Боевой топор или меч. Парное оружие. Боевые топоры славян

Кто сильнее?

Сюжет For Honor умещается в пару строчек: из-за неназванного катаклизма три безымянные армии из разных времен и концов света оказываются заброшены в одну локацию. Имен или численности воинов мы не знаем. Стороны тоже этим сильно не интересуются и просто начинают истреблять друг друга, в итоге все выливается в 1000-летнюю войну.

Савченко : “Давайте представим, кто перед нами. Людям в этих армиях в районе 20 лет. Конечно, были и 50-, и 60-летние вояки, но они занимали посты серьезных военачальников. Взрослели в Средние века рано, понятия детства как такового не было, оно появляется только в XIX веке. Рыцарь мог получить шпоры, пройдя службу оруженосца в 15–16 лет. Да что мы, Наполеон Бонапарт в 26 лет уже был генералом!

Если говорить о шансах на победу, они у всех более или менее равные. Самураи и рыцари - служивое воинство. Не секрет, что в Европе рыцарями не рождались. Это звание, которое доставалось в результате службы. Институт рыцарства стал зарождаться в X–XI веке, тогда рыцарем мог стать человек неблагородного происхождения. Но где-то с XIII века это становится невозможным. Молодые люди из знатных семей в силу своего положения и социального статуса могли все свободное время посвящать воинской подготовке. То есть к битвам они фактически готовились всю жизнь.

Самураи в Японии - это воинское сословие, которое состоит на службе крупных землевладельцев. Викинги совершенно иной продукт. Есть много теорий, по одной из них викинг - это вообще название профессии. «Вик» значит "военный поход". А викинг - это любой человек, который отправляется в набег. Нанимается на корабль или собирает свой, если это богатый человек”.

Военная подготовка

В игре воины каждой из сторон ранжируются по скорости и силе. К каждому придется привыкать, все они действуют по-разному, у каждого свои фирменные движения.


Иллюстрация из учебника Тальхоффера

Савченко : “Сегодня мы знаем, что все эти народы готовились к сражениям, у них были специальные школыПривет! Не повезло - здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Про викингов известно немного, но до нас дошли скандинавские саги, в которых говорится, что с детства мальчики стреляли из лука, держали в руках топор. Но никаких учебников, увы, не осталось. Скорее всего, умения передавались от более опытных воинов более молодым.

В Европе начиная с периода Высокого Средневековья у нас есть ряд источников, которые смело можно называть учебниками. Самый знаменитый - это учебник фехтования немецкого мастера . Это набор картинок, изображающих определенные позиции, под которыми есть описания. В книге несколько разделов: фехтование без защитного снаряжения, в латах (согласитесь, человека в доспехах рубить довольно бессмысленно, его нужно качественно колоть), борьба, фехтование верхом. Там можно найти инструкции вплоть до того, как связать пленника и засунуть в мешок. В аналогичных трудах рассматриваются ситуации, в которых один человек сражается в латах, другой без них.

Что касается японской школы - письменная культура там куда старше Европы, так что трактаты о военном деле тоже были. Но готовились все к разному и по-разному. Все-таки воины обычно более или менее представляли, с чем им предстоит столкнуться. Под вероятного противника подстраиваются орудия, которые будут использовать, и защитное снаряжение”.

Доспехи

Персонажей игры словно одевали голливудские модельеры: меха, массивные металлические бляхи, сложные доспехи фэнтезийного вида. Потом обещаются сеты и вовсе неземной красоты. Вещи, кстати, можно докупать за реальные деньги во встроенном магазине.


Гьермундбю - единственный найденный подлинный шлем викинга датируется X веком, и никаких рогов у него нет

Савченко : “Подход в использовании оружия и защитного снаряжения у наших персонажей был разным. Викинги не потому не использовали латы, что не хотели. У них просто не было из чего выбирать. Для изготовления элементов японского доспеха не зря использовались кожа и роговые пластины. Эти материалы не лучше железа - в Японии был его дефицит. Да и в Европе к латному пластинчатому доспеху пришли не сразу. Это продукт долгой эволюции ремесленных навыков и технологий. До века XIII основным защитным снаряжением была кольчуга, которая варьировалась по своей длине в разные периоды. Викинги тоже ее с удовольствием носили, но стоимость кольчуги была чрезвычайно высока. Помимо кольчуги использовалось «боевое оголовье», шлем. В XIII веке в Европе постепенно начинает появляться пластинчатое усиление кольчуг - налокотники, наплечники, наголенники, и в течение XIV века все это уже похоже на полный так называемый . К XV веку он обретает свой привычный вид, к XVI достигает совершенно невероятных форм, потом начинает потихоньку покидать поля сражений. Честно говоря, самураи и викинги могут нанести не такой большой урон рыцарю в полном доспехе. Так что я бы в этом вопросе ставил на последних”.

Тактика

For Honor - игра о героях, избранных. Хотя на поле боя присутствуют десятки рядовых, на исход сражения они влияния не оказывают. Но изо всех сил создают нужную атмосферу: выстраиваются в боевые порядки и штурмуют замки.

Савченко : “Основа основ военного дела - это порядок, строй. Он всегда эффективнее разрозненной толпы. Строй - это товарищи справа, слева и сзади. Но я не могу вспомнить случая, когда рыцари сражались бы в строю латной пехоты, такого не было. Была, конечно, когда англичане спешили рыцарей, чтобы те поддержали лучников. Но они просто воодушевляли своим присутствием чернь и пресекали попытки к бегству.

Поймите, само слово "рыцарь" происходит от немецкого Ritter - «всадник». Он неотделим от лошади. Случись такой конфликт на самом деле, рыцари сели бы на лошадей и довольно быстро растоптали бы противника. Обидно, что лошадей нет в игре.

Викинги тоже ездили на лошадях! В сагах есть упоминание об этом. Но они правда не сражались верхом. Викинги шли в поход, седлали коней, доезжали до места битвы, спешивались, строились и начинали сражение. Их знаменитое построение - стена щитов. Когда щитом ты прикрываешь себя и частично соседа. В общем, и сейчас я за рыцарей”.

Оружие

Вооружение каждого героя For Honor определяет его стиль ведения боя. Викинг с тяжелым двуручным молотом неповоротлив, но бьет с чудовищной силой. Японская девушка с алебардой-нагинатой способна сделать 3–4 яростных тычка и убежать, пока противник примет какие-то меры. Сменить оружие нельзя, но можно улучшать по мере выполнения заданий.

Хороший самурайский меч был редкостью, и в бою самураи часто использовали лук

Савченко : “Испокон веков, пока человечество уничтожало себя врукопашную, самым распространенным оружием было копье. Оно простое: длинная палка, заточенная и закаленная на огне, или палка с небольшим бронзовым или каменным наконечником. Почему викингов обычно рисуют с топором? По той же самой причине - он дешевле мечаПоздравляем! Вы нашли промокод: 252 Пришлите его в комментарии к посту и в личные сообщения сообщества. Будьте самым первым, кто пришлет этот код, и получите билет на Wargaming Fest. . Чтобы получить хороший меч, нужен большой кусок высококачественной стали, которая должна быть обработана специфическим образом, над ней работает мастер, поэтому эта вещь дорогая. И статусная. Мечи у трех сторон конфликта очень разные, так как их владельцы преследуют разные цели. Мечи викингов так называемого - довольно широкие и имеют скругление, которым довольно сложно уколоть. Он рассчитан на то, чтобы рубить. Мечи быстро изменили свою форму, когда появились полные латы, и стало понятно, что рубить их бесполезно. Оружие после этого становится более длинным и острым.

С самурайским мечом вообще история интересная. Он овеян мифами и легендами, я считаю, что это результат очень удачной работы пиарщиков японской культуры. В Японии достаточно мало железа, и сделать хороший меч технологически тяжело. Вся та тщательная выделка, пакетирование, когда кузнец тратит кучу времени на один клинок, - это были вынужденные меры, чтобы получить более-менее качественный клинок. Кстати, катана типологически не меч, а сабля или даже шашка.

В вопросе оружия однозначный выбор сделать сложно - важнее, кто как им пользуется. Рубить катаной латы бесполезно. Гоняться в 23–30-килограммовых латах за самураем в легких доспехах тоже бессмысленно”.

Форма и цвет одежды


Так как противник в игре может выбирать точно таких же героев, что и вы, For Honor красит врагов в разные цвета - чтобы различать своих и чужих.

Савченко : “Форму и каких-то отличительных цветов в Средние века совершенно точно не знали. Кого бить, а кого не бить, различали по знаменам. В Средние века они играли чрезвычайно важную роль коммуникации с войском. Ты же в гуще боя, связи никакой нет, нужно как-то ориентироваться. Поэтому когда армия выстраивалась к бою, она пестрила знаменами. Кроме того, в разных случаях на одежду могли наноситься какие-то опознавательные знаки. Массовый характер это вряд ли носило, выделялись военачальники или какие-то особенные отряды. Это могли быть, например, перевязи. Но вообще история знает сражения, когда союзники по недоразумению атаковали друг друга”.

Поединки

Когда вам надоедят сумбурные сражения, отправляйтесь на дуэль. Финты, изматывание противника, холодный расчет и внезапные атаки - это все здесь.


Турнир. Иллюстрация из Манесского кодекса XIV в.

Савченко : “Поединки, естественно, знали все представленные стороны конфликта. У викингов, например, был судебный . В Западной Европе была культура турнирных поединковПоздравляем! Вы нашли промокод: 761 Пришлите его в комментарии к посту и в личные сообщения сообщества. Будьте самым первым, кто пришлет этот код, и получите билет на Wargaming Fest. . Начинались они как весьма кровопролитные мероприятия, участники которых нередко погибали. Потом все это эволюционировало в театрализованные представления. На мой взгляд, пик развития рыцарских поединков приходится на XV век, на «Турнире святого Георгия» мы воссоздаем именно этот период.

Доброго дня всем! Написанием этой статьи я открываю новый раздел на своем ресурсе – рубящего холодного оружия. Разновидностей боевых топоров множество и рассмотреть их все в одной статье просто не возможно. А поэтому эта статья будет вводной – своего рода вступлением ко всем последующим, ну и заодно – оглавлением к разделу. Данную практику я уже использовал ранее в разделе о « кинжалах ».

А теперь непосредственно к делу. Все мы представляем себе внешний вид топора, и в этом нет ничего удивительного – топор настолько полезная, удобная и практичная вещь для созидающего труда, известная каждому, что не знать о нем просто невозможно. Мы же затронем более интересную составляющую ипостаси топора – его боевое применение и разновидности.

Многофункциональное ударно-рубящее холодное оружие, разновидность топора, предназначенная для поражения живой силы противника. Отличительной особенностью боевого топора является небольшой вес лезвия (около полу килограмма) и длинное топорище (от пятидесяти сантиметров). Боевые топоры были одноручными и двуручными, односторонними и двусторонними. Применялся боевой топор, как для ближнего боя, так и для метания.

По общепринятой классификации, топор занимает промежуточное место между обычным ударным оружием и клинковым холодным оружием. Это группа рубящего холодного оружия или, как ее еще называют – ударно-рубящего холодного оружия .

Немного о происхождении топора…

Сначала давайте определимся, когда же берет начало история топора? Схожий с классической формой топор, имеющий рукоять и ударную часть, появился, примерно, шесть тысяч лет до нашей эры, в эпоху мезолита. Использовался топор в основном, как инструмент и предназначался для рубки деревьев, строительства жилищ, плотов и прочего. Ударная часть была каменной и грубо отесанной. Лишь на более поздних этапах развития каменного века топор начал приобретать более «человеческий» вид. Начали появляться шлифованные и сверленные каменные топоры, которые использовались уже не только, как шанцевый инструмент, но и, как оружие в ближнем бою или на охоте.

Топор, вообще является ярчайшим примером того, как хозяйственный инструмент может переродиться и стать холодным оружием. Этим в основном и объясняется его повсеместное распространение практически у всех народов. А до появления других чисто боевых видов оружия, таких как меч, топор являлся, своего рода, монополистом в области эффективного холодного оружия. После же появления меча, они стали главными соперниками за первенство в области боевого холодного оружия, особенно ярко это видно на примере Запада.

Почему же топор так и не проиграл схватку с мечом?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Правда, причин довольно много. Давайте рассмотрим их. Положительные качества меча рассматривать я не буду, так как статья все-таки о топорах.

Итак, поехали:

  • Топор значительно легче изготовить.
  • Топор более универсален.
  • На ближних и коротких дистанциях топор можно использовать, как метательное оружие.
  • Значительно большая сила удара, за счет большой массы и короткого лезвия.
  • В бою работает практически вся конструкция топора. Углами лезвия можно наносить тычковые удары, либо цеплять противника, а подготовленный обух часто использовался, как ударное или колющее оружие.
  • Универсальность хвата. Боевым топором можно работать, как одной, так и двумя руками.
  • Высокая эффективность против доспехов противника. Доспех можно фактически проломить, нанеся тяжелейшие травмы врагу.
  • Возможность нанесения оглушающих, но не смертельных ударов.

Как видно из вышеперечисленного материала, положительных качеств боевому топору не занимать, причем это далеко не все. В общем и целом боевой топор – это довольно грозное и эффективное оружие.

Общая классификация боевого топора.

Давайте теперь рассмотрим основные категории, по которым можно классифицировать боевые топоры, их две:

  1. Длина рукояти.
  2. Форма лезвия самого топора.

Длина рукояти, как основной критерий могла быть трех основных размеров.

Короткая рукоять была до тридцати сантиметров длиной, а в общем случае, равнялась длине предплечья. Топоры такого размера получили еще одно название – ручной топор . Такие топоры можно было использовать в паре, нанося удары с двух рук. Кроме этого небольшой размер такого топора позволял легко и точно его метать, а также использовать, как второстепенное оружие или оружие для левой руки. Такой топор было удобно держать под лезвие и наносить своего рода «кастетные удары». Сама же рукоять на конце обычно имела небольшое утолщение, либо специальный ограничитель, который не давал руке соскользнуть.

Второй вариант рукояти – рукоять среднего размера . Другое название – двуручный топор . Эта разновидность имела рукоять размером до одного метра и предназначалась для широкого двуручного хвата. Таким видом боевого топора удобно блокировать удары и контратаковать. На обухе рукояти обычно крепили металлический шар, пику или крюк, позволявшие наносить дополнительные удары. Кроме этого, при таком хвате одна рука защищена лезвием, как гардой. Такой топор удобен для использования с лошади и в тесных проходах и помещениях.

Третий вид – это длинная рукоять . В общем случае, рукоять

такого боевого топора длиннее, чем у двуручного топора, но меньше, чем у пики. Такое оружие рассчитано, в основном, на бой против конницы противника.

По форме лезвия классификация несколько более сложная. У более ранних видов боевых топоров наблюдается основной акцент на рубящие удары и, соответственно, такие топоры имели вытянутую от обуха до лезвия форму. Длина же лезвия зачастую была вдвое меньше ширины топора.

Наличие полукруглого лезвия с длиной больше, чем ширина, говорит о том, что это секира. Такая форма лезвия повышает возможность нанесения колющих ударов, а также нанесение рубящих с оттоком ударов. При этом несколько снижается пробивная сила оружия в целом.

Если же верхний конец топора резко выдан вперед, давая еще большую возможность нанесения колюще-режущих ударов, то перед нами бердыш. При этом классический бердыш дополнительно обеспечивает полную защиту второй руки, за счет соединения нижней части лезвия с рукоятью. Правда данная разновидность встречается только в Польше и в России.

Топор, который имеет сужающееся к концу лезвие и имеющий треугольную или кинжальную форму, называют клевец . В общем, клевец очень схож с чеканом , но за счет наличия лезвия, имеет возможность нанесения подрезающих ударов. Данный вид достойно справляется с доспехами и щитами противника, при этом, не застревая в них.

Боевые топоры могут быть, как односторонними , так и двусторонними . На односторонних топорах со стороны противоположной лезвию, называемой обухом, обычно ставили крюк или шип – для нанесения дополнительных ударов. Двусторонние топоры, напротив – имели с обеих сторон рукояти лезвия, как правило, симметричной формы. Такими топорами удобно наносить удары в обе стороны.

Так как статья получается громоздкой, для удобства принято решение, разделить ее на две части. Во второй части мы более подробно рассмотрим особенности каждого вида в отдельности, а также их исторические изменения.

Под парным оружием имеется в виду ситуация, когда боец берёт в каждую руку по одному любому оружию ближнего боя, исключая щит. При этом оружие не обязано быть одинаковым. Какими же плюсами и неизбежными минусами обладает этот вариант вооружения?

Историчность

Исторически парное оружие действительно кое-где встречалось. Два самых известных архетипа воинов, вооружённых парным оружием, очень похожи. Во-первых, это, конечно, японский самурай с дайсё: так называли пару из дайто и сёто, длинного и короткого мечей японского типа, обычно катану и вакидзаси. Во-вторых – европейский дуэлянт эпохи Возрождения и позже, вооружённый рапирой и дагой, или чем-то вроде того.

Кроме этих двоих, могу назвать следующие архетипы: античный варвар, вооружённый чем попало; викинг, скорее всего с топором и мечом; европейский рыцарь, скажем, с мечом и булавой; пират с абордажной саблей и ещё чем-нибудь; какой-нибудь китаец с парной экзотикой. Теперь чуть детальнее поговорим о всех перечисленных товарищах.

Самурай с дайсё

Самурая с дуэлянтом, о котором ниже, объединяют две вещи. Во-первых, парное оружие используется ими в мирное время для самообороны, а не на поле боя – там самурай будет вооружён копьём, нагинатой или луком, а дуэлянт воспользуется мушкетом, пикой, палашом или алебардой. Во-вторых, оружие для левой руки у них ощутимо короче, чем оружие для правой руки.

В Японии, несмотря на традицию носить дайсё, мечи крайне редко изготавливались именно комплектом для парного ношения. То есть самураи чаще всего собирали комплект сами, из отдельно изготовленных дайто и сёто. И вообще в дайсё не обязаны участвовать катана (клинок около 75 см) как дай и вакидзаси (клинок около 45 см) как сё: можно взять танто (клинок менее 30 см) как сё с катаной или вакидзаси в качестве дай.

Если посмотреть на сохранившиеся (а они нормально так сохранились, в отличие от западных, где сплошная реконструкция, что не плохо, просто иначе) японские школы фехтования, то станет заметно, что там практически нигде работе двумя клинками внимания и не уделяется. Есть нитен ити-рю, школа, как раз построенная на работе дайсё, но в остальных, более известных – всерьёз нет: либо мы фехтуем катаной, либо вакидзаси (его часто называют кодати, «короткий меч»). Причём кодати может использоваться и против более длинной катаны, ничего страшного. Но вот два сразу – разве что какие-то отдельные хитрые приёмы, не основа боя.

Получается, что самураи не слишком-то жаловали реальное применение дайсё как парных мечей. Малый клинок носился ими не для парного боя, а на всякий случай, как дублёр для катаны в случае её потери, поломки или необходимости вести бой в тесном помещении. А на поле боя, как уже говорилось, в штатных условиях самурай использовал что-то двуручное. Конечно, если основное оружие приходило в негодность, то самурай брался за катану, а в каких-то конкретных случаях, наверняка, если умел, то и за дайсё… но это «если, если», а не норма жизни.

Остаётся нитен ити-рю, чьи ката можно легко найти на ютубе. Ну и ещё какие-то редкие случаи.

Nito Kata 1-5

Niten-Ichi-ryu Kenjutsu Nito-no-kata


Сказать про эти техники можно мало что, и так всё неплохо понятно. Видна работа в половинный темп, парирование сёто и атака дайто, ножницы. Как и должно быть, впрочем. Замечу, что человек с двумя мечами идёт либо строго фронтально, либо с выставленным вперёд сёто, а не дайто – именно так можно получить максимум от техники работы двумя японскими мечами.

Дуэлянт с рапирой и дагой

В правой руке – рапира или шпага, что-то достаточно длинное и очень колющее. В левой – возможны варианты: это может быть баклер, плащ, пистолет или дага, в зависимости от ситуации. Плащ и баклер – варианты в основном защитные, хотя баклером можно неслабо двинуть. Пистолет – один выстрел с минимальной дистанции, затем, в случае промаха, это дубинка. Дага – полноценный кинжал с хорошо развитой гардой, пригодный не только для парирований, но и для атак.

История утверждает, что подобная комбинация долгое время неплохо работала. В современности всё несколько сложнее, а именно: благодаря развитию спортивного фехтования существующая база для фехтования в правосторонней стойке только лишь со шпагой (рапирой, саблей – без разницы) в настоящий момент значительно превосходит базу для фехтования в левосторонней стойке с дагой впереди. То есть спортивный фехтовальщик со шпагой без даги, скорее всего, окажется сильнее чем реконструктор с такой же шпагой и дагой, которой он активно пытается пользоваться, подобно правильному самураю с дайсё.

Если же встать в правостороннюю стойку и не забывать про дагу, то да, может и неплохо получиться. Атакуем и парируем шпагой-рапирой, а дага для защиты от прошедших мимо меча атак, вторая линия обороны. Но непонятно, зачем в таком варианте брать дагу, а не баклер – вы всё равно атакуете только длинным мечом, а тем, что в левой руке, только защищаетесь.

Рапира + дага против рапиры.


На 39 секунде как раз видна проблема даги: боец в красном, полагающийся только на рапиру, с большей лёгкостью делает щелчок. На 52 секунде боец в чёрном грамотно пользуется дагой, временно выводит вражескую рапиру из строя и… не успевает нанести укол, так как его правая часть тела отведена назад. На 59 секунде он же пытается атаковать рапирой, но совершенно ни о чём, так как необходимый вывод тела вперёд явным образом телеграфирует противнику о необходимости защищаться, что тот и делает, да ещё и с контратаками. Соединение в 1 минуту 20 секунд выигрывается красным рапиристом, при этом очень хорошо заметно, что дага вообще не участвует в защите – такое ощущение, что боец в чёрном о ней просто забыл. И, кстати, не вздумайте высокомерно хмыкать: помнить о ней в такой ситуации – это не так просто. Последующие атаки чёрного, в том числе и дагой, ни к чему хорошему не приводят.

Итого, по моему мнению, он мог бы лучше выступить, не взяв дагу. Или, скажем, бросив её в противника в первые секунды боя, если у них так можно. Хотя, конечно, это всего лишь тренировочный спарринг, и, возможно, ему именно интересно пробовать осваивать данный вариант экипировки.

Варвар с чем попало

Этот, хм, архетип упоминаю только для полноты картины. Варвар по своей сути противопоставляется цивилизации, какой бы она ни была. Понятно, что воины «цивилизации» в открытом противостоянии в среднем будут почти всегда сильнее, в том числе благодаря наличию более развитой именно военной составляющей: строй, стандартная военная подготовка, более высокие технологии и так далее.

Тем не менее, голый или плохо защищённый (по определению, хорошая защита – удел цивилизации) мужик с двумя какими-то дубинами, мечами (пусть трофейными, ладно) или топорами – образ понятный. Что с ним сделают, скажем, римские легионеры – тоже понятно всем, кто в курсе. На всякий случай: примут яростный натиск на скутум, проделают пару лишних отверстий в теле гладиусом и пойдут дальше, и это если он до этого, дурак такой без щита, не словил тушкой пилум.

В одиночном же бою варвар – он варвар и есть, богат только тем, чем гены наградили и удалось спереть. Грубая сила и беспощадный натиск статистически проигрывают холодному расчёту и отточенной технике. Иногда может и повезти, более того – те же римские легионеры в принципе не были специалистами по поединкам. Но в целом, если полагаться просто на то, что двумя ковыряльниками можно бить чаще, чем одним, то далеко уехать не получится.

Викинг с топором и мечом

На первый взгляд – это похоже на только что рассмотренный архетип варвара. Но это совсем не так. Викинги не были варварами. Это была очень воинственная культурно развитая цивилизация. Про их богов до сих пор комиксы с фильмами снимают, настолько богат культурный пласт – какая ещё «варварская» культура может подобным похвастаться на таком же уровне?

Технологически викинги также были очень сильно развиты. Они были отличными мореходами, а это так же круто, как в 21 веке быть отличными космонавтами. Их оружие и доспехи в те времена были ну ничем не хуже, чем у «цивилизованных» народов, которые были жертвами их набегов. Собственно «варварами» викинги могли считаться только с пропагандистской точки зрения: они не были христианами, в отличие от соседей, и они любили понападать-пограбить, как это до них чаще всего делали реальные варвары.

Значит, берём викинга и даём ему в одну руку викингский меч, а в другую – топор. В какую что? Я бы взял топор в правую, так как он лучше работает против щитов. Такой вариант, как показывает практика, более-менее работает в поединке. Но я сомневаюсь в его значительной распространённости в реальные викингские времена, потому что ребята с парниками ну никак не могут построить стену щитов. Викинги же именно воины, нападавшие на деревни и города, сражавшиеся с различными армиями – для них важна работа в коллективе. Возможно, какие-то специалисты и пользовались двумя оружиями, да те же легендарные спецназовцы-берсеркеры, но как исключение из правила.

Викинги: меч и топор против меча и щита


Видео скучное, но полезное для борьбы с иллюзиями. Видно, что товарищу с парным оружием очень неудобно, он вообще боится атаковать, так как его противник благоразумно закрыт викингским круглым щитом. Все его достаточно бессмысленные атаки попадают именно в этот щит, на этом всё и заканчивается. Если бы он поменял оружие местами, взяв топор в правую руку, то у него, возможно, появились бы шансы: топором можно хватать за щит, а мечом в левой руке легче парировать удары меча противника, чем топором. Меч же в правой вообще по сути не работал, так как прямо перед ним располагался большой щит.

Викингский вариант работает, да. Но щит плюс меч, щит плюс топор или большая датская секира против меча плюс топора имеют преимущества.

Рыцарь с мечом и булавой

Главное в рыцаре с точки зрения боя – его доспехи. Мы будем иметь в виду поздних рыцарей в латных доспехах, а не ранних в кольчужных хауберках. То есть, значит, эдакий танк, которого пробить рубящим ударом меча вообще нельзя никак. Да и не будет никто пытаться. Что же делать, как расковырять консерву?

Методы известны: мощные уколы чем-то вроде копья или эстока, желательно в слабые места доспеха, либо грубые удары булавой, боевым молотом. Или клевец, вороний клюв и так далее, что-то совмещающее в себе эффективность давления маленькой точкой пробойника с анатомичностью нанесения рубящего удара. Наконец, цепы и кистени, ошеломляющие недостижимой иначе кинетической энергией рубящего удара. Плюс, конечно, арбалеты, далее пищали с аркебузами, а в особо запущенных случаях – стрельба картечью из пушек.

Чем же тактически может помочь замена надёжного треугольного щита на ещё одно оружие? Ну – если нашему герою приходится в пешем виде косить толпы слабозащищённых крестьян, которые не понимают, что благородного господина надо успокоить чем-нибудь очень тяжёлым, острым и издалека, то хорошо, да. Если же противники адекватно стараются сбить с ног и проломить скорлупку, то… я бы не стал, в общем.

Бугурт

Ещё бугурт


Это чтобы получить представление о степени суровости тяжёлых доспехов и, соответственно, необходимости ещё большей суровости по воздействию на них. Реальные средневековые бои были ещё жёстче, тут-то ребята так, развлекаются и культурно отдыхают, поглаживая друг друга фальшионами со всей дури. Хотелось бы там без щита оказаться? Вот и мне не очень.

Нужно понимать, что рыцаря в доспехах всегда будут бить очень-очень сильно. Настолько сильно, что на парирования одноручным оружием полагаться несерьёзно. А доспехи – что доспехи? Бить-то будут тем, против чего доспехи не работают. Или, если это у нас современное нелетальное моделирование, просто будут забивать до потери равновесия, или же, если хиты считаются, до их окончания.

Пират с абордажной саблей и чем-нибудь

В условиях яростного палубного боя – нормально. Щитов в море не было, рапирой особо не размахнёшься. Если не пристрелят, то рубить кого придётся куда попало – самое то. Но и продолжительность жизни у среднего пирата не превышала продолжительность средней пиратской экспедиции.

Что такое «чем-нибудь»? Чаще всего это пистолет, точнее – несколько однозарядных пистолетов, которые закреплены на теле пирата в как можно большем количестве. Из пистолета будем стрелять в упор или почти в упор, с расстояния в один-два шага максимум. Так надёжнее. Стрельнули, попали – хорошо, не попали – добиваем ошеломлённого противника мечом и хватаем следующий пистолет. Последний пистолет может использоваться как дубинка, если бой ещё продолжается и под рукой нет ничего более подходящего. Более подходящим может быть ещё одна сабля или какой-нибудь лёгкий топор, да мало ли что, плевать, там не до выбора.

В более вменяемых условиях, то есть не в свалке на качающейся палубе, а в какой-нибудь приличной дуэли, особенно если «нечестный» пистолет сразу же заменить на какое-нибудь холодное оружие, всё достаточно паршиво. Читайте выше про варвара. Яростный натиск, возможно, даст пирату подобраться к благородному господину с рапирой, но высока вероятность, что благородный господин успеет этой самой рапирой смелого пирата заранее продырявить. С другой стороны, психическая атака – дело полезное, да и останавливающая способность у рубящего удара саблей явно выше, чем у аккуратного и тонкого укола рапирой, который может и убьёт, но не сразу.

Китаец с парной экзотикой

Необязательно, кстати, китаец. Это может быть араб с парой шамширов. Но обычно всё же китаец. Основное отличие данного архетипа от всех остальных вышеперечисленных: в большинстве случаев оружие в каждой руке одинаковое. На мой взгляд, это не так интересно, как длинное и короткое. Короткое оружие в левой руке эффективнее в ближнем бою, чем повтор такого же длинного, как и в правой.

В реальной жизни никто не измеряет количество урона, нанесённого по противнику клинком, как в компьютерных и настольных играх. Там-то вроде и круче взять два длинных, но хитрые модификаторы и пенальти приводят к тому, что без особо навороченных навыков это редко когда разумно. Почему так? Да нипочему, дизайнеры не умеют фехтовать. Никаких сложностей в базовом фехтовании двумя длинными клинками нет, это даже проще, чем длинным и коротким.

Так что же китайцы? А не знаю. Не видел результатов спаррингов специалистов по китайскому парному оружию против более «попсовых» вариантов, типа самурая с катаной, викинга с двуручной датской секирой, щитовика-мечника или шпажиста-саблиста-рапириста. Если вы видели – дайте знать, причём кино не годится.

Предполагаю, что при прочих равных парная экзотика будет проигрывать в большинстве случаев. Если же «китаец» сильнее, опытнее, быстрее и так далее, или же ему противостоит слабо вооружённый противник (например, один только европейский одноручный меч без щита), то конечно.

Современность

Парное оружие повсеместно встречается в компьютерных играх и их обсуждениях. Устоявшийся английский термин – dual wield, часто встречается ошибочное написание «duel wield», которое лично меня жутко бесит. Также в играх используется разделение на основную и дополнительную руки (у большинства это правая и левая соответственно, у левшей наоборот), или main hand и off hand (off-hand). Отсюда и off-hand weapon, то есть оружие, предназначенное для дополнительной (то есть левой) руки.

В играх, как правило, плюсом парного оружия является повышенный урон в единицу времени, а минусом – невысокая защищённость. В реальности парное оружие, в основном, даёт дополнительные возможности по защите: фактически вы используете либо одно из своих оружий как щит для парирований, либо оба попеременно, атакуя освободившимся. Можно, конечно, закосить под китайца или берсерка, но первое очень сложно и реально никем не используется, только лишь бледно симулируется, а второе долго не живёт.

Во всякого рода ролевых играх и просто в фехтовальных тусовках любят парное оружие. Причём любят его намного больше, чем оно этого заслуживает. Почему? На мой взгляд по трём причинам: моделирование нелетальное; парное оружие компактнее длинномерных двуручников или щитов; круто и понтово смотрится.

Нелетальное моделирование, то есть тот факт, что жизни всерьёз ничто не угрожает, «разрешает» участникам фехтования действовать неоптимально. «Ну и что, что меня на игре замочат, зато я буду делать то, что хочу» – на самом деле совершенно нормальная подсознательная мысль, потому что человек, который следует этой мысли, просто хочет играть.

Компактность – штука очевидная. Копьё или алебарду везти в метро гораздо сложнее, чем два сравнительно коротких меча под одну руку каждый. Щиты вообще штука громоздкая и тяжёлая. Несмотря на большую эффективность щита, благодаря нелетальности моделирования многие фехтовальщики выбирают парное оружие, просто потому что так удобнее.

Крутизна и понты – ещё более очевидная штука. Куча фентезийных героев, анимешных персонажей и тому подобное культурное наслоение приучает к тому, что двумя мечами фехтуют настоящие профессионалы, так как это очень сложно. Ну да, сложно. Сложнее, чем, скажем, копьём. Или мечом со щитом.

Плюсы и минусы

Главный плюс парного оружия – это возможность одним оружием защититься, а другим нанести атаку. Этого же эффекта с большей лёгкостью можно добиться с помощью щита, особенно если фехтовальщик с парным оружием привык защищаться только левым клинком, а атаковать только правым. Техника, в которой защита выполняется той рукой, которой удобно, а атака – оставшейся, гораздо прогрессивнее, но и сложнее. По сути, пока она не освоена, никаких преимуществ два меча не дадут вообще.

Также к плюсам можно отнести расширенные возможности по защите от нападающих противников, но это опять же легко делается со щитом. Ещё – возможность защититься от более массивного оружия, приняв его на «ножницы», но тут опять же щит надёжнее. Неожиданные комбинации атак? Да, наверное. Но на практике не такие уж они и неожиданные.

Теперь минусы. Главный из них – это сравнительная слабость каждого оружия. Даже если сравнивать с чем-то одноручным, а не полуторным или двуручным: когда вам нужно управлять двумя мечами, вспомогательный ресурс вашего тела распределён на поддержку каждого меча, и в результате в любой момент любому одному из мечей достаётся сравнительно мало поддержки. Вы не так сильно вкладываетесь в удар, рассчитывая взять не качеством, а количеством. Это не значит, что так делать нельзя, но минус есть минус.

Отсюда же следует сравнительно низкая скорость, если только оружие не очень лёгкое, повышенные требования по координации (управлять двумя мечами действительно сложнее, чем одним, хотя и не настолько сложнее, как многим кажется), повышенный расход выносливости.

Тактика и техника

Если вы всё ещё хотите пользоваться двумя мечами, то вам нужно освоить несколько базовых принципов работы и понять основные проблемы, с которыми придётся столкнуться.

Стойка

Самураи ставят вперёд короткий меч либо идут строго фронтально. Дуэлянты могут выставить вперёд как короткий клинок, так и длинный. На мой взгляд, если бой идёт не на диких скоростях, или если вы просто тренируетесь в принципе – следует выставлять вперёд короткий клинок. В этом случае вам придётся им пользоваться, в противном же он просто будет мешать. В бою против быстрого рапириста-шпажиста-саблиста подобная стойка нерациональна, там короткий клинок-дага гораздо полезнее на второй линии обороны. Если вы выставили вперёд короткий меч, то имеет смысл держать его повыше, а длинный – пониже. Или наоборот, но так лучше, поскольку коротким сложнее прикрывать ноги.

Приёмы

Тактически нет никакой сложности в работе двумя мечами. Технически это сложно только поначалу, причём не только для новичков: вы можете уметь прилично фехтовать, но первый раз взяв в руки два меча, скорее всего, столкнётесь с некоторым собственным ступором. Ничего страшного, он вполне преодолим.

Не старайтесь одновременно бить двумя мечами. Лучше по очереди, их так труднее отбить.

С защитной дагой на второй линии обороны всё просто.

Дага нужна для того, чтобы преимущественно кистевыми движениями выводить уколы из вашего силуэта. Если противник решает сделать выпад, игнорирующий ваш длинный меч (это может быть результатом успешной провокации), то вы можете отбить его выпад дагой и, с минимальным разрывом по времени, провести стремительную контратаку длинным мечом. В большинстве случаев противник будет пытаться сначала что-то сделать с вашей рапирой, и его атака, скорее всего, будет ослаблена взаимодействием с ней – её взять дагой достаточно просто.

Рекомендую для начала просто встать с партнёром, выдать ему шпагу, самому взять дагу в левую руку, правую без оружия выставить вперёд и пробовать отбивать его уколы именно дагой. Потом добавьте оружие и переходите к контратакам.

С атакующим коротким мечом всё несколько более разнообразно, но тоже достаточно просто.

Для начала рекомендую освоить ножницы: приём вражеского удара на два своих скрещенных клинка. Ножницы можно и нужно научиться ставить под любым углом. После фиксации вражеской атаки один меч, обычно короткий, продолжает контролировать оружие противника, а другим наносится контратака.

Пробуйте одним мечом парировать удар или сразу же захватывать выставленное оружие противника для увода его в сторону, а другим тут же атаковать. Интересно работают последовательные атаки с разных сторон и на разных уровнях, их сложно взять.

Против полуторного или двуручного оружия

Не пытайтесь фехтовать одной рукой. Старайтесь принимать удар на ножницы, если уж вообще собираетесь его принимать. Если не выходит, то старайтесь усиливать защиту вторым мечом. Допустим, вас ударили слева сбоку, вы поставили блок коротким мечом – но удар может быть слишком силён, поэтому вы с минимальным запозданием ставите ещё один блок длинным мечом, если нужно, и только потом, возможно, переходите к контратаке. Если не нужно, то, конечно, просто контратакуете.

Стремитесь сбить противнику чувство дистанции. Если его оружие не полуторное (европейский длинный меч, катана), а двуручное, то он, скорее всего, будет несколько предсказуем в своих действиях и перемещениях. Очень здорово работать в третий, половинный темп: когда вас атакуют, отступайте, возможно со страховкой одним мечом, и сразу же бейте другим в выставленные руки.

Против щита

Вообще говоря, тут у вас серьёзные проблемы. Но попробуем. Используйте тот факт, что противник перекрывает себе щитом часть поля зрения. Заставьте его задрать щит для защиты головы, нанеся мощный и потенциально результативный удар правым мечом. Учтите, что он сразу же пойдёт в атаку, поэтому будьте готовы её принять, но это можно сделать и одним левым мечом. Сразу же атакуйте в ногу, но он её наверняка прикроет, поэтому эту атаку желательно выполнять не в полную силу, а как финт, сразу же после которого идёт либо атака в голову, снова вынуждающая поднять щит, либо атака левым мечом, успешно отбившим контратаку чуть ранее. Обратите внимание, что противник, если он что-то из себя представляет как щитовик, будет пытаться вас задавить, запрессовать и так далее. Будьте готовы отступать, но при этом старайтесь оказаться с его правой стороны, не защищённой щитом. Одинокий меч против ваших двух не справится.

Древковое оружие

Здесь, скорее всего, придётся атаковать вам. Всё похоже на борьбу с двуручником, но часто более опасно, особенно против копья. Используйте ножницы и старайтесь пройти мимо древка сбоку, либо силой отклонив его в сторону, либо самостоятельно сместившись относительно него. Ножницы либо двойное парирование, контроль, сокращение дистанции, атака. Берегите ноги, будьте готовы попрыгать.

Выводы

Скажем так. Если взять общие категории оружия, такие как: «одноручное», «полуторное», «парное», «одноручное плюс щит», «двуручное», то примерно в этом порядке по условной «крутости» они и идут. Причём «полуторное» и «парное» находятся на одном уровне, превосходя, да и то не всегда (рапира) строго одноручное оружие. Равно как и «одноручное плюс щит» и «двуручное» приблизительно равны, каждая из этих категорий обладает своими преимуществами и недостатками, но в среднем они явно сильнее, чем все остальные. Понятно, что это дичайшее упрощение и округление, из разряда «π=3», и можно найти кучу контрпримеров, но всё же как-то так.

Как уже было сказано выше и не раз, фехтовать парным оружием сложнее, чем одноручным, двуручным или же щитом с мечом. Проблема в том, что «сложнее» не значит «лучше», здесь нет часто ожидаемого эффекта «сложно изучать, но зато когда я достигну мастерства, то всем задам». Достигнув мастерства, действительно можно много кому задать, при этом совершенно не нужно достигать мастерства именно в парном оружии. Настоящий мастер, на мой взгляд, способен рубиться чем угодно.

Но тут мы задаём себе вопрос: зачем человек делает то, что он делает? Если фехтовальщик хочет именно рубиться двумя мечами в нашем нелетальном моделировании, получая удовольствие от процесса и добиваясь каких-никаких результатов, то пожалуйста, раз уж для него приоритетны два меча – ничего дурного в таком подходе нет. Но если фехтовальщик хочет изучать фехтование как боевое искусство, то он обязан понимать и сильные и слабые стороны двух мечей.

Боевой топор бывает самым разным: одноручным и двуручным, с одним и даже с двумя лезвиями. При сравнительно легкой боевой части (не тяжелее 0,5−0,8 кг) и длинном (от 50 см) топорище, это оружие обладает впечатляющей пробивной силой — все дело в малой площади соприкосновения режущей кромки с поверхностью, в результате чего вся энергия удара концентрируется в одной точке. Топоры часто использовали против тяжелобронированной пехоты и кавалерии: узкое лезвие отлично вклинивается в сочленения доспехов и при удачном попадании может прорубить все слои защиты, оставив на теле длинный кровоточащий надрез.

Боевые модификации топоров широко использовались во всем мире начиная с древнейших времен: даже до эпохи металла люди вытесывали топорища из камня — это при том, что кварцевый стес по остроте не уступает скальпелю! Эволюция топора многообразна, и сегодня мы рассмотрим пятерку самых впечатляющих боевых топоров всех времен и народов:

Секира

Бродэкс — скандинавская боевая секира

Отличительная черта секиры — лезвие в форме полумесяца, длина которого может достигать 30−35 см. Увесистый кусок заточенного металла на длинном древке делал размашистые удары невероятно эффективными: зачастую это был единственный способ хоть как-то пробить тяжелый доспех. Широкое лезвие секиры могло выступать в качестве импровизированного гарпуна, стаскивающего наездника с седла. Боевая часть плотно вбивалась в проушину и закреплялась там с помощью клепок или гвоздей. Грубо говоря, секира — это общее название для целого ряда подвидов боевых топоров, о некоторых из которых мы расскажем ниже.

Самый яростный спор, который сопровождает секиру с того момента, как это грозное оружие полюбилось Голливуду — это, конечно, вопрос о существовании двулезвийных секир. Безусловно, на экране это чудо-оружие выглядит весьма эффектно и, вкупе с нелепым шлемом, украшенным парой острых рогов, завершает облик брутального скандинава. На практике же лезвие-«бабочка» слишком массивное, что создает при ударе очень большую инерцию. Часто на задней стороне боевой части топора располагался острый шип; впрочем, известны и греческие секиры-лабрисы с двумя широкими лезвиями — оружие по большей части церемониальное, но все же худо-бедно пригодное и для настоящего боя.

Валашка


Валашка — и посох, и боевое оружие

Национальный топорик горцев, населявших Карпаты. Узкий клинообразный набалдашник, сильно выступавший вперед, обух которого часто представлял собой кованую морду животного или просто был украшен резным орнаментом. Валашка, благодаря длинной рукояти — это и посох, и колун, и боевой топор. Такой инструмент был практически незаменим в горах и являлся статусным знаком половозрелого женатого мужчины, главы семьи.

Название топора происходит от Валахии — исторической области на юге современной Румынии, вотчины легендарного Влада III Цепеша. В Центральную Европу он перекочевал в XIV-XVII веках и стал неизменным пастушеским атрибутом. Начиная с XVII века, валашка обрела популярность на воле народных восстаний и получила статус полноправного боевого оружия.

Бердыш


Бердыш отличает широкое, лунообразное лезвие с острым верхом

От прочих секир бердыш отличает очень широкое лезвие, имеющее форму вытянутого полумесяца. На нижнем конце длинного древка (т.н. ратовища) был закреплен железный наконечник (подток) — им оружие упирали в землю на параде и во время осады. На Руси бердыш в XV веке играл ту же роль, что и западноевропейская алебарда. Длинное древко позволяло держать большую дистанцию между противниками, а удар острого лезвия-полумесяца был воистину страшным. В отличие от многих других топоров, бердыш был эффективен не только как рубящее оружие: острым концом можно было колоть, а широкое лезвие неплохо отражало удары, так что умелому владельцу бердыша щит был без надобности.

Применялся бердыш и в конном бою. Бердыши конных стрельцов и драгун обладали меньшими размерами в сравнении с пехотными образцами, а на древке такого бердыша было по два железных кольца, чтобы оружие можно было подвесить на ремень.

Полэкс


Полэкс с защитными лангетами и обухом в форме молотка — оружие на все случаи жизни

Полэкс появился в Европе примерно в XV-XVI веках и предназначался для пешего боя. Согласно разрозненным историческим источником, существовало множество вариантов этого оружия. Отличительной особенностью всегда оставался длинный шип на вершине и часто на нижнем конце оружия, а вот форма боевой части разнилась: тут и тяжелое лезвие топора, и молот с шипом-противовесом, и многое другое.

На древке полэкса можно заметить металлические плоски. Это так называемые лангеты, обеспечивающие древку дополнительную защиту от перерубания. Иногда можно встретить и рондели — специальные диски, защищающие кисти рук. Полэкс — оружие не только боевое, но и турнирное, а потому дополнительная защита, даже снижающая боевую эффективность, выглядит оправданной. Стоит отметить, что, в отличие от алебарды, навершие полэкса не было цельнокованным, а его части крепились друг к другу с помощью болтов или штивтов.

Бородовидный топор


«Борода» придавала топору дополнительные режущие свойства

«Классический», «дедушкин» топор пришел к нам с севера Европы. Само название скорее всего имеет скандинавское происхождение: норвежское слово Skeggox состоит из двух слов: skegg (борода) и ox (топор) — теперь вы можете при случае щегольнуть своими знаниями старонорвежского! Характерной особенностью топора являются прямая верхняя грань боевой части и оттянутое книзу лезвие. Такая форма придавала оружию не только рубящие, но и режущие свойства; к тому же, «борода» позволяла брать оружие двойным хватом, при котором одна рука была защищена самим лезвием. Кроме того, выемка уменьшала вес топора — а, учитывая недлинную рукоятку, бойцы с этим оружием делали ставку не на силу, а на скорость.

Такой топор, как и его многочисленные сородичи — это инструмент как для бытовых работ, так и для боя. Для норвежцев, чьи легкие челны не позволяли брать с собой избыток поклажи (ведь надо еще оставить место для награбленного добра!), подобная универсальность играла весьма важную роль.