Семь смертных грехов описание добавить свою цену в базу комментарий. Вот те добродетели, которыми побеждаются смертные грехи О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

В христианстве выделяют семь добродетелей человека. Любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение.

Рассмотрим каждую из них в отдельности и дадим описание.

Любовь

Любовь – это царица добродетелей. Это самая высшая добродетель. Христианская любовь - дар Духа Святого, по своей сущности – обожение человека, по форме - жертвенное служение. Заповедь Господа - любовь к Богу и ближним.

Игнатий Брянчанинов

Вот как описывает эту добродетель свт. Игнатий Брянчанинов:

«Изменение во время молитвы страха Божия в любовь. Верность Господу…Мир Христов. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем ровная…»

Любовь - это царица добродетелей

Кротость

Кротость (от слова укрощение) – это незлобивый и отходчивый нрав человека.

Господь Иисус Христос сказал:

«Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» и «Блаженны кроткие ибо они наследуют землю».

Последнее высказывание действительно сбывается. Потому как кроткие христиане наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Хотя могли бы быть истреблены яростью язычников. Значение этих слов Господа можно также истолковать как наследие вечных благ в Царствии Небесном, на земле живых.

Такой человек ничем не возмущается, не гневается, не мстит, но терпеливо переносит обиды, укоризны и снисходительно относится к недостаткам ближних. Это поистине Божественное качество. Укрощение человека самого себя – одна из задач, которая стоит перед каждым крещеным.

Кроткие наследуют землю

Нестяжание

Эта добродетель входит в один из трех монашеских обетов. Можно сказать что нестяжание это бескорыстие, отсутствие жадности, страсти к накоплению и богатству, а также отсутствие пристрастия к каким-либо вещам, ненависть к роскоши, любление нищеты евангельской.

Нестяжательный человек всю надежду возлагает на Бога, и не заботится что есть и пить и во что одеться. Потому то и Господь заботится о нем. Свои деньги он раздает нищим, довольствуясь лишь самым необходимым. Его главное сокровище это стяжание Царствия Небесного.

Богатый человек становится многопопечительным, вовлекается в круговорот суеты. Все его мысли заняты о том, как приумножить, сохранить или потратить земные средства. Его ум уже не занят Богом и вечной жизнью. Чем больше готов человек отдать своего имущества, тем меньше он от него зависит.

Говорит ему Иисус:

(Матф. XIX. 21)

аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене.

Христианин всегда богатеет в Бога, раздавая, он больше получает, попирая страсть к богатству. Привязанность к вещам не дает всецело доверится Богу и привязаться к Нему. Эта добродетель также дает человеку небывалую свободу. Она освобождает от страха потерь и ненужных забот, давая человеку много времени для духовного занятия.

Главное сокровище - стяжание Царствия Небесного

Целомудрие

“Всякий любящий чистоту и целомудрие становится храмом Божиим.”

(апостол Павел)

Целомудрие – цельное мудрование, цельность души, уклонение от блуда, развратных мыслей и цельный, незамутненный взгляд на лиц противоположного пола, чистота души и тела. Целомудрие это когда все силы души соединены воедино Духом Божиим.

Эта добродетель не только у монахов. Живущие в браке также могут иметь чистые целомудренные отношения. В церковном браке происходит соединение двух личностей – супругов, на всех уровнях: духовном, душевном и телесном.

Святость брака затрагивает и интимную сторону отношений, которые должны быть воздержанными, то есть плотская сторона не преобладает, а лишь дополняет союз. Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями.

Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин говорил о целомудрии:

Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше – девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод – молитву.

Кто достиг этой добродетели, тот имеет чистоту помыслов, чувств.

Воздержание

Эта добродетель завершает список плодов Духа у апостола Павла. Это способность управлять своими страстями и держать их в узде, удержание от излишнего употребления пищи, хранение постов. Воздержание это начало духовной жизни. Оно может быть душевным и телесным.

Посты соблюдаются православными христианами 4 раза в год. Как влияет на духовную жизнь употребление пищи?

Человек, имеющий пресыщение легкосклоняется ко греху. Но помимо телесной составляющей поста должно быть и душевное воздержание от грехов и страстей. Сей род изгоняется только молитвой и постом сказал Господь.

Поэтому так важна добродетель воздержания. Она дает исцеление душе. Грехопадение началось именно из-за нарушения заповеди воздержания.

Воздержание - исцеление души

Смирение

Смирение – это одеяние Божества.

Иоанн Лествичник

Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища. Смирение – это трезвое видение самого себя. Оно может проявляться по отношению к Богу как видение своих грехов, стремление подчинить свою волю воле Божией.

Смиренным Бог дает благодать.

По отношении к человеку эта добродетель проявляется как отсутствие гнева, видение других превосходнее себя во всем, простота и прямота.

Эта добродетель заключается в познании таинства, сокровенного в Кресте Христовом.

Смиренным Бог дает благодать

Трезвение

Трезвение - причина чистоты сердца, а поэтому и причина Боговидения.

Трезвение – сокровенное познание Божественных Таин, исполнение всякой заповеди. Это постоянное бодрствование, хранение себя от многоспания, праздности, любовь к нощным бдениям, поклонам, подвигам.

Трезвение заключается во внимательной, нерассеянной духовной жизни, стремлении очиститься от греховных мыслей и чувств. Трезвение есть и лествица к созерцанию. Для успешного прохождения духовной жизни эта добродетель очень нужна. Она помогает видеть и отсекать вражии прилоги и чисто молиться.

Трезвение - причина Боговидения.

7 грехов и их толкование

Мы рассмотрели семь благодетелей, теперь перечислим рассмотрим

7 основных смертных грехов. Грехи и добродетели связаны друг с другом. Определенная добродетель побеждает определенный грех. Далее в таблице показано как греху противостоит добродетель.

Таблица грехов и добродетелей

Гордость

Эта страсть называется матерью всех грехов. Гордость – наиглавнейшая страсть, которая выражается в отвержении Бога и презрении ближних.

Является наиболее опасной, поскольку сразу не видима как радиация. Это болезнь духа, и она не находится в чувственно-воспринимаемом мире.

Оттенки или подвиды этой страсти таковы: надменность, самолюбие, высокомерие, нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей.

Гордость тянет человека к наслаждению своим падшим я.

Тщеславие

Тщеславие – это высокомерное стремление к тщетной славе, почитанию. Тщетная, потому что земная. Такая слава преходяща и заканчивается. Она ничто в сравнении с той которую Господь уготовал любящим Его.

Эту тонкую страсть называют дочерью гордости.

Уныние

Уныние – беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа.

Этой страсти особенно подвергаются монахи. Проявляется как безучастность к молитве, богослужению, нерадение, охлаждение к подвигу, угашении ревности к вере.

Гнев

Гневающийся убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве.

Эта страсть имеет много оттенков: раздражительность, вспыльчивость, ярость, злопамятство, желание мести, непрощение обид, страстные споры, ненависть, презрение, неприязнь, возмущение. В своем развитии этот грех приводит к крику, колким словам, ударам, толканиям и убийству.

Сребролюбие

Сребролюбие есть нарушение второй заповеди, поклонение богатству.

Этот грех заключается в любви к деньгам, страсти к накопительству, ненасытном увеличении земных благ.

Есть множество его подвидов: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие.

Любодеяние

Любодеяние – принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медленнее в них, блудные мечтания и пленения. К этой страсти также относиться супружеское невоздержание и измены.

Чревообъядение

Разновидности данной страсти таковы: объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания.

Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя.

Картинка из интернет.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ КАЖДОМУ!!!

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет следующее:::
7 (семь) смертных грехов и противоположные им 7 (семь) добродетелей.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.

2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд. (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом:"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился "на вся дни светло" (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи вопиющие к небу:
Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям
1. Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
****
812. СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ.

Не будь Блудливым и Высокомерным,
От Зависти и Алчности беги,
Не Унывай, не стань Чревоугодным,
А Гнев в себе для ада сбереги.
---

Земные мытарства и тяжбы народа,
Дрожит и луна средь небесных светил,
Шуршащее время нам дарит природа,
И листья осенние мнёт Гавриил.

Попасть бы уже в тридевятое царство,
Пожрать бы от пуза, Гульнуть да Блуднуть,
Но вы уж простите моё святотатство –
Надо судьбу мне хоть как-то замкнуть.

Только беда мне с Гордыней и Злобой -
Что-то никак не селились в душе,
Лень встречи ждать мне опять со зазнобой,
Но улетаем в крутом вираже.

Думайте, братцы, грехи ваши смертны,
Только душа ведь бессмертна у нас!
Все мы, конечно, в судьбе своей вольны,
Только всем сердцем болею за вас!

Нет отдельных грехов, и нет отдельных добродетелей. Всякое доброе дело влечет за собой другие добрые дела, стоит только начать. За что бы ни взялся, начнешь движение и не сразу остановишься.

Молитва побудит к примирению с обидчиками и к милостыне. Пост поможет ощутить силу Писания и тайный яд, скрытый в пустых удовольствиях. Чувства, закрытые для праздных звуков и зрелищ, помогут помыслам собраться воедино, как лучам – в линзе, и согреют сердце и родят внимательную молитву. Любое святое дело, как цепь, потянет за собой другое, и этой цепью корабль души поднимет якорь и медленно тронется в путь, постепенно набирая скорость.

Так же дело обстоит и с грехами. Бесы не ходят в одиночку, но влекут за собою «семь злейших себя». И влекут до тех пор, пока не будет имя им «легион».

Поэтому никто на суде не будет осужден за один лишь грех. Нет такого грешника, который совершил бы только одно прегрешение. Если было одно согрешение заметное, значит, были десятки грехов тайных, незримых, накапливающихся, подводящих мало-помалу к явным отступлениям. Были и потом бесчисленные последствия, как круги на воде, расходящиеся в разные стороны от согрешившего человека.

Внимательное отношение к греху и ответственности заставило Ф.М. Достоевского сказать, что «всяк перед всеми виноват». Это совершенно истинные, Евангелием рожденные слова, а кто ощутил их, тот начал вырываться из невидимого плена, в котором находится нераскаянное человечество. «Если бы я был лучше, лучше было бы не только мне, но и всем, кто рядом, и даже всем вообще, – так может думать всякий человек. – И от внутренних страданий не исцелится человечество, пока я не начну возделывать тот небольшой кусочек Вселенной, который отдан под мою опеку».

Этот «кусочек Вселенной» есть душа человеческая и ее внутренний мир, который дороже и больше всего остального мира. Несмотря на то, что Земля – песчинка в немыслимо огромных пространствах космоса, несмотря на то, что человек – песчинка на поверхности Земли, внутренний мир человека шире и глубже, а главное – дороже в глазах Божиих, чем весь огромный мир. Никакой галактике и никакому огромному скоплению звезд не сказал Господь: «Я буду жить у тебя, и ты удержишь Меня». А людям Бог сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

И может показаться, что мы проповедуем эгоизм и индивидуальность, раз подчеркиваем такое достоинство отдельной души. Но это лишь «может показаться», как «показалось» и привиделось христианам на Западе противоречие между верой и знанием, между оправданием от дел и от веры.

На самом деле все, что происходит в Церкви, и все, ради чего существует Церковь, направлено на отдельную душу таким образом, что благое воздействие неизбежно выйдет за рамки одной души и коснется многих и продолжит действие в ускользающих от взора далях даже до Страшного суда.

Вот в некоторой семье родилось дитя, и родители собрались его крестить. Выбрали крестных и получили их согласие стать для младенца восприемниками. Вот священник, к которому обратились будущие крестные, не отнесся формально к своим обязанностям и удержал будущих крестных для беседы. Он рассказал им о смысле таинства и особенно подробно об искупительном страдании Богочеловека и о Его Воскресении. Он, по сути, своими словами пересказал то, что будет читаться в апостольском чтении крещения, но что неизбежно ускользнет от сознания, если подробно не растолковать человеку смысл прочитанного.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3–4).

Эти слова объяснил священник и умилил сердца собеседников. Они думали, что услышат, сколько взять денег, какой купить крестик и когда прийти, а они услышали простые слова, западающие в самую глубину сердца и рождающие слезы.

И вот смотрите, братья. Еще ничего доброго или злого не сделал ребенок. Еще он только родился, а мы лишь только приготовились его крестить. Но уже будущее крещение младенца родило проповедь о Христе, и уже умягчились сердца взрослых, и уже в ком-то окрепла, а в ком-то и родилась вера! Ребенок фактом рождения и будущего крещения приводит к вере взрослых людей, имеющих его крестить! Не чудо ли это?!

А разве не то же ли происходит во всяком таинстве и во всяком молитвословии? Смерть одного человека не заставляет ли молиться многих? Не набрасывает ли смерть одного на многих узду воздержания и страха, узду отвращения от суеты и глубокого раздумья? Набрасывает. Даже посреди своей немощи и беспомощности один спасает многих. Таков закон. И там, где не видно рати, выстроенной на битву, дело не в том, что «не видно рати». Дело в том, что не нашлось там кого-то одного, вокруг которого сплотилось бы войско.

Всегда сначала нужен кто-то один. Именно потому нужен один, что он никогда одним не останется. Придет со временем и второй, и третий. К Антонию Печерскому придет Феодосий. К Кузьме Минину присоединится князь Пожарский. Андрей Первозванный позовет своего старшего брата.

Слабость, если Бог благословит, сумеет превратиться в силу, и наоборот: рыбаки посрамят философов, имена царей сотрутся из памяти.

Важно только знать, что всякий труд и всякое – кажущееся незаметным – усилие очень важны. Важно победить лень и встать рано, чтобы не опоздать на службу. Важно заметить приближение греха и не тогда начать борьбу, когда он уже сел тебе на плечи, а раньше, на стадии льстивого и вкрадчивого шепота. Есть тысячи важных вещей, которые по отдельности столь малы, что мы склонны не придавать им значения. Но собранные вместе, они приобретают ту же силу, которой отличается прочный канат, сплетенный из слабых по отдельности волос.

Если мы пренебрежем этими простыми истинами, враг победит нас, поскольку он этими истинами не пренебрегает. Он прекрасно знает, что человек не станет творить большое зло, пока не оплетется по рукам и ногам мелкой ложью и «повседневными» грехами. Он также знает, что на дно одинаково потащит человека и один большой камень, и мешок песка. Поэтому он без устали подсыпает в нашу рабскую ношу мелкий песок «небольших грехов», напевая при этом песенку о том, что «это не страшно».

Нам в посту предстоит прозреть. Обязательно нужно прозреть прежде, чем вступить в борьбу. Слепой борец будет лишь бить воздух и быстро выбьется из сил. Поэтому и Бог говорит нам: «Глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3: 18).

Покаянная слеза – вот имя «глазной мази», от которой приобретается духовное зрение. Это тот подарок, который надо у Бога смирено выпрашивать. Если этот подарок придет, он не останется один, но приведет с собой и другие, не менее ценные подарки. Ведь мы сказали вначале, что нет отдельных грехов и отдельных добродетелей.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»
.
(1 Кор. 13, 4-7)

Св. Игнатий (Брянчанинов) перечисляет добродетели, противостоящие осуждению:

«Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божии, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, при чем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся, превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной для неба. Презрение всего, что в человеке высоко и мерзость пред Богом. Оставление словооправдания. Молчание пред обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие, или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

Любовь

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостью духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения…

Конец бесконечен!»

Мы не можем не видеть греха, не признавать его преступлением закона Божия, злом, но при этом нам надо отделять грех человека от самого человека, от его бессмертной души, созданной Богом, и, ненавидя грех, надо любить человека, как образ Божий.

Святые отцы учат видеть грех как нечто чуждое созданию Божию , относиться к греху ближнего, как к его болезни, немощи и несчастью.

Авва Дорофей говорит о добродетели христианской любви:

«Итак, если бы, как я сказал, мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его. Как рыбаки, когда закинут уду в море и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьётся, то не вдруг сильно влекут её, ибо иначе прервётся вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу притягивают её; так и святые долготерпением и любовию привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая безобразного сына, не только не гнушается им и не отвращается от него, но и украшает его с любовию, и всё, что ни делает, делает для его утешения; так и святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви Христовой.

Что сделал святой Аммон , как однажды братия пришли к нему в смущении и сказали ему: «Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата в келлии женщина» ? Какое милосердие показала, какую любовь имела святая оная душа! Понявши, что брат скрыл женщину под кадкою, он пошёл и сел на оную и велел им искать по всей келлии. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: «Бог да простит вас». И так он постыдил их, утвердил и оказал им великую пользу, научив их не легко верить обвинению на ближнего; и брата оного исправил, не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашёл удобное к тому время. Ибо, выслав всех вон, он взял его за руку и сказал ему: «Подумай о душе своей, брат». Брат сей тотчас устыдился, пришёл в умиление и тотчас подействовало на душу его человеколюбие и сострадание старца.

Итак, приобретём и мы любовь, приобретём снисходительность к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного злословия, осуждения и уничижения, и будем помогать друг другу, как своим собственным членам. Кто, имея рану на руке своей, или на ноге, или на другом каком члене, гнушается собою или отсекает член свой, хотя бы он и гноился? Не скорее ли очищает он его, омывает, накладывает на него пластырь, обвязывает, окропляет святой водой, молится и просит святых помолиться о нём, как сказал и авва Зосима? Одним словом, никто не оставляет своего члена в небрежении, не отвращается от него, ни даже от зловония его, но делает всё для того, чтобы излечить его. Так должны и мы сострадать друг другу, должны помогать друг другу, сами и посредством других сильнейших, и всё придумывать и делать для того, чтобы помогать и себе, и один другому; ибо мы члены друг друга, как говорит Апостол: «Такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди» (Рим. 12, 5), и: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди » (1 Кор. 12, 26).

И чтобы вам яснее понять силу сказанного, предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называет центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга - Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом . Господь Бог да сподобит нас слышать полезное и исполнять оное; ибо по мере того, как мы стараемся и заботимся об исполнении слышанного, и Бог всегда просвещает нас и научает воле Своей. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

"Что значит сказанное Апостолом: «воля Божия благая и угодная и совершенная ?» (Рим. 12, 2). Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: «Аз Господь Бог, устроивый свет и сотворивый тму » (Ис. 45, 7). И еще: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори » (Ам. 3, 6). Злом здесь названо всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поелику есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.

Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное - вот воля Божия благая".

Св. прав. Иоанн Кронштадский учит любить всякого человека как образ Божий:

«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна - образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией » (Рим. 3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи «на Господа заботы твои » (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот - изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).

Помни, что человек - великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости - различные страсти и неблаговидные поступки - как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать ... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов » (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).

Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывае т (1 Кор. 13, 7)».

Преподобный Никон Оптинский:

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки . Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Протоиерей Михаил Воробьев:

Но вот образ Божий в нас — это святыня. И беречь его в себе, очищая от этих самых наслоений, и любить — это долг христианина. Говорит ли что-то об этом Священное Писание? Да, говорит. Причем не в общем смысле — возлюби образ Божий в себе, что для многих было бы непонятным, а то и соблазнительным, а вполне конкретно. Если Бог — это Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9), то и человек получает заповедь хранить этот свет в себе: Вы — свет мира…Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14, 16). Если Бог — это Разум, то и человек получает заповедь будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Если Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), то и вечно новую заповедь оставляет Господь: да любите друг друга; как Я возлюбил вас… (Ин. 13, 34)

Преподобный Амвросий Оптинский:

Если будешь принимать людей Бога ради , то, поверь, все будут к тебе хороши.

Игумен Никон (Воробьев):

Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их , в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке.

Древний патерик даёт нам пример спасающего действия истинной любви:

Авва Пимен, когда пришел на жительство в страны Египта, то довелось ему жить подле брата, имеющего жену. Старец знал это, но никогда не обличал его. Случилось жене родить ночью, и старец, узнав об этом, призвал к себе меньшего брата и сказал: возьми с собою один сосуд вина и отдай соседу, ибо он теперь нуждается в этом. А братия не разумели его поступка. Посланный сделал так, как повелел ему старец. Брат, приняв это на пользу и покаявшись, через несколько дней отпустил жену, наградив ее на случай нужды, и сказал старцу: отныне я каюсь! И, ушедши от него, выстроил себе поблизости келью, и из нее входил к старцу. Старец наставлял его на путь Божий и «приобрел его » (сравн. Мф. 18, 15).

Протоиерей Георгий Нейфах пишет, как важно не смешивать естественную ненависть ко греху с греховной ненавистью к ближнему, которая исцеляется лишь любовью:

«Когда мы ненавидим зло в себе - это однозначно хорошо. Чем сильнее ненавидим, чем сильнее мы испытываем к нему ненависть, тем спасительнее это состояние. Здесь мы можем не знать ни меры, ни осторожности. Огонь этого гнева мы можем раздувать со всей силы своих легких. Только, к сожалению, плохо горит. Когда же мы испытываем гнев против мирового зла, то должны с осторожностью следить за тем, чтобы не возненавидеть людей.

Так бывает, такая церковная болезнь действительно существует. Человек перестает любить людей, кроме избранного количества святых и праведных, к которому сам обычно не принадлежит. Всех остальных он начинает не любить как пораженных грехом. Это можно видеть в сектах , это можно встретить во многих древних ересях. И к сожалению, это бывает и в нашей Православной Церкви . Особенно великую осторожность и рассуждение нужно применять, если мы испытываем якобы праведный гнев против наших ближних. Тогда, когда мы видим явный грех, то должны, я еще раз подчеркиваю, заглядывать в свое сердце и стараться его испытать. И здесь надо признать, что часто мы впадаем в заблуждение . Наше око от ярости приходит в смятение и перестает ясно видеть свет и тьму, и правды мы не творим. Наша ненависть ко греху смешивается с ненавистью к ближнему, с гневом на ближнего, и мы не находим путей к помощи, которые мы могли бы найти. И вот здесь нужно сказать, что главное средство, которое существует против греха, - это любовь. Любовь, милость - это есть главное оружие, которым праведный гнев вооружается с охотой. Когда мы ненавидим, казалось бы, грех ближнего нашего, мы можем, мысленно проверяя свое сердце, представить: а вот что, если попробовать исправить его любовью? Если нам сразу станет как-то неприятно, не по себе в сердце нашем, значит, нам только кажется , что гнев наш праведный . На самом деле это самый настоящий гнев, самая настоящая злоба, враг, которого мы должны изгонять. Истинный праведный гнев, который ненавидит грех и любит, даже пораженный грехом, образ Божий , всегда с радостью принимает возможность исцеления этого недуга любовью и с сожалением и сокрушением, по необходимости, берется за меч.

И действительно, любовь являет великие результаты. Я приведу пример из Священного Писания Нового Завета. Когда Господь направил Свои стопы в Иерусалим, Он проходил через самарянское селение. Самаряне, которые считали, что молитвы Богу надо приносить не в Иерусалимском храме, а на той горе, на которой они живут, не приняли Христа, не оказали Ему странноприимства, а стали изгонять Его из селения. Распаляемые ревностью, два брата, апостолы Иоанн и Иаков, получившие от Господа именование «сыны Громовы», чувствуя, с одной стороны, ревность, а с другой стороны - силу, которую им дает Господь, говорят: «Хочешь, мы призовем огонь с неба, и он попалит это нечестивое селение, как Илия в Ветхом Завете попалил нечестивцев, которые посланы были за ним царицей Иесавелью?» А Господь сказал: «Не знаете, какого вы дух а». Здесь у этих будущих апостолов праведный гнев смешался с гневом неправедным. Господь исправляет их: «Не ведаете, какого вы духа. Я пришел не огнем попалять, а исцелять любовью » (см.: Лк. 9, 52-56). И эти слова принесли плод в святых апостолах, особенно в апостоле Иоанне. Апостол Иаков, старший из братьев, вскоре после отшествия Христа первый из апостолов принял мученическую кончину. А апостол Иоанн прожил долгую жизнь. Он единственный из всех апостолов не подвергся мученической кончине и получил именование, кроме «сына Громова», «апостол любви», потому что в своих Писаниях (Евангелии и Посланиях) он особенно подчеркивал заповедь о любви».


Смертные грехи и как их победить.

Смертный грех побеждаются победными добродетелями.

Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону.
Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений.
св. Феофан Затворник

В помощь вам представляется таблица победных добродетелей помогающих победить в себе смертные грехи.

Любовь Милостыня Целомудрие Пост
Любовь побеждает грехи: Ненависти и злобы. Милостыня побеждает грехи: Сребролюбия. Целомудрие побеждает грехи: Блуда и прелюбодеяния. Пост побеждает грехи: Чревоугодия.
Для борьбы с грехом попробуйте вместо обычной мести (хотя бы и в мыслях) пожелать человеку добра и помолиться за него. Когда душа пуста, то обычно пустоту заполняют богатствами материальными. Для борьбы с грехом начните помогать кому-то, кто нуждается в материальной помощи. В современной России около 5 млн. бездомных детей. Помогите для начала им - хотя бы отдайте им старую одежду. Если нет любви, ее стремятся компенсировать блудом. Но этот путь греха приведет к пустоте. Лучше остановиться и подождать, побыть в тишине и одиночистве, чтобы понять, куда на самом деле вам нужно двигаться, чемпродолжать творить грехи. Пост очищает душу и тело от грехов. Начните со среды и пятницы. Вкушайте в эти дни хлеб, фрукты и овощи. Пейте простую воду.
Смирение Молитва Долготерпение
Смирение побеждает грехи: Гродости, презрения и зависти. Молитва побеждает грехи: Уныния и лености. Долготерпение побеждает грехи: Гневливости и осуждения.
Очень трудный и тяжелый грех. Сам себе ты всегда кажешься исключительным и достойным большего, чем другие. Начните хотя бы с того, что перестаньте демонстрировать свое превосходство. Молитва вообще творит чудеса в борьбе с любыми грехами. Начинайте молиться своими словами, просите - и дано вам будет! Долготерпение идет рядом со смирением. На спешке вас ловит дъявол. Быстрее, быстрее, быстрее... И мир пролетает мимо. В гонке перестаешь быть человеком. Для достижения своихъ целей начинаешь творить многие грехи.
Дъявол - в сравнении. Дъявол - в спешке
СПИСОК СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ:

1. Ересь - грех лжеучения, противного Православию.
2. Раскол - грех самовольного уклонения от единства Богопочтения и от Православной Церкви. Раскольник тот, который чуждается единения с Православной Церковью и держится особенных толков и обрядов: раскольник иначе называется отщепенец ,т. е. отсечённый от Церкви Христовой.
3. Богохульство - грех бесстыдного противления очевидной истине; упорство против голоса совести и внушений Благодати.
4. Отступничество - отступник- христианин, или совершенно отрёкшийся, отпавший от веры во Христа Спасителя и впавший в язычество, или в жидовство, или в магометанство или в прочие верования, или же хотя и не отрёкшийся от веры во Христа, но не признающий семи Таинств Православной Церкви, или же признающий все Таинства, но дерзающий к чистому исповеданию веры примешивать свои измышлённые заблуждения, противные древнему учению Св. Апостолов и Св. Отцов Церкви, а также отвергающий древние благочестивые обряды и устанавливающий свои новые обычаи, противные духу христианского благочестия. Таковы все древние еретики и раскольники.
5. Волшебство - грех товрения чудес, давание и употребление лекарств, отравы; колдовство, волшебство, чародейство, обращение к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, колдунам, магам, гипнотизёрам, астрологам и т. п., а также суеверия различного рода, оккультизм.
6. Отчаяние - грех унижения собственного устроения и состояния, бессилие бороться с грехами, возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом:” Мне отмщение, Я воздам ” (Рим.12:19).
7. Самоубийство - грех самовольного лишения себя жизни.
8. Любодеяние - грех блуда жизни в неосвящённом силой Таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (либо состоящих в гражданском браке), или нарушение целомудрия юношей или девушкой до брака.
9. Прелюбодеяние - грех нарушения супружеской верности одним из супругов. Подразумеваться не только срамное действо, но и скверные помыслы (Матф.5:28).
10. Противоестественные блудные грехи - гомосексуализм, скотоложство, рукоблудие и прочие. 11. Кровосмешение- плотская связь между близкими родственниками.
12. Пьянство - грех злоупотребления алкогольными напитками, подчастую постоянное; один из страшнейших современных пороков, разрушающий душу и тело человека, приносящий зло и страдание ближним; наркомания.
13. Святотатство - грех похищения вещей, посвящённых Богу (Рим.2,22), например, кража из церкви или надругание над такими вещами.
14. Человекоубийство - грех лишения рожденного или нерожденного человека жизни. Страшнейший грех во все времена.
15. Грабёж - грех незаконного присвоения чужйо собственности силой.
16. Воровство - грех тайного хищения и незаконного присвоения чужого имущества.
17. Грех жестокости

ГРЕХИ, ВОПИЮЩИЕ НА НЕБО ОБ ОТМЩЕНИИ ЗА НИХ:

1. Умышленное человекоубийство, аборт.
2. Содомский грех .
3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и детей-сирот.
4. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней копейки, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение милостынь, пропитания, тепла или одежды, предназначенных для больных, сирот, заключённых, престарелых и вообще угнетение их.
6. Огорчение и обида родителям до дерзких побоев их.

ГРЕХИ ХУЛЫ НА СВЯТОГО ДУХА:

1. Чрезмерное упование на Бога или продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
2. Отчаяние, отрицающее в Боге отеческую любовь и Благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
3. Упорное неверие , не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее доказанную истину.