Внешнее строение среды жизни и места обитания. Живые организмы, среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Виды живых организмов. Образ жизни и поведение зверей

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?

Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.

1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.

2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.

1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.

2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.

3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.

Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.

4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?

Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.

5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?

Уши, глаза, усы.

6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.

Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения .

1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.

2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.

3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.

4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.

5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.

6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.

7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.

8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.

Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.

Задание 5. Заполните таблицу.

Разделы: Биология

Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цели урока:

  • Образовательные :
    • изучить общие черты класса млекопитающие;
    • сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
  • Развивающие :
    • вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
    • повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
  • Воспитывающие :
    • продолжить умение работать в группе,
    • развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся.
2. Ознакомление с темой урока, постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3. Повторение работы с алгоритмом кубиков: указатели (треугольнички) показывают ряды (горизонтальные или вертикальные), а направление стрелок и градусы - угол поворота рядов кубиков. для облегчения работы каждая сторона имеет свою цветовую гамму. в случае путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок 1).

II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний

Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )

ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.

III. Формирование новых понятий, способов действий

1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.

2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).

  • млекопитающие имеют второе название «звери»;
  • известно около 5000 современных видов зверей;
  • распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
  • высшие позвоночные животные;
  • теплокровные (постоянная температура тела);
  • тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
  • рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
  • размеры от 4 см до 33 метров;
  • масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
  • обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
  • имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
  • все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
  • высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
  • в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).

Темы проектов:

1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки, изучение многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа)

IV. Применение новых понятий, способов действий

1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )

– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)

Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:

  • 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
  • 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
  • 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.

2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )

Выбрать правильные утверждения:

  • Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
  • Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
  • Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
  • Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
  • Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
  • Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
  • Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
  • Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
  • Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
  • Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
  • На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
  • Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
  • Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
  • Хвост выполняет функцию руля или опоры.
  • Звери заселили все среды жизни на планете

3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

Слайд 2

Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих

Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.

Слайд 3

Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?

Утконос Лошадь Дикобраз Дельфины Летучая мышь Броненосец

Слайд 4

Млекопитающие различаются и по своим размерам.

Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!

Слайд 5

Образ жизни и поведение зверей.

У утконоса детёныш вылупляется из яиц: \\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:

Слайд 6

Образ жизни и поведение зверей:

Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке:

Слайд 7

Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:

1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.

Слайд 8

Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:

Наземно-воздушную Воздушную Почвенную Водную Наземно-водную

Слайд 9

Экологические группы млекопитающих:

Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:

Слайд 10

У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:

Слайд 11

Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Слайд 12

Задание:Изучитеособенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:

Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? Чем покрыто тело млекопитающих?

Слайд 13

Слайд 14

Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:

  • Слайд 15

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 16

    О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:

    Слайд 17

    К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:

    Рога: Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:

    Слайд 18

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 19

    Когда собаке жарко, она высовывает язык

  • Слайд 20

    Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:

  • Слайд 21

    На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:

    Слайд 22

    Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.

    Слайд 23

    Закрепление изученного:

    В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Зачем слону большие уши? Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?

    Слайд 24

    Домашнее задание:

    Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.

    Посмотреть все слайды