Народные восстания и православная церковь

17 век запомнился в истории России, как период массовых восстаний, зарожденных из-за тяжелого экономического, политического состояния страны. В это время бушевали голод, рассеивание власти, междоусобица за царский престол.

Во второй половине 17 столетия крепостничество находилось на закате своего существования. Крестьяне неуправляемо в больших размерах устраивали бегства на периферию страны.

Правительство учреждало повсюду розыски беглецов и возвращение их помещикам. Современники называли свой век «бунташным». В начале века государство взволновала первая Крестьянская война. Предводителем крестьян, бедняков был Болотников. За подавлением этого движения последовал выпад крестьянина Балаша, следом недовольства в смоленских войсках, около 20 восстаний, проходивших в разных городах страны, «Медный бунт», и конечно же, война Степана Разина. Страну буквально лихорадило от повсеместных потрясений.

Соляной бунт:

В самом начале 17 века в стране был страшный голод. Несколько лет из-за погодных условий был неурожай, царь делал попытки помощи: раздавал хлеб и деньги, снижал цену, организовывал работу, но этого не хватало. Впоследствии пошел мор от болезни, шли времена, наводящие ужас.

В 1648 году в Москве произошла замена единой пошлины налогом на соль. Естественно, это побудило ее увеличение в цене. В этом выступлении были задействованы низшие слои населения (холопы, стрельцы). Возвращавшего с богослужения царя Алексея Михайловича облепили челобитчики (посланцы из народа) с просьбой заступиться за народ перед боярами, издавшими этот указ. Никаких положительных действий со стороны царя не произошло. Царица же разогнала людей, многие были арестованы.

Следующим фактом было неподчинение стрельцов, которые избили бояр. У чиновников имелась полная свобода действий. Третьим днем участниками соляного бунта было разгромлено множество дворянских домов. Инициатора ввода налога на соль «чернь» изрубила. Для отвлечения народа от бунта, в Москве был устроен массовый пожар. Власти пошли на компромисс: стрельцам дали по 8 рублей, должников избавили от выколачиваний денег, заменили судей. Бунт стихал, но зачинщиков среди холопов взяли, а затем казнили.

До и впоследствии Соленного бунта волнения вспыхивали более, чем в 30 городах.

«Медный» бунт:

В 1662 году в Москве произошел обвал медных монет, обусловленный их массовым выпуском. Произошло обесценивание денег, подорожание продуктов, спекуляция, подделка медных монет. Правительство приняло решение собрать с народа внеочередные налоги, что вызвало огромное недовольство.

Восставшие горожане и солдаты (около 5 тысяч человек) передали царю челобитную, настаивая на уменьшении налоговой ставки, цены на хлеб. Происходил разгром купцов, царский дворец окружили с требованием выдачи руководителей правительства. Восставшие отказывались разойтись, после подавления восстания было казнено более 1 тысячи человек и до 8 тысяч сослано. Царь выдвинул указ о запрете медных денег. Попытка улучшения денежной реформы закончилась крахом.

Восстание Степана Разина:

В 1667 году во главе людей встает Степан Разин, который набирает отряд из бедных казаков, беглых крестьян, обиженных стрельцов. Он придумал поход, потому что хотел добычу раздать беднякам, дать хлеба голодным, одежду раздетым. Откуда только ни шел народ к Разину: и с Волги, и с Дона. Отряд вырос до 2000 человек.

На Волге повстанцы захватили караван, казаки пополнили запас оружия и продуктов. С новыми силами предводитель шел далее. Происходили столкновения с правительскими войсками. Во всех боях он проявлял мужество. К казакам добавлялось много людей. Происходили сражения в различных городах Персии, куда они направились для освобождения русских пленных. Разинцы одержали победу над персидским шахом, но у них были существенные потери.
Южные воеводы сообщили о независимости Разина, о замышлении им смуты, что настораживает правительство. В 1670 году к предводителю приезжает посланец от царя Евдокимов, которого казаки топят. Войско повстанцев растет до 7000 и выдвигается на Царицын, захватывает его, а также Астрахань, Самару и Саратов. Под Симбирском тяжело раненный Разин терпит поражение, а затем его казнят в Москве.
В течение 17 века произошло множество народных восстаний, причина которых крылась в политике правительства. Власти видели в жителях лишь источник дохода, что вызывало недовольство низших масс.

Описание презентации РОССИЯ в в XVII веке Народные восстания по слайдам

Бунташный век XVII век вошел в историю России как «бунташный» . 1603 г. Восстание Хлопка. 1604– 1613 гг. Смутное время. 1648 г. Соляной бунт в Москве. 1650 г. Восстания в Новгороде и Пскове, Великом Устюге, Козлове, Курске. 1662 г. Медный бунт в Москве. 1670– 1671 гг. Восстание казаков на Дону. 1682 и 1699 гг. Стрелецкие бунты в Москве. 1660 -1680 -е гг. Волнения старообрядцев

Бунташный век Чем вызвана такая «бунташность» XVII столетия? В XVII в. происходит становление крепостного права, вызывающее протест крестьянства. Крестьяне, вынужденные бежать на окраины, пополняют ряды самого беспокойного сословия – казачества. В XVII в. происходит усиление бюрократического аппарата, что требует повышения налогов. Частые войны разоряют казну и также заставляют власть повышать налоги. Основные налоговые тяготы ложатся на плечи посадского населения, которое выражает свой протест бунтами. ?

Медный бунт в Москве Почему указ о введении медных денег привел к бунту московских посадских людей? Цена медных денег приравнивалась к цене серебряных, хотя в то время ценность монеты определялась реальным содержанием в ней драгоценного металла. Торговать предписывалось на медные деньги, а налоги платить серебряными. Медную монету легко подделать. Серебряная копейка Медные монеты?

Медный бунт в Москве Что общего между Медным и Соляным бунтами? Оба бунта были вызваны попытками правительства увеличить доходы казны. Оба бунта были стихийными. Оба бунта были направлены против бояр, которых мятежники обвиняли в корыстолюбии. Оба бунта вылились в грабежи, погромы и убийства. Медный бунт в Москве. Худ. Э. Лисснер?

Медный бунт в Москве В чем заключаются и чем вызваны различия между Медным и Соляным бунтами? Главное различие – в том, что Соляной бунт достиг успеха, а Медный бунт был подавлен. ? Медный бунт в Москве. Худ. Э. Лисснер Это объяснялось тем, что в Медном бунте не участвовали служилые люди, получившие с принятием Соборного Уложения значительные льготы.

Донское казачество Главной мятежной силой в России XVII в. явилось казачество. Кто такие казаки? Каковы были их занятия и образ жизни? Казак – по-тюркски «вольный» . Казаками становились беглые из Орды, а позже – из русских земель. Бежали от тягла, от повинностей, за «волей» . Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства, где надзор властей был слабее. После Смуты казачество сосредоточилось на Дону. Донской казак (хоперец) в 16 в. ? Повторим!

Донское казачество Земледелие на Дону было запрещено. Вероятно, казачья верхушка опасалась, что с появлением земледелия исчезнет вольный казачий дух. Казачья усадьба Реконструкция? Почему казаки решили отказатьс я от обработк и земли?

Донское казачество Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей. Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска. Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – казачьем кругу. Нижнедонская казачка Верхнедонская казачка

Донское казачество Чаще всего казаки совершали набеги на владения Крыма и Турции, калмыцкие кочевья, а также грабили купеческие караваны на Дону и на Волге. Казаки в конном походе. Царское правительство, видя в казаках «порубежное войско» , защищающее границы, платило им жалование деньгами, хлебом и порохом.

Донское казачество Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (бедных). Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования. Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные. Домовитый казак

Донское казачество Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!»: беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Почему правительство России мирилось с присутствием на Дону множества белых даже не пытаясь осуществлять сыск? Потому что правительство нуждалось в казачестве для охраны границ. ? Казак в полном боевом снаряжении

Донское казачество После того, как в 1642 г. казаки, не получив помощи от Москвы, оставили Азов, турки укрепили крепость, перекрыв для казаков устье Дона. Казаки, лишившись выхода в Азовское море, стали чаще грабить купеческие караваны на Волге. Страдали от них как персидские, так и русские купцы. ? К чему это могло привести?

Поход Василия Уса Казаки Василия Уса грабили и жгли дворянские усадьбы. Только под Тулой отряд был остановлен царскими войсками. Уходя на Дон, Василий Ус увел с собой несколько сот примкнувших к казакам крестьян. В 1666 г. атаман Василий Ус впервые повел казаков в набег не на крымские или калмыцкие владения, а на южные уезды России. ? В чем состоит значение похода Василия Уса? Казачество осознало возможность действий против России.

Восстание Степана Разина В 1667 г. уроженец станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин сформировал свою казачью ватагу и отправился в поход за «зипунами» , т. е. за добычей. . Атаман Разин был энергичен, властен и беспощаден. Казаки подчинялись ему беспрекословно. Атаман Стенька Разин. Гравюра XVII в.

Восстание Степана Разина Летом и осенью 1667 г. казаки Разина грабили русские и персидские купеческие караваны на Нижней Волге. Потом они вышли в Каспий, поднялись по р. Яик к Яицкому городку, перезимовали, а весной 1668 г. двинулись вдоль западного побережья Каспийского моря. Двухтысячный отряд Разина разграбил города: Тарки, Дербент, Баку, Решт, Ферахабад. Перезимовав на Свином острове, Разин в августе 1669 г. вернулся в Астрахань. Поход Степана Разина за «зипунами»

Восстание Степана Разина В Астрахани казаки Разина «гуляли» , щедро раздавая награбленную добычу и поражая жителей богатством. Из Астрахани Разин вернулся на Дон, перезимовал в Кагальницком городке, а весной 1670 г. вновь вышел на Волгу. Теперь он собирался идти вверх по Волге – против московских бояр- «изменников» . Степан Разин. Гравюра XVII века

Восстание Степана Разин без боя взял Царицын: жители сами открыли ему ворота. Посланные против Разина астраханские стрельцы перешли на его сторону. 22 июня 1670 г. Разин овладел Астраханью. Сопротивление ему оказали лишь немногочисленные дворяне и стрелецкие головы, а большинство стрельцов пристали к мятежникам. Взятие Астрахани Разиным. Гравюра XVII века Все сопротивлявшиеся во главе с воеводой С. Прозоровским были перебиты.

Восстание Степана Разина Овладев Астраханью, Разин двинулся вверх по Волге. Ему добровольно сдались Саратов и Самара. В захваченных городах Разин вводил управление по типу казачьего круга. Территория, охваченная восстанием С. Разина.

Восстание Степана Разин рассылал по окрестным городам «прелестные письма» , призывая убивать бояр, дворян, приказных людей. «Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь [ промысел ] станут чинить и вам бы итить к ним в совет и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам» . К Разину стекались крестьяне, холопы, посадская беднота. «Прелестное письмо» С. Разина

Восстание Степана Разина Восстанию Разина было не чуждо самозванчество: один из соратников Разина изображал патриарха Никона, а другой – царевича Алексея Алексеевича, бежавшего от «злых бояр» . Когда царевич взойдет на престол, обещали разинцы, всем будет «воля» . Корабли Разина на Волге. Гравюра из книги «Три путешествия» Яна Стрейса, очевидца восстания Разина. В «прелестных письмах» Разин утверждал, что идет не против царя, а против бояр.

Восстание Степана Разина В 1670 г. Никон находился в заключении, а потому можно было утверждать, что «злые бояре» рассорили царя с патриархом. Поскольку Разин утверждал, что его поддерживает Никон, можно сделать вывод, что восставших не привлекала идея борьбы за «старую веру» . Степан Разин. Худ. В. Суриков? О чем говорит использован ие восставшим и имени Никона?

Восстание Степана Разина Бунт разрастался. Восстали крестьяне под Тамбовом, в руки мятежников перешли Пенза и Саранск. Взбунтовались народы Поволжья: марийцы, мордва, чуваши. Разин осадил Симбирск, но не сумел взять мощную крепость с сильным гарнизоном под началом И. М. Милославского. Бой отряда Степана Разина с царскими войсками. Худ. Н. С. Самокиш

Восстание Степана Разина На выручку Симбирску подошел воевода Ю. Барятинский со стрелецкими и солдатскими полками. В бою с войском Барятинского Разин был разбит и бежал с приближенными казаками. Войско Разина разбежалось, более 600 человек, взятых в плен, были казнены Барятинским. Жители окрестных сел явились с повинной. Солдат 1 -го выборного солдатского полка.

Восстание Степана Разина Домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым разорили Кагальницкий городок, схватили Разина и выдали его Москве. 6 июня 1670 г. после пытки Степан Разин был четвертован на Болотной площади в Москве. Разина везут на казнь. Старинная гравюра.

Восстание Степана Разина Почему разбойник Стенька Разин сделался любимым героем русского фольклора? Потому что крестьяне и посадские люди, жизнь которых была неимоверно тяжела, ненавидели бояр, дворян, приказных, богатых купцов, были рады возможности расправиться с ними и захватить их имущество. В Разине они видели своего защитника, мстителя за свои страдания. ?

Восстание Степана Разина Почему же восстание Разина потерпело поражение? Восстание было стихийным и неорганизованным, плана действий восставшие не имели. Его участники были вооружены, но плохо обучены и не могли противостоять армии, повинующейся приказу. Казаки, основная сила восстания, стремились к грабежу, а при столкновении с сильной армией обращались в бегство. Крестьяне, участвовавшие в восстании, расправлялись со своими помещиками, но не хотели идти в далекие походы. ?

Восстание Степана Разина « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» . А. С. Пушкин Действительно ли восстание С. Разина было бессмысленным? Конечно, те лозунги, которые провозглашали восставшие, были нереальны: государство не могло жить без налогов, армии и высшего сословия, управление по образу и подобию казачьего круга было невозможно в масштабах целой страны. Но смысл восстания, хотя сами повстанцы этого и не осознавали, в другом: угроза нового мятежа, подобного разинскому, на время задержала рост крестьянских повинностей, смягчила произвол воевод и приказных. ?

Народные восстания в тогда уже Российской империи прокатывались волнами бурного народного возмущения. Не все их них широко известны сейчас, но хрестоматии хранят память об этих волнениях. Самые крупные народные восстания в Российской империи рассмотрим в этой статье.

Соляной бунт

«Голод у соляной избы на пороге топтаться будет, а внутрь никогда не войдёт». Эта присказка была хорошо понятна нашим предкам, для которых соль являлась единственным доступным консервантом. Без неё нельзя было заготовить на зиму ни рыбы, ни огурцов. И власть важность этого товара широкого потребления отлично осознавала. Понимая, что соль всё равно будут покупать, царь Алексей Михайлович в 1646 году по совету боярина Бориса Морозова обложил её дополнительным налогом.

Таким образом удалось пополнить казну и разорить народ. Ведь цены на соль взлетели сразу в 4 раза . Через год власти непопулярный налог отменили. Правда, жить от этого людям легче не стало - правительство Морозова объявило о взыскании недоимок за три последних года. Неплательщиков били или же бросали в тюрьмы. Возросшее давление со стороны государственного репрессивного аппарата вылилось в спонтанный бунт.

В 1648 году, когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья, путь его кортежу преградила толпа. Сотни людей жаловались царю на притеснения и «неправды» со стороны бояр, которые из корысти увеличивали размеры недоимок. Алексей Михайлович пообещал во всём разобраться и виновных наказать, но разгорячённая толпа решила этого момента не дожидаться. Бунтовщики бросились рубить головы наиболее ненавистных вельмож и грабить их дома, заполыхали пожары.

Остановить насилие власти были не в состоянии, так как к масштабному погрому присоединились дворяне и стрельцы. Восставшие требовали выдать Морозова, но Алексей Михайлович со слезами на глазах просил помиловать своего воспитателя. Боярина отправили в далёкий Кирилло-Белозёрский монастырь, правда, пробыл он в этой ссылке недолго. Уже через пару месяцев влиятельный сановник вернулся в столицу.

Итоги бунта:

Алексей Михайлович в 1648 году прекратил взимание недоимок и объявил о созыве Земского собора. Его заседания закончились принятием Соборного уложения. Этот свод законов юридически окончательно закрепил крепостное право в России.

Псков и Новгород

8 февраля 1650 года против царя Алексея Михайловича восстал Псков, а через 15 дней день мятеж перекинулся на Новгород. Население двух городов было недовольно подорожанием хлеба. Рост цен подстёгивали поставки зерна в Швецию, которые осуществлялись в соответствии с условиями Столбовского мира.

Допустить брожения в двух важнейших форпостах на северо-западной границе царь не мог. В Новгород и Псков были отправлены войска, которые разбили силы восставших. Бунтовщиков не поддержали дворяне. Расположения помещиков Алексею Михайловичу удалось добиться благодаря недавно принятому Соборному уложению, которое окончательно закрепостило крестьян.

Медный бунт

Не успела Москва отстроиться после пожаров Соляного бунта, как в 1662 году народные восстания в городе возобновились. Бунт назван Медным. Причина этого восстания также крылась в финансах. Война с Польшей истощила государственную казну, и в 1654 году все тот же Алексей Михайлович постановил начать выпускать медные деньги по цене серебряных. Такое решение, впрочем, в итоге ещё больше расстроило финансовую систему.

Ведь жалованье платили медью, а налоги продолжали собирать серебром. Медяки к тому же было значительно легче подделать, чем и пользовались фальшивомонетчики. В результате за 8 лет рыночная цена медных денег упала почти в 15 раз. Всё это привело к тому, что в 1662 году население «чёрных» слобод в очередной раз отправилось искать справедливости к Алексею Михайловичу.

Простолюдины жаловались царю на притеснения со стороны бояр, которые якобы чеканили фальшивую монету и даже состояли в тайных сношениях с недружественной Польшей. Холопы, держа Алексея Михайловича за платье, требовали выдать на расправу толпе ряд чиновников. Впрочем, до этого не дошло. Бунтовщиков разогнали стрельцы, во время подавления мятежа погибли около тысячи человек. Ещё больше восставших сослали в необжитые сибирские земли.

Итоги восстания:

Власти изъяли медные монеты из обращения.

Восстание Степана Разина

Больше всего неприятностей Алексею Михайловичу доставило восстание под руководством Степана Разина . Казаки в 1670 году взбунтовались против расширения крепостничества на южные окраины России. Их возмущало то, что после принятия Соборного уложения дворяне перестали уважать принцип «с Дону выдачи нет». Разин обещал казакам «защитить старинные обычаи», «вывесть изменников бояр» и дать волю «чорным людем». А чтобы придать массовому разграблению поместий некую иллюзию законности, атаман объявил, что действует по воле чудом спасшегося царевича Алексея Алексеевича, который якобы следует вместе с его войском. В случае победы восставших вся Россия должна была превратиться в один большой казачий круг, однако этого не произошло. После ряда поражений от царских войск бунтовщики предали своего атамана. Раненый Разин в 1671 году был выдан властям. В том же году предводителя восстания четвертовали на Болотной площади в Москве.

Итоги восстания:

Практика сыска беглых крестьян укрепилась на южных окраинах России.

Хованщина

В 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич. Наследника после себя он не оставил, что спровоцировало внутриполитический кризис. Группировка Милославских выступала за то, чтобы престол занял 15-летний Иван (сын первой жены Алексея Михайловича), род Нарышкиных же настаивал на том, что шапку Мономаха должен надеть 10-летний Пётр (сын второй жены Алексея Михайловича). Милославские решили в этом споре опереться на стрельцов, которые в нужный момент устроили в Москве масштабные волнения. Бунтовщики требовали увеличения жалованья и расправы над «плохими» боярами. Под последними понимались Нарышкины, которые якобы задушили царевича Ивана. В результате возникших беспорядков власть в Москве оказалась в руках стрельцов, которые возвели на престол обоих мальчиков, регентшей при них была назначена царевна Софья (дочь Алексея Михайловича, род Милославских).

Позже, правда, восставшие решили ситуацию переиграть и сделать главой государства начальника стрелецкого приказа князя Ивана Хованского. Но этим планам помешали активные действия Софьи, которая начала собирать лояльное ей дворянское ополчение. Хованский тогда попытался договориться с царевной и решить дело миром, но был убит. Старшего сына главы стрелецкого приказа также умертвили, младшего - сослали.

Итоги восстания:

Хованщина показала, что стрельцам было уже не под силу соперничать с дворянами.

Стрелецкое восстание

Спустя 16 лет московские стрельцы всё же взбунтовались. В 1698 году дезертиры, участвовавшие в Азовских походах, организовали восстание в нескольких полках. Мятежники не хотели воевать - они хотели увеличить себе жалованье и свергнуть , который им очень не нравился за попытки модернизировать армию. Вместо молодого царя стрельцы собирались возвести на престол царевну Софью, которая в то время уже находилась в заточении в Новодевичьем монастыре.

Реализацию этого проекта сорвали верные Петру I Преображенский и Семёновский полки. Силы бунтовщиков были наголову разбиты. В ходе начавшегося потом следствия перед кельями царевны Софьи повесили 195 стрельцов. Всего были казнены более 2000 человек.

Итоги восстания:

Пётр I распорядился расформировать стрелецкое войско. Правда, после «Нарвской конфузии» император понял, что несколько погорячился. Наиболее боеспособные стрелецкие полки вернули в строй. Постепенно они были поглощены регулярной армией.

Астраханское восстание

Летом 1705 года жители Астрахани подняли бунт против городского воеводы Тимофея Ржевского, который самовольно повысил налог на соль, а также обложил пошлинами бани, печи и погреба. Чашу терпения народного, впрочем, переполнили не эти поборы, а то, с каким рвением Ржевский бросился исполнять указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороды . По свидетельствам современников, воевода «обрезывал бороды прямо с мясом». Поэтому неудивительно, что свежепобритые бунтовщики первым делом бросились искать именно Ржевского, но найти его долгое время не удавалось. Восставшие начали гадать, где воевода, и даже предположили, что Ржевский мог пойти на сговор с колдуном, который с помощью своих чар помог ему покинуть город неузнанным.

На деле, впрочем, всё оказалось куда прозаичнее: с самого начала бунта хитрый управленец скрывался в курятнике. Восставшие ненавистного воеводу тотчас казнили, введённые им налоги отменили и пошли бунтовать дальше. Мятеж перекинулся на соседние города Красный Яр, Чёрный Яр, Гурьев и Тёрки. Восставшие двинулись вверх по Волге, но были разбиты под Царицыном. Окончательно разгромить силы бунтовщиков Петру I удалось только весной 1706 года. Предводителей восстания колесовали.

Итоги восстания:

Указ о брадобритии и ношении иностранного платья был отменён.

Башкирское восстание

Северная война вынуждала Петра I постоянно увеличивать фискальную нагрузку на население, что в свою очередь способствовало разгулу коррупции. В 1704 году в Уфу на собрание башкирских родов прибыли царские чиновники, которые объявили о введении 72 новых налогов. При этом значительную часть податей корыстные прибыльщики выдумали сами.

Так, вводились сборы на каждое колесо в телеге, проруби, хомуты, мечети и даже на глаза: со светлоглазых следовало взимать по шесть копеек, а с черноглазых - по восемь. В довершении ко всему этому чиновники потребовали выставить на нужды армии 5 тысяч лошадей.

Степная знать на эти поборы ответила бунтом: прибыльщики были избиты, а царские бумаги брошены в реку. Начавшееся восстание подогревалось слухами о том, что Пётр I собирается насильно крестить местное мусульманское население. Поэтому вполне логичным выглядит то, что за поддержкой башкиры решили обратиться к могущественной Турции. Но единоверцы помочь бунтовщикам либо не захотели, либо не успели. В 1711 году восстание было подавлено.

Итоги восстания:

Власти снизили в башкирских степях размеры оброчных платежей, освободили от сдачи на оброк некоторые угодья.

Восстание Булавина

Огонь астраханского бунта поджёг Дон. В 1707 году группа казаков под руководством Кондратия Булавина уничтожила царский отряд, который прибыл для сыска беглых крестьян. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское. Впрочем, на новом посту он продержался недолго. В 1708 году царские войска разбили бунташные отряды Семёна Драного, Никиты Голого и Сергея Беспалого. Видя бесперспективность дальнейшей борьбы, казаки убили атамана Булавина.

Итоги восстания:

Пётр I отобрал у Войска Донского часть земель вдоль реки Северский Донец.

Кижское восстание

В 1769 году взбунтовались карельские крестьяне, которые были приписаны к государственным горным заводам. Центром восстания стал остров Кижи. Мятежники требовали улучшения условий труда и снижения налогов. За считанные месяцы армия бунтовщиков выросла до 40 тысяч человек. Мужики, вооружённые «кольём и дубьём», несколько лет эффективно противостояли местным представителям власти. Для того, чтобы промышленность в Карелии полностью не остановилась, Екатерине II пришлось отправить в регион серьёзные силы. На подавление восстания в 1771 году были направлены войска, которые расстреляли бунтовщиков из пушек.

Итоги восстания:

Власти незначительно улучшили условия труда карельских рабочих и приписанных к заводам крестьян.

Чумной бунт

В 1771 году в Москве бушевала эпидемия чумы, которая попала в город с полей сражений русско-турецкой войны. Власти предпринимали меры для того, чтобы препятствовать распространению моровой язвы: создавались принудительные карантины, были запрещены массовые мероприятия. Но этого было недостаточно - эпидемия продолжала выкашивать население (в московском регионе болезнь унесла жизни более 200 тысяч человек). Тогда жители города решили, что спасти их от чумы может только икона Боголюбской Богоматери. Десятки тысяч человек потянулись в Китай-город, чтобы приложиться к чудотворному образу. Архиепископ Амвросий, понимая, что такое паломничество способствует распространению заразы, приказал убрать икону. Это решение горожане истолковали по-своему.

В толпе начали кричать, что Амвросий прислуживает Антихристу и намерен извести весь православный народ. Под звон колокола Набатной башни люди бросились зачищать Москву от всех тех, кто имел хоть какое-то отношение к введению карантинных мер. В ходе восстания Амвросий был убит, а Донской и Чудов монастыри подверглись разгрому. От дальнейшего разграбления Москву спасли подоспевшие из Санкт-Петербурга войска под командованием Григория Орлова. Щадя своих солдат, граф подавил восстание плотным пушечным огнём.

Итог восстания:

Власти лишили колокол на Набатной башне Кремля языка и издали указ «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ».

Пугачёвское восстание

«Бояр, генерал, капитан и иные - голову рубить, имение взять. В одно время они вас объедали, лишали воли, сейчас вы их рубите». С таким программным заявлением 28 сентября 1773 года с берегов реки Яик выступил Емельян Пугачёв. Бунтовщик, выдававший себя за чудом спасшегося императора Петра III, призывал всех недовольных чинимыми центральными властями «несправедливостями» вступать в его войско. И народ на это воззвание активно откликнулся. Ведь фигура Петра III была невероятно популярна среди крестьян - считалось, что именно этот правитель собирался отменить крепостное право, но сделать это ему не дали дворяне-предатели, убившие царя.

Другой секрет успеха Пугачёва - это идеально выбранное для начала восстания место. Самозванец решил не будоражить родной Дон, который к тому моменту присягнул на верность Романовым , а отправиться на мятежный Урал. Местные казаки укрывали беглых крестьян и староверов, а также категорически отказывались поступиться своими вольностями. Всех недовольных Пугачёв повёл за собой в поход на Санкт-Петербург. Многие города при этом не только не оказывали мятежникам никакого сопротивления, но и сами распахивали перед армией самозванца ворота.

Триумфальное шествие Пугачёва сопровождалось массовыми поджогами усадеб и зверскими убийствами дворян-помещиков. Правда, в военном плане армия Пугачёва оказалась не так сильна, как в мародёрстве. В 1774 году Екатерина II, решив «раз и навсегда выжечь измену», отправила на Волгу своего любимца Александра Суворова. Отозванный с театра русско-турецкой войны военачальник оказанное доверие оправдал: армия Пугачёва была разбита, а сам самозванец выдан вчерашними товарищами.

10 января 1775 года бунтовщика при массовом скоплении народа четвертовали на Болотной площади в Москве. Не избежали суровой кары и другие предводители восстания. Виселицы с повешенными мятежниками установили на деревянные плоты и пустили их плыть вниз по Волге, чтобы вся Россия видела, как обходится с изменниками матушка Екатерина.

Итоги восстания:

Из восстания Екатерина II сделала вывод, что рассчитывать престол может только на дворян. В результате крестьяне впали в ещё большую зависимость от помещиков. Чтобы ничего не напоминало о восстании, императрица переименовала реку Яик в Урал, а Яицкое казачество - в Уральское. Не обошла своим вниманием правительница и вольный Дон. Станица Зимовейская, в которой родились Емельян Пугачёв и Степан Разин, была переименована в Потёмкинскую. Также под горячую руку Екатерины II попала Запорожская сечь, которую императрица решила на всякий случай ликвидировать.

Восстание декабристов

14 декабря 1825 года группа дворян попыталась вооружённым путём сорвать вступление на трон нового императора Николая I. Мятеж на петербургской Сенатской площади был подавлен в тот же день, восставших расстреляли картечью из пушек. 1271 человек погиб. Принципиальное отличие этого путча от предыдущих заключалось в том, что заговорщики желали не расширить, а наоборот - сузить свои привилегии. Бунтовщики-дворяне хотели отменить крепостное право и провозгласить конституционную монархию. Солдаты же, более 900 из которых после пушечных залпов так и остались лежать на площади, были абсолютно не в курсе благородного порыва организаторов мятежа. Если верить городской легенде, во время допросов одного из выживших рядовых спросили, зачем он с товарищами выкрикивал «КОН-СТИ-ТУ-ЦИЯ»? И тот тогда на голубом глазу рассказал следователям, что, по его мнению, конституция - это жена Константина Павловича, старшего брата Николая I.

Итоги восстания:

Николай I решил, что России нужны не реформы, а порядок. Всё своё царствование император неутомимо боролся с революционными идеями как внутри страны, так и за её пределами. Всё это способствовало резкому разрастанию бюрократического аппарата.

Холерные бунты

В 1830 году Россия пала под натиском эпидемии холеры. Болезнь, начав наступление из оренбуржских степей, быстро подчинила себе сначала центральные, а потом и северные районы империи. Попытка властей отбиться от напасти с помощью карантинных мер встретила резкое противодействие со стороны населения.

В народе укрепилось мнение, что главными распространителями холеры являются врачи. И действуют они по приказу господ, которые за какой-то надобностью решили извести простой люд. Такие слухи подняли бунты в десятках городов. Самые мощные выступления произошли в Севастополе, Тамбове и Новгородском округе военных поселений. Ну а наиболее резонансным стало петербургское восстание 1831 года.

Горожане ворвались в холерную больницу на Сенной площади, чей персонал вскоре был либо убит, либо серьёзно искалечен. Такая же участь наверняка бы постигла и другие столичные госпитали, если бы на площадь не приехал сам император. Николай I, поднявшись в открытой коляске во весь свой исполинский рост, грубо пожурил мятежников за то, что они вздумали бунтовать, как какие-нибудь там поляки или французы.

Громогласная речь Его Величества ошеломила толпу: сотни мужиков повалились на колени и начали просить прощения у государя. Впрочем, многие профессиональные исследователи считают, что вся эта история - не более чем выдумка пропагандисткой машины империи. Факты указывают на то, что Николай I заставил людей разойтись не словом, а ружейными залпами.

Итоги восстания:

Власти продолжили проводить карантинные мероприятия, которые позволили справиться с эпидемией холеры.

Картофельные бунты

В 1840-х Урал, Поволжье и северные губернии потрясли мощные бунты, в которых приняли участие более полумиллиона человек. Поводом для выступлений стало введение посадок картофеля, которое осуществлялось насильственными методами.

Крестьяне от нового государственного эксперимента были совсем не в восторге. Опасаясь голода, губерния за губернией восставали против чужеземных клубней, которые в народе прозвали «чёртовыми яблоками» и «сатанинскими плевками». Николай I такого неуважения к собственной императорской инициативе стерпеть не мог. Крестьянские восстания были подавлены.

Итоги восстания:

Российские крестьяне были вынуждены признать необходимость посадок картофеля.

Польское восстание

В 1855 году на престол взошёл Александр II. Россия досталась императору не в лучшем состоянии: проигрыш в Крымской войне обнажил острую необходимость реформировать громоздкий и неэффективный государственный аппарат. На смену николаевским «заморозкам» закономерно приходила александровская «оттепель». Ослабление цензуры и другие либеральные преобразования нового царя на окраинах империи восприняли как сигнал к дальнейшему торгу.

Варшава потребовала от Санкт-Петербурга предоставить Царству Польскому автономию. И Александр II это требование удовлетворил. Правда, вместо благодарности императору вскоре выставили новое требование - предоставить Царству Польскому теперь уже полную независимость. Плохое понимание специфики региона привело к тому, что на западных окраинах возникло мощное революционное движение.

Поводом для начавшегося в 1863 году организованного выступления стало объявление рекрутского набора. Вместо того, чтобы идти служить, поляки напали на русские гарнизоны в Плоцке, Курове и Лукове. Повстанцы получали поддержку из-за рубежа, причём не только материальную, но и дипломатическую. Австрия, Франция и Великобритания требовали от России немедленно амнистировать всех бунтовщиков, а заодно вывести из региона войска. Европа старалась всеми силами оторвать кусок от Российской империи.

Будущий статус Царства Польского предлагалось обсудить на общеевропейской конференции. Александр II неуместные предложения отверг и посоветовал иностранным партнёрам не вмешиваться во внутрироссийские дела, если, конечно, они не хотят воевать. Проливать кровь за польскую государственность европейские державы почему-то не захотели. В 1864 году восстание на западе империи было полностью подавлено.

Итоги восстания:

Польским крестьянам передали земли, конфискованные у мятежной шляхты.

Первая русская революция

Первая русская революция началась с «кровавого воскресенья». 9 января 1905 года петербургские рабочие направились к Зимнему дворцу, чтобы вручить Николаю II петицию о нуждах трудового народа. Император в тот момент находился за городом и поэтому лично принять челобитную не мог. Демонстранты, решив, что их обманывают, попробовали прорваться в Зимний дворец. Охрана не пустила, начались беспорядки. В ходе столкновений погибли, по различным подсчётам, от ста до тысячи человек.
Исследователи указывают на то, что шествие с самого начала являло собой хорошо спланированную провокацию. Главный координатор демонстрации рабочих священник Георгий Гапон накануне 9 января откровенничал с единомышленниками: «Ну вот, подам я царю петицию, что я сделаю, если царь примет её? Тогда я выну белый платок и махну им, это значит, что у нас есть царь. Что должны сделать вы? Вы должны разойтись по своим приходам и тут же выбрать своих представителей в Учредительное собрание. Ну, а если… царь не примет петицию… что я тогда сделаю? Тогда я подниму красное знамя, это значит, что у нас нет царя, что мы сами должны добыть свои права».

Принимать составленную в ультимативной форме челобитную, которая, кроме экономических требований, также предусматривала серьёзное ограничение монархии, Николай II бы точно не стал. И поэтому, даже если бы император 9 января находился в Зимнем дворце, Гапон всё равно бы выбросил погромное знамя и народные восстания были неизбежны.

«Кровавое воскресенье» имело широкий резонанс, как в России, так и за её пределами. Расстрел демонстрации рабочих сильно ударил по популярности Николая II, чей авторитет на тот момент и без того был подорван неудачами русской армии на японском фронте. Недоверие к политическому курсу монарха также подогревали нерешённые проблемы в аграрном секторе и начавшийся мировой экономический кризис. Все эти факторы привели к тому, что страну захлестнула волна демонстраций, стачек и политических убийств. Чтобы восстановить порядок в стране, Николай II был вынужден пойти на серьёзные уступки восставшим. По итогам первой русской революции рабочие получили право на восьмичасовой рабочий день, а Россия обрела парламент.

Итоги восстания:

Народ получил ряд политических свобод (свободу слова, совести, собраний, союзов, неприкосновенность личности), появился представительный орган власти с законодательными полномочиями - Государственная Дума.

Как мы видим наиболее часто народные восстания в России 17 — начала 20 века возникали при царе Алексее Михайловиче, да при реформаторе Петре I. На Екатерину II еще пришлось крупное и прочно оставшееся в истории народное восстание Емельяна Пугачева.

В истории Русского царства, затем Российской империи народные восстания происходили часто. Обыкновенно мелкие, но были и большие. Чаще всего цель восставших - борьба против кабалы или же просто борьба за физическое выживание.

В основном восставшие - низшие слои общества, то есть холопы, крепостные, которых могли православные владыки продавать точно так же, как продают скот. Их мотив ясен.

И тут интересна реакция православной церкви, где утверждалось, что в православии есть некая абстрактная истина, раз и навсегда установленная, которую не изменить.

Восстание Болотникова

Основные силы восстания - крепостные крестьяне. Что такое крепостничество:

«Крепостное право, совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли».

Мятежники воспользовались ситуацией, так как в период Смутного времени поползли слухи о том, что убили не Лжедмитрия I, а кого-то другого. Восставшие во главе с Болотниковым утверждали, что они представляют якобы выжившего царя, Болотников называл себя воеводой Дмитрия.

Положение царя Шуйского было шатким, поэтому бунтовщиков поддержали некоторые представители знати. Восстание можно считать гражданской войной, так как в действительности в конфликте участвовали все социальные слои того периода.

Церковники не только встали на сторону Шуйского, но и сами активно подавляли восстания. В Антониево-Сийском монастыре в период выступления Болотникова постоянно конфликтовали монахи и крестьяне. Дело в том, что ранее царь подарил монастырю 22 независимые деревни, монахи закабалили крестьян.

Что происходило:

"а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали" .

Монахи сами расправлялись с непокорными крестьянами. Иногда убивали:
"а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все".

А иногда:

"со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали".

В общем, та еще духовная гармония. Правительство Шуйского подключило православную церковь к борьбе с «изменниками». Хотя в Смутное время еще не было очевидно, кто возьмет власть, церковники все же ставили на Шуйского, так как почти всю территорию он контролировал.

Главное идеологическое оружие того времени - церковь. От ее лица говорил патриарх Гермоген:

«А ею б оси, сыну, грамоту велел чести на соборе не поодинова, чтобы ведомо было всем православным крестьяном. И в свои монастырские села, по всем святым церквам, с сее нашие грамоты списки посылал к священником и, призывая их, с поучением наказывал от божественнаго писания, чтоб отпадших крестьянские веры разбойников и губителей крестьянских, злодеев, воров, не слушали никак ни в чем... и помня б на чем крест целовали государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, стояли б против воров крепко, чтоб им тако ж не погинути и з женами и з детми в разорении не быти... А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы и велят боярским холопем побивати своих бояр и жены их и вотчины и поместья им сулят, и шпыням и безъимянником вором велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити, и призывают их воров к себе и хотят им давати боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество... И государь милостив ждет их воров к себе обращения, и чтобы престала брань межуусобная и погибели бы крестьяном не было, к ним злодеем от Москвы ни един же отгоржеся, а от них к государю приезжаючи многие добивают челом, и государь милостив их вины им отпущает».

Преступники - те, кто воюет с крепостниками. И обосновывается это «божественным писанием», других оснований и не надо. Патриарх также заявлял, что участники восстания:

"отступили от бога и от православныя веры и повинулись сатане и дьяволским четам".

А воля Шуйского:

"воистину свята и праведна истиннаго крестьянского (т. е. "христианского") царя".

Все эти послания распространялись среди населения. Нужно было внушить каждому, что Болотников - слуга дьявола, раз против богоданного царя выступает.

Болотников проиграл царю, церковники распространяли грамоту Гермогена:

«Грех ради наших и всего православнаго християньства от востающих на церкви Божий и на християнскую нашу истинную веру врагов и крестопреступников межусобная брань не престанет. И бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких служивых людей беспрестанно побивают, и отцов, и матерей, и жен, и детей их всяким злым поруганием бесчестят. И православных хрестьян кровь, иже поборают за благочестивую християньскую веру и за святыя Божия церкви, аки вода проливается. И смертное посечение православным християном многое содевается, и вотчины их и поместья разоряются, и земля от воров пуста чинится».

Как можно заметить, патриарха волнуют только дворяне да бояре, его настоящие владыки, в чьих интересах он всегда вещал. А победил Шуйский только потому, что за веру сражался:

«И благочестия рачитель, великий государь наш царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, видев святыя церкви разоряеми и православную кровь напрасно проливаему, прося у... [всех небесных сил] милости, пошел сам против тех злодеев и немилостивых губителей, подобяся древним благочестивым християнским государем, иже за благочестивую християнскую веру крепце и мужественне поборая».

Впоследствии в церкви превозносили царя, утверждали, что он поставлен богом и победит всех врагов. В действительности же он правил всего несколько лет, затем свергнут при поддержке бывших сторонников. Такая же участь ждала патриарха Гермогена, поскольку он был ближайшим соратником Шуйского.

Восстание Разина

В годы, когда выступил Разин, крепостное право оформилось полностью. В ту пору также были большие проблемы в экономике, так как основные ресурсы шли на войну.

Разин каждого, кто вступал в войско, освобождал. Это привлекало крепостных крестьян и особенно так называемых инородцев, поэтому к нему переходили почти все взрослые мужчины некоторых городов. Никаких оснований у крепостных защищать государство и уж тем более баринов, конечно, не было.

Разин - герой простолюдинов, он говорил:

На захваченной территории создавался «казацкий строй». Жители делились на тысячи и сотни с выборными атаманами и все проблемы решались в «круге». К церкви Разин относился негативно, он понимал, что она - служанка царя:

"На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались".

Разин был верующим, но по взглядам близок к богомилам. К церкви восставшие относились в целом презрительно, ведь церковники сами были угнетателями. Например, в 60-х годах XVII в. только монастырям принадлежало 87907 крестьянских дворов. Церковь была прямо заинтересована в том, чтобы подобные восстания не завершились успехом.

Поэтому, как и в случае с Болотниковым, в церквях проповедовали о том, что Разин - слуга дьявола. В 1671 году Степана Разина предали анафеме. Свобода для крепостных крестьян - хуже кабалы, как считали попы, ибо крестьяне должны терпеть эксплуатацию ради жизни после смерти.

Учитывая массовую поддержку Разина, можно понять, что даже невежественные крестьяне не всегда верили церковникам. Примечательно, что Разин пытался договориться с уже бывшим и опальным патриархом Никоном, дабы использовать его влияние против власти.

Это не означает, что Разин поддерживал идеи Никона. На самом деле он мог сотрудничать и со старообрядцами, и с сектантами. Разин также заявлял, что на его стороне царь Алексей Алексеевич, который в действительности скончался незадолго до восстания. От его имени объявлялось, что будет ликвидировано крепостничество.

Патриарх Иоасаф II «обличал» Разина. Вот типичный церковный документ того периода:
"И он, Стенька, предався в неискусен ум неподобная творити, износил на имя господне и на его святую церковь хулу и священников з Дону учал збивать, хотя жить без браку, и тем истинные християнские народы от бога отлучены учинить и осквернить".

Это более страшные обвинения, чем торговля людьми. Вот еще пример (они все похожие):

"Донской казак, забыв господа бога и святую соборную и апостольскую церковь и православную христианскую веру, своровал, ему, великому государю, и всему Московскому государству изменил... А про спасителя нашего Иисуса Христа говорит он всякие хульные слова".

Спрашивается, а откуда знает этот поп, что там говорил или не говорил Степан Разин? Если хульные слова и были, то скорее они касались патриарха, а не Иисуса Христа, в которого сам Разин верил.

В ходе успешных сражений к Разину присоединялось все больше крестьян, в том числе монастырских крестьян, а это удар по кошельку церкви.

Церковники постоянно пытались восставших остановить словами о том, что если они сдадутся, то их тут же помилует власть. Мало кто слушал такие призывы, потому что это ложь. Многих бунтовщиков, которые уже после поражения Разина сдавались, убивали.

Восставшие проиграли, что неудивительно. Все-таки обученные войска сильнее бедняков. На суде Разина обвиняли не только в том, что он организовал восстание, но и в «богохульстве», «вероотступничестве» и проч.

Царь отблагодарил особо рьяных попов - подарил им земли с крестьянами. После победы во всех церквях заставляли людей присягнуть царю-батюшке «духовно». Рассказывали, что восставать против власти - это как восставать против бога. А поскольку любая власть от бога, то ничего изменить не получится. Крепостное право - нечто извечное, богоданное, что никак не уйдет в прошлое.

Восстание Пугачева

Основная причина восстания, которое было крупнейшим в те годы, - недовольство казаков, которых лишали свободы. До определенного момента казаки действительно были свободным сословием со своими порядками. Только позже они стали символов реакции, защитниками царизма и мракобесия.

Из-за потери свободы казаки нередко сопротивлялись, что приходилось направлять на них войска. Не меньшее недовольство выражали крестьяне, которых приписывали к частным заводам. Тогда никаких прав не было, и рабочую силу использовали как угодно.

В конечном итоге бунтовщики объединились. А возглавил их Емельян Пугачев, который называл себя Петром III. Он утверждал, что бежал с тюрьмы, а не погиб, как утверждали власти.

Естественно, простолюдины поверили в это достаточно легко, тем более что им обещали вернуть свободу. Крепостным крестьянам приходилось тяжелее всего. Екатерина II, которая свергла мужа при помощи элиты, стала зависима от этой элиты, действовала в ее интересах. Прежде всего наделила лиц высшего сословия большими привилегиями, частично отменила отдельные «жесткие» положения Петра Великого.

Крепостным Екатерина запретила жаловаться на хозяев. А «свобода» в плане отношения к крепостным достигла своего пика. Никаких норм больше не было. Крепостных даже проигрывали в карты, их за людей вообще не считали. Но самое ужасное, что убийства крепостных оставались безнаказанными.

Ясно, что выступать против таких порядков - право угнетенных. Тем более что они - большинство. И жестокость в данном случае, несомненно, оправдана.

И тут есть интересный момент - позиция церковников. Если в прошлом у них были все основания выступать за угнетателей, то теперь ситуация сложнее. Как уже говорилось раньше, Екатерина полностью подчинялась интересам правящего класса, в противном случае она бы не взяла власть. А представители высших сословий решили, что у церкви слишком много земель - пора делиться!

С другой стороны, само время было против церкви, так как уже бурно развивалась экономика во всем мире, нужно было просто рациональнее использовать ресурсы, в том числе землю. В общем, церковь лишилась своей собственности, и это сильно ударило по кошельку.

Попы не бедствовали, но потеряли экономическое влияние. При Екатерине II также ликвидированы десятки монастырей. Казалось бы, ужас - «гонения». Но что церковь реально могла поделать?

Начал реформу муж Екатерины Петр, но она не стала ее отменять. Реакция попов:

«Странный образ действий, которого нельзя было бы ожидать даже от басурманского правительства» .

Но все это говорилось тихо, против правительства попы не могли пойти.

Что было бы? Никто реально за попов бы не вступился, а правительственные войска легко бы успокоили негодующих церковников, а на их место поставили бы тех, кто со всем согласен, тем более что государство продолжало пользоваться услугами церкви, выделяло деньги попам.

Из высших кругов церкви нашелся только один противник секуляризации земель - митрополит Арсений (Мацеевич). Это один из самых главных церковных деятелей той поры. Но никто его не поддержал открыто, а синод - осудил. Затем его лишили сана и заточили в монастыре. Главный преступник в те годы - тот, кто выступает против власти. И неважно, какой он занимает пост.

Несмотря ни на что, церковники все же во время восстания оставались верны Екатерине. Хотя тут все было не так однозначно, поскольку на захваченной бунтовщиками территории попы нередко приветствовали «императора Петра», хотя и понимали, что это не Петр. Ну, это обычная история, церковники любой власти прислуживали.

Во время восстания особенно активно с церковниками сражались инородцы, которых насильственно крестили и угнетали. Они уничтожали не только помещиков и дворян, но и попов. Схема у царизма была простая: захват земель, установление жестких порядков, насильственное крещение. Погромы происходили еще до того, как на месте появлялся Пугачев. Нередко он въезжал в города инородцев уже беспрепятственно, а в его войска вступали новые люди. На территориях, которые контролировались Пугачевым, действовал указ о вольности крестьян.

Церковь - место, где распространялась в ту пору информация, в том числе политическая. Пугачева обличали. Он «богохульник», «слуга дьявола» и проч. и проч. Но главное, в церквях доказывали, что Пугачев - не Петр III. В качестве доказательства приводился следующий «факт»: Пугачев носит шапку потому, что палач выжег знаки на голове за какой-то проступок (ясно, что императора палач бы не тронул). Поскольку это сообщение доходило почти до всех, Пугачев с легкостью его опровергал, то есть снимал шапку и демонстрировал, что там никаких знаков нет.

Государство и на этот раз победило. Пугачева и его ближайших соратников казнили, в отдельных деревнях показательно убивали сторонников восстания, а в церквях снова говорили о «власти от бога», которая установлена на века.

spoilerID ")">

spoilerID_show_label" class="show_label_img">Источники

spoilerID_hide_label" class="hide_label_img"> Источники

spoilerID " name="spoilerID ">

1. Крепостное право. URL: http://bse.sci-lib.com/article066160.html

2. И. И. Смирнов. Восстание Болотникова 1606-1607. - М.: Политиздат, 1951. - С. 60 - 61.

3. Восстание И. Болотникова. Документы и материалы. — М.. 1959. С. 196—197.

4. Смирнов И.И. "Краткий очерк истории восстания Болотникова" - Москва: Госполитиздат, 1953.

5. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. — СПб., 1836. Т. 2. № 74.

6. Н. Костомаров. Бунт Стеньки Разина, 1994.

7. Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, 1960, с. 232.

8. Казачество: проблемы истории и историографии: материалы 28-й всероссийской заочной научной конференции, 2003.

9. П. Малыгин. Роспись 170 г. "Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества". Т. II. СПБ. 1861, стр. 401 - 402.

10. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. 1, 1954.

11. "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Сборник документов. Т. III. М. 1962, N 288, стр. 355 - 358.

12. Н. Н. Фирсов. Исторические характеристики и эскизы. Том 2. Гос. изд-во, 1922. Стр. 59.

13. Мавродин В. В. Крестьянская война в России 1773—1775 годов. Восстание Пугачёва. Том III. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. — C. 160.

14. Аксенов А. И., Овчинников Р. В., Прохоров М. Ф. Документы ставки Е. И. Пугачёва, повстанческих властей и учреждений / отв. ред. Р. В. Овчинников. — Москва: Наука, 1975. — C. 46-47.

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян – стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.

Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50–60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. «Бунташный век» – такою оценку давали они своему времени.

В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606–1607 гг., когда во главе восставших – крестьян, холопов, городской бедноты – встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.


1 . Истоки социальных потрясений «бунташного века»

Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%.

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592–1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых.

Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.

Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права – наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое создавало в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту».

Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г. – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601–02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601–1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.

2. «Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания

«Соляной» бунт, начавшийся в Москве первого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года, явился одним из мощнейших выступлений москвичей в защиту своих прав.

В «соляном» бунте участвовали стрельцы, холопы – словом, те люди, у которых были причины быть недовольными политикой правительства.

Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л.С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями взяточничества. Царь попросил разъяснений по этому делу своего «дядьку» и родственника – боярина Бориса Ивановича Морозова. Выслушав объяснения царь обещал челобитчикам решить этот вопрос. Скрывшись во дворце, царь послал четверых послов для переговоров: князя Волконского, дьяка Волошеинова, князя Темкина-Ростова, окольничего Пушкина.

Но эта мера не оказалась решением вопроса, так как послы держали себя крайне высокомерно, чем сильно разозлили просителей. Следующим неприятным фактом был выход из подчинения стрельцов. По причине высокомерия послов стрельцы избили бояр, посланных для переговоров.

На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого.

Эти чиновники опираясь на власть особо приближенного к царю И.Д. Милославского, угнетали москвичей. Они «творили несправедливый суд», брали взятки. Заняв главные места в управленческом аппарате, они имели полную свободу действий. Возводя напраслину на простых людей, они разоряли их. На третий день «соляного» бунта «чернью» было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр (Назария Чистого) – инициатора введения огромного налога на соль «чернь» избила и изрубила на куски.

После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов – родственник царя Алексея Михайловича. Жители города выразили желание чтобы Никита Иванович стал править с Алексеем Михайловичем (надо сказать, что среди москвичей Никита Иванович Романов пользовался доверием). В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь «ценным» человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах.

В обстановке бунта верхушка посада, низшие слои дворянства послали царю челобитную, в которой требовали упорядочения судопроиводства, разработки новых законов.

В результате челобитной власти пошли на уступки: стрельцам выдали по восемь рублей каждому, должников освободили от выколачивания денег битьём, были заменены проворовавшиеся судьи. Впоследствии бунт стал стихать, но бунтарям не все сошло с рук: были казнены зачинщики бунта среди холопов.

Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение.

Вот результат «соляного» бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему – принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.

До и после Соляного бунта восстания вспыхивали в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. – «хлебные бунты» в Новгороде и Пскове.

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой катастрофой в государстве и тяжёлым экономическим положением трудовых масс города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн России с Польшей и Швецией. Массовый выпуск правительством медных денег (с 1654), приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное обесценивание к серебру (в 1662 г. в 6–8 раз) привели к резкому подорожанию продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке медных монет (в чём оказались замешанными отдельные представители центральной администрации). Во многих городах (особенно в Москве) разразился голод среди основной массы горожан (несмотря на хорошие урожаи в предшествующие годы). Большое недовольство вызвало также решение правительства о новом тяжелейшем внеочередном сборе налога (пятине). Активными участниками «медного» бунта были представители городских низов столицы, и крестьяне из подмосковных сёл. Восстание вспыхнуло ранним утром 25 июля, когда во многих районах Москвы появились листовки, в которых виднейшие руководители правительства (И.Д. Милославский; И.М. Милославский; И.А. Милославский; Б.М. Хитрово; Ф.М. Ртищев) объявлялись изменниками. Толпы повстанцев направились к Красной площади, а оттуда в с. Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Восставшие (4–5 тысяч человек, в основном горожане и солдаты) окружили царскую резиденцию, передали царю свою челобитную, настаивая на выдаче указанных в листовках лиц а также на резком снижении налогов, цен на продукты и т.п. Застигнутый врасплох, царь, при котором было около 1000 вооруженных придворных и стрельцов, не рискнул пойти на расправу, пообещав повстанцам произвести расследование и наказать виновных. Повстанцы повернули в Москву, где после ухода первой группы восставших образовалась вторая и начался разгром дворов крупных купцов. В тот же день обе группы объединились, прибыли в с. Коломенское, вновь окружили царский дворец и решительно потребовали выдачи руководителей правительства, угрожая казнить их и без санкции царя. В это время в Москве после ухода второй группы восставших в с. Коломенское власти с помощью стрельцов перешли по приказу царя к активным карательным акциям, а в Коломенское уже были стянуты 3 стрелецких и 2 солдатских полка (до 8 тыс. человек). После отказа восставших разойтись началось избиение в основном безоружных людей. В ходе расправы и последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено около 1 тысячи человек, до 1,5–2 тысячи повстанцев сослано (с семьями до 8 тысяч человек).

11 июня 1663 года последовал царский указ о закрытии дворов «денежного медного дела» и возвращении к чеканке серебряных монет. Медные деньги выкупались у населения в короткий срок – в течение месяца. За одну серебряную копейку брали рубль медными деньгами. Пытаясь извлечь пользу из медных копеек, население начало покрывать их слоем ртути или серебра, выдавая за серебряные деньги. Эта хитрость вскоре была замечена, и появился царский указ о запрещении лудить медные деньги.

Итак, попытка усовершенствовать русскую денежную систему закончилась полным крахом и привела к расстройству денежного обращения, бунтам и всеобщему обеднению. Не удались ни введение системы крупных и мелких номиналов, ни попытка заменить дорогое сырье для чеканки денег на более дешевое.

Русское денежное обращение вернулось к традиционной серебряной монете. А время Алексея Михайловича получило у современников название «бунташного»

3. Крестьянская война под предводительством С. Разина

В 1667 г. После окончания войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

Он задумал поход для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

По завершению Каспийского похода Разин отдал воеводам бунчук-знак своей власти, вернул часть оружия. Затем разинцы, получив прощение Москвы, вернулись на Дон. После Каспийского похода Разин не распустил свой отряд. 17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков.

Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

4. Движение раскольников

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.


Заключение

XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольством политикой правительства Б.И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание – реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства – в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось. Но несмотря на поражение, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.


Список используемой литературы

1. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543 с.

2. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500 с.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова. – М.: Простор, 1994. – 389 с.

4. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. / Р.Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430 с.

5. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, – 380 с.