Египетские фараоны: имена, династии, исторические факты. Цари Египта: список, история, интересные факты и особенности

За каждым древнеегипетским правителем скрывается своя неповторимая история, включающая невероятные достижения, падения и многочисленные перемены. При вхождении на трон следующего фараона отсчет времени всегда начинался по-новому, ознаменовывая следующую эру. Большое количество самых знаменитых фараонов Древнего Египта принадлежало к Новому царству – эпохе, когда древнеегипетская государственность расцветала в полную силу, и правили три династии фараонов (18,19 и 20). Так кто же он – самый знаменитый фараон Древнего Египта? Можно присвоить такое звание трем фараонам, которые действительно отличились определенной деятельностью в период своего полноправного управления.

По мнение крупнейших египтологов, Аменхотеп IV (Эхнатон), относящийся к восемнадцатой династии, является самым знаменитым фараоном Древнего Египта. Этот правитель оставил заметный след в египетской истории и даже всего человечества. Временем вступления его на трон считается примерно 1351 год до нашей эры. Совершать великие дела Эхнатону довелось 16 лет.

Он прославился тем, что стал автором религиозной реформы, а также организатором культурной и общественной революций. Этот самый знаменитый фараон Древнего Египта верил в бога Атона, а потому ввел его культ и даже построил новую столицу Ахетатон (севернее Фив).


Столица, построенная Аменхотепом IV, находилась в местности под названием Телль аль-Амарна. По названию данной местности время, когда правил этот фараон, было названо «амарнским». Отличается данное время правления расцветом изобразительного искусства и переходом к подлинному реализму.


Ученые отмечают, что Аменхотеп IV был не только прирожденным реформатором, но еще и обладал поэтическим даром, благодаря чему ему удалось создать философскую концепцию мира в теологической форме. Женой Аменхотепа IV была Нефертити, известная как очень красивая царица. Сегодня весь мир может любоваться скульптурой Нефертити, которая была создана в удивительном исполнении невероятной правдивости (хранится в Берлинском музее).

Тутанхамон

Это имя фараона, наверняка, известно многим. Тутанхамон, так же как и Эхнатон, принадлежит к восемнадцатой династии правителей Египта. Конечно, ничем особым он не прославился. Правда, может быть лишь тем, что отменил реформы Аменхотепа IV. Наверняка, для окружающих его людей, такое решение было долгожданным, поскольку умершего в 18-летнем возрасте Тутанхамона похоронили с особыми почестями.


О жизни этого фараона имеется мало сведений, поэтому ученые пытаются найти многие ответы на вопросы, их мучающие, и раскрыть тайну жизни Тутанхамона. До момента принятия титула правителя он носил имя Тутанхатон (в честь бога Атона). Но в 9-летнем возрасте, став верховным правителем Египта, он сменил имя. После вступления на престол состоялась свадьба Тутанхамона и 13-летней дочери Аменхотепа IV и Нефертити (Анхесенпаатен, впоследствии тоже изменившей свое имя на Анхесенамун).


Скорее всего, самым знаменитым фараоном Древнего Египта он стал уже за счет того, что гробница его была найдена исследователями в 1922 году, причем абсолютно в нетронутом виде. А это считается довольно редким явлением, ведь многие найденные учеными гробницы известных фараонов были изрядно разграблены.

Еще одним из величайших фараонов считается Рамсес II (Рамсес Великий), принадлежащий девятнадцатой династии фараонов. Время его правления составило 66 лет. За этот период он построил множество городов и храмов – до него ни один правитель не смог сделать подобного. При нем развивалось храмовое зодчество.


Особыми признаны храмы, которые вырубались в скалах (за что они стали называться пещерными или скальными). Наиболее известным среди храмов, построенных при Рамсесе II, считается погребальный храм в Фивах – Рамессеум. Также Рамсес II посвятил один из небольших храмов своей любимой жене Нефертари – это строение создано в скале Абу-Симбел.

Имя «фараон» стало определением носителя верховной государственной власти только в эпоху Нового царства. До этой эпохи древнеегипетская транскрипция «per-oa» (искаженная древнегреческая («φαραώ») дословно означала «Великий дом». Однако еще задолго до наступления новых времен Яхмеса I, Тутмоса и Аменхотепа III египетские правители имели всеобъемлющую власть, которая позволяла вести захватнические войны, содержать в повиновении армии рабов, сооружать циклопические монументы и грандиозные усыпальницы. Это производило достаточно сильное впечатление на окружающих. Многие жители дельты Нила и послы других государств считали, что фараон в Древнем Египте – это материализовавшаяся в плоть одна из ипостасей древнеегипетских богов.

Значение фараона в Древнем Египте

Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога, то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей. В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. При этом атрибутике достоинств фараона была весьма разнообразна и обширна. Любой атрибут одежды египетского царя помимо чисто унитарной функции носил и смысловую.
Роль не чисто управленческая или военная, но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина (Рамсес, Эхнатон, ) запрещалась. Наиболее употребительным, расхожим было определение — «жизнь-здоровье – сила».
Лишь немногим египтянам удавалось увидеть земное воплощение всевышнего воочию. Даже приближенные вельможи подбирались к фараону, ползя на коленях и преклонив голову. Умерший фараон должен был воссоединиться со своим божественном сообществом и его небесная жизнь, как и земная должна проходить в роскоши. Фараон в загробном мире должен иметь все необходимое что его окружало в земной юдоли. Именно этим объясняется богатство и разнообразие погребальной утвари.


Первые фараоны Древнего Египта

Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык») и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.


Имена фараонов Древнего Египта

Как и все обряды Древнего Египта, одежда верховных правителей и имена египетских фараонов носили налет сакральности. Используемые в современной литературе имена скорее прозвища (если не сказать «клички») фараонов Древнего Египта. Личное имя, пишущееся одним иероглифом будущий правитель получал при рождении. При назначении его наследником престола Верхнего и Нижнего Царства, впереди личного имени обязательно делалось уточнение – «сын Ра». Если на престол вступала женщина, то приставкой служило определение «дочь Ра». Первой «фараоншей» удостоившейся такого титула была царица Мернейт («Быть любимой»). По дошедшим до нас сведениям она была женой или фараона Джета (Уэнефеса) или Джера (Хор Хвата).
При вступлении фараона на престол ему присваивалось тронное имя. Именно эти имена отображались в картушах, благодаря которым Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Кроме этих двух имен фараон мог именоваться Золотым именем, именем по Небти и Хоровым имени (именем Хора).

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся

Первая (I) династия Египта стала первоначальной в истории правления, поэтому ее относят к Раннему царству. Первая династия занимала временной промежуток примерно в 2 столетия. Первой столицей царства принято считать Тин (Тинис), первым фараоном-правителем - Нармера. Последующих фараонов первой династии считают первооснователями всех царских традиций, так как именно за время их правления были открыты важные знания и умения:

  • летоисчисление (годы, месяцы, дни);
  • письменность (фиксация определенных событий на пергаментах и изделиях);
  • зарождение войска;
  • строения из камня (гробницы, статуи);
  • торговые отношения с соседними странами.

Фараоны первой династии

Первая династия правила в третьем тысячелетии до нашей эры. Истории известно около десятка фараонов, которые оставили свои имена на найденных артефактах.

Нармер . Первый фараон первой (или нулевой) династии Раннего Царства (так считают многие источники). Отличился тем, что за время его правления якобы произошло объединение Древнего Египта. Приблизительный период его правления - конец 32 века до нашей эры.

Его имя отсутствует в царских списках, что усложняет его подлинную идентификацию и место среди других правителей. Есть предположение, что Нармер является отцом Менеса, но многие отождествляют его с ним. После себя оставил множество памятников истории, которые хранятся в разных музеях мира и частных коллекциях.

Менес . Еще один представитель правителей Древнего Египта, которого считают первым фараоном первой династии Раннего Царства. Его имя упоминается неоднократно греческим автором Геродотом как Мина или Менни. Вторым его именем является Хор-Аха , но о том, какое из них было правильным, до сих пор есть споры. Также не исключено, что Хор-Аха и Менес - это абсолютно два разных человека. Его имя также не найти в царских списках.

Датой его правления считается период около 3050 года до нашей эры. Менесу присваивают заслуги по основанию египетской государственности, так как он объединил Верхний и Нижний Египет. Фараона Менеса также считают хорошим военачальником, так как он шел с войнами на ливийцев, после чего покорил их и собирал дань.

При его правлении было сооружено несколько гробниц, которые отличались между собой как местом расположения, так и масштабами. Сам он погребен в Абидосе. Хотя есть доказательства, что у него было две гробницы - она на юге, а вторая на севере. Чтобы олицетворять полную власть над Египтом.

Джер . Его имя расшифровывается как «защитник» или «сильный». Фараона относят к первой династии Раннего царства. Судя по сохранившимся изображениям на глиняной печати, где он изображен в двух коронах (Верхнего и Нижнего Египта), означает, что он властвовал над всем Египтом. Предположительно был на престоле около 47 лет. Период - с 2870 по 2823 до нашей эры.

Джер - это неполное имя фараона, а лишь часть. Дословно можно перевести как «хват». Его имя не сохранилось в царском списке, поэтому есть разные теории о том, в какой именно отрезок времени было его правление.

Фараон был хорошим завоевателем и продолжал войны в Нубии, которые начинал еще фараон Менес (Хор-Аха). За время его царствования продолжалось укрепление Египта, развивалось искусство, ремесло, ювелирное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в гробницах. Их было как минимум две, в которых находили упоминания о фараоне Джер.

Джет . Считается третьим (четвертым) фараоном первой династии Раннего царства. Имеет множество имен, какое из них наиболее достоверное - неизвестно. Это Уаджи, Зет, Уджат, Уадж, Уэнефес. Даты его правления примерны, но определяют около 2980 по 2920 до нашей эры.

Правление Уаджи не сильно освещено в истории Египта, так как об этом фараоне очень мало осталось упоминаний. Но известно, что его гробница была очень скромной, находится в Абидосе. В Саккаре якобы также у него есть более роскошная гробница, в которой были найдены глиняные изделия с его именем.

Мернейт . Первая правительница Египта, которая имела женский пол. Относится также к первой династии Раннего царства Древнего Египта. Предположительно могла быть супругой фараону Джету или Джеру. По другим источникам - дочь царя Джера.

Допустимо, что правила она совершенно недолгое время, так как данных об этом практически нет. Доказательством ее власти есть только лишь две найденные гробницы в Саккаре и Абидосе. Погребена она была по всем традициям Раннего царства - с другими людьми, которые, видимо, были принесены в жертву.

Ден . Второе имя царя Дена - Удиму. Правил он предположительно с 2870 по 2820 года до нашей эры. Фараона Дена можно найти в Абидосском списке.

Ден носил двойную красно-белую корону, которая символизировала объединение Египта. Вел войны с кочевниками на Синайском полуострове. Его матерью считается Мернейт, так как была найдена ее гробница, которая располагалась недалеко от Дена. Отличился от предшественников гробницей, которая находилась на земле, а не под ней.

Аджиб . Является следующим фараоном первой династии Раннего царства Древнего Египта. Точной продолжительности его правления не установлено, но есть вероятность, что это 2925-2900 года до нашей эры. Хотя мнения о том, что это был промежуток в 9 лет также отбрасывать не стоит. Имя Аджиб в некоторых упоминаниях является как Анеджиб.

Погребен в Абидосе, где захоронены и другие цари. Отличается небольшими масштабами и гробница сделана из грубого кирпича. Считается, что именно эта гробница является первоначальницей традиции захоронения в пирамидах.

Семерхет . Правил он недолго, около 9 лет с 2900 по 2890 года до нашей эры. Он есть в Абидосском списке под именем Семсу. А многие источники называют его как Ири-Нечер, Семсем, Семемпсес. Оставил после себя многочисленные артефакты. В его гробнице были найдены сосуды, которые принадлежали не ему, поэтому возникали подозрения, что его правление было нелегитимным. Пытался сохранить торговые отношения с другими странами, хотя при правлении фараона Семерхета они значительно оскудели.

Каа . Многие историки называют фараона Каа последним правителем первой династии. Его существование датируется приблизительно в 2890 годы до нашей эры. Его имя содержится в Абидосском списке как Кебех, в Саккарском списке и Туринском папирусе как Кебху. Также были и другие имена - Сен, Ка-а, Сехетеп. Во время царствования Каа Египет продолжал развиваться как экономически, так и с военной стороны. Каа возвел в Абидосе крупную мастабу, которая была внушительных размеров. Также внутри захоронения были найдены сокровища - золото, посуда.

Сенеферка . Фараон Сенеферка по данным раскопок был правителем в конце существования первой династии Раннего Царства. Периодами правления может быть как года 2660 г. до н. э. или 2850 г. до н. э. Оставил после себя скудное наследие. Упоминания о нем встречаются лишь на некоторых фрагментах посуды. За время его правления продолжалось развитие военной отрасли, летописи, торговых отношений, продолжалось орошение долины Нила.

Птица . Подлинность его имени находится под большим сомнением. Но, тем не менее, его расшифровывают как Хор-Ба, Хор-Са, Хор-Геб. Время предположительного правления с 2663 по 2639 год до нашей эры.

Есть вероятность, что местом его захоронения был Мемфис. После себя он практически не оставил культурного наследия. Хотя и были найдены произведения искусства и ремесла. За время правления активно развивался политеизм. Религиозные обряды и поклонения обретали все больше значения для египетского народа.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Фараоны

Имена фараонов

Фараон современное название царей Древнего Египта.

Обычным наименованием египетских царей было выражение "принадлежащий Тростнику и Пчеле", то есть Верхнему и Нижнему Египту, либо просто "повелитель обеих земель".

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. Существовали эпохи Древнего царства, Среднего царства и Нового царства. Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей , состоящий из пяти имён :

Хорово имя

Небти-имя (было связано с богинями покровительницами Египта Нехбет и Уаджит)

Золотое имя (золото в египетской культуре ассоциировалось с вечностью)

Тронное имя (принималось при вхождении на трон)

Личное имя (давалось при рождении, в надписях предварялось титулом "сын Ра").

Имена фараонов

Аджиб

Адикаламани

Актисанес

Алара

Аманисло

Аманитека

Аманиторе

Амасис II

Аменмес

Аменхотеп

Амиртей II

Аналмаи

Анламани

Апопи I

Априй

Ариамани

Ариканкарер

Аркамани I, II

Арсес

Артаксеркс I, II, III

Аспелта

Атланерса

Ахорис

Ахратан

Бардия

Баскакерен

Бихерис

Бокхорис

Венег

Гаумата

Горсиотеф

Дарий I, II, III

Джедефра

Джедкара II Шема

Джедкара Исеси

Джер

Джосер

Дудимос I

Имичет

Иниотеф II

Ири-Хор

Итиеш

Какаура Иби I

Камбис II

Камос

Каркамани

Кашта

Ксеркс I, II

Маат

Меленакен

Менес

Менкара

Менкаухор

Ментухотеп I, II, III, IV

Менхеперра

Меренра I, II

Меренхор

Мерибре

Мерикара

Мернейт

Мернофера Аиб

Накринсан

Нармер

Насахма

Настасен

Натакамани

Небереау I

Небефаура

Небкара Хети

Нектанеб I, II

Неферефра

Неферит I, II

Неферкара I - VII

Неферкасокар

Неферкаура

Неферкаухор

Неферкахор

Неферхотеп I

Нехо I, II

Никара I

Нинечер

Нитокрис

Ниусерра

Нихеб

Нубнефер

Осоркон I, II, III

Пами

Пе-Хор

Пелха

Пентини

Перибсен

Петубастис I

Пианкалара

Пианхи

Пинеджем I

Пиопи I, II

Псамметих I

Псаммут

Псусеннес I, II

Птах

Птолемей I - XV

Рамсес II - VIII

Ранеб

Сабракамани

Сакхмакх

Санахт

Сахура

Себекхотеп I -VII

Сека

Секудиан

Семенра

Семенхкара

Семерхет

Сенебкай

Сенед

Сенеферка

Сетнахт

Сехемкара

Сехемхет

Сиамон

Сиаспика

Смендес

Снофру

Согдиан

Таа II Секененра

Такелот I, II, III

Талакамани

Тамфтис

Танутамон

Таусерт

Тахарка

Тахос

Тети

Тефнахт I

Тутанхамон

Тутмос

Уаджи

Уаджкара

Угаф

Унегбу

Унис

Усеркара

Усеркаф

Усермонту

Хаба

Хабабаш

Хасехемуи

Хат-Хор

Хафра

Хеджу-Хор

Хенджер

Хеопс

Херихор

Хети I, II, III

Хиан

Хоремхеб

Хуни

Шабака

Шабатака

Шепсескара

Шепсескаф

Шеракарер

Шешонк I -III

Якубхер

Яхмос I

Яхмос-Нефертари

Яхмос-Ситкамос

Мифические правители

Птах

Осирис

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

Фараоны. Имена фараонов

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги: