

социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей менеджера и

социальные задачи - обеспечение

занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.

система мышления оперировала принципами неограниченного роста, который

понимался в чисто количественных терминах - как максимализация прибыли и

увеличение валового

национального продукта. Новая система мышления оперирует понятием

"равновесие", т.е. такого состояния общества, при котором

удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих

поколений на достойную жизнь. Менеджер, действующий в рамках новой концепции

мышления, будет исследовать влияние любых действий с точки зрения их

последствий для состояния равновесия.

3. Личность как объект управления

3. 1. Понятие личности и ее структура

вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого

менеджер имеет в виду прежде всего - личности или группу? Трудно однозначно

ответить на этот вопрос, а может

быть, верно и то и другое?..

Во многих пособиях по

менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения,

так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу,

организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп

и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные

характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Крупнейшей

заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его

личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь

использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении

личности.

подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед

производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения.

Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему

без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский

менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он

получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало

помогли ему в его всемирно известной карьере. Теперь уже одной интуиции, личной

заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о

личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в

ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу

управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в

70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу

человеческих ресурсов". Суть этих изменений в том, что люди - персоны, личности

Рассматриваются как конкурентное богатство

компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются и существуют

оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно

как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы "Мацусита"

является: "Фирма сначала производит квалифицированных людей, а потом

продукцию".

Личность

человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и

волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ

Н.А.Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и

рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до

конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир.

Человек - микрокосм и заключает

в себе все".

претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые

общепринятые положения.

следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек",

"личность", "индивидуальность".

Человек - это

родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на

отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому

роду. Человек - это специфическое, уникальное единство

биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется

биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть

социума и продукт общественного

развития.

Личность - это

самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек -

носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в

котором проявляется

его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к

определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность - это

единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также

своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические

данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание

семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие

жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак

личности.

интересно происхождение самого слова "личность". В русской

литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную

характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что

этим словом обозначается

"отношение одного лица к другому". Тут же дается норма того времени:

"Никакая личность не должна быть терпима в службе". Дано и второе,

видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова "личность" - "колкий отзыв на

счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не

переходить на личности").

Этимологический анализ

происхождения термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово

"личность" восходит к корню "личина", маска,

"накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском,

personnalite во французском, Personlichkeit в немецком - все эти термины

происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersu - маска,

характерная для бога

потустороннего мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", говорить

отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре.

Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и

одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось

гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был носителем

прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характера - он не

имел общественной маски.

с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В

психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно

личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от

животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития,

т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная отличительная

характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного

сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе

трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве,

личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре

собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.),

для которого

личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в

управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность

Это прежде всего индивидуальность, как бы

стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно

отдающий себя служению

обществу.

В целом, структура личности

может быть - в

теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же,

весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия,

мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные

установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент,

сочетание ролей, самосознание).

3. 2. Некоторые психологические школы изучения

личности

Проблема

личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов.

Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и

применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл

Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся

психологи);

2) теория научения, или поведенческая школа (к

теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б.

и Б. Ф. Скиннера);

3) теория роста, или "гуманистическая

психология" (яркими представителями которой являются американские

психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Психоанализ

основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (185G

1939). В последние годы в России,

после отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть его

работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему

читателю (наиболее полное собрание его сочинений - Лондонское - включает в себя

24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить

его идеи, следует, конечно, проработать такие его произведения, как

«"Я" и "Оно"», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу»,

«Толкование сновидений».

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой

индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая

Доктрина психического детерминизма. Она гласит,

что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее

воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие,

даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или

бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины,

разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое

психическое явление

имеет под собой определенную причину.

доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более

значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и

вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные

детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и

инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя

из этого, фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и

выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался

упорядочить. Так родилась "структурная гипотеза" организации

психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три

ипостаси, инстанции: "Ид" (Id), или "Оно", "Эго" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго"

(Super-Ego), или "Сверх-Я".

первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она

содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти

целиком бессознательно. "Эго", наоборот, подчиняется принципу

реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает

эффективные способы общения с внешним миром. "Супер-Эго" - это собственно

моральные принципы человека,

определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа

поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из "Ид", а из

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность управленческих решений. Методология, анализ и подходы их принятия. Характеристика компании АО "Вятский торговый дом". Основные методы принятия управленческих решений: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Сущность управленческих решений. Методология и методы принятия решений. Процесс принятия управленческих решений. Принятие управленческих решений в АО "Вятский торговый дом". Организационные, экономические, социально-психологические методы.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2003

    Мотивационные состояния: установки, интересы, стремления. Социально-психологическая характеристика понятий "социальная группа", "малая группа", "коллектив". Социальная фасилитация, синергия и конформизм. Влияние значимых лиц и мнения группы на мотивацию.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Психология управления как специфическая отрасль практической психологии. Предмет современной психологии управления: проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента. Основные методы и принципы.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2009

    Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Методология и процесс принятия решения в организации. Анализ и формальные процедуры методики принятия управленческих решений в ТК "Петрович". Общая характеристика организации и анализ целей.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Предмет и объект социологии управления. Лидерские качества менеджера, методы их развития и предъявляемые требования к специалисту в данной области. Стадии подготовки и методы принятия решений. Психологические аспекты личности эффективного руководителя.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Понятие и сущность управленческих решений, основные требования к ним. Свойства управленческих решений, методы их принятия. Характеристика методов групповой и индивидуальной работы. Механизм принятия решений в управлении: характеристика ключевых стадий.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2014

Психология управления - наука об управлении деятельностью коллектива, решении проблем связанных с персоналом и руководством. Психология управления имеет некоторые специфические отличия. Объект психологии управления - организованная деятельность людей, работающих в коллективе, имеющих единую цель деятельности и выполняющих совместную работу. Психология управления исследует проблемы профессионального соответствия персонала предприятию, должности.

Психология управления включает в себя следующие направления:

Психология деятельности и личности руководителя;
Психологические аспекты подбора персонала;
Социально-психологические вопросы коллективов и групп в организации;
Психолого-педагогические проблемы подготовки или переподготовки кадров.

Предмет психологии управления многогранен. Он включает психические отношения и явления в организации, такие как:

Функциональный и структурный анализ деятельности управляющего;
возникающие между руководителем и подчиненными психологические проблемы,
Социально-психологический анализ коллективов и групп, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.

Изучение психологии управления позволяет понимать суть управленческих процессов; анализировать и регулировать социально-психологическую структуру организации. Руководитель получает навыки выражать собственные мысли, знания в области управления персоналом. информированность в сфере технологий и средств коммуникации.

Методы психологии управления подразделяют на исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные.

Основными методами психологии управления являются:

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие и фиксация наблюдателем происходящего. Трудность применения данного метода в психологии управления заключается в невозможности наблюдения за деятельностью всей организации.

Эксперимент – метод подтверждения или опровержения гипотез. Это целенаправленное моделирование ситуации. позволяющей выявить и исследовать социально-психологическое явление. В психологии управления результат эксперимента позволяет проверить верность тех или иных управленческих решений.

Тесты - стандартизированное испытание, где необходимо отвечать на вопросы или выполнять задание. В психологии управление используется для исследования личностных качеств руководителя. претендента на должность. Позволяет быстро выявить профессионально значимые качества.

Можно выделить следующие задачи психологии управления для руководителя:

Владеть принципами правильного управления кадрами предприятия. Эта задача решается в момент обучения психологии управления.
Знать, когда и как применять основы и принципы психологии управления. Эта задача осуществляется в конкретной деятельности руководителя.
Таким образом, задачей управления руководителем является знание и грамотное использование методов психологии управления.
Задачи психологии управления как науки представлены следующим образом:
Психологический анализ деятельности руководства – для реализации правильного руководства коллективом и успешного выполнения производственной задачи руководитель доложен осознавать свои действия, правильный анализ которых являются основой принятия верных управленческих решений.
Изучение механизмов психической регуляции деятельности трудового коллектива в нормальных и в неординарных условиях. Решение данной задачи позволяет верно руководить предприятие и его коллективом как в нормальных условиях функционирования, так и в экстремальных.
Исследование лидерских качеств и психических особенностей лидера. Задача проявляется в исследовании процесса лидерства, в ходе которого отдельная личность воздействует на коллектив и определяет направление его деятельности. Лидерскими качествами должны обладать руководители для организации руководства и корректировки деятельности персонала.
Разработка психологических рекомендаций по практическому применению полученных знаний в сфере управления коллективом, разрешения конфликтных ситуаций в группах, регуляции психологического микроклимата в коллективе.
Изучение процессов группового взаимодействия. Часто возникающие в рабочих группах противоречия. споры и конфликты вредят достижению общей цели. Руководитель принимает на себя роль регулятора в конфликтах групп и должен переводить конфиликт в продуктивное русло или уладить его. В такой ситуации помогает постановка общей цели, прояснение степени ответственности и области деятельности каждого отдельного сотрудника. Именно руководитель должен добиться устойчивого микроклимата внутри коллектива.
Изучение механизмов мотивации членов коллектива. Мотивация представляет собой совокупность процессов, порождающих и направляющих поведение коллектива. Стимуляция мотивационной составляющей сотрудника позволяет достичь более высоких результатов деятельности. Мотивация осуществляется с учетом конкретных личностных особенностей и специфики поставленной цели. Одним из главных показателей отношения к трудовой деятельности является показатель удовлетворенности работой. Правильно созданная мотивация позволяет повысить чувство удовлетворенности у сотрудников.

На сегодняшний день психология управления занимает одно из важнейших мест в современном обществе. Она позволяет изучить процессы управления и лидерства в рабочем коллективе, дает знания о процессах внутри коллектива, работающего над одной общей целью. Эта отрасль науки способствует становлению грамотного управляющего состава организации, формированию позитивного микроклимата в группе и созданию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Н.А. Ягунова

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие

Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна быть подчинена осмыслению категорий общего менеджмента, усвоению понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного менеджера является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Попытка понять природу профессиональной работы менеджера вне изучения соответствующего «языка», на уровне бытовых представлений обречена на провал.

Лучшему усвоению и пониманию дисциплины «Управленческая психология» помогут различные энциклопедии, словари, справочники и другие материалы, указанные в соответствующих темах дисциплины.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану

Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемой дисциплине. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий менеджмента, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Работа над основной и дополнительной литературой

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это не только мобилизует внимание, но и способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Записи как бы контролируют восприятие прочитанного. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Таким образом, конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда , требующая от студента активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.

Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения студент определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломного проекта на выпускном курсе.


Самоподготовка к практическим занятиям

При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что та или иная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми курсами. Более того, именно синтез полученных ранее знаний и текущего материала по курсу делает подготовку результативной и всесторонней.

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

4) тщательно изучить лекционный материал;

5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

6) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных положений, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента.


Самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену

Контроль выступает формой обратной связи и предусматривает оценку успеваемости студентов и разработку мер по дальнейшему повышению качества подготовки современных менеджеров.

Итоговой формой контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине «Управленческая психология» является экзамен. Сдача экзамена является ответственным этапом учебного процесса.

Бесспорным фактором успешного завершения очередного модуля является кропотливая, систематическая работа студента в течение всего модуля. В этом случае подготовка к экзамену будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине.

Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.


5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Практические занятия

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.


Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

б) в конце XVIII– начале XIX века

в) в конце XIX – начале XX века

г) в середине XVII века
2. Возникновение психологии управления связано с

а) ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников

б) распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями

в) ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры


3. Управление как самостоятельную деятельность впервые исследовал

а) А. Файоль

б) Ф.-У. Тейлор

в) Аристотель

г) Т. Гоббс
4. Основателем административной школы управления является

а) Д. Мак-Грегор

б) Д. Мак-Клелланд

в) А. Файоль

г) Ф. Фидлер
5. Разделом психологии управления не является

а) Психология лидерства

б) Психология конфликта

в) Психология общения

г) Судебная психология
6. В теории управления переход от «экономического человека» к «человеку социальному» связан с именем

а) Э. Мэйо

б) А. Файоля

в) А. Маслоу

а) Ф. Тейлор

б) Д. Мак-Грегор

в) М. Вебер

г) Э. Мэйо
8. Какой метод исследования психики человека специально разработан для в ыявления его неосознаваемых (или малоосознаваемых) личностных качеств

а) Наблюдение

б) Беседа

в) Проективный метод

г) Эксперимент
9. Какой метод исследования психики человека относится к группе высокоформализованных методов

а) Наблюдение

в) Беседа

г) Биографический метод
10. Социально-психологическим методом, используемым для изучения положения индивида в группе, является

а) Биографический метод

б) Референтометрия

в) Социометрия

1.Психология менеджмента: Учебное пособие / Э.В. Островский; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с. (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)

2. Управленческая психология: Учебник / Д.М. Рамендик. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 256 с.
Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2010. - 319 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)
Тема 1.2. Предмет и объект управленческой психологии
В результате изучения данной темы студент должен знать: объект, предмет, цели психологии управления. Иметь представление о психологических теориях и законах управления.
Начиная изучать эту тему, студент должен понять, что управленческая психология имеет свой, только ей присущий предмет исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Необходимо отметить, что к настоящему времени сложились две точки зре­ния на объект психологии управления. Так, в соот­ветствии с первой, ее объектом являются системы «человек – техника» и «человек – человек», рассмат­риваемые в целях оптимизации управления этими системами. В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только сис­тему «человек – человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой.

Студент должен уяснить, что предметом психологии управления, то есть того, что изучает данная наука, являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного обще­ния в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений. Конкретное проявление предмета психологии управления может быть пред­ставлено в следующих уровнях психолого-управленчес­кой проблематики:

1. Психологические аспекты деятельности руково­дителя.

2. Психологические аспекты деятельности органи­зации как субъекта и объекта управления.

3. Психологические аспекты взаимодействия руко­водителя с членами организации

Следовательно, нужно знать, что предметом психологии управления являются психологические основания деятельности менеджера.

Необходимо сказать, что источниками управленческой психологии являются: а) практика управления; б) развитие психологической науки; в) развитие социологии организаций.

Студент должен знать, что основными теориями психологии управления являются: