Внешнее строение среды жизни и места обитания. Живые организмы, среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Виды живых организмов. Образ жизни и поведение зверей
природе и жизни человека
хоботные
ластоногие
непарнокопытные
зайцеобразные
парнокопытные
насекомоядные
китообразные
каждый отряд описать по плану срочно надо(
Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.
Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?
2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.
3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?
Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.
1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.
2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.
1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.
2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.
3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.
Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.
4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?
Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.
5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?
Уши, глаза, усы.
6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.
Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.
Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.
Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.
Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения .
1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.
2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.
3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.
4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.
5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.
6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.
7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.
8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.
9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.
10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.
Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.
Задание 5. Заполните таблицу.
Разделы: Биология
Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.
Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».
Цели урока:
- Образовательные
:
- изучить общие черты класса млекопитающие;
- сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
- Развивающие
:
- вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
- повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
- Воспитывающие
:
- продолжить умение работать в группе,
- развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.
Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1.
Приветствие учащихся.
2.
Ознакомление с темой урока,
постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3.
Повторение работы с алгоритмом
кубиков: указатели (треугольнички) показывают
ряды (горизонтальные или вертикальные), а
направление стрелок и градусы - угол поворота
рядов кубиков. для облегчения работы каждая
сторона имеет свою цветовую гамму. в случае
путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок
1).
II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний
Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )
ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.
III. Формирование новых понятий, способов действий
1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.
2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).
- млекопитающие имеют второе название «звери»;
- известно около 5000 современных видов зверей;
- распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
- высшие позвоночные животные;
- теплокровные (постоянная температура тела);
- тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
- рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
- размеры от 4 см до 33 метров;
- масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
- обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
- имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
- все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
- высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
- в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;
Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).
Темы проектов:
1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание
шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при
выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами,
лошадьми, козами во время кормежки, изучение
многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во
время беременности, ухаживания за потомством,
поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как
доказательство развития психики»
(исследовательская работа)
IV. Применение новых понятий, способов действий
1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )
– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)
Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:
- 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
- 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
- 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.
В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.
2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )
Выбрать правильные утверждения:
- Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
- Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
- Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
- Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
- Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
- Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
- Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
- Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
- Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
- Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
- На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
- Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
- Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
- Хвост выполняет функцию руля или опоры.
- Звери заселили все среды жизни на планете
3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?
Слайд 2
Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих
Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.
Слайд 3
Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?
Утконос Лошадь Дикобраз Дельфины Летучая мышь Броненосец
Слайд 4
Млекопитающие различаются и по своим размерам.
Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!
Слайд 5
Образ жизни и поведение зверей.
У утконоса детёныш вылупляется из яиц: \\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:
Слайд 6
Образ жизни и поведение зверей:
Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке:
Слайд 7
Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:
1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.
Слайд 8
Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:
Наземно-воздушную Воздушную Почвенную Водную Наземно-водную
Слайд 9
Экологические группы млекопитающих:
Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:
Слайд 10
У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:
Слайд 11
Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.
Слайд 12
Задание:Изучитеособенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:
Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? Чем покрыто тело млекопитающих?
Слайд 13
Слайд 14
Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:
Слайд 15
Строение кожи млекопитающих:
Слайд 16
О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:
Слайд 17
К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:
Рога: Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:
Слайд 18
Строение кожи млекопитающих:
Слайд 19
Когда собаке жарко, она высовывает язык
Слайд 20
Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:
Слайд 21
На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:
Слайд 22
Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.
Слайд 23
Закрепление изученного:
В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Зачем слону большие уши? Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?
Слайд 24
Домашнее задание:
Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.
Посмотреть все слайды