Почему болото является природным сообществом. Растительные сообщества лугов, болот и водоемов. Iv. «открытие» знаний. стадия осмысления

Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

    Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

    Раскрыть значение болот для человека и природы;

    Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

    Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Литература:

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

    Подготовительный этап (работа в группах).

Какие ассоциации у вас возникают при слове «болото»? запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслям и чувствами в группе. Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

    Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Отгадайте их:

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Голубые ягодки

Повисли на кусточке.

Голубые ягодки

Зелёные листочки. (Голубика)

Росло – повыросло

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

На болоте часто раздаются «вздохи». Это выходят газы, образующиеся на глубине болота из-за гниения остатков растений и других организмов.

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На зиму лягушки прячутся в ямках, закапываясь в ил. Весной же громкий «лягушачий концерт» возвещает, что вновь вернулось тепло.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

    Итог урока.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

    Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают.

Слайд 1

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. БОЛОТО
МК ООУ «Санаторная школа-интернат №82»
Составила Трапезникова Е.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов

Слайд 3

Боло́то (также топь, трясина) - участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли. Болота являются составной частью гидросферы. Первые болота на Земле образовались на стыке силура и девона 350-400 млн лет назад.

Слайд 4

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа - наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока тоже ведет к застою воды и образованию болота; кроме того к образованию болота приводит зарастание водоёма.

Слайд 5

Виды болот: Низинные - расположены в низких местах, характерная растительность - ольха, берёза, осока, тростник, рогоз. Переходные - характерны берёза, сосна, осоки, сфагновые мхи. Верховые - расположены на водоразделах, вода в них резко кислая, растительность - лиственница, багульник, кассандра, клюква, пушица, шейхцерия. В свою очередь они делятся на два типа: Лесные - покрыты низкой сосной, вересковыми кустарниками, сфагнумом. Грядово-мочажинные - похожи на лесные, но покрыты торфяными кочками и деревья на них практически не встречаются.

Слайд 6

Слайд 7

Зарастание водоема. Образование верхового болота.

Слайд 8

Верховое болото

Слайд 9

Переходное болото

Слайд 10

Низинное болото

Слайд 11

Сфагнум
Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство. Некоторые народности считают сфагнум подходящим материалом для тёплых пелёнок, которыми они зимой укрывают своих детей.

Слайд 12

Багульник
Вместе с дёгтем эфирное масло багульника может применяться при обработке кож, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии, а также в текстильной промышленности в качестве закрепителя. Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли.

Слайд 13

Заячьей осокой набивают мебель. Пузырчатую осоку охотники подстилают в обувь, чтобы не наминалась подошва. В Горном Алтае осока стоповидная, низкая и изящная в высушенном виде использовались для набивки матрацев и подушек, ими обёртывали ноги вместо портянок и клали вместо стельки в обувь, при строительстве закладывали в пазы между брёвнами вместо пакли или мха. Все крупные осоки имеют прочное волокно и могут применяться для плетения сумок, матов, циновок
Осока

Слайд 14

Клюква
Ягоды клюквы идут на приготовление морсов, соков, квасов, экстрактов, киселей, представляют собой хорошие источники витаминов. Листья могут употребляться как чай.
Ягоды используются как противоцинготное средство, при простудных заболеваниях, ревматизме, ангине, авитаминозах.

Слайд 15

Ягоды и сок голубики - диетический продукт, усиливающий обмен веществ и действие сахаропонижающих препаратов. Ягоды укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу органов пищеварения и сердца.
Голубика

Слайд 16

Морошка - источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах
Морошка

Слайд 17

Пушица
Пуховки использовались для набивки подушек, в бумажном производстве, для изготовления фитилей, трута, головных уборов, в качестве примеси к овечьей шерсти при изготовлении суконных тканей или к хлопку, шёлку при изготовлении хлопчатобумажных, шёлковых тканей и т. д

Слайд 18

В научной медицине, парфюмерии и пищевой промышленности используется аирное масло, извлекаемое из корневищ (его содержание в корневищах достигает 4,5 %). В народной медицине, а также в кулинарных целях (для ароматизации пищевых продуктов) используются сырые и сушёные корневища и листья. Корневища аира обыкновенного в высушенном и засахаренном виде ещё в XIX веке считались лакомством.
Аир

Слайд 19

Водные насекомоядные растения, лишенные корней и несущие большее или меньшее количество ловчих пузырьков. Каждый пузырёк снабжен отверстием, закрытым открывающимся внутрь клапаном, вследствие чего мелкие водяные животные могут свободно проникать внутрь пузырька, но обратно выйти не могут. Погибая, они служат пищей для растения.
Пузырчатка

Слайд 20

Росянка

Слайд 21

Все росянки - насекомоядные растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Скорость свёртывания листа у некоторых видов росянок довольно значительная. Такой способ питания растения позволяет в условиях обеднённых почв усваивать из насекомого при его переваривании такие полезные для растения вещества, как соли натрия, калия, магния, фосфор и азот. После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает несколько дней), лист снова раскрывается. Механизм свёртывания листа избирателен и реагирует только на органическую пищу, тогда как случайные воздействия в виде капли воды или упавшего листа не вызывают пищеварительного процесса.

Слайд 22

Лист росянки

Слайд 23

Лягушка

Слайд 24

Слайд 25

Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяются многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человека-гражданина.

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

  • ставить учебную задачу урока;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества;
  • анализировать влияние современного человека на природу

Оборудование: учебник “Окружающий мир» Поглазова,4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.

Программное обеспечение:

  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.

Тип урока: комбинированный урок на деятельностной основе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок (1-2 мин.)

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.)

III. Постановка проблемы (темы) (1 – 2 мин.) СТАДИЯ ВЫЗОВ

1. Загадка:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото.)

2. «Подводящий» диалог

– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём «Кластер»

– Почему я поставила знак ВОПРОСА?

– Задача нашего урока: Выяснить, будет ли болото природным сообществом.

С чего начинаем работу по теме природные сообщество? (Надо составить план или алгоритм)
– Вспомните алгоритм работы по теме «Природное сообщество»

  • Что такое болото?
  • Растительный мир болот
  • Животный мир болот
  • Цепи питания и природное равновесие
  • Человек и болото
  • Экологическая страничка
  • В мире интересного.

– Из чего состоит экосистема?

IV. «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Работа с текстом учебника:

Использование приёма «Инсерт»: групповая работа

– Чтение с пометками текста в учебнике

1 группа «Ботаники» с.25 – 26 – Какова особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» с. 27 – 28 – Какова особенность животных болота?
3 группа «Что дают болота человеку» с. 29
4 группа «Экологи» с. 30

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в виде кластера или таблицы.

«Зоологи»

«Ботаники»

– Используя гербарий, рассказывают о растениях болота. Вывод: влаголюбивые.
Можем теперь сделать вывод, что болото – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ ). Докажите, что круговорот веществ в болоте существует.

Групповая работа

У команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» болота. Составьте пищевую цепь.
У двух команд лежат названия представителей разных профессий болота. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.

– Итак, какой вывод можно сделать? Болото – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Цель экскурсии – познакомиться с видовым составом, морфобиологическими особенностями водных и прибрежных растений и характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.

БОЛОТО

Болотом называют растительное сообщество, сложенное многолетними растениями, способными произрастать в условиях обильного увлажнения проточными или стоячими водами и пониженной аэрации субстрата. Болота разнообразны по способу возникновения, условием существования, отличаются друг от друга флористическим составом. Доминантами и эдификаторами на болотах могут быть высшие споровые растения.

Болото как растительное сообщество

С болотами – растительными сообществами, приуроченными к сырым и увлажненным почвам, связанны представления об осоках, сфагновом мхе, клюкве, голубике, морошке. Такие болота получили названия травяных. Болота, покрытые лесом, называют лесными.

Болота с обильным разрастанием мха получили названия моховых. В случае, если господствуют зеленые мхи, болото называют гипновым, если господствует сфагнум – сфагновым.

В условиях переувлажнения, недостаточного снабжения кислородом, с более низкой температурой и повышенной кислотностью субстрата создаются условия, препятствующие развитию гнилостных аэробных бактерий.

Низинные болота возникают в пониженных частях рельефа, где скапливается излишняя вода и происходит заболачивание территории.

Низинные болота называют болотами минерального питания. Почвы их богаты минеральными и органическими веществами. Растения используют не только грунтовые воды, но и атмосферные осадки, а в пойме рек – и воды весенних паводков. Болота разнообразны по флористическому составу; поселяющиеся растения имеют разные жизненные формы.

Травянистые болота зачастую практически трудно отличить от переувлажненных лугов, с которыми они не редко связаны многочисленными переходами.

Переходные болота представляют собой переход от низинных болот к верховым. Могут занимать в рельефе самое различное положение.

Значительное место в растительности переходных болот занимают сфагновые мхи, пушица, осоки; из кустарничков и кустарников – клюква, голубика, багульник, болотный мирт; из древесных пород – сосна, береза пушистая.

Верховые болота возникают в результате заболачивания суши в условиях слабого испарения воды и наличия водонепроницаемого слоя почвы, при зарастании и заторфовывании водоемов и на месте низинных болот.

На верховом болоте господствующим является сфагнум, который обильно разрастается и определяет условия существования для других растений.

Растения верховых болот изолированы от почвенного грунта мощным торфяным слоем, живут в скудных условиях минерального питания и повышенной кислотности субстрата. Постоянны на болоте черника и брусника, которые характерны и для хвойных лесов; в заболоченных хвойных лесах растет и голубика. Для болотных кустарничков и кустарников характерно сочетание гидро- и ксероморфных черт строения. Ксероморфные признаки обитателей болот объясняются и бедностью минерального питания, особенно азотного и фосфорного.

На верховом болоте обитают и зеленые мхи, однако роль их обычно не велика. На возвышенных частях болота можно встретить лишайники.

Народнохозяйственное значение болот.

Сфагновый торф – прекрасное топливо. Многие электростанции целиком работают на торфе.

Сфагновые мхи могут использоваться как перевязочный материал, заменяющий вату.

В сельском хозяйстве торф используют как удобрение, готовят из него торфоперегнойные горшочки, мульчу; используют торф как консервирующий и упаковочный материал при хранении и перевозки фруктов, овощей, мяса и других продуктов.

Сфагновые болота представляют большой научный интерес. Благодаря своеобразным экологическим условием сфагновых болот в торфе хорошо сохраняются остатки растений, животных, живших на поверхности суши много лет тому назад.

Иногда в слоях торфа находят следы различных исторических культур. Поэтому сфагновые болота представляют интересную «книгу» природы.

Представления о болотах как о бросовых, бесполезных землях ушло в прошлое.

Однако мелиоративные работы должны проводиться с учетом всех природных комплексов.

Т.В. Курнишкова. География растений с основами ботаники.


Болото… Откуда оно взялось?

Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом.. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались всё больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И закрывали воду…




«гнилых» мест, где чаще простужались и болели.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. И болота открыли человеку свои тайны.


ЧТО ТАКОЕ ТОРФ?

Остатки мхов, трав, стебельки и листочки разных болотных растений из года в год отмирают и ложатся слоями друг на друга. В воде болот без доступа воздуха растительные остатки разлагаются очень медленно. Проходит несколько десятков или сотен лет – и на болоте возникает торфяная залежь.



Больше всего на болоте мхов.

Самый распространенный среди мхов –сфагновый. Он

состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток.



Стрелолист

Стрелолисты - многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые. Из короткого толстого

корневища выходит трёхгранный стебель. Он достигает 20-110 см в длину, но при этом целиком находится под водой и наполнен воздухоносной тканью.


В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?


Ягоды и листья

полезные.

В ягодах содержится

много витаминов,

а листья используются

как лекарственные.




БАГУЛЬНИК

Багульник болотный - вечнозеленый кустарник, который достигает в высоту 1 метр, имеет сильный запах, который вызывает мгновенную головную боль. Стебли у него лежачие и имеют многочисленные поднимающиеся ветви.


водяной перец

осока


Пушица- многолетние растения семейства осоковые, с ползучим или укороченным корневищем.

Название произошло от греческого - несущий пух. Известно около 20 видов.


череда

валериана


вереск




Ондатра занесена в

Красную книгу



Болотная гадюка

Размер самой большой зафиксированной цепочной гадюки составлял 1,66 метра, но средняя длина составляет 1,2 метра.


Уж болотный

Окраска его, как правило, оливковая с расположенными в шахматном порядке тёмными пятнами. Изредка встречаются однотонно-оливковые или даже чёрные особи. Размер водяного ужа - до 1,6 м, но обычно 1-1,3 м. Самки крупнее самцов


Пиявка болотная

ПТИЦЫ БОЛОТ

Кулик занесён

в Красную книгу

На болоте слышен крик:

Стонет, плачется кулик.

Жаль ему свое болото,

С ним прощаться неохота.

Но от близких зимних вьюг

Должен он спешить на юг.


Белая цапля

Серая цапля


В Сибири на болотах,

если очень повезёт,

можно увидеть белого

журавля – стерха.

Это очень редкая птица,

осталось стерхов совсем

мало, и их тщательно

охраняют. Стерх занесён

в Красную книгу.


Аист

Краснозобик


Широконоска

Нырок

белоглазый

Чирок-свистунок


Кряква

Касатка


Вечерами и ночью на

болоте слышен чей-то рёв.

Глухой и страшный. Будто

Кто-то ударил в огромный

барабан – и он загудел.

Эти звуки идут от небольшой,

с курицу, птицы, которая

называется выпь.


На ветке виден какой-то

большой нарост. Вдруг

повернулась голова и

уставились два круглых

жёлтых глаза. Это

филин – ночной разбойник.

Это он так громко хохочет

На болоте, когда стемнеет.

Филин - очень редкая птица,

нуждается в охране.



ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

«БОЛОТО »

Пищевые цепочки


  • Болота, словно огромные фильтры, очищают воду.
  • Болота поддерживают уровень многих рек.
  • Остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф.
  • Болота – природные хранилища воды.
  • Торф – это топливо, удобрение, подстилка для животных, сырьё на химических заводах.
  • Болота – это место жизни растений и животных.

ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ

ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ


ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ

ДАРВИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК


ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ